Что такое развивающие игрушки — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Что такое развивающие игрушки

2020-08-21 112
Что такое развивающие игрушки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Термин «развивающие игрушки» уже давно и прочно вошел в наш обиход. Согласно многим опросам, одно из главных требований к иг­рушкам - их развивающее значение. Уж если покупать игрушку для ре­бенка, то нужно, чтобы она развивала. Однако, что такое развивающая игрушка и чем она отличается от других, ответить не так-то просто. В сознании родителей и педагогов существует несколько устойчивых представлений о развивающих игрушках, которые, в сущности, явля­ются мифами, имеющими весьма отдаленное отношение к реально­сти. Попытаемся рассмотреть их.

Итак, миф 1: «Развивающие игрушки учат».

Тема раннего развития как обучения не без участия психологов уверенно вошла не только в сознание, но и в практику жизни многих людей. Более того, развитие ребенка стало сферой достаточно рас­пространенного и очень прибыльного бизнеса. В настоящее время функционирует много новых центров раннего развития, прогимна­зий, школ для малышей, специализированных детских садов и пр. Появляется все больше методик, авторы которых обещают родителям развить у маленьких детей логическое мышление, научить их читать и считать, причем очень быстро и очень рано. Об этом, в частности, свидетельствуют сами названия некоторых методик: «Читать раньше, чем ходить», «Думать раньше, чем говорить» и пр. Прилавки книжных и детских магазинов буквально переполнены различными пособиями для детей от одного года до 5-6 лет, которые призывают родителей как можно раньше научить малышей читать, писать, считать, логически мыслить. Как правило, эти пособия представляют собой красиво иллюстрированные издания, в которых содержатся сведения, очевидные для взрослых, но пока что не известные маленьким детям: о величине, форме, цвете предметов, буквах и цифрах. Большинство игр, которым приписывается название «развивающих», представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки ка­ких-либо навыков. Это может свидетельствовать о том, что развитие ребенка понимается исключительно как обучение и освоение навы­ков. Иногда такое освоение навыков называется развитием способ­ностей (способность различать форму, способность различать звуки и пр.), но от этого суть представления о детском развитии не меняется. Развитие ребенка представляется как «сумма развитии» различных способностей, которые целенаправленно осуществляет взрослый на специальных занятиях с ребенком, причем не только представляется, но и активно практикуется на поколении современных малышей. На одних занятиях развивается моторика, на других - речь, на третьих — сенсорика.

В результате мы можем констатировать: известный тезис отечественных психологов о том, что «обучение ведет за собой развитие», вошел в жизнь и стал руководством к действию для родителей и воспитателей, а также источником прибылей для педагогов-новаторов и бизнесменов. Естественно, такой вульгарный, механический подход к детскому развитию вызывает протест, однако донести до родителей, что ребенок, как и человек вообще, — это не сумма отдельных навыков, не компьютер, в который последовательно вводятся отдельные прог­раммы, а некая целостность, и что развивается он не через освоение отдельных умений, а совсем по-другому, оказывается очень трудно.

На самом деле развитие - это всегда возникновение нового каче­ства, появление чего-то качественно нового. Применительно к детско­му развитию это означает появление нового отношения к миру и к дру­гим людям, новых способностей, желаний, интересов и побуждений к действию, что всегда отражается и выражается в детской инициатив­ности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, к чему-то сам стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные), не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Напротив, они могут стать тормозом для развития, поскольку лишают малыша собственной активности.

Исследования последних лет показывают, что дети, с раннего возра­ста ориентированные на обучение и «раннее развитие», оказались в старшем возрасте менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Достижения в конкретных знаниях и умениях (таких, как умение читать или знание цифр) не дают никаких преимуществ в умственном развитии и в освоении школьной про­граммы. Все эти знания для ребенка - формальные, чужие и не нуж­ные в его детской жизни. Такого рода «раннее развитие» не только не способствует, но и препятствует действительному развитию личности ребенка.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.