Качественные изменения в интеграционном процессе в конце ХХ-нач. ХХ I вв. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Качественные изменения в интеграционном процессе в конце ХХ-нач. ХХ I вв.

2020-08-20 94
Качественные изменения в интеграционном процессе в конце ХХ-нач. ХХ I вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Маастрихтский договор - переломный этап в развитии интеграции. От Маастрихта до Ниццы.

а) Маастрихтский договор (анализ документа);

б) Амстердамский договор;

в) Ниццский договор.

2. Валютно-экономическая интеграция.

3. Создание современного социального пространства в рамках ЕС.

4. Региональная политика ЕС.

5. Перспективы военно-политической интеграции.

6. Расширение ЕС на современном этапе.

Доклад "Совершенствование институциональных форм интеграции"

Доклад "Евро: новая европейская валюта"

Доклад "Договор о создании Конституции для Европы" как основополагающий документ Европейского Союза"

Методические рекомендации.

а) При освещении первого вопроса необходимо охарактеризовать экономическую, политическую, международную ситуацию в нач. 90-х гг. Далее следует обратиться к предпосылкам создания Маастрихтского договора. Затем, аргументировано доказать, что в нач. 90-х гг. созрела необходимость модернизации интеграционного процесса, в чем это конкретно выражалось? Когда, при каких условиях и кем был подписан Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор)? Какие фундаментальные изменения внес этот договор в природу и механизм интеграционного процесса? В соответствии с договором был создан Европейский Союз, основанный на трех опорах. О каких опорах идет речь? Раскройте суть каждой из трех опор. Что такое принцип субсидиарности? Какие новые области согласно договору были включены в интеграционный процесс? Докажите, что Маастрихтский договор изменил цели и средства экономической интеграции. Объясните, почему Договор о Европейском Союзе столкнулся с трудностями ратификации? В заключении следует определить историческую роль и значение договора.

б) Маастрихтский договор несмотря на свое прогрессивное значение, вскрыл глубокие противоречия, создал множество "головоломок", которые пришлось решать несколько позже, с помощью других юридических документов (Амстердамского, Ниццского договоров). Амстердамский договор предусматривал ряд дополнительных мер, направленных на достижение тех целей, которые были зафиксированы в Маастрихтском договоре. Т.о., Амстердамский договор предлагал еще более универсальные и эффективные инициативы евростроительства. В этой связи целесообразно обратиться к рассмотрению тех нововведений, которые содержались в Амстердамском договоре (усиление роли Европарламента, решение проблем социальной политики, здравоохранения, окружающей среды, правосудия и полицейского сотрудничества, и.т.д). Определите роль и значение Амстердамского договора.

в) Конференция в Ницце (декабрь 2000 г.) и подписанный договор - знаковое событие, открывший новый этап в развитии западноевропейской интеграции. Анализируя содержательное значение конференции в Ницце, следует обратить внимание на институциональное реформирование, утверждение так называемой "разноскоростной интеграции", приоритетные позиции социальной политики и политического сотрудничества в рамках ЕС.

Второй вопрос.

Маастрихтский договор оказался весьма перспективным в плане создания Экономического и валютного союза. Следует обратить внимание на основные этапы валютно-экономической интеграции, которые зафиксированы в договоре, а также на институциональную структуру ЭВС. Далее предстоит задуматься над тем, какие положения, касающиеся Экономического и валютного союза, были включены в договор? Что такое "конвергенция"? Какие критерии конвергенции вошли в договор? С какими трудностями столкнулись европейские страны в процессе создания Экономического и валютного союза? Каким образом осуществляется координация экономической политики? Как протекал процесс подготовки введения единой валюты? Каковы итоги и значение ЭВС? 2мая 1992 г. было подписано Соглашение, учреждающее Европейское экономическое пространство (ЕЭП), каковы его роль и значение?

Третий вопрос.

Докажите, что Маастрихтский договор представлял собой компромиссный вариант в решении социальных проблем. Почему наиболее острые социальные проблемы остались в ведении национальных государств? Охарактеризуйте позицию Великобритании в решении социальных проблем. Какова институциональная база социальной сферы? Студентам необходимо представить эволюцию социальной политики ЕС в постмаастрихтский период:

· Белая книга под названием "Рост, конкурентноспособность, занятость" (июнь 1993 г);

· Зеленая книга "Европейская социальная политика: размышления для Союза" (1993 г.);

· Белая книга "Европейская социальная политика: пути для Союза" (1994 г.);"

· Европейский пакт доверия в борьбе за занятость" (июль 1996 г), Резолюция Европейского Совета "Вызов рабочих мест" (Дублин, 1996), Амстердамский договор (октябрь, 1997);

· Специальное заседание Европейского совета в Люксембурге (20-21 ноября 1997 г).

Каковы результаты социальных мероприятий в ЕС? Какие социальные проблемы относятся к разряду нерешенных? Какие трудности социального порядка влечет за собой пятое расширение ЕС?

Четвертый вопрос.

Регионы ЕС отличаются большим разнообразием, по этой причине формирование региональной политики как особого направления интеграции является целесообразным и перспективным мероприятием. Студентам следует обратить внимание на диспропорцию между наиболее развитыми и аграрно-индустриальными странами с точки зрения природно-географических условий, уровня и характера экономического развития, уровня жизни, этнического состава, правового статуса, финансовой самостоятельности членов ЕС на современном этапе. Раскройте суть концепции "Европы регионов". Изменилась ли региональная политика после Маастрихта? Каковы функции и деятельность Фонда сплочения (1991 г.) и Комитета регионов (1993 г.)? Можно ли сегодня говорить об определенных успехах европейской региональной политики?

Пятый вопрос.

В начале 90-х гг. происходит перелом стран-членов ЕС в решении внешнеполитических проблем. В Маастрихтском договоре пристальное внимание уделяется Общей внешней политике и политике безопасности (ОВПБ)? Студентам необходимо определить цели ОВПБ, а также доказать, что ОВПБ носит противоречивый характер. Пояснения требует вопрос о том, в чем заключается принципиальная разница между ЕПС (Европейским политическим сотрудничеством) и ОВПБ? Отсутствие собственных инструментов военно-политического сотрудничества побудило ЕС использовать потенциал ЗЕС. Какими полномочиями был наделен ЗЕС? Каковы значение и роль Петерсбергской (19 июня 1992 г.) и Киршбергской деклараций (9 мая 1994)? Тенденция к сближению ОВПБ и ЗЕС существенно усилена Амстердамским договором. В чем это конкретно выражалось? Ниццский саммит (декабрь 2000 г.) и образование нового блока европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО). Какова дальнейшая судьба ЗЕС? Студентам также необходимо разобраться в институциональной структуре ОВПБ (Комитет по вопросам политики и безопасности, Военный комитет Европейского Союза (ВКЕС), Военный штаб Европейского Союза (ВШЕС). Каков алгоритм взаимодействия ОВПБ и НАТО на современном этапе?

Шестой вопрос.

При подготовке данного вопроса, необходимо обратить внимание на качественное отличие расширения ЕС ХХI в. от всех предыдущих. Стоит учитывать массовость вступления в ЕС, особенности социально-экономического и политического развития стран последних расширений. Какие критерии ЕС предъявляет странам-кандидатам? Какие страны стали участниками интеграционного процесса на современном этапе? Особого внимания заслуживают проблемы, с которыми проблемами приходится сталкиваться ЕС после расширения.

Источники:

Маастрихтский договор. - М., 1994.

Литература:

1. Андреева Т. Военно-технический фактор политической интеграции ЕС//МЭМО. 2006, № 8, С.32-42.

2. Беттхер В. Маастрихтский договор о будущем Европы. - М., 1994.

3. Борко Ю.А. Что такое ЕС? - М., 2000.

4. Борко Ю.А. Новый этап углубления и расширения европейской интеграции //МЭиМО. - 2000. - № 9.

5. Бусыгина И.М. Стратегии европейских регионов в контексте интеграции и глобализации. - М., 2002.

6. Глухарев Л.И. Политические компоненты развития Евросоюза //Современная Европа. - 2003. - № 2.

7. Дмитриев С. Европейский Союз //МЭМО. - 2002. - №8.

8. Европа: вчера, сегодня, завтра. - М., 2002.

9. Европа. - 2004. - №1.

10. Европейская интеграция: современное состояние и перспективы. - Минск, 2001.

11. Европейский Союз на пороге ХХI века. Выбор стратегии развития. - М., 2001.

12. Европейская экономика в ХХ веке//МЭиМО. - 2002. - №1.

13. Иноземцев. В. авангарде прогресса:социальная политика ЕС //МЭиМО. - 2002. - №2.

14. Иноземцев В., Кузнецова Е. В поисках идентичности европейской социокультурной парадигмы // МЭиМО. - 2002. - №6.

15. Иноземцев В., Кузнецова Е.. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике //МЭиМО. - 2002. - №4.

16. Кузьмичева Л. «Внешнее измерение» сотрудничества ЕС по вопросам безопасности и обороны//МЭМО. – 2006, №8, С.42-47.

17. Курочкин Д.Н. Евро: новая валюта для старого света. - Минск, 2000.

18. Маастрихтский процесс: реакция на новые вызовы//МЭиМО. - 1993. - № 9.

19. Модров Х. За новый Европейский Союз //Современная Европа. - 2002. - №1.

20. Пищик В. Евро и макроэкономическая сбалансированность в ЕС //МЭиМО. - 2003. - №5.

21. Потемкина О.Ю. Европейское пространство свободы, безопасности и правопорядка: границы, содержание, механизмы. - М., 2002.

22. Ревякин Е. Инерция интеграции как одна из особенностей ее динамики//МЭМО. – 2006. - №7, С. 33-40.

23. Стрежнева М. Культура европейской политики //МЭиМО. - 2002. - №3.

24. Стрежнева М. Проблемы социальной политики в Европейском Союзе//МЭМО. – 2006, - №8, С.22-32.

25. Тимченко М.Н. История введения единой европейской валюты и ее последствия //Финансовый менеджмент. - 2001. - №1.

26. Шемятенков В.Г. Евро: две стороны одной монеты. - М., 1998.

27. Шенаев В.Н. Экономика Евросоюза на рубеже веков //Современная Европа. - 2003. - №2.

Договор о Европейском Союзе

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ

Статья 1

Согласно настоящему Договору, Высокие Договаривающиеся Стороны учреждают Европейский Союз, называемый в дальнейшем “Союз”.

Настоящий Договор знаменует собой новый этап в процессе создания как никогда ранее сплоченного союза народов Европы, в котором принимаемые решения направлены на более полное удовлетворение потребностей граждан.

Союз учреждается на базе Европейского сообщества, дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с настоящим Договором. Его задача состоит в том, чтобы организовать с помощью методов, характеризуемых сплоченностью и солидарностью, отношения между государствами-членами и между их народами.

Статья 2

Союз ставит перед собой следующие цели:

- содействовать экономическому и социальному прогрессу и высокому уровню занятости и достичь сбалансированного и устойчивого развития, особенно путем создания пространства без внутренних границ, экономического и социального сплочения и создания экономического и валютного союза, включающего в конечном итоге введение единой валюты в соответствии с положениями настоящего Договора;

- способствовать утверждению его самобытности на международной арене, особенно посредством осуществления общей внешней политики и политики безопасности, включая поступательное формирование общей оборонной политики;

- усилить защиту прав и интересов граждан государств-членов посредством введения гражданства Союза;

- развивать тесное сотрудничество в области правосудия и внутренних дел;

- полностью сохранять достижения Сообщества (acquis communautaire) и опираться на них, чтобы определить, в какой мере политика и формы сотрудничества, сформулированные настоящим Договором, нуждаются в пересмотре для обеспечения эффективности механизмов и институтов Сообщества.

Цели Союза достигаются таким образом, как это предусмотрено настоящим Договором, и в соответствии с установленными им условиями и графиком, при соблюдении принципа субсидиарности, как он определен в статье 5 Договора, учредившего Европейское сообщество.

Статья 3

В Союзе действует единая институционная структура, которая должна обеспечивать согласованность и преемственность деятельности, осуществляемой для достижения его целей, с соблюдением и опорой на достигнутый в Сообществе уровень интеграции.

Союз должен особо обеспечивать согласованность своей внешне-политических деятельности в общем контексте внешней политики, политики в сферах безопасности, экономики и содействия развитию. Совет и Комиссия несут ответственность за обеспечение такой согласованности и сотрудничают с этой целью. Они обеспечивают осуществление политики в указанных сферах в соответствии со своими полномочиями.

Статья 4

Европейский совет дает Союзу необходимый побудительный импульс для развития и определяет общие политические ориентиры.

Европейский совет собирает глав государств или правительств государств-членов и Председателя Комиссии. Их должны сопровождать в качестве помощников министры иностранных дел государств-членов и один из членов Комиссии. Европейский совет собирается по крайней мере дважды в год под председательством Главы государства или правительства государства-члена, которое председательствует в Совете.

Европейский совет представляет Европейскому парламенту доклад о каждом своем заседании и ежегодный письменный доклад о прогрессе, достигнутом Союзом.

Статья 5

Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд и Палата аудиторов осуществляют свои полномочия в соответствии с условиями и согласно целям, предусмотренным, с одной стороны, положениями Договоров, учредивших Европейские сообщества, и последующих Договоров и Актов, внесших в них изменения и дополнения, с другой - иными положениями настоящего Договора.

Статья 6

1. Союз основан на принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также господства права - принципах, общих для всех государств-членов.

2. Союз уважает основные права личности, как они гарантированы Европейской конвенцией по защите прав человека и основных свобод, подписанной 4 ноября 1950 г. в Риме, и как они вытекают из общих конституционных традиций государств-членов, в качестве общих принципов права Сообщества.

3. Союз наделяет себя средствами, необходимыми для достижения своих целей и осуществления своей политики.

Статья 7

1. Совет, собирающийся в составе глав государств или правительств, действуя единогласно на основе предложения, внесенного одной третью государств-членов или Комиссией, и получив согласие Европейского парламента, может установить наличие серьезного и неоднократного нарушения государством-членом принципов, изложенных в статье 6 (1), предложив предварительно правительству данного государства-члена возможность представить свои соображения.

2. В случае вынесения такого определения Совет, действуя квалифицированным большинством голосов, может принять решение о временном приостановлении некоторых прав, вытекающих из применения настоящего Договора, в отношении государства-члена, допустившего такое нарушение, включая право участия в голосовании представителя правительства данного государства-члена в Совете. Действуя, таким образом, Совет принимает во внимание возможные последствия такой санкции для прав и обязательств физических и юридических лиц.

Обязательства, возлагаемые на данное государство-член настоящим Договором, продолжают в любом случае оставаться юридически обязательными к исполнению этим государством.

3. Совет, действуя квалифицированным большинством голосов, может в последующем принять решение изменить или отменить меры, принятые в соответствии с параграфом 2, при условии изменения ситуации, которая привела к их введению.

4. Во исполнение данной статьи Совет действует, не принимая во внимание голос представителя правительства обсуждаемого государства-члена. Наличие воздержавшихся при голосовании присутствующих членов Совета или их представителей не является препятствием для принятия решения, упомянутого в параграфе 1. Для определения квалифицированного большинства используются те же соотношения взвешенных голосов заинтересованных членов Совета, которые установлены в статье 205 (2) Договора об учреждении Европейского Сообщества.

Этот параграф применяется также в случае приостановления права участия в голосовании в соответствии с параграфом 2.

5. Во исполнение настоящей статьи Европейский парламент принимает решение большинством в две трети поданных голосов, представляющих большинство его членов.

РАЗДЕЛ 2.

ПОЛОЖЕНИЯ, ИЗМЕНЯЮЩИЕ ДОГОВОР ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА, С ЦЕЛЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

Статья 1.

Термин "Европейское экономическое сообщество" должен быть заменен термином "Европейское сообщество".

Статья 2.

Сообщество имеет своей задачей, путем создания общего рынка, экономического и валютного союза, а также путем осуществления общей политики и деятельности, изложенных в статьях 2 и 3а, содействовать повсеместно в Сообществе гармоничному и сбалансированному развитию экономической деятельности, устойчивому и безинфляционному росту, сохраняющему окружающую среду, достижению высокой степени конвергенции экономических показателей, высокого уровня занятости и социальной защиты, повышению жизненного уровня и качества жизни, экономическому и социальному сплочению и солидарности государств-членов.

Статья 3 а

1. Для достижения целей, поставленных в статье 2, деятельность государств-членов и Сообщества включает, согласно настоящему Договору и в соответствии с установленным в нем графиком, принятие экономической политики, которая основана на тесной координации экономической политики государств-членов, на внутреннем рынке и на определении общих задач, и проводится в соответствии с принципами открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.

2. Параллельно с предыдущим, согласно настоящему Договору и в соответствии с установленными в нем графиком и процедурами, эта деятельность включает неизменный фиксированный обменный курс, ведущий к введению единой валюты, ЭКЮ, разработку и проведение единой валютной политики и политики обменных курсов, основной целью которых является поддержание стабильных цен и, без ущерба для этой цели, поддержание общих экономических курсов в Сообществе, в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренции.

3. Эта деятельность государств-членов и Сообщества должна укрепить согласие относительно следующих руководящих принципов: стабильные цены, здоровое состояние государственных финансов и валюты, устойчивый платежный баланс.

Статья 4

Задачи, возлагаемые на Сообщество, выполняются следующими институтами:

· ЕВРОПЕЙСКИМ ПАРЛАМЕНТОМ,

· СОВЕТОМ,

· КОМИССИЕЙ,

· СУДОМ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА,

· ПАЛАТОЙ АУДИТОРОВ.

Каждый институт действует в пределах полномочий, которыми он наделяется в соответствии с настоящим Договором.

Совет и Комиссия пользуются помощью Экономического и социального комитета и Комитета регионов, выполняющих консультативную функцию.

Статья 4а

Европейская система центральных банков (в дальнейшем – ЕСЦБ) и Европейский центральный банк (в дальнейшем –ЕЦБ) учреждаются в соответствии с порядком, изложенным в настоящем договоре; они действуют в пределах полномочий, предоставленных им согласно настоящему Договору, и согласно прилагаемому уставу ЕСЦБ и ЕЦБ.

Часть вторая

Гражданство союза

Статья 8


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.