Перспективы применения исламской экономической модели — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Перспективы применения исламской экономической модели

2020-08-20 147
Перспективы применения исламской экономической модели 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мировой финансовый кризис в очередной раз доказывает несостоятельность применения капиталистических методов реформирования экономик развивающихся стран с преимущественным мусульманским населением. Об этом свидетельствуют и последние события в Кыргызстане, когда реформирование объектов гидроэнергетики проходили с грубым нарушением как установленных государством закона КР «О стратегических объектах Кыргызской Республики» так и без учета аспектов этики и морали в экономике, мнения и согласия граждан. Таким образом государство полностью игнорировало менталитет и традиционный уклад экономической системы региона. Согласно последней статистике международного исследовательского центра Pew в Центрально-Азиатском регионе общее количество мусульман составляет 50,54 миллиона человек. В Казахстане живет 8,82 миллиона мусульман, или 56,4 процента от общей числа жителей страны. В Таджикистане проживает 5,84 миллиона мусульман, или 84,1 процента от общей численности населения. В Туркменистане - 4,75 миллиона мусульман, то есть 93,1 процента населения являются последователями Ислама.
  В Кыргызстане количество мусульман составляет 4,73 миллиона человек, или 86,3 процента от общей численности населения. Конечно, среди такого количества мусульман только мизерная часть имеет возможность пользоваться исламскими финансовыми услугами и в полной мере практиковать Ислам с точки зрения применения ее морально-нравственных постулатов в хозяйственно-производственной деятельности, торговых отношениях и бизнесе. Это обусловлено и низкой финансовой грамотностью населения, большими упущениями духовных лидеров стран региона, которые должны разъяснять о разрешенных Шариатом методах получения дохода, а также призывать к неприкосновенности и наказуемости нарушения прав частной собственности как по законам государства, так и по законам, установленным Аллахом в Священном Писании мусульман Коране. Таким образом возникает естественная потребность в подобного рода финансовых услугах как для мусульман так и для немусульман, бедных слоев населения, оказавшихся за чертой бедности. Но проблема нищеты, бедности и передела собственности в современном кыргызстанском обществе не заключается лишь в этом. Она имеет более глубокие исторические корни. Из истории Кыргызстана известно, что ведя кочевой образ жизни, коренное население так и не перешло к оседлому земледельческому типу ведения хозяйства. А значит и институт частной собственности имеет незакрепленный характер, То есть модель построения экономики соответствующая капиталистической системе не может быть применена на данном этапе, а может и вовсе не применима в данном регионе[4].

Право частной собственности вытекает из природы человека и связано с его стремлением к приобретению материальных благ и с инстинктом самосохранения. Однако природа этого права и его пределы претерпевали изменения на протяжении истории. Например, в определенные эпохи правом собственности обладало лишь племя – это была так называемая «общая» (или «общинная») собственность. В некоторых западных провинциях Канады и сегодня можно встретить религиозные секты, члены которых считают, что собственность должна быть «общей». В целом же с течением времени круг собственников менялся: появилась семейная, частная, общественная, муниципальная и государственная формы собственности.

Те или иные формы собственности могут преобладать в определенном обществе в зависимости от той идеологии, которой оно придерживается.

Многочисленные аяты Корана дают нам понять, что Владельцем (Собственником) всех вещей во Вселенной является их Создатель – Всевышний Аллах. В абсолютном смысле все, что есть в мире, принадлежит

Но это вовсе не означает отсутствия у людей каких-либо полномочий. Просто наша собственность на тот или иной предмет приобретает в таком свете особый характер. Человека можно считать в какой-то степени «доверительным управляющим» Бога на Земле.

Таким образом, Коран не отменяет права частной собственности. Для примера можно привести следующий аят: «Аллах принимает покаяние от Своих рабов и принимает милостыни» (9:104). Поскольку Бог «принимает милостыни», значит, у Его рабов есть то имущество, которое они могут пожертвовать[5].

Ислам предусматривает различные полномочия в отношении различных категорий объектов собственности. Есть такие вещи, которые принадлежат Богу и недоступны людям, например, планеты.

Есть также то, что принадлежит человечеству в целом, например, океаны – они не могут находиться в частной собственности. В каждой стране и в каждом обществе есть то, что принадлежит каждому гражданину, например, земли общего пользования. Существуют и такие предметы, которые могут находиться во владении одного определенного лица или группы лиц.

Вся собственность, которой владеют люди, связана с определенными правами и обязанностями. Исламский закон устанавливает в этом смысле некоторые ограничения. Главное же, что надо помнить – это то, что все, в конечном счете, принадлежит Богу, и мы должны распоряжаться своим имуществом в соответствии с Его заповедями.

Собственность считается законной, если она была приобретена дозволенными способами. Одним из них является личный труд человека, который может заключаться в работе по найму, занятии бизнесом, торговлей, в охоте или рыбной ловле. Однако Ислам признает и другие пути приобретения права собственности. Так, женщина, выходя замуж, получает свадебный дар от мужа (махр) и, кроме того, вправе рассчитывать на содержание. Ислам предусматривает и приобретение собственности по наследству. Малоимущие же могут получать закят, или садака (добровольную милостыню). Кроме того, в Исламе разрешено дарение, а также обмен товарами (выражаясь современным языком - бартер).

К незаконным способам приобретения собственности относятся воровство, вымогательство, присвоение общественных средств и другие действия, которые признаются преступлениями в любом современном обществе (например, завладение имуществом путем обмана – мошенничество, а также получение взятки).

Однако в Исламе к недопустимым способам приобретения денег и других ценностей относятся также взимание процентов по займам (риба или ростовщичество) и азартные игры. Незаконными считаются и средства, полученные недопустимым для мусульманина (мусульманки) способом: путем занятий проституцией, гаданиями, продажа алкоголя, наркотиков, свинины и т.п.

Поскольку институт частной собственности предполагает оседлый образ жизни. Можно сделать вывод, что именно оседлость должна быть основным двигателем и условием возникновения права частной собственности. Именно поэтому Ислам принес много положительного для кочевого народа кыргызов, с точки зрения перехода от кочевого образа жизни к земледельческому. Учитывая, что Ислам лишь после распада СССР стал официальной религией Кыргызстана, становится понятным почему институт частной собственности не столь укрепился в обществе, так как он не укрепился идеологически. Частная собственность на основе капиталистической модели экономики совершенно отторгается обществом, и в этом нет ни вины капитализма, ни народа Кыргызстана. Причина лишь в том, что формы собственности преобладают в определенном обществе зависимости от той идеологии, которой оно придерживается. Отсюда можно сделать вывод, что капиталистическая модель и форма не может быть силой навязана при всем желании многочисленных реформаторов-спасителей кыргызской экономики из Запада и политиков Кыргызстана. В связи с этим Кыргызстан должен выстраивать свою экономику в соответствии со своей идеологией и духовными ценностями, а не по указке западных доноров. А вот отсутствие такой идеологии как в политике так и в экономике, как показало обсуждение новой редакции Конституции КР ведет лишь к слепому копированию западных систем и стандартов государственного устройства, без учета национальной специфики и духовных ценностей общества. Для более широкого понимания сути проблемы, сделаем сравнительный анализ трех экономических систем, существующих в мире.

В соответствии с мнением ученых экономистов каждая экономическая система отвечает на следующие вопросы:

- Какие механизмы использовать для производства, распределения и потребления товаров и услуг в определенно взятом обществе.

- Как строятся отношения между участниками этой экономической системы, а также ее институтами

- Каким образом она решает вопрос истощаемости природных запасов и ресурсов (Что и как производить, в каком количестве, а также для кого производить?).
   Каждая мировая экономическая системы по разному отвечают на каждый из вышеназванных вопросов. У каждого свой подход для решения основных задач экономики. На сегодняшний день в мире существуют несколько типов или моделей экономических систем:

1. Командно-административная или социалистическая (марксистская) экономическая модель – предполагает практически полное отрицание частной собственности, существует лишь в ограниченном виде, в отличие от капитализма, где провозглашается тезис об абсолютизации частной собственности. Существует социальная направленность экономики, бесплатное образование, здравоохранение, надежная пенсионная система, плановый характер экономики. Однако касательно мотивации для производителей, в социалистической системе нет двигающей силы или стимула в виде получения и увеличения прибыли, как в капиталистичекой системе. Практически вся собственность и природные ресурсы принадлежат государству, которое отрицает рыночную экономику, контролируя все производство, включая частный сектор и малый бизнес. Пример: СССР, Китай, Куба[6].

2. Капиталистическая модель экономики – общеизвестно, что частная собственность и рынок существовали и до капитализма. Другое дело, что частная собственность и рынок получают наибольшее развитие при капитализме. Все участники рынка и производители в качестве стимула для производства принимают удовлетворение собственных интересов. Согласно научным выводам идеолога рыночной экономики капитализма Адама Смита (1725-1790), производители и предприниматели в капиталистической системе ставят своей целью лишь максимизацию своей прибыли, а покупатели и потребители лишь удовлетворение своих потребностей. О чем можно было убедиться на примере с приватизацией АО “Кыргызэлектро” и увеличением тарифов на электроэнергию в Кыргызстане. Частные предприятия делят всю собственность и природные ресурсы в государстве и все экономические решения принимаются самими участниками через свободный рынок. Роль государства в капитализме ограничивается лишь защитой частной собственности и созданием благоприятных условии для рыночной системы. Пример: США, страны ЕС, Южная Америка, некоторые страны Азии.

3. Смешанная модель экономики - Распространилась в таких странах как Швеция, Япония, где элементы капитализма смешаны с социалистической моделью. Здесь государство прилагает усилия по контролю за распределением природных ресурсов, главным образом контролируя ключевые отрасли, такие как транспорт, энергетика, коммуникации и здравоохранение. Но в то же время способствует увеличению роли частной собственности, предпринимательства и их роли при принятии решении на рынке[7].

4. Исламская экономическая модель – По мнению известного саудовского экономи-ста Мухаммада Умара Чапры, исламская экономика представляет собой отрасль знания, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения редких ресурсов в соответствии с исламским вероучением, не нарушая индивидуальных свобод и не создавая продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса.
Несмотря на некоторые формальные сходства, исламская экономика не тождественна капиталистической. Правильней сказать, что альтернативность исламской экономики не исключает наличие у нее общих черт не только с капиталистической, но и с социалистической экономикой. Необходимо подчеркнуть, что в исламской экономической модели преодолеваются недостатки капиталистической и социалистической систем хозяйствования. Это выражается, в частности, в том, что в исламской экономике найдена золотая середина между абсолютизацией частной собственности при капитализме и ее практически полным отрицанием при социализме советского образца. Конечно, нельзя считать, что тезис об абсолютизации собственности при капитализме по сравнению с отношением к ней в Исламе верен. Ведь в Исламе в отношениях между людьми право собственности охраняется не менее, а, пожалуй, более строго, чем на Западе. Например, за преступление, квалифицируемое как кража, по мусульманскому праву предусмотрено наказание в виде ампутации кисти руки. Если представить что исламский банк был учрежден в Советском Союзе, важные постулаты исламской экономики, такие как отрицание ростовщичества, социальная направленность и т.д. вполне вписывались бы в атеистическую командно-административную экономику. В исламской экономике человек имеет мотивацию работать и зарабатывать не потому, что ставит целью достижение материалистических по своей природе ценностей, а потому что он является доверительным управляющим, наместником Бога на земле. Частная собственность разрешена в Исламе, но на общественные богатства, такие как вода, огонь и пастбища она не распространяется.

Учитывая все вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что на современном этапе мнения относительно возможности применения Ислама в экономике разделились на две группы. В первой группе «консерваторов» существует мнение, что Коран- это лучшая конституция, лучший трактат политэкономии и что он сможет с успехом заменить для мусульман «Декларацию прав человека» и «Капитал». Ко второй группе «скептиков» можно отнести мнение тех, кто считает что Ислам и экономика – две абсолютно невзаимосвязанные вещи. Эту точку зрения разделяет премьер-министр Турции Р. Эрдоган, который не видит смысла в развитии Исламского общего рынка и исламской экономики в целом. Но считает, что основу экономического развития должны составлять гуманизм, информация и денежно-кредитная политика.

Конечно в Кыргызстане едва ли найдутся политики и люди готовые полностью перестроить экономику и ее функционирование по исламской модели, но необходимые шаги уже предпринимаются. Кыргызстану идеально подходит в долгосрочной перспективе реализация дуалистической модели развития финансовой и экономической сферы. Когда можно развивать традиционные и исламские финансовые институты в одном правовом поле, но при этом деятельность исламских финансовых институтов регулируется специальным законодательством. Пример: Бахрейн, Малайзия, Кыргызстан. К тому же Кыргызстан стратегически расположенный в центре Евразийского континента, обладая огромнейшими запасами золота, может в долгосрочной перспективе действительно стать региональным, возможно и мировым центром исламских финансов. Ведь никто не знает, как может измениться мировая денежно-кредитная политика через 20 лет. Учитывая, что американскому доллару, как резервной валюте действительно прогнозируют неминуемый крах. А рост мировых цен на золото лишь усиливают ее шансы заменить американский доллар в качестве резервной. Именно поэтому важно принять сегодня правильные шаги и меры по национализации золоторудной компании «Кумтор» в пользу государства с целью ввести в ближайшей перспективе полный государственный менеджмент этой компании, и ввести моратории на геологическую разведку и добычу ряда других месторождении на территории Кыргызстана. Ведь Аллах наделил народ Кыргызстана этими щедрыми богатствами и природными ресурсами не для того, чтобы они расточительно были распределены по западным компаниям. Каждый из граждан и в большей степени руководители государства будут нести ответственность, подотчетны и спрошены Всевышним в День Суда за то, как они расходовали и распределяли среди своего народа Его богатства, доверенные им на земле, недрах и море.

Таким образом, после трагических событии в апреле этого года перед Кыргызстаном стоит огромнейшего значения задача - выбора пути развития. За 18 лет независимости, к сожалению, были перепробованы всевозможные западные, в том числе и швейцарские и канадские и Комплексные основы экономического развития и всевозможные матрицы и теории, придуманные руководителями государства для элементарного обеспечения благосостояния 5 миллионного народа. Но никто из них не учитывал идеологию, национальную специфику общества и его духовные ценности. То же самое происходило и в политической сфере, изменяя Конституцию, ограничиваясь лишь решением кадровых вопросов, и занимаясь лишь привлечением иностранных инвесторов в кыргызстанскую экономику и увеличивая внешний долг, власть лишь отсрочивала приход неминуемого духовно-нравственного кризиса и упадка. Общеизвестно, что государство наравне с обеспечением экономической безопасности, должно также обеспечивать и духовно-нравственную безопасность или идеологическую. Эти научные категории неразрывно связаны между собой, так как благосостояние и благополучие человека состоят в первую очередь от духовных, а затем от материальных ценностей народа.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.