Глава 2. Проведение теоретического анализа научной литературы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 2. Проведение теоретического анализа научной литературы

2020-08-20 265
Глава 2. Проведение теоретического анализа научной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Глава 1. Введение……………………………………………………………....3 стр.

Глава 2. Проведение теоретического анализа научной литературы…………5 стр.

2.1.1 Ощущение и восприятие в системе психических процессов………..5 стр.

2.2.1  Психические познавательные процессы……………………………...5 стр.

2.3.1  Этапы познавательных процессов……………………………….…5-6 стр.

2.4.1 Ощущение. Свойства и виды ощущений…………………………...6-7 стр.

2.5.1  Восприятие. Уровни, свойства, виды и формы восприятия………7-9 стр.

2.6.1  Взаимосвязь ощущения и восприятия………………………………..9 стр.

2.7.1  Модальность в психологии. Виды модальности по каналам восприятия………………………………………………………………....9-11 стр.

2.7.2  Характерные особенности каждого вида модальности………...11-16 стр.

2.7.3 Методы определения ведущей модальности………………………..17 стр.

Глава 3. Проведение практического исследования по определению типов восприятия у учащихся 10-ого А класса…………………………………………...........................................................18 стр.

3.1 Анкетирование обучающихся……………………………………………....18 стр.

3.2  Результаты исследования……………………………………………….18-21 стр.

Глава 4.  Заключение……………………………………………………....……22 стр.

Глава 5. Список литературы……………………………………………………23 стр.

Глава 6. Приложения………………………………………………………..24-28 стр.

 

                                                                                                        

Глава 1.

Актуальность темы. Мы живем в XXI веке, где главной ценностью является информация. Только тот, кто обладает информацией и умеет правильно её применять может добиться наивысших результатов в современном мире. Именно поэтому не менее важно то, каким образом люди воспринимают эту информацию. От способа восприятия зависит эффективность усвояемости информационного материала. Например, человеку с преобладающим визуальным типом восприятия будет сложно усваивать необходимую информацию на устных лекциях, и наоборот, учащемуся с преобладающим аудиальным типом восприятия будет затруднительно запоминать информацию при показе презентаций, графиков, рисунков.

Понимание своей ведущей системы позволит лучше усваивать любую

информацию, понимать собеседника и более качественно доносить свои мысли до него. Зная свой личный преобладающий тип восприятия, можно разработать систему обучения, учитывающую данные особенности, и тем самым повысить уровень эффективности обучения. Эрго, знание своего типа восприятия (модальности) на сегодняшний день необходимо людям для наиболее продуктивного развития.

Цель проекта: анализ разных типов восприятия у учеников

10-ого А класса, выявление типа восприятия, преобладающего среди подростков 16-17 лет.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить специальную литературу о познавательных процессах, ощущении,  восприятии, модальности.

2. Выделить основные типы восприятия.

3. Провести тестирование обучающихся по данной теме и проанализировать результаты.

4. Определить самый распространённый тип восприятия среди учеников 10-ого А класса.

5. Составить показательные диаграммы и таблицы на основе результатов исследования.

Объект исследования: учащиеся 10-ого А класса МБОУ «СОШ № 30».

Предмет исследования: типы восприятия, преобладающие у

старшеклассников.

Гипотеза исследования: если мы рассмотрим и проанализируем

различные типы восприятия, и проведем тесты по определению модальности, то узнаем какая модальность  является самой распространённой среди учеников 10-ого А класса.

 

 

Глава 2. Проведение теоретического анализа научной литературы

Ощущение и восприятие в системе психических процессов

Психические процессы. Для того, чтобы начать изучение восприятия, необходимо определить к какой области относится это понятие. Итак, восприятие это термин из психологии, принадлежащий к разделу психические познавательные процессы.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в

формах психических явлений. Они вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Данные процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека, при помощи которых человек познает окружающий мир.

Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение,

память, мышление, внимание), эмоциональные (страх, гнев, радость),

мотивационные (потребности, мотивы).

Восприятия:

· Обнаружение (субъект может ответить лишь на вопрос есть ли стимул);

· Различение (формирование перцептивного образа эталона);

· Идентификация (отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов);

· Опознание (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее, и извлечение соответствующего эталона из памяти).

Виды и формы восприятия. В зависимости от доминирующего анализатора

выделяют следующие виды восприятия:

 По модальности (форме проявления раздражителя в сенсорной системе   

человека):

· Осязательные;

· Обонятельные;

· Вкусовые;

· Слуховые;

· Зрительные.

По форме существования материи:

· Восприятие пространства;

· Восприятие времени;

· Восприятие движения.

Свойства восприятия:

· Предметность – отнесение наглядного образа восприятия к определенному предмету внешнего мира;

· Целостность – каждая составляющая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и им же определяется;

· Константность – относительное постоянство, устойчивость воспринимаемого объекта при изменениях ракурса, освещенности, расстояния;

· Осмысленность – свойство приписывать воспринимаемому объекту, явлению определенный смысл, причисление воспринимаемого предмета к определенной группе, классу, обобщение его в слове, отнесение к языковой категории;

· Избирательность – преимущественное выделение человеком одних объектов, находящихся в зоне восприятия, по сравнению с другими, зависящее от особенностей его личности, потребностей;

· Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его индивидуальных особенностей, от общего содержания психической деятельности.

Модальность в психологии

В психологии под модальностью подразумевается канал получения

информации - вижу, слышу, чувствую. Модальность - это форма проявления раздражителя в сенсорной системе человека. Модальность обусловлена строением органов чувств и особенностями среды, воздействующей на них.

Виды модальности по каналам восприятия. Люди воспринимают и

отражают окружающий мир посредством своих органов чувств. Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а все остальное – отсеивать. Исходя из этого существует несколько типов модальностей или репрезентативных систем (сенсорные способы обработки и представления информации), связанных с тем или иным каналом восприятия. Обычно одна из систем является основной (ведущей), то есть лучше развита. Ведущей называется репрезентативная система, запускающая стратегию мышления. Проблема уровней передачи информации в процессе межличностного общения рассматривается в теории НЛП (нейролингвистического программирования). Авторы этой теории Р. Бэндлер и Дж. Гриндер (2008) считают, что поскольку язык каждого человека отражает его субъективный мир, то и влиять на этот мир можно, влияя на язык как знаковую систему. Американский философ и психолог Уильям Джеймс также разрабатывал теорию предпочитаемой модальности (Приложение А).

Существуют следующие ведущие виды восприятия (предпочитаемые

модальности):

· Визуальная репрезентативная система – преобладает зрение;

· Аудиальная репрезентативная система – доминирует слух;

· Кинестетическая репрезентативная система – преобладают двигательные и тактильные ощущения;

· Обонятельная репрезентативная система;

· Вкусовая репрезентативная система;

· Дигитальная или аудиально-дигитальная репрезентативная система – направленная на внутренний диалог.

Предпочитаемая сенсорная модальность характеризует склонность

человека к восприятию и обработке информации через одну из сенсорных систем. Знание предпочитаемой модальности даёт возможность подстраиваться не под конкретные элементы поведения – движения, голос, слова, а под более общие паттерны мышления, что даёт большую гибкость в поведении, наиболее эффективное достижение целей общения людей с различными типами восприятия.

Результаты исследования

       В ходе работы были получены следующие результаты, которые представлены в Таблице 1:

Все опрошенные (25 чел.) В А К ВАК ВА АК ВК
Обучающиеся 5 7 6 2 7 2 1
Всего (%) 20 23 17 7 23 7 3

(В – визуальный тип восприятия, А – аудиальный тип восприятия, К –кинестетический тип восприятия, ВАК – визуально-аудиально-кинестетический тип восприятия, ВА – визуально-аудиальный тип восприятия, АК – аудиально-кинестетический тип восприятия, ВК – визуально-кинестетический тип восприятия)

Классический психологический тест выделяет три основных канала восприятия – визуальный, аудиальный, кинестетический. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения одного из них. Дигитальный же канал восприятия официально считается производным от кинестетического, поскольку дигиталы образуются из кинестетиков в периоды психологического напряжения. Кинестетики очень чувствительны и один из способов преодоления стрессовой ситуации заключается в анализе своих действий и поступков окружающих, составлении рассуждений на основе пережитого.

Итак, по изучению типов восприятия среди старшеклассников были получены данные о том, что 60 %(18 чел.) имеют только один преобладающий тип восприятия (визуальный – 20%, аудиальный – 23%, кинестетический – 17%), у 33% обучающихся ведущими, наравне друг с другом являются сразу два типа восприятия (визуально-аудиальный – 23%, аудиально-кинестетический – 7%, визуально-кинестетический – 3 %). Интересным оказалась равная степень выраженности всех трех каналов восприятия у 2 обучающихся (визуально-аудиально-кинестетический тип восприятия – 7 %).

Наглядно результаты представлены на Рисунке 1.

Кроме того, важным при оценке ведущего типа восприятия является степень выраженности той или иной модальности. Выделяют низкий, средний и высокий уровни ведущего канала восприятия. Результаты уровней восприятия в 10 А класса представлены в Таблице 2:

Уровень модальности Низкий Средний Высокий
Количество обучающихся 1 23 6
Всего (%) 3 77 20

 

Наглядно результаты представлены на Рисунке 2.

Чем более сильно выражен ведущий тип восприятия у человека, тем большую значимость для него имеет усвоение информации при помощи соответствующего канала и наиболее эффективных методов обучения. 6 учащихся 10 А класса имеют высокую степень выраженности модальности. Это означает, что им необходимо изучать материал в том виде, который наиболее удачен для их ведущего типа восприятия. У 23 человек могут возникнуть незначительные трудности, что в целом не будет негативно влиять на обучении, поскольку каналы восприятия развиты в незначительно отличающихся пропорциях и не имеют для них такой принципиальной разницы как для людей с высоким уровнем проявления модальности. И лишь два человека, у которых развиты одинаковы все три типа восприятия, способны одинаково воспринимать по-разному преподнесённый материал.

Проанализировав ответы респондентов на поставленные вопросы, мы пришли к выводу, что в 10 А классе визуальный, аудиальный, кинестетический, визуально-аудиальный типы восприятия являются наиболее распространёнными среди учеников и находятся в примерно одинаковом процентном соотношении (от 20 до 23 %). А визуально-аудиально-кинестетический, аудиально-кинестетический и визуально-кинестетический являются меньшинством. Их процентное соотношение находится в пределах от 3 до 7 %. Проведя практическое исследование по заявленной проблеме, можно констатировать, что знание своего ведущего типа восприятия положительно влияет на дальнейшее обучение, которое строится с учетом индивидуальных особенностей и способов восприятия информации.

 

Глава 4. Заключение

Проанализировав различные ведущие типы восприятия у обучающихся 10-ого А класса, мы выявили наиболее и наименее распространённые из них. От ведущей модальности зависит эффективность восприятия информации: взаимопонимание при общении с людьми других модальностей, степень успешности усвоения различного учебного материала, что оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие человека. Именно поэтому основной целью нашей работы было выявление различных ведущих типов восприятия и методов обучения людей, характерных для конкретной модальности.

Полученная информация была оформлена в продукт – буклет, содержащий рекомендации по обучению людей с различными ведущими типами восприятия. Он  может носить рекомендательный характер для учащихся с целью наиболее успешного саморазвития, а также учителей школы при организации обучения и воспитания подростков. Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в рамках психолого-педагогической деятельности.

При знании и учёте ведущего типа восприятия, его свойств и личных способностей ученика можно составить благоприятную программу обучения, включающую наиболее эффективные для данной модальности методы.

Глава 5. Список литературы

1. Восточно-украинский национальный университет им. В. Даля контрольная по психологии ощущения и восприятие, 2013.

2. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Психология в профессиональной деятельности. Учебник / Издательство «Проспект», 2017.

3. Открытый урок «Познание как процесс отображения мира в сознании человека» /Артамонова Ирина Анатольевна, учитель обществознания.

4.  http://psycabi.net/testy/289-test-audial-vizual-kinestetik-diagnostika-dominiruyushchej-pertseptivnoj-modalnosti-s-efremtseva

5.  http://trenings.ru/entsiklopediya-nlp/modeli/871-model-nlp-metaprogramma-predpochitaemaya-modalnost.html

6.  http://ways4you.ru/nlp-dlya-zhizni/klyuchi-glaznogo-dostupa.html

7.  http://razvitie-intellecta.ru/vizual-audial-kinestet-i-digital-kak/

8. https://studwood.ru/957294/filosofiya/etapy_protsessa_poznaniya_formy_chuvstvennogo_ratsionalnogo_poznaniya

9.  http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/vospriyatie/vospriyatie-informatsii-chelovekom.html

10.  https://studopedia.ru/8_41030_ponyatie-vospriyatiya-svoystva-i-vidi-vospriyatiya.html

11.   https://studopedia.ru/8_2876_oshchushchenie-vidi-oshchushcheniy.html

12.  https://studfiles.net/preview/4001667/

 

Глава 6. Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Содержание

Глава 1. Введение……………………………………………………………....3 стр.

Глава 2. Проведение теоретического анализа научной литературы…………5 стр.

2.1.1 Ощущение и восприятие в системе психических процессов………..5 стр.

2.2.1  Психические познавательные процессы……………………………...5 стр.

2.3.1  Этапы познавательных процессов……………………………….…5-6 стр.

2.4.1 Ощущение. Свойства и виды ощущений…………………………...6-7 стр.

2.5.1  Восприятие. Уровни, свойства, виды и формы восприятия………7-9 стр.

2.6.1  Взаимосвязь ощущения и восприятия………………………………..9 стр.

2.7.1  Модальность в психологии. Виды модальности по каналам восприятия………………………………………………………………....9-11 стр.

2.7.2  Характерные особенности каждого вида модальности………...11-16 стр.

2.7.3 Методы определения ведущей модальности………………………..17 стр.

Глава 3. Проведение практического исследования по определению типов восприятия у учащихся 10-ого А класса…………………………………………...........................................................18 стр.

3.1 Анкетирование обучающихся……………………………………………....18 стр.

3.2  Результаты исследования……………………………………………….18-21 стр.

Глава 4.  Заключение……………………………………………………....……22 стр.

Глава 5. Список литературы……………………………………………………23 стр.

Глава 6. Приложения………………………………………………………..24-28 стр.

 

                                                                                                        

Глава 1.

Актуальность темы. Мы живем в XXI веке, где главной ценностью является информация. Только тот, кто обладает информацией и умеет правильно её применять может добиться наивысших результатов в современном мире. Именно поэтому не менее важно то, каким образом люди воспринимают эту информацию. От способа восприятия зависит эффективность усвояемости информационного материала. Например, человеку с преобладающим визуальным типом восприятия будет сложно усваивать необходимую информацию на устных лекциях, и наоборот, учащемуся с преобладающим аудиальным типом восприятия будет затруднительно запоминать информацию при показе презентаций, графиков, рисунков.

Понимание своей ведущей системы позволит лучше усваивать любую

информацию, понимать собеседника и более качественно доносить свои мысли до него. Зная свой личный преобладающий тип восприятия, можно разработать систему обучения, учитывающую данные особенности, и тем самым повысить уровень эффективности обучения. Эрго, знание своего типа восприятия (модальности) на сегодняшний день необходимо людям для наиболее продуктивного развития.

Цель проекта: анализ разных типов восприятия у учеников

10-ого А класса, выявление типа восприятия, преобладающего среди подростков 16-17 лет.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить специальную литературу о познавательных процессах, ощущении,  восприятии, модальности.

2. Выделить основные типы восприятия.

3. Провести тестирование обучающихся по данной теме и проанализировать результаты.

4. Определить самый распространённый тип восприятия среди учеников 10-ого А класса.

5. Составить показательные диаграммы и таблицы на основе результатов исследования.

Объект исследования: учащиеся 10-ого А класса МБОУ «СОШ № 30».

Предмет исследования: типы восприятия, преобладающие у

старшеклассников.

Гипотеза исследования: если мы рассмотрим и проанализируем

различные типы восприятия, и проведем тесты по определению модальности, то узнаем какая модальность  является самой распространённой среди учеников 10-ого А класса.

 

 

Глава 2. Проведение теоретического анализа научной литературы


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.