Место и роль социально ориентированных некоммерческих организаций в современном социальном государстве — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Место и роль социально ориентированных некоммерческих организаций в современном социальном государстве

2020-08-20 141
Место и роль социально ориентированных некоммерческих организаций в современном социальном государстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

СО НКО - это относительно новое и потому недостаточно изученное явление социально-политической жизни. Вместе с тем, уточняющая дефиниция «социально ориентированные» позволяет заключить, что внешней средой существования СО НКО является социальное государство. Данное обстоятельство наводит исследователя на мысль о необходимости поиска и обоснования статуса такого вида некоммерческих организаций в рамках теории и практики реализации социальной демократической правовой государственности.

Вот почему, приступая к исследованию СО НКО в современном социальном государстве, необходимо выделить три аспекта данной проблематики:

1)  что представляет собой современное социальное государство как категория политико-правовой мысли и феномен государственности;

2) что такое некоммерческий сектор;

3) в чем состоит специфика социально ориентированных некоммерческих организаций как подвида (класса) НКО.

Современное социальное государство – это демократическое правовое государство, деятельность которого ориентирована на последовательную гарантию реализации социальных прав и свобод человека. Оно выступает гарантом высоких стандартов жизнедеятельности человека.

Одним из важнейших принципов, характеризующих детальность социального государства, является принцип социальной справедливости. Последняя интерпретируется исследователями в контексте социально-трудовых отношений: труд рассматривается как основа общественного признания, уровень благосостояния зависит от социальной роли в жизнедеятельности общества. Достойная жизнь всех членов социума, в том числе обязательно незащищенных слоев населения, рассматривается как неотъемлемая черта социального государства. Этот постулат предполагает формирование и реализацию социальной политики государства как важнейшего направления деятельности современной публичной власти.

Несмотря на то, что подавляющее большинство современных государств провозгласили себя социальными на уровне Основного закона, в каждом конкретном сообществе неодинаковым образом комбинируются культурно-идеологическая основа, идеологические принципы понимания социального государства, а также методы, инструменты реализации государством своих социальных принципов, т.е. функции социальной политики. В зависимости от совокупного воспроизводства указанных факторов, исследователи выделяют различные модели социального государства: советскую, модель «всеобщего благоденствия», либеральную, формальную. В рамках каждого из обозначенных феноменов социального государства СО НКО выполняют различные функции.

Однако, современные социальные государства, вне зависимости от национальной модели социальной политики, не в состоянии в одиночку справиться с реализацией своих социальных функций в полной мере, и в этой связи партнером государства в реализации социальной политики становятся институты гражданского общества, в первую очередь некоммерческие организации (далее: НКО).

Такие организации появились в социально-политической системе США и европейских стран лишь в 50–х гг. прошлого века, позже они  возникли в т.н. незападных демократиях, что было связано с ликвидацией советских режимов и частичной политической модернизацией. Быстрое развитие НКО стало следствием ряда социально-политических факторов:

· Опережающий рост запросов личности по сравнению с возможностями его адекватного удовлетворения, предлагаемыми государственной системой. Действительно, одним из основных показателей демократического развития государства является способность принимать перемены, т.е. адекватно реагировать на запросы общества. А запросы эти растут в геометрической прогрессии. Информационная революция последних двух десятилетий привела к увеличению в среднем классе числа людей, не удовлетворенных существующими возможностями самовыражения в экономической и политической сферах.

· Глобальный кризис двух ведущих концепций ХХв. – социализма и государства всеобщего благоденствия - стимулировал поиск нового «агента социального развития». Так, за последние 20 лет практически во всех частях света произошел «кризис государства», выразившийся в серьезных претензиях к традиционной государственной системе социальной защиты в развитых странах Севера; в невысокой эффективности экономического развития, координируемого государством в странах развивиающегося Юга; в крахе социалистического эксперимента, проводившегося в странах Центральной и Восточной Европы; в растущей обеспокоенности в связи с ухудшающимся состоянием окружающей среды и повсеместно возникающей в связи с этим угрозой здоровью и безопасности человека.

Таким образом, с середины прошлого века стала очевидной несостоятельность утверждения о том, что государственно-политическое управление является исключительной сферой деятельности правительственных институтов. НКО выступили на социально – политической арене как опосредованный субъект властеосуществления, влияющий на процесс инициирования, разработки и реализации государственной социальной политики, трансформируя, таким образом, сферу государственной монополии в область публичного управления. Трудно не согласиться с мнением экономиста Всемирного банка Дж. Стиглица о том, что «потенциал социального государства определяется не только экономической политикой, но и уровнем развития общественных организаций в стране».

Возникнув как социальное явление, по мере институционального оформления НКО приобрели все большую значимость в политике (если трактовать последнюю в широком гуманистическом смысле, как «искусство жить вместе»).

В термине « социальные параметры», которыми ограничена деятельность НПО-сектора, можно выделить два аспекта:

1) Сфера, отличная от политической (учитывая в данном случае, что политика – сфера общественных отношений по поводу государственной власти) и экономической (как сферы общественных отношений по поводу материального производства, материальной прибыли и ее распределения между участниками). Согласно международной классификации ООН, в перечень НПО, с одной стороны, не входят общественно – политические движения, а тем более, партии, а с другой – профсоюзы, потребительские кооперативы. Вместе с тем, практика показывает, что любая НПО все же влияет на власть опосредованно. Важно, чтобы борьба за власть не становилась основной целью деятельности НПО, и она адекватно выражала интересы своей социальной группы (групп).

2) Направленность субъектов на решение общественных проблем, причем значимых как для одной социальной группы, так и для нескольких групп / всего общества. В этой связи под категорию НПО не подпадают структуры, ориентированные на организацию досуга (например, спортивные клубы и общества, объединяющие людей, имеющих одинаковые хобби).

Следует подчеркнуть принципиальное отличие НПО от общественных (civil, public) объединений, которые ориентированы на защиту исключительно внутригрупповых социальных интересов, а также от благотворительных (charity) организаций, которые занимаются реализацией целевых программ по оказанию помощи тем или иным людям. И общественные объединения, и благотворительные организации входят в класс НПО как отдельные виды.

К НПО относятся также «грас – рутс» организации – структуры третьего сектора, ориентированные на поддержание и развитие местных инициатив общества с преимущественной опорой на собственные силы, а также добровольческие (voluntary) организации, имеющие в своем составе большое число волонтеров, безвозмездно осуществляющих общественно – полезную деятельность.

В условиях и по причине терминологической эклектичности российской нормативно – правовой базы многие отечественные исследователи гражданского общества используют термин «неправительственные некоммерческие организации», понимая под ним весь спектр российских НКО и международное НПО – сообщество (формулировка «неправительственные некоммерческие» употреблена в Федеральном законе «Об общественных объединениях» только для обозначения иностранных НПО, а в законодательстве г. Москвы введен термин «негосударственные некоммерческие организации»).

Вопрос о том, какие же НКО считать социально ориентированными, является сегодня дискуссионным в политической науке и по-разному решается в политико-управленческой практике различных государств. Окончательного решения не получил он и в Российской Федерации.

В широком значении, социально ориентированными являются все НКО, поскольку они возникли как ответ на потребность части общества артикулировать свои проблемы перед публичной властью (во всех государствах), а также как попытка общественности разрешить данные проблемы совместно с властью (демократические режимы), либо в обход ей (тоталитарные и авторитарные режимы).

В прикладном понимании, используемом в юридической теории и практике, социально ориентированными являются лишь те НКО, которые:

- имеют своей целью решение социально значимых проблем общества;

- не вмешиваются в политическую сферу;

- не получают от иностранных физических и юридических лиц финансирования.

Итак, вопрос юридического статуирования СО НКО приобретает огромное значение. Дело в том, что действующее российское законодательство, вслед за иностранным, указывает на то, что СО НКО в приоритетном порядке должны получать государственную или муниципальную поддержку. Однако, для этого данные НКО должны быть внесены в реестр СО НКО, который ведется «уполномоченными государственными или муниципальными органами». Таким образом, мало назваться социально ориентированной, необходимо, чтобы таковой данную НКО признала власть. Вот почему на практике НКО своей деятельностью должна доказать власти свою социальную значимость.

Вне зависимости от политического режима можно выделить следующие задачи СО НКО.

1. Генерация человеческого и общественного капитала, который заставляет демократию работать. Данный капитал выражается в формальной и неформальной сети коммуникаций между государственно – политической системой и гражданским обществом, а также внутри гражданского общества, основанной на доверии, открытости, обмене информацией и сотрудничестве, равно как на единых нормах, целях и институтах для выработки решений и реализации действий на государственном уровне на благо народа. Толкование этого аспекта миссии НКО соответствует концепции позднего модерна и постмодерна, когда гражданское общество рассматривается через взаимодействие личности и властных структур государства, а также через взаимоотношения системного (совокупность безличных коммуникаций людей в сфере государственной и экономической деятельности, основанных на принципах рациональности) и жизненного (область прямой коммуникации людей и публичная сфера, основанная на принципах коммуникативной рациональности) миров. Именно НКО являются тем уникальным, мобильным, адаптируемым механизмом вовлечения личности в процессы политического, гражданского, социального участия и организуют их в мощные группы, способные влиять на государственную политику и получать доступ к государственным ресурсам. НКО контролируют государственную власть и осуществляют мониторинг нарушений и баланс общественных интересов, предоставляют гражданам возможность развивать их способности и совершенствовать образ жизни посредством осуществления контроля за состоянием окружающей среды, оказания помощи наименее благополучным слоям населения, развивают человеческие ресурсы, знания и информацию.

2. Снижение социальной напряженности в обществе. Посредством вовлечения в деятельность НКО, граждане снижают уровень своей депривации, реализуют свои потребности и интересы.

3. Содействие гармонизации правоты с законом. Правота - это публичное предъявление самоопределения в государстве социальной группы (индивида), основанное на отрицании сложившихся социальных норм и правил общежития. Правота может быть еще не вписана в закон, но она значима для жизненных интересов социальных групп, при­знания их своеобразия и человеческого достоинства. Такая правота, поскольку она становится предметом широкого гражданского участия, дает основание для критики существующих законов, социальных институтов и культурных традиций и в перспективе приводит к обновлению права. В таком контексте, например, действуют НКО, выступающие против различных форм дискриминации в отноше­нии женщин, инвалидов, людей с разным цветом кожи.

4. Установление баланса между правами и обязанностями гражданина, оптимального соотношения свободы и ответственности личности в рамках демократии.

Сотрудничеством некоммерческого сектора с органами власти не исчерпывается тема о гармонии в гражданском обществе. Свой вклад вносят и деловые круги (частный бизнес), который так же, как и госучреждения, предоставляет свои ресурсы (средства, инфраструктуру) для проведения мероприятий гражданских организаций. Однако структуры бизнеса, в конечном счете, ориентированы на более узкую цель - увеличение материального благосостояния основателей и сотрудников данной бизнес - организации, а государственная политика является прежде всего внешней средой для деятельности этих организаций.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.