Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-10-20 | 156 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
(анаклитическая депрессия)
Клиническая картина и ее прогрессивный характер
В ходе длительного изучения поведения младенцев мы наблюдали 123 ребенка1, то есть всю популяцию данного воспитательного учреждения на тот момент. Наблюдение за каждым ребенком продолжалось от двенадцати до восемнадцати месяцев. В этом учреждении, которое я далее называю яслями2, мы выявили чрезвычайно высокую распространенность синдрома.
Таблица 6 п опуляция
Белые | Цветные | Всего | |
Мужского пола | 37 | 24 | 61 |
Женского пола | 40 | 22 | 62 |
Всего | 77 | 46 | 123* |
* См. сноску 2.
В целом младенцы, воспитывавшиеся в яслях, имели нормальные, хорошие отношения со своими матерями в течение первых шести месяцев и хорошо развивались. Однако во второй половине первого года жизни у некоторых из них возникала плаксивость, составлявшая явный контраст их прежнему жизнерадостному поведению. Спустя какое-то время плаксивость сменялась отстраненностью: дети лежали, вытянувшись в своих кроватках, отвернув лицо, отказываясь принимать участие в окружавшей их жизни. Когда мы подходили к ним, они, как правило, нас игнорировали, хотя некоторые с вопрошающим видом следили за нами. Если мы настаивали на контакте, возобновлялись плач и даже крики, независимо от того, мужчиной или женщиной являлся наблюдатель.
1 Число 123, как и другие цифры, приводимые ниже в связи с данным исследованием частичной эмоциональной депривации, относятся к моей первой публикации на эту тему «Аналитическая депрессия» (1946Ь). Следует отметить, что в более поздней публикации (1951) вместо этой цифры упоминаются уже 170 случаев: это разногласие возникает из-за, что за истекший период мы смогли добавить к нашей популяции еще 47 детей. Эти новые субъекты дали нам дополнительную информацию, подтверждающую ранее сделанные выводы.
|
2 Подробное описание условий в этом учреждении см. в главе 2.
Плаксивость, сменявшаяся безучастностью, продолжалась от двух до трех месяцев, в течение которых некоторые младенцы вместо того, чтобы набирать вес, начинали худеть. Персонал яслей сообщал, что некоторые дети страдают бессонницей, причем настолько беспокойной, что ребенка нельзя было оставлять в палате с четырьмя другими детьми и приходилось отделять от них. Все дети обнаруживали повышенную восприимчивость к простудам. Коэффициент развития вначале свидетельствовал о задержке их личностного развития, а затем снижался еще более.
Этот поведенческий синдром сохранялся на протяжении примерно трех месяцев с нарастающими ухудшениями. Затем плач прекращался, сменяясь состоянием ступора. Теперь дети лежали или сидели с широко открытыми, лишенными выражения глазами, застывшим неподвижным лицом, глядя вдаль, словно в тумане, не замечая того, что происходило вокруг. Контакт с детьми, достигшими этой стадии, оказывался чрезвычайно затруднительным, а под конец и вовсе невозможным — в лучшем случае он снова вызывал крики.
Среди 123 детей, наблюдавшихся в течение всего первого года жизни, мы обнаружили этот синдром в наиболее чистом виде у 19 наших субъектов. Отмечались индивидуальные различия: например, в течение нескольких недель в картине болезни мог преобладать плач, а в отдельных случаях развивалась полная безучастность. В других случаях, когда удавалось преодолеть первоначальное неприятие и приблизиться, ребенок начинал отчаянно цепляться за взрослых. Несмотря на эти индивидуальные различия, клиническая картина была настолько ясной, что, как только мы привлекли к ней внимание, ее научились различать даже необученные наблюдатели. Вот типичная история болезни.
|
Случай 4 (пол женский, цветная) (Spitz, 1947). В течение первого полугодия не отмечалось ничего необычного. Это была дружелюбная цветная малышка, радостно улыбавшаяся при приближении наблюдателя. В возрасте шести с половиной месяцев мы заметили, что ее ослепительная улыбка исчезла. В последующие две недели она глубоко спала двенадцать часов в течение нашего наблюдения. Затем в ее поведении произошла перемена: девочка неподвижно лежала в колыбели, при приближении наблюдателя не приподнимала плечи и редко поднимала голову, глядя на него с выражением глубокого страдания, свойственного, скорее, больному животному. Как только наблюдатель пытался заговорить с девочкой или прикоснуться к ней, она начинала
245
плакать. Ее плач не был похож на обычный плач младенцев, сопровождающийся различными звуками и даже криками, которые выражают неудовольствие: девочка плакала беззвучно, слезы струились по ее лицу. Когда наблюдатель заговаривал с ней ласковым успокоительным тоном, это только усиливало плач. Начинались также стоны и всхлипывания, от которых сотрясалось все тело девочки.
В последующие два месяца эта реакция усилилась. Устанавливать контакт с ребенком становилось все труднее. В наших протоколах зафиксировано, что семью неделями позже нам потребовался почти час на установление контакта. За это время девочка потеряла в весе, и у нее начались серьезные проблемы с питанием: она с трудом принимала пищу, и ее часто рвало.
Такова вполне типичная картина этого синдрома. Индивидуальные различия могут включать цепляние за наблюдателя и рыдания у него на руках или, как уже упоминалось, бессонницу и возбуждение.
Теперь я опишу обычное развитие этого синдрома, месяц за месяцем, которое мы наблюдали у девятнадцати детей при первом нашем исследовании, а в дальнейшем еще у пятнадцати.
Первый месяц: ребенок становится плаксивым, требовательным, проявляет тенденцию цепляться за наблюдателя, когда тому удается установить контакт с малышом.
Второй месяц: плач часто переходит в рыдания. Снижается вес. Коэффициент развития не возрастает.
Третий месяц: дети отказываются от контакта. Большую часть времени они лежат в кроватке на спине, что является патогномическим признаком (рис. 14). Наблюдается повышенная чувствительность к заболеваниям, отставание в моторике становится глобальным. Выражение лица становится ригидным (рис. 15).
|
Рис. 14. Патогномическая позиция |
Рис. 15. Анаклитическая депрессия
После третьего месяца: ригидное выражение лица закрепляется.
Плач прекращается, сменяясь хныканьем. Отставание в историке нарастает, переходя в летаргию. Коэффициент развития падает.
Этиологические факторы
Мы обнаружили, что все дети в нашей популяции, у которых развился этот синдром, испытали нечто общее: в какой-то момент между шестым и восьмым месяцами жизни все они лишались матери на период не менее трех месяцев. Разлука обусловливалась чисто внешними, административными причинами. До этого момента мать полностью заботилась о своем ребенке. В силу особого статуса этого учреждения мать проводила с ребенком даже больше времени, чем она уделяла бы ему в обычной семье. После отделения от матери у каждого из этих детей развивался описанный выше синдром, который не возник ни у одного ребенка, не пережившего разлуки с матерью.
Симптоматика и выражение лица этих детей чрезвычайно похожи на те, что мы наблюдаем у взрослых, страдающих депрессией.
Учитывая несовершенство психического аппарата младенца, а также специфические этиологические факторы, которые вызывают это состояние, необходимо было провести четкую границу между этим синдромом и нозологическим понятием депрессии у взрослых. Потому я
247
назвал этот синдром «аналитической депрессией» (1946b)1.
В этом расстройстве выделяются еще некоторые важные особенности. Во-первых, если ребенок, страдающий анаклитической депрессией, остается без материнской опеки или приемлемой замены в течение более длительного периода, нежели три—пять месяцев, то его состояние еще более ухудшается. Обнаружилось, что после трех месяцев разлуки начинается переходный период длительностью примерно два месяца, в течение которого все вышеперечисленные симптомы становятся более выраженными и аккумулируются. И наоборот, если во время переходного периода мать возвращается, большинству детей удается оправиться. Вряд ли это выздоровление является полным; я бы предположил, что данное расстройство оставляет рубцы, которые дадут о себе знать в более поздние годы. Однако мы пока не имеем на этот счет убедительных доказательств.
|
Тем не менее, если разлука продолжается более пяти месяцев, симптоматика радикально меняется, перерастая в прогностически неблагоприятный синдром, описанный мной как «госпитализм» (1945а), о котором пойдет речь дальше.
Прогрессивное течение анаклитической депрессии хорошо иллюстрируется графиком коэффициента развития этих детей, который показывает разницу между средними коэффициентами развития детей, подвергшихся разлуке, и тех, кто не был отделен от матери (рис. 16).
Еще более, чем сопоставление коэффициентов развития в этих группах детей, впечатляет таблица 7, отражающая только состояние разлученных детей.
'Недавно Боулби (1960) подчеркнул необходимость разграничивать «депрессию как нозологическое понятие» и термин «депрессия», означающий аффективное состояние. Я полностью с ним согласен: термин «депрессия» зачастую применяется слишком вольно — как к состояниям, наблюдаемым у взрослых, так и к расстройствам младенчества (см.: Spitz, 1960а). В своей работе я использовал термин «депрессия» в качестве нозологического понятия, описывая клиническую картину, которую я назвал «анаклитической депрессией». Далее эта картина будет описана с точки зрения ее структуры и динамики.
Рис. 16. Различия факторов окружающей среды в развитии
Таблица 7 Влияние продолжительности разлуки с матерью на уровень развития
Продолжительность разлуки | Среднее снижение КР* |
До 3 месяцев | -12,5 |
От 3 до 4 месяцев | -14 |
От 4 до 5 месяцев | -14 |
Более 5 месяцев | -25 |
* Как уже отмечалось в первой части книги, мы не рассматриваем коэффициент развития в качестве адекватной меры для оценки развития младенца, будь то в целом или в отдельных сферах. Коэффициенты — удобное средство для приблизительного сопоставления различных групп детей, и в качестве такового они могут служить дополнительным доказательством или иллюстрацией к клиническим данным и записям.
Цифры, приведенные в таблице 8, чуть ли не с точностью специального эксперимента подтверждают мое предположение относительно этиологии заболевания, то есть то, что оно вызвано отделением ребенка от либидинозного объекта. В этой таблице мы сопоставили длительность разлуки (в месяцах) со средним ростом коэффициента развития, то есть с количественно выраженной степенью выздо-
249
ровления ребенка после воссоединения с матерью. Особенно впечатляет быстрое возрастание коэффициента развития в тех случаях, когда разлука продолжалась не более трех месяцев. Разлука длительностью от трех до пяти месяцев образует переходный период, плато; если же разлука длится более пяти месяцев, выздоровление не наступает.
|
Таблица 8Влияние воссоединения с матерью на коэффициент развития
Продолжительность разлуки | Возрастание КР после воссоединения |
До 3 месяцев | +25 |
От 3 до 4 месяцев | +13 |
От 4 до 5 месяцев | + 12 |
Более 5 месяцев | -4 |
Симптоматика у детей, разлученных с матерью, поразительно напоминает симптомы, знакомые нам по депрессии взрослых. Более того, в этиологии этого расстройства и у детей, и у взрослых на первый план выдвигается фактор утраты объекта любви, причем в такой степени, что его можно принять за решающий фактор.
Однако с точки зрения структуры и динамики депрессия взрослых и депрессия младенцев несопоставимы; они представляют собой совершенно различные психические комплексы. Динамика депрессии у взрослых обусловлена наличием садистски жестокого Сверх-Я, от неумолимого преследования которого рушится Я.
У младенца не может быть ничего подобного, поскольку на этой стадии невозможно выделить даже предтечи Сверх-Я. Поэтому здесь мы видим лишь поверхностное сходство нозологической картины. Симптомы похожи, но лежащие в их основе процессы фундаментально различаются. Именно поэтому я ввел новую психиатрическую категорию, понятие аналитической1 депрессии, чтобы обозначить вы-
1 Аналитический = опирающийся. «Первые аутоэротические удовлетворения возникают в связи с жизненными функциями, которые служат задаче самосохранения» (Freud, 1914b). «Аналитический выбор объекта определяется изначальной зависимостью ребенка от человека, который его кормит, заботится о нем и ласкает. Фрейд указывает, что в самом начале влечение развертывается анаклитически, то есть опираясь на удовлетворение потребности, необходимой для выживания» (Spitz, 1957).
шеописанные расстройства у младенцев. Их следует четко отделять от депрессии взрослых, от понятия «депрессивной позиции» Мелани Кляйн1 и понятия горя у Боулби.
Необходимым условием для развития аналитической депрессии являются хорошие отношения ребенка с матерью до разлуки. Примечательно, что в случае плохих отношений между матерью и ребенком до разлуки дети, отделенные от матери, обнаруживают совершенно иные расстройства. Первоначально я отнес эти случаи к категории «легкой депрессии» (1946b). Под глубоким впечатлением от внешних симптомов депрессивного поведения у младенцев я счел состояние, названное мною «легкой депрессией», просто отклоняющимся случаем.
Однако, учитывая достаточно большое количество подобных «отклонений», я решил проверить все полученные нами данные об отношениях между матерями и детьми в нашей популяции, соотнося их со степенью расстройств у конкретных детей.
Результаты такого сопоставления представлены на рис. 17. Цифры говорят сами за себя. Совершенно очевидно, что заменить удовлетворительный объект любви гораздо труднее, нежели неудовлетворительный.
|
Рис. 17 Ясли: отношения между матерью и ребенком
1 Обсуждение концепции «депрессивной позиции» у Мелани Кляйн см. в работах Вельдера (1936) и Гловера (1945).
251
Соответственно, в тех случаях, когда разлука нарушает хорошие отношения между матерью и ребенком, анаклити-ческая депрессия возникает гораздо чаще и в более резкой форме. При явно выраженных плохих отношениях мы не констатировали ни одного случая возникновения анаклитической депрессии. В этих случаях любая замена оказывается ничуть не хуже непригодной биологической матери.
В ходе дальнейших исследований выяснилось, что за симптомами «легкой депрессии» скрывается целый ряд психотоксических расстройств, которые вызывались не утратой объекта, а развивались в результате отношений, предшествовавших отделению от матери.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!