Открыты новые и восстановлены — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Открыты новые и восстановлены

2020-08-20 121
Открыты новые и восстановлены 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

многие высшие учебные заведения на территориях, освобожденных от фашистских оккупантов. Налаживание работы высших учебных заведений осуществлялось

в числе первых мероприятий по возрождению экономической и культурной жизни на мирной земле. 

 

Огромные усилия по восстановлению высшей школы позволили уже в 1946 г. превзойти довоенный уровень по приему студентов, а в 1949 г. – по выпуску специалистов.

 

С окончанием Великой Отечественной войны быстрыми темпами расширяется сеть вузов.

 Были открыты университеты в

Кишиневе (1945), Душанбе (1948), Ашхабаде (1950) и Фрунзе (1951)

В 1956—1957 годы открываются университеты

в Якутской, Башкирской, Кабардино-Балкарской, Мордовской и Дагестанской   АССР, а в дальнейшем в столицах других автономных республик   РСФСР.

Целый ряд университетов приступил к работе и

  на востоке страны:

 в Новосибирске (1959), Красноярске (1969), Омске. (1974), Челябинске (1974)., в Донецке (1965), Калининграде (1967), Гомеле и Куйбышеве (1969), Краснодаре (1970) и в других городах.

 

После окончания Великой Отечественной войны высшая школа проводит работу по

 

освоению достижений научно-технического прогресса, расширению профиля подготовки кадров,

с тем, чтобы обеспечить подготовку специалистов, универсально и глубоко образованных, творчески мыслящих.

 

Была значительно

расширена подготовка специалистов по различным отраслям новой техники.

 Шло восстановление разрушенных и строительство новых вузов.

В течение 1946—1950 годов продолжался

ускоренный рост контингента студентов высшей школы, впервые в истории страны превысившего 1 млн. человек.

 

Тем не менее, в стране ощущалась

острая нехватка специалистов с высшим образованием.

 

Встал вопрос о необходимости существенного увеличения подготовки специалистов с высшим образованием.

Был увеличен прием в вузы и средние специальные учебные заведения. В результате происходило

быстрое наращивание контингента студентов и возрастание выпуска специалистов.

 Выпуск специалистов из вузов возрос с 176,9 тыс. человек в 1950 году до 343,3 тыс. человек в 1960 году. За эти же годы более чем

в два раза выросла численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в стране.

 

 

Рост числа вузов и контингента студентов в стране наглядно виден из нижеприведенной таблицы.

 

Год Число вузов Контингент     В т.ч. дневное                                                                                  с                                студентов            обучение                                                                    

                             

                              Тыс. человек

 1940 817              812                            558

 1950                      1248                              819

 1960 739           2396                            1156

 1970 805           4381                            2241

 1980 883           5235                            2978

 1985 894           5147                            2763

 1990 904           5178                            2991

В том числе на территории Российской Федерации:

 1990 512        2861                      1624                                       

 

Такой экстенсивный путь развития высшей школы требовал соответствующего

  развития материальной базы вузов – учебных аудиторий, лабораторий, библиотек, общежитий, спортивных сооружений. Cтроительство шло достаточно быстрыми темпами.

 

Шло быстрое развитие промышленности и народного хозяйства в целом. Первый спутник и первый спутник с человеком на борту был запущен в нашей стране. Это был шок для многих стран, и в первую очередь для США, которые планировали первыми запустить спутник в космос.

 

 Безусловно, эти успехи во многом

  определялись и системой образования..      США,              

 

 

Однако развитие образования вообще и высшего образования, в том числе, не проходило гладко все время. В разные периоды возникали проблемы, часто не зависящие от вузов.

1960-е годы. Поворот в сторону. В момент подъема высшей школы нашей страны и активной работы по совершенствованию подготовки специалистов, руководством страны были приняты решения по реформированию образования на основе

  закона об укреплении связи школы с жизнью.

Для высшей школы эти нововведения обернулись увеличением производственного обучения за счет

сокращения объемов учебной и научной подготовки.  

Под надуманным предлогом о необходимости приближения подготовки кадров к производству, из Москвы стали

  выводить некоторые вузы. Были выведены Торфяной институт в г. Калинин, Институт цветных металлов и золота – в г. Красноярск, намечался переезд Московского горного института, Сельхозакадемии и других.
  

Это был срыв в планомерном развитии высшей школы,

поворот в тупиковое направление, в сторону от основного пути развития высшей школы. Эти нововведения безусловно имели отрицательный эффект для высшей школы. Правда действие этих нововведений длилось сравнительно недолго, и уже в средине 1960-х годов высшая школа стала исправлять допущенные недостатки.

 

 Была выработана

  долговременная система развития высшего образования.

Вся деятельность была направлена на повышение

качества подготовки специалистов

 Были приняты меры по созданию

системы непрерывного повышения квалификации преподавателей  вузов. Стимулировалось

расширение аспирантуры в вузах, а также работа преподавателей над кандидатскими и докторскими диссертациями. Для подготовки диссертаций предоставлялись творческие оплачиваемые отпуска. Была открыта докторантура.   

 

В эти годы привлечению преподавательских кадров в вузы способствовала относительно

  высокая оплата их труда и возможности раскрытия своего творческого потенциала и творческого роста.

Все эти меры способствовали тому, что в 1980-х годах среди преподавателей вузов

доля докторов наук, профессоров, по сравнению с началом 1960-х годов, выросла в два раза и составила 4,5 – 5,0%, а кандидатов наук, доцентов – около 50%.

 

 

Второй важной составляющей долговременной системы повышения качества подготовки специалистов являлось систематическое совершенствование учебно – методической работы

Значительный размах получила практика экспериментального опробования нововведений в организации учебно-научной и хозяйственной деятельности на базовых вузах.

  Базовые вузы – это 32 вуза страны, которые были в 1967 году переданы в прямое подчинение Минвузу СССР. Среди этих вузов были вузы разного профиля: университеты – Московский, Казанский, Днепропетровский, Политехнические – Челябинский, МВТУ им. Баумана Н.Э., специализированные – гуманитарные и технические. Это позволяло провести достаточно глубокую и всестороннюю проверку новых мероприятий по повышению качества подготовки специалистов. И только после этого рекомендовать другим вузам для использования.

 

Характерным для этого периода были исключительно высокие темпы модернизации материально-технической базы, оснащения вузовских лабораторий новым оборудованием, приборами.

 Шло строительство новых учебно-лабораторных корпусов, строительство общежитий, спортивных сооружений, профилакториев, спортивных лагерей.

 

Активное развитие

  научно-исследовательской работы в вузах в эти и предыдущие годы способствовало реализации программы повышения качества подготовки специалистов, на основе интеграции науки и образования.

 

2.4. Высшее заочное и вечернее образование. Повышение квалификации и переподготовка кадров. Система непрерывного образования.

    Открытый университет

 

 Послевоенный период характеризуется развитием и совершенствованием системы

вечернего и заочного образования, сыгравшей значительную роль в обеспечении народного хозяйства необходимым количеством высококвалифицированных специалистов.

 

 

В 1950 году в вузах без отрыва от производства обучалось 429,5 тыс. человек, т. е. 34,4% общего числа студентов.

 

Резко возрастает роль высшей технической школы в

повышении квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства.

  Начиная с 1960 года, при технических вузах развертывается сеть факультетов и курсов по повышению квалификации.

 

В 1980-е годы при втузах были созданы факультеты переподготовки специалистов по перспективным направлениям развития науки и техники.

  

  Открытый университет. В последние десятилетия, в дополнение к существующим формам образования, появилась новая форма – открытое образование.

В 1980–е годы стало очевидным, что сфера образовательных услуг для населения требует расширения. Это оказалось связано с новыми образовательными потребностями в постиндустриальном обществе. Потребовались маршруты обучения, соответствующие конкретным условиям, запросам и индивидуальным особенностям обучаемых.  

 

За рубежом существует около 20 Открытых университетов – в Великобритании (Лондон), в США (Нью-Йорк), в Индии (Дели), в Израиле (Хайфа) и других странах.

1990-е годы. Трудности и проблемы. К сожалению, поступательное развитие высшей школы вновь замедлилось в конце 1980-х годов.

 Уменьшилось государственное финансирование учебной и научной деятельности вузов,

резко уменьшилось финансирование научно-исследовательских работ от промышленных предприятий и различных организаций. Развал

 СССР, разрушение экономики в начале 1990-х годов обострили серьезные проблемы образования.

Заработная плата преподавателей вузов, средних специальных учебных заведений, учителей школ не обеспечивала их нормальное существование.

Прошел ряд реорганизаций в системе управления образованием, а

 

2.5.  Создание Московской горной академии, ее развитие, реорганизация с выделением Московского института стали и других вузов.

 

Московская горная академия была образована в 1918 году и быстро заняла ведущее положение в подготовке специалистов по широкому кругу специальностей и проведении научных исследований.

 

Главной объективной предпосылкой этого явилась опора на достижения и традиции российской науки. Корни уходят в глубь истории, во времена Петровских реформ, во времена М.В. Ломоносова, во времена создания первых горнозаводских школ и училищ.

 

Реализация давней потребности России в создании горно-металлургического учебного и научного учреждения в центральном промышленном районе России выпала на долю Московской горной академии, созданной в 1918г. 

 

----===----====----=====----====----====----

Среди основателей первых научно-педагогических школ в Московской горной академии необходимо отметить имена выдающихся ученых-металлургов — академиков А.А. Байкова, М.А. Павлова, Н.П. Чижевского, профессоров

В.Е. Грум-Гржимайло, Н.С. Верещагина (первого декана металлургического факультета), Н.А. Минкевича, К. П. Григоровича, М.А. Бочвара, Г. Г. Уразова, Е.Г. Деречея и других.

Их отличала преданность науке и государственное мышление и они сумели передать эти качества своим ученикам, многие из которых стали крупными государственными деятелями, руководителями промышленности и высшего образования страны.

 

Московская горная академия стала колыбелью

  шести крупных высших технических учебных заведений, созданных на ее базе в 1930 г. Это Московские институты: горный, черной металлургии (с 1931 г. — институт стали), цветных металлов и золота, торфяной, нефтяной и геологоразведочный.

Деятельность Московской горной академии, выращенных ею кадров и созданных на ее базе институтов со всей очевидностью свидетельствует о сохранении традиций российских горных инженеров, о приумножении силами новых поколений научно-технического и промышленного потенциала страны.

 

2.6. Основатели первых научно-педагогических школ, выдающиеся ученые металлурги, сыгравшие ведущую роль в становлении и развитии МИСиС и металлургического образования.

В историческом плане Московский институт стали и сплавов — относительно молодая металлургическая школа России. Поэтому важно понять, что лежит в основе ее успеха, почему за исторически короткий срок она заняла ведущее место в отечественной и мировой науке о металлах, материалах и технологиях.

Сегодня кафедрами института руководят достойные преемники и последователи своих учителей — широко известные научной общественности ученые и педагоги.

Мощный научный потенциал института всегда позволял отслеживать

тенденции научно-технического прогресса, развития науки, техники и экономики,

  учитывать потребности общества, а говоря современным языком — конъюнктуру рынка в интеллектуальной и научно-технической сферах, на рынке инженерных кадров, рынке труда.

 Это особо проявилось при принятии решений, оказавшихся стратегически важными для института создание

в 1948 г. физико-химического факультета,

в 1962 г. — факультета полупроводниковых материалов и приборов,

 в 1990 г. — факультета информатики и экономики,

  в 1994 г. —энергоэкологического факультета, затем Гуманитарного факультета,

а также организация в разные годы

  факультетов повышения квалификации и после - вузовского образования,

  филиалов и учебных центров института в промышленных регионах страны. На базе филиала МИСиС был создан Липецкий государственный технический университет.

При участии ученых, преподавателей, выпускников МИСиС в Москве был сформирован мощный комплекс отраслевых научно - исследовательских, проектных и конструкторских организаций, обслуживающий черную, цветную металлургию, оборонную промышленность, электронику, машиностроение, другие отрасли. Во многих академических и отраслевых институтах были созданы филиалы кафедр МИСиС ,их работники активно привлекались к преподавательской деятельности.

В начале 60-х годов в институт Стали были переведены кафедры металлургического и металловедческого профиля института Цветных металлов и золота и институт Стали был преобразован в

Московский институт стали и сплавов.

Из стен Московского института стали и сплавов вышли более 50 тысяч инженеров, почти 1500 кандидатов и 228 докторов наук.

Принципиальные особенности становления научных школ института исторически предопределили его статус технологического университета. МИСиС сегодня — это более 800 профессоров, докторов наук, доцентов, кандидатов наук.

МИСиС сохраняет

  широкие международные связи, имеет договорные отношения с научными и учебными центрами 11 стран мира. Ежегодно на международные конгрессы и симпозиумы с докладами выезжают ученые института.

Физико-химический факультет

Вскоре после Великой Отечественной войны в металлургии встал вопрос о переходе

  от эмпирических методов совершенствования производства к научным.

 Появилась необходимость подготовки

  инженеров-исследователей металлургических процессов, которые могли бы на научной основе находить пути совершенствования существующих и разработки новых способов производства металлов, квалифицированно проводить научные исследования по актуальным проблемам.

 

 

Ответом на такой запрос явилось создание в Московском институте стали

в 1948г. Физико-химического факультета.

Организаторами этого факультета были директор Института стали, профессор В.П.Елютин и член-корреспондент Академии Наук СССР профессор Старк Б.В.

Физико-химический факультет сыграл выдающуюся роль в подготовке специалистов нового типа – инженеров – исследователей, внесших значительный вклад в развитие металлургической науки в стране.

На базе объединения физико-химического ф-та и ф-та Полупроводниковых материалов создан

  Институт физико-химии материалов

 

   Учебно-методическая работа.

   Разработка учебных планов.          Взаимодействие и обмен опытом между вузами родственного профиля.

   Учебно-методическое объединение вузов.

 

Учебно – методическая работа включает комплекс мер для обеспечения учебного процесса.

 Сюда входит

подготовка и написание учебников и учебных пособий,

методических указаний и другой методической литературы,

 учебных планов и программ учебных курсов.

 

Учебно-методическая работа в институте постоянно совершенствуется. Это совершенствование протекает во взаимодействии с родственными вузами. Формой такого взаимодействия является 

Учебно-методическое объединение вузов

по группам специальностей. Учебно-методическое объединение по металлургическим специальностям длительное время возглавляет МИСиС. 

Квинтэссенцией  учебно-методической работы является составление

учебных планов и программ.

  Учебный план вуза, является

основным методическим документом, регламентирует организацию учебного процесса и предопределяет перечень, объем и последовательность изучения фундаментальных и прикладных наук, владение основами которых необходимо специалисту в данной области. Учебный план должен обеспечивать глубокие и обширные знания и на основе этих знаний выработку умений и навыков.

 

 

Поэтому совершенствование и оптимизация учебных планов является одной из главных забот работников всей высшей школы страны.

Цели подготовки специалиста с высшим образованием за последние годы сильно

  изменились. Это связано с быстрым обновлением знаний в современном мире.

 Если ранее главная задача высшего образования заключалась в основном в передаче

  содержания обучения,

 то теперь само содержание не остается доминирующим. Задача высшего образования становится в большей степени методологической. Специалист, получивший высшее образование, должен быть способен

 

  непрерывно совершенствовать свои  знания.

За период обучения в высшей школе необходимо привить

  навык познавательной деятельности,

основанной на научных методах умственного труда.

Одна сторона —

  содержание,

т. е. информация, необходимая для понимания последующих разделов смежных дисциплин, следующихза данной дисциплиной.

 Другая сторона - это материал

Для развития мышления

в области данной науки, для развития способностей познавательной деятельности.

Конкретное содержание каждой предусмотренной учебным планом дисциплины, определяется

учебными программами. За последние годы проделана большая и полезная работа по модернизации и согласованию учебных программ фундаментальных, общеинженерных и инженерно-технологических дисциплин.

 

В эпоху научно-технической революции развитие промышленности происходит ускоренными темпами. Непрерывно

создаются новые материалы и осваивается их производство. Без сверхчистых веществ с их уникальными свойствами полупроводников, люминофоров, светопроводов, не было бы современной радиоэлектроники, телевидения, лазерной техники, средств быстрой передачи информации. Развитие ядерной энергетики потребовало производства в больших масштабах материалов высокой чистоты. Интенсификация сельского хозяйства, резкое повышение его продуктивности невозможны без широкого и комплексного применения удобрений, средств защиты растений, дефолиантов, антибиотиков, кормовых добавок.

 

Происходит дальнейшая

дифференциация наук, появляются новые научные направления.

Все это требует от выпускников, особенно технологических вузов, мобильности,


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.