Особенности формирования и деятельности официальной оппозиции — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности формирования и деятельности официальной оппозиции

2020-07-03 83
Особенности формирования и деятельности официальной оппозиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система выборов в Палату общин осталась практически неизменной со времени образования канадского государства в 1867 г. Неизменной остаётся и традиция управления страной поочерёдно Либеральной и Консервативной партиями (варианты названия партии консерваторов, впрочем, менялись). За прошедшие полтора столетия эти партии не допускали представителей какой-либо другой, "третьей" партии к формированию федерального правительства. При этом в Канаде законодательно и на практике существует многопартийная система [1]. Так, в последних парламентских выборах 2011 г. участвовало 18 партий.

Унаследованная от Великобритании фактически двухпартийная система (несмотря на формальную многопартийность и наличие на федеральном уровне ещё нескольких партий, имеющих представительство в Парламенте) стала меняться лишь в 1961 г. в связи с созданием на базе канадских профсоюзов Новой демократической партии (НДП), единственной в Северной Америке партии социал-демократического толка. Потеснив либералов с левого фланга политического спектра (сами либералы, впрочем, позиционируют себя в качестве центристов), НДП привлекла в свои ряды и значительное число трудящихся, которые традиционно поддерживали консерваторов. Таким образом, получив заметное число мест в парламенте, НДП оказалась в состоянии влиять на политику как либералов, так и консерваторов, хотя так и не стала правящей партией. Поэтому с этого времени партийная система Канады стала называться системой "двух с половиной партий".

Следующее серьёзное изменение произошло в 1990 г., когда на федеральном уровне появился Квебекский блок, созданный на основе провинциальной Квебекской партии, представляющей интересы сепаратистски настроенных франкоязычных жителей Квебека (все депутаты от Квебекского блока являются представителями этой провинции).

Мажоритарная система выборов в канадский Парламент (предполагающая избрание депутатов по округам относительным большинством голосов в один тур) создаёт огромные трудности для малых и новых партий, не имеющих достаточных ресурсов и поддержки для победы своих кандидатов в одномандатных округах, что в значительной степени искажает соотношение между общим числом полученных в масштабах страны голосов и количеством депутатских мест, завоёванных той или иной партией. Как показывают результаты выборов первого десятилетия XXI века, малые партии получали от 5 до 8% голосов избирателей, а в предшествующий период их доля достигала порой 15 - 20% [Подробнее см. 2].

Важнейшая особенность политического процесса в Канаде состоит в том, что в федеральном Парламенте крайне редко образуются правительственные коалиции. Парламент и его основное звено - Палата общин - разделяется по принципу "правящая партия" - "оппозиция". Роль оппозиции отводится депутатам от всех политических партий, кроме правящей. При этом вторая по числу депутатских мест партия получает название "официальной оппозиции" (Official Opposition) с присущими ей полномочиями и правами. Официальная оппозиция - неотъемлемая часть политической системы страны и по Конституции "действует от имени Её Величества".

Парламентская оппозиция в Канаде (как и в Великобритании, США, других странах англосаксонской политической традиции) - лояльная оппозиция. Она поддерживает существующий конституционный строй, согласна с "правилами политической игры". По меткому выражению одного британского автора, "один позволяет другому править потому, что другой позволяет первому находиться в оппозиции" [12, р. 508].

Именно поэтому правящая партия не боится уйти в отставку, перейти в оппозицию, сохраняя возможность в будущем снова вернуться к власти (мирным, парламентским путём), ибо новая правящая партия не станет преследовать и лишать руководителей прежнего правительства возможности участвовать в политике. В такой ситуации для монарха (формального главы государства) нет необходимости вмешиваться в работу Парламента, так как процедуры преемственности власти достаточно хорошо отработаны.

Канадский вариант мажоритарной избирательной системы относительного большинства в принципе должен был бы приводить к двухпартийному составу Парламента, с большинством мест у одной из двух доминирующих партий. Следуя британской модели парламентаризма, партия, оказавшаяся в меньшинстве, автоматически становится оппозицией. Однако в Канаде на практике были и другие варианты расстановки политических сил. Так, в 1921 г. второй по числу депутатов в Палате общин Прогрессивной партии было отказано в статусе официальной оппозиции ввиду отсутствия у неё национальной организации, а в 1925 г. официальная оппозиция (после выборов 1925 г. ею была Консервативная партия) имела депутатских мест больше, чем сформировавшая правительство меньшинства Либеральная партия. Схожие коллизии наблюдались и в некоторых канадских провинциях (например, в 1985 г. в Онтарио).

Интересно отметить, что в ряде провинций были случаи, когда все места в однопалатном законодательном аргане доставались одной партии. Так, на Острове Принца Эдуарда не было оппозиции с 1935 по 1939 гг., а в Нью-Брансуике - с 1987 по 1991 гг., так как все места в законодательной ассамблее имела Либеральная партия, то есть де-юре некому было выступать в роли оппозиции. Как следует поступать в подобных случаях? Конституционного ответа на этот вопрос нет, поэтому использовались "новаторские" методы сбалансирования расклада политических сил. Так, в 1987 г. премьер Нью-Брансуика Ф. Маккенна поручил нескольким парламентариям от собственной партии выполнять функции официальной оппозиции, чтобы обеспечить привычное функционирование парламентской системы. Правительство этой провинции также разрешило Прогрессивно-консервативной партии, занявшей второе место по числу набранных голосов, но не прошедшей в Парламент, направлять письменные вопросы министрам во время "парламентского часа".


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.