Священномученик Сергий Астахов, диакон — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Священномученик Сергий Астахов, диакон

2020-08-21 81
Священномученик Сергий Астахов, диакон 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Память 18 / 31 декабря, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Богородских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 5 / 18 июня 1877 года в Москве в семье рабочего. Учился в народной школе. С 1893 года состоял певчим духовного хора.

Женился на Анне Никифоровне (род. 1879 г.), в их семье родилось шестеро детей: Наталия (старшая дочь, в юношестве, в 1917 г. умерла от тифа), Мария (1903 г.р.), Антонина (1905 г.р.), Алексей (1904 г.р.), Николай (1914 г.р.), Василий (1900 г.р.).

С декабря 1920 года и по 1921 год состоял псаломщиком в московской церкви Петра и Павла в Лефортове. По воспоминаниям родственников, исполняя обязанности псаломщика, он вел большую подготовительную работу дома: разучивал псалмы и молитвы, играя на скрипке под метроном.

6 сентября 1921 года был посвящен в стихарь епископом Богородским Никанором (Кудрявцевым).

С сентября 1921 года Сергей Астахов с женой Анной Никифоровной живёт в селе Троицкое-Ратманово (ныне село Ивашево Ногинского района Московской области). Их пятеро (к тому времени уже взрослых) детей живут отдельно. Он служит в церкви Троицы Живоначальной, и иногда его приглашают служить в церковь Вознесения Господня в Петропавловском в Обухове.

22 января 1922 года рукоположен во диакона епископом Никанором (Кудрявцевым).

26 ноября 1937 года был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации вместе с духовенством церкви Вознесения Господня в Обухове.

Начальник Ногинского РО УНКВД МО в обвинительном заключении писал:

"В мест.Сосновый Бор около пос.Обухово Ногинского района МО существовала группа контрреволюционно настроенных лиц из числа служителей религиозного культа, возглавляемая протоиереем церкви и настоятелем Соколовым. Участники контрреволюционной группировки собирались около церковной сторожки и в квартире Соколова, где между собой вели контрреволюционные разговоры пораженческого характера. Кроме этого, среди верующих также проводили контрреволюционную деятельность, высказывая контрреволюционную клевету на советскую власть и колхозы. В июле месяце 1937г. в день религиозного праздника "Вознесение" Соколов, как настоятель церкви "Петра и Павла", пригласил на службу благочинного Махаева, ныне арестованного за контрреволюционную деятельность, который с ведома Соколова перед верующими выступил с проповедью резко контрреволюционного содержания...".

Кроме того, лично диакон Сергий Астахов обвинялся в следующем: «"Будучи враждебно настроен против Советской власти, вместе с контрреволюционно настроенным попом Троицким, среди населения ведет антисоветскую деятельность. В июле месяце 1937 г. Астахов, будучи приглашен в церковь Петра и Павла в день религиозного праздника "Петров день", среди верующих, в присутствии ряда колхозников вел антисоветскую агитацию на тему о материальном положении колхозников в колхозах, возводил контрреволюционную клевету и говорил: "...Что это за жизнь в колхозах? Советская власть совсем замучила крестьян, крестьяне работают с утра до поздней ночи в поте лица, а сами сидят без хлеба и голодные... ".

Астахов восхвалял контрреволюционеров-террористов, говорил: "...Эти люди хотели повернуть все по-старому, они хотели дать нам хорошую жизнь, а их Советская власть расстреливает, но за них другие отомстят коммунистам...".

"Будучи в 1937г. [на богослужении] в церкви Петра и Павла с попом Соколовым, высказывал контрреволюционные настроения клеветнического характера"».

Был допрошен 28 ноября 1937 г. Виновным себя ни в одном из обвинений не признал. В период следствия содержался под стражей в Ногинской тюрьме

1 декабря 1937 года тройкой при НКВД СССР приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей.

Заключение отбывал в Бамлаге, в городе Свободный в Амурской области.

В 1942 году был арестован в лагере и приговорен к расстрелу.

Расстрелян 31 декабря 1942 года в Бамлаге, г. Свободный.

19 июля 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года.

Использованные материалы

  • Священномученик Сергий (Астахов) // Сайт Богородского благочиния Московской епархии
    • http://bogorodsk-blago.ru/saints/sergij-astahov/
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/koi/newmr/?HY...b**

События дня.

В сам день я был, как всегда, на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Николай Ларионов. Во дворе, в самой середине стояла, воткнутая в открытый люк, елка (точнее, верхушка сосны, используемой вместо ели). Также две наряженные сосновые верхушки стояли в крестовинах у амвона.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: 2благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, 4так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, 5предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, 6в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, 7в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, 8каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, 9открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, 10в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.

11В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по

изволению воли Своей, 12дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.

13В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, 14Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.

15Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 16непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, 17чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, 18и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, 19и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, 20которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

Евангелие (от Луки): 1Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

2 И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

3 По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

4 Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

5 При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

6 И не могли отвечать Ему на это.

7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: 8когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, 11ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

12Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

13Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, 14и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

15Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

16Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, 17и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Господь оказывается в гостях у некоего фарисея. Здесь Он исцеляет человека, страдающего водянкой, при этом замечает, что критикующие Его за это сами, если какое-нибудь их домашнее животное в субботу упадет в яму (в тексте: «в колодец»), то он непременно вытащит его. Отчасти Он полемизирует с живущими в пустыне иессеями, иудейскими аскетами, соблюдающими все эти правила даже более строго, чем фарисеи и запрещающими вытаскивать из ямы упавшее внее животное. Но если фарисеи разрешают себе вытащить из ямы животное, то почему помощь нельзя оказать человеку? Против этого фарисеи не могли возразить, но не отказались от этого обвинения против Христа, так как Он обличал их и им нужны были основания для противодействия Ему. Тут же Он призывает их к смирению, дабы они не искали первенства, превозносясь один над другим. Эта склонность к превозношению, проиходящая от гордости, есть матерь многих зол, производящая ссоры и нестроения между людьми, а если и не так, то отвлекает человека от своих грехов. Увы, эти слова против превозношения актуальны и сегодня и будут, пожалуй, актуальны все время, до конца времен…

И чтения Субботы перед Рождеством. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

2Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?

3Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

4Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!

5Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?

6Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

7Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.

11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

13Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), 14дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

Евангелие (от Луки): 10В одной из синагог учил Он в субботу.

11Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.

15Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: 24подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

30И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.

В одном отрывке Господь говорит короткими словами о разных вещах. Но прежде всего¸ Он говорит о Царстве небесном и о действии Слова Божия и Духа Господня на человека. Это действие в одном случае уподобляется семени, которое, прорастая, растет и если человек ухаживает за ним, поливая и подкармливая его, а также выпалывая сорняки, то становится деревом, которое дает тень и кров не только самому человеку, но и ближним. Так и Слово Божие, если он заботится о произрастании его в себе, питая росток от Таинств Церкви, от Писания, от исполнения заповедей в целом, да вырывая из почвы своей души сорняки греховных влечений, прорастая в человеке¸ становится деревом, которое дает кров не только самомсу чяеловеку, но и ближним. Здесь вспоминается высказывание преподобного Серафима Саровского: «Чадо, молю тебя – стяжи Дух мирен и тогда тысячи душ спасутся вокруг тебя!» И также действие Духа Божия уподобляется закваске, которая преображает тесто. Так и душа преображается действием Духа Господня. Все это совершает Бог в человеке, важно лишь усердие и желание его самого. Но ради этого преображения души и ради того, чтобы Слово Божие проросло в человеке, ему необходимо много потрудиться, предолевая склонность своей плоти ко греху, временами, воюя с самой своей природой. Именно поэтому Господь уподобляет путь человека движению по узкой, тернистой дороге или через тесные врата. Для следования по пути Господнему склонный ко греху человек должен весьма ограничивать себя, стеснять. Но стесняя себя сегодня, завтра человек наследует спасение…. Главное – не опаздать, дабы завтра не оказаться вне Царства Небесного, уготованного человеку.

После службы о.Николай говорил на тему Евангельского отрывка Субботы перед Рождеством. Господь говорит ряд притч, уподобляя Царство Божие семени горчичного дерева, которое, будучи брошено в землю, прорастает и становится деревом, в кроне которого укрываются птицы. Также оно уподобляется закваске, которая сквашивает тесто, хоть его было бы и много. Семени уподобляется Слово Божие и Благодать, которая, прорастая в душе человека, будучи опекаема человеком, как опекает садовник посаженное в землю семя, поливая и подкармливая его, создавая ему комфортные условия джля роста, а также выпалывая сорняки. И человек поливает и подкармливает это СЕМЯ в себе, искореняет сорняки греховных влечений, заботясь также и о почве души своей, дабы она не стала чуждой для СЕМЕНИ БОЖИЯ. И тогда семя прорастает и как бы ни было мало, возрастает так, что под его кровом укрывается и сам человек, и окружающие его люди. Здесь вспоминаются слова преподобного Серафима саровского: «Чадо, молю тебя – стяжи дух мирен и тогда тысячи душ спасутся вокруг тебя». Здесь вспоминаются жития святых, когда люди, желая трудитьтся для одного Бога, убегали от мира, удаляясь в пустыни, в леса, на далекие острова, но…. Благодать Божия, живущая в них, привлекали к ним многих людей, подчас приходящих издалека. Так, свет, осеняющий их души, светил и окружающим и Благодать превращала пустыни в цветущие сады, так что в еще вчера глухих местах произрастали обители, вокруг которых селились и прочие люди. Так, на месте густого леса возникла великая Троице-Сергиева Лавра и город Сергиев Посад и также возникли многие обители. Таков он, пример правильно духовной жизни. На деле же мы не заботимся о своем спасении и СЕМЯ БОЖИЕ, прорастая в нас, заглушается произрастающими в нас сорняками греховных влечений, с которыми мы и не думаем бороться, подчас раскаиваясь в грехах своих в личных молитвах, либо на исповеди, но выйдя из храма, вернувшись к обычной жизни, возвращаемся и к своим обычным грехам. Но время идет и за то, как мы ухаживаем за полем своей души и что прорстает на ней, мы дадим ответ Богу. Не получится ли так, что мы увидим других наследовавшими Царство¸уготованное человеком от создания мира, а себя – изгнанными вон? Но да не будет этого в нас! Итак, да обратимся к Богу и да сделаем поле душ наших удобным полем для произрастания на них семя Божиих!

По окончании проповеди о.Николай напомнил о расписании воскресных служб: в 17.00 пройдет всенощное бдение, а в сам день в 8.30 – литургия. Также в 22.00 будет ночная служба: всенощное бдение и литургия….


[1] Германское племя. Ванда́лы (лат. Vandili[1], Wandali[2], Uuandali[3], греч. Βάνδαλοι), в древнегерманских языках Венделы (Wendel, Wentil)[4] — древнегерманский союз племён, близкий готам, обретший известность в эпоху Великого переселения народов. Происходили, предположительно, из района нынешней Польши, где обитали еще до начала нашей эры. По другим версиям, они произошло из района нынешней Дании. В конце II века нашей эры началось их движение к Средиземноморью, на земли Римской империи. После серии войны в конце III века император Проб разрешает им поселиться на Римской территории. В 380 годы, при вторжении готов и гуннов вандалы двинулись далее на запад. В начале V века они прошли через Галлию, полностью разорив ее, затем с 409 по 429 годы они орудовали в Испании, фактически правив там, после чего отправились в Северную Африку. В 439 году они захватили древний Карфаген (нынешний Тунис), провозгласив его столицей их королевства. Вандалы придерживались арианства, преследуя православных христиан. Королевство просуществовало около 100 лет и пало под натиском войск византийского императора Юстиниана.

[2] Существует мнение, что он жил в начале V в., ранее основания храма Богородицы во Влахернах, когда этот квартал столицы еще не был заселен. Св. Иоанн Мавропод указывает, однако же, что св. Патапий прибыл из Египта между 475 и 518 гг. вместе с двумя другими известными аскетами: св. Варой, основателем монастыря Петра, и св. Раввулой, основавшим монастырь, названный его именем. Впрочем, поскольку из других источников известно, что св. Раввула был по происхождению сирийцем, достоверность этих сведений может быть поставлена под сомнение.

[3] Св. Андрей Критский посвятил св. Патапию три похвальных слова (PG 97, 1205–1253), которые приурочил к празднованию его памяти в монастыре Египтян. В них рассказывается о нескольких чудесах, произошедших от мощей преподобного.

[4] Существует гипотеза, согласно которой примерно в год падения Константинополя в 1453 г. Ангелис Нотара, племянник Мануила II Палеолога и родоначальник знатной фамилии Нотара, перевез в окрестности Коринфа часть ценностей, хранившихся в монастыре Петра, в том числе мощи св. Патапия. В таком случае становится понятным, почему в крипте, где несколько веков спустя были обнаружены мощи святого, рядом с ними находилась также икона св. Ипомонии (в переводе с греч. – «терпение»). Так в монашестве звали Елену Палеолог (Драгаш) и, предположительно, на иконе изображена сама Елена († 1450), супруга императора Мануила II Палеолога и дочь деспота Сербии Константина Драгаша. Ее прах покоился в монастыре Петра, поэтому обитель получила от этой семьи многочисленные вклады. После перенесения из обители мощи прп. Патапия, по-видимому, были спрятаны в крипте от турецких набегов.

[5] Финно-угорские народы Севера. Причем, это не обязательно русское прозвище этих народов – в XIX веке часть коми именовали похожим словом своих еще некрещеных предков. Есть предположение, что в ряде источников этим словом именуют, например, предков нынешних эстонцев. Также в России до 1917 года этим словом именовали малый народ в Карелии – вепсов, также финно-угорский народ. Предполагается также, что этим словом могли именовать водь (ваддялайн), ныне исчезающий народ (исчезает не сам народ, а его язык), чьим местом жительства является Кингисеппский район (на границе с Эстонией) Ленинградской области России.Существуют также группы населения, называющие себя «чудью» в Пинежском районе Архангельской области. Одна из версий происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным». Иногда так называют мифологический персонаж, близкий по значению к европейским faery (встречается в фольклоре, в том числе и у коми и у саамов).

[6] Чудь (чудь белогла́зая, чудаки́, чуцки́е) — персонаж русского фольклора, древний народ, аборигены местности. Не стоит путать с историческим наименованием реальных финно-угорских народов (см. Чудь, Чудь заволочская). Этот мифологический персонаж близок по значению к европейским эльфам и гномам, встречается не только в русском фольклоре, но и у коми и саамов)[1]. Схожие легенды известны в Сибири у сибирских татар и манси о сыбырах, у алтайцев — о бурутах, у ненцев — о сихиртя.

[7] Каргополь – город в Архангельской области, центр Каргопольского района, расположенный на реке Онеге.

[8] Св. Мефодий - патриарх Константинопольский с 842 - 846 гг.

[9] Священномуч. Антипа, епископ Пергама Асийского, скончался в 95 г.; память его (11 / 24 апр.) была особо чтима в Константинополе, куда при Феодосии Великом (379-395 гг.) был перевезен из Пергама бык, в коем сожжен был св. Антипа

[10] Василий Македонянин, т е. в 879 г.

[11] Нынешний Казахстан.

[12] Нынешняя Алма-Ата, столица Казахстана.

[13] 1 русский фунт = 0,40951241 кг. Таким образом, на раку святителя пошло 131,86299602 кг. серебра.

[14] μηνας (греч.) – месяц. Собственно «Мина» у греков – имя женское, тогда как мужское – Минас.

[15] Гай Валерий Галерий Максимин Даза (лат. Gaius Valerius Galerius Valerius Maximin Daia, 270—313), вошедший в историю под именем Максимин II Даза (или Дайа) — римский император в 305—313 годах.

Максимин носил следующие титулы: Цезарь — с 1 / 14 мая 305 года, Август — с мая 309 года, трибунскую власть получил с 1 мая 305 года. Консулом был в 307, 311, 313 годах.

[16] Пафлагония - древняя область Малой Азии, на южном берегу Черного моря.

[17] Император Юлиан царствовал с 361 по 363 г. Сделавшись императором, он отступил от христианской веры и поставил задачею своей жизни восстановление язычества, почему и известен под именем Отступника

[18] Анкира - главный город Малоазийской области Галатии, значительный город Малой Азии с 30.000-м населением. Галатия занимала самую средину Малоазийского полуострова; Анкира же иаходилась на северо-западной окраине провинции. Ныне Анкара, столица Турции.

[19] Эдес - город Киликии, – юго-восточной области Малой Азии.

[20] Вифиния - северо-западная область Малой Азии, лежавшая по берегам Чёрного моря, Босфора и Константинопольского пролива.

[21] Царствовал с 886-911 г

[22] Δεσποτα - правителя. Неужели и правда, сербский правитель - Жупан (князь) в то время именовался этим греческим словом, которое переводится, как Владыка, господин??? Ведь еще до турецкого нашествия сербские жупаны уже имели королевский титул….

[23] То есть¸ Албанию, к Сакандебергу, легендарному албанскому вождю.

[24] Жизнеописание святого Стефана в светских источниках выглядит несколько не так: Стефан был сыном деспота Георгия Бранковича. В 1441 году был ослеплён по приказу османского султана Мурада II, и поэтому когда в 1456 году умер отец — не мог претендовать на престол; новым деспотом стал его младший брат Лазарь.

В 1458 году Лазарь умер, не оставив наследника мужского пола. Страной стал править триумвириат регентов: Стефан Бранкович, вдова Елена Палеолог и губернатор Рашки Михайло Ангелович. Сторонники турок при сербском дворе провозгласили новым деспотом воеводу Михаила Ангеловича, брат которого был визирем Мехмеда II, но население сербской столицы Смедерево при поддержке провенгерской партии предотвратило этот переворот. Михаил Ангелович был заключён в тюрьму, а правителем стал слепой Стефан Бранкович. Тогда по инициативе венгерского и боснийского королей в Смедерево был приглашён сын боснийского короля Стефан Томашевич, который должен был жениться на дочери покойного правителя Елене и принять титул «деспота». 21 марта 1459 года состоялась свадьба (после которой Елена сменила имя на более приемлемое для католиков «Мария») и Стефан Томашевич занял сербский трон.

После смещения с трона Стефан некоторое время жил в Буде (его младшая сестра Катерина была вдовой венгерского вельможи Ульрика Циллеи), затем в Дубровнике. Потом он отправился в Албанию к Скандербегу, где в 1460 году женился на Ангелине. Остаток жизни прожил в Венеции.

[25] Южная часть нынешней Румынии вместе с нынешней столицей Бухарестом.

[26] Или деспотица, деспотина. В разное время в Сербии титул деспот (см.) имел разное значение.

[27] В этой памяти, в святцах Русской Церкви, святая Ангелина упоминается как блаженная. Свт. Николай (Велимирович) в "Охридском Прологе" указывает также смотреть ее житие под 12 / 25 декабря, но это очевидно опечатка, т.к. сведения о ней у него же помещены под 10 / 23 декабря.

[28] Сведения о происхождении святой Ангелины содержатся в истории Черногории написанной черногорскими владыками из династии Петровичей-Негошей, Василием и святителем Петром I.

[29] В БД ПСТГУ – 6 / 19 февраля

[30] Соответствует нынешнему званию капитана.

[31] По другим данным - в сентябре

[32] По другим данным, в 1934-1935 гг.

[33] По данным Православной энциклопедии, также 27 января / 9 февраля в день кончины, однако в официальном Календаре РПЦ этой памяти нет.

[34]  Арбела — город на одном из притоков реки Запата (иначе Забата), представляющего собой, в свою очередь, левый приток реки Тигра. Город этот находится недалеко от Ниневии, замечателен тем, что в 1—2 милях к западу от него, близ Гавгамелы, произошло сражение, в котором Александр Великий во второй раз победил Дария Кодамана, сделавшись после того обладателем всей Персидской монархии. Ныне это Эрбиль, столица Иракского Курдистана.

[35] Тенестия или Теннес, на севере от Таниса, приморский город на пути из Аравии в Александрию.

[36] «Амира был, как можно думать, Амвру, посланный Омаром в 639 году для завоевания Египта и взявший в 643 г. Александрию. Эми́р или ами́р (араб. امير‎ — повелитель, вождь ‎) — в некоторых мусульманских странах Востока и Африки титул правителя, князя, а также вообще лицо, носящее этот титул. Также употребляется в значении предводитель мусульман.

[37] Поясу христиане всегда усвояли символическое значение благодатной силы, укрепляющей их в борьбе с духовными врагами. (Посл. Ефесянам гл. 4, ст. 14)

[38] Т. е. магометанство (т. е. Агарян, - собственно потомков Агари от сына ее Измаила - Арабов, впоследствии усвоено было всем вообще магометанам).

[39] Выражение Евангельской притчи о раскаявшемся блудном сыне. См. Лк. 18:17.

[40] Напомню, «столпом» в славянском языке именовался не только столб в нашем понимании, но также и колонну и башню, отсюда выражение «Вавилонское столпотворение» - то есть «творение Вавилонского столпа» - Вавилонской башни, которое ныне неграмотные люди трактуют, как «создание толпы».

[41] Память его празднуется 2-го / 15 сентября.

[42] Местности, получившие наименование по императорам: св. равноапостольному Константину Великому и его двоюродному брату Юлиану Отступнику.

[43] Боняк — половецкий хан, прозванный русскими летописями «шелудивым хищником» за свои частые и кровавые набеги на Русь

[44]Тримифус (Τριμυθούς – «θ» дает межзубный звук «ф», подобный английскому «th»), или Тримифунт (Τριμυθούντος), как место служения епископа св. Спиридона. Ныне это селение Треметусия (греч. Τρεμετουσιά, тур. Tremeşe/ Erdemli) — селение на о. Кипр, находящееся на севере административного района Ларнаки. Является одним из четырёх селений этого района, в настоящее время находящихся на территории частично признанной Турецкой Республикой Северного Кипра.

До турецкой оккупации региона в 1974 г. в селении проживало 244 турка и 361 грек.

До турецкой оккупации к храму св. Спиридона, находящемуся в центре селения, в день памяти святого ежегодно стекались тысячи паломников. В храме имелось много икон, XVI в. включительно, и хранилось множество древних рукописей. После турецкого вторжения более 150 икон и бесценные рукописи исчезли. В настоящее время храм св. Спиридона превращён в казарму одной из турецких воинских частей.

[45] Плинфа от греч. πλίνθος — «плита»). – Особый тип кирпича, используемый в Византии. Плинфа имела самую различную форму и довольно внушительные размеры (до 300×350×25 мм). Такие кирпичи легко формовались, сушились и обжигались. Строили из них с использованием толстого слоя раствора, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась «полосатой». Иногда через несколько рядов плинф укладывали ряд природного камня. Считается, что использование плинфы помогало повысить сейсмоустойчивость зданий. До XII века этот тип кирпича активно использовался и на Руси.

[46] Созомен (Ермий - Гермес) Саламанский (V в.), византийский церковный историк.

[47] Сократ Схоластик (греч. Σωκράτης ο Ιστορικός или Σχολαστικός, лат. Socrates Scholasticus) (ок. 380, Константинополь — после 439) — византийский христианский историк греческого происхождения, автор «Historia Ecclesiastica» — «Церковной Истории» в 7 книгах.

[48] "Где живёт святитель Спиридон", страница сайта Символ веры, http://simvol-veri.ru/xp/gde-jivet-svyatitel-spiridon.html

[49] Там же.

[50] Монастырь Райхенау (нем. Kloster Reichenau) — Знаменитый католический (бенедиктинский – от святого Бенедикта или Венедикта Нурсийского, известного отца западного монашества, чтимого и в православии) монастырь. Основан в 724 году епископом св. Пирмином в преимущественно языческой на тот период времени Алемании. По легенде св. Пирмин, прибыв на остров Райхенау, изгнал с него водяных змей. Там, где на остров ступила его нога, забил родник. В XIX веке обращен в музей. Ныне с 2001 года здесь возродилась католическая монашеская община. Расположен на одноименном острове в Боденском озере, чуть западнее города Констанц, в Германии (на границе со Швейцарией).

[51] Стадий, стадион, стадия (греч. στάδιον) — единица измерения расстояний в древних системах мер многих народов, введённая впервые в Вавилоне, а затем перешедшая к грекам и получившая своё греческое название. Не является для нас достаточно определенной. В Вавилоне за стадий принимали расстояние, которое человек проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого луча солнца при восходе его до того момента, когда весь солнечный диск окажется над горизонтом. Если этот выход солнца продолжается примерно две минуты, то за это время человек при средней скорости ходьбы проходит от 185 до 195 м. Как видим, мера эта весьма относительна. В большинстве систем мер это расстояние равнялось 600 футам.

Стадий греческий — расстояние в 600 ступней Геракла [1]. По преданию, именно столько шагов успел сделать Геракл с того момента, как первые солнечные лучи появились над холмом Крона в Олимпии и до того, как солнце поднялось над землей.

Встречаются различные значения стадия:

  • вавилонский = 194 м
  • греческий = 178 м
    • аттический = 177,6 м
  • египетский = 172,5 м
    • стадий системы фараонов = 209,4 м
  • птолемеевский и римский = 185 м
  • стадий (гхальва) ассиро-халдейско-персидской системы = 230,4 м

Какой именно стадий применялся для измерения дистанций на олимпийских играх точно не известно, некоторые учёные вводят олимпийский стадий приравнивая его к 192,27 метрам.

[52] Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем.

[53] Тонкая льняная одежда, надеваемая священником или архиереем для совершения литургии.

[54] Омофор (греч.: носимый на плечах) – не головной покров, а элемент облачения архиерея, символ еписмкопской власти, носимый на плечах и символизирующий заблудшую овцу, которую Пастырь берет и возвращает в стадо. Существуют великий и малый омофор. Великий омофор – длинная широкая лента с изображениями крестов; огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим – на спину. Малый омофор – широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами. Надевается поверх саккоса.

[55] Напомню, рипиды - это диски с изображением Херувимов, закрепленные на длинных шестах. В древности вместо них носили опахала, коими отгоняли от святынь мух….

[56] Здесь и далее, касательно времен митрополита Досифея, термин «румынский» используется как в исторических писаниях еп. Арсения (Стадницкого) составленных в начале XX века – т.е. как приложимый ко всем родственным дако-румынским диалектам или народностям. В современной полемике и историографии зачастую «румынский» и «молдавский» противопоставляются, но это разделение не отражает состояние XVII века. Так, не менее правильным будет назвать митрополита Досифея зачинаталем молдавской поэзии и книжности.

[57] Фамилия в современной румынской транскрипции. В работе Арсения (Стадницкого) приводятся версии Барул и Барилович. См. Арсений (Стадницкий), еп. Псковский, Изследования и монографии по истории Молдавской Церкви, Санкт-Петербург, 1904, 52.

[58] Город Сучава и одноименный ж


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.