Глиняная игрушка как особый вид народного искусства, ее функции — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глиняная игрушка как особый вид народного искусства, ее функции

2020-10-20 195
Глиняная игрушка как особый вид народного искусства, ее функции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Народная игрушка является бесценным памятником традиционной культуры каждого этноса, т. к. отражает его мировоззрение и мироощущение, особенности быта и труда. Это синтетический вид народного творчества, в котором соединились средства декоративно-прикладного и изобразительного искусств с театральными и музыкальными элементами. Народная игрушка разнообразна по типам, материалам и технике изготовления, а также по возрастному, половому, социальному и игровому назначению. Игрушки подразделяются также на созданные взрослыми и игрушки-самоделки, созданные детьми. Те и другие используются в разнообразных народных играх [14, с. 399].

Народная игрушка делится на две группы, исторически сложившиеся и генетически связанные, но различающиеся между собой функционально и по образно-художественным характеристикам. Это крестьянская и ремесленно-промысловая игрушка. Впервые определила и проанализировала эти типы игрушки Г. Л. Дайн.

Крестьянские игрушки – поделки, изготовлявшиеся из подручного материала и природных красителей родителями для детей в свободное от труда время. Их эстетическая функция (красота) обусловлена экономией материала, лаконизмом отточенных, передававшихся по наследству приемов исполнения, повторением образцов многолетней давности, несущих память о древних, очень значимых для крестьянина образах. Понятие красоты было неотделимо от представлений о ценном, полезном, добром.

Практическая функция (польза) игрушек реализовывалась в детской игре. Игры способствовали подготовке к жизни и труду, развитию самостоятельности и смекалки, передачи традиций и опыта. Игрушек в крестьянской избе было немного, но все они были полезны, соответствовали возрасту, интересам, духовным и физическим потребностям детей [7, с. 19]. Игрушки не только развлекали детей, но и защищали их от зла, способствовали усвоению ими социально-половых различий и ролей. Исполняли роль обрядового, магического предмета, атрибута семейной или общинно-родовой праздничной культуры [7, с. 20 – 21]. Функции крестьянской игрушки: обрядово-магическая, воспитательно-образовательная, коммуникативная и эстетическая. Художественно-образные качества: связь с мифологией, обобщенность форм, архаичность декора [7, с. 22].

  Ремесленно-промысловая игрушка – изделия для продажи, выполненные мастерами-игрушечниками. Они имеют броский, нарядный облик (использовались яркие промышленные краски) и занимательный характер [7, с. 23]. Эстетическая функция вытеснила магическую и игровую: это уже не игрушки, а произведения декоративной пластики. Им свойственны широта тематики, элементы конкретности, местного колорита, приметы времени, влияние городского быта, детализация образа [7, с. 24].

К общим художественно-эстетическим особенностям народной игрушки различных местных школ России относятся: выразительность, глубина, многозначность и общечеловеческая ценность образов; символичность изображения; декоративность, лаконизм и обобщенность формы, ее гармония с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей; прекрасное чувство материала и его природных свойств; традиционность технологических приемов и композиций при разнообразии их трактовок и индивидуальном почерке каждого мастера внутри местной традиции; юмор, гротеск как утверждение оптимистического восприятия мира, добродушность и очеловеченность звериных изображений, отсутствие злых и устрашающих образов, идея положительного образа; яркость, условность и импровизационность росписи; полифункциональность [14, с. 402].

В народной игрушке привлекает мягкий юмор и жизнерадостность, свобода и ясность содержания, наивная искренность. Наивность народного мастера – это прямота взгляда на жизнь, желание отразить подлинную суть вещей. Игрушка – зеркало исторической памяти, праздничное выражение души народа. Главное в ней – сила характера, открытость и прямота чувства, активное жизнеутверждающее мировидение. Отсюда высокий строй содержания игрушки, приподнятость над действительностью [7, с. 40].

Игрушка – вещь бытовая, утилитарная – изобразительность ее носит прикладной характер. В игрушке открыто декоративна роль цвета, фактуры, орнамента [7, с. 17]. Народной игрушке свойственны теплота и искренность, яркая образность, условная, но выразительная форма, высокая культура орнаментального и пластического ритма, экспрессивная гамма цвета [7, с. 157]. Народная игрушка – художественный образ, для которого характерно смелое обобщение, порождающее многообразие метафор, ассоциаций, общечеловеческих идей [7, с. 18].

Народное искусство – это не только мир вещей, реальных предметов, но также мир самобытных образов, важных для народа тем. Жизнь народа была слита с жизнью природы. От земных даров зависело благополучие крестьянского хозяйства. Природа предоставляла материалы и служила источником содержания народного искусства. В древности, не умея объяснить себе ее явления, народ обожествлял силы природы, населял все вокруг добрыми и злыми духами. Отголоски этой давней поры остались в народном искусстве на долгие времена в мотивах орнамента, некоторых повторяющихся образах и символических изображениях. Женская фигура с поднятыми руками олицетворяла Мать-Сыру Землю – всю Природу. Круги-розетки, изукрашенные узорами, означали солнце – источник тепла, света и радости на земле. Часто повторяются изображения коней и птиц – помощников крестьянина в труде и хозяйстве. Эти вечные образы народного искусства находили множество вариантов своего воплощения.

Отражая жизнь людей и природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала черты сказочности и служила основой своеобразного поэтического мира народного творчества, мира, в котором быль и вымысел слиты воедино. Само призвание народного искусства – украшать быт и труд – определило его оптимистический настрой, который выражается как в выборе положительных явлений для тем и сюжетов произведений, так и в нарядной декоративности, орнаментальной узорчатости, яркости цветовых сочетаний [4].

Игрушке свойственно обобщение образа – типизация главных, узнаваемых примет внешнего облика и внутренней характеристики, социальной или национальной принадлежности героев. В игрушках отражались типичные черты быта крестьян и горожан, создавались яркие характеры не только людей, но и животных [7, с. 35]. В основе образа народной игрушки лежит наблюдение реальности и поэтическое, сказочное преувеличение. Поэтому при всей узнаваемости она далека от натурализма [7, с. 36].

В облике игрушки, весьма различной по форме (в виде коня, бабы, птицы), весьма условном и лаконичном, с наибольшей силой выражено родовое человеческое сознание и способ овладения миром через пластику [13]. Фигурки мужчин, коней и всадников, птиц и зверей, которым трудно найти живое подобие, – повторяются из века в век, из одной местности в другую. Однако за внешним подобием скрываются многочисленные оттенки и варианты в передачи одинаковых сюжетов, всегда несущих в себе следы различных эпох и местных характеров.

Эпический характер образов народного искусства определяется типом творчества – коллективным методом работы, основанным на повторе и вариации. Благодаря этому образная структура народного искусства, сохраняя изначальный образ с его вариациями, обогащает его новыми элементами, заложенными в единстве художественной целостности произведения и в принципах формообразования [17, с. 24]. Образно-сюжетный строй предметов народного декоративно-прикладного творчества – главный его элемент. Ему подчинены композиция, выбор материала и технические приемы исполнения. В числе сюжетов народного искусства главными являются: солярные (солнечные); реальные (звери, птицы) или мифические (птица Сирин) существа; деревья, цветы. Материальными компонентами – средствами воплощения образа – являются: материал, инструменты, технические приемы. Духовные компоненты – сюжет, композиция, стилистические особенности воплощения сюжета в материале, колорит. Особенностями воплощения образов народного искусства являются их величественно-торжественная композиция и приподнято-праздничный колорит [17, с. 15].

Игрушка – особый вид народного искусства; непосредственная функция далеко не всегда играла в нем существенную роль. За исключением некоторых свистулек и погремушек, предназначенных для определенных игровых действий, многие лепные и раскрашенные фигурки исполнялись для развлечения, разглядывания, а в XIX – XX вв. даже как украшения в быту, наподобие фарфоровых статуэток. Народные мастера выражали в них свои представления о мире, природе, людях.

Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов II тыс. до н. э. Это глиняные топорики, посуда, погремушки. В славянских погребениях VI – VIII вв. н. э. обнаружены фигурки коньков и погремушки. X – XII веками датируются свистульки (коньки, птицы, бараны), погремушки, обломки человеческих фигурок, найденные на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Коломны, Радонежа, Дмитрова, Зарайска и др. [2, с. 7]. Находки археологов в Москве свидетельствуют о том, что уже в XVI – XVII вв. глиняные игрушки были произведениями развитой народной пластики. В собраниях музеев русская глиняная игрушка представлена, главным образом, произведениями второй половины XIX – начала XX в.

В древности роль глиняных фигурок была далека от детских забав. Некоторые из них воплощали образы языческих верований, служили культовым целям. [4]. Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Она была попутным, второстепенным делом в гончарном производстве. Лепили ее, в основном, женщины и дети. Лепили для себя, забавы ради, а со временем – на продажу, приурочивая к ярмаркам и веселым народным праздникам. Лишь в нескольких местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом, подверженным воздействиям моды и городских запросов. Но, как правило, она жила и развивалась в крестьянской среде, и поэтому в ней нашли яркое выражение характерные черты крестьянского народного творчества. В зависимости от качества и состава местных глин и песка, поверхность игрушек после обжига приобретала определенный цвет и фактуру, которые играли немалую роль в их декоративных свойствах. Для украшения в разных центрах применяли цветные глазури или роспись. Игрушки выполняются свободной лепкой вручную. Мастер работает как скульптор. Особенности лепки и росписи придают своеобразный характер игрушкам разных районов [17, с. 68].

Глиняная игрушка в большинстве случаев – искусство безымянное. Мы знаем лишь некоторых ее авторов, начиная с 1930-х гг. В ряде местностей лучшие времена игрушки связаны с деятельностью конкретных мастеров, которые своим талантом оживили традиционное производство, создали ему новое лицо или дали иное направление развитию. Таково значение работ Лариона Зоткина для Абашева и Ивана Васильевича Дружинина для каргопольской игрушки [2, с. 13].

В глиняной игрушке очевидна нерасторжимая связь ремесла и искусства. Она сохраняет в пластике живое движение руки мастера. Руки были не только орудием, инструментом, они же служили своеобразным эталоном пропорций – средний размер народных глиняных игрушек не превышает длины кисти. Веками выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Так, со временем возникло изображение женской фигуры на устойчивом полом конусе-юбке, обтекаемая компактная форма птички-свистульки, пластичные изображения коня, всадника и др. [2, с. 8].

Проверенные вкусом многих поколений лаконичность и благородство пластики, нарядное, но не назойливое декоративное решение, бережное отношение к материалу и естественная красота изделий, – все это отражает мудрость и духовное начало народной культуры [7, с. 6].

 



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.