Горы медные: рассуждение об указах Божиих — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Горы медные: рассуждение об указах Божиих

2020-08-21 89
Горы медные: рассуждение об указах Божиих 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Геркулес Коллинз (1696)

http://www.mountzionpbc.org/Pdf/HC_A_DISCOURSE_UPON_THE_DECREES_OF_GOD.pdf

Совершающего все по совету воли Своей

Еф.1.11

Ефес был большим и богатым городом, но с обилием идолопоклонства. Апостол Павел, Аполлос и Акила, проповедуя там Евангелие, видели множество языческих храмов и служений, но слово Божие росло сильно, и многие уверовали и крестились. Язычники видели, что идолопоклонство должно будет пасть пред Евангелием, как Дагон перед ковчегом, и чувствовали, что их дело в опасности, что великая богиня Артемида окажется в презрении, и ее великолепие, которому поклонялись во всей Азии, будет разрушено; поэтому они произвели большой шум, и лишь когда он прекратился, Павел, призвав учеников вместе и собрав их, отправился в Македонию, оставив Тимофея и наказав не проповедовать никакого другого учения, кроме Христа Распятого, чтобы никто не занимался баснями и бесконечными родословиями, которые порождают лишь вопросы к служителям, а не Божие назидание (1 Тим.1.3-4).

Здесь апостол, в контексте учений об избрании, предопределении, искуплении, оправдании, усыновлении, освящении и вечном наследии, указывает в этом тексте, что все это не проистекает ни из какого другого источника, кроме совета благой воли Божией; и говорит, что те, кто были по природе чадами гнева, ходившими по обычаю века сего, по воле князя, господствующего в воздухе, исполняя желания плоти и помыслов, не имели надежды и были безбожники в мире, но получив спасительное знание о Нем, те, кто был далек, стали близки, чужие люди - стали согражданами святым по вере, и те, что когда-то были идолопоклонниками, теперь запечатлены Святым Духом обетования, благодаря Божией милостивой работе во времени, вытекающей из Его целей в вечности, как и утверждает здесь апостол.

В этих словах мы рассмотрим следующее. Во-первых, Кто имеется в виду? Это Бог Отец:    «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который избрал нас в Нем", то есть, как Он есть глава, и Церковь тело, и Он есть Царь, а Церковь - Царство, ибо Христос как избранный Человек Божий (Ис.42.1) есть также Глава избрания и предопределения. Он Глава святого, славного, мистического Тела, Царь славного Царства, Жених славной невесты; и, имея такую честь, Он купил ее, принеся Свою душу в жертву за грех, и потому Он узрит потомство (Ис.53.10). Как же может это приобретение быть потеряно? Может ли Он быть Царем без Царства, Женихом без невесты, Главой без тела; как это возможно? Если Он Глава, то Он должен иметь Тело; если Он Царь, Он должен иметь Царство; если Он Жених, у Него есть невеста и супруга, как у Отца есть Сын; если так, то где же тогда место для полного и окончательного отпадения от благодати? Ребенок не может перестать быть ребенком; и если мы дети, то и наследники (Рим.8.17), и да не убоимся потерять наследство.

Когда нам сказано, что мы избраны во Христе, мы не понимаем это так, что смерть и заслуги Христа были основой избрания; нет, но милость и любовь Бога Отца есть Источник, из которого истекает избрание, и поэтому избранные связаны с Отцом: "они Твои, и Ты дал их Мне" (Иоан.17.16). Тем не менее, смерть Христа является основой всякой благодати в Церкви воинствующей и славы Церкви торжествующей (1 Фес.5.9-10). Отец Своей свободной суверенной благодатью избирает некоторых из этого мира, когда они в падшем состоянии и нищете, и делает их сосудами милосердия (Рим.9.23). Но если Христос имеет честь быть их Господом, Он должен заплатить за них цену не меньшую, чем Его Кровь, ибо по закону должен умереть либо преступивший его человек, либо его Поручитель. Так "милость и истина встретились, правда и мир облобызались" (Пс.85.10). Милосердие Отца отвечает на праведность Сына; милосердие Отца явлено в предоставлении поручительства и удовлетворения; правда Христа отдает Его Жизнь. В этом их сладкое согласие ради того, чтобы потерянный грешник обрел вечный мир; так что когда говорится, что мы избраны во Христе, имеется в виду, что Он есть Глава Тела Церкви, и Царь Церкви как Царства; но не так, что мы избраны во Христе, как если бы Его смерть была предназначена, чтобы заслужить наше избрание, ибо оно было от любви Отца, смерть же Христова есть источник всякой благодати во времени и всей славы в вечности.

Во-вторых, что значит "совершающего"? Не сказано, что нечто будет сделано, но совершается, и это значит, что все действия Божественного провидения в прошлом, настоящем и будущем есть исполнение Его вечного совета, цели и воли.

В-третьих, здесь ясна универсальность: "все". Это слово не ограничивается контекстом, но как если бы апостол говорил: все, что я сказал раньше об искуплении, оправдании, спасении и всех остальных действиях Божественного провидения, все происходит в соответствии с Его вечной целью и по изволению воли Его. 

В-четвертых, "по изволению воли Своей" означает: не по изволению чьей-то воли, но лишь Его собственной. Как Бог не советовался с волей человека в деле творения (Ис.40.13-14), так и в деле спасения; как Он творил по Своей воле, а не по человеческой, так Он работает по Своей, а не по нашей воле и в новом творении (Рим.11.34). По Его собственной воле рождены дети благодати и посеяно ее семя, как утверждает апостол Иаков (Иак.1.18). И если это по Его воле, то не по человеческой.

Наблюдение: Все действия Божественного провидения во времени, будь то в Церкви или в мире, есть следствия и исполнение цели, совета и воли вечно благословенного Бога.

Я буду говорить об этом в трех отношениях.

I. Демонстрация.

II. Некоторые свойства Божественной воли.

III. Естественные выводы из этой доктрины.OBSERVATION

 

I. Это учение касается уже творения: если бы Бог Своей волей не постановил его, оно не совершилось бы. Члены Давида были написаны в книге Божьих указов (Пс.139.16), когда еще ни одного из них не было, но во времени они возникли потому, что они были там написаны. Наши обиталища, где мы живем, были определены и назначены; это учение Павел проповедовал афинянам (Деян.17.26), чтобы привести их от идолопоклонства к поклонению истинному Богу, Который сотворил небо и землю, и все в них, и сотворил от одной крови все народы, живущие на земле, а также назначил и определил пределы для них, чтобы они искали Бога, так что время нашего бытия и место его явлены по предопределению Божию. Кроме того, то, что Понтий Пилат, евреи и язычники распяли Христа, было исполнением совета Божия, которым Он определил это, прежде чем они все сделали (Деян.4.27-28). Можно сказать, что Бог является причиной действия, но не причиной греха, когда совершаются определенные действия в силу того, что, как говорит Господь, "из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния и т.д." (Мтф.15.19). Никто не может творить какие-либо греховные деяния, например, ругань и ложь языком или кражи и убийства руками, без силы Божией, согласной поддерживать и укреплять эти органы и члены, ибо "мы Им живем и движемся" (Деян.17.28), но они поддерживаются и укрепляются не для этой цели, ибо своими физическими и природными силами человек злоупотребляет сам. 

Определение Бога о том, что Христос должен умереть, чтобы спасти человека, было положено без необходимости греха; но Бог предвидел злобу дьявола, и желание противившихся евреев и язычников предать этого Человека смерти, и Он определил не противиться этому, но дать Ему пострадать, ибо Он знал, как добиться славы Себе из этого. Так надлежало пострадать Христу, ибо Бог не может ошибаться в Своем предведении или не дать исполниться Своим определенным указам. Но это не означало, что евреи не добровольно осудили Христа на смерть. Указ Божий, которым Христу надлежало пострадать, таким образом, непременно обеспечивал это событие, но не уничтожал свободу действия, ни во Христе, Который, как сказано, пострадал добровольно, ни в евреях, которые также свободно и добровольно предали бы Его смерти, даже если бы о Его смерти не было указа Божия вообще. Знание садовника, что такие-то семена и корни весной и летом производят такие-то листья и цветы, не вызывает их роста весной, но, зная силу этих корней, он делает свой вывод; таким образом, Божественное предвидение того, что злые дела будут исходить из корня нашего сердца и приведут к смерти Христа, не больше есть причина этих злодеяний, чем воля садовника - причина вырастания определенных цветов из корней, о свойствах которых он знает. Божественное предвидение, что Адам падет, не поставило его под необходимость падения, но он совершил этот ужас добровольно и свободно, хотя Бог предвидел, что он непременно падет, и решил не препятствовать этому, зная, как Он прославит через это Себя. Таким же образом предвидение Богом того, что евреи пошлют Христа на смерть, не требовало от них совершить это, но они совершили это так же свободно, как если бы об этом не было ни предузнания, ни предопределения Божия. Таким образом, мы доказали, что эти действия Божественного провидения во времени в мире являются продуктом вечных Божьих целей.

Теперь мы подошли к тому, чтобы показать и продемонстрировать, что все благодатные действия и провидение Бога в Церкви и мире есть плоды и исполнение Его вечной воли. Что касается акта действенного призвания (2 Тим.1.9), то оно совершается не по делам нашим (Деян.13.42), но по Своему изволению и благодати, которую Он исполнил во Христе прежде вековых времен (Еф.1.3). То, что язычники уверовали во Христа, произошло потому, что они были предуставлены к вечной жизни; ефесяне стали святы не потому, что они выбрали Его, но потому, что они были избраны Им прежде основания мира. Причина того, почему люди во времени тянутся к Богу - то, что Он их "возлюбил вечной любовью" (Иер.31.3). Творение новых и добрых дел в Церкви (Еф.2.10) - это чистый плод того, что Бог это предназначил. Надежда вечной жизни в святых является плодом обетования, данного Богом, Который не может лгать, прежде вековых времен (Тит 1.2). Освящение церкви в Салониках и ее истинная вера (2 Фес.2.13) - это плод того, что эти святые были избраны и предназначены к тому с самого начала (1 Фес.5.9). Одним словом, наше призвание, оправдание и прославление - все это следствия вечного Божия замысла. Это было учением апостола Павла, изложенным римлянам (Рим.8.28-33), ефесянам, фессалоникийцам, Тимофею и Титу и т.д. Все, в чем Христос проявляется во времени в Церкви, есть Его предопределение прежде создания мира (1 Пет.1.20). Время Его смерти было определено с самого указа в вечности, поэтому Он назван "Агнцем, закланным от создания мира", то есть, на самом деле, в указах Бога.

 II. Упомянем и некоторые свойства Божественной воли.

1. Это вечная воля. Его воля вечна, как и Он Сам. Божия воля не приостанавливается до времени, когда тварные существа захотят того, чего Он желает от них, как если бы воля человека определяла то, что Бог не мог определить Своей собственной волей, пока не увидел человека. Его совет назван "древним советом" (Ис.25.1), чтобы показать его вечность. Мы, бедные существа, проходим со временем, но у Него нет времени, с Ним вся вечность; Его милость не только вечна, она от века (Пс.103.17). И Его любовь такова же, ибо Его завет - завет вечный (2 Цар.23.5), так как он не имеет конца так же, как не имеет начала. Дела Божии едины с Его волей, и Его воля едина с Его сущностью; Его же сущность есть единый чистый и простой акт, ибо Бог по существу есть Любовь, так же как Он по существу мудр. Мы по нашей сущности не являемся ни добрыми, ни мудрыми, но Бог не может перестать быть таковым, как не может исчезнуть. Если нет единой Божией воли, как говорит Полхилл* в "Божественных указах", стекло Божия предвидения будет разбито, ибо Бог знает все сущности в Своей Божественной сущности, все возможности в Своем всемогуществе, все расположения в Своей славе и Своей непостижимой мудрости, а также все будущее в Своей вечной воле; все будущие вещи по самой своей природе не могут существовать иначе как в Божией воле, и будущее святых есть святость по воле Его "прежде создания мира" (Еф.1.4).

2. Второе свойство воли Божией - это истина; это значит, что Его совет есть, как говорит пророк, "верность и правда" (Ис.25.1); так называется Его совет в отношении Его мудрости, древности, вечности и исполнения. Люди часто бывают несправедливы, как Ахав с виноградником Навуфея, евреи с ни в чем не повинным Христом, фараон и Аман, стремившиеся уничтожить Церковь, но с Божественной сущностью несовместима любая неправедность, как сказал Элиху: "Далеко от Всевышнего совершать зло" (Иов 34.10). Судия всей земли всегда поступит правильно, ибо Тот, Кто не находит удовольствия во зле, не может желать его. Освящение фессалоникийцев было волей Божией, и они должны были "воздерживаться от блуда" (1 Фес.4.3-5); лучше говоря, им надлежало быть во всем справедливыми и праведными, ибо справедлив и праведен Бог, давший им правило правды: "все дела Его праведны", говорит Моисей (Втор.32.4), и "все пути Его праведны; Бог истинен, и нет неправды в Нем". Когда фиал гнева Божия изливается на Его непримиримых врагов, об этом сказано: "праведны и истинны пути Твои, Царь святых". Хотя основа оправдания - это свободная милость Бога Отца, однако с учетом того, что Христос оплатил долг грешников, сказано, что Бог оправдывает грешников в Иисусе. Бог удостаивает чести и славы вечной тех, кто постоянны в добре, и блюдет нечестивых на день бедствия, и все это в соответствии со святой и праведной природой и волей Его; и если вы не можете понять некоторые тайны Его провидения, то все равно вы должны быть верны принципу Иеремии, воскликнувшего: "Бог прав" (Иер.12.1 KJV).

3. Третье свойство Божией воли - это милосердие. Ефесяне были предназначены к усыновлению как дети (Еф.6.7) по благоволению воли Его, в похвалу славы благодати Его, так что все наше спасение и оправдание - по богатству Его благодати. То, что Спаситель был возвещен чрез ангелов как вечный мир людям, было Божиим благоволением. Чем был горящий куст в Египте, если не вестью о доброте воли Божией? Имя Бога, которое провозгласил Моисей, было: "Господь, Господь, милостивый и милующий, долготерпеливый, изобилующий добром и правдой, прощающий беззаконие и грех, творящий милость до тысячи родов любящим Его" (Исх.34.7). Много немилосердия в воле грешников, и дьявол имеет желание истреблять все, но благословен Бог, Который держит на цепи великого красного дракона, так что его власть не является абсолютной, хотя он ходит как рыкающий лев, ища гибели душ, чтобы кого поглотить (1 Пет.5.8). Божья воля есть благоволение; когда Он отдает Своей Церкви Самого Себя в завете, все Свои атрибуты, Своего Сына и все Его служение, и прилагает к нам Своим Духом спасение и все Его спасительные дела, то откуда этот поток, если не из источника свободной благодати? Так об этом сказано: "По благодати мы спасены, и сие не от нас, Божий дар" (Еф.2.8). 

4. Четвертое свойство Божественной воли - это неизменность. Потому Его указы сравниваются с "горами медными" (Зах.6.12), которые не подвигнутся; в них нет ни малейшей тени перемены, ибо это несовместимо с именем Господа, Который не изменяется; будь это не так, то Церковь тотчас исчезла бы. Не из-за чего еще сыны Иакова не уничтожились, но потому, что Господь не изменяется (Мал.3.6); Ему и невозможно изменяться, ибо Он дивно предузнает все, что сбудется. Люди, которые не имеют власти исполнить свою волю и цель, могут изменить свое мнение, если не предвидели причину чего-либо; поэтому они могут отменить то, чего желают, и есть некое бесславие для человека в том, что он изменчив, но "Бог не человек, чтобы Ему каяться" (Чис.23.19), "ибо дары и призвание Божие непреложны" (Рим.11.29). Когда Писание говорит о Боге, что Он раскаялся в том, что сотворил человека (Быт.6.6), это не следует понимать таким образом, что Бог способен раскаяться, как человек; но о Боге говорится, что Он раскаялся, потому, что Он увидел, что сотворенные Им люди делают вещи, в которых по Его воле они будут каяться. Когда Бог удержал Свой суд и последствия Его гнева, которыми Он угрожал Ниневии, о Нем говорится, что Он раскаялся, ибо когда Он смягчил последствия Своего гнева на старый мир, Он одновременно заповедал покаяние, в соответствии с нашей способностью, и когда людям было открыто, в чем им надлежит каяться, им было также дано совершить некоторые видимые действия. И это так потому, что милосердие Божие никогда не иссякает, и потому Церковь не истребилась (Плач 3.22). Хотя ни дом Давида, ни его сердце не таковы, как должно быть, все же для его утешения Бог заключил с ним завет вечный (2 Цар.13.5). Бог предвидел, что Израиль преступен от чрева (Ис.48.9); тем не менее, Он отложил Свой гнев, и в Своей святости не истребил их. Бог предвидел грехи Петра и Павла, но это не мешало Ему избрать их по Своему предведению (1 Пет.1.1-2). Итак, если Он возлюбил однажды, то Он возлюбил до конца, и если ничто не сокрыто от Него, то ничто не заставит Его изменить Своих мыслей, как это часто бывает с людьми. Так что мы можем заключить с апостолом: "Кто начал в нас совершать доброе дело, его закончит" (Фил.1.6 KJV).   

5. Пятое свойство Божественной воли - это то, что она является суверенной и высшей волей. Его воля абсолютно свободна (Ис.41.13). Если Он что-то совершит, никто не может противиться Ему. "Он творит по воле Своей среди воинства небес и среди живущих на земле, и кто может отклонить Его или сказать: что Ты делаешь?" (Дан.4.35). "Что сбудется, если Господь не повелел быть?" (Плач 3.37). "Царство Божье владычествует над всем" (Пс.103.19). Он имеет абсолютную власть над людьми и бесами. Поэтому Он помилует тех, кого помилует, а других, после злоупотребления Его долготерпением, Он ожесточает (Рим.9.18). Какая причина может быть тому, что Христос взял на Себя человеческую природу, чтобы спасти человека, а не ангельскую, чтобы спасти падших ангелов? Мы можем ответить лишь, как Христос сказал в другом случае: "Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение". Так что если Бог избрал Авеля и прошел мимо Каина, избрал Исаака и миновал Исмаила, избрал Давида и Соломона и оставил Саула, избрал Петра и Павла и оставил Иуду, избрал некоторых из природного семени Авраама и оставил остальных в их слепоте и ожесточении, то что мы скажем в этом случае, если не то же, что Моисей и апостол: "Он помилует тех, кого помилует" (Рим.11.7-8)? Если Бог может обратить заблудшего грешника, как разбойника на кресте, и принять его в рай в тот же день, хотя он не служил Ему ни дня, но служил князю тьмы всю жизнь, и Ему будет угодно дать таковому такую же радость, как и тому, кто служил Ему сорок лет и пострадал за Него, то должны ли мы винить Бога? Может ли Он быть связан в том, что Он делает, чем-то, кроме Своей же благодати и славы? Когда апостол говорит (Деян.10), что Бог нелицеприятен, он имеет в виду, что Бог не смотрит на еврея лучше потому, что он еврей, а не язычник, как и Петр думал, прежде чем Бог явил ему иное; и когда он увидел, что Корнилий, не еврей, а римлянин, верит во Христа и делает правду, он принял его так же, как и верующих евреев. Тем не менее действенное призвание и спасительная вера всегда даются не по делам нашим, но по Божией цели в избрании, как утверждает апостол в Рим.9.16, призваны ли действенно еврей или нееврей. Божья воля верховна и суверенна, и Его праведная сила соответствует Его воле. Многие великие дела совершались против Церкви, ибо дьявол и его царство желают уничтожить Царство Христа; но их власть не является вседостаточной, как Божья воля, которая может открыть и изменить любое сердце, чтобы спасти человека от власти дьявола, ибо Бог способен к тому. Он может исполнить Свою волю и опосредованно, но Его воля всегда является верховной, ибо Он никому не должен давать отчета, как сказал Элиху Иову в ответ на его недовольство Божиим провидением (Иов 33.13).      

6. Шестое свойство Божией воли - это то, что она есть воля совершенной Мудрости. Это не просто совет Его и воля, но вся Его мудрость. Он творит все, что может совершить Его мудрость, которая всегда поступает праведно, так что Бог совершает все для Себя и для славы Своей. "Он повелел всем вещам совершаться ради Себя" (Притч.16.4 KJV). Кроме того, Он знает и соблюдает все обстоятельства действий, все вторичные причины, как они будут действовать, и все и всегда совершается в точном согласии с Его Божественной волей и благоволением. Это не просто Его воля, но Его разум и совет в их бесконечном взаимопонимании. Мы никогда не считаем человеческую предусмотрительность вседостаточной, но все дела Божии совершаются по Его мудрости и совету. Мудрейшие из людей часто терпят крах в своих замыслах и ухищрениях, но Бог никогда не терпит крах из-за недостатка мудрости в чем-либо. Вся мудрость людей и ангелов - от Него. Пророк Исайя говорит о человеческой мудрости в пахоте, сеянии и жатве: "Это не мудрость, что исходит от Господа Саваофа", ибо Он "дивен в совете и делах Своих" (Ис.28.24,29 KJV). Как Своей премудростью Он сотворил мир, так Он правит им, как кораблем, по совету воли Своей.  

Использование 1. Для научения. Если Бог совершает все по изволению воли Своей, то знайте, что цели Божьи для святых так или иначе превосходят обманы сатаны. Если сатана не мог войти в стадо свиней без разрешения Христа, конечно, он не может просто так мешать святым. Он должен был спросить у Бога разрешения коснуться хотя бы волос на голове Иова; и очень важно заметить, что сатана обычно в наибольшей мере нападает на самых святых людей, на тех, кто приносит больше всего славы Богу, ибо он не хочет этого; это главный замысел сатаны во всех ваших искушениях, а души тех, кто подчинен ему, он разрушает до конца. Дьявол нападает не столько на слабых, сколько на самых сильных святых, и, следовательно, будет плохим вывод, что вы не можете быть чадом Божиим, если подвергаетесь искушениям, ибо это скорее значит, что вы один из драгоценных камней избрания Божия. Давид был назван "мужем по сердцу Божию", хотя на него часто набрасывался лукавый. Иова Сам Бог назвал непорочным, но никто сильнее не пострадал от змия, чем он. Сатана желал иметь Петра в своей власти, чтобы просеять его как пшеницу, хотя он был тем, о ком Христос сказал: созижду Церковь Мою, на его вере в Него как Сына Божия. И апостол Павел, который был для Христа избранным сосудом, имел жало в плоть и ангела сатаны, который удручал его. Одним словом, наш драгоценный и безгрешный Спаситель прошел через сатанинский мир не без искушений, и притом наихудших, ибо сам искуситель искушал Его поклониться ему. Отсюда мы можем не удивляться тому, что мы иногда слышим, как самые лучшие и сильные святые скорбят в искушениях, потому что сатана наиболее сильно нападает на них, зная, что они являются главными врагами его царства тьмы, и наиболее способны прославить Бога и возрастить Царство Христово. Кроме того, он знает, что для него лучше опозорить Бога падением одного выдающегося святого, чем многих слабых, и поэтому на сильных он расточает большинство своих соблазнов. И если святые сильны и побеждают в искушениях, они не имеют дело с сатаной, представляя ему свои обязанности или дела, или их собственную святость и праведность, потому что сатана найдет изъян в лучших наших делах, но они непрестанно борются с ним и побеждают его Кровью Агнца и правдой Его, и знают, что грешник лишь опирается на праведность Христа, и у него нет ничего своего; и именно это слишком тяжело для сатаны. О, являешься ли ты одним из тех, кто пришел от великой скорби и искушения, и омыты ли одежды твои Кровью Агнца?

Использование 2. Для назидания. Совершает ли Бог все по изволению воли Своей? Если да, то мы заключаем, что Он является Самосущим и в Своих делах никак не зависит от воли другого. Возрождение - это не воля человека, но рождение от Бога (Иоан.1.13), то есть по свободной благодати Божией и Божественной силой, так же как ребенок не может родиться сам или даже захотеть этого, он полностью зависит от воли других. Бог не зависит ни от кого в Своем бытии, мудрости, силе, власти совершать что-либо, ибо Он совершает все по изволению воли Своей. Даже дело освящения является плодом и следствием вечного совета и воли Божией, а не влиянием человека, ибо Бог и здесь не зависит от воли твари. Когда Он говорит о новом сердце, Он не говорит, что захочет дать его, когда тварь будет готова, но говорит как Царь: "Я возьму у них сердце каменное, и дам им сердце плотяное, и вложу в них Дух Мой и заставлю их ходить в заповедях Моих" (Иез.36.26-27). Он не ждет движения воли твари, когда она будет готова к тому, но Он сделает ее готовой, совершая все по изволению воли Своей. Значит, возрождение наиболее наглядно являет волю Божию, как не зависящую от воли твари. Здесь вообще нет ни воли твари, ни ее действия, потому что Божественное семя и принцип благодати вкладываются там, где их никогда не было прежде, так что в возрождении человек полностью пассивен, и в то, что он становится новым творением, он может внести свой вклад не больше, чем в то, что он вообще сотворен, ибо дело его создания - это продукт вечной Божией воли, а не твари. "По Своей воле родил Он нас" (Иак.1.17 KJV), а не по воле твари, которая никак не определяет Бога. Божия воля не будет ждать движения воли твари, прежде чем определиться в ней, но Он совершает в твари все по изволению воли Своей. Бог действует во времени в зависимости от Своих целей, а не от человеческих, на пути спасения, которое "не от желающего и подвизающегося, но от Бога милующего" (Рим.9.16). Это цель милосердного Бога, а не воля твари, и будь то сосуды славы или сосуды гнева, воля человека никак не может помешать определениям Бога, потому что Он совершает все по изволению воли Своей, и производит в нас хотение и действие по Своему благоволению, а не человеческому (Фил.2.13). 

Использование 3. Для выводов. 1) Если Бог совершает все по изволению воли Своей, то мы выводим отсюда, что Он неотразим в Своей воле, ибо Он на самом деле творит то, что пожелает. В этом смысле мы говорим с апостолом: "Кто воспротивится воле Его?" (Рим.9.19), то есть Его действенной и определяющей воле; Божия упорядочивающая воля может быть отклонена, как фарисеи отвергли волю Божию о себе, не крестившись крещением от Иоанна (Лк.7.30), и многие евреи противились Духу в учении апостолов (Деян.7.45), а лжепророки времен Иеремии, как сказано, "не стояли в совете Господа" (Иер.23.22). Таким образом, мы можем понять, что имеет в виду пророк Исайя, говоря: "Что Бог мог бы сделать больше, чем Он сделал?" (Ис.5), то есть он имеет в виду Его явную волю и внешние средства, но не внутреннюю благодать, ибо в этом отношении Он мог сделать больше, но во внешних вещах мог ли Он сделать больше? "Он дал закон Иакову, и уставы Израилю, Он не сделал этого любому другому народу" (Пс.147.19-20). Израилю было вверено слово Божие (Рим.3.1-2), и ни одна страна и народ не получили так много в этом отношении (Втор.4.7). Но хотя упорядочивающей воле Божией можно оказать сопротивление, Его воля как таковая всегда имеет решимость сделать то или это. В этом смысле "Он тверд, и кто отклонит Его?" (Иов 23.13). Совет Господа всегда в силе, и хотя "много замыслов в сердце человека, состоится лишь определенное Господом" (Притч.19.21). Божия воля есть и Его сила, и Он совершает все по Своему благоволению (Ис.46.10). Мы столь же можем остановить приливы и отливы вод или изменить путь солнца, сколь заменить или изменить всеопределяющую волю Бога. Изменит ли Сам Бог Свою волю, если она вошла в действие? Хотя у людей могут быть на сердце многие сильные препятствия против воли Бога, Его природы и дел, но если совет Его воли есть, он состоится, и никто не воспретит Ему, ибо Он совершает все по изволению воли Своей.   

2) Если Бог совершает все по изволению воли Своей, то мы заключаем, что Он должен быть всемогущим, ибо Он всегда совершает то, что намеревается сделать. Он пожелал сотворить мир, и не будь Он всемогущим, Он никогда не сотворил бы все из ничего, просто сказав "да будет так" (Быт.1.3). Он должен быть Всемогущим, ибо Он желает того, чего никто, кроме руки Всемогущего, не может исполнить. Он пожелал воскресить Христа из мертвых, и сделал это, для этого нужно всемогущество, ибо кроме Бога, никто не может воскрешать мертвых. Он излил спасительную веру в души ефесян, и дал им познание богатства и славы наследия святых, и апостол говорит, что не меньшая власть может осуществить это, чем та, что воскресила Христа из мертвых; он называет ее властью, великой державой, могущественной силой, "безмерным величием могущества Его в них, кто верит по действию державной силы Его, которою Он действовал во Христе, воскресив Его из мертвых". Той же могучей силой святые введены в благодать, так что они соблюдаются через веру Божию ко спасению (1 Пет.1.5). Это было учением и опытом апостола Петра, для которого Бог в состоянии соблюсти нас от падения Своим всемогуществом, и в Своих целях "совершает все по изволению воли Своей". Цель и желание свергнуть мистический Вавилон (Откр.20.6) не могли бы исполниться, если бы Бог не был всемогущ и не царствовал над ним. Его всемогущество действует в новом творении так же, как и в первом. Оно принесло свет во тьму мира, и оно же приносит Божественный свет во тьму сердца. Может ли что меньшее, чем всемогущество, оживотворить мертвое тело во тьме могилы? Но это дело меньшее, чем оживить душу, мертвую по преступлениям и грехам, и потому ефесяне были оживотворены по совету воли Его (Еф.1.1-2).  

3) Если Бог совершает все по совету воли Своей, то это значит, что Его предведение есть предвидение, и все, что Он предвидит, сбудется, ибо это совершается по совету воли Его и Он предвидит все: "Пред Богом все дела Его от начала мира" (Деян.15.18 KJV). Если же не может случиться ничего, кроме того что Он определил, то Он по необходимости должен знать заранее все, чему надлежит произойти. Это непередаваемое достояние Божественной сущности. Когда Господь намерен унизить ложных богов, Он спрашивает их поклонников: как они могут возвестить грядущее? "Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго пред тем, чтобы можно было сказать, что это правда?" (Ис.41.26). Истинный Бог "возвещает от начала то, что будет в конце" (Ис.46.10), ибо Он знает заранее все, чему надлежит произойти. И хотя Он не приказывал греху быть в мире, ибо это противоречит Его природе, но Он постановил допустить его, зная, как добиться из этого той славы Себе, которой никогда не было бы, если бы Он никогда не допустил грех.  Теперь, если Бог все знал заранее, то Он не может быть разочарован ни в чем, как человек, который не знает, что будет на следующий день (Притч.27.1); поэтому, когда Писание говорит: "Бог посмотрел на виноград, и вот, дикий виноград" (Ис.5.2), это не следует понимать так, что Бог может быть разочарован, как человек, который ищет одно, а происходит другое, чего он не предусмотрел. Но это написано так, чтобы показать, чего Бог может обоснованно ожидать от людей с учетом средств благодати, которые были даны Им. Несовместимо с самой природой Иеговы, чтобы Он был разочарован в Своих ожиданиях, как человек, и чтобы Он, возвещающий от начала то, что будет в конце, и безошибочно знающий наперед, кто будет спасен, а кто нет, допустил бы, чтобы многие тысячи и миллионы людей, несмотря на все предоставленные им средства, погибли. Тем не менее пусть нам не говорят: тогда зачем Бог создал человека? О, подумайте над этим! "Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"  Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?  Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе!" (Рим.9.19-24). Бог предвидел недостатки избранных, которые, как говорит Петр, избраны в соответствии с предвидением Его" (1 Пет.1.1-2), однако это не помешало им быть подготовленными Высшим судом к славе. Если все вещи во времени происходят в соответствии с Его вечной волей, то Он предвидит все обстоятельства, вытекающие из знания Им Своей воле, так что Он творит во времени все, что по Своей воле замыслил в вечности.

4) Если Бог действует в мире и в Церкви полностью по Своей собственной воле, то мы заключаем, что Он беспределен, и Его присутствие безгранично. Он должен быть вездесущ, если Он действует повсюду, и нет ничего более ясного, чем это. Он наполняет Своим присутствием небо и землю (Иер.23.23-24). Он пребывает в этом мире на путях Своего провидения, на небесах в Своей славе и в аду в Своей власти и правосудии; Бог есть на каждом месте и абсолютно везде, и не так, что часть Его в одном месте, а часть в другом. Бог не таков, как цари земные, которые могут быть лишь в одном месте телесно, и правят через представителей, ибо Он лично присутствует повсюду (Пс.139.7-9)., и как Он еще может содействовать ко благу во всем тем, кто любит Его, и совершать все по изволению воли Своей? Тот, Кто имеет бесконечное Бытие, должен обладать бесконечным присутствием, потому что Он обещал присутствовать в Своей Церкви до конца мира, и Он должен быть с ней во всех его уголках, иначе не было бы добрым слово Его. Божья сила есть везде, где есть Он Сам; Он и все Его атрибуты едины, и недостаточно сказать, что Бог знает все вещи в мире, как мы, взобравшись на высокую гору, можем видеть все, что под нами, но Бог везде присутствует лично, как говорит Давид: "Куда пойду от присутствия Твоего?". Бог есть везде, и нигде не исключительно; потому Давид взывает к Богу от концов земли (Пс.61.2), зная, что если Бог совершает все по совету воли Своей, Он ответит на молитвы, соответствующие Его цели.

5) Если Бог совершает все по совету воли Своей, то мы заключаем, что все вещи, которые считаются случайными, есть продукт совета Его воли, и такие вещи можно назвать случайными только с точки зрения вторичных причин, но не в порядке первой причины, в котором их совершает Бог. Человек может рубить дерево и ранить соседа топором не намеренно, но Писание говорит, что "Бог предал его в его руки" (Втор.19.5, ср. Исх.21.12-13). Что касается времен и сроков нашей жизни, то все они определяются Божьими указами, все дни наши сосчитаны Богом и им назначены пределы, как говорит Иов (Иов 14.5). Езекии было добавлено пятнадцать лет, но это тоже было по указу Божию. "Коварные не доживают и до половины своих лет", но и их дни установлены Божьим указом. Евреи, хотя имели большую злобу против Христа, не могли убить Его, пока не пришло время. Дождь и засуха, плодородие и бесплодие, богатство и бедность, здоровье и болезнь, процветание и невзгоды, жизнь и смерть приходят не случайно, но по совету воли Божией. Божественное провидение простирается на всех людей, вещи, места и времена; Иов знал это и узрел Бога в потере своего имущества и детей (Иов 1.20-21). Бог мог использовать халдеев как инструмент, но они были лишь вторичной причиной. Сам Давид немел, видя это. Божий промысел объемлет льва и единорога, кита и ворона, град и снег, как Бог говорит Иову (Иов 38.38-41). Воробей или волос не упадет без Него, и если наши волосы все сочтены и воробей не умрет без воли Божией, тем более ребенок или муж. Все то, что случайно для нас, находится в распоряжении Бога по Его бесконечной премудрости; к нам попадают многие вещи, о которых мы никогда не мечтали, но не бывает ничего, о чем Бог не знал бы заранее, и все, что Он может использовать в качестве вторичных причин, объемлется волей первой Причины. Продажа Иосифа в Египет, проклятие Давида Семеем, дела Ахава, хоть он и стрелял наугад, были расположены Богом, определившим смертельную рану. Правители и цари подчиняются Богу, совершающему все по Своей воле; "не от востока и не от запада, и не от пустыни возвышения, но Бог есть Судия, одного унижает, а другого возносит" (Пс.75.6-7). Те, кто недовольны общим и частным провидением, находят себе отличные поводы потому, что они не замечают перст Божий, и ссорятся со вторичными причинами, не считая, что Бог творит все по совету воли Своей.

Вот еще некоторые соображения, которые могут утешить нас в любых стеснениях и испытаниях, и привить терпение и радостное исполнение воли Божией.   

Во-первых, рассмотрим: кто может управлять миром лучше, чем Тот, Кто его создал? Кто может распоряжаться творением лучше, чем Тот, Кто дал им бытие? Кто может содержать творение в порядке лучше, чем его Творец? Неужели судьи и правители правят не


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.