Тема 1. Предмет, задачи, методы педагогической психологии. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 1. Предмет, задачи, методы педагогической психологии.

2020-07-03 313
Тема 1. Предмет, задачи, методы педагогической психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕТРАДЬ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО РАЗДЕЛУ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Чебоксары

2013


УДК 37.013.77(075.8)

ББК 88.40я73

Т 373

 

Тетрадь для самостоятельной работы по разделу «Педагогическая психология» / сост. Е. А. Андреева, М. Н. Вишневская. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. – 56 с.

 

Печатается по решению ученого совета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (протокол № 4 от 30 ноября 2012 г.)

 

 

Рецензенты:

Григорьева Н. В., канд. психол. наук, доцент кафедры социальной и клинической психологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»;

Чернова О. В., канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»;

Соловьева С. А., канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

 

 

Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование».

Цель учебного пособия – организация самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения в рамках изучения ими раздела «Педагогическая психология». Кроме того, данное пособие может быть использовано для осуществления преподавателями различных видов контроля знаний студентов по изучаемому разделу.

 

© Андреева Е. А., Вишневская М. Н.,

составление, 2013

© ФГБОУ ВПО «Чувашский

государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева», 2013


Содержание

Раздел I. Задания для самостоятельной работы студента   4  
Тема 1. Предмет, задачи, методы педагогической психологии. История становления 4
Тема 2. Психология обучения и учебной деятельности 7
Тема 3. Психология воспитания 20
Тема 4. Психология педагогической деятельности и личности учителя 24
Раздел II. Тесты для самопроверки уровня усвоения знаний раздела   33
Раздел III. Задания для самостоятельной работы по решению педагогических ситуаций   40
Литература   55

Раздел I. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Тема 1. Предмет, задачи, методы педагогической психологии.

История становления

Существуют различные подходы к определению предмета педагогической психологии, раскройте их

В. А. Крутецкий    
Т. В. Габай    
 


В структуре педагогической психологии выделяются (по И. А. Зимней):

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

В чем заключаются основные проблемы педагогической психологии?

1) проблема соотношения обучения и развития…

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

2) проблема…

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

3) проблема…

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

4) проблема…

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

5) проблема…

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Выделите и охарактеризуйте основные этапы становления педагогической психологии как науки

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

5. Дайте характеристику психолого-педагогической беседе, назовите достоинства и недостатки данного метода, требования к проведению.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

6.   Заполнить таблицу.

 

Методы педагогической психологии Условия проведения Достоинства Недостатки
       

Тема 2. Психология обучения и учебной деятельности

 

1. Проанализируйте различные определения понятия «обучение», встречающиеся в психолого-педагогической литературе, и ответьте на поставленные ниже вопросы.

· Обучение представляет собой систему организации и способы передачи индивиду общественно выработанного опыта (в школьном обучении принято различать преподавание – то, что делает учитель, и учение – то, что делает ученик) (Давыдов В. В., Маркова А. К.).

· Обучение представляет собой социальную функцию по передаче и усвоению накопленного социального опыта, по превращению общественного опыта в достояние индивида (Лернер И. Я.).

· Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся (Столяренко Л. Д.).

· Обучение – это специально организованный в определенных учебных заведениях процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на овладение последними определенной суммой знаний, умений, навыков, действий и привычек поведения (Фридман Л. М.).

· Обучение – это целенаправленный, планомерный, организованный, систематический процесс передачи и усвоения знаний и новых способов деятельности (Сосновский Б. А.).

Что характерно для большинства определений понятия «обучение»? Что обеспечивает учитель в процессе обучения? Что говорится о деятельности ученика в процессе обучения?

 

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

 

Укажите соответствия

Название метода воспитания Характеристика
1. Метод убеждения А) Производиться оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь в саморегуляции поведения
2.Методы упражнений Б) Различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность, в виде поручений, требований, показа образцов и примера, создание ситуации успеха
3. Методы оценки и самооценки В) Формирует взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией

Конвенциональный уровень

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Укажите соответствия

Методы самовоспитания Характеристика
1. Самопознание А) самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение
2.Самообладание Б) самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение
3. Самостимулирование В) самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение

10. Прочитайте текст. Проанализируйте его с точки зрения психологии воспитания. Предложите свой вариант проведения этого классного часа.

Мать тревожится: сын запаздывает из школы. Наконец, распахивается дверь. - Мама! Нас сегодня воспитывали! - выпаливает вбежавший школьник. И, отдышавшись, поясняет: - Теперь у нас по пятницам шестой урок - классный час. Вот уж скука! Называется он часом, а сидели мы целых два: сначала прорабатывали двоечников и нарушителей, потом говорили о хороших поступках…

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

ЗНАНИЙ РАЗДЕЛА

1. Педагогическая психология возникла

А) в начале 19 в.;

Б) в середине 19 в.;

В) во второй половине 19 в.;

Г) в начале 20 в.

 

2. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого – это

А) пилотажный эксперимент;

Б) формирующий эксперимент;

В) констатирующий эксперимент;

Г) включенное наблюдение.

 

3. Термин «педагогическая психология» был предложен

А) К. Д. Ушинским;

Б) П. Ф. Каптеревым;

В) П. П. Блонским;

Г) Д. Дьюи.

 

4. Книга П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология» была издана

А) в 1872 г.;

Б) в 1876 г.;

В) в 1880 г.;

Г) в 1885 г.

 

5. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях – это показатели

А) обучаемости;

Б) развитости;

В) воспитуемости;

Г) развиваемости.

 

6. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями –

А) широкие познавательные мотивы;

Б) широкие социальные мотивы;

В) учебно-познавательные мотивы;

Г) узкие социальные мотивы.

 

7.  Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями – это

А) воспитание;

Б) учение;

В) самопознание;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

8. Проективный и перцептивно-рефлексивный уровни педагогических способностей выделила

А) Л. М. Митина;

Б) Н. В. Кузьмина;

В) А. К. Маркова;

Г) Н. Ф. Талызина.

 

9. Двусторонний процесс деятельности учителя и учащихся, направленный на умственное развитие, овладение знаниями, умениями и навыками, культурой умственного труда, на формирование научных знаний –

А) научение;

Б) развитие;

В) обучение;

Г) учение.

 

10. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» - сформулировал:

А) Л.С. Выготский;

Б) Л.С. Рубинштейн;

В) Б.Г. Ананьев;

Г) Ж. Пиаже.

 

11. С одной стороны – результат предыдущего обучения и прошлого опыта, с другой – цель предстоящего обучения – это

А) обучаемость;

Б) воспитуемость;

В) воспитанность;

Г) обученность.

12. Главным по сути компонентом учебной деятельности является

А) оценка преподавателя;

Б) контроль преподавателя;

В) учебная задача;

Г) учебная мотивация.

 

13. Отбор и организацию содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции

А) конструктивной;

Б) организаторской;

В) коммуникативной;

Г) гностической.

 

14. Способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями; требовательность к ученикам, уважение к ним, внимательное отношение к психическому состоянию детей –

А) педагогическая наблюдательность;

Б) педагогический оптимизм;

В) педагогическая рефлексия;

Г) педагогический такт.

15. Ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь

А) самоконтроль;

Б) самоотчет;

В) самонаблюдение;

Г) самооценивание.

 

16. Деятельность направленная на совершенствование, развитие, формирование человека как личности через осознанное, целенаправленное усвоение им социокультурного опыта в различных видах и формах – это

А) умственная деятельность;

Б) трудовая деятельность;

В) учебная деятельность;

Г) спортивная деятельность.

 

17. Раннее выявление индивидуальных особенностей развития учащихся и учет их в процессе обучения является одной из задач

А) развивающего обучения;

Б) проблемного обучения;

В) программированного обучения;

Г) традиционного обучения.

 

18. … компонент деятельности педагога включает в себя установление и поддержание правильных отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями

А) конструктивный;

Б) организаторский;

В) коммуникативный;

Г) гностический.

 

19. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога –

А) дидактическая способность;

Б) перцептивная способность;

В) коммуникативная способность;

Г) организаторская способность.

 

20. Профессиональная активность учителя, направленная на воспитание и обучение детей – это

А) профессиональные психологические позиции учителя, требуемые от него профессией;

Б) профессиональное педагогическое самосознание;

В) профессиональная компетентность;

Г) педагогическая деятельность.

21. Компонентом учебной деятельности являются

А) действия оценки;

Б) склонность к экспериментированию;

В) способность мыслить логически;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

 

22. Как называется предрасположенность человека к воспитательным воздействиям?

А) личностный рост;

Б) воспитанность;

В) воспитуемость;

Г) самовоспитание.

 

23. Главной функцией контроля знаний является

А) наказание – поощрение;

Б) проверка;

В) мотивация;

Г) вмешательство;

 

24. Что не входит в деятельность оценивания знаний

А) выбор контрольного задания;

Б) проведение консультаций;

В) формулировка цели обучения;

Г) выставление оценки.

 

25. Какая из перечисленных функций не относится к оценке

А) планирующая;

Б) обучающая;

В) контролирующая;

Г) воспитывающая.

 

26. Высший уровень проблемного обучения характеризуется

А) умением решать сложные задачи;

Б) возникновением познавательной потребности;

В) быстрым темпом усвоения учебного материала;

Г) самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения.

27. Как соотносятся понятия навыка и умения?

А) они синонимичны;

Б) умение формируется позже навыка;

В) это не связанные понятия;

Г) навык сложнее умения.

 

28. Основным признаком педагогической компетентности является

А) эрудиция и осведомленность в области педагогики;

Б) умение соответствовать требованиям профессионального педагогического сообщества;

В) готовность и способность к решению разных типов педагогических задач;

Г) самостоятельность и ответственность в педагогическом труде.

 

29. Под воспитуемостью понимается:

А) степень податливости ученика воспитательным воздействиям;

Б) уровень достигнутого нравственного общекультурного развития личности;

В) уровень знаний;

Г) овладение правилами и нормами поведения.

 

30. Для какого вида анализа урока необходима оценка педагогом своей педагогической деятельности, с целью выявления своих сильных и слабых сторон?

А) предваряющего;

Б) текущего;

В) ретроспективного.

31. Дополнить:

Способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным, интересным для детей – это ………….способность.

 

32. Профессиональное педагогическое самосознание включает:

А) учет оценки себя как профессионала со стороны других людей;

Б) осознание учителем норм, правил, модели своей профессии;

В) сравнение себя с другим профессионалом;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

 

33. Обучение – это

А) систематическая работа учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков, подготовку их к активной жизнедеятельности

Б) процесс вооружения учащихся методами учебной деятельности, в результате которой осуществляется их умственное развитие

В) двусторонний процесс деятельности учителя и учащихся, направленный на умственное развитие, овладение знаниями, умениями и навыками, культурой умственного труда, на формирование научных знаний.

 

34. Дополнить:

 Способность учителя проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, понимание личности ученика, его психических состояний – это …………….. способность.

 

35. Учение – это

А) совместная деятельность учителя и учащихся с целью передачи и приобретения знаний;

Б) приобретение знаний, умений как результат какой-то деятельности;

В) процесс приобретения учеником знаний, умений, навыков;

Г) самостоятельная деятельность учащихся.

36. Под воспитанностью понимается

А) достигнутый общекультурный уровень

Б) степень податливости ребенка воспитательным воздействиям

В) развитие ребенка как личности, обладающей полезными качествами;

Г) овладение правилами и нормами поведения.

 

37. Какой стиль педагогического руководства описан:

Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.

 

38. Устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к коллегам, к себе), определяющие его поведение

А) педагогические умения;

Б) профессиональные позиции;

В) профессиональные знания;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

39. Обученность – это

А) имеющийся запас знаний и умений;

Б) восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания;

В) готовность к переходу на новые уровни умственного развития;

Г) овладение знаниями, умениями и навыками.

 

40. Дополнить:

Выделяют три уровня психологического анализа урока: предваряющий, текущий и ……

41. Способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями; требовательность к ученикам, уважение к ним, внимательное отношение к психическому состоянию детей –

А) педагогическая наблюдательность;

Б) педагогический оптимизм;

В) педагогическая рефлексия;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

42. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:

А) младшем школьном возрасте;

 Б)младшем подростковом возрасте;

В) юношеском возрасте;

Г) старшем подростковом возрасте.

 

43. Способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики, пантомимики – это

А) коммуникативная способность;

Б) организаторская способность;

В) речевая способность;

Г) дидактическая способность.

44. Учебная ситуация, в которой ученик обнаруживает противоречие между известными знаниями, способами познания и невозможностью объяснить новые факты и явления:

А) противоречивая ситуация;

Б) проблемная ситуация;

В) сложная ситуация;

Г) обучающая ситуация.   

 

45. Какой стиль педагогического руководства описан:

Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

46. Найти лишнее.

Группы причин неуспеваемости:

А) общепедагогические;

Б) общепсихологические;

В) социально-экономические;

Г) психофизические.

 

47. Установите соответствие

стиль педагогического руководства характеристика
1. Авторитарный А) Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.
2. Демократический Б) Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
3. Либеральный В) Учитель единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося, не позволяет проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.

 

48. Стиль педагогического общения, в основе которого находится искренний интерес к личности партнера по общению, к аудитории, проявляется открытость контакта

А) совместное творчество;

Б) дистанция;

В) дружеское расположение;

Г) заигрывание.

 

49. Какая функция общения проявляется в процессе развития человека и становления его как личности проявляется

А) формирующая функция;

Б) внутриличностная функция;

В) прагматическая функция;

Г) функция подтверждения.

 

50. Какой компонент деятельности педагога включает в себя установление и поддержание правильных отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями:

А) конструктивный;

Б) организаторский;

В) коммуникативный;

Г) гностический


РАЗДЕЛ III. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

 

Вам предложены задания по решению педагогических ситуаций двух уровней. Педагогические ситуации первого уровня представлены с возможными вариантами ответов, которые позволяют достаточно быстро найти выход из создавшейся педагогической ситуации. Разрешив их, вы можете переходить к решению педагогических ситуаций второго (более сложного уровня), где необходимо дать самостоятельный ответ на поставленные вопросы.

Задание 1. Ознакомьтесь с педагогическими ситуациями и выберите один из вариантов ответа на вопросы либо предложите свой

1. В классе – юная обольстительница или юный Дон Жуан, проявляющий повышенный интерес к противоположному полу. Как быть?

а) не обращать внимания – это возрастное и скоро пройдет;

б) к этому нужно относиться с юмором;

в) сначала посоветоваться со специалистом-сексопатологом, а уж потом принимать меры;

г) в каждом классе должен быть секс-символ – это только способствует физическому и психологическому взрослению;

д) хорошо бы поговорить с ребятами о Ромео и Джульетте – обстоятельствах их знакомства, возрасте, вступлении в брак, смерти … Только прежде сами перечитайте Шекспира – тогда разговор может получиться доверительным и интересным;

е) не лучше ли сублимировать сексуальную энергию такого учащегося в какую-либо форму полезной активности?

2. Возвращаясь с работы домой, учительница видит отсутствовавшего на уроках ученика, который моет машины. Как поступить?

а) сделать вид, что ничего не видела: что тут поделаешь – жизнь сейчас такая!

б) подойти к ученику, выразительно на него посмотреть и, не говоря ни слова, уйти;

в) сурово спросить, что мальчик здесь делает и почему пропустил школу?

г) немедленно связаться с родителями мальчика, обсудить с ними ситуацию и предостеречь от последствий;

д) обратиться к ближайшему постовому милиционеру и попросить препроводить мальчика домой.

3. В классе ребенок с тяжелой психической травмой (трагическая смерть родителей, насилие в семье и пр.). Отсюда – неуспеваемость, неадекватное поведение. Что делать учителю?

а) самое деликатное в этой ситуации – делать вид, что ничего не происходит;

б) проявлять к такому ребенку постоянное неназойливое внимание и заботу, ни в коем случае не афишируя его проблемы;

в) обсудить проблемы такого ребенка на одном из классных часов – тем самым дать возможность ребятам высказать свое сочувствие к товарищу, а ему – полезные рекомендации;

г) самое эффективное – доверительный разговор с ребенком в кабинете директора, в присутствии родителей.

4. Ребенок приносит в школу ручную крысу (хомячка). В такой день все уроки «кувырком». Что делать?

а) как только «причина» (крыса, хомяк) обнаружена, тут же отправить ученика, чтобы «слетал» домой и оставил там свою живность. А сам, естественно, вернулся…

б) на время уроков «конфисковать» живность и спрятать в недоступном месте. После уроков вернуть вместе с замечанием в дневнике;

в) предложить ящик своего стола в качестве вольера для зверюшки и сразу дать письменную контрольную работу, чтобы дети были заняты, а Вы – свободны и могли проследить, чтобы животное не пачкало, ничего не прогрызло и не убежало;

г) сначала всем миром покормить зверюшку и полюбоваться ею; урок доброты – это главное. А математика (химия, физика и пр.) подождет…

5. Родители просят классного руководителя помочь: ребенок, при всем внешнем благополучии, замкнут, отстранен, никогда ничего не говорит родителям о себе, своих друзьях, школьных проблемах. Как повлиять на ситуацию?

а) объяснить родителям, что это – их внутрисемейная проблема и решить ее должны они сами;

б) посоветовать родителям проявлять больше внимания и тепла к своему ребенку, чаще общаться с ним, а не нарочито «лезть в душу»;

в) тут же пригласить ребенка и в присутствии родителей серьезно с ним побеседовать;

г) провести родительское собрание, посвященное обмену опытом семейного воспитания и проблемам общения «отцов и детей».

6. В классе есть ребенок – «слабак», как называют его одноклассники, которые не упускают случая поиздеваться над физически и психологически слабым мальчиком. Как учителю помочь такому ребенку?

а) в такой ситуации помочь может только профессионал-психолог, без него – увы! – не обойтись!

б) такого слабого ребенка следует ограждать от сильных и злых, а последним не давать спуску!

в) прежде всего, необходимо найти хоть одну сильную сторону такого ребенка и именно с этой стороны хоть раз показать его детям;

г) превратить «слабака» в сильного вряд ли удастся; не лучше ли втолковать детям, что его – слабого и беспомощного – нужно любить и защищать?

7. В классе ребята ополчились против мальчика-чеченца. Как вести себя классному руководителю?

а) ровно и спокойно, не акцентируя внимания на конфликте и как бы не замечая его;

б) проявлять к такому ребенку повышенное внимание и заботу;

в) убедить детей в бессмысленности их нападок, так как конкретный ребенок, против которого они ополчились, ни в чем не виноват;

г) коснуться этого вопроса на родительском собрании и попросить родителей поговорить со своими детьми, чтобы нейтрализовать их агрессивность.

8. Девочка из неблагополучной семьи постоянно держится возле учительницы, говорит с нею о своих проблемах, рассказывает семейные тайны, в которые больше никого не посвящает. Как вести себя учительнице в этой ситуации?

а) главное – не обмануть доверие девочки, но держать курс на постепенное ее сближение со сверстниками;

б) быть начеку: психологическая зависимость может стать обоюдной;

в) уяснив себе проблемы девочки, поговорить о них с глазу на глаз с ее родителями, наметить совместную тактику деликатного участия в жизни ребенка;

г) посоветовать девочке вести дневник, помогающий обдумывать жизненные проблемы, а иногда и справляться с ними;

д) дать девочке серьезное поручение, выполнение которого сблизит ее со сверстниками;

е) как-нибудь пригласить девочку к себе домой, создав условия для выплеска эмоций девочки, что, безусловно, облегчит ее психологическое состояние.

9. В классе – девочки-близнецы из многодетной семьи; они скромно одеты, никогда не приносят в школу завтраки, фрукты, жвачки. Дети относятся к ним с пренебрежением. Как повлиять на ситуацию?

а) взять девочек под свою опеку и в обиду не давать;

б) поговорить с девочками, чтобы вели себя смелее и даже нахальнее, так они скорее обретут друзей;

в) дать девочкам ответственное поручение и, если нужно, помочь его выполнить;

г) потребовать от профкома школы оказать многодетной семье материальную помощь – на государственные субсидии не очень-то разживешься!

10. Желая уязвить учителя, один из учеников постоянно поворачивается к нему на уроке спиной. Как вести себя учителю в данном случае?

а) никак не реагировать;

б) не замечать – «сочтетесь» на ответе у доски или на контрольной;

в) не уставать делать замечания – зачем же такое терпеть;

г) доверительно побеседовать с мальчиком один на один и выяснить причину его «протеста»;

д) как-нибудь зайти в класс и поздороваться, повернувшись к детям спиной, а затем объяснить, кому подражали.

11. Учитель, выведенный из равновесия вызывающим поведением ученика, сорвался и оскорбил его. Обиженный подросток пригрозил учителю судебным разбирательством. Что делать учителю?

а) сдержанно извиниться и продолжать урок;

б) потребовать разбирательства в кабинете директора с участием родителей;

б) сурово пригрозить ученику встречным иском и взысканием с его родителей крупной суммы за моральный ущерб;

г) срочно переключиться на урок; для начала дать школьникам трудное задание, чтобы отвлечь их от инцидента;

д) хоть на пару минут выйти из класса и остыть (выпить воды, покурить), а, вернувшись, как ни в чем ни бывало продолжить урок.

12. Учитель пришел на урок. На доске надпись: «Евдокимов козел». Как поступить?

а) не говоря ни слова, вытереть доску и начать урок;

б) сразу спросить: «Кто сегодня дежурный? Евдокимов?»

в) спросить у дежурного, почему доска к уроку не готова?

г) твердо сказать: «Евдокимов, встань! Ребята, посмотрите внимательно: неужели Евдокимов похож на козла?»

д) несколько минут посвятить рассказу о том, что в традициях русской культуры козел – символ плодородия, а, значит, сытости и богатства. Именно поэтому во время праздников и гуляний люди часто рядились в козлиные шкуры. А затем спокойно попросить дежурного вытереть доску.

13. В классе есть ученик, который систематически опаздывает на первый урок. Что делать?

а) выяснить (не на уроке) причину постоянных опозданий – вдруг она уважительная?

б) какой бы ни была причина опозданий, серьезно поговорить с учащимся и его родителями, предупредив их о возможных негативных последствиях подобных опозданий;

в) один раз запереть дверь в класс на ключ и не пустить опоздавшего – пусть помается в коридоре!

г) предложить однажды свою помощь этому ребенку, например, позвонить ему домой в 6 часов утра и разбудить, встретить в условленном месте и проводить в школу к началу урока, чтобы положить конец опозданиям.

14. Словесник и физик больны. У детей уже третий урок геометрии. Ребята устали. Как поступить учителю?

а) а учитель не устал?! Поэтому оптимальный вариант для подобной ситуации – несложная контрольна


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.363 с.