Какими бывают жанры выступлений? — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Какими бывают жанры выступлений?

2020-07-07 168
Какими бывают жанры выступлений? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие

Дата: 26.03.2020г.

По дисциплине: Риторика в ДОУ

Тема занятия: Мастерство воспитателя в публичном выступлении

Цель занятия: Практически овладеть риторикой – правилами и приемами эффективного риторического воздействия, отработки практических риторических навыков, обучению наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторических выступлений. Закрепить знания и практические умения студентов в публичном выступлении разных жанров.

 

 

Выполнила:

студентка 4-го курса

группы ДО-16

Гасанова Р.М.                                 

 

 

                                       

 

Симферополь,  2020

Практическое занятие

Вопросы, разбираемые на занятии.

Какими бывают жанры выступлений?

Публичное выступление- это один из видов устного делового общения зависимости от содержания, назначения, способа провозглашения и обстоятельств общения выделяют следующие основные жанры публичных выступлений:

1) общественно-политические речи (лекции на общественно-политические темы, выступления на митингах, на выборах, отчетные доклады, политические обзоры);

2) академические речи (научные доклады, учебные лекции, научные дискуссии);

3) речи по случаю торжественных встреч (юбилейные речи, поздравления, тосты)

Каждый из перечисленных видов имеет соответствующее назначение, то есть преследует определенную цель - проинформировать, убедить или создать настроение в соответствующей аудитории

Информативными бывают чаще доклады, лекции. Строятся они по схеме: что, для чего, как, каким образом. Во введении излагается проблема, отдельные ее составляющие; изложение развивается от простого к сложному. Окончание содержит как теоретические выводы, так и практические предложения.

Убеждение как цель выступления возникает при обсуждении определенной теоретической или практической проблемы. Оратор ставит перед собой задачу убедить аудиторию, обращаясь и к разуму, и к чувствам своих слушателей. Успех его зависит от подбора аргументов и умение расположить их в порядке нарастания убедительности. В конце выступающий, как правило, еще раз подчеркивает главных аспектах темы и призыв ее к определенным действиям или к принятию определенных решений.

Такая цель, как создание определенного настроения, возникает на всевозможных торжествах: на праздниках, на юбилеях, на годовщинах т.д.

важное здесь - умение найти в теме что-то новое, необычное, остроумное. Но при этом подтекст такой речи должно быть доброжелательным, уважительным, искренним, а форма - оригинальной, нетрадиционной

 

Перечислите виды споров.

1. Дискуссия (от лат. discussio – исследование, обсуждение) – публичный спор, целью которого является сопоставление разных точек зрения с целью правильного нахождения решения спорного вопроса. Дискуссия осуществляется под руководством опытного ведущего.

2. Диспут – это заранее подготовленный устный спор на заданную тему (научную, морально-этическую, общественно важную). В процессе диспута сопоставляются различные точки зрения под руководством компетентного ведущего.

3. Полемика (от греч. πολεμικοσ – воинственный, враждебный) – это острый спор, борьба принципиально противоположных точек зрения. Цель – одержать победу над противником, отстоять собственную позицию. Наличие ведущего не обязательно.

4. Словами дебаты, прения именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений на заседаниях, конференциях.

1.1. Виды споров

Обычно споры дифференцируются по цели, по количеству участников или по форме проведения.

По цели различают следующие виды споров:

из-за истины Спор ради выяснения истины называют высшей формой спора, самой благородной и прекрасной. Кроме несомненной пользы, такой спор доставляет настоящее наслаждение его участникам. Это и понятно: расширяются знания о предмете спора, укрепляется вера в собственные интеллектуальные возможности.
для убеждения Задачей спора может быть убеждение оппонента. Здесь возможны два варианта: спорящий искренне убеждает в том, о чем говорит; сам спорящий вовсе не верит в истинность того, что защищает. Такой участник спора предпочитает оппонента слабее себя и выбирает только удобные для себя аргументы.
для победы Целью спора бывает победа, причем полемисты не ставят своей задачей приблизиться к истине или убедить противника. Их цель – убедить оппонента любыми методами. Главный принцип участников такого спора – «победителей не судят», поэтому спорящие прибегают к эффектным, но недостойным способом воздействия на противника.
ради спора Часто встречаются и спор ради спора. Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить. Им важно блеснуть красноречием.

По количеству участников выделяют:

спор-монолог – человек спорит сам с собой

спор-диалог – участвуют два лица

спор-полилог – ведется несколькими лицами

По форме проведения споры бывают:

устные Если спор ведется при слушателях, важную роль играют психологические моменты. Большое значение имеют быстрота реакции, остроумие. Участники пытаются не только переубедить друг друга, сколько произвести впечатление на публику.
письменные Считается более приемлемой формой выяснения истины, поэтому представляет особую ценность. Недостатки: проследить за ними сложнее, так как он более продолжителен по времени, зависит от периодичности изданий. Если спор тянется слишком долго, читатели успевают забыть отдельные выводы.

7. Этапы подготовки дебатов.

Дебаты требуют серьезной организационной и информационной подготовки, которая включает в себя следующие этапы.

· 1. Собрание участников предстоящих дебатов, формирование команд, способов подготовки к дебатам.

· 2. Формулировка темы дебатов, которая должна быть наиболее значимой для участников.

· 3. Самостоятельная работа членов команды по формированию системы аргументов, определению способов поддержки со стороны команды спикеру, которая нужна для обоснования правильности избранной позиции; поиск и отбор необходимых для обсуждения материалов (таблиц, карт, схем); подготовка мультимедийного проектора и др.

· 4. Представление подготовленных материалов, их обсуждение, распределение ролей между участниками.

· 5. Проведение дебатов.

· 6. Подведение итогов состоявшихся дебатов.

Важным моментом в подготовке дебатов является определение их темы. Она должна быть актуальной и вместе с тем спорной, интересной. Важно, чтобы у оппонентов имелись существенные разногласия в понимании этой темы. Часто тема формулируется в форме вопроса.

Проведение дебатов

Дебаты проходят по заранее продуманному сценарию, в котором должны быть следующие элементы.

· 1. Вступительное слово ведущего, в котором указывается тема дебатов, имена оппонентов, регламент встречи.

· 2. Выступление участников с изложением своих позиций по теме дебатов.

· 3. Перекрестные вопросы оппонентов, т.е. вопросы, обращенные друг другу.

· 4. Вопросы к оппонентам со стороны слушателей.

· 5. Обсуждение приведенных аргументов с участием оппонентов и слушателей.

· 6. Краткое заключительное слово оппонентов.

· 7. Объявление решения судей.

· 8. Заключительное слово ведущего.

Центральным пунктом всего содержания дебатов являются речи оппонентов. Для того чтобы быть успешной, любая речь должна опираться не только на совокупность проверенных фактов, но и на их анализ, логическое осмысление.

Самостоятельно выполните следующие задания:

Задания 1.

   Какие утверждения правильные?

1.Объявление — это публичная информация о каком-либо событии, происшествии.

2.Объявление — это публичная информация о том, что про­изойдет или произошло.

3.Аннотация — это краткое изложение содержания книги или фильма,

4.Лекция — это выступление специалиста по какой-либо теме.

5.Лекция — это развернутое выступление специалиста.

6.Доклады могут иметь любую продолжительность.

7.Доклады могут быть от 20 мин до 1 ч и более.

8.Автобиография — это письменный жанр.

9. В устном ответе не надо делать вывод.

10. В устном ответе надо делать вывод.

11.Информационное выступление должно обязательно содержать новую для слушателей информацию.

12.Информационное выступление надо постараться сделать для слушателей эмоциональным.

13.Информационное выступление не должно содержать несколько пунктов.

14.Информационное выступление должно дать исчерпывающую информацию по вопросу.

15.Информационное выступление не предполагает ответов на вопросы слушателей.

16.При информационном выступлении цифры и даты лучше записать на доске.

17.В информационном выступлении цифры и даты надо повторять.

18.Важнейшее требование к информационному выступлению — понятность содержания.

19.Темп речи в информационных выступлениях не должен быть высоким.9

20.В кратком информационном выступлении особенно важна мимика и жестикуляция оратора.

Правильные ответы: 1, 3, 4, 6, 8, 10, 11,12, 14, 16, 18,19,20

Задание 6.

Сделайте устную аннотацию книги, которую вы только что прочитали.

Жорж Санд «Консуэло»

Жорж Санд — псевдоним французской писательницы Авроры Дюпен-Дюдеван. В ее многочисленных произведениях идеи освобождения личности сочетаются с талантливым психологическим воссозданием идеально-возвышенных характеров, сложных любовных коллизий. Роман «Консуэло» — увлекательная история жизни молодой певицы (прототипом ее послужила знаменитая Полина Виардо), которой приходится преодолевать нелегкие испытания, даря людям свое искусство. Это книга о судьбе истинного художника, о тяжелом бремени таланта, дарованного судьбой, о сложном, а порой даже трагическом выборе между славой и личным счастьем.

Роман, 1843 год; цикл «Консуэло»

Задание 7.

Придумайте шуточные объявления по данным ниже случаям.

1. О потере совести на трамвайной остановке. 2. О наборе на годичные курсы водителей самокатов и трехколесных велосипедов. 3. О том, что вы нашли чье-то собственное мнение на дороге. 4. О том, что вы покупаете использованные тюбики от зубной пасты (придумайте, зачем они вам нужны) и т.д.

Ваше мнение

Лекция, объяснение учителя на уроке — это жанры информацион­ные. Специалисты — преподаватели вузов, учителя — обычно хорошо владеют информацией, которую они сообщают. Почему же одних слу­шать легко, других — трудно, а третьих — вообще невозможно?

Задания 8.

Какие утверждения правильные?

1. Протокольно-этикетное выступление имеет целью соблюсти общественный ритуал.

2. Протокольно-этикетное выступление должно быть кратким.

3. Протокольно-этикетное выступление должно носить в своей основе эмоционально-развлекательный характер.

4. Протокольно-этикетное выступление должно содержать юмор.

5. Протокольно-этикетное выступление должно произноситься без конспекта.

6. Протокольно-этикетное выступление основывается на похвале.

7. Протокольно-этикетное выступление адресуется отдельному лицу.

8. Протокольно-этикетное выступление адресуется лицу или организации.

9. В протокольно-этикетном выступлении должны быть отмечены заслуги лица или организации.

10. Протокольно-этикетное выступление должно завершаться эмоциональным пожеланием.

Правильные ответы: 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10

Задание 9. Вас пригласили первого сентября выступить перед первоклассниками. Поздравьте их с началом школьной жизни. Что бы вы могли им пожелать, посоветовать?

Задание 10. Составьте поздравительную речь в адрес своей любимой вещи. Поздравьте их с каким-нибудь юбилеем, праздником.

 

Дорогой мой, диван! Я сплю на тебе уже 5 года и могу сказать, что у меня никогда не было такого дивана как ты. Ты был со мной в разные моменты жизно0 когда мне было грузно и радостно. Когда я приходила уставшая домой, я сразу же засыпала в твоих объятьях, а когда вставала, то чувствовала себя как никогда хорошо. Твоя забота помогала мне в течении дня. В моей жизни ты играешь немаловажную роль и я желаю тебе, чтобы ты прослужил мне долгие годы, будь всегда таким каким ты есть - мягким и удобным! С годовщиной тебя!

 

Задание 11. Вам поручили сказать приветственное слово на встрече американской делегации преподавателей и студентов из штата Канзас, которая приехала в ваш институт. Вам надо за 2 мин: поприветствовать гостей от имени студентов; сказать, что у вас замечательный институт и гостямбудет очень интересно с ним познакомиться; рассказать об институте, его основных достижениях, факультетах, о том, чем ваш институт отличается от других учебных заведений; пригласить гостей осмотреть институт, сказав, на что они в первую очередь должны обратить внимание.

Задание 12. Проводится фестиваль риторики. Студенты разных факультетов будут соревноваться в искусстве публичного выступления. Вы должны произнести минутную приветственную речь перед открытием этого фестиваля. Расскажите о важности фестиваля, риторики, пожелайте всемуспеха.

Ваше мнение

Протокольно-этикетные выступления по своему содержанию неискренни. Почему, тем не менее, они очень распространены и во многих ситуациях необходимы?

Задание 13.

Какие утверждения правильны?

1. Дебаты – это форма полемики.

2. Дебаты помогли американцам сократить число курящих.

3. Дебаты помогли американцам решить расовые проблемы.

4. Дебаты помогли американцам решить проблему неравенства оплаты труда мужчин и женщин.

5. Дебаты — это вид спора.

6. Русские люди часто прибегают к дебатам для решения сложных социальных проблем общества.

7. Соблюдение регламента при обсуждении вопросов не составляет труда для русского человека.

8. Дебаты развивают в обществе навыки публичного обсуждения важных проблем.

9. Дебаты должны проводиться в парламентах, а не на уровне рядовых граждан.

10. Дебаты — это вид публичного обсуждения проблемы.

11. Дебаты — это вид дискуссии.

12. Дебаты призваны решить проблему.

13. Дебаты призваны дать общественности материал для принятия решения.

14. Дебаты формируют гражданское сознание рядовых граждан.

15. Дебаты учат людей умению принимать во внимание другую точку зрения.

16. Дебаты противоречат принципу толерантности в отношениях людей.

17. Дебаты способствуют формированию толерантных установок в сознании людей.

18. Дебаты предполагают спор сторон.

19. Дебаты исключают прямой спор сторон.

20. Важность дебатов возрастает в эпоху демократизации общества.

Правильные ответы: 1, 3, 4 5, 8, 10, 11, 13, 14,15, 18, 20

Задание 14. Подберите несколько аргументов к данным тезисам.

1. Курение вредит здоровью.  Курение вредит не только куритьщику, но и окружающим его людям. Курение – это яд для организма.

2. Школьная форма не нужна. Каждый вправе одеваться, так как он хочет, это способ самоутверждения.

З. Все должны заниматься спортом.  Спорт – это залог долгой жизни. Спорт защищает и закаляет организм. Спорт – это жизнь.

4.Родители должны учитывать мнение детей при совершении больших покупок. Большая покупка- это то, чем будут пользоваться все члены семьи, в том числе и дети, поэтому очень важно, чтобы они учитывали их мнение 

5. Дети должны использовать опыт и знания родителей. Родители имеют большой жизненный опыт, родители могут подсказать ребенку как ему лучше поступить.

6. Хорошо учиться необходимо для будущего. Если хорошо учится, то можно хорошо закончить ВУЗ, благодаря, которому сможешь устроить свою жизнь в дальнейшем.

 

       

Задание 15. Закончите следующие фразы.

1. Я считаю, что зарядку делать необходимо, потому что, по первых, это помогает взбодриться утром, а во-вторых полезно для здоровья

2. Я считаю, что зарядку делать бесполезно, потому что, во-первых, приходится раньше вставать, а во-вторых ты будешь сонным целый день.

3. Я думаю, что я имею право приходить домой после 11 часов вечера, потому что, во-первых, я уже взрослая, а во-вторых могу нести за себя ответственность

4. Я думаю, что не стоит приходить, домой после 11 часов вечера, потому что, во-первых, уже очень поздно, а но вторых могут возникнуть неприятности

       

Задание 16. Прочитайте материалы для дебатов. Обсудите их и используйте эти материалы при подготовке дебатов.

Ваше мнение

Могут ли дебаты, если они получат распространение у нас в стране, помочь нашему обществу в решении социальных проблем?

Дебаты кроме несомненного общественного и гражданского имеют и большое обучающее значение. Дебаты способствуют фор­мированию у участников навыков аргументации, формируют уме­ние внимательно и целенаправленно слушать собеседника, анализировать высказанное устно мнение, учат корректно и проду­манно задавать вопросы, формулировать краткие и точные ответы на них, вести обсуждение в духе толерантности с соблюдением речевых, этикетных и этических норм. Участники дебатов учатся соблюдать регламент, отбирать главное, использовать приемы за­воевания и поддержания внимания аудитории. Они учатся находить оптимальную речевую форму для представления аудитории своих идей, практикуются в краткости и точности речи. Дебаты формируют уважительное отношение к оппоненту - лицу, разде­ляющему другую точку зрения.

В процессе подготовки дебатов участники учатся целенаправ­ленно подбирать материал по определенной теме, внимательно читать, конспектировать тексты, находить аргументы, работают над речевым оформлением высказывания, учатся продумывать и формулировать главные мысли своего выступления, располагать их в оптимальной последовательности.

Важнейшая особенность дебатов заключается в том, что в их ходе не спорят, а высказывают свою точку зрения, приводя аргументы; выслушивают оппонента, не перебивая; задают оппоненту вопросы только на прояснение его позиции, не вступая с ним при этом в спор.

 

Список литературы:

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. - 295с.

2. Евлашкина К.Е. Стили педагогического общения... Норильск, 2002.

3. Ильин Е. П. - Психология общения и межличностных отношений. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 592 с.

4. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: «Проспект», 1989. – 419с.

5. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение //Педагогика и психология. – 1979 - № 1.

6. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: под общ. ред. А. С. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 422с.

7. Скаженник Е.Н. Практикум по деловому общению. Учебное пособие: Таганрог: ТРТУ, — 2005

8. Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций НПО «МОДЕК». Воронеж, 2000.

 

Источники

http://festival.1september.ru/articles/516991/

http://bazareferat.ru/

http://webkonspect.com/?id=2419&labelid=24587&room=profile

http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/08/27/konsultatsiya-dlya-pedagogovpsikhologicheskiy-nastroy-pered

http://xreferat.com/31/2165-9-russkiiy-yazyk-i-kul-tura-rechi.html

 

Практическое занятие

Дата: 26.03.2020г.

По дисциплине: Риторика в ДОУ

Тема занятия: Мастерство воспитателя в публичном выступлении

Цель занятия: Практически овладеть риторикой – правилами и приемами эффективного риторического воздействия, отработки практических риторических навыков, обучению наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторических выступлений. Закрепить знания и практические умения студентов в публичном выступлении разных жанров.

 

 

Выполнила:

студентка 4-го курса

группы ДО-16

Гасанова Р.М.                                 

 

 

                                       

 

Симферополь,  2020

Практическое занятие

Вопросы, разбираемые на занятии.

Какими бывают жанры выступлений?

Публичное выступление- это один из видов устного делового общения зависимости от содержания, назначения, способа провозглашения и обстоятельств общения выделяют следующие основные жанры публичных выступлений:

1) общественно-политические речи (лекции на общественно-политические темы, выступления на митингах, на выборах, отчетные доклады, политические обзоры);

2) академические речи (научные доклады, учебные лекции, научные дискуссии);

3) речи по случаю торжественных встреч (юбилейные речи, поздравления, тосты)

Каждый из перечисленных видов имеет соответствующее назначение, то есть преследует определенную цель - проинформировать, убедить или создать настроение в соответствующей аудитории

Информативными бывают чаще доклады, лекции. Строятся они по схеме: что, для чего, как, каким образом. Во введении излагается проблема, отдельные ее составляющие; изложение развивается от простого к сложному. Окончание содержит как теоретические выводы, так и практические предложения.

Убеждение как цель выступления возникает при обсуждении определенной теоретической или практической проблемы. Оратор ставит перед собой задачу убедить аудиторию, обращаясь и к разуму, и к чувствам своих слушателей. Успех его зависит от подбора аргументов и умение расположить их в порядке нарастания убедительности. В конце выступающий, как правило, еще раз подчеркивает главных аспектах темы и призыв ее к определенным действиям или к принятию определенных решений.

Такая цель, как создание определенного настроения, возникает на всевозможных торжествах: на праздниках, на юбилеях, на годовщинах т.д.

важное здесь - умение найти в теме что-то новое, необычное, остроумное. Но при этом подтекст такой речи должно быть доброжелательным, уважительным, искренним, а форма - оригинальной, нетрадиционной

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.