Специфика исламской экономики — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Специфика исламской экономики

2020-08-20 134
Специфика исламской экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Специфика исламской экономики заключается главным образом в том, что основы для ее осуществления и функционирования не могут идти вразрез с предписаниями Корана и Сунны пророка Мухаммада и полностью с ними согласуются.

Выделим основные отличительные черты исламской экономической модели от мировой:

- Исламская финансовая система имеет четкую социальную направленность с приоритетом морально-этических принципов. Исламская экономика рассматривается учеными и богословами мусульманского Востока со времен расцвета Халифата (Аль-Газали, Аль-Фараби, Ибн Таймийа) и понимается как часть общественного устройства, законы которого были определены божественным замыслом и переданы человечеству через цепочку пророков: Авраама, Моисея, Иисуса и в завершающем учении о мироздании пророка Мухаммада. В этом понимании исламская экономика имеет еще одно название - «таухидная экономика» (от араб. «таухид»-единобожие). Социальная ориентация предполагает основную цель развития экономики - обеспечение социальной справедливости при распределении результатов хозяйственной деятельности. Средством для достижения этой цели являются развитие экономики и хозяйственный рост. Наряду с этим, теологи и экономисты подчеркивают особую роль исламской этики и присущую ей способность ограждать хозяйственную деятельность от злоупотреблений и беззаконий. Все экономические категории, такие как: деньги, капитал, прибыль, богатство, производство, рассматриваются сквозь призму моральных норм и ценностных ориентиров ислама.

- Справедливость является приоритетной целью экономической деятельности. В исламском понимании это не только моральная категория, но и адекватная экономическая категория. Она не тождественна западному эгалитаризму, социальному устройству общества, где все имеют равные условия, (level playing field), принятого в западной модели, поскольку в шариатском контексте носит характер всеобъемлющего морального императива».

- Все виды отношений (в том числе и экономических) между людьми с точки зрения исламского права рассматриваются как договор или контракт, под которыми подразумевается наличие прав и обязательств сторон в различного вида отношениях с приоритетом установлений Шариата.

- Важная роль концепции «наместничества», в соответствии с которой владелец какого-либо имеющего рыночную стоимость и общественную ценность ресурса является не собственником, а поверенным истинного владельца - Аллаха. «Предполагается, таким образом, что чем больше богатства/ресурса имеется в распоряжении конкретного лица, тем выше его ответственность как уполномоченного Всевышнего, в том числе за обеспечение роста благосостояния как своего, так и общества в целом».

Важный аспект состоит в том, что доверенный человеку ресурс не должен бездействовать и превращаться в накопительство денежных средств. Для борьбы с этим еще во времена пророка Мухаммада был применен сугубо экономический механизм - неработающие активы облагались специальным налогом в пользу бедных, который по-арабски называется «закят».

    Стоит отметить, что в западной/мировой экономической системе все вышеперечисленные элементы, понимаемые как «гарар», разрешены и повсеместно используются без каких либо ограничений. Данное явление объясняется духом авантюризма, присущим западной экономической традиции. Однако шариат отнюдь не отрицает риск, а, напротив, риск поощряется в том смысле, что обе стороны, вступая в экономические отношения, осознают возможные потери и не претендуют на их возмещение за счет друг друга. Вместе с тем, шариатом запрещается бессмысленный риск, следовательно, «гарар» интерпретируется как неоправданный риск, т.к. невозможно с наибольшей вероятностью просчитать возможные потери.

- Еще одно понятие, связанное с «гараром» - «мейсир». Запрещение азартных игр в исламской экономической модели сводится к двум основным пониманиям:

1. Получение дохода, возникающего в результате стечения обстоятельств. Такой доход является запрещаемым, так как его получение не связано с производством и использованием труда. Примером может служить игра в казино.

2. Глобальное понимание «мейсира» как одной из отличительных черт современной капиталистической экономики. По мнению Журавлева А.Ю., «мейсир» понимается как трансграничные миграции колоссальных денежных потоков с целью собственного расширенного воспроизводства денежных средств без производства реального богатства, материального и нематериального. Азиатский кризис 1997-1998г. ярко продемонстрировал негативное влияние на мировую экономику. Наиболее успешный игрок на биржевых рынках Дж. Сорос признал паразитирующую роль валютных рынков: «Я сделал состояние на мировых финансовых рынках и, тем не менее сегодня опасаюсь, что бесконтрольный капитализм и распространение рыночных ценностей на все сферы жизни ставят под угрозу будущее нашего открытого и демократического общества… Сегодня главный враг открытого общества - уже не коммунистическая, но капиталистическая угроза.»

- Деньги рассматриваются как служебный, технический инструмент и не могут являться предметом купли-продажи[9].

- Запрет «риба». (с араб. «приращение», «превышение»). В русском языке арабскому понятию «риба» наиболее соответствует слово «ростовщичество» в понимании прироста суммы долга против его изначального размера. В исламе «риба» рассматривается как грех. Пророк Мухаммад считал взимание процентов явлением в 36 раз худшим, чем супружеская измена, за которую по шариату полагается смертная казнь. В Коране взимание процента приравнивается к наиболее злостным грехам и расценивается как прямой вызов Аллаху, о чем говорится во многих айятах (стихах). «И кто снедаем лихоимством, предстанет (в Судный День) никак иначе, как тот, кого поверг в безумство Сатана своим прикосновеньем, - и это потому, что говорит он: «Ведь лихоимство то же, что и торг». Но запретил Господь вам лихоимство и разрешил вам торг вести…».

      Стремясь к созданию экономической системы, основанной на честности и справедливости, ислам считает, что деньги не могут прирастать по стоимости сами по себе, как это происходит, когда они ссужаются под процент. Кроме того, взимание процента с долга кредитором или получение заемщиком определяется как прибыль, полученная без приложения производственных усилий.

        Исламская экономическая система признает как частную собственность, основанную на личном труде, так и общественную - государственную и кооперативную. Основой производительной деятельности считается труд, а не капитал. Вместе с тем, что согласно исламу имущество любого человека принадлежит Аллаху, неприкосновенность частной собственности возведена до уровня неприкосновенности и ценности жизни. Лишение имущества кого-либо недопустимо, за исключением крайних случаев при условии выплаты полноразмерной, справедливой компенсации.

     Таким образом, основываясь на предписаниях Корана и Сунны, специфика исламской экономики заключается в следующем:

   - собственник какого-либо блага является поверенным истинного владельца этого блага - Аллаха;

     - исламская финансовая система имеет ярко выраженную социальную направленность;

     - исламская экономика основывается на моральных принципах, изложенных в Коране и Сунне;

  - ресурс не должен бездействовать и превращаться в накопительство денежных средств;

     - запрещение проведения финансовых операций, которые контрагентов вводят в заблуждение;

- запрещается получение прибыли, не связанное с использованием труда и производства.

- деньги - это инструмент, а не предмет купли-продажи;

- запрещение ростовщического процента;

- признание как частной, так и общественной собственности на средства производства;

- основой производительной деятельности является труд, а не капитал;

- частная собственность неприкосновенна, так как опосредована собственностью Аллаха.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.