
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
![]() |
![]() |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ПОЗОЛОТНЫЕ РАБОТЫ ПРИ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ
(Вторая редакция)
МОСКВА — 1987
Настоящие методические рекомендации являются второй редакцией Инструкции по позолотным работам при реставрации памятников архитектуры, выпущенной объединением «Росреставрация» в 1982 году.
Вторая редакция подготовлена ведущими специалистами | >(>1.единения «Росреставрация» и института «Спецпроектреставрация» Нсдовичем Н. Д., Ромашковой М. П. и Гельфельдом Л. С.
Редакция вызвана необходимостью устранить ряд неточностей в тексте первого издания, изменением нормативных документов на материалы, применяемые при золочении, а также необходимостью выполнения позолотных работ на современных материалах.
Изменения, внесенные во вторую редакцию, проработаны с ленинградскими и московскими специалистами-позолотчиками.
Методические рекомендации утверждены на заседании Научно-реставрационного совета объединения «Росреставрация» 9 июня 1986 года (протокол № 15).
© Объединение «Росреставрация», 1987 г.
С древнейших времен в архитектуре и прикладном искусстве архитекторы, художники, мастера прикладного искусства применяли золото как особое средство украшения, являющееся одновременно хорошей защитой материалов от воздействия окружающей среды.
В наши дни, когда сохранение памятников истории и культуры стало общегосударственным делом, фронт производства позолотных работ постоянно увеличивается и совершенствуется. Появилась необходимость в золочении новых металлов и сплавов — титана, алюминия и других, применяемых как в декоративной отделке зданий и сооружений, так и в памятниках, посвященных Великой Отечественной войне и послевоенным событиям.
|
Специфика реставрации позолоты, ее промывка, укрепление, восполнение и золочение вновь, требует высокого мастерства реставраторов-позолотчиков, а также современных технологии и материалов.
Настоящая работа определяет оптимальные методы реставрации, консервации и восстановления различных видов позолоты на деталях памятников архитектуры и предметах прикладного искусства, обеспечивает внедрение в реставрационную практику современных достижений науки и техники, совершенствование организации производства и технологии реставрационных работ, повышение их качества и долговечности.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Все виды позолотных работ являются заключительным этапом реставрации памятников.
1.2. Реставрационные работы по позолоте деталей памятников архитектуры и предметов прикладного искусства должны выполняться при строгом соблюдении следующих правил:
— максимальное сохранение в процессе работы всего подлинного; все переделки, удаление поздних слоев и вставок, замена отдельных элементов, реконструкция или воссоздание должны быть научно обоснованы;
— используемый способ золочения не должен отличаться от первоначального;
— необходимо обеспечить совместимость применяемых при реставрации новых материалов со старыми;
— методика реставрации позолоты должна включать в себя элементы консервации самого предмета: антисептирование, нанесение защитных покрытий, обеспечение устойчивости к температурно-влажностному и инфляционному режимам, к активным реагентам атмосферы и биоразрушителям.
1.3. Работы на предметах прикладного искусства должны проводиться в условиях благоприятного и стабильного температурно-влажностного режима, при температуре воздуха не ниже +14°С.
1.4. Золочение листовым сусальным золотом ведется следующими способами: масляным, клеевым, на полимент. Применяется также гальванический метод золочения. Древний способ золочения металлов «через огонь» (так называемое огневое золочение) ртутно-золотой амальгамой в настоящее время запрещен из-за токсичности.
|
1.5. Масляное золочение, как наиболее устойчивое к воздействию влаги и агрессивных агентов атмосферы, применяли и как при работах в помещении, так и при наружных работах.
1.6. Клеевое золочение и золочение на полимент допускается только в закрытых отапливаемых помещениях на материалах, имеющих пористую структуру (гипс, дерево, папье-маше и т. д.).
1.7. Все материалы, необходимые для подготовки поверхности под позолоту, должны иметь паспорт или заключение лаборатории на соответствие их ГОСТу, так как от качества подготовки поверхности зависит долговечность позолоты.
1.8. Расход золота при проведении всех видов реставрационных работ определяется по нормам, утвержденным Министерством культуры СССР, на основе обмерных чертежей объектов, подлежащих золочению.
1.9. Сусальное золото выпускается в виде листов размером, в основном, 91,5X91,5 мм.
Листы золота уложены в книжки из папиросной бумаги. В каждой книжке содержится 60 листов золота. Толщина золотых листов различна и варьируется от 0,13 до 0,67 микрона. Вес книжки, в зависимости от толщины листов золота, колеблется от 1,25 г. до 6 г. Книжки весом 2,5 г и более применяются для золочения только наружных поверхностей. Книжки весом от 1,25 г до 2,5 г применяются для золочения предметов внутри помещений.
1.10. Для получения однородного по цвету золотого покрытия книжки золота перед употреблением проверяют и подбирают по тону. Листы золота с примесью инородных металлов, а также с морщинами и складками, необходимо отбраковывать. Если дефекты на золоте выявлены после наклейки на поверхность, дефектные места необходимо позолотить вновь (зафликовать). При отбраковке составляется акт сдачи золота на завод для обмена.
1.11. Остатки золота, полученные в процессе реставрации позолоты, необходимо сдавать на завод вторичной переработки драгоценных металлов (см. приложение 5).
1.12. Для съемных небольших деталей внутри помещения (дверной и оконной фурнитуры, электроарматуры и т. д.) используется метод гальванического золочения, дающий плотные, тонкие пленки, имеющие хорошее сцепление с основным металлом. Из-за сложной аппаратуры и применения ядовитых электролитов этот метод применяется, главным образом, в заводских условиях и поэтому в данных методических рекомендациях не рассматривается.
|
В. Закрепление левкаса
3.13. Отдельные фрагменты левкасного грунта и жесткие деформированные чешуйки укладывают в местах отставания, проклеивают водной дисперсией ВА-2ЭГА или животными клеями (осетровым, желатиновым, столярным с содержанием в теплом растворе 3—8% сухого клея и антисептика) и прижимают увлажненным тампоном. Водная дисперсия ВА-2ЭГА или раствор клея размягчает фрагменты старого и жесткого грунта, что облегчает укладку золота. В трудных случаях, когда фрагменты левкаса и чешуйки (при животном клее) не поддаются размягчению, необходима припарка утюгом t = 50-70°C, а при синтетических клеях нужно использовать прижимной груз.
3.14. Под отслаивающиеся чешуйки и фрагменты клеевой раствор наносят пипеткой, шприцом или кисточкой; в сложных случаях — при осыпании грунта — через микалентную бумагу. Затем все чешуйки аккуратно укладывают и прижимают увлажненным тампоном.
Г. Закрепление позолоты
3.19. Перед началом работ по закреплению позолоты необходимо тщательно осмотреть и обследовать каждый участок.
Позолоту с волосяными трещинами не закрепляют. Позолоту с трещинами от 0,5 мм и более, слегка отстающую от грунта, закрепляют после предварительной промывки.
Сильно разрушенную позолоту, легко отстающую при прикосновении, сначала закрепляют, а затем промывают.
3.20. Для закрепления позолоты в сухих помещениях можно применять высококачественный животный клей: рыбий, светлый костный или технический желатин.
Закрепление производят в два приема: сначала более жидким клеем 8—10%-ной концентрации (80—100 г сухого клея на 1 л воды), затем клеем 15—20%-ной концентрации (150—200 г на 1 л воды).
3.21. Для приготовления слабого клеевого раствора из желатина на 1 л воды берут 50 г желатина, а для крепкого — 100 г. Закрепление производят теплым раствором (t = +30°C). В клеевые растворы как консервант добавляют антисептики: 4%-ный раствор формалина или карболовой кислоты. Для получения слабого клеевого раствора в 1 литр воды вводят 2 см3, а для крепкого — 4 см3 4%-ного раствора формалина.
|
Формалин добавляют перед началом работы.
Карболовую кислоту (кристаллическую) вводят соответственно: в слабый клеевой раствор 2 г, в крепкий — 4 г на 1 л. Перед добавлением в клеевой раствор кислоту разводят в небольшом количестве воды.
3.22. Клей наносят очень аккуратно по месту трещины шприцом или тонкой мягкой кисточкой, не допуская затекания его на позолоту.
Удаление излишков клея с позолоты после ее укрепления производят до полного его высыхания в трещинах (6—8 часов) мягким тампоном, смоченным теплой водой.
Не следует пользоваться тампоном, сильно смоченным водой, так как обильное смачивание приведет к отставанию позолоты вследствие размягчения клея.
3.23. Закрепление позолоты (как и левкаса) рекомендуется выполнять водными эмульсиями синтетических клеев ВА-2ЭГА и СВЭД (см. пп. 3.13, 3.15, 3.17).
А. Подготовительные работы
(Очистка и укрепление поверхности)
4.1. Прежде чем приступить к подготовке поверхности под позолоту, необходимо промыть ее от пыли и грязи, снять остатки старой позолоты, если это предусмотрено методикой реставрационных работ, и произвести проверку и исправление всех деталей, подлежащих золочению.
4.2. Очищенная и исправленная поверхность должна максимально сохранять авторский слой. Докомпоновки и элементы протезирования зачищают шлифовальной шкуркой сродного зерна, после чего обметают сухой кистью и закрепляют горячей натуральной льняной олифой или столярным клеем.
4.3. Укрепление элементов резьбы по дереву, подлежащих грунтованию левкашением, производят 2—3-разовым проклеиванием и просушкой каждого слоя. Проклеивание выполняют тем же клеем, на основе которого (как связующее) приготовлен левкас. Это обеспечивает хорошую адгезию и исключает отслаивание.
4.4. Первую проклейку (пропитку) выполняют клеем жидкой консистенции, а каждую последующую — более густой: животными каллагеновыми клеями 5‑15%‑ной концентрации поливиниловым спиртом 3—7%-ной, ВА-2ЭГА и СВЭД 3—10%-ной.
Проклейку животными клеями выполняют горячим раствором. После высыхания на поверхности не должно оставаться никаких следов клея, он должен полностью впитываться в гигроскопическую поверхность основы предмета.
4.5. Поверхность гипсовой, штукатурной и мастичной основы покрывают теплой смесью олифы со скипидаром или уайт-спиритом в соотношении от 3:1 до 1:1 (в зависимости от плотности материала основы).
4.6. Предметы со слабой основой, трещинами и стыками заклеивают «паволокой» (мягкой тонкой хлопчатобумажной тканью). Назначение «паволоки» — предотвратить в последующем разрывы грунта и позолоты на слабых местах основы.
|
На крупных элементах архитектурного декора заклейку производят мешковиной или полотном, на мелких — мадаполамом или тонкой тканью, а на особенно тонких, миниатюрных — батистом.
4.7. Поверхность основы из кости, стекла, мастики и особенно металла (после удаления осыпающегося грунта) необходимо тщательно очистить и прошлифовать.
Работы выполняют скальпелем, водостойкой шкуркой: твердые слои металлической коррозии предварительно обрабатывают 10%-ным водным раствором трилона «Б».
Б. Работы по левкасу
Приготовление левкаса
4.8. Основным грунтом под позолоту для предметов из гигроскопических материалов (дерево, папье-маше, гипс, мастика) является левкас — плотное гладкое и твердое покрытие, которое состоит из наполнителя (мела, гипса или каолина) и связующего (клея). Такое покрытие дает возможность окончательно формовать рельеф предмета и является основой для накладки золота.
4.9. Для приготовления левкаса в 1 л воды кладут 100 г плиточного столярного клея. Через сутки, когда клей размокнет, его расплавляют при подогреве. В теплый (но не в горячий!) раствор клея через сито просеивают мел до тех пор, пока на поверхности не появится слой мела в 1—2 см. Мешать клей и мел не следует, так как от перемешивания при нанесении на поверхность предмета образуются мелкие отверстия от пузырей воздуха. Примерно через час, когда весь мел пропитается клеем, его можно размешать до получения однородной массы, стекающей с кисти в виде длинных нитей. Тщательно перемешанную массу процеживают через сито № 3600. Клей можно заменить поливиниловым спиртом (ПВС).
Качество левкашения не будет высоким, если левкас несвежий, поэтому готовить его следует небольшими порциями, рассчитанными на 2—3 дня работы.
По своей консистенции и составу левкасы отличаются крепостью (зависит от количества клея) и густотой (зависит от количества наполнителя).
Для первых слоев покрытия приготовляют более крепкий левкас (до 12% животного клея и 8% ПВС), а для последующих — менее крепкий (8% животного клея и 6% ПВС), но более густой. В качестве пластификатора в левкас добавляют олифу (до 10% по объему). При золочении на полимент и на клей олифу в левкас не добавляют.
4.10. Если необходимо придать левкасу повышенную твердость на истирание (например, левкашение подлокотников кресел), то в массу добавляют в качестве наполнителя мраморную пудру. Для получения цветных левкасов к основным компонентам (см. п. 4.8) добавляют сухие пигменты (красители).
Нанесение левкаса
4.11. На проклеенную поверхность основы предмета левкас наносят последовательно слоями, чередуя методы нанесения — «внатыч» и «впригладку» (торцуют и намазывают). Каждый слой просушивают в течение 2—3 часов.
Общее количество слоев, зависящее от степени ровности поверхности основы, ее формы, наличия на предмете цировки, от метода золочения, должно быть определено при утверждении методики реставрационных работ. Левкас наносят на поверхность основы щетинной кистью.
4.12. После нанесения нескольких слоев левкаса и хорошей просушки поверхность осматривают, места неровностей (ямки, проседания, натеки и заусенцы) подмазывают густым левкасом и зачищают режущим инструментом.
Чтобы придать элементам сложной резьбы необходимую форму и лучше выровнять поверхность, левкашение продолжают более густым левкасом (наносят еще несколько слоев той же техникой).
4.13. По достижении необходимой толщины покрытия производят повторную зачистку с «прорезкой» рельефа резьбы и выявлением формы ее элементов. Эту работу выполняют режущими инструментами (долотьями и стамесками) по поверхности, смоченной водой.
4.14. После прорезки и выборочной зачистки всю поверхность левкаса шлифуют («лишуют»). «Лишёвку» выполняют по слегка смоченной водой поверхности левкаса шлифовальной шкуркой, пемзой и хвощом до абсолютно гладкой поверхности.
При увлажненной поверхности «лишёвку» необходимо делать быстро, чтобы вода не размочила левкас, не проникла через него и не повредила клеевой слой подготовки.
4.15. В отдельных сложных случаях, когда необходимо особенное утолщение покрытия, чтобы обеспечить глубокую цировку рисунка, густой левкас накладывают дополнительно (до 15-ти слоев) с последующей прорезкой рельефа и шлифовкой. Обработанный левкас после прорезки и «лишёвки» должен иметь гладкую, слегка матовую («фарфоровую») поверхность, а формы элементов резьбы — полностью соответствовать стилю, манере и замыслу автора.
В. Золочение на полимент
Приготовление полимента
4.19. Жирную, предварительно отмученную глину на несколько дней замачивают. Затем мелко растирают, подогревают на водяной бане и тщательно перемешивают с постепенно добавляемой теплой массой следующего состава (вес. ч.): глина — 100; детское мыло — 2; воск — 1; свиной жир — 0,5; спермацет — 0,5.
Перед употреблением полимент растирают курантом на мраморной плите и разбавляют «разводом».
4.20. Развод готовят следующим образом: яичные белки сбивают с водой в весовом соотношении 1:4, затем полученную смесь выдерживают в течение нескольких дней в теплом темном месте до сильного протухания.
Нанесение полимента
4.21. Перед нанесением полимента предварительно ставят практические пробы, т. е. испытывают его на блеск («полер»), жесткость и адгезию.
По результатам проб вносят поправки в рецептуру: добавляют тот или иной компонент полимента и определяют необходимую степень разбавления его разводом.
4.22. Для первого покрытия используют полимент, разбавленный разводом на 75% (для лучшего сцепления всего полиментного покрытия с грунтом), для второго и третьего — на 50%, для четвертого — на 33%).
Последнее покрытие («сполоск») вновь выполняют полиментом самой жидкой консистенции.
Полимент наносят колонковой или беличьей кистью ровными тонкими слоями (до 10 слоев) с перерывами для просушки каждого слоя.
По высыхании каждый слой протирают суконкой («очесывают»).
Накладка золота на полимент и полировка
4.23. На увлажненную водкой поверхность полимента накладывают листки золота «внахлест» (до 1,5—2 мм) и тщательно «притыкают» их беличьей короткой кисточкой («притычкой») особенно в местах углублений.
4.24. При золочении больших гладких поверхностей золото накладывают с книжки целыми листами, а при золочении рельефных поверхностей золото «выдувают» из книжки на специальную подушку из замши, режут золотарным ножом на отдельные части («строфья»), затем веерообразной кистью («лапкой»), изготовленной из беличьего хвоста, переносят на поверхность, предназначенную для золочения, и притирают.
4.25. Полировку золота производят спустя 2—3 часа после золочения, разглаживая его до блеска сердоликовыми или агатовыми «зубками». Плавно, несильно надавливая, выравнивают мелкие дефекты на сусальном золоте. При этом необходима особая осторожность, чтобы не «раздавить» золото и не вызвать шелушение левкаса.
Образовавшиеся трещины, разрывы золота, недозолоченные участки «фликуют», т. е. места дефектов золотят вновь.
Г. Золочение на клей
4.26. Этот старинный метод требует меньше времени, но выполненное им золочение сравнительно малоустойчиво к воздействию сырости и микроорганизмов. Накладка золота, требующая абсолютно равномерного увлажнения клеевого слоя, и последующая фликовка должны выполняться только высококвалифицированными мастерами.
4.27. Клеевое золочение выполняют только по клеевому грунту.
4.28. Перед накладкой золота поверхность покрывают ровным слоем теплого раствора осетрового или чесночного клея или желатина с добавлением в них антисептика (п. 3.21) и оставляют на просушку.
Предварительными пробами проверяют адгезию и равномерность клеевого слоя, а также определяют необходимую степень его увлажнения.
4.29. Смачивая участок водкой, накладывают листик золота и аккуратно притирают его тампоном. Места разрывов, трещин и просветов «фликуют».
Б. Подготовка материалов и нанесение грунтовочных слоев
5.8. Грунт готовят непосредственно перед применением, смешивая в соотношении 1: 1 свинцовый сурик и лак ЯН-54 (или лак ГФ-166), затем его процеживают через сито 3600 отв/см2.
5.9. Шпаклевку для заделки фальцев, швов, трещин и выбоин готовят из свинцового сурика и лака ЯН-54 (или ГФ-166), либо из свинцового сурика и олифы. Шпаклевка должна быть эластичной, плотно без усилий заполнять промежутки между фальцами.
5.10. Состав для окраски поверхности готовят из тонкотертого свинцового крона и лака ЯН-54 или ЯН-153 (или ГФ-166) с добавлением свинцового сурика для придания окрасочному слою теплого тона.
Свинцовый крон перед употреблением процеживают через сито 3600 отв/см2.
Масляный лак ЯН-153, если он густой, перед употреблением разбавляют на 20‑25% уайт-спиритом или скипидаром, чтобы не было толстой пленки.
5.11. На очищенную поверхность наносят грунт, приготовленный из свинцового сурика и лака ЯН-54 (или ГФ-166) в соотношении 1:1.
Наносят грунт за 2—3 раза тонким слоем мягкой щетинной кистью с промежуточной просушкой каждого слоя не менее суток при температуре воздуха не ниже плюс 14°С.
5.12. Перед нанесением последующего слоя грунта просушенную поверхность шлифуют водостойкой шкуркой среднего зерна, затем промывают теплой водой и протирают ветошью.
5.13. После просушки первого слоя грунта поверхность по мере необходимости шпаклюют от одного до трех раз слоем не толще 0,5 мм.
Шпаклюют только швы, трещины, выбоины. Если швы глубокие, то их следует предварительно заделать паклей, пропитанной свинцовым суриком на лаке ЯН-54 (или ГФ-166). Сушат каждый слой шпаклевки не менее суток. После просушки последнего слоя шпаклевку зачищают пемзой и шлифовальной шкуркой до абсолютно гладкой поверхности. После шпаклевания наносят второй слой грунта.
5.14. Загрунтованную и просушенную поверхность шлифуют водостойкой шлифовальной шкуркой, промывают водой, просушивают и покрывают тонкотертым свинцовым кроном, разведенным на лаке ЯН-54 или ЯН-153 (или ГФ-166).
Оттенок позолоты зависит от цвета красочного слоя. Цвет подбирают по образцу, выданному ведущим архитектором проекта. Красочный слой крона, разведенного на лаке ЯН-54, сушат не менее двух суток, на лаке ЯН-153 — не менее пяти суток, а на лаке ГФ-166 — не менее трех суток.
5.15. Перед нанесением первого слоя масляного лака поверхность шлифуют пемзовым порошком с войлоком и протирают уайт-спиритом для улучшения адгезии с последующим лаковым покрытием.
5.16. Масляный лак ЯН-54, ЯН-153 (или ГФ-166) наносят два раза тонкими ровными слоями без потеков.
После просушки первого слоя лака поверхность полируют порошком пемзы или трепела, просеянным через сито № 3600, а затем войлоком или фетром с водой.
Отполированную поверхность промывают чистой водой, протирают ветошью и покрывают вторым слоем масляного лака. Каждый слой лака ЯН-153 сушат не менее 5 суток; каждый слой лака ГФ-166 — не менее 3 суток; первый слой лака ЯН-54 — не менее суток, второй — от трех до пяти суток.
5.17. Хорошо просушенную лаковую пленку шлифуют пемзой с мыльной водой. Этот вид шлифования идеально выравнивает поверхность, которая приобретает фактурность, усиливающую матовый эффект позолоты.
Для получения глянцевой («полерной») позолоты матовую поверхность снова покрывают лаком и не шлифуют пемзой, а располировывают до блеска трепелом.
5.18. Перед нанесением лака МА-594 с поверхности удаляют пыль (протирают ветошью). Лак наносят кистью ровным слоем и растирают тампоном из ваты до тонкого слоя (досуха). Вату для каждого растирания берут чистую. Отработанную вату заливают водой, складывают в металлические емкости и удаляют с места работы во избежание пожара.
Б. Фактурное золочение
(по песку, зерну и др.)
6.10. Процесс золочения по песку или зерну тот же, что и при обычном золочении на лаке МА-594 (п. 5.15).
6.11. Перед последней операцией поверхность покрывают лаком МА-594 кистью (ватой не снимают!), и на лак накладывают мелкий, чистый песок или зерно. Когда лак высохнет и песок или зерно плотно приклеятся, поверхность вновь покрывают лаком МА-594.
На достигший рабочего «отлипа» лак МА-594 накладывают золото по ранее описанной технологии (пп. 5.19—5.21).
Г. Золочение по камню
6.15. Обычно это золочение букв или рельефных изображений на памятниках. Буквы и рельеф выравнивают и огрунтовывают масляной краской, изготовленной из охры или умбры на натуральной олифе.
6.16. Наносят лак МА-594 на рельеф и примыкающие поверхности. Накладывают сусальное золото «на отлип» и производят вышпаровку рельефа.
Д. Золочение поталью
6.17. Поталь — сплав меди и цинка (11: 2), представляющий собой имитацию сусального золота.
В последние годы в СССР не производят поталь,- при необходимости используют итальянские и французские потали.
6.18. Золочение поталью чаще всего выполняют на полименте. В связи с тем, что листочки потали толще натурального сусального золота, раствор клея для подготовки под полимент делают крепче, чем при использовании натурального золота.
6.19. При золочении поталью на лак МА-594 или «гульфарбу» подготовка поверхности та же, что и под позолоту.
Наложенные и просушенные листки потали полируют и для защиты от атмосферного окисления покрывают прозрачным лаком.
СОПУТСТВУЮЩИЕ РАБОТЫ
А. Тонирование позолоты
7.1. Отреставрированные участки (восстановленные утраты) старинного золоченого предмета, резко выделяющиеся на общем фоне старой позолоты, патинируют — покрывают особыми составами, которые «приглушают» блеск вновь наложенного золота. Какого-либо универсального химиката, патинирующего золото, не существует, и технология обработки «под старину» заключается практически в искусной, едва заметной раскраске вызолоченной поверхности различными, нужного тона и цвета прозрачными — лисировочными красителями, главным образом естественными. До 30-х годов XX века применяли спиртовой настой шафрана и сандала; в современных условиях используют красное вино, хлебный квас, пиво, а также охру и умбру на спиртовом, масляном лаках или на водном клее.
Эта работа требует от мастера обостренного чувства цвета и большого опыта.
СЕРЕБРЕНИЕ
8.1. Серебрение производят так же, как и золочение. Для наружных работ — на лак МА-594; для внутренних работ: по дереву и гипсу — на полимент, по металлу — на лак МА-594.
8.2. Подготовку под лак МА-594 делают так же, как при золочении (пп. 5.15—5.23), но в красочном слое свинцовый сурик заменяют белилами с сажей, чтобы получить светло-серый тон подготовки.
8.3. На воздухе серебро быстро желтеет, поэтому серебреные поверхности необходимо покрывать бесцветными лаками АС-16 или АК-113 (два слоя). Время сушки лака АК-113 — 2 часа, АС-16 — 1 час при температуре 18—22°С.
8.4. В конце XIX — начале XX вв. встречались покрытия так называемым «золотым лаком». Этим лаком покрывали высеребренные элементы, после чего они приобретали вид и цвет золота, хотя и более холодного оттенка.
Производили работу следующим образом: подлежащие реставрации покрытия очищали от шелушащегося старого лака и тщательно обезжиривали.
Рецепт приготовления «золотого лака»: спиртовой светлый шеллачный лак смешать с сандарачной политурой и настоем шафрана на спирте. Этой смесью покрыть несколько раз (с просушкой каждого слоя) высеребренную поверхность до получения золотистого цвета, совпадающего по оттенку с сохранившимися близлежащими залакированными участками. Если серебряное покрытие основы стерто, то его следует восстановить (п. 8.1) и затем покрыть «золотым лаком».
БРОНЗИРОВАНИЕ
9.1. Под бронзированием понимают покрытие поверхности предметов из различных материалов порошками металлов (медь, бронза, алюминий).
9.2. Поверхность перед бронзировкой должна быть тщательно подготовлена: прошпаклевана, прошлифована, прокрашена масляными красками.
На пористых материалах (дерево, гипс) для предотвращения впитывающей способности дерева и гипса последний слой подготовки рекомендуется делать лаковым.
9.3. Бронзирование можно проводить двумя методами: на полимент и на лак МА-594.
9.4. Бронзовую пудру рекомендуется предварительно обработать 2—5% раствором бензатриазола натрия (БТА) в ацетоне и просушить. Обработанный таким образом порошок не темнеет.
Б. Бронзирование на лаках
9.7. При этом методе бронзовая пудра перемешивается с лаком. Рекомендуется использовать лаки АС-16, АК-113, ПФ-170.
Чтобы предохранить бронзовую пудру от окисления, надо ее предварительно обработать ингибитором БТА. В противном случае бронзовый порошок окисляется (п. 9.4).
9.8. Для повышения защитных свойств лаков рекомендуется ввести в них 4% БТА (по весу), размешать до полного растворения и выдержать в течение 10‑15 минут. За это время из лака должен выйти воздух, который вовлекается во время перемешивания с БТА.
9.9. При необходимости лаки разводят растворителями:
АС-16—Р-5 или 645
АК-113—Р-5
ПФ-170 — ксилолом или сольвентом.
9.10. Лак, смешанный с бронзовой пудрой, наносят на хорошо подготовленную загрунтованную поверхность. Окраску производят за 2—3 раза.
Слой лака должен быть тонким, ровным, не искажать четких линий контура.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
11.1. При выполнении позолотных работ в ряде случаев используют токсичные и огнеопасные химические вещества. Прежде всего, это органические растворители и нитролаки. При работе с ними необходимо соблюдать требования техники безопасности.
11.2. Хранят такие материалы вне помещения производства работ в герметически закрывающихся емкостях, помещенных в металлический ящик, снабженный замком.
11.3. Помещение, где выполняются работы, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.
Помещение, не снабженное принудительной вентиляцией, необходимо проветривать не реже трех раз в день.
11.4. При работе с токсичными веществами контактного действия (водный аммиак, скипидар) следует пользоваться резиновыми перчатками.
11.5. Не допускать до работы с токсичными веществами несовершеннолетних рабочих и беременных женщин, а также рабочих, не прошедших медицинский осмотр.
Приложение 1
ПРАВИЛА
Переработку
В соответствии с «Положением о приеме и сдаче лома и отходов драгоценных металлов» от 11 марта 1969 г. Министерства финансов СССР все отходы драгоценных металлов должны сдаваться на вторичную переработку в твердом виде.
1. Отходы, содержащие менее 1% золота или менее 5% серебра (соскобы позолоты вместе с краской, левкасом и т. п. или целые листы демонтированного металла с позолотой), собираются в полиэтиленовые мешки или мешки «крафт» и упаковываются в посылки (вес каждой посылки не должен превышать 10 кг; если вес меньше, можно паковать в картонные или деревянные коробки). Перед упаковкой отходы взвешиваются без тары.
2. На отходы материально ответственным лицом, прорабом, составляется опись в 2-х экземплярах под копирку, где указывается: вес нетто всей партии или отдельной посылки; количество отправляемых мест; наименование организации, отправляющей отходы; министерство или ведомство, кому подчинена организация-отправитель; банковские реквизиты организации-отправителя; обратный адрес (почтовый с указанием индекса); адрес получателя. Опись заверяется подписью и печатью отправителя. На посылке указывается адрес получателя и обратный адрес отправителя. Если в одной партии несколько посылок, на каждой посылке, помимо адресов, ставятся порядковые номера мест. Посылки отправляются с объявлением ценности.
3. Посылки с отходами, содержащими менее 1 % золота и менее 5% серебра, надлежит отправлять по адресу: 624150, Кировоград Свердловской обл., ул. Энгельса, 19, Медеплавильный комбинат. Телефон: 22-25-10, доб. 36-32.
4. Объемный груз отправляют железнодорожным транспортом на Медеплавильный комбинат со следующими реквизитами: станция Ежево, 8109, Свердловская железная дорога, 5355.
В контейнер или тару, отправляемую железнодорожным способом, необходимо также вложить опись по указанной в п. 3 форме, на тару набить бирку с реквизитами отправителя и получателя. Груз оформляется железнодорожной квитанцией.
5. Отходы, содержащие более 1 % золота и более 5% серебра, а также прямые отходы сусального золота сдают или отправляют на Завод вторичных драгоценных металлов по адресу: 141000, Московская обл., г. Щелково, ул. Заречная, 103а с аналогичным оформлением всей документации и соблюдением правил отправки.
6. Отходы драгоценных металлов, отправляемые раздельными партиями в разное время, оформляются отдельной описью на каждое отправление.
7. Если работы по расчистке от позолоты на памятниках архитектуры производятся реставрационными организациями, а заказчиками являются сторонние организации, отходы драгметаллов после взвешивания и составления двухстороннего акта (в двух экземплярах под копирку), передаются заказчику для дальнейшей отправки на перерабатывающие заводы.
8. Акты на передачу отходов драгоценных металлов заказчику составляются представителями производственных подразделений объединения (производителем работ и ведущим архитектором объекта), а также материально ответственным представителем заказчика и технадзором.
9. Отходы от золочения, содержащие золото более 1%, и отходы от серебрения, содержащие серебро более 5%, а также прямые отходы сусального золота и серебра, имеющиеся в подведомственных производственных организациях объединения, должны быть актированы, оприходованы и, как указано в пп. 2 и 5, отправлены на Завод вторичных драгоценных металлов с соответствующим оформлением всей документации. Телефон контрольно-заготовительного отдела завода: 369-56-57.
Приложение 6.
ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ ПРИ ПОЗОЛОТНЫХ РАБОТАХ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ВЫШПАРОВКА - операция раскраски лепных украшений различными колерами после их золочения.
ГРЕМИТКА - деревянная чурочка для полировки полимента.
ДВОЙНИК - очень тонкие биметаллические пластины, верхний слой — золото, нижний — серебро.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ УТРАТЫ ПОЗОЛОТЫ - утраты из-за того, что сусальное золото укладывают на золотимую поверхность «внахлест». При протирке золоченой поверхности оно остается на протирочном материале.
ЗОЛОТАРНАЯ ПОДУШКА - подушка из замши с ширмами, на которую из книжки переносят листик сусального золота.
ЗОЛОТО СУСАЛЬНОЕ - золотая фольга толщиной до 0,0001 мм.
ЗУБКИ - приспособления для полировки сусального золота. Выполнены из агата, кремния; имеют форму зуба. В прошлые века употребляли зубы волка, рыси и других животных.
ИНГИБИТОРЫ - химические соединения (или смесь нескольких соединений), небольшая добавка которых в коррозионную среду вызывает уменьшение скорости коррозии металла, находящегося в этой среде.
ЛАПКА - плоская веерообразная кисточка, которой сусальное золото с подушки переносят на золотимую поверхность.
ЛИШЁВКА - мокрая шлифовка пролевкашенной поверхности пемзой, оселком, хвощом.
МАТ - матовая позолоченная поверхность.
ПОЛЕР - отполированная лощилом блестящая позолоченная поверхность.
СТРОФЬЯ - части, на которые при золочении разрезается пластина золота.
ФЛИКОВКА - накладка золота на дефектные места позолоты.
ЦИРОВКА - прорезывание рисунка, мельчайших его деталей на орнаментованной поверхности перед золочением.
ШИХТАНОВКА - прошлифовка резьбы полевым хвощом или мелкой шкуркой перед нанесением полимента.
АРХИТЕКТУРНЫЕ
ВОЛЮТА - различные архитектурно-декоративные и орнаментальные детали в форме завитков.
ГЛАВА - наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса и т. д.
ЗАМОК, ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ - клинчатый камень в шелыге арки или свода.
ИКОНОСТАС - украшенная иконами стена, отделяющая алтарь от средней части храма; иконостасы бывают рамочные, ярусные, тябловые.
КАННЕЛЮРА - желобки вертикальные на стержне колонн или пилястр и горизонтальные — на валах ионических баз.
КАПИТЕЛЬ - венчающая часть колонны.
КИОТ - створчатая рама или стеклянный шкаф для икон.
КОКОШНИК - завершение стен, сводов, обрамление барабанов, церковных зданий в виде профилированных арок с заполненным полем, иногда с заостренным верхом.
КОЛОННА - архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого являются ствол, база и капитель. Б
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!