Тема «Языковая ситуация и ее виды» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема «Языковая ситуация и ее виды»

2020-10-20 116
Тема «Языковая ситуация и ее виды» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 1. Что такое билингвизм? Насколько распространено явление билингвизма в мире? А в России? Дайте свою оценку этому явлению. Какого человека можно считать билингвом? Укажите причины, по которым человек становится билингвом.

Задание 2. Расскажите о языковой ситуации в одной из стран бывшего СССР или в одном из регионов России (на выбор).

Тема «Языковая политика»

Задание 1. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем:

1. Понятие языковой политики, языкового планирования, языкового прогнозирования, языкового строительства. Основные направления языковой политики.

2. Национально-языковая политика в теоретическом, юридическом, административном и экономическом аспектах.

3. Модели национально-языковой политики в полиэтнических государствах.

4. Российское и международное языковое законодательство.

5. Языковой вкус общества. Политика языкового нормирования. Политика именований.

6. Язык как средство воздействия на массовое и индивидуальное сознание. Языковые возможности диагностики состояния социума.

7. Модель национально-языковой политики (на примере конкретной бывшей союзной республики).

8. Язык в тоталитарном государстве.

 

Тема «Безэквивалентная лексика и лакуны»

Задание 1. Продолжите ряд примеров БЭЛ: комсомолец, самокрутка, вареники

Задание 2. Приведите примеры фразеологизмов с национально-специфичными компонентами (не менее 10).

Задание 3. В предложенном тексте найдите все примеры БЭЛ:

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз.

– Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.

– Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный.

– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.

– А что есть? – спросил Берлиоз.

– Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.

– Ну, давайте, давайте, давайте!..

Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

(М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Тема «Языковая картина мира»

Задание 1. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем:

1. Ключевые идеи русской языковой картины мира.

2. Русская языковая картина мира и православное сознание.

3. Концепт «душа» в русской языковой картине мира.

4. Концепт «воля» в русской языковой картине мира.

5. Концепт «совесть» в русской языковой картине мира.

6. Концепт «тоска» в русской языковой картине мира.

Тема «Прецеденты и их виды»

Задание 1. Проанализируйте употребление прецедентов в текстах СМИ, укажите источник:

1) Болтун - находка для шпиона (ВВ, 12.09.2003);

2) Ветеран - это звучит гордо (КВ, 20.11.2004) - А.М. Горький; А воз и ныне там (ВВ, 26.06.2003) - А.И.Крылов; Великий и могучий (ВВ, 25.09.2003) - И.С.Тургенев; Вся наша жизнь - бюджет (ВВ, 25.092003) - А.С. Пушкин; Все флаги в гости - А.С. Пушкин (Призыв, 1-8.06.2005); Покой нам только снится (ВВ, 14.08.2003) - A.A. Блок; Кто народу всех милее? - А.С. Пушкин (Призыв, 1-8.06.2005);

3) Не думай о «газелях» свысока (ВВ, 18.09.2003); Важней всего погода в доме (КБ, 24.06.2004); Собака бывает кусачей (Хронометр, 17.11.2004); Первый шаг - он трудный самый (Телесемь, 6-12.09.2004); Зачем вы, девушки, парней ругаете? (Телесемь, 6-12.09.2004); Вот тебе и здрасьте. ЖКХ бастует (о невыплаченной коммунальщикам зарплате) (КВ, 20.11.2004); Ну, за ВВП (Призыв, 18.03.2004); Девушки предпочитают колючки (ВВ, 24.10.2004);

4) Закон - dura (КП, 30.05.2005);

5) Комар носа не подточит (Призыв, 1- 8.06.2005г.); Не спи, а то зарежут (КВ, 20.11.04); В полку КВН прибыло (КВ, 20.11.04); Стоит статуя в лучах заката (КП„ №17 2004г.); Естественно, но безобразно (КВ, 20.11.04).

Задание 2. Приведите примеры прецедентов, которые вы обычно используете в разговорной речи.

Тема «Детская речь»

Задание 1. В чем специфика вертикального и горизонтального подходов к анализу детской речи? Какой подход продуктивнее и почему? Как вы понимаете термин языковая компетенция? Что способствует формированию этой компетенции?

Задание 2. Проанализируйте примеры из речи детей, определите особенности словопроизводства, морфологически и лексические инновации:

1. - Мама, я такая распутница! И показала веревочку, которую удалось ей распутать.

2. - Вы и шишку польете? - Да. - Чтобы выросли шишенята?

- Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие!

Сережа двух с половиною лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул: - Огонь и огонята! Огонь и огонята!

3. - Ты же видишь: я вся босая!

4. - Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато!

5. Лялечку побрызгали духами: Я вся такая пахлая, Я вся такая духлая. И вертится у зеркала. - Я, мамочка, красавлюсь!

6. Все семейство поджидало почтальона. И вот он появился у самой калитки. Варя, двух с половиной лет, первая заметила его. - Почтаник, почтаник идет! - радостно возвестила она.

7.Когда трехлетняя Нина впервые увидела в саду червяка, она зашептала в испуге:

- Мама, мама, какой ползук!

8. Двухлетняя Джаночка, купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, приговаривала:

- Вот притонула, а вот и вытонула!

9. - Мама, я видел автомобиль с поднимающимся пузовом.

10. А четырехлетняя Таня Иванова сказала: - Возьми меня, мама, к вихрахеру.

11. - У мамы сердечко болело, и она пила болерьянку.

12. Мать причесывает четырехлетнюю Люду и нечаянно дергает ее волосы гребнем. Люда хнычет, готова заплакать. Мать говорит в утешение:

- Терпи, казак, атаманом будешь!

Вечером Люда играет с куклой, причесывает ее и повторяет:

- Терпи, коза, а то мамой будешь!

13. Брат трехлетней Нины играет на балалайке. Нина страдальчески морщится:

- Не балалай, пожалуйста!

14. Сережа прижался к маме, она обняла его.

- Весь обмамился! - хвалится он.

15. - Собака пасть разинула, а потом зазинула.

16. И вот восклицание Мити Толстого перед клеткой зоосада:

- Ай, какие обезьяны уклюжие!

17. - Мама, баран - он?

- Он.

- Овца - она?

- Она.

- А почему папа - он? Надо бы пап, а не папа.

18. Четырехлетняя Майя:

- Лес заблудительный, однойнельзяходительный.

19. Примеряет бескозырку:

- Шапка с морякорем.

20. - Раз они пожарные, они должны делать пожар, а тушить пожар должны тушенники!

21. Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету.

22. Мать говорит дочери после долгой разлуки:

- Как ты похудела, Надюша. Один нос остался.

- А разве, мама, раньше у меня два носа было? - иронически возражает

четырехлетняя дочь.

23. - Я в школу не пойду, - заявил пятилетний Сережа. - Там на экзамене ребят режут.

24. Майя крикнула своей старшей сестре:

- Хватит тебе секреты говорить! Секретарша какая!

25.- Мама, крапива кусается?

- Да.

- А как она лает?

26. - Что ли, ножик - вилкин муж?

27. - Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

- Если я вырасту тетей, буду врачом. А вырасту дядей - инженером.

К. Чуковский «От двух до пяти»


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.