Всенощное бдение в храме преподобного Сергия Радонежского села Дивноморское — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Всенощное бдение в храме преподобного Сергия Радонежского села Дивноморское

2020-08-21 106
Всенощное бдение в храме преподобного Сергия Радонежского села Дивноморское 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Суббота, Декабря 24 2016
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/3588-vsenoshchnoe-bdenie-v-khrame-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-sela-divnomorskoe

24 декабря 2016 года в субботу 27-ой недели по Пятидесятнице, святых праотец, Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский совершил Всенощное бдение в храме преподобного Сергия Радонежского села Дивноморское.

Владыке сослужили: протоиерей Николай Шитьман, иеромонах Климент (Симоненко), протодиакон Евгений Габов, диакон Александр Лысенко и диакон Никита Савин.

По прочтении Евангелия, Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский, помазал духовенство и молящихся освящённым елеем.

Богослужебные песнопения исполняли хоровые коллективы: Хор Патриаршего подворья храма преп. Сергия Радонежского, под управлением регента Натальи Ляшенко, хор Воскресной школы регент —Татьяна Козырь. Учащиеся Воскресной школы активно участвовали в богослужении.

По окончании богослужения к прихожанам со святительским словом обратился правящий архиерей.

Литургия.

Вот, и настал сам день. Иду я на службу, как это чаще всего бывает, на позднюю литургию. Так как литургию будет совершаться архиерейским чином, то выхожу из дома пораньше. Погода на улице хмурая, вдобавок, холодно. Совсем не праздничная погода, я скажу. Вот, и храм. Верхние ворота пока еще открыты лишь наполовину… В самом храме уже поставлен архиерейский амвон, а на амвоне обычном поставлены аналои с иконами для чтения входных молитв. Вскоре начинается служба. 3 час читает один из пономарей, 6 же – некто из воспитанников регентско-псаломщических курсов. На 6 часе диакон кадит весь храм. По окончании чтения часов начинается чтение молитв ко святому причащению, поскольку архиерея еще нет. Проходит несколько минут, и в храме зажигается весь свет. Через пару минут духовенство поспешно выходит в притвор: о.Сергий Лукин с подносом с напрестольным крестом, о.Евгений Кузнецов, а также о.Николай Ларионов (служил раннюю литургию, поэтому участвует лишь в чине встрече, но не в литургии). Вслед за ними в центр храма выходят диаконы: о.Евгений Габов и о.Сергий (Пугач) с дикирием, трикирием и кадилами. Проходит всего лишь минута, и Владыка, благословляя выстроившийся народ, входит в храм. У входа на него надевается мантия и вручается архиерейский жезл.. «Премудрость!» - Возглашает о.Сергий (Пугач) и хор начинает петь: «От Восток солнца до запад хвально имя Господне! Буди имя Господне благословенно от ныне и до века!» Архиерею подается напрестольный крест, который он лобызает, а затем и все духовенство целует Крест из его рук. Вся масса духовенства, стоящая в центре, устремляется в притвор. Диакон Евгений Габов вслух читает: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем» «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». Наконец, чин встречи завершается. Духовенство снова строится в шеренги, а архиерей под пение «Достойно есть….»[52] идет в храм. Он прикладывается к образу праздника, после чего идет к амвону. За ним следует та часть духовенства, что будет сослужить архиерею. Начинается чтение входных молитв, в которых священнослужители просят у Бога удостоить их возможности совершать литургию (чтение этих молитв для священника не отменяет необходимости чтения правила ко Святому причащению, даже более обширного, чем то, что предназначено для мирян). При чтении особых тропарей архиерей прикладывается к установленным иконам, а после чтение молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны под пение хора духовенства, поющего величественно «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза).», но не использующего необычные распевы, кои иной раз поются при этом чине… Архиерей восходит на архиерейский амвон, после чего к нему под благословение подходит та часть духовенства, которая будет ему сослужить, и уже начинает разоблачение – с него снимается мантия, клобук, ряса и временно панагия. Уже по ходу этого процесса местный хор начинает петь песнопение, вообще-то положенное для ПАТРИАРШЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ: «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.» Владыка, тем временем, облачается. Диаконы с кадилами становятся на амвоне, прося благословение кадильниц и получив, начинают чтение особых текстов, своих на надевание каждого элемента облачения. Это не молитвы, а как бы пожелания облачающемуся: «Руце… сотвористе и создасте тя» (на надевание поручей) и т.д. надевается подризник[53], поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль и поручи, после чего надевается палица, саккос и большой омофор, [54]а также снова надевается панагия и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра. Хор при этом, снова неким медленным распевом, поет: «Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.» Итак, облачение завершено. «Господу помолимся!» - Возглашает о.Сергий (не так прознительно, как это было раньше, притом, более низким голосом, чем раньше, что звучит несколько неестественно) и о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого архиерей благословляет дикирием и трикирием народ на 4 стороны под пение «Тон дэспотин…». Облачившиеся для совершения литургии священники выходят в центр храма. Диаконы и старший священник берут благословение предстоятеля, а затем старший священник (о.Сергий Лукин) идет в алтарь – к престолу, а диакон – ближе к центральному аналою, при этом иподиаконы с архиерейским жезлом становятся у амвона. Для начала литургии все готово. Весь этот чин почти всегда одинаков, так что, может быть, его и не нужно было бы описывать, но уж очень он красив и интересен. Я не могу удержаться, чтобы снова и снова не описать всю эту красоту, хоть кому-то может показаться и слишком однообразным писать одно и то же.

«Благослови Владыко!» - Произносит диакон и следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.» - Благословенное Царство Божие – это не только те райские обители, куда нам всем надлежит попасть (если мы не хотим угодить в ад, в место, уготованное не нам, но сатане), но и здесь, в здании храма, приготовленном Богу, но также, по слову Христову: «Царство Божие внутри вас есть». Каждый устраивает в течение своей жизни в себе дом либо для духов злобы, либо для Духа Божия и последнее есть Царство воистину благословенно, так как лишь в нем человек обретает искомое всем человечеством счастье, так что радости о Господи от него уже не отнимет никто. После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. Отец Александр Лысенко, как и раньше, исполняет обязанности иподиакона, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

Антифон пели попеременно верхний хор и хор будущих регентов. Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. Отвечает на призывы диакона хор будущих регентов. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

И снова хоры пели этот псалом попеременно, чего у нас не было никогда. Во время пения этого псалма архиерей сидит в принесенном кресле. После этого вступает верхний хор, который поет традиционное песнопение: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!»  Архиерей в это время встает с кресла, и оно убирается в сторону. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона (поет боковой хор), включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя (в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит о том, что должен делать человек, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, Ветхозаветного. Нищие духом - это видящие себя нищими духовно пред Богом, точнее, адекватно воспринимающие себя, а человеку, видящему свои грехи и понимающему, насколько он отвержен от Бога и по своей склонности ко греху нищ, некогда судить ближних, да такой человек даже радуется, когда кто укажет ему на его недостатки и обличит и даже будет благодарить, как благодетеля. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас того нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и по слову апостола Иоанна Богослова, любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем два диакона (кроме о.Александра, большую часть службы исполняющего роль старшего иподиакона) с кадилами и старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Рипиды[55] держат над Евангелием. Все выстраиваются в центре. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….» По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство. Начинается пение тропарей и кондаков. Верхний хор поет воскресный тропарь, а хор будущих регентов – тропарь праотцам. Духовенство несколько нестройно пропело кондак праотцам. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно двумя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.

Возглашал прокимен и читал Апостольское послание о.Сергий (Пугач).

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2о горнем помышляйте, а не о земном.

3Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 7в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 9не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 11где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

12Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

14Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга

псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

17И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в

который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Иподиаконы с дикирием и трикирием становятся у иконы, так что люди подходить к ней пока не могут. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Луки): 1Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

2И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

3По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

4Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

5При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

6И не могли отвечать Ему на это.

7Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: 8когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

10Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, 11ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

12Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

13Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, 14и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

15Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, 17и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Бог призывает к себе всех, но многие ли откликаются на зов. В узком смысле Господь имел в виду иудеев, к которым пришел и ради которых проповедовал. Однако избранный народ не принял Его, предпочтя свои земные дела и заботы (ведь они ждали не Спасителя от грехов, а земного царя, избавителя от римского гнета, да правителя, который даст им хлеба и зрелищ). Народ, к которому Он пришел, гнал Его и наконец, распял на Кресте. Это также Господь отражает в притче – в одном из Евангелий Господь говорит, что некоторые из приглашенных извинялись, ссылаясь на некие дела, не позволяющие делать это, а другие начали избивать и убивать гонцов, звавших их на пир. И так как званные отвергли приглашение, Господь призвал всех, кто откликнется. «Истинно говорю вам, придут с востока и с запада и воссядут с Авраамом и Исааком и Иаковом в Царствии Небесном, сыны же Царствия изгнаны будут во тьму внешнюю и там будет плач и скрежет зубов» - этими словами в одном из Евангелий завершается данная притча. Так и произошло – на проповедь апостолов откликнулись люди со всех концов мира, среди которых были и наши с вами предки, овцы, «яже не суть от двора сего». Итак, Господь призывает к себе всех, но каждый из нас, сочетавшись Христу в крещении, попал в числе званных. Но откликается ли каждый из нас на зов Христов, либо предпочитает свои сиюминутные дела, либо тоже, извиняясь, уклоняется от пира. Но отказавшийся от пира, не попадет на него, а на его место сядет другой, откликнувшийся на зов. Также в другом Евангелии есть упоминание того, как хозяин приходит, чтобы посмотреть на тех, кто пришел. Увидев среди гостей человека, не одевшегося подобающим образом (здесь уточнялось, что это не просто ужин, а брачный пир, который хозяин устроил в честь свадьбы своего сына), он спросил – как он сюда попал, будучи пренебрегая сложившимся этикетом. Не получив же ответ, он велел изгнать этого человека вон. Так и человек, чья душа, как одежда, загрязнена грехом, не попадет в Царство, будучи чужд Богу (ведь такая душа ближе по состоянию к демонам, чью волю исполняет, нежели к Богу). Лишь очистив душу свою, как одежду, человек может войти на пир сей. Для подготовки к пиру этому есть время, ибо Хозяин не требует того, чтобы человек приходил прямо сейчас. Для очищения одежд души своей есть время и Бог сам дал для этого все – все эти средства можно найти в Таинствах Церкви. Не отменяются и личные усилия человека, хоть человек слаб и без Бога сделать ничего не может. Но с помощью Божией ризы его могут быть очищены и сам он достойно войдет и возляжет на пиру этом. О том, чтобы удостоиться пира будущего века, подобает заботиться сейчас, пока еще есть время. По этой причине и читается сей текст, дабы мы вспоминали о том, что мы ныне совсем не готовы для участия в пиру, на который нас зовет Господь, а вспомнив, посвятили время подготовке к нему….

Итак, нам этот текст читается, дабы мы не впадали в тот же грех….

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. После этого была и ектения с молитвой об усопших. Начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной (но Символ веры с народом пели целых четыре диакона киевским распевом), архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя… После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет все то же «Достойно есть…..». После этого правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. Выклички на сей раз не было. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях) хоры попеременно поют избранные песнопения.

Причастников на сей раз было много, так что причащали трое священников (специально для этого выходил о.Николай, не участвующий в совершении поздней литургии). И вот, заканчивается причащение. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

По произнесении отпуста Владыка лишь вскользь упомянул читаемый в этот день Евангельский отрывок, проповедь посвятив Неделе праотец. В этот день мы чтим всех тех людей Ветхого Завета, живших ожиданием пришествия Христова, стремящихся угождать Богу, насколько это возможно человеку. Некогда первые люди согрешили и были изгнаны из рая. С тех пор человек стал склонен ко греху, неспособным к жизни, подлинно праведной. Адаму была дано единственное обетование – о том, что некогда придет Мессия, который и совершит спасения, вызволив человека из плена греха, в котором он оказался по причине своего невоздержания. Первые люди еще старались жить, помня о Боге, но потом многие, предпочтя Бога своим суетным делам, со временем вовсе отошли от истинного Бога, поклонившись твари вместо Творца. И Бог избрал немногих, могущих сохранить веру в чистоте, дабы от их семени произвести народ, могущий быть народом-богоносцем, из которого бы и вышел Мессия. И вот, в этот день мы чтим тех многочисленных праведников (впрочем, пред Богом нет праведных, ибо «все согрешили и лишены славы Божией…»), от Адама, согрешившего, но всю оставшуюся жизнь проведшего в покаянии, произошедших от него праотцев, Ноя, от детей которого возродилось истребленное потопом человечество, а также многие другие, вплоть до пророков, уже прямо возвещавших о пришествии Мессии. Ветхозаветное человечество жило под гнетом греха, получая осуждение за грех, а по смерти неизбежно сходя во ад. Но все эти люди, даже видя то, что не получают ныне пользы от дел своих, старались жить праведно, насколько это возможно человеку, помня о том, что воздаяние получат после того, как придет Спаситель мира. Поэтому они подчас претерпевали многие страдания и даже смерть за веру в истинного Бога, даже не получая за это воздаяние, ибо верили, что получат его по пришествии Христа. Здесь Владыка вспомнил про трех отроков – Ананию, Азарию и Мисаила – евреев, оказавшихся в вавилонском плену и здесь воспитываемых среди язычников, даже получивших языческие имена. При этом они не отреклись от Бога, не отказавшись даже принять страдания за веру. Однако Бог помог им, охладив печь, в которую они были брошены за отказ поклониться идолу, поставленному по приказу царя Навуходоносора. И таких примеров можно приводить множество. Вера Ветхого Завета – это еще вера в Бога, не имеющего никаких видов, ибо Он еще не воплотился и не стал человеком, еще не явил свой образ на полотенце, коим отер лицо. Для других народов, делавших статуи своих богов, это было непонятно. И все эти люди получили воздаяние во Христе, не по делам, но по вере их и усердию, но больше – по милости, поскольку человек не способен сделать что-либо, способное избавить его от гнета греха, иначе чего ради и Христу было бы приходить. И будучи вызволенные из ада, они вошли в то селение славы и в место того пира, что уготован всем людям. Этого пир и мы да сподобимся их молитвами…

После этого он говорил по поводу некоего письма, в котором некто выступал против того, чтобы дети поздравляли в храме архиерея, назвав это издержками советского времени (когда появление в храме детей и молодежи было чем-то сродни катастрофы, что влекло за собой серьезные преследования священника допустившего «пропаганду с целью завлечения детей и молодежи в религию»). Увы, воскресная школа работает вхолостую, поскольку в храме на богослужении присутствует менее десятой части ее воспитанников. Целью же обучения в ней является не дача знаний (ибо ныне с


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.