Обучение технике стрельбы из лука можно условно подразделить на три этапа: — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Обучение технике стрельбы из лука можно условно подразделить на три этапа:

2020-08-20 437
Обучение технике стрельбы из лука можно условно подразделить на три этапа: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первый этап. Обучение прицеливанию (как процессу), т.е. изучение изготовки, натяжения лука, управления дыханием, собственно прицеливания (совмещения прицельных приспособлений), последующее наведение и удержание оружия (лука) на мишени.

Второй этап. Обучение выполнению выпуска (спуска) отдельно от изготовки, а затем одновременно с нею.

Третий этап. Освоение прицеливания (как целостного процесса) и выполнения выпуска (спуска) тетивы, т.е. обучение технике выполнения прицельного выстрела из лука в целом.

Лучшему усвоению действий стрелка способствует выполнение специально подобранных упражнений: натяжение и удержание лука, выполнение натяжений лука со стрелой со щелчком кликера, но без выпуска тетивы, стрельба с закрытыми глазами, стрельба на кучность, на совмещение средней точки попадания и т.д.

При обучении начинающих стрелков очень важно соблюдать определенные правила (положения).

1. Обязательно ставить перед спортсменами цель каждого конкретного занятия, этапа, периода подготовки.

2. Переходить к изучению последующего элемента техники выстрела (при условии непараллельного метода) только после освоения предшествующего.

3. Начинать изучение нового элемента техники при благоприятном функциональном состоянии.

4. На каждом последующем занятии закреплять умения выполнения отдельных элементов.

5. Перерывы между отдельными выстрелами, сериями ограничивать временными интервалами, необходимыми для отдыха.

6. Сообщать регулярную срочную информацию о правильности выполнения элементов, действий.

В зависимости от контингента занимающихся и уровня их подготовленности тренировка стрелков из лука может проводиться в форме групповых, индивидуальных или индивидуальногрупповых занятий.

Совершенствование:

1.Совершенствовать технику стрельбы в различных условиях, в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях; 

2.Научить основам техники выполнения выстрела, точности прицеливания и попадания. Техника. Техника стрельбы из лука основывается на правильности выполнения элементов стрельбы: изготовка, натяжение лука, прицеливание, выполнение выпуска, управление дыханием. Техника формируется из способности правильно и точно выполнять выстрел. 

1.Стрелковая дистанция 3-5 м. Приняв изготовку, выполнить элементы – растяжение лука и вытягивание стрелы из под кликера, включив в работу левую руку: рука, удерживающая лук, подается вперед и тем самым осуществляет растяжение лука, кисть правой руки зафиксирована под подбородком. Так отрабатывается надежный упор в лук.

2.Приняв изготовку, выполнить растяжение лука правой рукой вытягиванием стрелы из под кликера без выпуска ее. Обратить внимание на упор в лук и равномерное и плавное растяжение с сохранением временных характеристик реального выстрела. Упражнение помогает исправить ошибки, связанные с реакцией на щелчок кликера и сохранением устойчивости системы стрелок-оружие.

3.Приняв изготовку, выполнить выстрел. Внимание обратить на правильный захват тетивы, оптимальное напряжение пальцев рук, осуществляющей выпуск стрелы, и одновременное, по возможности полное их расслабление. Все элементы выполняются на фоне надежного упора в лук, равномерного растяжения лука и поддержания общей позы. В этом упражнении используется метод последовательного переключения внимания на отдельные элементы.

4.Длительное удержание мушки в районе прицеливания.

5.Стрельба с отметкой прицела. Цель применения этого упражнения - научиться контролировать положение мушки прицела. Спортсмен должен видеть мушку в районе прицеливания непосредственно в момент выполнения выстрела и на основании субъективных ощущений прогнозировать результат попадания.

6.Стрельба с выносом мушки прицела из непосредственного района прицеливания. Умение спортсмена стрелять с выносом во многом определяет успех во время стрельбы с часто меняющим свое направление и силу ветром.

Метод целостного упражнения является одним из основных в процессе совершенствования техники. Он помогает формировать целостный двигательный навык, сначала при выполнении действий в облегченных условиях, а затем в усложненных (на фоне утомления, в неблагоприятных погодных условиях и т.п.). Заключительным этапом применения этого метода является совершенствование технического мастерства в условиях соревнований.

Ниже приведены некоторые упражнения, направленные на совершенствование техники целостного выстрела после прохождения дистанций программы и выполняемые из положения «стоя» и с «колена».

1.Стрельба по мишени на кучность.

2.Стрельба с установкой на максимальный результат.

3.Контрольная стрельба.

4.Стрельба в усложненных метеорологических условиях.

5.Стрельба на соревнованиях.

Этот метод способствует формированию у спортсмена целостного восприятия вида программы.

Резкого и определенно выраженного перехода от первичной постановки навыка к его совершенствованию не существует, поэтому разделение подготовки стрелка на обучение и совершенствование носит чисто условный характер. Однако при совершенствовании техники стрельбы изменяется удельный вес различных средств и методов работы.

Основная задача совершенствования состоит в выполнении точного, свободного и вариативного технического приема (действия). Достигается это при многократном его повторении в усложненных условиях. К частным педагогическим задачам можно отнести изолированное совершенствование: а)основных элементов техники выстрела (прицеливания, натяжения лука и выполнения

выпуска);

б)элементов выстрела (изготовка, способ удержания лука, удержание тетивы, управления

дыханием, собственно прицеливание);

в)микроэлементов (положение ног, туловища, рук, головы, способа натяжения лука,

способы удержания тетивы и т.п.);

г)техники выполнения выстрела в целом.

На тренировках можно решать отдельно или вместе все четыре частные педагогические задачи, которые реализуются в тренировочном процессе в зависимости от этапа, периода подготовки, а также от индивидуальных особенностей лучника и уровня его подготовленности.

В процессе овладения техникой выстрела из лука у лучника развиваются специфические качества: «чувство надежного упора», «чувство жесткости изготовки», «чувство надежного захвата тетивы», «чувство устойчивости», «чувство времени» и т.д., которые в совокупности с технико-тактическим мастерством образуют ведущее специализированное качество стрелка - «чувство выстрела».

Совершенствование технического мастерства связано с использованием информации двух видов - основной и дополнительной. Основная информация поступает от двигательного аппарата, непосредственно реализующего технические действия по выполнению выстрела из лука - рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, и отражает изменение в длине мышц, степени их напряжения, направления и скорости движений, расположении различных звеньев тела и т.п. К основной относится и информация о структуре движений, взаимодействии организма стрелка с внешней средой, поступающая от органов зрения и слуха, вестибулярного анализатора, рецепторов кожи.

Дополнительная информация направлена непосредственно на сознание спортсмена. Источником ее является рассказ и показ. Эта информация помогает составить представление о выполняемых движениях, допускаемых ошибках, расхождении фактического состояния с заданным, о результативности двигательных действий в целом. Информация о движениях, поступающая в систему управления, играет значительную роль в образовании новых умений, в закреплении и автоматизации навыков, в совершенствовании техники стрельбы в целом. Из множества разнообразных двигательных действий отбираются и закрепляются только те, которые приводят к заданному результату. При повторении эти движения закрепляются и образуют прочный навык, в то время как остальные движения, не являющиеся по обобщенному анализу основной и дополнительной информации эффективными, не закрепляются. Поэтому в стрельбе из лука, где предметом углубленного технического совершенствования на протяжении многих лет является одно и то же действие - выполнение выстрела, наиболее трудной задачей является периодическое преобразование и обновление чрезвычайно прочно закрепленных действий для приведения их в соответствие с возросшим уровнем физической и психической подготовленности лучника.

Стрелкам из лука не приходится разучивать какие-то принципиально новые действия. Поэтому содержанием их специальной технической подготовки является постоянное совершенствование:

-устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень»;

-однообразия изготовки, хвата, захвата, фиксации (если она имеет место); -однообразия прицеливания; 

-восприятия мышечных усилий, связанных с сопротивлением давлению лука и его натяжением;

-восприятия мышечных усилий при выполнении выпуска (спуска);

-способности распределять микродвижения в микроинтервалах времени;

-согласованности между прицеливанием, натяжением лука и выполнением выпуска

(спуска);

-автоматизма пусковых усилий при оптимальной устойчивости лука; -надежности техники выполнения выстрела и т.д.

Под совершенствованием техники стрельбы понимается ее шлифовка и увеличение вариативности и помехоустойчивости в соответствии с усложняющимися условиями соревновательной деятельности.

Повышение уровня технической подготовленности не может проходить изолированно от других видов подготовки. Организуя процесс специальной подготовки лучника на определенном этапе, необходимо учитывать уровень его технической, психической, тактической, интеллектуальной подготовленности, функционального состояния его организма и соотносить все это с модельными характеристиками этих уровней. Определив степень различия между исходными и модельными характеристиками и правильно подобрав средства, формы и методы совершенствования, а также соблюдая регулярный контроль и учет динамики технической подготовленности, возможно более рациональное построение тренировочного процесса и его коррекция при изменении каких-либо условий подготовки (изменения календаря соревнований, травмы, заболевания и т.д.).

Техническое совершенствование продолжается в течение всей многолетней подготовки стрелка из лука и при грамотной организации этого процесса приводит к росту технического мастерства. Под техническим мастерством подразумевается совершенное владение наиболее рациональной техникой движений, обеспечивающих выполнение высокоэффективного прицельного выстрела, при установке на достижение максимально возможного результата в сложных условиях ответственных соревнований. Принято выделять три этапа совершенствования технического мастерства: поисковый, стабилизации, адаптивного (приспособительного) совершенствования.

Основная цель технической подготовки: на первом этапе заключается в формировании новой, наиболее рациональной и

эффективной техники, улучшении предпосылок ее практического освоения, запоминании и заучивании отдельных движений, составляющих основу соревновательных действий.

На втором этапе решается задача по углубленному, сознательному освоению, а затем закреплению целостных навыков соревновательных действий. 

На третьем этапе целью технической подготовки является совершенствование сформированных навыков, повышение стабильности техники, прежде всего связанной с ее помехоустойчивостью, независимостью от сложных соревновательных условий и функционального состояния стрелка, расширение вариативности техники, представляющей собой способность стрелка из лука к оперативной коррекции своих двигательных действий в зависимости от изменения условий соревновательной деятельности, а также повышение экономичности техники выполнения высокоэффективного прицельного выстрела.

 

 

3.3Система, методы и принципы многолетней подготовки спортсменов

 СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ

В последние годы все большее значение придается системному подходу к вопросам организации и управления подготовкой квалифицированных спортсменов. Под системой подразумевается целостная совокупность элементов (подсистем) и связей (отношений), объединенных на основе целевой функции. Основными системными принципами являются: целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость системы и среды, множественность описания каждой системы.

ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ

Подготовка спортсменов строится в соответствии с общими социально-педагогическими принципами системы физического воспитания - принципами всестороннего и гармоничного развития личности, прикладной и оздоровительной направленности.

Для успешного прохождения программного материала необходимо также соблюдать общеметодические принципы, отражающие основные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации.

Эффективность занятий зависит также и от степени реализации основных принципов построения тренировки. К ним относится:

- направленность на максимально возможные достижения, углублённая специализация и индивидуализация;

- единство общей и специальной подготовки;

- непрерывность тренировочного процесса;

- единство постепенности и предельности в увеличении тренировочных нагрузок;

- волнообразная динамика нагрузок;

-цикличность тренировочного процесса;

-единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена;

-возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности.

В работе со спортсменами должны учитываться определенные требования, отражающие специфику вида спорта. Преимущественно техническая и тактическая направленность тренировочного процесса. Основным содержанием тренировки является наиболее полное овладение техникой и тактикой стрельбы из лука на точность. Это связано с тем, что, в конечном счете, спортивные достижения в основном определяются уровнем тактической и технической подготовленности. В свою очередь, тренированность стрелков характеризуется степенью специализированности двигательных действий, на основе которых происходит восполнение прицельного попадания по мишени, и уровнем тактических знаний, умений и навыков, обеспечивающих реализацию наиболее эффективной модели стрельбы, сложившейся ситуации.

Постоянное совершенствование психических и двигательных качеств, функциональной подготовленности, уровень развития психических и двигательных качеств во многом определяет сроки обучения, качество овладения как отдельными техническими элементами, так и техникой выстрела в целом, эффективность выполнения выстрела в соревновательных условиях и уровень спортивных результатов. Это вызвано тем, что ведение точной стрельбы требует от спортсменов проявления выносливости, координации, внимания, памяти, мышления и т.д. Однако развитие психических и двигательных качеств постепенно должно приобретать все более специализированный характер с учетом специфики спортивной деятельности и способствовать росту их спортивного мастерства. В связи с этим постоянное применение и усложнение упражнений, направленных на развитие и совершенствование специальных качеств и совершенствование навыков спортсменов, ускоряет и повышает качество освоения необходимых действий и приемов в условиях тренировки и успешную их реализацию в процессе соревнований.

Индивидуализация состава действий, тактических моделей ведения борьбы.

Индивидуальные особенности спортсмена часто проявляются в особенностях техники выполнения стрельбы, скорости и адекватности принятия тактических решений в правилах выбора и эффективной реализации тактической модели броска в зависимости от сложившихся условий. Поэтому обучение спортсмена технике выполнения прицельного выстрела в мишень и различным тактическим приемам и действиям целесообразно проводить с учетом его склонностей к проявлениям определенных двигательных и психических качеств. Это ускоряет процесс освоения необходимых технических и тактических действий в тренировках и обусловливает их успешное применение в соревнованиях.

Создание резервных функциональных возможностей у спортсменов для обеспечения надежности их выступлений в основных соревнованиях годичного цикла.

Технико-тактическое совершенствование предъявляет повышенные требования к двигательной и психической сфере спортсменов. В связи с этим установка на повышение уровня функциональной подготовленности реализуется на основе определенных соотношений между объемами и видами нагрузок, позволяющих адаптировать состояние спортсменов к деятельности в условиях высокой двигательной напряженности. В целях повышения надежности выступлений в спортивных состязаниях целесообразно проводить моделирование нагрузок, несколько превышающих соревновательные. Таким образом у спортсменов создаются резервные функциональные возможности. 

Ранжирование соревнований в годичных циклах тренировки.

Соревнования различного ранга являются обязательной частью всей системы круглогодичной подготовки спортсменов. Исходя из различной значимости результатов соревнований, степени их воздействия на физическую и психическую сферы спортсменов, целесообразно их ранжирование по месту расположения в годичном цикле и уровню квалификации участников. Это позволяет более рационально планировать тренировочный процесс, облегчает достижение необходимого уровня подготовленности, а затем более полного психофизического восстановления после соревнований.

Учет тренировочных эффектов при выборе упражнений и последовательности их выполнения.

Тренировка стрелков из лука характеризуется поликомпонентностью построения занятий. Это выражается в использовании различных средств воздействия на спортсменов. Подбирая упражнения, следует учитывать эффект воздействия каждого из них на двигательную и психическую сферы занимающихся, их взаимовлияние. Например, выполнение в процессе разминки общеразвивающих упражнений с чрезмерным усилием и интенсивностью на некоторое время приводит к нарушению координации, снижению уровня точности выполняемых движений, ухудшению устойчивости, внимания и т.д. В то же время, если перед началом борьбы выполняет ряд специализированных упражнений с выстрелами по мишеням, а затем мысленные упражнения, направленные на актуализацию специализированных ощущений и восприятий, это дает хороший положительный эффект.

Повышение сложности, объемов и интенсивности тренировочных упражнений в процессе многолетней тренировки.

На различных возрастных этапах подготовки стрелков, по мере роста их спортивного мастерства и квалификации, с увеличением количества соревнований и их ранга возрастают требования к технической, физической, психической, интеллектуальной и тактической подготовленности. Все это приводит к качественным изменениям в составе двигательных действий, тактических умений и навыков, вызывая необходимость увеличения объемов, интенсивности и сложности упражнений. Рассматривая принципы подготовки, необходимо подчеркнуть их единство, вытекающее из самой сути спортивной деятельности, многообразной по форме и многофакторной по существу. Единство процесса обучения, воспитания и повышение функциональных возможностей следует рассматривать и как единство педагогических принципов и принципов тренировки. На этой основе строится и каждое занятие, и многолетняя подготовка на всех этапах в работе с юными спортсменами и со спортсменами высокой квалификации.

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ

В спортивной тренировке под термином метод принято понимать способ применения

основных средств тренировки, совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

Методы спортивной тренировки принято условно подразделять на: словесные, наглядные и специфические (практические).

Используя различные словесные методы (рассказ, объяснение, лекцию, беседу, анализ и обсуждение), тренер в процессе общения со спортсменами в доступной для них форме, пользуясь специальной терминологией, сообщает спортсменам необходимую информацию на всех этапах подготовки.

Словесные методы очень часто используются в сочетании с наглядными. 

Наглядные методы, используемые в стрельбе из лука весьма разнообразны. К ним относятся:

1) грамотный в методическом смысле показ различных упражнений, отдельных элементов техники изготовки, прицеливания и выстрела в целом, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен, показ (в сочетании с объяснением) различных элементов материальной части оружия и экипировки и т.д.;

2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники выполнения выстрела тем или иным в различных ситуациях, плакатов, схем, содержащих наглядную информацию о том или ином виде подготовки, и т.п.;

3) применение различных световых, звуковых, механических и электронных устройств, сообщающих информацию спортсмену и тренеру о параметрах движения, о состоянии различных систем организма спортсмена, обеспечивающих реализацию прицельного выстрела по мишеням, об изменении положения средней точки попадания и о необходимости внесения корректив и т.д.

Методы практических упражнений (специфические) направлены на овладение основами техники выполнения выстрела в стрельбе из лука, а затем на ее совершенствование;

Нагрузка определяется объемом и интенсивностью выполняемой работы. Нагрузка может быть стандартной или переменной, иметь непрерывный или интервальный характер. Отдых как обязательный элемент метода может быть активным или пассивным. Интервал отдыха между частями нагрузки может быть ординарным, жестким, максимальным.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.