Два типа контроля в сновидениях — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Два типа контроля в сновидениях

2020-08-21 93
Два типа контроля в сновидениях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Перед обсуждением способов, с помощью которых можно влиять на картины своих сновидений, необходимо понять, какую пользу можно извлечь из этой новой степени свободы.

Существует два варианта контроля над необычной ситуацией во сне. Первый использует магическую манипуляцию сном, то есть управление кем-то или чем-то, второй – самоконтроль. Первый способ контроля не всегда эффективен, что, может быть, и к лучшему. Привыкнув решать свои проблемы в осознанных сновидениях, изменяя по своему усмотрению всё, что нам не нравится, мы можем сформировать у себя ложную установку на такое же поведение и в реальной жизни. Например, можно победить страшного людоеда, внушив ему чувство любви и приязни. Допустим, мы превратили бы своего противника в жабу, избавившись от него таким образом. Разве этот опыт помог бы нам, вступи мы в конфликт со своим боссом или другой авторитетной фигурой, ассоциирующейся с людоедом? А вот другой подход действительно разрядил бы обстановку.


Таким подходом в отношении неприятных сновидений может быть самоконтроль. Самоконтроль означает контроль над привычными реакциями. Например, вы убегаете, почувствовав страх от надвигающихся на вас ужасных событий. Это значит, что вы не контролируете своё поведение. Несмотря на то, что события во сне иллюзорны, они вызывают у нас вполне реальные чувства. Поэтому ваш страх не обязательно исчезнет автоматически: вам ещё придется иметь с ним дело, даже если вы осознали, что испугались чего-то во сне. Вот почему осознанные сновидения можно считать хорошей практикой для реальной жизни. Во сне мы можем по желанию управлять своими реакциями, и всё, чему мы при этом научимся, может быть использовано в состоянии бодрствования.


На пути внутреннего роста осознанно сновидящих могут поджидать "ловушки". На первом месте – тенденция неразвитого сновидческого эго недопонимать и неверно использовать новые возможности управления сновидениями, которые приносит осознанность. Такое эго для достижения собственных желаний, отличных от истинных целей человека, пытается применять "магическую силу". Более того, ощущение расширившихся возможностей подталкивает эго сновидца к росту самомнения, к тому, что Юнг называл "инфляцией".

 

Тенденция к неверному восприятию (и во сне, и наяву) эго как своей сущности вполне естественна. Эго – это модель нашего "я", призванная выполнять адаптивные функции. Оно строится на основе множества независимых источников информации, начиная от наших прошлых поступков и заканчивая мнением родителей и общества о том, как нам следует вести себя в будущем. Этот набор ожиданий позволяет предсказать ваше возможное поведение.

 

Стремление обладать социально приемлемыми чертами поощряется обществом более охотно, чем честное признание их отсутствия. Поэтому наше самовосприятие в значительной степени искажается. В результате установления общественных стандартов человек должен исполнять различные социальные роли. Чаще всего, овладев набором определённых ролей, мы принимаем их за своё реальное "я" – актёр отождествляется со своей ролью, ошибочно принимая её за свою сущность.

 

Всё это можно отнести и к неразвитому, не полностью осознающему себя эго сновидца. Переживания во сне воспринимаются таким человеком как "мои сновидения". Однако эго – это не сам сновидец, это лишь то, что ему снится. Не полностью осознающее себя эго сновидца ошибочно считает себя единственной реальностью, тогда как всё остальное кажется ему лишь сотворённым. Пример Рама Нараяны ярко иллюстрирует, как далеко может зайти такой человек в своих иллюзиях. Нараяна, индийский врач и писатель, был увлечён проблемой, как убедиться, "что порождения его сновидений действительно являются сном". В конце концов он сдался, сказав себе, что решение этой проблемы не сможет принести никакой пользы. Вместо этого он решил получать удовольствие и проводить время во сне "настолько комфортно, насколько это возможно". В следующем сне он обратился к его персонажам со следующими словами: "Друзья, почему бы вам не попробовать достичь экстаза и вечного блаженства, полностью освободившись от всяческой боли? Состояния блаженства можно достигнуть, только войдя в Небесное Царство, оставаясь верным Высшему Творцу. В это царство я вхожу каждый день и наслаждаюсь его удовольствиями двенадцать часов в сутки. Я – единственное воплощение и представитель Высочайшего. "

 

Нараяна утверждает, что "большинство существ поверило этим словам". Меньшинство довольно скептически отнеслись к провозглашению его "единственным представителем Высшего Божества". "А как же Кришна, Христос, Будда и Мохаммед? " – спрашивали сомневающиеся. На это они получили ответ, что "все эти великие люди приходили из низших царств и были лишь теоретиками. Их учения никому не могли принести спасение, а я практически научу вас, как войти в это царство. "

 

Дав обычные обещания, Нараяна поставил главное условие инициации: "Безоговорочная вера в учителя, в сновидца". Далее он объяснил всем то, что повсеместно знакомо лидерам различных культов: "Наиболее эффективным средством, способным загипнотизировать тело, является пристальный взгляд в глаза гуру, сопровождающийся хоровым распеванием гимнов любви и преданности". Существа были вдохновлены обещанием, что после одного-двух перерождений все они войдут в высшее царство, а тот, кто полностью поверит в сновидца, достигнет этого ещё быстрее.

 

Нараяна заявил, что метод увенчался успехом, все существа в его сне действительно стали поклоняться сновидцу и провозгласили его единственным духовным учителем. Теперь он считал себя не менее удачливым, чем многие лидеры разнообразных вер в реальном мире, которые наслаждаются преданностью и поклонением своих последователей."

 

Эта комичная пародия на духовный культ имела и трагический аспект. В следующем сне он оказался среди группы йогов, которые стремились просветить его: "...Ещё одна старческая фигура, из окружавших меня существ, поднялась со своего места, внушая присутствующим благоговейный страх своею длинною седою бородой и посохом йога. Он начал свою речь в курьёзной и поразительной манере, сохранившей, однако, назидательный тон. Его голос дрожал от гнева, а вытянутый указующий перст был направлен в сторону сновидца: "По какой причине ты назвал нас сновидческими творениями, а себя Творцом? С такой же уверенностью мы могли бы назвать себя своими творцами. Все мы в одной лодке, и у тебя нет оснований претендовать на высшее существование. Если тебе ещё нужны доказательства, я покажу нашего Творца, сотворившего так же и тебя. "С этими словами он ударил сновидца по голове своим тяжёлым посохом, после чего тот проснулся и обнаружил, что, невероятно озадаченный, лежит в собственной постели.

 

Йог показал, что сновидческое эго (ошибочно отождествлённое Нараяной со "сновидцем") – всего лишь одна из сновидческих фигур. Истинный творец сновидения не является его частью, в действительности, это спящее "я".

 

Такое озарение приходит к осознанно сновидящим непосредственно с опытом. Не отождествляясь со своим эго, они получают возможность изменять его, внося коррективы в собственные заблуждения, в результате чего эго превращается в более точную модель "я". Человек понимает, что "карта не является территорией", и это понимание удерживает его от ошибочного отождествления образа с истинной сущностью.

 

В результате возрастает осознанность. Все отражения "я" становятся внешними, наблюдаемыми. То, что вы привычно считали собой, воспринимается как ряд искажённых манифестаций чистого сознания и вашей сущности, ограничивающей вашу свободу.

Медитативные упражнения (включая практику ОС) создают предпосылки для отслеживания себя наяву и во сне. Частично вы делаете это намеренно, но главные достижения появляются как бы сами собой: возникает дистанция между "я" и событиями. Ваше осознание обживает ранее "слепую" позицию постоянного наблюдателя, смотрящего из вечности. При этом наблюдаемый мир не становится бледнее – наоборот, он превращается в симфонию прекрасных смыслов и впечатлений. Вы впервые не просто барахтаетесь в его потоке, а видите его. Вы отстранены, но не от жизни, а от того, что держало её в плену, и именно теперь вы живете вполне, а не урывками, мгновениями, частями, как прежде. Разница та же, что между ОС и НС.

 

Исцеление во сне

В 1970 году меня сбила машина, когда я ехал на мотоцикле пассажиром. Я получил перелом ноги и повреждения желчного пузыря, который мне в результате экстренной операции удалили. Через несколько дней после операции, когда я проходил реабилитацию в больнице, я увидел сон, в котором целым и невредимым летал по больничной палате. Я увидел своё тело, лежащее в кровати, с подвешенной загипсованной ногой и множеством трубок, засунутых куда только можно. Я висел над ним, временами чувствуя боль от своих ран, а временами - что я невредимый и могу летать по палате. В этом состоянии я решил передать этот дар "невредимости" своему физическому телу. Я сказал физическому телу, что люблю его, и чтобы оно выздоравливало. Проснувшись в тот день, я смог прекратить прием обезболивающих препаратов, и мне вынули все трубки. На следующий день я смог убедить врачей разрешить мне скакать на костылях. (Р.Б., Спокэйн, Вашингтон)

Во сне мы относительно свободны от влияния того, что нас окружает. В этом состоянии мы можем направить всю свою энергию на восстановление здоровья, то есть, способности к адаптивному реагированию. Осознанные сновидения предоставляют нам уникальную возможность достичь высшей степени контроля над своим телом, которая может принести пользу в виде самоисцеления.


Совместные путешествия

В реальной жизни у нас много запретов. На всё существуют свои правила: как надо поступать, как не надо, как сделать что-то лучше всего. Одно из основных восхитительных свойств осознанных сновидений – это огромная, ни с чем не сравнимая свобода. Осознав, что спит, человек неожиданно зачастую впервые в жизни чувствует, что он ни чем не ограничен. Он может делать или ощущать всё что угодно.
 

В сновидениях вы можете испытывать ощущения или фантастические события, невозможные в бодрствующем состоянии. Сновидцы не ограничены своей телесной оболочкой. Вы можете превратиться в прекрасный сад или цветок. Алан Уорсли проделывал удивительные эксперименты, например, расщеплял себя надвое и соединял руки в голове. Многие онейронавты проходят сквозь стены, дышат в воде, летают и путешествуют в космосе. Отбросьте привычные критерии, пытайтесь осуществить то, что может быть только во сне.

 

Сновидящий Оливер Фоке считает ОС удивительно интересным. В беседе о нём он как-то провёл весь вечер со своими друзьями – Слейдом и Элкингтоном. Перед тем как расстаться, они договорились встретиться, если получится, в Сауземптон Коммен во сне. В ту же самую ночь и Фокс, и Элкингтон видели сны, в которых они, осознавая, что спят, встретились и гуляли в упомянутом месте, заметив отсутствие Слейда. На следующий день Фокс встретил Элкингтона, который немедленно рассказал ему тот самый сон, который видел и он сам. После этого подошёл Слейд, сообщивший, что эксперимент не удался, так как он этой ночью вообще не видел снов. Фокс и Элкингтон были удивлены этим объяснением неспособности Слейда прийти к ним на свидание во сне. Они не смогли повторить это успешно. Тем не менее другие рассказывают об удивительных удачах подобного плана.

 

Решение творческих задач

Решение творческих задач и тренировка различных способностей приобретают особое значение потому, что события, участниками которых вы становитесь во сне, оказывают на ваш мозг (и в некоторой степени на тело) влияние, во многом сходное с тем, какое оказывают аналогичные события наяву. Когда осознанно сновидящие задерживают во сне дыхание или дышат чаще, то это непосредственно отражается на их реальном дыхании. Более того, изменения в деятельности мозга, вызываемые переходом от пения к счёту (при пении в большей степени задействуется правое полушарие, а при счёте – левое) в бодрствующем состоянии, практически точно воспроизводятся в осознанных сновидениях. То есть для нашего мозга нет разницы, во сне или наяву выполняется то или иное действие. Этот вывод объясняет, почему сновидения кажутся такими реальными. Для мозга они действительно реальны. Кстати, если человек себе что-либо ярко представляет, то для мозга такое действие может также казаться настолько же настоящим, насколько и действие, произведённое в реальности. Следовательно, изменить себя можно изменяя даже фантазии (англ. daydreams), а не только сны J  

 

Каждую ночь, когда мы спим, мы переживаем процесс создания, вне зависимости от того, осознаём мы это или нет. Мы создаём множество реалий. Некоторые мы не помним, другие – помним. Но все они имеют влияние на нашу реальность бодрствования.

 

Подумайте, каким образом нам удается отличить воспоминания о сне от реально произошедших событий? Этой способности мы научились благодаря языку. Вспомним теорию Пиаже об эволюции детского восприятия сновидений. В детстве, вспоминая наши первые сны, мы считали их "реальностью", как и всё остальное. После неоднократных попыток родителей объяснить, что некоторые наши переживания являются "всего лишь сном", мы научились различать внутренние события во сне от внешних физических. Но смогли бы мы разделить две реальности без посторонней помощи?

 

Иногда, до полуночи промучившись с какой-нибудь трудноустранимой неполадкой в своём автомобиле, я бросаю всё и иду спать. Во сне я возвращаюсь к своим проблемам и, осознавая, что сплю, пробую различные способы их разрешения. К утру я всегда нахожу выход из положения, который на следующий день удачно реализую! Мне кажется, что поскольку состояние сна имеет бесконечное число измерений, сосредоточение на проблеме открывает у меня "туннельное видение". (Дж.Р., Сиэтл, Вашингтон)

В конце 1986 года, изучая химию, я начал во сне решать задачи. Большинство из них представляли собой молекулярные уравнения, включающие два соединения из 4-6 элементов. Я осознавал, что сплю и приступал к решению задачи, сводя молекулярное уравнение к ионному. Если вам приходилось решать подобные задачи, вы поймёте трудности, которые с этим связаны. Каждый раз, когда результат был уже близок, картина начинала расплываться, и я вынужден был реиндуцировать состояние осознанности, тряся головой или прибегая к вращению. После этого я переписывал задачу заново и решал её снова, на этот раз уже быстрее. Проснувшись, я записывал решение и проверял его. В 95% случаев оно оказывалось верным. Что было замечательно в решении задач таким способом, так это то, что каждый раз я просыпался с более глубоким пониманием рассматриваемого процесса. Сновидений такого типа у меня бывало около пяти в неделю. (К.Д., Лодерхилл, Флорида)
 

Внутри нас есть наша собственная Библиотека Конгресса. Огромные массивы данных, бесконечные собрания всех оттенков наших переживаний записаны неизвестным образом в нашем мозгу. Чем больше мы переживаем в жизни интересного и красивого, тем больше мы можем извлечь информации из хранилища во время сновидения. Всё это доступно для нас и ждёт своего прочтения и тщательного исследования. Оно ждёт, пока мы превратим его в наши творческие результаты и решения. На протяжении всей письменной истории сновидения считались источником вдохновения практически во всех областях человеческой деятельности – литературе, науке, технике, музыке, изобразительном искусстве и спорте.
 

Общеизвестные примеры писателей, черпавших своё вдохновение из снов, – это Роберт Льюис Стивенсон, приписывавший многие из своих сюжетов сновидениям, в том числе, "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда"; и Сэмюэль Тэйлор Колридж со своей опийной поэмой "Кубла-Хан". В науке можно привести пример Фридриха Кекуле, который во сне открыл структуру молекулы бензола, и Отто Лоуи, с его идеей эксперимента, доказывающего химическую природу передачи возбуждения в нервном волокне. В области техники также известны примеры изобретений, сделанных во сне, в том числе швейная машина Элиаса Хау. Композиторы – Моцарт, Бетховен, Вагнер, Тартини, Сен-Санс – приписывали источник своего вдохновения снам. В спорте один из наиболее известных случаев произошёл с мастером гольфа Джеком Никлосом, который, по его словам, придумал во сне некий приём, сразу давший ему преимущество в десять ударов. Эти примеры наглядно свидетельствуют об огромном творческом потенциале, заложенном в сновидениях.
 

Можно инкубировать осознанное сновидение на волнующую вас тему, либо, уже находясь в осознанном сновидении, целенаправленно сосредоточиться на ней. То есть, вы не ждёте, когда вас посетит муза, а вызываете её.


С другой стороны, полезно помнить: ценность ОС (как и многих иных вещей) ни в коей мере не измеряется их использованием для извлечения материальной выгоды и достижения превосходства над другими. Переживание красоты тоже может быть очень ценным само по себе, независимо от выгоды в материальном и социальном плане J


Процесс творчества

Ещё в средней школе я открыл в себе способность осознанно сновидящего, когда увидел, что изучив какую-нибудь сложную тему по математике или геометрии, могу после пробуждения решать по ней задачи.
 

Эта способность у меня наблюдалась и в колледже, и в медицинском училище. В медицинском училище я стал применять её в профессиональных проблемах. В осознанном сне я быстро просматривал вопросы, возникшие у меня днём, и обычно получал на них разумные ответы или же дополнительные вопросы, способные прояснить ситуацию (даже сейчас мне иногда приходится просыпаться в 3 часа утра и звонить в госпиталь, чтобы заказать специфический анализ для тяжёлого больного, способ помочь которому я нашёл в осознанном сне).

С этой точки зрения, самым полезным приложением явилась моя хирургическая практика. Каждую ночь перед операцией я просматриваю во сне все имевшие место аналогичные случаи и ещё раз провожу соответствующие операции. В результате я приобрёл репутацию ловкого и опытного хирурга, чьи операции не приносят почти никаких серьёзных осложнений. "Практика" во сне позволила мне в совершенстве изучить анатомию и отточить свою технику, очистив её от ненужных движений. В настоящее время я трачу на наиболее сложные хирургические процедуры 35-40 процентов времени, необходимого большинству моих коллег. (Р.В., Айкен, Северная Каролина)

 

Каждый человек время от времени пребывает в творческом состоянии, а некоторые находятся в нём очень подолгу. По словам психотерапевта Карла Роджерса: "Действия ребенка, придумывающего вместе со своими друзьями новую игру, Эйнштейна, формулирующего теорию относительности, домохозяйки, готовящей новый соус для мяса, молодого автора, пишущего свою первую новеллу, – все они, в рамках нашего определения, являются творчеством..."
 

Исследователи по данному вопросу сходятся в том, что творческое самовыражение – это процесс. Часто кажется, что вдохновение возникает неожиданно, из ниоткуда, как вспышка. Однако, имеющиеся данные свидетельствуют, что "неожиданное" озарение всего лишь часть процесса, не доступного нашему осознанию. Анализируя свои открытия, великий немецкий учёный девятнадцатого века Герман Гельмгольц впервые описал стадии творческого процесса: накопление, вынашивание и озарение.
 

На стадии накопления собирается информация и пробуются различные подходы. Эти подготовительные действия могут заключаться в чтении, наблюдении, беседах с экспертами, записях, фотографировании или измерении. Потом следуют размышления над проблемой – концентрация, мысленное моделирование ситуации. Это то время, когда механик стоит, уставившись на двигатель, художник – на чистый холст, писатель – на чистый лист бумаги (или экран компьютера). В конце этой стадии человек говорит себе: "Хорошо, я изучил проблему. Я обдумал её. Где же ответ?"
 

Следующая стадия заключается в ничего-не-делании. Когда упорные попытки решить проблему прекращены, и она попадает в область бессознательного, начинается период вынашивания. В исторической литературе описано много случаев, когда человек, измученный творчеством, решает вздремнуть. Или садится за руль, или идёт прогуляться. Если у него в голове набралось достаточно информации по интересующей его проблеме, и если он достиг психологического состояния, необходимого для прорыва, то фаза вынашивания завершается озарением: "Эврика!" – это неожиданно пришло решение. Это момент, когда включается пресловутая "электрическая лампочка".

 

 

Творчество и состояния сознания

Карл Роджерс обратил внимание на взаимосвязь между творчеством и психологическими состояниями. В книге "Становление личности" он упоминает три психологические особенности, которые, по его мнению, более всего свойственны творчеству. Первая из них – открытость воздействию окружающего мира – противоположна психологической самодостаточности, или жесткой приверженности сложившимся концепциям, мнениям, теориям и гипотезам. Она подразумевает терпимое отношение к неопределённости и способность обрабатывать противоречивую информацию, не склоняясь к необдуманной вере или неверию.
 

Единственное, что требуется для достижения осознанности во сне, – это умение обрабатывать противоречивую, неопределённую и, зачастую, невероятную информацию, предоставляемую нам в сновидении, причём делать это надо достаточно гибко, чтобы допустить нестандартный вывод об иллюзорности своих впечатлений. Таким образом, если вы легко добиваетесь во сне состояния осознанности, то открытое отношение к окружающему миру не будет для вас проблемой.

 

Следующей особенностью творческого состояния является наличие внутреннего источника оценки. Это означает, что значимость продукта творчества определяется не одобрением или критикой со стороны других, а мнением человека, его создавшего.

Придайте вашим символам сновидений формы обыденной жизни. Слепите из пластилина или из глины странную фигуру, которую вы видели во сне прошлой ночью, вышейте странный знак на вашей одежде, перенесите образ сновидения на ковёр, играйте музыку, услышанную во сне, пишите стихи, услышанные во сне, используйте идеи ваших творческих сновидений.  

 

И последняя особенность, присущая, согласно Роджерсу, творчеству, – это способность играть с элементами и концепциями, способность к непредсказуемому жонглированию идеями, цветами, словами, отношениями, приводящая к немыслимым комбинациям элементов, невероятным теориям и неподвластным логике открытиям.

 

 

Неявное знание

 

Наиболее важным понятием, относящимся к стимулированию с помощью осознанных сновидений творческой фазы озарения, является так называемое "неявное" знание. Вещи, в которых вы уверены и которые можете внятно сформулировать (ваш домашний адрес, или как завязать ботинок) называются "явным" знанием. В противоположность этому, неявное знание включает в себя то, что вы знаете, но не можете объяснить (как ходить, или говорить), и то, что вы знаете, но не знаете почему (скажем, цвет глаз вашей первой учительницы). Неявное знание проявляется в экспериментах по распознанию, когда человек думает, что он всего лишь случайно угадывает картинку, а на самом деле процент попаданий выше просто вероятностного.

 

Из этих двух разновидностей знания неявное значительно больше по объёму – мы знаем больше, чем понимаем. Во сне мы гораздо ближе контактируем с неявным знанием, чем во время бодрствования. Припомнив свои сновидения, вы наверняка найдёте среди них такое, в котором внешность человека, которого вы видели всего раз в жизни, была воспроизведена с поразительной подробностью, по сравнению с тем, что вы могли бы вспомнить в состоянии бодрствования. Объяснение этого феномена кроется в доступе к неявному знанию, открывающемуся во сне, причём там это можно делать вполне осознанно. Поэтому в сновидениях мы не ограничены, как в бодрствующем состоянии, сознательным доступом только к небольшой части аккумулированного нами опыта.

 

Помимо осознанности, по-видимому, нет иного способа определить момент, когда наступил творческий сон, если только он вообще возможен при других обстоятельствах. В осознанном сновидении мы можем взять необъятные творческие возможности, открывающиеся во время сна, под контроль ума.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.