Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-10-20 | 132 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
________________________________________________________________
факультет/институт
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИОЛИНГВИСТИКА И ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Направление подготовки
034700 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ
Профиль подготовки
034710 Документоведение и документационное обеспечение управления
Степень выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения
очная
Ижевск 2014
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Социолингвистика и теория речевой коммуникации» является формирование у обучающихся способности строить устную речь с учетом социолингвистических признаков речевой ситуации (возраста адресата и адресанта, их уровня образования и культуры, социального статуса и т.д.).
Задачи освоения дисциплины:
получить представление о б основных направлениях современной социолингвистики и основах речевой коммуникации;
научиться интерпретировать социальные явления с учетом полученных лингвистических знаний;
приобрести навыки проведения социолингвистических исследований, работы с информантами.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП бакалавриата (Б1.ВР.04).
Дисциплина адресована студентам второго курса направления «Документоведение и архивоведение». Профиль подготовки «Документоведение и документационное обеспечение управления».
|
Изучению дисциплины предшествуют следующие дисциплины: «Русский язык и культура речи», «Документная лингвистика», «Библиография и редактирование текстов».
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы на пороговом уровне: 1) общекультурные компетенции: способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь (ОК-4), способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); 2) профессиональные компетенции: владение базовыми знаниями русского и иностранного языков (ПК-1).
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин: «Деловая переписка» (ГСЭ, вариативная часть).
Программа дисциплины построена блочно-модульно. В ней выделены разделы: «Социолингвистика как наука», «Язык и власть», «Язык и культура», «Язык и возраст. Гендер», «Коммуникация и ее виды», «Эффективное общение», «Публичная речь и ее особенности».
Компетенция(и) обучающегося, формируемая(ые)
в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины у обучающегося формируется способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь (ОК-4).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· Знать: базовые понятия социолингвистики; основы ораторской деятельности.
· Уметь: описывать речевую ситуацию в многообразии ее социолингвистических признаков (коммуникативный и социальной статус адресата и адресанта, код, тема, обстановка и т. д.); разрабатывать стратегию, тактику и технику ведения бесед, переговоров в зависимости от личных качеств и особенностей собеседников.
· Владеть: основными методиками проведения социолингвистических исследований; навыками составления публичного выступления с учетом специфики аудитории; навыками ведения дискуссии, спора, полемики с оппонентами.
|
4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем
И формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
№ п/п |
Разделы, темы |
Неделя семестра | Виды учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости
| Формируемые компетен-ции (код) | Всего компетенций | |||
Л. | Пр. | Сам. раб. | ОК-4 | 1 | |||||
Семестр 3 | |||||||||
1. | Раздел 1 Социолингвистика как наука | 1-2 | 2 | 2 | 6 | + | 1 | ||
1.1. | Тема 1 Социолингвистическая характеристика языка | 1 | 1 | - | 2 | Опрос | + | 1 | |
1.2. | Тема 2 Языковые контакты | 1-2 | - | 2 | 2 | Выполнение заданий | + | 1 | |
1.3. | Тема 3 Социальная дифференциация языка | 2 | 1 | - | 2 | Выполнение заданий | + | 1 | |
2. | Раздел 2 Язык и власть | 3 | 3 | 6 | 8 | + | 1 | ||
2.1. | Тема 1 Языковая ситуация и ее виды | 3 | - | 2 | 2 | Участие в дискуссии | + | 1 | |
2.2. | Тема 2 Языковая политика | - | - | - | 2 | Подготовка сообщений | + | 1 | |
3. | Раздел 3 Язык и культура | 4-7 | 3 | 4 | 4 | + | 1 | ||
3.1. | Тема 1 Безэквивалентная лексика и лакуны | 4 | 1 | - | 2 | Выполнение заданий | + | 1 | |
3.2. | Тема 2 Языковая картина мира | 4-5 | 1 | 2 | 1 | Подготовка сообщений | + | 1 | |
3.3. | Тема 3 Прецеденты и их виды | 6-7 | 1 | 2 | 1 | Выполнение заданий | + | 1 | |
4. | Раздел 4 Язык и возраст. Гендер | 7-11 | 2 | 6 | 8 | + | 1 | ||
4.1. | Тема 1 Детская речь | 7 | 1 | - | 2 | Сбор и анализ материала | + | 1 | |
4.2. | Тема 2 Гендерные различия в языке | 8-9 | 1 | 2 | 2 | Рубежный контроль | + | 1 | |
4.3. | Тема 3 Гендерные стереотипы | 9-10 | - | 2 | 2 | Сбор и анализ материала | + | 1 | |
4.4. | Тема 4 Женское и мужское речевое поведение | 10-11 | - | 2 | 2 | Выполнение заданий | + | 1 | |
5. | Раздел 5 Коммуникация и ее виды | 11-12 | 1 | 2 | 4 | + | 1 | ||
5.1. | Тема 1 Социальные факторы речевой коммуникации | 11-12 | 1 | 2 | 2 | Сбор и анализ материала | + | 1 | |
5.2. | Тема 2 Невербальная коммуникация | - | - | - | 2 | Выполнение заданий | + | 1 | |
6. | Раздел 6 Эффективное общение | 13-16 | 3 | 4 | 6 | + | 1 | ||
6.1. | Тема 1 Коммуникативные стратегии и тактики | 13-14 | 1 | 2 | 2 | Сбор и анализ материала | + | 1 | |
6.2. | Тема 2 Коммуникативные неудачи | 14 | 1 | - | 2 | Выполнение заданий | + | 1 | |
6.3. | Тема 3 Речевое воздействие | 15-16 | 1 | 2 | 2 | Сбор и анализ материала | + | 1 | |
7. | Раздел 7 Публичная речь и ее особенности | 16-17 | 1 | 2 | 4 | + | 1 | ||
7.1. | Тема 1 Требования к публичной речи | 16-17 | 1 | 2 | 2 | Рубежный контроль | + | 1 | |
7.2. | Тема 2 Виды публичных выступлений | - | - | - | 2 | Выполнение заданий | + | 1 | |
Форма промежуточной аттестации – зачет
| |||||||||
Всего часов | 12 | 22 | 36 | 2 |
5. Содержание дисциплины
Темы и их аннотации
Тема «Социолингвистическая характеристика языка» (3 часа)
Место социолингвистики среди других лингвистических дисциплин. Понятийный аппарат и методы социолингвистики. Социальная структура общества и язык. Коммуникативный ранг языка. Языковая жизнеспособность. Языки здоровые, больные, исчезающие, мертвые. Языковые меньшинства.
Тема «Языковые контакты» (4 часа)
Контактология как раздел социолингвистики. Возникновение смешанных языков. Пиджины и креольские языки. Лингва-франка (неродной язык-посредник). Искусственные языки. Эсперанто.
Тема «Социальная дифференциация языка» (3 часа)
Литературный язык. Социальные диалекты и методы их изучения. Соотношение литературного языка и социолектов. Понятие жаргона. Арго и его функции. Территориальные диалекты русского языка как социальное явление. Динамика взаимоотношений литературного языка и территориальных диалектов. Просторечие. Социальный портрет носителя просторечия.
Тема «Языковая ситуация и ее виды» (4 часа)
Языковая ситуация. Сбалансированные и несбалансированные языковые ситуации. Диглоссия и билингвизм.
Тема «Языковая политика» (2 часа)
Тоталитарный дискурс. Лингвистические особенности официального языка советского периода. Языковое сопротивление. Языковая политика и языковое планирование. Языковая политика в дореволюционной России и на территории бывшего СССР. Языковая политика после 1991 года.
Тема «Безэквивалентная лексика и лакуны» (3 часа)
Общечеловеческий и культурный компонент в языковой семантике. Безэквивалентная лексика и лакуны.
Тема «Языковая картина мира» (4 часа)
Мировоззрение и язык. Понятие ЯКМ. Русская языковая картина мира и ее особенности. Концепты и способы их изучения.
Тема «Прецеденты и их виды» (4 часа)
Универсальные прецеденты. Автопрецеденты. Социумные прецеденты. Национальные прецеденты. Прецедентный текст. Прецедентное высказывание. Прецедентная ситуация. Прецедентное имя. Использование прецедентов в СМИ.
|
Тема «Детская речь» (3 часа)
Детская речь как предмет изучения. Онтолингвистика. Вертикальный и горизонтальный подходы к детской речи. Детские инновации. Детское словотворчество. Формирование языковой компетенции.
Тема «Гендерные различия языке» (4 часа)
Гендер как социальный пол. Гендерная идентичность. Гендерные различия и их отражение в языке.
Тема «Гендерные стереотипы» (4 часа)
Гендерные стереотипы вчера и сегодня. Отражение гендерных стереотипов в пословицах, афоризмах, анекдотах и т.д. Гендерные стереотипы в рекламе. Гендерные маркеры в рекламе.
Тема «Женское и мужское речевое поведение» (4 часа)
Понятие «гендерлект». Женский текст: языковые особенности. Мужской текст: языковые особенности. Стереотипы о мужском и женском речевом поведении. Стратегии речевого поведения в мужских и женских диалогах.
Тема «Социальные факторы речевой коммуникации» (5 часов)
Коммуникативная ситуация и ее компоненты. Речевой портрет личности. Культура речевой коммуникации. Целевые установки в сфере речевой коммуникации. Социальные факторы, влияющие на речевое поведение человека. Коммуникация в деловом общении. Психологические аспекты речевой коммуникации. Риторическая и коммуникативная компетенция.
Тема «Невербальная коммуникация» (2 часа)
Вербальная и невербальная коммуникация. Невербальные средства коммуникации (язык тела). Основные жесты и их значение. Межличностное пространство.
Тема «Коммуникативные стратегии и тактики» (4 часа)
Коммуникативные стратегии и тактики. Кооперативные и некооперативные стратегии. Принцип кооперации и постулаты Грайса. Примеры коммуникативных тактик.
Тема «Коммуникативные неудачи» (3 часа)
Коммуникативное поведение человека. Удачные и неудачные языковые контакты. Понятие коммуникативной неудачи. Причины коммуникативных неудач. Условия эффективного общения.
Тема «Речевое воздействие» (5 часов)
Природа речевого воздействия. Способы речевого воздействия: убеждение, внушение, принуждение. Языковое манипулирование. Приемы манипулятивного воздействия на аудиторию. Манипуляции в рекламе. Речевая агрессия и ее причины. Виды речевой агрессии. Речевая агрессия в межличностном общении и СМИ.
Тема «Требования к публичной речи» (5 часов)
Этапы составления речи. Темп, громкость и другие характеристики речи. Композиция. Способы выступления. Образ оратора. Известные ораторы прошлого и настоящего.
Тема «Виды публичных выступлений» (2 часа)
Классификации публичных выступлений. Императивная речь (воздействие на эмоции). Провокационная речь. Ритуальная речь.
Планы практических занятий
Краткое описание подходов к организации семинарских занятий:
|
Студенты приобретают навыки анализа и составления устных и письменных текстов с учетом социолингвистических факторов. Занятия проходят как в традиционной, так и в интерактивной форме.
Тема «Языковые контакты» (2 часа)
Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:
Литература:
Тема «Языковая ситуация и ее виды» (2 часа)
Занятие проходит в интерактивной форме: студенты выступают с презентациями, затем проводится дискуссия.
Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:
Литература:
Тема «Языковая картина мира» (2 часа)
Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:
Литература:
1. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер.с англ.А.Д.Шмелева. - М.: Яз.славян.культуры, 2001. - 287с.; 84х108/32. - (Язык.семиотика.Культура; Малая сер.). - Пер. с англ. - Рус. яз. - ISBN 5-7859-0189-7.
2. Концепты культуры в языке и тексте: теория и анализ / науч. ред.: А. Киклевич, А. Камалова. - Olsztyn: Europy Wschodniej, 2010. - 219 с.; 22,5 см. - (Современная русистика: направления и идеи; Т. 2). - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-83-61605-20-1.
3. Логический анализ языка: Сб. ст. Культурные концепты / АН СССР, Ин-т языкознания; Редкол.: Н. Д. Арутюнова (отв. ред.) и др. - М.: Наука, 1991. - 203,1 с.; 21 см. - Библиогр. в конце ст. - ISBN 5-02-011055-8.
4. Радбиль, Т. Б. Основы изучения языкового менталитета: учеб. пособие / Т. Б. Радбиль. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 325, [3] с.; 60х88/16. - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-9765-0700-5 (Флинта). - 978-5-02-034676-5 (Наука).
5. Тер-Минасова, С. Г. Война и мир языков и культур: вопр. теории и практики межъяз. и межкультур. коммуникации: учеб. пособие для вузов по дисциплине "Иностр. яз." рек. МО РФ / С. Г. Тер-Минасова. - М.: Слово/Slovo, 2008. - 341, [3] с.: ил.; 70х100/16. - (ВУЗ). - ISBN 978-5-387-00076-8.
6. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие для вузов по спец. "Лингвистика и межкультур. коммуникация" рек. МО РФ / С. Г. Тер-Минасова, Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 350, [2] с.: ил., [8] л. цв. ил..; 60х90/16. - (Классический университетский учебник). - ISBN 978-5-211-05472-1.
7. Язык и культура: Сб.обзоров / Ред.-сост.В.Г.Садур;Отв.ред.Ф.М.Березин;АН СССР.Ин-т науч.информации по обществ.наукам. - М., 1987. - 208с.; 60х84/16. - (Теория и история языкознания). - Библиогр.в конце ст.
8. Язык как средство трансляции культуры / РАН.Ин-т славяноведения. - М.: Наука, 2000. - 310с.; 60х90/16. - Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/2322. - ISBN 5-02-011706-4.
Тема «Прецеденты и их виды» (2 часа)
Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:
Литература:
1. Бондалетов, В. Д. Социальная лингвистика: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N 2101 "Рус. яз. и лит." / В. Д. Бондалетов. - 2-е изд., доп. - М.: Либроком, 2011. - 197, [1] с.; 60х90/16. - Библиогр.: с. 188-196, в конце гл. - ISBN 978-5-397-02062-6 (10 экз.).
2. Русское культурное пространство: лингвокультурологический словарь. Вып. 1. Зооморфные образы. Прецедентные имена. Прецедентные тексты. Прецедентные высказывания / И. С. Брилева, Н. П. Вольская, Д. Б. Гудков [и др.]. - М.: Гнозис, 2004. - 315 с.: ил.; 70х90/16. - Указ.: с. 309-315. - ISBN 5-94244-003-4.
Тема «Гендерные различия в языке» (2 часа)
Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:
Литература:
Тема «Гендерные стереотипы» (2 часа)
Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:
Литература:
Тема «Женское и мужское речевое поведение» (2 часа)
Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:
Литература:
Тема «Социальные факторы речевой коммуникации» (2 часа)
Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:
Литература:
1. Аннушкин, В. И. Риторика. Вводный курс: учеб. пособие / В. И. Аннушкин. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 290, [1] с.; 60х88/16. - Библиогр.: с. 287-291. - ISBN 978-5-89349-933-9 (Флинта). - 978-5-02-034612-3 (Наука) (50 экз.).
2. Будагов, Р.А. Человек и его язык / Р.А. Будагов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 262 с.; 60х90/16.
3. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи: Учеб.пособие для вузов рек.МО РФ / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Л.Г. Павлова. - 3-е изд.,доп.,перераб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 537с.; 84х108/32. - (Высш.образование). - Русский яз. - ISBN 5-222-03467-4.
4. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учеб. для вузов обуч. по спец. сервиса рек. МО РФ / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: Инфра-М, 2006. - 271, [1] с.; 60х90/16. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 269-270. - ISBN 5-16-002370-4 (50 экз.).
5. Жданова, Е. В. Личность и коммуникация: практикум по речевому взаимодействию / Е. В. Жданова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 174, [1] с.; 60х88/16. - Библиогр.: с. 156-173. - ISBN 978-5-9765-0839-2 (Флинта). - 978-5-02-037161-3 (Наука).
6. Карасик, В. И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. - М.: Гнозис, 2002. - 331,[2]с.; 70х90/16. - Библиогр.:с.289-322. - ISBN 5-94244-008-5.
7. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - 5-е изд., стер. - М.: URSS, 2006. - 261, [2] с.; 60х90/16. - ISBN 5-484-00509-4.
8. Львов, М.Р. Основы теории речи: учеб. пособие для пед. вузов рек. УМО / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2005. - 245, [2] с.; 60х90/16. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0598-2 (20 экз.)
Тема «Коммуникативные стратегии и тактики» (2 часа)
Занятие проходит в интерактивной форме: составление и решение ситуационных задач.
Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:
Литература:
1. Аннушкин, В. И. Риторика. Вводный курс: учеб. пособие / В. И. Аннушкин. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 290, [1] с.; 60х88/16. - Библиогр.: с. 287-291. - ISBN 978-5-89349-933-9 (Флинта). - 978-5-02-034612-3 (Наука) (50 экз.).
2. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи: Учеб.пособие для вузов рек.МО РФ / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Л.Г. Павлова. - 3-е изд.,доп.,перераб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 537с.; 84х108/32. - (Высш.образование). - Русский яз. - ISBN 5-222-03467-4.
3. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учеб. для вузов обуч. по спец. сервиса рек. МО РФ / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: Инфра-М, 2006. - 271, [1] с.; 60х90/16. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 269-270. - ISBN 5-16-002370-4 (50 экз.).
4. Давайте общаться эффективно! = Let's Communicate Effectively! Part 2. People and society: учеб. пособие рек. УМО. Ч. 2. Люди и общество / Н. М. Шутова, Ю. А. Борисенко, О. Н. Голубкова [и др.], УдГУ, Ин-т иностр. яз. и лит., Каф. перевода и стилистики англ. яз. - 2 изд. испр. и доп. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 2009. - 333, [2] с.; 60х84/16. - (Языковое и межкультурное образование). - Библиогр.: с. 332-334. - На обл. назв. на англ. яз.
5. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Акад.народ.хоз-ва при Правительстве РФ. - М.: Дело, 2001. - 477с.; 60х90/16. - Библиогр.:с.470-476. - ISBN 5-7749-0114-9.
6. Львов, М.Р. Основы теории речи: учеб. пособие для пед. вузов рек. УМО / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2005. - 245, [2] с.; 60х90/16. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0598-2 (20 экз.)
Тема «Речевое воздействие» (2 часа)
Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:
Литература:
1. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учеб. для вузов обуч. по спец. сервиса рек. МО РФ / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: Инфра-М, 2006. - 271, [1] с.; 60х90/16. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 269-270. - ISBN 5-16-002370-4 (50 экз.).
2. Воронцова, Т. А. Риторика как публичная коммуникация: учеб. пособие / Т. А. Воронцова, ГОУВПО "УдГУ". - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2009. - 129, [2] с.; 60х84/16. - Библиогр.: с. 104-108. - + Электрон. ресурс. - Соглашение № 241 от 24.12.2009 (Интернет: без ограничений). - Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/4662.
3. Иссерс, О. С. Речевое воздействие: учеб. пособие для вузов по направлению (спец.) "Связи с общественностью" / О. С. Иссерс. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 223, [1] с.: ил.; 60х88/16. - Библиогр.: с. 197-204. - ISBN 978-5-9765-0766-1 (Флинта). - 978-5-02-034575-1 (Наука).
4. Копнина, Г. А. Речевое манипулирование: учеб. пособие / Г. А. Копнина. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 169, [3] с.; 60х88/16. - Библиогр.: с. 169-170. - ISBN 978-5-9765-0060-0 (Флинта). - 978-5-02-034703-8 (Наука).
Тема «Требования к публичной речи» (2 часа)
Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:
Литература:
1. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи: Учеб.пособие для вузов рек.МО РФ / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Л.Г. Павлова. - 3-е изд.,доп.,перераб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 537с.; 84х108/32. - (Высш.образование). - Русский яз. - ISBN 5-222-03467-4.
2. Воронцова, Т. А. Риторика как публичная коммуникация: учеб. пособие / Т. А. Воронцова, ГОУВПО "УдГУ". - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2009. - 129, [2] с.; 60х84/16. - Библиогр.: с. 104-108. - + Электрон. ресурс. - Соглашение № 241 от 24.12.2009 (Интернет: без ограничений). - Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/4662.
3. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Акад.народ.хоз-ва при Правительстве РФ. - М.: Дело, 2001. - 477с.; 60х90/16. - Библиогр.:с.470-476. - ISBN 5-7749-0114-9.
4. Львов, М.Р. Основы теории речи: учеб. пособие для пед. вузов рек. УМО / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2005. - 245, [2] с.; 60х90/16. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0598-2 (20 экз.)
5.3. Программа самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов включает в себя разнообразную деятельность.
Виды СРС:
- изучение учебной и учебно-методической литературы;
- подготовка к контрольной работе (аналитическая деятельность);
- подготовка к практическому занятию;
- внеаудиторная контрольная работа;
По одной теме может быть несколько видов СРС.
Формы СРС:
- СРС без участия преподавателя;
- КСР контроль самостоятельной работы студента.
Структура СРС
Код формируемой компетенции | Тема | Вид | Форма | Объем учебной работы (часов) | Учебно-методические материалы | ||||
ОК-4 | Социолингвистическая характеристика языка | Изучение литературы | СРС | 2 | 1. Бондалетов, В. Д. Социальная лингвистика: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N 2101 "Рус. яз. и лит." / В. Д. Бондалетов. - 2-е изд., доп. - М.: Либроком, 2011. - 197, [1] с.; 60х90/16. - Библиогр.: с. 188-196, в конце гл. - ISBN 978-5-397-02062-6 (10 экз.). 2. Швейцер, А. Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы / А. Д. Швейцер. - 3-е изд. - М.: Либроком, 2011. - 174, [2] с.; 60х90/16. - (Из лингвистического наследия А. Д. Швейцера). - Библиогр. в тексте. - ISBN 978-5-397-01740-4 (25 экз.). | ||||
ОК-4 | Языковые контакты | Подготовка к практическому занятию | КСР | 2 | 1. Народы разговаривают друг с другом // Экология и жизнь. - 2007. - № 6. - С. 31-33. 2. Скиба, О. Хотите верьте - хотите нет, но эсперанто еще жив / Олег Скиба // Эхо планеты. - 2005. - № 33. - 31. | ||||
ОК-4 | Социальная дифференциация языка | Изучение литературы | СРС | 2 | 1. Бондалетов, В. Д. Социальная лингвистика: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N 2101 "Рус. яз. и лит." / В. Д. Бондалетов. - 2-е изд., доп. - М.: Либроком, 2011. - 197, [1] с.; 60х90/16. - Библиогр.: с. 188-196, в конце гл. - ISBN 978-5-397-02062-6 (10 экз.). 2. Швейцер, А. Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы / А. Д. Швейцер. - 3-е изд. - М.: Либроком, 2011. - 174, [2] с.; 60х90/16. - (Из лингвистического наследия А. Д. Швейцера). - Библиогр. в тексте. - ISBN 978-5-397-01740-4 (25 экз.). | ||||
ОК-4 | Языковая ситуация и ее виды | Подготовка к практическому занятию | КСР | 2 | 1. Лисковец, И.В. Русский и белорусский языки в Минске: проблемы двуязычия и отношения к языку: спец. 10.02.01 - рус. яз., 10.02.20 - сравнит. - ист., типолог. и сопостав. языкознание: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / И.В. Лисковец, РАН, Ин-т лингв. исслед.; науч. рук. Н.Б. Вахтин. - СПб., 2006. - 22 с.; 60х84/16. - Библиогр.: с. 22. 2. Решение национально-языковых вопросов в современном мире. Страны СНГ и Балтии / Российская академия наук, Научный совет РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, Институт языкознания РАН; под ред. Е. П. Челышева. - М.: Азбуковник, 2010. - 770 с.; 70х100/16. - Библиогр. в конце ст. - Указ. имен., законодат. актов, яз. и диалектов, стран и регионов: с. 745-765. - ISBN 978-5-91172-040-7. | ||||
ОК-4 | Языковая политика | Изучение литературы | СРС | 2 | 1. Гусейнов, Г. Ч. Д.С.П. Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х / Г. Ч. Гусейнов. - М.: Три квадрата, 2004. - 269, [1] с.; 70х100/16. - ISBN 5-94607-024-Х. 2. Раннут, М. Пособие по языковой политике / М. Раннут. - Таллин, 2004. - 215 с. - Библиогр.: с. 192-215. - ISBN 9985-9551-2-9. 3. Чудинов, А.П. Политическая лингвистика: учеб. пособие / А.П. Чудинов. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 254 с.; 60х88/16. - Библиогр.: с. 248-252. - ISBN 5-89349-897-6 (Флинта). - 5-02-033358-1 (Наука). | ||||
ОК-4 | Безэквивалентная лексика и лакуны | Изучение литературы | СРС | 2 | 1. Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студ.гуманит.вузов и учащихся лицеев / Н.Б. Мечковская. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 205,[2]с.; 60х90/16. - Библиогр.:с.190-194. - Указ.:с.195-201. - ISBN 5-7567-0047-1. 2. Язык как средство трансляции культуры / РАН.Ин-т славяноведения. - М.: Наука, 2000. - 310с.; 60х90/16. - Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/2322. - ISBN 5-02-011706-4. | ||||
ОК-4 | Языковая картина мира | Подготовка к практическому занятию | КСР | 1 | 1. Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / Ин-т языкознания РАН;Отв.ред.Н.Д.Арутюнова,И.Б.Левонтина. - М.: Индрик, 1999. - 422с.; 60х90/16. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-85759-091-4. 2. Логический анализ языка: Сб. ст. Культурные концепты / АН СССР, Ин-т языкознания; Редкол.: Н. Д. Арутюнова (отв. ред.) и др. - М.: Наука, 1991. - 203,1 с.; 21 см. - Библиогр. в конце ст. - ISBN 5-02-011055-8. | ||||
ОК-4 | Прецеденты и их виды | Подготовка к практическому занятию | КСР | 1 | 1. Русское культурное пространство: лингвокультурологический словарь. Вып. 1. Зооморфные образы. Прецедентные имена. Прецедентные тексты. Прецедентные высказывания / И. С. Брилева, Н. П. Вольская, Д. Б. Гудков [и др.]. - М.: Гнозис, 2004. - 315 с.: ил.; 70х90/16. - Указ.: с. 309-315. - ISBN 5-94244-003-4. | ||||
ОК-4 | Детская речь | Подготовка к контрольной работе | КСР | 2 | 1. Бакуменко, Е. Лингвориторические основы формирования языковой личности в системе дошкольного образования / Е. Бакуменко // Alma Mater: вестник высшей школы. - 2006. - № 7. - С. 47-48. 2. Бразжина, Т. В. Лингвистика детской речи сегодня: какая она?: обсуждение материалов Международной научной конференции в Санкт-Петербурге / Т. В. Бразжина, О. Е. Громова // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 83-86. - Библиогр.: c. 86 (10 назв.). | ||||
ОК-4 | Гендерные различия в языке | Внеаудиторная контрольная работа | КСР | 2 | 1. Гендер как интрига познания: Гендер.исслед.в лингвистике,литературоведении и теории коммуникации:Альманах:Пилот.вып. / Гл.ред.И.И.Халеева;Моск.гос.лингвист.ун-т.Лаб.гендер.исслед. - М.: Рудомино, 2002. - 141,[2]с. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-7380-0184-2. 2. Гендер:язык,культура,коммуникация: Докл.2 междунар.конф.,М.,22-23 нояб.2001 / Редкол.:И.И.Халеева,С.Ф.Гончаренко,А.В.Кирилина и др.;Моск.гос.лингвист.ун-т.Лаб.гендер.исслед. - М., 2002. - 334,[1]с.; 60х90/16. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-7380-0190-7. | ||||
ОК-4 | Гендерные стереотипы | Подготовка к практическому занятию | КСР | 2 | 1. Гендер как интрига познания: Гендер.исслед.в лингвистике,литературоведении и теории коммуникации:Альманах:Пилот.вып. / Гл.ред.И.И.Халеева;Моск.гос.лингвист.ун-т.Лаб.гендер.исслед. - М.: Рудомино, 2002. - 141,[2]с. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-7380-0184-2. 2. Гендер:язык,культура,коммуникация: Докл.2 междунар.конф.,М.,22-23 нояб.2001 / Редкол.:И.И.Халеева,С.Ф.Гончаренко,А.В.Кирилина и др.;Моск.гос.лингвист.ун-т.Лаб.гендер.исслед. - М., 2002. - 334,[1]с.; 60х90/16. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-7380-0190-7. | ||||
ОК-4 | Женское и мужское речевое поведение | Подготовка к практическому занятию | КСР | 2 | 1. Гендер:язык,культура,коммуникация: Докл.2 междунар.конф.,М.,22-23 нояб.2001 / Редкол.:И.И.Халеева,С.Ф.Гончаренко,А.В.Кирилина и др.;Моск.гос.лингвист.ун-т.Лаб.гендер.исслед. - М., 2002. - 334,[1]с.; 60х90/16. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-7380-0190-7. 2. Леткина, Н.В. Гендерный аспект в изучении языка и коммуникации в контексте культуры: Спец.24.00.01-Теория и история культуры:Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.филос.наук / Науч.рук.Н.И.Воронина. - Саранск, 2002. - 18с. - Библиогр.:с.18. | ||||
ОК-4 | Социальные факторы речевой коммуникации | Подготовка к практическому занятию | КСР | 2 | 1. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учеб. для вузов обуч. по спец. сервиса рек. МО РФ / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: Инфра-М, 2006. - 271, [1] с.; 60х90/16. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 269-270. - ISBN 5-16-002370-4 (50 экз.). 2. Жданова, Е. В. Личность и коммуникация: практикум по речевому взаимодействию / Е. В. Жданова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 174, [1] с.; 60х88/16. - Библиогр.: с. 156-173. - ISBN 978-5-9765-0839-2 (Флинта). - 978-5-02-037161-3 (Наука). | ||||
ОК-4 | Невербальная коммуникация | Изучение литературы | СРС | 2 | 1. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи: Учеб.пособие для вузов рек.МО РФ / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Л.Г. Павлова. - 3-е изд.,доп.,перераб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 537с.; 84х108/32. - (Высш.образование). - Русский яз. - ISBN 5-222-03467-4. 2. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Акад.народ.хоз-ва при Правительстве РФ. - М.: Дело, 2001. - 477с.; 60х90/16. - Библиогр.:с.470-476. - ISBN 5-7749-0114-9. | ||||
ОК-4 | Коммуникативные стратегии и тактики | Подготовка к практическому занятию | КСР | 2 | 1. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учеб. для вузов обуч. п<
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни... Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности... История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем... Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |