Истоки замысла романа «Анна Каренина» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Истоки замысла романа «Анна Каренина»

2020-10-20 250
Истоки замысла романа «Анна Каренина» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема семьи представляет собой одну из наиболее проблемных областей в диалоге между православной церковью, самодержавным государством и культурной элитой в XVIII и XIX вв. Институт брака становится основной точкой столкновения в этой области, неудивительно, что дискуссия вокруг него находит отражение в великих прозаических произведениях XIX в. От «Анны Карениной» (1875–1877) до «Дамы с собачкой» (1898) тема брака насквозь пронизывает литературу того времени, и вклад художественного слова в распространение и рецепцию этого дискурса огромен.

Перед лицом серьезных изменений, затронувших российское общество во второй половине XIX в., представляются весьма уместными следующие вопросы: какую роль сыграла литература в этом процессе и, прежде всего, какое влияние оказал роман «Анна Каренина» на формирование новой, буржуазной модели семьи? В какой мере это произведение повлияло на отмирание брака по расчету и какая доля ответственности за самоубийство Анны лежит на этом традиционном институте? Насколько слова Анны способствовали переходу общества к браку по любви и в какой степени ее измена подорвала основы брака по расчету?

 «Но пришло время, я поняла, что я не могу больше себя обманывать, что я живая, что я не виновата, что Бог меня сделал такою, что мне нужно любить и жить» [24].

 Брак есть учреждение, организованное государством в своих собственных, государственных, интересах; на твердости семейных начал зиждется сила и крепость государства; ему важно поддержать неприкосновенность семьи. Прелюбодеяние есть посягательство на основы брачного союза.

Семья же, по свидетельству жены писателя С.А. Толстой от 3 марта 1877 г., – это концептуальное ядро романа «Анна Каренина»: «Мне теперь так ясна моя мысль. Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную (Толстая 1978б: 502)».

Поэтому «Анна Каренина» – не только нравственно-философский, но и социальный роман, по которому можно судить текущих изменениях в российском обществе второй половины XIX в., берущих начало в семье и распространяющихся оттуда на все сферы общественной жизни. Толстой изображает мир русского дворянства на переходном историческом этапе, описывая кризис его культуры, его политической, художественной, экономической деятельности и его мировоззрения – кризис, вызванный критической рефлексией нового типа и событиями, происходившими в России во второй половине XIX в. В частности, автор знакомит читателя с проблемной ситуацией дворянского брака по расчету. Этот институт, характерный для патриархальной семьи как для базовой ячейки общества, был одним из главных способов сохранения и увековечения русского дворянства, а также стабилизирующим общественным фактором. Социальные изменения, последовавшие за великими реформами, дух европейской культуры, воспринятый через литературу романтизма, и повышение уровня женского образования постепенно приводят к образованию невосполнимой бреши в институте брака по расчету, который впоследствии, в процессе формирования нового класса – буржуазии, должен будет уступить место иной модели семьи.

Исследователи отмечали существенное отличие первоначального замысла «Анны Карениной» от окончательного варианта романа. Так, Б.И. Бурсов напоминает, что сначала Толстой предполагал писать пьесу о Петре, но вскоре отказался от этой мысли и приступил к работе над романом. Оставив историческую тематику, Толстой начал писать роман семейно-бытовой: «Развитие событий писатель вначале предполагал полностью сконцентрировать вокруг семейной темы, − пишет М. Б. Храпченко. – постепенно расширялись не только рамки повествования, но изменилась внутренняя перспектива произведения, его творческая концепция. Изменение замысла, внутренней структуры романа выразилось в насыщении его широким социальным содержанием»[25].

Н. К. Гудзий во вступительной статье к одному из изданий «Анны Карениной» приводит 10 вариантов начала романа, по которым можно проследить, как менялась мысль Толстого, как он пришел от романа «о потерявшей себя замужней женщины из высшего общества» к роману остросоциальному [4].

Социальная сторона романа, то есть общественная ситуация в России 70-х годов XIX века, была в тесной связи с семейным укладом, с духовной жизнью русского общества. «Толстой видел несомненную связь между разрушением социальных основ современного общества, построенного на сохранении традиций и преемственности, и распадом семейных устоев в дворянском кругу». ««Мысль семейная», - пишет Э. Г. Бабаев, - приобретала особенную остроту, становилась тревожным фактором времени, потому что разлад выходил за пределы семейного круга и захватывал важные области общественного быта. Мысль, которую любил автор, является как бы мощным источником света, определяющим расположение теней в его живописи и глубину изображения. Все важнейшие общественные перемены начинаются или завершаются в семейном кругу, в личном мире современников, в их повседневной жизни. Такова была общая мысль Толстого, как она раскрывается в его романе. Значение социальных перемен измеряется, в конечном счете, степенью их влияния на семейные распорядки века» [2].

По мнению М. Б. Храпченко, в «Анне Карениной» получает новое художественное выражение «мысль народная». В понимании Толстого, «народ не только играет определяющую роль в исторических событиях, он создатель жизни, творец материальных и духовных ценностей; он – основа и источник всего того, чем живет общество. А рядом высказываются очень важные с точки зрения творческой эволюции Толстого суждения о том, что правители – люди, отрекшиеся от всего человеческого», − утверждает Храпченко.

Об этом же пишет и Б. И. Бурсов, который, признавая одним из главных предметов изображения в «Анне Карениной» «мысль семейную», обратил внимание на особенности раскрытия в романе «мысли народной»: «В “Анне Карениной” Толстой не только не отошел от проблемы народа, так широко разработанной в «Войне и мире», но значительно углубил ее. Сопоставление «Анны Карениной» с «Войной и миром», сделанное самим Толстым, надо, очевидно, понимать так: в «Войне и мире» непосредственным и одним из главных предметов повествования была именно деятельность самого народа, самоотверженно защищавшего родную землю, в «Анне Карениной» — преимущественно семейные отношения героев, взятые, однако, как производные от общих социально-исторических условий. Вследствие этого проблема народа в «Анне Карениной» получила своеобразную форму выражения, она дана главным образом через духовные и нравственные искания героев»[22].

По мнению Н. К. Гудзия, морально-психологическая тема – то есть, тема семьи – не могла существовать самостоятельно, потому что «у Толстого работа над художественным произведением всегда сопровождалась стремлением уяснить себе существенные проблемы, волновавшие его и выдвигавшиеся живой современностью». Н. К. Гудзий также отмечает: «Морально-психологическая тема, легшая в основу замысла, получила всестороннее уяснение лишь после того, как она включена была в тему социально-общественную, и «Анна Каренина» оказалась романом одновременно и семейным и социальным» [6].

М. Б. Храпченко, также выделяя важность для Толстого, помимо «мысли народной», и «мысли семейной», дает такое обоснование определяющего значения социального плана в романе «Анна Каренина»: «Толстой, характеризуя современную ему действительность, повседневное бытие людей, подчеркивает то гнетущее давление, которое оказывают на человека привычно ограниченные условия его существования». По мысли Храпченко, личные отношения героев несут на себе «отпечатки» соприкосновения с социальной средой: Толстому было тесно в рамках семейно-бытового романа, ему был необходим социальный план.

По-своему проблему соотношения «мысли народной» и «мысли семейной» в «Анне Карениной» рассматривает М. Б. Плюханова: «Здесь взяты для описания события семейной и внутренней жизни двух людей, между собой не связанных, — Анны Карениной и Константина Левина». «Но, - продолжает исследовательница, - сужение масштабов означает углубление в жизнь личности и, тем самым, выход к столь глубоким проблемам бытия, что рядом с ними тема жизни народа в истории кажется некрупной». Возникает вопрос: «некрупная» тема народа - то есть менее значимая в романе? Неясность ответа на сформулированный вопрос свидетельствует о неокончательной его решенности в литературоведении.

Одним из вопросов, неизменно привлекающих внимание исследователей (вслед за первыми читателями «Анны Карениной» и критиками-современниками, как мы увидим далее), становится автобиографическая основа романа. Исследователи, как и современники Толстого, единодушны в том, что автобиографическая основа романа явственнее всего обнаруживает себя в сюжетной линии второго главного героя «Анны Карениной» – Константина Левина. По мнению Б. И. Бурсова, «образ Левина отражает тот этап в идейных исканиях Толстого, когда он стоял уже перед фактом разрыва со своим классом, но окончательного шага в этом направлении сделать еще не мог. Толстой наделил своего героя такими качествами, благодаря которым он, согласно концепции писателя, мог достичь совершенства. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в конце концов становится для него проблемой, как дальше жить, как вести хозяйство, как относиться к крестьянам». Вместе с тем исследователь акцентирует внимание и на том, что «Толстой не щадит своего любимого героя, всё время выставляет его слабости, особенно главную из них — желание сохранить свои помещичьи привилегии».

Упоминает о явном автобиографизме «Анны Карениной» и В.В. Ермилов: «Толстой и в этом романе мечтает об идеале простой, естественной человеческой жизни в единении с природой, с землей, со всем миром. Константин Левин, носитель этих устремлений, является как бы представителем самого автора (недаром и фамилия его образована от имени Лев — от имени автора)». О неслучайной близости фамилии героя имени автора пишет и М. Б. Плюханова: «Фамилия образована от имени Толстого Лев, которое произносилось им самим как «Лёв», то есть, правильнее – Лёвин»; «Толстой передает Левину весь свой опыт, обретаемый параллельно с писанием романа, кроме опыта творчества».

Н. К. Гудзий говорит об автобиографизме не только образа Левина, но и сюжетной линии Левин — Кити, в которой отразились «в существенных своих чертах личные отношения самого Толстого с его невестой, потом женой, а также духовные искания и приближавшийся духовный кризис автора романа». Указывает на автобиографизм сюжетной линии Левин - Кити и В. В. Набоков, считающий, что автор не скрывает своей симпатии к герою, близкому ему: «Венчание Кити и Левина и священнослужитель изображены с большой симпатией»; «из шести героев автор до конца книги сохраняет интерес лишь к Левину и Кити» [6].

Плод общественных преобразований второй половины XIX в., роман «Анна Каренина» предвещает переход от брака по расчету к браку по любви, который проникает в Россию в последней четверти века, когда патриархальная модель, происходящая от рода по отцовской линии, сменяется моделью малой супружеской семьи, постепенно утверждающей право на индивидуальность каждого из своих членов. Роман открывает дорогу новой семье, которая с опозданием более чем на сто лет по сравнению с Западной Европой формируется в России на рубеже двух столетий. Она многофункциональна, ее членов связывают друг с другом и

С внешним миром отношения совершенно нового типа; ее хозяйственные функции сокращаются, но зато к ней предъявляются гораздо более серьезные требования в плане чувств и половой жизни. Такая семья соединена узами любви и привязанности и ориентирована скорее на частные супружеские, чем на родовые и общинные отношения. Она менее патриархальна и авторитарна, более либеральна и эмансипирована в том, что касается половых отношений (практикуемых именно в браке) и контроля рождаемости, более внимательна к детям – в общем, она становится скорее частным, чем общественным институтом, но по-прежнему остается «дисциплинарным диспозитивом» и являет собой почву столкновения разнонаправленных сил.

«Анна Каренина» предваряет новую эпоху, когда меняется как женское поведение, так и отношение к потомству: снижается рождаемость, в то же время растет число незаконнорожденных детей, часто отдаваемых в воспитательные дома; собственная личная жизнь оказывается для женщины важнее ее семьи. Наконец, женщины получают право самостоятельно искать себе жениха или выбирать совершенно иные, оригинальные возможности.


 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.