Нормативные правовые основания для организации и проведения психосоциального анкетирования — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Нормативные правовые основания для организации и проведения психосоциального анкетирования

2020-07-07 93
Нормативные правовые основания для организации и проведения психосоциального анкетирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРЕДМЕТ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ, НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ                                         В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ

Общие положения

Сложившаяся в Республике Беларусь ситуация, связанная с распространенностью употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (далее – ПАВ) подростками и молодежью, объясняет актуальность проблемы осознания обществом в целом и педагогической общественностью в частности необходимости своевременного выявления обучающихся, имеющих риск формирования зависимого поведения, с целью оказания им своевременной и необходимой помощи и поддержки.

Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования, является формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения и антинаркотического барьера как отрицательного отношения к употреблению ПАВ [1].

Специалисты правоохранительных органов и здравоохранения критерием склонности индивида к формированию химической зависимости считают личный опыт потребления ПАВ. Перед системой образования поставлена задача – выявить склонность к формированию химической зависимости у обучающихся до момента первой пробы ПАВ.

С этой целью рекомендуется проведение психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления ПАВ, начиная с 11-летнего возраста.

Аддиктивное поведение (addiction – пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Химическая зависимость – синдром, сочетающий физиологические, поведенческие и когнитивные явления, при котором употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивида. Основной характеристикой синдрома химической зависимости является потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) принять психоактивное вещество для достижения состояния психического комфорта. Синдром выражается в постоянных мыслях о психоактивном веществе, подавленности, подъеме настроения в предвкушении его приема.

Психоактивные вещества – различные по химической структуре и предназначению средства промышленной и бытовой химии, медицинские препараты, пищевые продукты и многие другие вещества, при попадании в организм способные влиять на психические функции головного мозга человека, т.е. изменять настроение, поведение, память, восприятие реальной действительности.

Склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.

Первичная профилактика – это действия, направленные на недопущение первых проб, предупреждение распространения потребления ПАВ. Включает раннее выявление лиц имеющих риск формирования зависимого поведения, мотивационное консультирование детей и подростков, направленное на изменение дезадаптивных форм поведения, семейное консультирование.

Вторичная профилактика – действия, направленные на предупреждение формирования заболевания у лиц, имеющих эпизоды злоупотребления ПАВ. Включает формирование у несовершеннолетних мотивации к обращению за наркологической медицинской помощью.

Известно, что на формирование зависимого поведения индивида влияет комплекс факторов – биологических, психологических, социальных. Так как биологический риск может быть выявлен специалистами здравоохранения, для системы образования важным становится выявление психологического и социального (семейного, ближайшего окружения, образовательного) факторов риска. Приведем их обзор:

· психологический фактор риска:

- поведенческий (недостаток самоконтроля; проблемы (трудности) в межличностном общении; чрезмерная критичность и агрессивность в отношении окружающих; неспособность к принятию решений; склонность к рискованному поведению; привычка уклоняться от жизненных трудностей; деструктивные стратегии копинг-поведения; личный опыт проб ПАВ);

- мотивационно-потребностный (любопытство; высокая потребность в поиске ощущений; разрыв между высоким уровнем притязаний и возможностью их реализации);

- эмоциональный (низкая фрустрационная толерантность; тревожно-мнительные черты характера; частое и длительное пребывание в депрессивных состояниях; гедонистическая установка по отношению к ожидаемым эмоциональным переживаниям; стремление избегать нежелательных эмоциональных состояний и скуки; импульсивность, нарушения привязанности; алекситимия);

- характерологический (неустойчивый, эпилептоидный и гипертимный типы акцентуаций характера);

- когнитивный (проблема интересов; низкий интеллектуальный уровень; высокий интеллектуальный уровень);

- Я-концепция (неадекватная самооценка; низкое самоуважение; комплекс неполноценности);

· семейный:

- в области реализации семейных функций (отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; насилие в семье; снижение функции социального контроля; неуважительные, взаимоотвергающие отношения в семье; невовлеченность членов семьи в жизнь друг друга, отсутствие общих интересов, увлечений);

- в области супружеских взаимоотношений (затяжные, стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты);

- в области родительско-детских отношений (гипер- и гипопротекция; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания; конфликтность отношений, отсутствие доверия и сотрудничества, директивность и вспыльчивость; низкий авторитет родителей в глазах подростка; чрезмерная концентрация родителей на ребенке либо дистанцирование от него; недостаточная или патологическая привязанность, неадекватный контроль за ребенком);

· ближайшего окружения (наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками; принадлежность к «отвергнутым», пребывание в группе, где употребляют ПАВ);

· образовательный (хроническая академическая неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частая смена учреждений образования; общественная пассивность; частые прогулы, пропуски занятий) [2].

АНКЕТА

Фамилия, имя (шифр/код)_________________________________________________________

Класс (группа)_________________________________________________________________

 

  Всегда Часто Редко Никогда
1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня 0 1 2 3
2. Если у меня возникают личные проблемы, я обращаюсь за помощью к родителям 0 1 2 3
3. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга 3 2 1 0
4. Мне кажется, что родители меня не любят 3 2 1 0
5. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности 0 1 2 3
  Да Нет
6. Если я задерживаюсь, я звоню родителям 0 2
7. В моей семье существует запрет на употребление алкоголя 0 2
8. В моей семье существует запрет на употребление наркотиков 0 2

 

9. Если я выпью пива, вина или другого спиртного, мои родители:

а) скорее всего, заметят (0); б) скорее всего, не заметят (2).

 

10. В моей семье относятся к:

  Отрицательно Нейтрально Положительно
курению сигарет 0 1 2
употреблению пива 0 1 2
употреблению других алкогольных напитков 0 2 3
употреблению наркотиков, в том числе спайсов 0 3 4

 

11. В моей семье:

  Никогда Редко Часто Всегда
курят 0 1 2 3
употребляют алкоголь 0 1 3 4
употребляют наркотики 0 3 4 5

 

12. Мое отношение к:

  Положительное Нейтральное Отрицательное
курению сигарет 2 1 0
употреблению пива 2 1 0
употреблению других алкогольных напитков 3 2 0
употреблению наркотиков, спайсов 5 3 0

 

13. Я считаю, что для организма:

  Очень вредно Скорее вредно, чем полезно Скорее полезно, чем вредно Полезно
курение сигарет 0 1 2 3
употребление пива 0 1 2 3
употреблению других алкогольных напитков 0 2 3 4
употребление наркотиков, спайсов 0 3 4 5

 

14. Я сам (-а):

  Никогда не употреблял (-а) Раньше употреблял (-а), но бросил (-а) Иногда употребляю Ежедневно употребляю
сигареты 0 1 2 3
пиво 0 1 2 3
другие алкогольные напитки 0 2 3 4
наркотики, спайсы 0 3 4 5

 

  Всегда Часто Иногда Никогда
15. Я чувствую себя одиноким 3 2 1 0
16. Я злюсь на весь мир 3 2 1 0
17. В кругу своих друзей я чувствую себя в безопасности 0 1 2 3
18. Решая свои проблемы, я учитываю мнение друзей 0 1 2 3

 

19. В моем классе (группе):

  Никто 1-2 человека Около половины Большин- ство
курят 0 1 2 3
употребляют пиво 0 1 2 3
употребляют другие алкогольные напитки 0 2 3 4
употребляют наркотики, спайсы 0 3 4 5

 

20. Среди моих друзей:

  Никто 1-2 человека Около половины Большин- ство
курят 0 1 2 3
употребляют пиво 0 1 2 3
употребляют другие алкогольные напитки 0 2 3 4
употребляют наркотики, спайсы 0 3 4 5

 

21. Если бы кто-то из моих друзей захотел приобрести что-либо из перечисленного, легко ли ему было бы это сделать:

  Очень легко Довольно легко Довольно сложно Невозможно
сигареты 3 2 1 0
пиво 3 2 1 0
другие алкогольные напитки 4 3 2 0
спайсы 5 4 3 0
наркотики 5 4 3 0

 

22. Я знаю взрослых людей, которые:

  Да Нет
употребляли (употребляют) наркотики 2 0
продавали (продают) наркотики 2 0

 

23. По сравнению с одноклассниками (одногруппниками) я учусь:

а) лучше (0); б) как все (1); в) хуже (2).

 

24. Я пропускаю занятия без уважительной причины:

а) часто (3); б) редко (1); в) никогда (0).

 

  Всегда Часто Иногда Никогда
25. Со своими проблемами я могу обратиться к педагогам, психологу 0 1 2 3
26. Педагоги поощряют мои старания 0 1 2 3
27. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах 0 1 2 3

 

28. Я принимаю активное участие в спортивной, клубной и другой деятельности:

а) да (0); б) нет (2).

 

29. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:

а) ни разу (0); б) 1 раз (1); в) 2 раза (2); г) 3 и более раз (3).

 

30. В последнее время учебная деятельность для меня:

а) очень интересна (0); б) довольно интересна (1); в) малоинтересна (2); г) совсем не интересна (3).

 

Обработка результатов анкетирования:

    Высокий риск Средний риск Низкий риск
1 Семейный 34-46 18-33 6-17
2 Психологический 38-48 17-37 6-16
3 Ближайшего окружения 43-60 23-42 8-22
4 Образовательный 17-22 11-16 6-10
  Общий риск 129-176 66-128 26-65

 

АНКЕТА

Фамилия, имя (шифр/код)_________________________________________________________

Класс (группа)________________

 

  Всегда Часто Редко Никогда
1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня 0 1 2 3
2. Если у меня возникают личные проблемы, я обращаюсь за помощью к родителям 0 1 2 3
3. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга 3 2 1 0
4. Мне кажется, что родители меня не любят 3 2 1 0
5. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности 0 1 2 3
  Да Нет
6. Мне непонятно, кого слушать: папа говорит одно, а мама – другое 2 0
7. Если я задерживаюсь, я звоню родителям 0 2
8. В моей семье существует запрет на употребление алкоголя 0 2
9. В моей семье существует запрет на употребление наркотиков 0 2

 

10. Если я выпью пива, вина или крепкого алкоголя, мои родители:

а) скорее всего, заметят (0); б) скорее всего, не заметят (2).

 

11. В моей семье:

  Никогда Редко Часто Всегда
курят 0 1 2 3
употребляют алкоголь 0 1 3 4
употребляют наркотики 0 3 4 5

 

12. Я считаю, что для организма:

  Очень вредно Скорее вредно, чем полезно Скорее полезно, чем вредно Полезно
курение сигарет 0 1 2 3
употребление пива 0 1 2 3
употребление других алкогольных напитков 0 2 3 4
употребление наркотиков, спайсов 0 3 4 5

 

13. Я сам (-а):

  Никогда не употреблял (-а) Раньше употреблял (-а), но бросил (-а) Иногда употребляю Ежедневно употребляю
сигареты 0 1 2 3
пиво 0 1 2 3
другие алкогольные напитки 0 2 3 4
наркотики, спайсы 0 3 4 5

 

  Всегда Часто Иногда Никогда
14. Я думаю прежде, чем сделать что-либо 0 1 2 3
15. У меня бывают перепады настроения 3 2 1 0
16. В моей жизни складываются безвыходные ситуации 3 2 1 0
17. Я чувствую себя одиноким 3 2 1 0
18. Я чувствую вялость, безразличие 3 2 1 0
19. Я соглашаюсь, когда мне предлагают сделать что-то неправильное 3 2 1 0
20. Я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня 3 2 1 0
21. Мне нужны острые ощущения 3 2 1 0
22. Я чувствую себя беспомощным 3 2 1 0
23. В кругу своих друзей я чувствую себя в безопасности 3 2 1 0
24. Решая свои проблемы, я учитываю мнение друзей 3 2 1 0

 

25. В моем классе (группе):

  Никто 1-2 человека Около половины Большин- ство
курят 0 1 2 3
употребляют пиво 0 1 2 3
употребляют другие алкогольные напитки 0 2 3 4
употребляют наркотики, спайсы 0 3 4 5

 

26. Среди моих друзей:

  Никто 1-2 человека Около половины Большин- ство
курят 0 1 2 3
употребляют пиво 0 1 2 3
употребляют другие алкогольные напитки 0 2 3 4
употребляют наркотики, спайсы 0 3 4 5

 

27. Если бы кто-то из моих друзей захотел приобрести что-либо из перечисленного, легко ли ему было бы это сделать:

  Очень легко Довольно легко Довольно сложно Невозможно
сигареты 3 2 1 0
пиво 3 2 1 0
другие алкогольные напитки 4 3 2 0
спайсы 5 4 3 0
наркотики 5 4 3 0

 

28. Я знаю взрослых людей, которые употребляли (употребляют) наркотики:

а) да (2); б) нет (0).

 

29. Я считаю, что по сравнению с одноклассниками (одногруппниками) я учусь:

а) лучше (0); б) как все (1); в) хуже (2).

 

30. Я пропускаю занятия без уважительной причины:

а) часто (3); б) редко (1); в) никогда (0).

 

31. Я посещаю спортивную секцию, клуб по интересам, кружок, музыкальную (художественную) школу и др.:

а) да (0); б) нет (2).

 

  Всегда Часто Иногда Никогда
32. Педагоги поощряют мои старания 0 1 2 3
33. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах 0 1 2 3

 

34. В последнее время учебная деятельность для меня:

а) очень интересна (0); б) довольно интересна (1); в) малоинтересна (2); г) совсем не интересна (3).

 

35. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:

а) ни разу (0); б) 1 раз (1); в) 2 раза (2); г) 3 и более раз (3).

 

Обработка результатов анкетирования:

    Высокий риск Средний риск Низкий риск
1 Семейный 27-37 16-26 6-15
2 Психологический 38-57 21-37 9-20
3 Ближайшего окружения 42-58 21-41 8-20
4 Образовательный 15-19 10-14 6-9
  Общий риск 118-161 65-117 29-64

 

 

АНКЕТА

Фамилия, имя (шифр/код)_________________________________________________________

Класс_____________________

 

  Всегда Часто Редко Никогда
1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня 0 1 2 3
2. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга 3 2 1 0
3. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности 0 1 2 3
4. Родители меня не понимают 3 2 1 0
5. Мне непонятно, кого слушать: папа говорит одно, а мама – другое 3 2 1 0
6. Мои родители знают, где и с кем я гуляю 0 1 2 3
7. У меня много свободного времени 2 1 0 1

 

8. В свободное время я:

  Всегда Часто Редко Никогда
Посещаю секции, кружки, студии 0 1 2 3
Читаю книги 0 1 2 3
Играю в компьютерные игры 3 2 0 0
Провожу время в интернете 3 2 0 1
Смотрю телевизор 3 2 0 1
Провожу время с друзьями на улице 3 2 0 1
Ничем не занимаюсь 3 2 0 1

 

9. Для меня примером для подражания являются:

  Всегда Часто Редко Никогда
Родители 0 1 2 3
Друзья 3 2 0 1

 

  Всегда Часто Редко Никогда
10. Я скучаю, мне ничего не интересно и нечем заняться 3 2 1 0
11. Я чувствую себя беспомощным 3 2 1 0
12. Я чувствую вялость, безразличие 3 2 1 0
13. Я соглашаюсь, когда мне предлагают сделать что-то неправильное 3 2 1 0
14. Я злюсь на весь мир 3 2 1 0
15. Я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня 3 2 1 0
16. Я думаю прежде, чем сделать что-либо 0 1 2 3

 

17. Когда у меня случается неприятность, я обращаюсь за помощью к:

  Никогда Редко Часто Всегда
родителям 3 2 1 0
друзьям 2 1 0 0
учителям 2 1 0 0
родственникам 2 1 0 0

 

18. В моей семье относятся к:

  Отрицательно Нейтрально Положительно
курению сигарет 0 1 2
употреблению пива 0 1 2
употреблению других алкогольных напитков 0 2 3
употреблению наркотиков, в том числе спайсов 0 3 4

 

19. В моей семье:

  Никогда Редко Часто Всегда
курят 0 1 2 3
употребляют алкоголь 0 1 3 4
употребляют наркотики 0 3 4 5

 

20. С какого возраста, по Вашему мнению, человеку можно:

курить (никогда (0), после 18 лет (1), младше 18 лет (2)

употреблять алкоголь (никогда (0), после 21 года (1), младше 21 года (2)

употреблять наркотики (никогда (0), любой положительный ответ (3)

 

21. Я считаю, что для организма:

  Очень вредно Скорее вредно, чем полезно Скорее полезно, чем вредно Полезно
курение сигарет 0 1 2 3
употребление пива 0 1 2 3
употребление других алкогольных напитков 0 2 3 4
употребление наркотиков, спайсов 0 3 4 5

 

22. У меня есть друзья, одноклассники, которые:

  Да Нет
курят 3 0
употребляют алкоголь 4 0
употребляют наркотики 5 0

 

23. К ребятам, которые курят, выпивают, я отношусь:

а) безразлично (1); б) одобряю (2); в) осуждаю (0).

 

24. Я пробовал (-а):

  Да Нет
курить 3 0
алкоголь 4 0
наркотики 5 0

 

25. По сравнению с одноклассниками я учусь:

а) лучше (0); б) как все (1); в) хуже (2).

 

26. Я пропускаю занятия без уважительной причины:

а) часто (2); б) редко (1); в) никогда (0).

 

  Всегда Часто Иногда Никогда
27. Педагоги поощряют мои старания 3 2 1 0
28. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах 3 2 1 0

29. В последнее время учебные предметы для меня:

а) очень интересны (0); б) интересны (1); в) малоинтересны (2); г) совсем не интересны (3).

 

30. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:

а) ни разу (0); б) 1 раз (1); в) 2 раза (2); г) 3 и более раз (3).

 

Обработка результатов анкетирования:

    Высокий риск Средний риск Низкий риск
1 Семейный 32-47 17-31 8-16
2 Психологический 52-80 21-51 6-20
3 Ближайшего окружения 12-17 8-11 5-7
4 Образовательный 14-18 9-13 6-8
  Общий риск 107-162 42-106 25-41

 

Полученные данные должны быть использованы для организации дифференцированной профилактической работы, учитывающей личностные особенности и социальные характеристики обучающихся, особенности образовательной среды и уровень распространенности употребления ПАВ среди обучающихся конкретного учреждения образования.

Специалисты СППС обязаны проводить с обучающимися, склонными к формированию химической зависимости, коррекционную работу с целью оказания им помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; формирования у них адекватного представления о себе, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им, ценить и беречь семью, формирования активной гражданской позиции, развития семейных ценностей и навыков здорового образа жизни.

При проведении вторичной профилактики с обучающимися, склонными к формированию химической зависимости, рекомендуется проведение как индивидуальных, так и групповых форм работы.

В целях методической поддержки специалистов рекомендуется использовать пособия с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь», а также издания УО РИПО:

Профилактика употребления психоактивных веществ: пособие для педагогов-психологов и педагогов учреждений общего среднего образования / И.В.Аксючиц. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 216 с.

Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе: пособие для педагогов-психологов, педагогов учреждений общего среднего образования / И.В. Аксючиц, В.А. Хриптович. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. – 215 с.

Корзенко, В.Н. Основы формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / В.Н. Корзенко, А.Л. Смотрицкий, Г.Е. Смотрицкая. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 176 с.

Бедулина, Г.Ф. Формирование здорового образа жизни: социально-педагогическое проектирование: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / Г.Ф. Бедулина. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 192 с.

Решительное НЕТ табакокурению: пособие для учителей и кл. рук. (с электронным приложением) / авт.-сост. И.В. Залуцкий, С.В. Петрович, Т.Н. Глинская. – Минск: НИО, 2007. – 72 с.

Купчинов, Р.И. Формирование у учащихся здорового образа жизни (материалы для лекций, бесед, факультативных занятий): пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей / Р.И. Купчинов. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 224 с.

Богословская, В.С. «Программа «САН (самочувствие, активность, настроение)»: пособие для психологов, соц. педагогов, воспитателей / В.С. Богословская, А.И. Янчий. – Минск: НИО, 2007. – 120 с.

Луговцова, Е.И. Психология формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов соц. учреждений общ. сред. образования / Е.И. Луговцова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 192 с.

Профессионально-личностное развитие учащихся. Сборник коррекционных программ / С.Р. Бутрим [и др.]; под ред. О.С. Поповой. – Минск: РИПО, 2013. – 263с.;

Формирование семейных ценностей у учащейся молодежи: сб. метод. материалов/под ред. О.С. Поповой, А.В. Самуль, Л.И. Саранцевой. – Минск: РИПО, 2015. – 324 с.;

Формирование активной гражданской позиции учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования сб. метод. материалов / сост.: Л.И. Змитрачкова, Г.П. Юрьян; под ред. О.С. Поповой, Ю.В. Емельяненко. – Минск: РИПО, 2015. – 235с.

 

Заключение

1. Информация о результатах проведенного психосоциального анкетирования направляется учреждениями образования в управления (отделы) образования, спорта и туризма ежегодно не позднее 1 декабря (Приложение                    6 – 7);

управления (отделы) образования, спорта и туризма ежегодно                                 до 15 декабря представляют сводную информацию о результатах психосоциального анкетирования в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома;

управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома ежегодно до 1 января направляют в Министерство образования сводную аналитическую информацию о результатах психосоциального анкетирования.

2. Результаты проведения анкетирования в каждой возрастной группе используются для проведения вторичной профилактики зависимого поведения специалистами СППС учреждения образования и специалистами соответствующего профиля (из учреждения здравоохранения, внутренних дел).

3. Результаты анкетирования в старшей группе (учащиеся 16-18 лет) являются наиболее достоверными, поскольку анкета усилена опросником, предназначенным для выявления психологических особенностей, предопределяющих склонность к формированию химической зависимости. Анкета выявляет социальные факторы риска, а также степень употребления ПАВ обучающимися. Поэтому при выявлении высокой степени риска, по итогам проведения опросника и анкеты, следует рекомендовать родителям обучающихся обратиться за консультацией в учреждения здравоохранения.

4. По желанию родителей специалист СППС при желании родителей может проводить диагностику с родителями и консультировать их в рамках своей компетентности по вопросам профилактики формирования химической зависимости у детей.

Список использованных источников:

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь // adu.by/wp-content/uploads/2015/.../koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc.

2. Кулганов, В.А.Превентология. Профилактика социальных отклонений / В.А. Кулганов, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с.

3. Хриптович, В.А. Разработка личностного опросника для подростков «Риск химической зависимости» / В.А. Хриптович // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 2. Вып. 13 / под ред. В.Ф. Беркова. – Минск: РИВШ, 2013. – С. 234–241.

4. Корчагина, Г.А. Организация мероприятий по раннему выявлению случаев употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях / Г.А. Корчагина, Е.В. Фадеева, Н.И. Зенцова. – М.: ФГБУ «Национальный научный центр наркологии» Минздрава России, 2013. – 56 с.

5. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами // Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 336 с.

6. Юсупов, В.В. Психологическая диагностика зависимого поведения. Риск развития, методы раннего выявления / В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. – СПб.: Речь, 2007. – 128 с.

7. Полякова, О.Б. Особенности психодиагностики и психопрофилактики наркозависимости. – М.: МПСУ, 2015. – 216 с.


Приложения

Приложение 1

Примерная форма письменного заявления (согласия) обучающегося и его законных представителей на участие в проведении психосоциального анкетирования и (в случае необходимости) последующего медицинского осмотра

Руководителю учреждения образования «Наименование»

_______________________________

Фамилия И.О. обучающегося

(законных представителей)

Заявление.

ОПРОСНИК

Внимательно прочитайте каждый вопрос и все предложенные варианты ответов к нему. Выберите один вариант ответа, который соответствует Вашему мнению, и обведите его кружком. Необходимо отметить один вариант ответа в каждой строке.

 

Утверждение Никогда Иногда Затрудняюсь ответить Часто Всегда
1. Бывает, что Вы ссоритесь с родителями 1 2 3 4 5
2. Бывает, что Вам так и хочется выругаться 1 2 3 4 5
3. Бывает, что Вы откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня 1 2 3 4 5
4. Вам бы хотелось быть очень красивым, чтобы люди везде обращали на Вас внимание 1 2 3 4 5
5. Вам не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой Вы, что у Вас на душе 1 2 3 4 5
6. Вам присуще в повседневной жизни действовать под влиянием момента, не думая о возможных последствиях 1 2 3 4 5
7. Вам присуще поступать под влиянием эмоций 1 2 3 4 5
8. Вам тяжело бороться со своими привычками 1 2 3 4 5
9. Вас легко вовлечь в действия, которые, как Вам известно, являются плохими и неправильными 1 2 3 4 5
10. Вас считают человеком, на которого всегда можно положиться 1 2 3 4 5
11. Ваши манеры за столом в гостях более хороши, чем у себя дома 1 2 3 4 5
12. Вы бы расстроились, если бы пришлось переезжать в новое место и заводить там новых друзей 1 2 3 4 5
13. Вы замечали иногда, просыпаясь утром, что так сильно ворочались и метались во сне, что вся постель в беспорядке 1 2 3 4 5
14. Вы нарушаете установленные правила 1 2 3 4 5
15. Вы любите говорить людям о том, что нужно соблюдать правила

Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.