Перечислите функции педагогического общения воспитателя. Впишите в таблицу. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Перечислите функции педагогического общения воспитателя. Впишите в таблицу.

2020-07-08 94
Перечислите функции педагогического общения воспитателя. Впишите в таблицу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  

Составьте кластер «Структура педагогического общения».

Составьте и запишите консультацию для воспитателя ДОУ на тему: «Стиль отношения воспитателя к детям дошкольного возраста», учитывая научные взгляды Я.А. Коломенский и Е.О. Панько.

Какой из перечисленных стилей ближе Вам. Раскройте, что в каждый из стилей вкладываете Вы, впишите в таблицу.

1.общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью  
2.общения на почве дружеских отношений  
3.общение-дистанция  
4.общение-заигрывание  
5.общение-устрашение  
6.партнерское общение  

Напишите эссе на тему: «Тактичный воспитатель».

На Ваш взгляд, каким должно быть эффективное педагогическое общение? Запишите свой ответ.

 

10. Составьте беседу с детьми на познавательную тему по выбору (это может быть «Мир насекомых», «Скворцы», «Космос», «Транспорт», «Электричество», «Вирус» и т.д.). Определите, к какому типу воспитателя  по культуре общения и такту хотели бы относиться Вы (или воспитатель Вашего ребенка). Снимите видеоролик и выложите его в групповое сообщество. ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ! См. Пример. Приложение 2.

11. Воздействие педагога-воспитателя в дошкольном образовательном учреждении должно строиться по следующей схеме: цель – средство – результат.

Каким образом достичь результата? Можно ответить так: уметь пользоваться «риторическим инструментарием».

Этот риторический инструментарий выступает в виде ряда коммуникативных эффектов:

1) эффекта визуального имиджа,

2) первых фраз,

3) аргументации,

4) квантового выброса информации,

5) паузы,

6) релаксации,

7) дисперсии,

8) воображения,

9) дискуссии,

10) эллипса.

Какие из этих эффектов наиболее продуктивны в работе с детьми дошкольного возраста? Запишите свое рассуждение.

Список литературы:

1. Тимонина И.В. Педагогическая риторика: генезис и актуальность: учеб. пособие https://e.lanbook.com/book/125389

2. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов университета https://e.lanbook.com/book/113368

3. Тимошенко Т.Е. Риторика: практикум https://e.lanbook.com/book/84333

4. Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика https://e.lanbook.com/book/109519

5. Стернин, И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. - Воронеж: «Истоки», 2011. Тираж 500 экз. - 169 с.  http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Prakticheskaja%20_ritorika.pdf


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Тема. Влияние педагогического общения воспитателя дошкольного учреждения на развитие дошкольников

 

1. Культура общения воспитателя ДОО. Определение педагогического общения, его функции и стадии.

2. Стили отношения воспитателя к воспитанникам и стили педагогического общения

3. Педагогический такт. Типы воспитателей

4. Условия эффективного педагогического общения 

 

Культура общения воспитателя дошкольного учебного заведения. Определение педагогического общения, его функции и стадии.

Педагогическое общение - это особый вид творчества, который проявляется в умении правильно передавать информацию, понимать состояние учащихся, в искусстве - влияние на партнера, в мастерстве - саморегуляции.

Воспитатель проектирует микросреду в группе и ДОО в целом, а значит, от его коммуникативных умений во многом зависит эффективность процесса общения и успешное психическое развитие воспитанников.

Разделяют влияния в педагогическом общении на осознанные и неосознанные.

1.Осознанного они считают вербальные и невербальные действия воспитателя, которые он строит и воспринимает сам именно как средства воспитательного воздействия, направленные на формирование личности ребенка, создание благоприятного педагогического климата.

2.Неосознанные воздействия воспитателя исследователи рассматривают как такие действия педагога, которые он не осознает как средства воздействия на ребенка или группу в целом.

Психологи акцентируют внимание на том, что в процессе общения реализуется достаточно важная социально-перцептивная функция. Они замечают, что оптимальность педагогического общения также зависит и в умение воспитателя использовать искусство, сказку, песенку, музыку как средство воздействия на ребенка.

Педагогическое общение как профессионально-этический феномен требует от воспитателя специальной подготовки не только для овладения технологией взаимодействия, но и для получения морального опыта педагогической мудрости в организации отношений с детьми, их родителями, коллегами в различных сферах учебно-воспитательного процесс.

Педагогическое общение по качественным признакам оно может быть профессиональным и непрофессиональным.

1.Профессиональное педагогическое общение на уровне мастерства взаимодействия обеспечивает через воспитателя трансляцию воспитанникам человеческой культуры, способствует усвоению знаний, формированию основ ценностных ориентаций мировоззрения, собственной ценности ребенка.

2.Непрофессионально педагогическое общение, наоборот, порождает страх, неуверенность, вызывает снижение трудоспособности, общей активности, формирование необъективной оценки у воспитанников. Наконец, у детей возникает устойчивое негативное отношение к воспитателю и к дошкольному учреждению в целом.

Итак, общение в работе воспитателя является средством:

1) самопрезентации воспитателя;

2) выполнение учебно-воспитательных задач;

3) социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;

4) организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающее

успешность самореализации воспитанников;

5) организации сотрудничества воспитателя с коллегами и родителями воспитанников.

Педагогическое общение - процесс сложный, многослойный непрерывный, многофункциональный.

К функции педагогического общения относятся;

1. Информационная. В непосредственном межличностном общении воспитатель получает разнообразную информацию о своих воспитанниках - их возможностях, желаниях, потребностях, сильные и слабые стороны, страхи и мечты, о группе детей в целом, о внутренних процессах, происходящие в ней, об особенностях отношений в семьях воспитанников т.д..

В свою очередь, педагог в процессе общения передает информацию своим воспитанникам как целенаправленную, так и спонтанную в виде подтекста, в его обращении к детям. Эта информация касается содержания программы обучения и воспитания в ДОО, а также особенностей самого воспитателя - его вкусов, привязанностей, интересов, увлечений. Передача информации происходит с помощью вербальных и невербальных средств общения.

2. Познавательная. Рассматривая то, какую информацию получает педагог через канал общения, особенно следует обратить внимание на информацию о личности ребенка. Непосредственное общение позволяет изучать, познавать личность в самых разнообразных условиях и проявлениях. Непосредственное общение с детьми важно и тогда, когда воспитателю необходимо изучить какой-либо явление в коллективе или в отдельных детей, понять причинно-следственные связи явлений и процессов, происходящих попытаться проследить их зарождение, возникновение, развитие и прогнозировать дальнейший рост. Значительную роль в общении играет личность воспитателя. Каждый педагог одно и то же явление видит по-разному, в зависимости от собственного опыта (жизненного, педагогического, опыта общения с конкретными воспитанниками). Опыт педагогического общения, его богатство детерминирует адекватность и качество восприятия информации воспитателем.

3. Организация деятельности. Любую деятельность, дети овладевают в дошкольном возрасте, трудно представить вне общения. То игра или работа, или учебная деятельность - к ней дети побуждаются и поощряются с помощью различных приемов, соответствующих возрасту воспитанников. В работе с детьми воспитатель предпочитает игровым приемам, сюрпризных моментам. Чтобы организовать старших дошкольников, педагог использует загадки, небольшие произведения художественной литературы, проблемные вопросы, описание ситуации, свидетелем которой стал воспитатель и т.д.. Воспитателю принадлежит руководящая роль в учебно-воспитательном процессе ДОО, и она ярко проявляется в функциях педагогического общения, в частности в организации деятельности.

4. Обмен ролями. Содержание этой функции состоит в том, что воспитанник выполняет роль педагога. Это способствует разнообразным проявлениям личности - «сброса масок», возможность войти в роль другого способствуют процессу адекватного восприятия и понимания друг друга. В дошкольном учреждении воспитатели применяют ее частично в работе с детьми пятого, шестого года жизни, когда просят одного из воспитанников показать комплекс общеразвивающих упражнений для других детей группы или назначают ответственного за уборку в игрушечной зоне т.д.. Эта функция имеет большое воспитательное значение, поскольку дисциплинирует ребенка, учит его быть ответственным, целеустремленным.

5. Сопереживание. Эта функция обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования эмпатии. Чтобы понять, что в этот момент чувствует воспитанник, воспитатель должен обладать социальной перцепцией. А на основе анализа информации, полученной благодаря умению считывать невербальные сигналы своих воспитанников и ставить себя на место другого, педагог может подобрать адекватные методы и приемы взаимодействия на детей: кого успокоить, кого рассмешить, кого отвлечь от грустных мыслей, привлекая к содержательной и увлекательной деятельности. Выбор способа сочувствие ребенку зависит от его возраста и индивидуальных особенностей.

6. Самоутверждение. Реализация этой функции требует от воспитателя решения такой задачи: как способствовать осознанию ребенком своего «Я», ощущению значимости его личности, формированию адекватной самооценки и перспектив развития личности. Эта функция прежде должна быть реализована в общении с неуверенными в себе воспитанниками с заниженной самооценкой.

7. Интегративно-компенсаторная. Ребенок дошкольного возраста является одновременно членом многих коллективов: семейного, дворового, коллектива спортивной секции, школы искусств, ДОУ. Все они одновременно и по-разному, то есть и положительно, и отрицательно влияют на ребенка. В этих условиях роль общения педагога с детьми как канала управления воспитанием проявляется в том, что он интегрирует эти влияния, компенсирует недостатки, корректирует противоречивые влияния, минимизирует негативные, усиливает положительные.

Оптимальная реализация всех названных функций общения позволяет определить его как педагогическое общение, как высший уровень общения, осуществляется во время учебно-воспитательного процесса. Организуя общения, педагог должен обеспечить условия для реализации наибольшего количества функций общения.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.