Правила организации игровой среды в ДОУ — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Правила организации игровой среды в ДОУ

2020-08-21 163
Правила организации игровой среды в ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Есть несколько правил, позволяющих организовать игровую среду так, чтобы она направляла ребенка на сюжетную игру и в то же время оставляла ему максимум свободы.

Большое пространство и наличие укромных уголков. Большое пространство нужно для свободного перемещения, активных движений во время игры, крупномасштабного конструирования. Оно достигается за счет отсутствия громоздких предметов и наличия полифункцио­нальных легко трансформируемых материалов (например, вместо большого дома для ролевой игры — крупные конструкторские блоки). Укромные уголки легко организуются за счет расстановки мебели, наличия специфической мебели (например кровати на втором ярусе), ширм, больших кусков тканей и т.п.

Необходимое и достаточное количество игрушек. Чрезмерное количество игрушек дезориентирует ребенка, рассеивает внимание, легко переключает его с одной игры на другую. Кроме того, много игрушек трудно хранить в порядке, а в процессе игры приходится слишком долго искать нужный предмет. В то же время нехватка предметов и невозможность их заменить также разрушают игру и не позволяют реализовать замысел. Поэтому в игровой комнате нужно оставлять те игрушки, которыми дети действительно играют, а остальные убрать подальше. Во-первых, это поможет детям организоваться, а во-вто­рых, придаст чувство новизны при встрече со старой игрушкой спустя какое-то время.

Разнообразие игрового материала. Вместо двух десятков машинок лучше приобрести разный игрушечный транспорт: автобус, корабль, лодку, ракету, самолет и др., вместо десяти кукол Барби — куклу-мла­денца, куклу-подружку, девочку и мальчика, а также набор кукол «се­мья» для режиссерской игры, какие-нибудь фигурки животных и т.п.

Разнообразие игрового материала будет направлять и поддерживать детский замысел, позволит воплотить в игре разные истории. Незаме­ним в этом смысле полифункциональный материал, который может стать недостающим предметом.

Соблюдение этих простых правил поможет создать творчес­кую, гибкую игровую среду для самой важной - сюжетной - игры ребенка.

 

Рекомендуемая литература

1. Koponvcoea H. A., Кириллов И. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1997. № 6. С. 9-11.

2. Смирнова Е.О., Филиппова И.В. Образная игрушка как средство разви­тия сознания дошкольника // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 62-71.

3. Смирнова Е.О. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды // Дошкольное воспитание. 2010. № 4. С. 18—24.

4:Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника// Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 62—70.

 

 

Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ

Статья посвящена одному из главных видов детской деятельно­сти - игре с правилами. Коротко освещаются основные признаки игры с правилами, обсуждается ее влияние на развитие ребенка. Даны психоло­го-педагогические ориентиры для выбора данного вида игр. Специаль­ное внимание уделено играм с правилами для детей на разных этапах дошкольного возраста.

Ключевые слова: игра с правилами, младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст.

Игра с правилами занимает особое место в развитии дошкольни­ков и в жизни детского сада. Это специфический вид игровой деятель­ности, принципиально отличный от других.

Прежде всего, игра с правилом это всегда совместная деятельность. Она не может осуществляться индивидуально и с необходимостью предполагает партнеров. В таких играх игровые действия задаются и определяются правилами, которые имеют формализованный, осознанный харак­тер. Если в сюжетной игре правила как бы спрятаны в роли и связаны с субъективным, личным пониманием ребенком смысла разыгрываемой ситуации, то в играх с правилами эти правила однозначны, не допускают субъективных интерпретаций и обязательны для всех участников игры.

В играх с правилами, в отличие от сюжетных, всегда есть заранее заданный результат, т.е. выигрыш. Критерии выигрыша должны быть четко, объективно представлены, поскольку они определяют момент завершения игры.

Игра с правилами может сочетаться с другими видами игры и час­то совмещается с ними. Широко известны игры, в которых четкие пра­вила сочетаются с элементами ролевой игры («Кошки-мышки», «Лиса и гуси», «Лохматый пес» и др.), однако чаще всего игра с правилами соединяется с дидактическими играми, когда действие по правилу связано с решением познавательных или речевых задач. Многие игры с правилами, которые предлагаются сегодня для дошкольников, имеют ярко выраженный дидактический характер.

Следует различать игру как дидактическое средство и как самостоятельный вид деятельности. Если дидактические игры специально создаются взрослыми для овладения детьми какими-то знаниями и навыками, то игры с правилами не имеют такой задачи. В них глав­ное — выиграть при неукоснительном соблюдении правил. Конечно, каждая игра с правилами чему-то учит ребенка, поскольку она стиму­лирует физические и умственные усилия, которые прилагает ребенок в процессе игровых действий и которые полезны для его развития. Например, нужно ответить на вопрос, запоминать, где лежат картин­ки, продумывать стратегию дальнейших ходов, быстро считать и пр., однако эти знания и навыки далеко не главное в игре.

Главное значение игры с правилами заключается в развитии об­щения детей, а именно в нормативной регуляции их взаимодействия. В играх с правилами, как кооперативной деятельности, требующей соблюдения правил (норм), обязательных для всех участников, воз­никает требование не просто произвольного поведения, но взаимной нормативной регуляции - необходимой составляющей морально-нравственного и социального развития ребенка. В этом виде игры создаются условия и необходимость для овладения детьми норматив­ными способами реализации принципа справедливости, причем все это происходит в самостоятельной деятельности детей без контроля и давления со стороны взрослых.

Важным является также опыт переживания ребенком собствен­ного проигрыша, неудачи в такой пока еще не слишком значимой деятельности, как игра. Многие дети переживают малейшую неудачу как жизненную катастрофу — обижаются на всех, отказываются от дея­тельности и даже плачут. Переживание своего неуспеха и признание успеха сверстника в игре с правилами «закаляет» ребенка, упорядочи­вает реакции на ситуации фрустрации.

Игра с правилами также способствует овладению различными типичными для взаимодействия со сверстниками нормами: очеред­ности, обмена функциями, распределения функций внутри группы, справедливости и пр.

В настоящее время, когда формы совместной деятельности детей весьма ограничены, все эти воспитательные задачи являются крайне актуальными. Игра с правилами может стать настоящей школой обще­ния и социального поведения для детей дошкольного возраста.

Однако, для того чтобы игры с правилами выполняли свою развивающую роль, они должны соответствовать определенным психоло­гическим критериям. В настоящее время рынок предлагает огромное количество различных игр с правилами. Наряду с традиционными «бродилками», «мемори» и лото появились новые, весьма интересные и оригинальные отечественные и зарубежные игры. Чтобы помочь разобраться в этом многообразии, опишем некоторые требования к таким играм.

Общие требования к играм с правилами

Прежде всего следует обратить внимание на материал игры, ее об­щий контекст, который определяет привлекательность и, во многом, понятность игровых действий для ребенка. Он может быть предмет­ным, сюжетным и абстрактным.

Предметный материал игры предполагает конкретные узнаваемые образы, например изображения животных, различных предметов.

Сюжетный материал предполагает некий контекст игры, исто­рию, в рамках которой протекает игра. Это могут быть известные де­тям сказки и рассказы, мультфильмы и фильмы, а могут быть новые, созданные под данную игру миры или истории, например подводное царство или путешествие в космос.

Некоторые сюжеты современных игр несут определенное агрес­сивное или деструктивное содержание («Убей террориста», «Конец света», «Киллеры» и пр.). Многие упаковки игр «украшены» привлека­тельными для детей, но страшными картинками различных «ужасов»: черепа, скелеты, отрубленные головы, сцены убийств и пр. Такие игры возможны в подростковом возрасте или для взрослых людей (напри­мер в качестве забавы), но детям дошкольного возраста их предлагать не стоит, поскольку их морально-этические нормы в этом возрасте только формируются и почувствовать границу между шуткой и реаль­ностью им еще сложно.

Знакомые и популярные сюжеты, конечно, привлекают детей к игре. Этот контекст задает не только привлекательность игры, но и осмысленность игровых действий, что особенно важно для дошколь­ников. В то же время сюжетный контекст игры может гармонично сочетаться с ее правилами, а может противоречить им или даже совсем с ними не пересекаться. Это дезориентирует ребенка и может его рас­страивать. Например, предыстория игры рассказывает о каком-нибудь путешествии, а в игровых действиях никакого путешествия нет.

Игры с правилами могут быть построены и на абстрактном, формализованном материале (как, например, шашки, шахматы, сет и пр.),

но для детей дошкольного возраста (до 6-7 лет) интереснее игры на материале сюжетов.

Центральным моментом игры являются игровые правила. Правила бывают очень сложными и разнообразными, иногда настолько, что разобраться или запомнить их можно только со второго-третьего раза. Поэтому особое значение имеет то, насколько понятно эти правила изложены. Иногда в иностранных играх русскоязычный вариант пра­вил изложен слишком кратко, малопонятно или же совсем отсутствует. Это, конечно же, снижает ценность игры. Приобретая ту или иную игру с правилами, необходимо понять ее суть и разобраться в правилах действия. Хорошо, если правила четко структурированы, все ключе­вые моменты выделены, сложные ситуации и игровые действия объ­яснены на примерах, подкреплены картинками. Сложность правил, конечно, должна соответствовать возрасту детей, но во всех случаях они должны быть безоговорочно понятны для взрослых.

При выборе игры нельзя игнорировать ее дидактический аспект. Основное требование — соответствие правил и игровых действий умственным и физическим возможностям ребенка. Иногда здесь на­блюдается рассогласование: либо достаточно сложные учебные задачи включены в элементарные правила, либо сложная структура игры связана с ответами на примитивные вопросы. В первом случае реду­цируется игровой характер действия, и оно сводится к выполнению учебных задач (т.е. игра с правилами превращается в сугубо дидакти­ческую). Игровые действия не должны требовать от детей чрезмерных усилий (как физических, так и умственных), отвлекающих от основ­ной цели игры. Во втором случае дидактическая нагрузка принимает чисто формальный характер. Следует подчеркнуть, что отсутствие дидактических моментов не является недостатком для игр с правила­ми, поскольку их развивающая роль заключается не в усвоении знаний или отработке навыков. Дидактика имеет значение, скорее, в качестве оптимального уровня сложности, позволяющего детям реализовывать свой потенциал.

Важный элемент игры с правилами — качество ее изготовления и особенности материала. Бумажные карточки, которые рвутся уже при первой игре, игровое поле, которое невозможно ровно уложить, из-за чего все фишки и другие детали не держатся, плохо отшлифованные деревянные фигурки и т.п. — все это затрудняет игру, а порой делает ее невозможной. Необходимо также обращать внимание на упаковку игры. Она должна быть удобной для хранения — прочной и иметь от­деления для всех деталей (особенно для мелких). Если это условие не выполнено, то самостоятельное использование игры детьми сильно затруднено, ведь детали игры легко теряются.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.