Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-10-20 | 156 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Ненецкий фольклор. Так, в хынабце «Юноша-Тохэля» по настоянию великана-людоеда герой берет его дочь в жены с условием, что она должна везти его па санях, впрягшись в них вместо оленя. Через каждые семь дней она опухает от изнеможения, предлагает ему символический брак, он отказывается от этого предложения, и по очереди призывает в качестве оленей семь волков, семь росомах и семь медведей. Она каждый раз съеживается, боясь осквернить небесных и земных зверей, на что он всегда дает один ответ: «Дочь Бога-Подземного-Мира-Сирти, у тебя нет ся» мэй (Сирти-Нга-Ню, ся"мэярюнггу). Этим он хочет сказать, что она не обладает качествами, которые могли бы отрицательно повлиять на этих животных. В данном сюжете показан путь превращения дочери чудовища в человека: вначале, при отъезде от владений отца, она сама - «олень», затем они с мужем едут на волках, росомахах, бурых медведях, а приезжают к человеческому жилью на лосях. По приезде к людям они легли спать, а ночью хозяин чума проснулся от какого-то прекрасного сияния - это сияло лицо дочери великана-людоеда - она стала человеком.
С этой поры она стала женщиной, стала ся"лом, т.е. преображенной. В ненецких фольклорных текстах к жителям Земли, оказавшимся на Небесах, т.е. в Космосе на иных планетах, обращаются Ся"мэ(й) Я' Тер" - Жители Преображенной Земли[70].
Кроме настоящих деревьев в фольклорно-этнографических материалах имеются железные деревья, как на Земле, так и в Космосе, обычно их хозяевами являются существа, враждебные или конкурирующие с людьми. Как правило, эти деревья растут на железных холмах, возле них имеются орудия пыток и убийства людей: железные качели, железные колыбели, железные огромные лезвия, выдвигающиеся из железных колодок. Сами деревья иногда служат для казни людей.
|
По представлениям ненцев, пространство Космоса очень обширно. В отношении инего употребляются выражения Нуво " ня' /Игаркануво " ня', которые можно перевести с ненецкого языка 'к небесам / к великим небесам', т.е. в Космос. Обычно персонажи для такого путешествия превращаются в железных оводов (есяпилёнгэ), железных жуков (есясингэ), железных ящериц (есятанзн-гэ). И что очень интересно: если земное путешествие измеряется днями, сушами, неделями, месяцами, сезонами, годами, длительностью человеческой жизни,то путешествие в Космосе описывается не земными временными отрезками, а как бы сжимается. О герое говорится: по Хребту Небес (Млечному пути) мчится, затем герой входит в отверстие звезды и оказывается в другом Космосе, где иногда встречаются, например, посадочные вышки Могущественного быка[71].
Часто ориентирами героев выступают Созвездие Соом - Большая Медведица (Со"омнгумгы). Звезда утренней зари (Ялэмдаднгумгы). Земные героипосещают планеты различных Громов, Солнца, людей. Жители Космоса прибываютна Землю для участия в людских делах. Но нужно отметить, что еслиЗемное пространство описывается иногда с реалистической точностью, то Космос - почти всегда эскизно. Исключение составляют тексты, в которых живут небесные люди. На Земле эпос и мифы-сказки представляют горизонтально-вертикальные многомерные миры.
Социальная мобильность связана с покорением пространств мира, имеющего своё строение, которое в ненецком фольклоре вырисовывается через путешествия героев. И каждый раз во вновь рассказываемом тексте воссоздается сложная структура Вселенной, воспринимаемая героем.
В лаханако « Нельнемяко» (Стружечка) повествование начинается с описания течения Тальниковой реки, на берегу которой живет герой со своей бабушкой. Первое табу на пространственную мобильность дано бабушкой героя: вверх по реке нельзя ходить, ходить можно только вниз по реке. Вверх по реке - место гибели отцов и место объекта охоты, приносящей гибель. Вниз по реке - освоенный мир, но чужой: темная просека людоедки парнэ и Царский город.
|
Освоение пространства героем начинается с нарушения запрета. Нельнемяко идет охотиться вверх по течению реки. Герой продает шкурки лисиц в Царском городе Заместителю царя, которому бабушка также запрещала их продавать. Во время второго визита в Царский город Заместитель царя дает ему в жены свою дочь. Но вскоре Заместитель царя заяп вляет, что герой-зять не дал выкуп за жену, и заставляет выполнять трудные задания. Выполняя трудные задания, герой открывает различные миры: мир - по направлению двери чума, - соотносящийся в быту с Нижним, загробным миром, - озеро, где живут мамонты. За чумом, за синякуем - озеро, где живут драконы. Зуб покойника, умершего три года назад, хранится в земле Кэнмин Канторика, находящейся на расстоянии трех человеческих жизней от Тальниковой реки. В какую сторону от Тальниковой реки и чума в поисках зуба покойника пошел Нельнемяко, не сказано, но на пути в землю Кэнмин Канторика он прошел через жилища «двух ругающихся покойников», «двух обнимающихся покойников», «трех своих зятей-чудовищ», перешел Огненную реку, за которой на расстоянии месяца и недели пути находится жилище-сопка Кэнмина Канторика[72].
В поисках зуба покойника герой проходит семь земель. В длинном путешествии он получает силу, которой, по утверждению его третьего зятя, никто не обладает на этой Земле. И такая сила приобретается в результате умерщвления и оживления его зятьями-чудовищами. В результате этого он получил способность пересечь на железных лыжах Огненную реку - так обычно персонажи этих жанров пересекали космическое пространство на металлических транспортных средствах, или превращаясь в металлические существа.
В земле Кэнмин Канторика стоит холодная обжигающая погода. Там он может сохранить свою человеческую сущность, не вкусив их пищи – человеческого мяса. На обратном пути младший зять предсказывает события, которые произойдут с Нельнемяко. Далее все развивается так, как сказал зять: он делает самолет для тестя, на котором тот разбивается; отвозит свою жену в ее родной Царский город; идет по пути стрелы, прилетевшей с солнечной стороны, и встречает четвертую, самую младшую сестру, с которой никогда не разговаривал ее муж; Нельнемяко заставляет зятя разговориться. Затем возвращается всвой чум, переставляет его на сопку, тем самым, подчеркивая свой новый статус, поскольку он стал Божеством благополучия (Илебямбэртей).
|
Таким образом, социальная мобильность героя тесно связана с пространственными перемещениями, применением металлических транспортных средств, общением и родством с чудовищами.
В хынабце « Едииственный-Сьш-Харючи» познание пространства тоже начинается с нарушения запрета: отец не желает, чтобы сын поехал прокатиться по окрестностям. Сын уезжает, к полудню он приезжает к крутому берегу моря, увидев Беленькую-Медведицу, начинает погоню за ней. Беленькая-Медведица уплывает в море - Единственный-Сын-Харючи преследует ее и там. Но Беленькая-Медведица навсегда помчалась по небесным дорогам - герой за ней. И вот перед ними показались десять больших чумов стойбища Ну-Ерва (Хозяина-Неба/Космоса). Беленькая-Медведица принимает облик девушки.
Хозяин-Неба предлагает Единственному-Сыну-Харючи - Сямэ-Янтер
(Жителю Преображенной Земли) покамлать на его бубне. Камлая, тот «обошел» всех Земных и Небесных божеств. В стойбище Ну-Ерва он ведет себя с жителями как равный с равными и высказывает протест против поведения Беленькой-Медведицы, требуя, чтобы впредь жители Небес не принимали облик зверей, объектов охоты, тем самым, вводя в заблуждение жителей Земли.
В конце концов он вылечивает Беленькую-Медведицу-Девушку. Отец отдает ее в жены Единственному-Сыну-Харючи. Тем самым закрепляется союз Земли и Космоса. Супруги спускаются на Землю, где становятся божествами-посредниками между Землей и Космосом.
Описание путешествий эпических и мифо-сказочных персонажей перекликается с пространственными перемещениями шаманов, когда их пути проходят через земли их врагов, помощников и покровителей, которые воспринимаются ими как отдельные самостоятельные миры[73].
Сверхъестественная пространственная мобильность присуща мифическим существам. Наиболее часто встречающийся герой Яв-мал/Яв'Мал/Яв'-Мал/ЯвмалВэсоко/ Яумал/Яво"- Малхэця - Божество Истока Великой Реки/Божество Истоков Великих Рек бегает на лыжах быстрее ветра и мысли, в беге не отстает от оленьей упряжки, может внушить другому персонажу любой образ. Средствами передвижения ему служат огнедышащий конь, просто конь, лыжи, медная лодка, деревянная лодка, олени, восемь медведей, шкура обезьяны, коровья шкура.
|
На земные обитатели представлены людьми и животными. Первая группа людей - представители реально существующих ненецкихродов: Вай, Вара, Вылка, Вэннгга, Вэра, Лидяг, Лабцуй, Не Ламбэти, Не Лаптандеры, Махако, Неняг, Неркхы, Нохо, Нядгы, Нгадер, Нгокдэта, Нгувэця,Пахаседитэта, Пуци, Пыритя, Пяся, Пяк, Сэротэта, Сюхуней, Тадибе, Тайпари, Тохэля, Тысья, Тэмя, Тэсяда, Харючи, Хоратэта, Худя, Хунггля, Хэно, Хэтанси, Ябтонгэ, Ямал, Яр. [74]
Е.Т. Пушкарева, задумываясь над причиной наименования героев конкретными реальными родовыми именами, пришла к выводу, что это жизненная необходимость в суровых арктических условиях существования. Население расселено очень дисперсно: в такой ситуации нужно надеяться только на свои силы, свои материальные ресурсы и ресурсы природы Таким образом, этот набор имен используется в психотерапевтических целях. Поскольку герои фольклора - представители реальных ненецких родов, постольку каждый человек, носитель данной фамилии, приобщается к реальным и сакральным подвигам эпического представителя своего рода. На бытовом уровне каждому подспудно понятно, что в какой-то степени и ему присущи такие необыкновенные качества, и это способствует формированию стойкости в сложных северных кочевнических условиях жизни, способствует проявлению мобильности.
Фольклорные жанры (эпические песни сюдбабцы, ярабцы ихынабцы, личные песни – ябе сё, и загадки - хобцо) представить без оленя просто невозможно. В них он - боевой друг, наперсник хозяина. Лошадь - это также постоянный персонаж ненецкого фольклора. Возможно, лошадь/конь - реминисценция памяти о забытой, но остающейся в подсознании, культуре степных кочевников[75].
По убеждению ненцев, любой персонаж, поедающий и уничтожающий людей - это Нга. Фольклор не дает его подробного описания, а только некоторые штрихи. Обычно он имеет семейство: и жену, и детей. Он интересен тем, что узнаваем - это необходимо для развертывания действия. Его образ способствует развитию смекалки слушателей, воспитанию в них стойкости и мужества перед невзгодами и испытаниями. Нга не только примитивно пожирает людей земли, но иногда при выполнении людьми чьих-то трудных заданий помогает им или даже благословляет быть каким-нибудь божеством, тем самым способствуя его социальной мобильности[76].
|
Наиболее мобильными в пространстве Земли и Космоса обитателями являются персонажи с именами Вэхэля-ко/Вэхэля/Вэхля. В отличие от других действующих лиц, которые больше тяготеют к тому или иному пространству, Вэхэли явно живут и тут, и там. Слово Вэхэляко состоит из корня -вэхэ со значением сновать туда - сюда, суетипъся, значение имени можно интерпретировать вездесущий. Вэхэляко чаще всего - младший глуповатый брат, который удачно женится и становится хозяином стойбища. Вэхэли и на Земле, и в Космосе - шаманы. В одном из хьшабцев Вэхэля - (Прародитель шаманов).
Персонажи и ряд традиционных представлений, перекочевавших в фольклор, и здесь, и там находится «в движении» – образная сущность непостоянна, герои трансформируются в зависимости от задачи, решаемой в том илиином тексте: испытание, устрашение, успокоение, излечение и оживление героя и т.п. Один и тот же персонаж, благодаря многочисленным превращениям, может быть и наземным, и подземным, и наземно-подземным, и небесно-наземным обитателем Земли, а также в каком-то образе осваивать просторы Вселенной[77].
Пространственной мобильности героев и людей способствуют средства передвижения. Средства передвижения людей отражены в ненецком фольклоре в виде загадок (таблица 1).
Таблица 1
Ненецкие загадки про средства передвижения[78]
Загадка | Отгадка |
Олень от них убегает - а они не отстают. | Нарты |
Два воробья друг друга подгоняют. | Носы нарт |
Когда пришла, когда ушла- не видно и следа. | Лодка |
Едущего никто не заметит. | Лодка |
По речной глади деревянная уточка скользит, крыльями о воду бьёт, а взлететь не может. | Лодка |
Сто ног у него, сто голов у него, а за две ноги ведут. | Невод |
Ладони раскрывает, гребешок бросает. | Вёсла и невод |
Один мужчина свои следы собирает. | Весло |
Где опускаются два крыла, там водовороты кружатся. | Вёсла |
Сам маленький, а всё стойбище перевозит. | Костылёк в упряжке |
Ростом маленький, а обозы ведёт. | Костяной вертлужок в оленьей упряжке |
Бегут два брата вперегонки, а обогнать друг друга никак не могут! | Лыжи |
Голова костяная, туловище деревянное, хвост железный. | Хорей |
На склоне холма один мужчина свесил ноги.(Скобочка для вожжа на седелке первого оленя) ***Червяк с костяной головой. | Аркан |
Одна заводь глубокая, другая заводь мелкая. | Пролёт у нарты и сидение |
Две собаки в небо лают. | Головки саней |
По склону холма аргиш извивается. | Вожжа, которой направляют оленей |
Таким образом, в ненецком фольклоре ярко отражаются процессы социальной мобильности героев, связанные с пространственными перемещениями, применением металлических транспортных средств, общением и родством с чудовищами.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!