Глава 1. Современная студенческая молодежь и ее социально-экологические ценностные ориентации — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 1. Современная студенческая молодежь и ее социально-экологические ценностные ориентации

2020-08-21 205
Глава 1. Современная студенческая молодежь и ее социально-экологические ценностные ориентации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Современная студенческая молодежь и ее социально-экологические ценностные ориентации…………………………………... 6
1.1 Понятие ценностных ориентаций, особенности и подходы к определению понятий……………………………………………………… 6
1.2 Студенческая молодежь как особая социально-демографическая группа…………………………………………….......................................... 9
1.3 Ценностные ориентации современной студенческой молодежи и значимость социально-экологических ценностей……………………....... 13
1.4 Факторы, влияющие на формирование экологических и социально-экологических ценностей у студенческой молодежи…………………….. 16
Выводы по главе 1…………………………………………………………. 19
Глава 2. Практическое определение ценностных ориентаций студенческой молодежи……………………………………………………. 21
2.1 Материалы и методы исследования…………………………………… 21
2.2 Определение ценностных приоритетов личности и социально-экологических ценностей студентов……………………………………… 22
2.3 Практические рекомендации по формированию экологических и социально-экологических ценностей у студентов……………………….. 33
Выводы по главе 2…………………………………………………………. 34
Заключение………………………………………………………………….. 36
Список использованных источников……………………………………… 38

 

Введение

 

Актуальность. В настоящее время, когда человечество оказалось на грани экологического кризиса, пришло осознание того, что изменить ситуацию в лучшую сторону возможно, лишь кардинально поменяв сознание самих людей и их отношение к природе (В.Ю. Филипенко, 2016).

Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения Земли. Одна из причин нависшего над человечеством экологического кризиса – это бурный научно-технический прогресс, деятельность человека в природе без учета экологических условий и закономерностей существования природы, но эта деятельность лишь внешнее проявление отношения человека к окружающему, проявление его ценностных ориентаций (Л.Л. Сатуева, 2016).

Ценностные ориентации – важнейший элемент структуры личности, поскольку в них синтезируется весь жизненный опыт, который накапливается личностью в процессе саморазвития. Ценностные ориентации являются объектом передачи ценностной регуляции в системах различного уровня – от личности до общества. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная переоценка ценностей, в условии ломки сложившихся устоев, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы (В.В. Налимов, 2015).

Изучением ценностных ориентаций современной студенческой молодежи занимались многие авторы (Н.Н. Белогорцев, 2017; З.М. Борзиева, 2018; Т.Р. Некрылова, 2018 и др.). И все они отмечают низкий статус экологических и социально-экологических ценностей в структуре ценностных ориентаций студентов в современном обществе.

Многими авторами (Г.А. Аманов, Ш.Р.У. Юлдошев, 2019; Н.Н. Дереча, 2015; П.С. Рябова, 2018 и др.) отмечается, что формирование у молодого поколения экологической культуры, правильного и бережного отношения к природе, развитие экологический ценностей является важным этапом на пути к решению экологических проблем.

Учитывая специфику профессиональной направленности студентов факультета естественнонаучного образования, целесообразным представляется изучение их экологических и социально-экологических ценностей, ведь данные ценности будут непосредственно влиять на трудовую деятельность.

Цель исследования заключается в изучении ценностных ориентаций студентов, в частности социальных и социально-экологических.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Охарактеризовать понятие ценность и ценностные ориентации.

2. Рассмотреть особенности социального статуса студенчества и его место в структуре социума.

3. Изучить факторы, влияющие на формирование ценностей современных студентов.

4. Определить ценностные ориентации студентов факультета естественнонаучного образования ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.

5. Разработать практические рекомендации по формированию экологических и социально-экологических ценностей у студенческой молодежи.

Объектом исследования является студенческая молодежь.

Предмет исследования – экологические и социально-экологические ценности студентов факультета естественнонаучного образования ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.

Для достижения поставленных задач использовались такие методы исследования, как теоретический анализ литературы и Интернет-ресурсов, анкетирование, анализ данных.

Теоретическая значимость исследования: определение ценностных ориентаций студентов, значимость социальных и экологических ценностей, и выявление факторов, влияющих на формирование данной группы ценностей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы курсовой работы можно использовать для развития и формирования у современной молодежи социально-экологического сознания.

Структура исследовательской работы состоит из теоретической и практической части. В теоретической части – изучение особенностей данной проблемы, в практической части – изучение ценностных приоритетов современных студентов, и сообщение рекомендаций на базе ответов анкетируемых.


 

Выводы по главе 1

1. Ценность представляет собой положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта или явления действительности. Ценностные ориентации представляют собой иерархическую структуру ценностей, в которой ценности занимают место в зависимости от направленности личности, ее предпочтений и жизненных целей.

2. Студенческая молодежь представляет собой совокупность людей, основным видом деятельности которых является учебно-профессиональная деятельность. В этот период развивается сознательность и ответственность, появляются новые социальные роли и обширные социальные связи. Существует мнение, что этот жизненный этап характеризуется материально-бытовой неопределенностью, неопределенностью будущих перспектив, а также ценностно-смысловой неопределенностью.

3. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи отличаются узко-личностным характером и продолжают развиваться под воздействием учебно-профессиональной деятельности. Основными ценностями современных студентов выступают успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях. При этом мало кто из студентов задумывается о состоянии окружающей среды и тех экологических проблемах, которые переживает современное общество.

4. Среди факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций, выделяются внешние (социальные, экономические, политические) и внутренние (индивидуальные психологические особенности, например, интересы, мотивы, цели в жизни). Применительно к студенческой молодежи выделяется ряд факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций в рамках образовательного пространства (социокультурная среда, коллектив и деятельность).

 


Выводы по главе 2

 

Для изучения социально-экологических и экологических ценностей студентов факультета естественнонаучного образования была использована методика Н.А. Бирюковой (2005) «Диагностика жизненных ценностей», которая предполагала ранжирование 22 предложенных ценностей.

В ходе исследования было установлено, что социально-экологические ценности («Здоровье» (60,6%), «Личность» (24,7%), «Человечество и его существование» (15,7%), «Государство» (6,7%), «Психологически комфортное социальное окружение» (3,4%)) более приоритетны в структуре ценностных ориентаций студентов, нежели экологические ценности («Экологически благоприятная для существования природная среда» (13,4%), «Оптимальное взаимодействие с природой» и «Красота природы» (по 4,5%), «Деятельность по охране природы» (4,4%), «Познание природы» (0%)).

Обращает на себя внимание тот факт, что часть студентов имеет представления о состоянии экологической среды и связанных с ней проблемах, но не стремятся их решить или изменить свое представление об окружающем мире в пользу экологизации.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости формирования у студентов социально-экологических и экологических ценностей. Реализовывать это следует на когнитивном уровне путем организации просветительской работы, на эмоциональном уровне путем создания положительного отношения к участию в экологических акциях и мероприятиях, на поведенческом уровне путем приобщения студентов к творческой и исследовательской деятельности по проблемам окружающей среды.


 

Заключение

        

В работе проведено изучение ценностных ориентаций студентов, в частности социальных и социально-экологических.

    В ходе аналитической и исследовательской работы, мы пришли к следующим выводам:

1. Ценность представляет собой положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта или явления действительности. Ценностные ориентации представляют собой иерархическую структуру ценностей, в которой ценности занимают место в зависимости от направленности личности, ее предпочтений и жизненных целей.

2. Студенческая молодежь представляет собой совокупность людей, основным видом деятельности которых является учебно-профессиональная деятельность. В этот период развивается сознательность и ответственность, появляются новые социальные роли и обширные социальные связи. Существует мнение, что этот жизненный этап характеризуется материально-бытовой неопределенностью, неопределенностью будущих перспектив, а также ценностно-смысловой неопределенностью.

3. Среди факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций, выделяются внешние (социальные, экономические, политические) и внутренние (индивидуальные психологические особенности, например, интересы, мотивы, цели в жизни). Применительно к студенческой молодежи выделяется ряд факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций в рамках образовательного пространства (социокультурная среда, коллектив и деятельность).

4. У студентов факультета естественнонаучного образования социально-экологические ценности, такие как здоровье, личностное развитие, человечество и его существование более приоритетны в структуре ценностных ориентаций, нежели экологические ценности, такие как экологически благоприятная для существования природная среда, оптимальное взаимодействие с природой, деятельность по охране природы и др. Целесообразным представляется целенаправленное формирование социально-экологических и экологических ценностей у современной студенческой молодежи.

5. Нами были разработаны практические рекомендации по формированию экологических и социально-экологических ценностей у студенческой молодежи, которые опираются на социально-психологические особенности студенчества и актуальную иерархию ценностей современных студентов.


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Современная студенческая молодежь и ее социально-экологические ценностные ориентации…………………………………... 6
1.1 Понятие ценностных ориентаций, особенности и подходы к определению понятий……………………………………………………… 6
1.2 Студенческая молодежь как особая социально-демографическая группа…………………………………………….......................................... 9
1.3 Ценностные ориентации современной студенческой молодежи и значимость социально-экологических ценностей……………………....... 13
1.4 Факторы, влияющие на формирование экологических и социально-экологических ценностей у студенческой молодежи…………………….. 16
Выводы по главе 1…………………………………………………………. 19
Глава 2. Практическое определение ценностных ориентаций студенческой молодежи……………………………………………………. 21
2.1 Материалы и методы исследования…………………………………… 21
2.2 Определение ценностных приоритетов личности и социально-экологических ценностей студентов……………………………………… 22
2.3 Практические рекомендации по формированию экологических и социально-экологических ценностей у студентов……………………….. 33
Выводы по главе 2…………………………………………………………. 34
Заключение………………………………………………………………….. 36
Список использованных источников……………………………………… 38

 

Введение

 

Актуальность. В настоящее время, когда человечество оказалось на грани экологического кризиса, пришло осознание того, что изменить ситуацию в лучшую сторону возможно, лишь кардинально поменяв сознание самих людей и их отношение к природе (В.Ю. Филипенко, 2016).

Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения Земли. Одна из причин нависшего над человечеством экологического кризиса – это бурный научно-технический прогресс, деятельность человека в природе без учета экологических условий и закономерностей существования природы, но эта деятельность лишь внешнее проявление отношения человека к окружающему, проявление его ценностных ориентаций (Л.Л. Сатуева, 2016).

Ценностные ориентации – важнейший элемент структуры личности, поскольку в них синтезируется весь жизненный опыт, который накапливается личностью в процессе саморазвития. Ценностные ориентации являются объектом передачи ценностной регуляции в системах различного уровня – от личности до общества. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная переоценка ценностей, в условии ломки сложившихся устоев, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы (В.В. Налимов, 2015).

Изучением ценностных ориентаций современной студенческой молодежи занимались многие авторы (Н.Н. Белогорцев, 2017; З.М. Борзиева, 2018; Т.Р. Некрылова, 2018 и др.). И все они отмечают низкий статус экологических и социально-экологических ценностей в структуре ценностных ориентаций студентов в современном обществе.

Многими авторами (Г.А. Аманов, Ш.Р.У. Юлдошев, 2019; Н.Н. Дереча, 2015; П.С. Рябова, 2018 и др.) отмечается, что формирование у молодого поколения экологической культуры, правильного и бережного отношения к природе, развитие экологический ценностей является важным этапом на пути к решению экологических проблем.

Учитывая специфику профессиональной направленности студентов факультета естественнонаучного образования, целесообразным представляется изучение их экологических и социально-экологических ценностей, ведь данные ценности будут непосредственно влиять на трудовую деятельность.

Цель исследования заключается в изучении ценностных ориентаций студентов, в частности социальных и социально-экологических.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Охарактеризовать понятие ценность и ценностные ориентации.

2. Рассмотреть особенности социального статуса студенчества и его место в структуре социума.

3. Изучить факторы, влияющие на формирование ценностей современных студентов.

4. Определить ценностные ориентации студентов факультета естественнонаучного образования ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.

5. Разработать практические рекомендации по формированию экологических и социально-экологических ценностей у студенческой молодежи.

Объектом исследования является студенческая молодежь.

Предмет исследования – экологические и социально-экологические ценности студентов факультета естественнонаучного образования ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.

Для достижения поставленных задач использовались такие методы исследования, как теоретический анализ литературы и Интернет-ресурсов, анкетирование, анализ данных.

Теоретическая значимость исследования: определение ценностных ориентаций студентов, значимость социальных и экологических ценностей, и выявление факторов, влияющих на формирование данной группы ценностей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы курсовой работы можно использовать для развития и формирования у современной молодежи социально-экологического сознания.

Структура исследовательской работы состоит из теоретической и практической части. В теоретической части – изучение особенностей данной проблемы, в практической части – изучение ценностных приоритетов современных студентов, и сообщение рекомендаций на базе ответов анкетируемых.


 

Глава 1. Современная студенческая молодежь и ее социально-экологические ценностные ориентации


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.