Тектоника есть пластически опосредованная — с целью определенного эмоционального воздействия на человека — конструкция. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тектоника есть пластически опосредованная — с целью определенного эмоционального воздействия на человека — конструкция.

2020-08-20 263
Тектоника есть пластически опосредованная — с целью определенного эмоционального воздействия на человека — конструкция. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тектоника – это конструктивно-пространственная структура, строение здания (сооружения), реальная взаимосвязь несущих и несомых элементов конструкций».

Тектоника архитектуры – это художественная логика, ясно читаемая структура, где на основе композиционных средств – ритма, гармоничных пропорций, контрастов пластики и цвета, богатстве нюансов – создаются выразительные архитектурные формы.

Тектоника в архитектуре означает пластическое построение формы сооружения в соответствии с его конструктивной сущностью или художественно осмысленное внешнее выражение конструкции и работы материала. Тектоника архитектурного сооружения обусловлена расположением и соподчинением его частей, вытекающим из общей конструктивной структуры здания.

Тектоника показывает художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания. Она всегда связана с конструктивной основой здания, но не тождественна (не подобна) ей. Она проявляется в результате творческого художественного осмысливания и истолкования конструктивных форм, в процессе которого здания приобретают образную выразительность, представляющую собой самостоятельную художественную ценность.

Через взаимосвязи «материал-конструкция-форма» во всех их проявлениях тектоника отражает:

- организацию материала в конструктивных элементах и форме;

- логику конструктивного взаимодействия элементов структуры;

- конструктивные качества формы (прочность, жёсткость, устойчивость, надёжность, эффективность);

- характер действующих нагрузок и распределение усилий;

- технологические особенности конструкций;

- характеристики формы (целостность, упорядоченность, пластичность, масштабность и др.).

Архитектурная традиция сформировала тектонику стеновых конструкций, тектонический порядок стоечно-балочной конструкции в виде ордерных систем, тектонику каркасных сооружений, тектонику сводчатых и современных пространственных конструкций. Подчеркивая работу конструкции, ее пластику, ритм, выявляя присущие ей пропорциональные соотношения, ее модуль, архитектор добивается определенного эстетического воздействия.

Отличие же тектоники от конструкции состоит в том, что конструкция представляет собой инженерное содержание понятия, в то время как тектоника обозначает для архитектора более общий смысл работы конструкции.

Информативность формы зависит от следующих факторов: функции, конструктивных особенностей, меры сложности объекта и условий восприятия (комфортности обзора).

Конструктивные особенности формы с точки зрения информативности зависят, прежде всего, от её раскрытости-закрытости. Чем больше обозрима форма, тем она информативнее и тем больше предпосылок создания наиболее полной тектоничности.

Степень информативности формы может быть в различных количественных и качественных состояниях, отсюда – форма может обладать различными свойствами и вызывать у зрителя различные эмоции и впечатления (таблица 2).

Язык тектоники – это совокупность средств, приёмов и элементов информативности архитектурных форм, наглядная образно-ассоциативная форма выражения, обобщения и кодирования информации о существенных физических и функциональных свойствах объектов архитектуры.

Язык тектоники архитектурной формы включает в себя такие компоненты, как визуальный образ-знак и его смысл (значение), которые в процессе восприятия порождают эмоциональную реакцию и эстетическую оценку, как показатель целесообразности. Некоторые, часто применяемые образы-знаки «словаря» тектоники и их вероятный для большинства людей смысл и эмоциональное содержание приведены в таблице 3.

Современный инженер-конструктор должен задумываться над скелетом сооружения или здания конструктивно оно или нет. Архитектор же задумывается тектонично оно или нет, т.е. соответствует ли архитектурная форма техническому смыслу постройки.

Конструкция является нераздельной частью формообразования в архитектуре.

Сегодня часто допускается вольное обращение с конструкцией, забвение конструктивной логики.

В современных тектонических стоечно-балочных системах противоборство несомого и несущего иногда достигает такого драматического предела, когда только свет и цвет в состоянии ослабить эмоциональное напряжение. Большая высота решетчатых или монолитных балок часто производит неприятное впечатление.

Ритм и метр

Метр

Метрический порядок (метр) - простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Примерами служит расположение колонн в античных храмах, равномерное расположение однотипных станков и цехе, шкал, сигнальных ламп, кнопок приборов и т. д. В композиции используются повторяющиеся акцентированные стыки одинаковых элементов, места разъемов, повтор крепежных деталей.

Метрический ряд, видимый в перспективном сокращении, воспринимается как динамический, так как все элементы ряда (размер, интервал) последовательно уменьшаются.

Понятие метрической и динамической закономерности применимо и к простейшим геометрическим формам, в строении которых нет признаков ряда. Метрическое строение имеют прямая линия, плоскость, цилиндрическая и шаровая поверхности, все участки которых равны друг другу на всем протяжении. Кривые конического сечения (эллипс, парабола и гипербола) можно отнести к динамическим кривым, как и все виды поверхности, образованной на их основе.

По признаку наличия или отсутствия интервалов между формами (элементами) метрические ряды можно подразделить на две группы: прерывные и непрерывные. В последнем случае членение ряда происходит на стыках между формами.

Рассмотрим более подробно возможные варианты метрических рядов. Ряд, основанный на повторе одного и того же элемента, с одним и тем же интервалом, называют простым Весьма сложен ряд, образованный сочетанием нескольких разных метрических рядов

При наличии нескольких метрических рядов композиция изделия становится насыщенной и выразительной. Ясность ее достижима за счет четкого контрастного противопоставления одной группы элементов другой. Необходимо также, чтобы второстепенные ряды дополняли и поддерживали главные.

Метрическая упорядоченность форм в технике связана в большинстве случаев с требованиями к конструкции. Метрический ряд ясно прочитывается в конструкции болта - в геометрии резьбы и форме головки (чередование граней).

Динамические ряды, как и метрические, могут составляться как с интервалами между формами, так и без них. Остановимся на закономерностях ритмических рядов, построенных на основе прогрессии.

Закономерность ритмического ряда, построенного на арифметической прогрессии, заключается в том, что постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними интервалами. Простейший пример - ряд натуральных чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Геометрическая прогрессия является закономерностью ритмических рядов, в которых величина каждого последующего члена (интервала) равна величине предыдущего, помноженного на постоянное число.

Динамический ряд может быть образован сочетанием и наложением простых метрических рядов.

Примерами, иллюстрирующими использование ритмических повторов в архитектуре, служат фасады готических соборов, для композиции которых характерно нарастание сложности структуры снизу вверх. Проявление ритма в последовательном изменении сопоставляемых элементов видно на примере здания Московского университета на Ленинских горах, высота башен которого возрастает к центру одновременно с уменьшением расстояния между ними.

Проявления динамического ритма в технике очень разнообразны. Это структура конических и плоских спиральных пружин, неравномерная градуировка шкал многих приборов, плетение ажурных мачт высоковольтных передач и т. д.

Выразительные возможности ритмических систем имеют свои пределы. Если в музыке бесконечно повторять одну и ту же ноту или строить архитектурную композицию на повторении только одного элемента, неизбежна утомительная монотонность.

Чтобы композиция была завершенной, используемые в ней метрические ряды должны быть завершены, как бы закрыты. Иначе они выглядят случайными фрагментами целого. Для этого могут использоваться самые различные приемы: размещение на концах ряда элементов, более узких или широких, чем внутри ряда. Крайние элементы ряда могут быть выделены также цветом, фактурой, текстурой и другими средствами.

Ритм как свойство композиции опосредован особенностями психологии зрительного восприятия. Из всех признаков формы наиболее значимым для ритмизации является размер, затем интервал и светлота. Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных к светлым, от малых интервалов к большим.

Частными проявлениями ритмической закономерности в природе и произведениях искусства являются модуль и симметрия.

Модуль

Модуль это величина, принимаемая за основу расчета размеров какого-либо предмета, машины или сооружения, а также их деталей, узлов и элементов, которые всегда кратны относительно избранного модуля.

Кратность размеров деталей позволяет различно собирать из них одно и то же изделие или применять их в разных изделиях. Основной модуль - исходный размер модуля, общего для различных объектов, служащего основой координации размеров деталей в строительстве. В Украине и в большинстве других стран, в которых действует метрическая система мер, принят основной модуль, равный 100 мм (10 см).

Модульные размеры изделий должны обеспечивать взаимозаменяемость унифицированных элементов и соответствовать антропометрическим требованиям ГОСТа "Предпочтительные числа", принятого для всех отраслей промышленности.

Модуль широко применяется и в дизайне, особенно при проектировании различного оборудования из унифицированных элементов. Мебель и многие другие изделия для жилища проектируются на основе модуля, производного от основного модуля, принятого в архитектуре. Так, в системе бывшей Академии строительства и архитектуры СССР для встроенного и отдельно стоящего оборудования были приняты модули 5 см (т. е. 1/2 М) для мобильного стационарного оборудования и "разбивочный шаг", или укрупненный модуль, рав-ный 15 см, - для встроенного стационарного оборудования.

Модульная координация находит широкое применение в приборо- и станкостроении, особенно там, где развиты унификация и агрегатирование. В ка-честве основного в этих областях принят модуль 5 см.

Важной вехой в поисках соразмерности предметной среды человеку явился "Модулор" французского архитектора Ле Корбюзье, приведший пропорции человеческого тела к "золотому сечению". В предложенной Ле Корбюзье системе сделана попытка связать строительные размеры с размерами человеческой фигуры и ее частей и установить таким образом соразмерность величины здания, его частей, деталей и оборудования человеку. Создавая "Модулор", Ле Корбюзье исходил из идеи необходимости коренной перестройки всей архитектурной и предметной среды. "Модулор", как считал он, может стать полезным лишь в том случае, если он будет применяться в широком масштабе, во всех сферах материального творчества. Основная задача "Модулора", но мысли Ле Корбюзье, внести порядок в производство. Поставленная им проблема упорядочения предметной среды с помощью гармонических рядов чисел приобретает сегодня особую актуальность, поскольку в действующих системах стандартов пока не затрагивается вопрос соразмерности и гармоничности предметов.

Введение единой ммодульной системы в практику художественного проектирования облегчает решение многих задач, связанных с формообразованием изделий.

Ритм

Это свойство, органически присущее многим явлениям природы и жизни человека. Повторение и чередование соразмерных элементов — одна из закономерностей реального мира — важное средство художественной выразительности. В музыке и танце ритм проявляется в звуках и движениях, чередующихся во времени, имеет активную динамическую форму. В архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве ощущение ритма создается чередованием элементов в пространстве. Это ритм статичный, где время заменено протяженностью, последовательность во времени заменена последовательностью в пространстве. Упорядоченная расстановка ряда форм облегчает его восприятие по сравнению с неупорядоченным множеством.

Для архитектуры ритм — средство выражения динамики процессов, организованных с ее помощью, и средство выражения динамических усилий в конструкциях.

Простейшая закономерность ритма — повторение равных величин. Для возникновения ощущения повторяемости, движения, число элементов должно быть более 5.

Ритм, организующий пространство, может быть также выражен в непрерывном изменении параметров единой формы, например, как в раковине улитки (спираль Фибоначчи положена в основу известного землебитного дома Nautilus).

Наиболее часто в архитектурной композиции встречается ритмический ряд, основанный на чередовании элементов (пилястры и лопатки каменной стены, окна и простенки). Ритмический ряд может строиться из активных элементов, перемежающихся интервалами, или из повторяющихся групп разнохарактерных элементов.

Закономерность построения ритмического ряда должна быть ясной, тогда любое нарушение ритма воспринимается как акцент. Продление ряда повышает его выразительность, однако чрезмерная его длина утомляет. 5, 7, 9 элементов в ряд воспринимаются энергично. 12, 15 элементов начинают создавать ощущение монотонности. Для того, чтобы оживить ряд, используется прием остановки ритма, нарушение последовательности интервалов и форм. Преодолению ритма служит и подчеркивание центральной части здания.

Отклонение от ритма; дисимметрия — часто след тех случайностей, которые неизбежны в жизни. В некоторых новых постройках архитекторы специально имитируют сложность и случайность, чтобы придать зданию жизненность и индивидуальность.

Для того, чтобы композиция обладала завершенностью, формирующий ее ряд должен быть остановлен, закончен. Этой цели служит сгущение элементов ряда (пилястр, уступов, ниш) на углах объема. Спокойный ритм фасадов, образованный окнами, может сдерживаться расширением крайних простенков или расположением дверного проема по оси.

Ритм — чередование в известной закономерности различных элементов или форм, сравнимых по характеру. Наряду с другими композиционными средствами является средством приведения к единству многообразия форм, сочетания всех элементов между собой в определенных найденных отношениях, в определенном порядке их расположения и чередования. Таким образом, ритм оказывает эмоциональное воздействие на человека и облегчает восприятие ряда форм по сравнению с неупорядоченным множеством.

В архитектуре ритмическая закономерность воспринимается при чередовании не менее трех Элементов, а метрический ряд образуется при наличии четырех элементов, 5—7 элементов способствуют утере самостоятельности элементов ряда. Для возникновения ощущения повторяемости, движения, число элементов должно быть более 5. Продление ритма усиливает воздействие его на эмоции: 5, 7, 9 элементов в ряд воспринимаются энергично. Однако имеется максимальный предел развития ряда, преодоление которого формирует ощущение угнетающей монотонности (12, 15 элементов).

Главное требование к ритмическому ряду — закономерность его построения должна ясно восприниматься зрителем. Эстетическая задача ритмического построения — согласование отдельных элементов здания, приведение их к определенному единству. Для придания композиции завершенности, формирующий ее ритмический ряд должен быть остановлен. Этой цели служит сгущение элементов ряда на углах объема (пилястр, уступов, ниш), расширение крайних простенков, создание асимметрии в композиции. Спокойный ритм фасадов, образованный окнами, может сдерживаться расширением крайних простенков или расположением дверного проема по оси.

Пропорции

Пропорциональность – соразмерность, определенное соотношение отдельных частей предмета между собой. В античности основывалось на понятии золотого сечения.

Пропорции — определенные соотношение между архитектурным сооружением в целом и его частями, между отдельными частями и их элементами. Пропорции раскрывают внутренние закономерности связи форм. В архитектурной композиции пропорции играют важную роль в достижении выразительности сооружения, нахождении масштабности. Пропорции зависят от строительных приемов и эстетических представлений, господствующих в данное время. Пропорции основного объема здания должны повторяться в его частях и деталях. Гармоничность получается при подобии любой основной фигуры целого с его деталями.

Большое распространение получила теория пропорциональности, основанная на делении отрезка в среднем и крайнем отношении, известная под названием «золотое сечение» или «золотое отношение». Особенность «золотого сечения» заключается в том, что эта пропорция связывает между собой отношения частей и целого. Принцип деления в среднем и крайнем отношении и многие его свойства были известны давно, в эпоху Возрождения его называли «божественная пропорция». Деление целого на две неравные части пропорционально тогда, когда меньшая часть так относится к большей, как большая к целому, и наоборот. Золотое сечение отражает общий закон пропорциональности. Распространенность пропорции золотого сечения в архитектуре объясняют тем, что оно выражает многие свойства строительной механики и отвечает законам зрительного восприятия человека. Приближенные числовые значения этой пропорции соответствуют радиусам кривизны хрусталика человеческого глаза, а также соотношениям осей эллипса бинокулярного поля зрения.

В жилых зданиях и в современной архитектуре с ее простыми формами и отсутствием сложного декора проблема пропорций играет первостепенную роль. Чем проще объемная структура здания, чем меньше на нем декоративных элементов, тем яснее просматриваются и оцениваются его пропорции и тем большее значение они приобретают в общей композиции дома.

Для создания ясных геометрических форм в простых и сложных зданиях используют модульные решетки, которые служат основой структурной упорядоченности планов жилых зданий. Модульная сетка служит основой взаимной увязки планировки помещений с системой конструктивного построения здания, с типом несущих и ограждающих конструкций и их разрезкой на элементы. Модулированию подлежат планировочная структура жилого здания, общая сетка несущих элементов, балок перекрытий, заполнений стен, перегородок и перекрытий, высота этажей и проемов

Пропорция в архитектуре — это определенная соразмерность частей сооружения, соблюдение которой оказывает существенное влияние на организацию гармоничного интерьера.

Только за счет изменений пропорций, частей интерьера или членений поверхностей стен или потолка можно добиться различного впечатления от пространства. Так, довольно узкий коридор можно зрительно расширить путем введения горизонтальных членений на поверхности стен, а низкое помещение «вытянуть» вверх за счет вертикальных. Можно «уменьшить» или «расширить» пространство, «раздвинуть» или «сжать» стены. Определенное соотношение частей и целого помогает снять неприятное ощущение тяжести над головой или эмоциональную напряженность, возникающую при переходе во внутреннее пространство здания.

Масштаб и масштабность

Под архитектурным масштабом понимают степень расчлененности композиции, крупности ее форм по отношению ко всему зданию.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.