Семантика образов традиционной — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семантика образов традиционной

2020-10-20 147
Семантика образов традиционной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЕМАНТИКА ОБРАЗОВ ТРАДИЦИОННОЙ

ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ РОССИИ

 

 

                                                                Выполнила: Ильина Аксиния                                                            Александровна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

 

 

Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                    3

Глава 1. Природа глиняной игрушки как явления человеческой культуры, ее роль в жизни людей                                                                     6

1.1. Глиняная игрушка как особый вид народного искусства, ее функции                                                                                                               6

1.2. Традиции народной глиняной игрушки в современном культурном пространстве                                                                                                     13

Глава 2. Культовое и эстетическое начала в русской народной глиняной игрушке                                                                                                              18

2.1. Истоки и значение образов глиняных игрушек                            18

2.2. Образное, пластическое и цвето-орнаментальное решение традиционных глиняных игрушек России                                                     28

Заключение                                                                                             36

Список использованной литературы                                                    39


ВВЕДЕНИЕ

Многообразие смыслов и семантика предметов народной культуры привлекают внимание самых разных специалистов: этнографов, фольклористов, искусствоведов и культурологов [13]. Культурная семантика – специфическая проблемная область науки о культуре, занимающаяся изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения. Культурные объекты рассматриваются как средства трансляции культурно-значимой информации, реализующейся в процессах означения (закрепления этой информации – смысла за каким-либо объектом, который выступает как знак – коммуникативный аналог, заместитель данной информации) и понимания (осмысления, реконструкции информации, транслируемой с помощью того или иного знака) [9, с. 357].

Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы. Обожженная в костре глина была первым в истории человечества искусственным материалом, который получил название керамики [18, с. 8]. Широкое распространение получили глиняные игрушки (фигурки людей, животных и птиц), промыслы по изготовлению которых примыкают к художественному гончарству. К числу наиболее известных промыслов глиняной игрушки, действующих и в настоящее время, относятся: каргопольский (Архангельская обл.), филимоновский (Тульская обл.), абашевский (Пензенская обл.), дымковский (Дымковская слобода близ Вятки) [14, с. 405].

Во второй половине XIX в. начали проводиться исследования русской народной игрушки. Большой вклад в ее изучение внесли такие ученые, как А. А. Бакушинский, Н. Д. Бартрам, А. Бенуа, Г. М. Блинов, И. Я. Богуславская, Г. П. Дурасов, В. М. Василенко, В. С. Воронов, Г. Л. Дайн, А. Деньшин, М. А. Некрасова, Н. Церетелли и ряд других [14, с. 410]. Игрушке посвящены альбомы и монографии, статьи и заметки. Но очень многое остается невыясненным и нераскрытым. Освещены художественные, пластические и красочные стороны игрушки, но вопросы ее содержания известны и исследованы меньше. Хотя уже давно исследователями обращалось внимание на то, что большинство игрушек, главным образом, глиняных – таят в себе образы более широкие и глубокие, чем те, что они обозначают. Такие ученые, как Л. Динцес, В. Воронов и А. Бакушинский высказывали мысль о том, что в их образах сохранены отзвуки древнего язычества, заключена «память» о далеком прошлом: о верованиях и суеверных представлениях народа. Б. А. Рыбаков много сделал в области «раскрытия» древнейших славянских образов божеств, представлений и мифов, содержащихся в фольклоре, в преданиях, мифах, былинах, сказках [10]. Книга Л. А. Латынина «Основные сюжеты русского народного искусства» (2006) – это не только описание уникальной коллекции игрушек, собранной исследователем в дальних экспедициях, но и проникновение в сакральный смысл знаков народной памяти, сохранивших дохристианскую историю России [11].

Объектом данного исследования является народная глиняная игрушка как явление культуры.

Предмет исследования – особенности образного решения глиняных игрушек традиционных промыслов России.

Цель работы – на основе изучения истории и традиций русской народной глиняной игрушки выявить семантические истоки ее образов.

  Задачи:

1) познакомиться с источниками и литературой, рассматривающими природу и традиции глиняной игрушки;

2) охарактеризовать глиняную игрушку как явление культуры и вид народного искусства;

3) проанализировать современное состояние традиций глиняной игрушки;

4) раскрыть содержание основных образов глиняных игрушек;

5) осветить тематические мотивы и художественно-пластические стороны традиционных глиняных игрушек России.

Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из параграфов, заключения и списка использованной литературы. В первой главе речь идет о народной глиняной игрушке как культурном явлении и особом виде искусства. Дается краткая характеристика современ­ного состояния искусст­ва глиняной игрушки. Вторая глава посвящена традиционным промыслам глиняной игрушки России. В ней раскрывается значение образов глиняных игрушек, и анализируются их художественно-тематические мотивы. В заключении излагаются основные выводы по работе. В списке использованной литературы представлено 18 наименований источников и литературы.

Основными источниками для написания первой главы стали работы авторов: Е. И. Ковычевой, В. И. Титова и издание «Добрых рук мастерство» (Л., 1981). Во второй главе использованы исследования Л. А. Латынина, И. Я. Богуславской и учебник «Народная художественная культура» (под ред. Т. И. Баклановой и Е. Ю. Стрельцовой).


ГЛАВА 1. ПРИРОДА ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ КАК ЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игрушка отражает мир человека, его природное окружение, мир культуры. Она – способ передачи материального и духовного опыта общества, и самого важного, вневременного, и актуального своей исторической конкретностью [7, с. 7].

Специфической особенностью эволюции традиционной игрушки и русского народного искусства в целом является процесс обобщения древних языческих образов и символов, включая новые значения, или снижения их содержания до сказочно-поэтического или бытового наблюдения, но без окончательной утраты в этих колебаниях древней идейно-образной первоосновы [14, с. 404]. Отголоски древней символики, олицетворений земли, солнца, плодоносящих сил природы есть в русской игрушке [4].

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это – женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления, никогда не повторяясь буквально. Гончар-игрушечник мог видоизменять и интерпретировать каждую тему в меру своей фантазии, одаренности, мастерства, вкуса и представлений. Женская фигура олицетворяла Мать сыру-землю, Великую богиню – Природу; кони и олени – великое Светило, дарующее Земле свет, тепло, плодородие; птицы – стихию воздуха, связывающую небо и землю. В этих представлениях отражалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие крестьянского хозяйства, счастье и достаток семьи.

Л. А. Динцес видел отголоски связей игрушки с космогоническими представлениями древних людей в праздниках русской деревни по случаю сева, жатвы, сбора урожая, к которым нередко приурочивалось массовое изготовление глиняных фигурок и свистулек. Со временем культовый смысл фигурок утрачивался, они становились предметом забавы, игрушкой, а традиционные образы обретали все более реальное содержание, превращаясь в барынь, нянек, кур и петухов [2, с. 9].

В женских фигурках отмечены голова, грудь, руки и конус-юбка; в изображении коня – крутая грива и четыре конические ножки; аналогичная фигурка, но с ветвистыми рогами – олень. Если женские фигурки, как правило, статичны и фронтальны, то животные и птицы изображены в профиль. Такое положение не только лучше выявляло характерный облик зверя, но позволяло также передать его в движении [2, с. 9 – 10].

Игрушка как ценный образец народной культуры не утратила своего значения для современности. Народная игрушка может обогатить массовую культуру и быт наших современников, поскольку обладает удивительным многообразием и неразрывностью функций. Для детей игрушка ценна своей способностью ненавязчиво и эффективно забавлять, развлекать, обучать, воспитывать и развивать. Перейдя в мир взрослых в качестве подарка, сувенира, украшения интерьера, она продолжает свою воспитательную миссию, гармонизирует наш внешний и внутренний мир, делает нас более добрыми и отзывчивыми к красоте [7, с. 10].

Народные игрушки способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности. Глиняный конек или птица-свистулька интересны и понятны современным детям. Игра с ними содержательна и разнообразна. Она развлекает и дарит положительные эмоции, отражая быт, труд, природу, праздничные традиции родного народа, прививает любовь к национально-самобытным и общечеловеческим сторонам жизни. Универсальные свойства языка народной игрушки помогают ей преодолевать барьеры, разобщающие современное общество, несут идеи добра, согласия, любви [7, с. 8].

Глиняные фигурки мы видим сегодня в витрине музея, на полке художественного салона и на праздничной ярмарке. Интерес к игрушке не ослабевает. Она – неизменный участник выставок народного искусства [10]. Возросла декоративная роль изделий, далеко не все они имеют практическое применение. В сувенирах, произведениях, созданных для музеев и выставок, современные мастера сохраняют поэзию ручного труда, драгоценное мастерство, местные народные традиции [4].

Отшлифованные многими поколениями художественные особенности глиняной игрушки – лаконизм и компактность лепной формы, гармония ее с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей, импровизация в росписи – не перестанут восхищать и служить образцом подлинного мастерства. Интерес к народной глиняной игрушке вызван не только ее ценностью как музейного экспоната. Она близка своим художественным содержанием – поэтичностью, меткостью выраженных характеров, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни. И в музеях, и в современном интерьере – неизменно веселые фигурки всюду являются воплощением живой связи времен и жизненных сил народного искусства [2, с. 20].


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Беловинский, Л. В. История русской материальной культуры [Текст]: М.: Вузовская книга, 2007. – 424 с.

2) Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка [Текст] / И. Я. Богуславская. - Л.: Искусство, 1975. – 144 с.

3) Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка [Текст] / Г. Л. Дайн. – М.: Лег. и пищ. пром-сть, 1981. – Б. ц.

4) Добрых рук мастерство [Текст]. – Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1981. – Б. ц.

5) Дурасов, Г. П. Каргопольская глиняная игрушка [Текст] / Г. П. Дурасов. - Л.: Художник РСФСР, 1986. – 248 с.

6) Клиентов, А. Е. Народные промыслы [Текст]: [для сред. шк. возраста]: для доп. образования / Алексей Клиентов. – М.: Белый город, 2004. – 47, [1] с.: ил.; 26. - (История России).

7) Ковычева, Е. И. Народная игрушка: Учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» / Е. И. Ковычева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 159 с.; ил.: ил. – (Изобразительное искусство).

8) Культурология [Текст]: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 304 с. - (ALMA MATER).

9) Культурология. XX век: Энцикл. [Текст] / Глав. ред. С. Я. Левит. – СПб.: Унив. кн.: Алетейя, 1998. - Т. 1: А-Л. – 446 с.

10) Латынин, Л. Основные сюжеты русского народного искусства. – М.: Глас, 2006. – 144 с., илл.

11) Леонид Александрович Латынин [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 7253 байта). – [б. м., между 2001 и 2012]. – Режим доступа: http://news.yandex.ru/people/latynin_leonid.html

12) Маерова, К. Русское народное прикладное искусство [Текст]: кн. для чтения со слов. на англ. яз. и коммент. / К. Маерова, К. Дубинская. – М.: Рус. яз., 1990. – 268 с.: цв. ил.

13) Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н. Г. Михайлова. – М., 2000. – 219 с.

14) Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Баклановой Т. И., Стрельцовой Е. Ю. – М.: МГУКИ, 2000. – 344 с.

15) Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1. Сб. статей / НИИ теории и истории изобраз. искусств ордена Ленина Акад. художеств СССР; под ред. М. А. Некрасовой. – М.: Изобраз. искусство, 1985. – 296 е., ил.

16) Соловьева, Л. Н. Игрушка [Текст]: альбом / Л. Н. Соловьева. – М.: Интербук-бизнес, 2002. – 119 с.: цв. ил. - (Русский сувенир).

17) Титов, В. И. Теория и история народного декоративно-прикладного творчества: учеб. пособие / В. И. Титов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск: ЧГАКИ, 2006. – 206 с.

18) Федотов, Г. Я. Глина и керамика [Текст]: заготовка материала, техника и приемы лепки, формовка, роспись, обжиг, изготовление игрушек, сосудов, изразцов, инструменты и приспособления: 500 практ. советов + бонус / Г. Я. Федотов. - М.: Эксмо, 2005. - 159, [1] с.: ил.; 21. - (Школа ремесла).

СЕМАНТИКА ОБРАЗОВ ТРАДИЦИОННОЙ

ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ РОССИИ

 

 

                                                                Выполнила: Ильина Аксиния                                                            Александровна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

 

 

Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                    3

Глава 1. Природа глиняной игрушки как явления человеческой культуры, ее роль в жизни людей                                                                     6

1.1. Глиняная игрушка как особый вид народного искусства, ее функции                                                                                                               6

1.2. Традиции народной глиняной игрушки в современном культурном пространстве                                                                                                     13

Глава 2. Культовое и эстетическое начала в русской народной глиняной игрушке                                                                                                              18

2.1. Истоки и значение образов глиняных игрушек                            18

2.2. Образное, пластическое и цвето-орнаментальное решение традиционных глиняных игрушек России                                                     28

Заключение                                                                                             36

Список использованной литературы                                                    39


ВВЕДЕНИЕ

Многообразие смыслов и семантика предметов народной культуры привлекают внимание самых разных специалистов: этнографов, фольклористов, искусствоведов и культурологов [13]. Культурная семантика – специфическая проблемная область науки о культуре, занимающаяся изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения. Культурные объекты рассматриваются как средства трансляции культурно-значимой информации, реализующейся в процессах означения (закрепления этой информации – смысла за каким-либо объектом, который выступает как знак – коммуникативный аналог, заместитель данной информации) и понимания (осмысления, реконструкции информации, транслируемой с помощью того или иного знака) [9, с. 357].

Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы. Обожженная в костре глина была первым в истории человечества искусственным материалом, который получил название керамики [18, с. 8]. Широкое распространение получили глиняные игрушки (фигурки людей, животных и птиц), промыслы по изготовлению которых примыкают к художественному гончарству. К числу наиболее известных промыслов глиняной игрушки, действующих и в настоящее время, относятся: каргопольский (Архангельская обл.), филимоновский (Тульская обл.), абашевский (Пензенская обл.), дымковский (Дымковская слобода близ Вятки) [14, с. 405].

Во второй половине XIX в. начали проводиться исследования русской народной игрушки. Большой вклад в ее изучение внесли такие ученые, как А. А. Бакушинский, Н. Д. Бартрам, А. Бенуа, Г. М. Блинов, И. Я. Богуславская, Г. П. Дурасов, В. М. Василенко, В. С. Воронов, Г. Л. Дайн, А. Деньшин, М. А. Некрасова, Н. Церетелли и ряд других [14, с. 410]. Игрушке посвящены альбомы и монографии, статьи и заметки. Но очень многое остается невыясненным и нераскрытым. Освещены художественные, пластические и красочные стороны игрушки, но вопросы ее содержания известны и исследованы меньше. Хотя уже давно исследователями обращалось внимание на то, что большинство игрушек, главным образом, глиняных – таят в себе образы более широкие и глубокие, чем те, что они обозначают. Такие ученые, как Л. Динцес, В. Воронов и А. Бакушинский высказывали мысль о том, что в их образах сохранены отзвуки древнего язычества, заключена «память» о далеком прошлом: о верованиях и суеверных представлениях народа. Б. А. Рыбаков много сделал в области «раскрытия» древнейших славянских образов божеств, представлений и мифов, содержащихся в фольклоре, в преданиях, мифах, былинах, сказках [10]. Книга Л. А. Латынина «Основные сюжеты русского народного искусства» (2006) – это не только описание уникальной коллекции игрушек, собранной исследователем в дальних экспедициях, но и проникновение в сакральный смысл знаков народной памяти, сохранивших дохристианскую историю России [11].

Объектом данного исследования является народная глиняная игрушка как явление культуры.

Предмет исследования – особенности образного решения глиняных игрушек традиционных промыслов России.

Цель работы – на основе изучения истории и традиций русской народной глиняной игрушки выявить семантические истоки ее образов.

  Задачи:

1) познакомиться с источниками и литературой, рассматривающими природу и традиции глиняной игрушки;

2) охарактеризовать глиняную игрушку как явление культуры и вид народного искусства;

3) проанализировать современное состояние традиций глиняной игрушки;

4) раскрыть содержание основных образов глиняных игрушек;

5) осветить тематические мотивы и художественно-пластические стороны традиционных глиняных игрушек России.

Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из параграфов, заключения и списка использованной литературы. В первой главе речь идет о народной глиняной игрушке как культурном явлении и особом виде искусства. Дается краткая характеристика современ­ного состояния искусст­ва глиняной игрушки. Вторая глава посвящена традиционным промыслам глиняной игрушки России. В ней раскрывается значение образов глиняных игрушек, и анализируются их художественно-тематические мотивы. В заключении излагаются основные выводы по работе. В списке использованной литературы представлено 18 наименований источников и литературы.

Основными источниками для написания первой главы стали работы авторов: Е. И. Ковычевой, В. И. Титова и издание «Добрых рук мастерство» (Л., 1981). Во второй главе использованы исследования Л. А. Латынина, И. Я. Богуславской и учебник «Народная художественная культура» (под ред. Т. И. Баклановой и Е. Ю. Стрельцовой).


ГЛАВА 1. ПРИРОДА ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ КАК ЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.