Беларусь как часть мировой экономической системы и ее участие в международных интеграционных процессах — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Беларусь как часть мировой экономической системы и ее участие в международных интеграционных процессах

2020-08-20 87
Беларусь как часть мировой экономической системы и ее участие в международных интеграционных процессах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Географически Беларусь является центром Европы. По сути, она должна бы относиться к Центральной Европе. Но условное деление производится не столько географически, сколько экономически, политически и социально. Европа сегодня представляет собой многомерное пространство о высоко индустриально развитой западной части до стагнирующей восточной.

Важную роль в решении проблем выхода из социально-экономического кризиса играют внешнеэкономические связи республики с мировым сообществом. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, во-первых, республика имеет традиционно сложившуюся открытую экономику, ориентированную на внешние сырье и рынки сбыта. Во-вторых, моральный и физический износ основных фондов большинства отраслей экономики, а также рост цен на энергоносители и сырье до мирового уровня снизили конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке. В-третьих, сложности в бюджетно-налоговой системе не позволяют без внешних ресурсов решать задачи не только финансирования дефицита государственного бюджета, но и макроэкономической стабилизации экономики республики.

Опыт стран с переходной экономикой свидетельствует о том, что стратегия международного экономического сотрудничества должна быть направлена на привлечение в республику передовых технологий и иностранных капиталов; улучшение структуры внешнеторгового обмена за счет существенного увеличения удельного веса в экспорте наукоемких изделий и услуг и организации, импортозамещающих товаров с учетом факторов экономической целесообразности и сравнительных преимуществ белорусской экономики; достижение достаточного уровня платежеспособности, что позволит своевременно обслуживать внешний долг, накапливать валютные резервы и на этой основе поддерживать конвертируемость национальной валюты.

Одним из направлений международного сотрудничества является работа с международными финансовыми организациями, такими как Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития, по привлечению в республику финансовых ресурсов.

Кредиты международных финансовых организаций являются основными источниками финансирования реформирования экономики, поддержания платежного баланса, осуществления структурной перестройки промышленности (путем финансирования инвестиционных проектов, предполагающих закупку современного оборудования и технологий, консультативного содействия), развития инфраструктуры (транспорта и коммуникаций) и энергетики, развития малого и среднего бизнеса, ускорения процессов приватизации.

Сотрудничество с МВФ особенно важно для республики, так как финансовые ресурсы этой организации используются на поддержание платежного баланса и создание валютных резервов государства. Техническая помощь, предоставляемая МВФ республике на безвозмездной основе, была оказана при создании Казначейства при Министерстве финансов, компьютеризации и реструктуризации налоговой инспекции. За счет средств технической помощи постоянно повышается квалификация государственных служащих через систему семинаров и курсов, проводимых международными финансовыми организациями на базе Объединенного венского института, а также предоставляются высококвалифицированные консультации по различным направлениям.

Осуществляя финансовую поддержку, МВФ должен быть, уверен, что страна проводит политику, способную улучшить внешнеэкономическую ситуацию. Использование ресурсов МВФ связывается с попытками достижения страной определенного прогресса в восстановлении платежного баланса и стабилизации экономического роста. Нормальное состояние платежного баланса означает, что страна может осуществлять финансовые платежи и обслуживание своего внешнего долга своевременно. Поэтому программы МВФ по финансовой поддержке направлены на приведение в норму внутреннего и внешнего баланса в экономике.

В обмен на финансовую поддержку со стороны МВФ государство должно принять обязательство о проведении комплекса мер, направленных на преодоление экономических и финансовых диспропорций. При этом кредиты предоставляются только под проведение экономических реформ, (МВФ не требует ни финансовых, ни имущественных залогов) и под низкие проценты (средний уровень колеблется около 4,5 % годовых, что в 1,5-2 раза ниже уровня, существующего на рынках ссудного капитала).

Первая финансовая помощь со стороны МВФ была предоставлена Беларуси в июле 1993 г. в виде первой транши кредита по линии фонда системных трансформаций, вторая транша кредита поступила в начале 1995 г. (всего около 200 млн. долларов США). Средства займа были направлены на поддержание валютных резервов Национального банка, покрытие дефицита государственного бюджета, погашение просроченной задолженности по кредиту Европейскому союз и на финансирование инвестиционных проектов предприятий республики.

В сентябре 1995 г. было принято решение Совета директоров МВФ о предоставлении Республике Беларусь кредита стэнд-бай в размере около 280 млн. дол. США, первая транша которого в размере 70 млн. долл. США уже получена. Для получения кредита стэнд-бай правительством республики совместно с персоналом МВФ была разработана экономическая программа, предусматривающая основные направления реформирования экономики страны. Сам факт получения кредита стэнд-бай и успешная реализация экономической программ являются условием для привлечения кредитных ресурсов по другим линиям.

Макроэкономическая эффективность кредитов МВФ проявляется в укреплении наших финансовых позиций, стабилизации национальной валюты, снижении инфляции и придании нового импульса структурным реформам.

МБРР предоставил республике три кредитных линии: заем на институциональное развитие, средства которого были направлены на укрепление и развитие институтов управления экономикой в переходный период; реабилитационный заем для поддержки программы экономических реформ и финансирования критически необходимых статей экспорта (продукты питания, медикаменты и др.); заем на развитие лесного хозяйства. При ускорении проведения рыночных реформ (приватизация, развитие частного сектора, совершенствование законодательства, создание благоприятного инвестиционного климата) МБРР планирует расширение своей финансовой и технической помощи Беларуси в области поддержки частного сектора, структурных преобразований (реформирование и разгосударствление крупных промышленных предприятий, составляющих основу промышленного сектора республики), а также в осуществлении отраслевых проектов (сельское хозяйство, транспорт, жилищное строительство, энергетика и др.).

Европейский банк реконструкции и развития осуществляет прямое финансирование проектов под гарантии правительства (в частности, модернизация Оршанской ТЭЦ, создание минского оптового рынка, развития международной телекоммуникационной связи, модернизация автомагистрали Брест-Минск - граница Российской Федерации, развитие частных предприятий), а также оказывает техническую помощь и содействие по привлечению иностранных инвесторов и кредиторов в страну, беря на себя проектный и кредитный риск.

В масштабах экономики Беларуси средства, предоставленные международными финансовыми организациями, не так уж велики, но именно они являются катализатором для инвестиционного и торгового сотрудничества нашей республики с Западом. Деловой и финансовый мир развитых стран очень осторожен в выборе партнеров и практически не делает никаких шагов до тех пор, пока МВФ и Всемирный банк не включат "зеленый свет", означающий, что страна прошла через определенные экономические трудности, вошла в режим рыночных отношений, что политический и финансовый риск в ней для западного инвестора вполне приемлемый. За первый квартал 2001 года внешнеторговый оборот (без учета услуг) Республики Беларусь составил $ 3504,1 млн. (экспорт товаров —$1773,5 млн., импорт товаров — $1730,6 млн., сальдо — 42,9). Если сравнить с первым кварталом 2000 года, можно сделать, что экспорт увеличился на 6,4 %, а импорт уменьшился на 13,5 %.

Германия является вторым после России торговым партнером Беларуси, опережая Украину, Польшу, Латвию, Литву, Италию и США Расширяющиеся деловые связи Беларуси с фирмами Германии требуют знания особенностей сотрудничества с предприятиями и некоторых особенностей развития немецкого бизнеса.

Рынок в Германии является одним из крупнейших рынков мира, объем импорта в год превышает 550 млрд. марок, а по экспорту занимает ведущее место в мире. Важнейшие отрасли экспорта: автомобилестроение, химическая и электротехническая промышленности, машиностроение.

Немецкий рынок является классическим рынком предложения, а не рынком спроса. Только конкурентоспособное предложение и деятельная концепция маркетинга с немецкими партнерами может привести к успеху на рынке спроса. Качество, дизайн и упаковка часто более важны, чем цена товара, а для технических товаров еще и сервис, и соответствие немецким техническим стандартам. Новым на немецком рынке являются требования потребителей и производителей экологически чистых продуктов, что может обеспечить хороший рынок сбыта в Германии.

Имеет место три варианта интеграции со странами Прибалтики, Центральной, Восточной и Западной Европы:

Вариант 1 -Сотрудничество со странами Европы на основе полного пакета двухсторонних договоров, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, участия европейских организациях - подготовит экономику Беларуси, России, Украины и Молдовы к углублению региональной экономической интеграции с этим регионом. Но по мере развития интеграции СНГ этого будет недостаточно;

Вариант 2 - вступление в ЦЕФТА и (или) в ЕС - во-первых, не целесообразен, поскольку к моменту вступления Республики Беларусь в ЦЕФТА многие из ее нынешних членов окажутся в составе ЕС; во-вторых, невозможен в силу обязательств, взятых РБ в СГ (общая внешняя политика в отношении третьих стран); в-третьих, несмотря на выгоды, которые получит Беларусь от интеграции в европейскую экономику, сопряжен со значительными издержками, связанными со структурной перестройкой белорусской экономики, институты и субъекты которой неконкурентоспособны не внешних рынках;

Вариант 3 - межрегтональная интеграция типа СГ (ЕврАзЭС, РУМБ) - ЕС (ЦЕФТА) - возможен после регистрации СГ, ЕврАзЭС, РУМБ как международных организаций и их вступление в ВТО и, в отличие от варианта 2,позволяет в боле разнообразных формах углублять интеграцию со странами Европы. Случаи межрегионального сотрудничества появилась в системе «страна интеграционная группа», когда страна одновременно является членом разных интеграционных групп, образовавшихся на одном континенте, а также образовавшихся на разных континентах. Также сотрудничество возможно и в системе «интеграционная группа интеграционная группа» при создании новых организаций, объединяющих или координирующих несколько регионов.

Для вхождения Беларуси в мировую интеграцию необходимо следующим образом изменить систему региональной интеграции с участием РБ:

· развивать все уровни экономической интеграции европейских стран СНГ в экспортоориентированных наукоемких отраслях и сфере услуг; способствовать опережающему развитию всех уровней экономической интеграции европейских стран СНГ по сравнению с интеграцией РБ с ЦЕФТА и ЕС с целью подготовки белорусской экономики к последней;

· снизить негативное влияние дезинтеграционных тенденций на систему региональной экономической интеграции с участием РБ за счет оптимизации сочетания интеграции, внутринациональных рыночных преобразований и начала вхождения в мировую экономику, что выражается в закреплении начатых и стимулировании дальнейших рыночных преобразований в интеграционных программах;

· в ходже экономической интеграции сделали акцент на формирование транснациональных экономических субъектов европейских стран СНГ и элементов, способствующих их развитию;

· разработать программы совместного развития и включения рынков труда, капитала, услуг, сферы малого инновационного бизнеса, транспортных, коммуникационных, энергетических, информационных сетей, науки и образования в соответствующие им мировые сферы, а также привлечь экономических субъектов из дальнего зарубежья в системе региональной интеграции России, Украины, Беларуси, Молдовы.

Анализ проблем, связанных с интеграцией Беларуси в мировое хозяйство, дает основание для следующих основных выводов:

1. К концу двадцатого столетия в развитии мирохозяйственных отношений ярко проявился целый ряд новых тенденций: формируется, в частности, глобальный рынок, регулируемый в многостороннем порядке; происходит расслоение этого рынка, на своеобразные ярусы, на каждом из которых действуют присущие им формы упорядочения конкуренции и методы конкурентной борьбы. Становятся универсальными нормы и правила международного обращения " товаров, услуг и капитала, возрастает роль международных экономических и финансовых организаций; мировая экономика становится многополюсной структурой, ясно обозначаются тенденции к региональной и международной интеграции.

2.Современная Беларусь, проводя целенаправленную работу по интеграции в мировое хозяйство в то же время, не играет заметной роли на глобальном рынке товаров и капиталов, а также не успевает за важнейшими тенденциями развития мирового производства и торговли.

3.Решающим условием использования преимуществ, связанных с интернационализацией хозяйственной жизни, в интересах экономического развития страны является проведение государством внутренней политики, открывающей возможность структурной перестройки народного хозяйства, предпринимательства и конкуренции, ориентирующей предприятия и фирмы на выпуск продукции и производство услуг, сопоставимых с зарубежными образцами по качеству, ценам и издержкам на их изготовление.

4. Более эффективная интеграция Республики Беларусь в мировое хозяйство могла бы стать возможной также в результате концентрации усилий государства на решении проблем реального развития интеграции, поддержки экспорта, временного усиления защиты внутреннего рынка и поддержки отечественного производства, рационализации международных заимствований и последовательного осуществления мер, направленных на обеспечение обратимости белорусской валюты.

Корректировка макроэкономической и внешнеэкономической политики могла бы способствовать экономическому росту, улучшению пропорций осуществляемого республикой внешнеэкономического обмена и, следовательно, увеличению национального богатства и повышению, жизненного уровня населения.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.