Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах

2020-08-21 247
Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах

У детей и взрослых.

Школьное посредничество.

 

Школьные посредники — это ученики, обу­ченные проведению обсуждений между спорящими учениками или группами с це­лью поисков решения. Их цель — создать спорящим сторонам возможность продук­тивнее общаться и лучше понять друг дру­га, что нередко позволяет найти взаимо­приемлемое решение конфликта.

Ценные навыки регулировании конфликтов, приоб­ретенные в самой раннем возрасте, пригодности ученика" на протяжении всей жизниВ последнее время в западной практике увеличивается число работ, посвящен­ных обучению школьников навыкам медиаторской деятельности, а так называемое «школьное посредничество» становится важным явлением школьной жизни.

Специалисты соревнуются между собой в указании на позитивные эффекты обучения школьников навыкам посреднической деятельности и внедрения посред­нической практики в школьную жизнь.

Д. и Р. Джонсоны указывают на три обстоятельства, являющиеся, по их мне­нию, важными аргументами в пользу необходимости обучения учащихся конструк­тивному управлению конфликтами.

Это, прежде всего, интересы самих школ, свя­занные с обеспечением благоприятной и миро­любивой атмосферы получения образования.

Во-вторых, возможность использовать потенциал конфликта для поддержки внимания, усиления мотивации к учебе, возбуждения интеллектуаль­ного любопытства, улучшения качества работы и развития творческого подхода в решении про­блем.

Третье — это подготовка будущих поколе­ний к конструктивному управлению конфликта­ми в собственной жизни, карьере, семье, обществе, национальных и международных ситуациях.

Чем раньше учащиеся научаются конструктивному управлению конфликтами и чем дольше продолжается их тре­нинг, тем более вероятно упрочение и дальнейшее использование ими процедур и навыков разрешения конфликтов. В идеале, по мнению авторов, учащиеся должны обучаться способам разрешения конфликтов в начальной, средней и старшей шко­лах.

 

Д. Шапиро указывает на следующие позитивные функции школьного посредни­чества:

1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов. Уладить кон­фликт ученикам помогают их сверстники, тогда как обычно они используют только три возможности: обратиться к администрации школы, драться или избежать спорной ситуации.

2. Конфликт превращается в положительный, созидательный процесс. По­средничество открывает возможность сотрудничества, разрешения конфлик­та на основании удовлетворения взаимных интересов, а не по принципу «вы­игрыша-проигрыша».

3. Улучшаются взаимоотношения. Ослабляются враждебность и напряжен­ность, присущие конфликтам, в целом улучшаются отношения между учени­ками и общая атмосфера в школе.

4. Дисциплина становится менее обременительной. Внедрение посредниче­ства в школьную жизнь улучшает дисциплину, уменьшается количество ис­ключений учащихся и их отстранений от занятий.

5. Ученики учатся не только разрешать конфликты. В процессе овладения посредничеством приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения.

6. Поощряется приверженность демократическим идеалам. Участие в по­среднической деятельности развивает чувство ответственности за свой вы­
бор и решения, а также усиливает чувство личной значимости.

 

Сказанное можно аргументировать и эмпирическими данными. Исследования по эффективности программ обучения медиаторству, проводившиеся в период от нескольких месяцев до двух лет в разных типах учебных заведений от начальных школ до колледжей, показали, что 85-95% конфликтов, в которых медиаторами выступали сверстники, имели своим результатом продолжающиеся и стабильные соглашения. Обучение по программам медиаторства уменьшило число обращении по поводу конфликтов к педагогам и администрации и привило учащимся навыки ведения переговоров и медиации, которые использовались ими и за пределами учеб­ного заведения. Джонсоны приводят пример высказывания учительницы о том, что до обучения учащиеся рассматривали конфликт как борьбу, в которой либо выигры­ваешь, либо проигрываешь, и чтобы избежать этой неприятной ситуации, они пере­кладывали ответственность на учителя. Шапиро указыва­ет, что по результатам проведенных в США исследований внедрение посредниче­ства в школьную практику уменьшило число пропусков школьных занятий, случаев хулиганства и отстранения от занятий. В школах, где действовала программа по­средничества, учащиеся становились более терпимыми по отношению к другим людям, культурам и этническим группам.

 

Для обеспечения обучения посредничеству, по мнению Джонсонов, необходи­мы три условия: кооперативное обучение, учебные дискуссии и медиация.

1) Кооперативное обучение создает контекст, в котором конфликты могут ре­шаться конструктивно. Мало смысла в обучении учащихся конструктивному управлению конфликтами, если школа ставит их в условия соперничества и ориентации на собственный выигрыш за счет другого. Кооперативный кон­ текст создается, прежде всего, организацией учебных ситуаций как коопера­тивных. Как отмечают авторы, за последние 99 лет разными исследователями в разных областях было выполнено более 550 экспериментальных и 100 корре­ляционных исследований с субъектами разного возраста. Общие результаты исследований сводятся к следующему. Кооперативное обучение по сравне­нию с соревновательным и индивидуальным обучением обеспечивает боль­шие усилия, направленные на достижение (включая результативность, за­крепление учебного материала, более высокий уровень развития и использо­вания аргументации, внутреннюю мотивацию, мотивацию достижения и т. д.), более позитивные отношения между учащимися (включая учебную и лич­ную поддержку, а также симпатию по отношению к учащимся, которые отли­чаются по этническим признакам, тендерным характеристикам, культуре и достижениям) и лучшее психологическое приспособление (включая психо­логическое здоровье, самооценку и социальную компетентность). Каждый из этих эффектов кооперативного обучения оказывает влияние на остальные. Установление кооперативного контекста позволяет проводить прямое обуче­ние процедурам и навыкам конструктивного управления конфликтами.

2) Учебные дискуссии имеют свои преимущества: в них сочетаются кооперативность и конфликт, поскольку сама по себе кооперативность еще не обес­печивает высокого результата. Авторы отмечают различия учебных дискус­сий (полемики) и простого индивидуального обучения (каждый сам незави­симо готовит свой материал), дебатов (учащиеся представляют разные точки зрения, и судья определяет, чья позиция лучше) и поиска соглашения (кото­рый, как считают авторы, может вести к феномену «группового мышления), поскольку участники начинают ограничивать дискуссию, чтобы избежать разногласий и побыстрее достичь согласия). Для организации учебной дис­куссии учащимся предлагается тема, они делятся на пары и готовят аргумен­тацию для защиты противоположных позиций.

Джонсоны рассматривают процесс полемики как состоящий из пяти основных стадий:

· организация информации и подготовка сообщения;

· представление и защита своей позиции;

· возникновение концептуального конфликта вследствие столкновения с противоположной, защищаемой и аргументируемой позицией;

· поиск дополнительной информации и изучение вопроса с обеих позиций одновременно;

· синтез обеих позиций на основе реконцептуализации, интегрирующей
обе перспективы.

 

Благодаря этой практике конструктивного разрешения интеллектуальных конфликтов учащиеся приобретают позитивный опыт, необходимый для эф­фективного разрешения конфликтов интересов с их сверстниками.

3) Программы медиации, по мнению авторов, являются лучшим способом на­учить учащихся вести переговоры по достижению соглашений и быть посред­ника-ми в конфликтах других. Любая переговорная процедура предполагает определение конфликта, обмен позициями и предложениями, рассмотрение ситуации с обеих точек зрения, поиск взаимоудовлетворяющих вариантов и достижение разумного «оглашения.

 

Джонсоны операционализируют этот процесс в следующем алгоритме:

1. Сообщите о своих желаниях («Я хочу сейчас получить эту книгу»).

2. Сообщите о своих чувствах («Я переживаю»).

3. Сообщите о причинах своих желаний и переживаний («Ты уже пользуешься этой книгой весь последний час. Если я сейчас не получу эту книгу, я не ус­пею подготовить доклад. Я переживаю, что жду так долго»).

4. Обобщите ваше понимание того, что хочет и что чувствует другой, и причи­ны, лежащие в их основе («Я понимаю, что ты...»).

5. Найдите три альтернативы разрешения конфликта.

6. Выберите одну и пожмите руки.

 

Для обучения процедуре медиаторства предлагается использование следующих шагов:

Прекращение враждебности:

Остановите враждебные столкновения и охладите участников.

2. Обеспечение включения участников в процесс медиаторства:

Чтобы обеспечить вовлечение участников в процесс медиации и их готовность к
добровольным переговорам, медиатор представляет процесс медиации и вво­дит основные правила. Прежде всего, медиатор представляет себя. Далее ме­диатор спрашивает участников, хотят ли они решить проблему, и не продол­жает, пока они не говорят «да».

Затем медиатор объясняет:

а) «Медиаторство — это добровольная процедура. Моя роль состоит в том, чтобы помочь вам найти решение вашего конфликта, приемлемое для вас обоих»;

б) «Я нейтрален. Я не принимаю чью-то сторону и не пытаюсь решить, кто из вас прав, а кто нет»;

в) «Каждый будет иметь возможность сказать о своих взглядах на конфликт, и его не будут останавливать или перебивать»;

г) «Правила, которые вы должны принять, следующие:

1) согласиться ре­шать проблему,

2) не называть имен,

3) не перебивать,

4) быть столь чест­ным, сколь это возможно,

5) если вы согласны с решением, вы должны придерживаться его (делать то, с чем вы согласились);

6) все, что гово­рится в процессе медиаторства, является конфиденциальным (и вы, и ме­диатор не будут говорить о том, что обсуждалось).

 

Формализуйте соглашение:

Соглашение должно быть подтверждено контрактом. Диспутанты должны согласиться выполнять принятое ими окончательное решение, и медиатор становится «хранителем контракта».

Программа обучения навыкам медиаторства внедряется в повседневную жизнь школы. Каждый день два ученика в классе назначаются учителем официальным медиаторами. Если ученики не могут сами справиться с конфликтом, они могут обратиться к медиаторам, которые носят официальные рубашки, обходят игровые площадки и столовые и готовы к участию в любых возникающих конфликтах. Вес ученики класса по очереди выполняют эти функции в равном объеме. Дважды в неделю проводятся уроки для совершенствования навыков медиаторства.

Программа Д. Шапиро для учителей, планирующих обучение учащихся посредничеству, включает в себя занятия, помогающие ученикам лучше понять самих себя других людей, причины возникающих разногласий, научиться общаться между собой и преодолевать конфликтные ситуации. Дискуссии перемежаются с упражнениями играми, выполнением письменных заданий и т. д. Собственно обучению школьном посредничеству посвящена вторая часть программы. Разнообразные задания, игры разыгрывание ситуаций, выполнение упражнений, разрешение конфликта между героями сказок и т. д. приводят к тому, что за десять занятий учащиеся последовательно проходят через стадии постепенного овладения навыками посреднической деятельности и становятся настоящими школьными посредниками по разрешению конфликтов. Описание этапов школьного посредничества, приводимое Шапиро, в целом соответствует программе работы обычного медиатора (Шапиро, 1997).

 


 

В консультировании.

Медиативный подход показан в работе с семьями, которые испытывают психологические трудности, связанные с культурными, этническими, мировоззренческими различиями между членами семьи, что может сказываться на таких банальных вопросах, как ведение совместного быта. Воспитание детей, распоряжение семейным бюджетом (основной вопрос - как им распорядиться, чтобы всем было хорошо), вынужденный переезд, связанный со сменой места работы одного из партнеров – вот далеко не полный спектр ситуаций, способных вызвать разногласия и психологический дискомфорт в семье. Когда члены семьи в одинаковой степени, с одной стороны, ориентированы на собственные интересы и потребности, а с другой – на успешное партнерство в будущем и сохранение своей репутации, это показание для применения медиативного подхода в психологической работе с семьей. В зону медиативного подхода попадают случаи (мы не будем подробно на них останавливаться), когда у сторон есть сильное намерение обратиться в суд, но правовое решение вопроса не способно деэскалировать конфликт по причине того, что затронуты слишком противоречивые интересы.

Сейчас самое время перечислить те принципы, которыми руководствуется медиатор, чтобы обеспечить участникам процесса, пусть и временно, пространство с минимальным искажением реальности. Психолог, применяющий медиативный подход, является носителем этих принципов и предлагает сторонам придерживаться их.

Прежде всего, мы говорим о добровольности.

Принудительная медиация – это оксюморон, своего рода. Мы предполагаем, что отсутствует принуждение сторон на всех этапах, следующих за предварительной встречей. То есть, получив информацию о том, что будет происходить на сессиях, участники могут отказаться от участия, либо в любой момент прекратить его, как и медиатор, если посчитает, что применение данного подхода более неуместно. Такое может произойти по причине систематического несоблюдения или обесценивания сторонами принципов медиации, или, если медиатор поймет, что не может со своей стороны гарантировать соблюдение принципов, например, принципа беспристрастности, о котором пойдет речь далее.

Принцип беспристрастности предполагает, что медиатор устойчив к влиянию сторон, сохраняет нейтралитет, безоценочность. В данном случае «проработанность» психолога приобретает особое значение.

Медиатор обеспечивает равноправие и равенство сторон, то есть обеспечивает баланс сил, статусов в ходе работы.

Фундаментальный принцип медиативного подхода – принцип ответственности, который главным образом заключается в делегировании полномочий по принятию и исполнению решений сторонам - «собственникам конфликта».

Принцип открытости и прозрачности предполагает, что все неясные вопросы должны и могут быть прояснены всеми участниками на любом этапе работы. Соблюдение этого принципа позволяет значительно снизить тревогу участников и, в конечном итоге, позволяет им сблизиться. Иными словами, в медиации нет ничего само собой разумеющегося! В свою очередь, соблюдение этого принципа обеспечивается соблюдением принципа конфиденциальности.

Принцип сотрудничества предполагает возможность создания сторонами рабочего альянса, на условиях принятия и взаимного уважения. Взаимное принятие и уважение, прежде всего, предусматривают воздержание от оскорблений друг друга, готовность выслушивать и принимать. Это не означает, что стороны не должны испытывать негативные эмоции, интенсивность которых может возрастать и достигать пиковых отметок в ходе работы. Медиатор берет на себя право (и озвучивает это), что, когда эмоциональный фон начинает угрожать конструктивному течению процесса, он будет обращать на это внимание участников.

Это тот набор базовых принципов, соблюдение которых обеспечивает значительную долю успеха. Об этом также лучше сообщить участникам.

В заключении хочется сказать, что данный подход удобен в формате краткосрочной работы. Если мы говорим о применении медиативного подхода в консультировании, в среднем, работа с семьей может занять от 1-ой до 2-х сессий по 3-4 часа каждая. Не совсем привычный формат для консультирования. По процедуре важно на первой сессии сформулировать темы, чтобы на следующей встрече начать именно с этого. Может возникнуть вопрос, почему такой нетипичный для консультирования формат. Возвращаясь к началу своего доклада, еще раз скажу, что концепция посредничества не предполагает интервенций, характерных для терапевтического вмешательства или некоторых видов психологического консультирования. Медиативный подход ориентирован на получение сторонами опыта успешного совместного нахождения решения АКТУАЛЬНЫХ проблем здесь и сейчас, который стороны смогут «тиражировать» в дальнейшем.

В экономике.

Экономические и политические свободы в гражданском обществе предполагают наличие альтернативных методов разрешения споров. В теории закон должен быть справедлив – на практике это не всегда так. Государство не должно вмешиваться в гражданско-правовые споры, если они не затрагивают публично-правовые интересы. Обычным гражданам и частному бизнесу требуется не бюрократические судебные, а малобюджетные и быстрые процедуры решения споров.

Конституционное право россиян защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, большинством трактуется исключительно как право на использование государственной судебной и правоохранительной машины в решении любых спорных вопросов, включая личные обиды или дрязги соседей. Конфликтующие стороны должны понимать, что итогом изнурительных судебных тяжб всегда является навязанная чужая формальная воля подавления государства, оформленная судебным актом, в котором одна из сторон будет в проигрыше, а другая – совсем необязательно будет в выигрыше.

Примирительные процедуры должны предприниматься всегда и везде, в том числе и на стадии исполнительного производства. В рамках исполнительного производства часто возникают неразрешимые в стандартном порядке разногласия между сторонами относительно способов, размеров и методов исполнения судебных актов, наштампованных в последние годы. Данные статистики Службы судебных приставов России ужасают. На исполнении у судебных приставов-исполнителей сегодня находится 50,8 миллионов исполнительных производств, и их число растет в геометрической прогрессии каждый год, втягивая в конфликты все больше и больше граждан РФ.

Может ли медиация – способ урегулирования конфликтов при деятельном участии посредника остановить разрушительную лавину судебных исков. Естественно – может при условии, когда стороны конфликта не задались целью «уничтожить» друг друга, на годы завязнув в судах всех инстанций, или используют государственную систему подавления под «заказ» для устранения оппонентов, воровства чужого имущества, удовлетворения собственных непомерных амбиций.

Возможности медиатора востребованы в кредитно-финансовой сфере. Медиатор крайне необходим как должникам, так и кредиторам. Довольно часто в указанной сфере стороны не находят компромисса и все правоотношения сводятся исключительно к судебным разбирательствам. Противостояние сторон зачастую усугубляет и противозаконное вмешательство в ситуацию так называемых «коллекторов» - полукриминальных или криминальных структур.

Необходимостью правового регулирования деятельности по взысканию просроченной задолженности, увеличением объема деятельности по взысканию просроченной задолженности в масштабах финансового рынка и одновременным отсутствием мер дополнительной правой защиты участников этой деятельности, а также отсутствием норм, регулирующих указанную сферу отношений обусловлено опубликование Минэкономразвития России проекта федерального закона "О деятельности по взысканию просроченной задолженности".

При использовании сторонами медиации решение может охватывать множество аспектов, что не всегда встречается при судебном разбирательстве. Медиация эффективна в случаях, когда в жизни добросовестных должников возникают сложности, быстро не решаемые. В этих случаях работа с эмоциональным аспектом спора сторон, конфиденциальность которой гарантируется законом, может качественно улучшить ситуацию. К примеру, в ряде штатов США медиация стала обязательным досудебным способом урегулирования споров при просрочках выплат по ипотечным кредитам. Медиация была признана эффективной при разрешении споров банков с клиентами, находящимися в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Взаимные уступки являются отличительным признаком мирового соглашения. Их сущность состоит в том, что стороны, распоряжаясь своими материальными правами, взаимно отказываются от своих требований полностью или в части или видоизменяют их в меньшую сторону. Любая сторона спора может распоряжаться своими правами независимо от того, будут в последствии установлены они судом или нет. В процессуальном плане при заключении мирового соглашения происходит взаимный отказ от процессуального права на будущее вынесение судебного решения.

Термин «уступка» может предполагать уменьшение каких-либо требований или отказ от чего-либо: отказ стороны от своего права, распоряжение имуществом и имущественными правами, принятие дополнительной обязанности совершить какое-то действие или передать определенное имущество, изменение способа удовлетворения своих требований, уменьшение требований, видовое изменение требований и т.д.

Этапы реализации программы.

1.Разработка программы.

2.Создание тренинговой группы.

3.Адаптация студентов в группе.

4.Выяснение ожидания студентов от групповой работы.

5.Диагностика проблемы и определение путей для ее устранения.

6.Тренинговая работа, направленная на реализацию целей.

7.Подведение итогов работы.

Ожидаемые результаты

1. Создана доброжелательная атмосфера общения.

2. Сформирована на базе тренинговой группы референтная группа с приоритетом социально значимых ценностей, с преимущественно бесконфликтным поведением;

3. Выяснили ожидания студентам, их мотивации к учебной и профессиональной деятельности, их социальные потребности и психологических особенностей;

4. Организовали процесс самореализации и доброжелательной конструктивной обратной связи на принципах сотрудничества.

 


Содержание занятий

Занятие 1

Знакомство:

Участники представляются друг другу и руководителю т - группы

Принятие правил тренинга:

Умейте слушать друг друга

Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

 

Говорите по существу

Иногда обучающиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?"

Проявляйте уважение

Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.

4. Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)

Все участники должны собираться до установленного времени.

Конфиденциальность

То, что происходит на занятии, остается между участниками.

6.Правило "стоп"

Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".

Упражнение «Интервью»

Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

Цель упражнения:

ü развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки,

ü сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.

 

Инструкция:

"Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды 1 раз".

Усложнение:

ü сделать то же самое, но на время

ü "А быстрее можете?"

ü выполнить любым другим способом на время.

 

Ведущий предлагает всем участникам команды после завершения упражнения сесть в круг и выразить свое состояние на момент начала работы и ее окончания.

На что следует обратить внимание:

- выработка командной стратегии

- понимание идеи упражнения

- понимание других участников

- принятие решений

- изменения в поведении

- изменение на эмоциональном уровне и в степени участия каждого.

 

Вопросы ведущего должны быть нейтральными и оставлять свободу выбора, анализа и фантазии:

ü Что вы чувствовали?

ü Что изменилось в момент?..

ü Почему вы выбрали это решение?

 

Цель упражнения: отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.

Занятие 2

 

Упражнение «Приветствие»

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен и весел". Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве (см. упражнение "Представление") Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов.

По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

Цель упражнения:

ü формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;

ü создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

 

 

Упражнение «Диспут»

Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды.

С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации.

В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать поддакиванием и задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же одобрить доклад, если создалось впечатление полной ясности.

Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, "да, именно это я и имел в виду").

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания. Можно давать разъяснения типа, "Да, Вы меня поняли правильно'" легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников "диспута"

Цель упражнения: развитие умений и навыков активного слушания

 

3. Упражнение. Ролевая игра "Сглаживание конфликтов"

Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

ü Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

ü Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

ü Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

 

Занятие 3

1. Упражнение «Если бы..., я стал бы...»

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация.

К примеру:  "Если бы меня обсчитали в магазине...".

Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение.

К примеру: "... я стал бы требовать жалобную книгу".

Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

 

Упражнение «Контраргументы»

Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить.

Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.

Цель упражнения:

ü создание условий для самораскрытия;

ü умение вести полемику и контраргументацию.

Упражнение «Сигнал»

Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

Цель упражнения: разминка, улучшение атмосферы в группе.

 

Занятие 4

Упражнение «Позиция»

Участники образуют небольшие группы (группу) фразы:

"Я вижу тебя",

"Я хочу тебе сказать",

"Мне нравится в тебе".

Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.

Цель упражнения: рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.

Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах

У детей и взрослых.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.