Этноконфессиональная картина России в XIX в. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Этноконфессиональная картина России в XIX в.

2020-07-07 92
Этноконфессиональная картина России в XIX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Российский социум XIX в. был уникальным явлением, которое характеризовалось особым типом протекания процессов в общественной и духовно-культурной сферах. Он отличался по своим основным характеристикам от европейского и отражал особенности исторического развития России. Основу социума России в XIX в. составляла общественно-культурная среда.

Культура XIX в. еще продолжала носить сословный характер и представляла собой сложный и противоречивый конгломерат культур различных социальных групп. Однако в связи с развитием модернизационных процессов именно в XIX в. происходит преодоление замкнутости последних, начинается процесс демократизации культуры и ее диалогичности.

Главными социокультурными пластами, в которых существовала и функционировала многоликая и противоречивая российская культура, были город и деревня, которые и составляли во взаимодействии культурное пространство российского социума.

Этнический состав населения России в XIX в. был весьма разнообразным. По данным Всероссийской переписи 1897 г., в России проживало более 200 этнических групп. Самыми многочисленными народами были великорусы — 55,4 млн (47,8%), украинцы (малороссы) — 22 млн (19%), белорусы 5,9 (6,1%). Вместе они составляли большинство населения — 83,3 млн человек (72,9%). Далее по численности шли тюркские народы: казахи (4 млн) и татары (3,7 млн). Немалой была еврейская диаспора — 5,8 млн человек, из которых 2 млн проживали в Польше. Собственно поляков в европейской части России насчитывалось 1109,9 тыс. человек.

Многонациональное государство сложилось в результате сложного, длительного и противоречивого процесса территориальной экспансии, которая включала в себя завоевание, воссоединение и хозяйственную колонизацию. Такие методы расширения своих территорий использовали многие государства, и это признавалось международным правом.

Главной целью национальной политики Российской империи было охранение государственного единства на всей территории страны, что предусматривало, прежде всего, борьбу с политическим сепаратизмом, который в XIX в. представляли Польша и Кавказ. Устойчивость многонациональной империи достигалась с помощью реализации принципов сакральной

власти монарха, лояльности нерусских подданных (прежде всего местных элит), а также сословных принципов, обеспечивающих социальные связи. На практике Россия в этот период проводила национальную политику, направленную на сохранение местных традиций, этнорелигиозное разнообразие и подчинение местной элиты имперскому центру. Вместе с тем имела место линия на административную унификацию и языково-культурную русификацию, особенно во второй половине XIX в. В целом это давало (хотя и не всегда) результат и способствовало тому, что территориальный, политический и социальный статус-кво в многонациональной стране сохранялся, но лишь в условиях жесткого государственного и социально-административного контроля.

Конфессиональная палитра также отличалась разнообразием, хотя преобладало христианство: доминировало православие (76% населения), но были представлены католичество, протестантство, униатство, другие христианские направления.

Особое место занимали старообрядцы, не признававшие официального православия. По переписи 1897 г. их насчитывалось 2,2 млн человек. Несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, старообрядцы стойко переносили все лишения, сохранив веру, и сыграли в XIX в. значительную роль в становлении и развитии российского предпринимательства.

Представители нехристианских религий назывались инородцами. В правовое поле данный термин был введен в 1822 г. и стал носить сословный характер с принятием устава об управлении инородцами, разработанного под руководством М. М. Сперанского. К инородцам, которыми в подавляющем большинстве было население присоединенных территорий, относились мусульмане (11,9%), иудаисты (3,1%), а также буддисты, и др. Их делили па оседлых, кочевых и бродячих. Оседлые инородцы жили в деревнях (занимались хлебопашеством) или в городах (практиковали торговлю и ремесла), имели те же права и обязанности, что и русские сословия купцов, мещан и государственных крестьян. К кочевым инородцам принадлежали люди, не живущие в деревнях, хотя и имеющие "постоянную оседлость", но "по временам года применяемую"; управлялись они по собственным законам и обычаям. Бродячими инородцами, или "ловцами", считались переходящие с места на место для занятий охотой и рыболовством. Инородческая элита в империи не имела дворянских прав, кроме случаев, когда дворянство присваивалось в особом порядке.

Евреи находились в ином положении: они жили вместе с коренным российским населением, хотя для них существовали определенные ограничения. Еще в конце XVIII в. при Екатерине II была установлена черта оседлости: еврейскому населению разрешалось постоянно проживать только в 15 западных российских губерниях. Вне черты оседлости допускалось лишь временное пребывание (до шести недель). Ограничения касались также поступления евреев на государственную службу, получения ими образования, имущественных прав и сохранялись до 1917 г. Это в значительной степени обусловило высокую социальную активность и массовое

участие представителей данного народа в революционном движении конца XIX — начала XX в. в России.

В основе духовной жизни большей части жителей страны лежали православные ценности. Православие считалось стержнем мировосприятия и нормой жизнедеятельности человека. Более того, устойчивость и стабильность самодержавного государства неразрывно связывались с "охранением изначальных догматов истинной православной веры". Русская православная церковь как социокультурный институт являлась оплотом традиционализма и консерватизма, способствовала сохранению архаичных структур сознания и поведения людей и оставалась вне ритмов социодинамики, т.е. обновления социальных институтов и культурных норм.

Русская православная церковь оказалась в полном подчинении государственной власти с эпохи Петра I, а православие стало составным элементом официальной идеологии. Насаждение верноподданнических чувств в народе стало главной обязанностью церкви, которая также выполняла функцию "регистрации актов гражданского состояния" населения: рождения, браков, смерти. Церковь играла важную роль и в сфере образования, как религиозного, так и светского. Нравственное воспитание народа, сохранение духовных и культурных устоев народной жизни — тоже заслуга церкви.

Ислам на территорию России, в районы Причерноморья, Кавказа, Поволжья пришел еще в VII в., а в X в. стал официальной религией Восточной Булгарин. В Золотой Орде ислам был принят в XIV в. при хане Узбеке. В XVI—XVII вв. Московское государство взяло курс на ограничение и вытеснение мусульманства из общественно-культурной сферы. При Петре I политика в отношении мусульман смягчилась, а Екатерина II предприняла шаг по улучшению их положения, разрешив свободное функционирование мечетей и создав в декабре 1789 г. особым указом первый мусульманский центр Оренбургское магометанское духовное собрание. Исламская элита в XIX в. уравнялась в правах с русским дворянством и интегрировалась в сословную структуру страны. Однако в реальности мусульмане России получили ограниченную религиозную автономию.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.