Глава 3. Проведение практического исследования по определению типов — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 3. Проведение практического исследования по определению типов

2020-08-20 329
Глава 3. Проведение практического исследования по определению типов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Восприятия у учащихся 10-ого А класса

        3.1. Анкетирование обучающихся

      Первым этапом нашей работы было практическое исследование по

 определению типов восприятия у учащихся 10 –ого А класса. Задача данного этапа: подтверждение теоретического материала по проблеме. Мы организовали анкетирование по 24 вопросам. Было опрошено 30 человек (Приложение Г). Объектом наших исследований были подростки в возрасте от 16 до 17 лет. Исследование проводилось по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева» (Приложение Д) в виде анкетирования.

Результаты исследования

       В ходе работы были получены следующие результаты, которые представлены в Таблице 1:

Все опрошенные (25 чел.) В А К ВАК ВА АК ВК
Обучающиеся 5 7 6 2 7 2 1
Всего (%) 20 23 17 7 23 7 3

(В – визуальный тип восприятия, А – аудиальный тип восприятия, К –кинестетический тип восприятия, ВАК – визуально-аудиально-кинестетический тип восприятия, ВА – визуально-аудиальный тип восприятия, АК – аудиально-кинестетический тип восприятия, ВК – визуально-кинестетический тип восприятия)

Классический психологический тест выделяет три основных канала восприятия – визуальный, аудиальный, кинестетический. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения одного из них. Дигитальный же канал восприятия официально считается производным от кинестетического, поскольку дигиталы образуются из кинестетиков в периоды психологического напряжения. Кинестетики очень чувствительны и один из способов преодоления стрессовой ситуации заключается в анализе своих действий и поступков окружающих, составлении рассуждений на основе пережитого.

Итак, по изучению типов восприятия среди старшеклассников были получены данные о том, что 60 %(18 чел.) имеют только один преобладающий тип восприятия (визуальный – 20%, аудиальный – 23%, кинестетический – 17%), у 33% обучающихся ведущими, наравне друг с другом являются сразу два типа восприятия (визуально-аудиальный – 23%, аудиально-кинестетический – 7%, визуально-кинестетический – 3 %). Интересным оказалась равная степень выраженности всех трех каналов восприятия у 2 обучающихся (визуально-аудиально-кинестетический тип восприятия – 7 %).

Наглядно результаты представлены на Рисунке 1.

Кроме того, важным при оценке ведущего типа восприятия является степень выраженности той или иной модальности. Выделяют низкий, средний и высокий уровни ведущего канала восприятия. Результаты уровней восприятия в 10 А класса представлены в Таблице 2:

Уровень модальности Низкий Средний Высокий
Количество обучающихся 1 23 6
Всего (%) 3 77 20

 

Наглядно результаты представлены на Рисунке 2.

Чем более сильно выражен ведущий тип восприятия у человека, тем большую значимость для него имеет усвоение информации при помощи соответствующего канала и наиболее эффективных методов обучения. 6 учащихся 10 А класса имеют высокую степень выраженности модальности. Это означает, что им необходимо изучать материал в том виде, который наиболее удачен для их ведущего типа восприятия. У 23 человек могут возникнуть незначительные трудности, что в целом не будет негативно влиять на обучении, поскольку каналы восприятия развиты в незначительно отличающихся пропорциях и не имеют для них такой принципиальной разницы как для людей с высоким уровнем проявления модальности. И лишь два человека, у которых развиты одинаковы все три типа восприятия, способны одинаково воспринимать по-разному преподнесённый материал.

Проанализировав ответы респондентов на поставленные вопросы, мы пришли к выводу, что в 10 А классе визуальный, аудиальный, кинестетический, визуально-аудиальный типы восприятия являются наиболее распространёнными среди учеников и находятся в примерно одинаковом процентном соотношении (от 20 до 23 %). А визуально-аудиально-кинестетический, аудиально-кинестетический и визуально-кинестетический являются меньшинством. Их процентное соотношение находится в пределах от 3 до 7 %. Проведя практическое исследование по заявленной проблеме, можно констатировать, что знание своего ведущего типа восприятия положительно влияет на дальнейшее обучение, которое строится с учетом индивидуальных особенностей и способов восприятия информации.

 

Глава 4. Заключение

Проанализировав различные ведущие типы восприятия у обучающихся 10-ого А класса, мы выявили наиболее и наименее распространённые из них. От ведущей модальности зависит эффективность восприятия информации: взаимопонимание при общении с людьми других модальностей, степень успешности усвоения различного учебного материала, что оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие человека. Именно поэтому основной целью нашей работы было выявление различных ведущих типов восприятия и методов обучения людей, характерных для конкретной модальности.

Полученная информация была оформлена в продукт – буклет, содержащий рекомендации по обучению людей с различными ведущими типами восприятия. Он  может носить рекомендательный характер для учащихся с целью наиболее успешного саморазвития, а также учителей школы при организации обучения и воспитания подростков. Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в рамках психолого-педагогической деятельности.

При знании и учёте ведущего типа восприятия, его свойств и личных способностей ученика можно составить благоприятную программу обучения, включающую наиболее эффективные для данной модальности методы.

Глава 5. Список литературы

1. Восточно-украинский национальный университет им. В. Даля контрольная по психологии ощущения и восприятие, 2013.

2. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Психология в профессиональной деятельности. Учебник / Издательство «Проспект», 2017.

3. Открытый урок «Познание как процесс отображения мира в сознании человека» /Артамонова Ирина Анатольевна, учитель обществознания.

4.  http://psycabi.net/testy/289-test-audial-vizual-kinestetik-diagnostika-dominiruyushchej-pertseptivnoj-modalnosti-s-efremtseva

5.  http://trenings.ru/entsiklopediya-nlp/modeli/871-model-nlp-metaprogramma-predpochitaemaya-modalnost.html

6.  http://ways4you.ru/nlp-dlya-zhizni/klyuchi-glaznogo-dostupa.html

7.  http://razvitie-intellecta.ru/vizual-audial-kinestet-i-digital-kak/

8. https://studwood.ru/957294/filosofiya/etapy_protsessa_poznaniya_formy_chuvstvennogo_ratsionalnogo_poznaniya

9.  http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/vospriyatie/vospriyatie-informatsii-chelovekom.html

10.  https://studopedia.ru/8_41030_ponyatie-vospriyatiya-svoystva-i-vidi-vospriyatiya.html

11.   https://studopedia.ru/8_2876_oshchushchenie-vidi-oshchushcheniy.html

12.  https://studfiles.net/preview/4001667/

 

Глава 6. Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИЛОЖЕНИЕ Д


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.