Понятие ценностных ориентаций, особенности и подходы к определению понятий — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Понятие ценностных ориентаций, особенности и подходы к определению понятий

2020-08-21 269
Понятие ценностных ориентаций, особенности и подходы к определению понятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В данном параграфе будет дано определение понятию «ценностные ориентации», определены его особенности, содержание и сущность.

А.Л. Гуркина (2016) указывает, что под ценностями понимают сложную иерархическую систему понятий и убеждений, которая формируется на пересечении личностных мотивов, биологических, психологических, социальных потребностей, целей, мировоззрения личности и влияющих на нее условий социальной, культурной, образовательной среды. Понятие ценностных ориентаций близко к понятию ценности, они представляют собой сложную, развивающуюся иерархическую систему взаимосвязанных ценностей личности, которая выступают регулирующим механизмом принятия решений, обуславливая поведение личности в той или иной ситуации, определяя перспективы ее развития.

В.У. Комбарова (2016) отмечает, что ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, так как определяют ее поведение и отношение к окружающему миру. Изучением ценностных ориентаций занимаются как философы, так и психологи, и социологи. Понятие «ценностной ориентации» возникло на стыке ряда наук – философии ценностей, аксиологии – теории ценностей, философской и культурной антропологии, социологии, социальной психологии. Именно «ценностные ориентации» выступают как звено, связующее различные подходы и системы знаний о поведении человека, как категория, с которой соотносятся различные понятия, привлекаемые философией, социальной психологией и социологией при изучении механизмов регуляции поведения. В цикле философско-социологических дисциплин это понятие соотносится с категориями «норм и ценностей», нормативно-ценностных систем и социального действия, в цикле конкретно-социологических дисциплин – с категориями мотивации и управления деятельностью людей и их объединений, в цикле социально-психологических – с категориями, описывающими механизмы поведения и деятельности человека и их регуляции.

Е.А. Столбова (2016) указывает, что в социологии ценностные ориентации представляют собой критерии оценочного отношения личности или группы личностей к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы и их свойства, цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы личностей).

М.А. Цветов (2016) отмечает, что в психологии ценностные ориентации трактуются как особое субъективное, индивидуализированное и мотивированное отражение в психике и сознании человека, социальной группы ценностей общества на конкретном этапе исторического развития. Ценностные ориентации потворствуют личности или группе выстраивать объекты социальной действительности и мотивы поведения по их релевантности для нее и выступают в качестве определенных побуждающих стимулов для достижения поставленных целей, приобретая функцию регуляторов социального поведения.

З.М. Борзиева (2018) определяет ценностные ориентации как культурные стандарты и принятые личностью духовные и материальные ценности, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель, и которые в широком смысле являются нормами жизни в обществе.

По мнению ряда авторов (А.Ю. Красникова, А.И. Заикина, Ж.Н. Мустафинова, 2019) понятие «ценностные ориентации» определяется как сложная динамическая структура, включающая в себя отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности (Е.В. Власов, Ф.М. Осипов, 2016).

По мнению Т.Н. Некрыловой (2018), функции системы ценностных ориентаций в системе личности двойственны – они являются внутренним источником жизненных целей человека, а также определяют адекватные способы реализации этих целей, являясь высшим контрольным органом всех побудителей активности человека.

А.Л. Гуркина (2016) отмечает, что уровни сформированности интеллектуальной, моральной, эмоциональной, социальной сфер человека выступают в качестве внутренних факторов развития системы ценностных ориентаций. В качестве внешних факторов развития системы ценностных ориентаций можно определить социальную среду, семью, сверстников, личность учителя, образовательную, рабочую среду, средства массовой информации, общество в целом, культуру, законы и традиции и т.д., т.е. все, что можно объединить понятием социокультурная обстановка.

Сформированные ценностные ориентации индивида образуют определенное ядро сознания, обеспечивающего зрелость личности, конструктивный тип поведения и деятельности, направленность потребностей и интересов. Мотивация выступает как значимый фактор, регулирующий и детерминирующий ценностные ориентации личности. Основополагающим результатом, показывающим сформированность ценностных ориентаций, выступает мировоззренческие и нравственные позиции, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения (Е.С. Васильева, Ф.М. Осипов, 2016).

Н.Н. Белогорцев (2017) отмечает, что структура ценностной ориентации представлена тремя компонентами:

1. Познавательным (смысловым) компонентом, обобщающим социальный опыт личности, осуществляющий научное познание действительности и способствующий становлению ценностного отношения.

2. Сензитивный компонент, детерминирующий личностный смысл отношения индивида к ценностям.

3. Деятельностный компонент, выступающий результатом взаимодействия первых двух компонентов. На основании ознакомления с реальностью и ее ценностного переживания субъектом формируется готовность действовать в соответствии с продуманным планом.

Таким образом, ценностные ориентации представляют иерархическую систему ценностей человека, развивающуюся в течение всей жизни при усвоении социального опыта и обнаруживаются в различных проявлениях личности (целях, мотивах, идеалах, убеждениях, интересах и т.д.). На развитие ценностных ориентаций оказывают влияние как внутренние факторы (индивидуальные психологические особенности человека), так и внешние факторы (социокультурная обстановка). Ценностные ориентации определяют поведение человека и его отношение к окружающему миру. В структуру ценностных ориентаций входит три компонента: когнитивный (познавательный), эмоциональный (сензитивный), поведенческий (деятельностный).

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.