Левин и Кити: идеал христианского брака — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Левин и Кити: идеал христианского брака

2020-10-20 1894
Левин и Кити: идеал христианского брака 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Духовное перерождение - путь к спасению цивилизации. Проблемы социального прогресса, человеческого счастья в центре внимания Л.Толстого в романе, посвященном семейным ценностям, не случайно. Ведь рецепты общего блага одинаково связаны и с семьей, и с общественным устройством. И поэтому Толстой заключает некоторые свои мысли в уста Левина, который считает, что человеку надо спастись от современной цивилизации. И помочь в этом не смогут ни революции, ни социальные реформы, а только нравственное перерождение.

Константин Левин появляется в романе раньше Анны Карениной. Он приезжает в Москву для того, чтобы сделать предложение Кити Щербацкой, в которую влюблен. Это завязка в сюжетной линии Левина.

Любовь Левина к Кити не была секундным порывом. Он долго вынашивал в себе это чувство, со студенческих лет, как маленького ребенка. «Левин был влюблен именно в дом, в семью, в особенности в женскую половину семьи Щербацких. Все члены этой семьи, в особенности женская половина, представлялись ему покрытыми какою-то таинственною, поэтическою завесой, и он не только не видел в них никаких недостатков, но под этой поэтическою, покрывавшею их завесой предполагал самые возвышенные чувства и всевозможные совершенства».

В московском светском обществе его считали более чем странным. Мало того, что он, имея землю, не ездил в земство, так он еще и наравне с мужиками занимался хозяйством: «Он же (он знал очень хорошо, каким он должен был казаться для других) был помещик, занимающийся разведением коров, стрелянием дупелей и постройками, то есть бездарный малый, из которого ничего не вышло, и делающий, по понятиям общества, то самое, что делают никуда не годившиеся люди». Но Левину было все равно, что думали о нем окружающие. Он жил лишь одним мучимым его вопросом согласится ли Кити стать его женой или нет? Это составляло смысл его жизни, занимало все его мысли. По крайней мере, именно таким предстает Левин в начале романа.

Визит к Щербацким, где решалась судьба Левина, ожидался им с трепетом и страхом. Предложение вышло скомканным, но искренним. Кити чувствовала себя с Левиным «совершенно простою и ясною», тогда как с Вронским она испытывала неловкость». Но Кити отказывает Левину. Отказ Левин принял не как оскорбление, а как доказательство своей ничтожности: «Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее. И не гожусь я для других людей. Да, она должна была выбрать его [Вронского]. Так надо, и жаловаться мне не на кого и не за что. Виноват я сам. Какое право имел я думать, что она захочет соединить свою жизнь с моею? Кто я? И что я? Ничтожный человек, никому и ни для кого не нужный» [10].

Отказ Кити, невозможность (по крайней мере, на данный момент) личного счастья заставил Левина искать смысл жизни в чем-то другом. Он окунается с головой в деревенскую жизнь: он почувствовал «себя собой и другим не хотел быть». Деревня открыла ему глаза на то, что, помимо его личной жизни, есть еще жизнь общая, жизнь народа. Левин, считая «переделку экономических условий вздором», вместе с тем «чувствовал несправедливость своего избытка в сравнении с бедностью народа и теперь решил про себя, что, для того чтобы чувствовать себя вполне правым, он, хотя прежде много работал и не роскошно жил, теперь будет еще больше работать и еще меньше будет позволять себе роскоши».

Казалось бы, столь долго желаемая женитьба на Кити должна была бы завершить искания Левина, стать счастливой кульминацией и одновременно развязкой его судьбы. «Я верю, что это было предназначено», - говорит Левин Кити. Они действительно «были как бы предназначены друг для друга, и сама судьба управляла их встречами и разлуками и привела их наконец к венцу», - пишет Э. Г. Бабаев [3].

Однако брак оказался совсем не таким, каким представлял его себе Левин. «Левин был счастлив, но, вступив в семейную жизнь, он на каждом шагу видел, что это было совсем не то, что он воображал». Но разочарования направляли его мысли только в одном направлении: они теперь одно целое: «он теперь не знает, где кончается она и начинается он. Он понял это по тому мучительному чувству раздвоения, которое он испытывал в эту минуту. Он оскорбился в первую минуту, но в ту же секунду он почувствовал, что он не может быть оскорблен ею, что она была он сам».

Именно поэтому Толстой, применив прием параллелизма, показывает не только историю разрушения морали и жизни Анны, но и историю любви Левина и Китти. их любовь - это путь к обретению духовного единения. Он постепенный и долгий. Влюбившись, Левин не сразу получает согласие на брак от Китти. И когда это произошло, их ждали еще и испытания и страдания, которые сделали их мудрыми, научили любить и прощать, ценить маленькие подарки судьбы, из которых и состоит радость жизни. От первого до второго признание прошло время, когда они отдельно прошли путь разочарований и поисков гармонии. И тогда, когда поженились, они не остановились, не застыли в своем развитии. Глубоко поражает то, как Левин относился к венчанию, как пытался предстать перед своим будущим очищенным духовно (вспомним прочесть накануне брака). Венчание Китти и Левина было именно соединением двух ради счастья, ради будущих детей. И это было следствием целого ряда событий, духовных прозрений, которые приходили не сразу. Так Левин, много работая, стремился сделать свободным и труд крестьян. Но многие из его «хозяйственных начинаний» потерпели неудачу. Герой долго не мог понять причины, пока не понял духовных потребностей крестьян, которые были основой их жизни. Так в разговоре с мужиком по имени Федор, Левин слышит о Фоканыче, который живет для других, а не для своего живота. «Бога помнит», - говорит Федор. Поверил Левин словам Федора сразу? Нет, даже отверг сначала. Но эти слова способствовали его духовному переворота. Постепенно Левин приходит к мысли, что недооценивал истинных духовных факторов, определяющих крестьянский быт и крестьянский труд. Поэтому, как сам Л. Тол стой, Левин испытывает постепенно духовного перерождения. Причем это касалось всех сфер жизни, в том числе и семьи. Герой по-другому начинает понимать и понятия наслаждения, перенеся это понятие в сферу духовного. Семья для Левина с тех пор мыслится как единственно возможный для него образ жизни, центр всего самого светлого и доброго.

Итак, Толстой утверждает нас в том, что только духовное перерождение, нравственное самосовершенствование - это путь к спасению цивилизации.

Неподписание брачного контракта36 означает фиаско для роди-тельской семьи и унижение для самой девушки. Именно эта угро-за так пугает Кити, когда она спорит с Левиным и Щербацким: «страх девства и униженья» (АК XVIII: 418) душит ее, поскольку она боится остаться на задворках общества. Аналогичное чувство заставляет Долли в споре с Карениным по поводу положения Анны после измены испуганно вскричать: «Нет, это ужасно. Она будет ничьей женой, она погибнет!» (AK XVIII: 415).

В романе описывается несколько разновидностей одной и той же модели брака на примере трех пар: Долли и Облонского, Кити иЛевина, Анны и Каренина. Кажущееся различие между первой и второй парами не должно вводить в заблуждение: если семья Долли и Облонского – буквальное воплощение на практике союза договорного типа, то семья Кити и Левина – это лишь более желательный вариант такого союза, точно так же подчиненного патриархальным законам, всецело определяющим образ жизни и мышления Левина, к которому Кити пассивно приспосабливается. Отношения между Анной и Карениным, будучи заключительным и переломным этапом этой формы брака, подводят под историей его существования роковую черту. В каждом из этих случаев мы имеем дело с патриархальной семейной средой, в которой доминирует отец семейства (pater familias) и которая воспроизводит в меньшем масштабе схему государственной власти (царь – дворянство – крестьяне).

Итак, необходимость прочного института брака обусловлена глубокими политико-экономическими причинами: непрерывность мужской линии, сохранение унаследованного имущества в целости, приобретение посредством брачных связей дальнейшей собственности и заключение новых политических союзов. Очевидно, что речь идет о тесно взаимосвязанных и взаимозависимых областях, поскольку сохранение имущества, которое должно защищать крепостную структуру государства, обеспечивается институтом майората, в рамках которого все отцовское имущество передается первенцу мужского пола, младшие сыновья предназначаются к военной службе, а дочерей часто отдают в монастырь.

Сакральность брачного союза подтверждается строгим церемониалом, венчающим брак как высший религиозный и социальный институт. Этот церемониал включает правила сватовства, встречи жениха и невесты, помолвки, свадебной церемонии, вручения приданого. Такая практика предполагает изысканные места для организации будущих союзов, в частности балы, представляющие собой настоящий «брачный рынок» с очень сложным ритуалом, основанным на подлинной «грамматике бала». Каждому танцу соответствуют особые формы беседы, как мы узнаем из сцены, в которой Кити ожидает исполнения своей любовной мечты во время мазурки:

Вронский с Кити прошел несколько туров вальса. После вальса Кити подошла к матери и едва успела сказать несколько слов с Нордстон, как Вронский уже пришел за ней для первой кадрили. Во время кадрили ничего значительного не было сказано… Но Кити и не ожидала большего от кадрили. Она ждала с замиранием сердца мазурки. Ей казалось, что в мазурке все должно решиться [24].

Во время мазурки действительно разыгрывается самая важная драма этого вечера, но ее героями оказываются не те, кого ожидает увидеть публика, а Анна и Вронский. Он приглашает Каренину на танец, игнорируя надежды Кити и нарушая принятый порядок вещей. Согласно «грамматике бала», этот жест Вронского означает его отказ от Кити и привлекает внимание присутствующих к появлению Анны в свете, а, возможно, как будут предполагать гости, и в жизни красавца-офицера.

Свадебный церемониал также имеет большое значение при составлении брачного договора; ему уделяется немалое внимание в великих романах XIX в., для которых свадебное торжество становится излюбленным предметом описания. Толстой, изображая свадьбу Кити и Левина, передает все тонкости этого церемониала с таким богатством подробностей, что занимает ими первые шесть глав пятой части романа38. Приведем здесь лишь самые примечательные детали этого описания:

В церкви была вся Москва, родные и знакомые. И во время обряда обручения, в блестящем освещении церкви, в кругу разряженных женщин, девушек и мужчин в белых галстуках, фраках и мундирах не переставал прилично-тихий говор, который преимущественно затевали мужчины, между тем как женщины были поглощены наблюдением всех подробностей столь всегда затрагивающего их священнодействия (AK XIX: 21).

Этот церемониал уходит корнями в глубокое прошлое; он соблюдался еще на свадьбе матери Кити:

Сама княгиня вышла замуж тридцать лет тому назад, по сватовству тетки. Жених, о котором было все уже вперед известно, приехал, увидал невесту, и его увидали; сваха тетка узнала и передала взаимно произведенное впечатление; впечатление было хорошее; потом в назначенный день было сделано родителям и принято ожидаемое предложение. Все произошло очень легко и просто. По крайней мере так казалось княгине [24].

Но в случае Кити уже проявляются первые симптомы кризиса, затронувшего традиции русского дворянства. Времена изменились, и приготовления к свадьбе дочери ставят перед княгиней Щербацкой новые проблемы: она отдает себе отчет в том, что уже устарел и русский обычай брака через сватовство, и французский обычай, согласно которому о браке договариваются семьи, а английская манера предоставлять девушкам абсолютную свободу вы-бора немыслима в русском обществе, «но как надо жениться и как должны выходить замуж девушки, никто не знал»[24].

Вся восьмая часть посвящена Левину. Казалось бы, счастливый семьянин, муж и отец, Левин получил все, чего он так страстно желал в начале романа. По-прежнему больше всего Левина мучил вопрос о смерти: «откуда, для чего, зачем и что она такое». Он пытался найти ответы на свои вопросы не только в христианстве, но и в философии, и во взглядах других людей. Он вспоминал свои молитвы во время родов жены, пытался прийти к вере, но каждый раз «все распадалось вдребезги». Но он всей душой понимал, что эти минуты были не по слабости, а самыми искренними. «Он был в мучительном разладе с собою и напрягал все душевные силы, чтобы выйти из него».


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируем результаты нашего исследования. При поверхностном прочтении может сложиться впечатление, что Анна и Левин - герои-антиподы. А значит – две сюжетные линии никак не связаны в романе между собой (если не считать единственной встречи Анны и Левина в 7-й части романа). И, следовательно, правы были первые критики романа Толстого?

Казалось бы, в романе есть все основания, чтобы так думать. Во-первых, то, на чем завязаны первоначально обе сюжетные линии, - любовный конфликт. Но главные герои проявляют себя в любви абсолютно по-разному. Анна, разрушая законный брак, вступает в «преступную» связь с Вронским и становится его любовницей, как будто бы оправдывая первоначальный замысел романа о «гадкой, преступной женщине» (так говорит о себе сама Анна). Левин же, который ставит женщину на пьедестал святыни, в конце концов нежной и трепетной любовью соединяется с Кити, с «совершенством во всех отношениях», таким существом, которое в его восприятии, «превыше всего земного».

В романе развивается тема двух «браков» (кстати, «Два брака» - один из вариантов названия романа)1, но браки эти абсолютно разные. Левинский брак – брак законный, церковный, а у Карениной (с Вронским) - «брак» незаконный, а значит - безнравственный. К тому же Толстой постоянно акцентирует внимание и на разных типах любви: Каренина-Вронский – страсть, не просветленная духовным началом, и истинная, в понимании писателя, любовь Левина-Кити. «То чувство, которое можно было назвать восторгом любви, - утверждает Б. И. Бурсов, - Толстой воплощает в образе Левина, а не Вронского, у которого, казалось бы, ничего не было, кроме страсти к Анне».

Так где же тогда «внутренний» замок, о котором говорил автор «Анны Карениной»? В результате предпринятого нами исследования, мы пришли к выводу, что «внутренняя связь», а значит художественная целостность романа, обусловлена исканиями смысла жизни, которые ведут оба главных героя, но в разных направлениях. Точнее, в начале романа оба героя смысл жизни видят в одном и том же – в личном счастье. Однако понимание счастья, а главное - «избрание пути», ведущего к нему, у них оказываются разными. Отсюда разным оказывается итог их исканий.

Анна, сосредоточившись на поисках лишь своего личного счастья и заблудившись в «паутине лжи», проходит свой путь, сопровождающийся постепенным усилением отчаяния. «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!» - вот тот вывод героини, который делает невозможной ее дальнейшую жизнь: «Я чувствую, что лечу головой вниз в какую-то пропасть, но я не должна спасаться. И не могу».

Левина же, постепенно осознающего невозможность ограничения узкосемейной, пусть и счастливой жизнью, спасают его поиски веры и «дело», которое было «единственною руководительною нитью», выводившей его из «темноты» незнания: «и он из последних сил ухватился и держался за него» (386). Так Левин, тоже через отчаяние, ужас смерти, приходит к спасительному пониманию существования в жизни «несомненного смысла добра».


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев В. И. Воспоминания // Л. Н. Толстой: К 120-летию со дня рождения (1828—1948): в 12 т. М.: Гос. лит. музей, 1948. Т. 2. С. 253 –

2. Бабаев Э. Г. Роман «широкого дыхания» // Толстой Л. Н. «Анна Каренина». М.: АСТ, 2007. С. 3 – 25.

3. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. М.: Худож. лит., 1978. 160 с.

4. Горная В. Мир читает «Анну Каренину». М.: Книга, 1979. 127 с.

5. Гудзий Н. Вступительная статья и примечания. Л. Н. Толстой «Анна Каренина». Неизданные тексты // Литературное наследство. М.: Изд-во АН СССР, 1939. Т. 35-36. Л. Н. Толстой. С. 381 – 397.

6. Гудзий Н. К. Лев Толстой: Критико-биографический очерк. М.: Худож. лит., 1960. 215 с.

7. Гусев Н. Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 695 с.

8. Жданов В. А., Зайденшнур Э. Е. История создания романа «Анна Каренина». Приложения // Толстой Л. Н. Анна Каренина: роман в восьми частях. М.: Наука, 1970. С. 803 – 833.

9. Жданов В. А., Зайденшнур Э. Е. Текстологические пояснения // Толстой Л. Н. Анна Каренина: роман в восьми частях. М.: Наука, 1970. С. 834 – 855.

10. Заламбани М. Институт брака в творчестве Л.Н. Толстого: «Семейное счастие». «Анна Каренина». «Крейцерова соната» / Пер.    итал. К. Ланда. М.: РГГУ, 2017. 268 с.

11. Ищук Г. Н. О художественном воздействии романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Филологические науки. 1978. №3. С. 21 – 29.

12. Купреянова Е. Н. Выражение эстетических воззрений и нравственных исканий Л. Толстого в романе «Анна Каренина» // Русская литература. 1960. №3. С. 117 – 137.

13. Лейдерман Н. Л., Барковская Н. В. Теория литературы (вводный курс): учеб.-метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т; Науч.-исследоват. центр «Словесник». Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2003. 72 с.

14. Макашин С.А. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1978.

15. Мейер М. Проблема семьи в творчестве Л. Н. Толстого, 1850-е - 70-е годы// URL: http://www.dissercat.com/content/problema-semi-v-tvorchestve-l-n-tolstogo-1850-e-70-e-gody (дата обращения: 09.12. 2015).

16. Набиев Н. Проблема человека в творчестве Л. Н. Толстого // URL: http://www.dissercat.com/content/problema-cheloveka-v-tvorchestve-l-n-tolstogo

17. Набоков В. В. Лекции по русской литературе // URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=115358

18. Плюханова М. Б. Творчество Толстого. Лекция в духе Ю. М. Лотмана // Л. Н. Толстой: pro et contra. СПб.: Изд-во Рус. Христ. гуманит. инст., 2000.С. 822 – 857.

19. Проскурина Т. Д. Идейно-художественные особенности воплощения «мысли семейной» в романах Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»// URL: http://www.dissercat.com/content/ideino-khudozhestvennye-osobennosti-94 voploshcheniya-mysli-semeinoi-v-romanakh-ln-tolstogo-ann

20. Ранчин А. М. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: замысел, смысл эпиграфа и авторская позиция // URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/43318.

21. Русанов Г. А., Русанов А. Г. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1972. 280 с.

22. Степаненко А. К. Сюжетно-композиционная структура романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // URL: http://www.dissercat.com/content/syuzhetno-kompozitsionnaya-struktura-romana-ln-tolstogo-anna-karenina

23. Толстая С. А. Мои записи разные для справок // Толстая    С.А. Дневники: в 2 т. М.: Худож. лит., 1978. Т.1.: 1862-1900. С. 495 – 512.

24. Толстой Л. Н. Анна Каренина. М.: Наука, 1970. 834 с.

25. Шатилов Н. И. Из недавнего прошлого // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: в 2 т. М.: Худож. лит., 1978. Т. 1. С. 248 – 252.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.