Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-07-07 | 74 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОББЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«СЕМЕЙНОЕ СОДРУЖЕСТВО»
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 16 – 17 лет
Программа разработана
учителем истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Гурьяновой Светланой Анатольевной
Нижнекамск
2017 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………….............3
Пояснительная записка………………………………………………………….4
Модуль «Семья и школа»……………………………………………………….6
Модуль «Семьеведение» (в работе классного руководителя)…………..........7
Модуль «Ответственное родительство»……………………………………...14
Темы самообразования классного руководителя:…………………………....18
Описание материально – технического обеспечения воспитательного процесса…………………………………………………………………………18
Список литературы. Медиа ресурсы………………………………………….19
Приложение 1.Проект игры брейн – ринг: «Мой взгляд на современную семью»…………………………………………………………………………..20
Приложение 2. Разработка занятия на тему «Моя будущая семья»……………………………………………………………………………25
Приложение 3…………………………………………….....................................28
Введение.
"Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя
могут дать детям
большое человеческое счастье".
В.А. Сухомлинский.
Одной из приоритетных задач сегодня является формирование у молодого поколения отношения к традиционной семье как к социально значимой ценности, понимание личностного смысла категории «семья». Школьники должны осознать семейные традиции, которые выступают средством преемственности поколений, воспринять культуру своего народа.
|
Семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Об этом говорится и в Законе РФ «Об образовании», и в Концепции модернизации российского образования. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества.
Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.
Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
С этой целью в начале 2013-2014 учебного года в школах Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в рамках реализации муниципальной воспитательной программы «Школа ответственного родительства» был введён инновационный курс «Семьеведение» для учащихся 10-х классов.
Программа «Семейное содружество» в работе классного руководителя апробирована в практике воспитательной работы в течение трех лет. В ее основе разработанная ранее программа образовательного и воспитательного курса «Семьеведение», которая по итогам анализа рецензента - профессора, доктора социологических наук, профессора КазГИК, руководителя ТРО НОК «Российская семья» Карцевой Л.В. программа «Семьеведение» зарекомендовала себя как весьма содержательная и актуальная.
Семья является основой любого государства, главным условием сохранения духовной истории народа, традиций, национальной безопасности. В связи с этим одной из приоритетных задач сегодня является формирование у молодого поколения отношения к семье как к социально значимой ценности, характеризующегося осознанием семейных традиций как средства преемственности поколений, умением проектировать модель своей будущей семьи и принятие личностного смысла «семья».
|
Главные результаты нашей работы станут видны нескоро, когда наши выпускники начнут вступать в брак, рожать детей, создавать семьи. Однако мы твёрдо верим в то, что их усилия будут успешны, а семьи счастливы. Ради этого мы и работаем сейчас.
I. Пояснительная записка.
Воспитательная программа «Семейное содружество» для учащихся 10 - 11 классов составлена на основе следующих документов:
1. Программа воспитания МБОУ «СОШ №27»;
2. УМК «Семьеведение» Карцевой Л.В. – Казань, 2013.
Законодательная база для разработки Программы:
3. Конвенция о правах ребенка
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
5. Законы РФ и РТ «Об образовании»
Актуальность программы. Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Педагогов и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Тем самым актуальность данной темы определяется необходимостью осознания воспитанниками всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Перед ними стоит задача совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.
|
Новизна воспитательной программы состоит в использовании знаний по курсу «Семьеведение», а также в инновационной совместной работе Управления образования НМР РТ и Управления ЗАГС НМР РТ в проведении занятий и мероприятий по семейному воспитанию для школьников в Нижнекамском муниципальном районе.
Цель и задачи программы.
Цель программы: Воспитание интеллектуальной, всесторонне-культурной личности с важными семейными и брачными ценностями, способной к решению сложных жизненных проблем, черезпартнерство школы и семьи.
Задачи программы:
1) воспитание у детей ответственности, чувства гордости за свою семью в рамках модуля «Семьеведение»;
2) организация совместной деятельности, досуга родителей и обучающихся;
3) организация родительского всеобуча; повышение их культурно-образовательного уровня в рамках модуля «Школа ответственного родительства»;
4) оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания в преодолении проблем взаимоотношения с ребёнком;
5) укрепление школьных традиций в работе с семьями учащихся;
Формы совместной деятельности классного руководителя, родителей и воспитанников:
· творческие проекты, выставки, конкурсы;
· трудовая деятельность: эко-патруль, субботники и средники по благоустройству и озеленение территории школы, акции «Скворечник», благотворительные ярмарки семейных поделок;
· досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, игровые программы.)
Методы взаимодействия:
· Тренинг
· Анкетирование
· Встречи
· Дискуссия
· Беседа
· Круглый – стол
· Дебаты
· Внеклассные мероприятия
· Родительские всеобучи
Участники Программы: учащиеся 10 -11 класса и их родители, классный руководитель, администрация школы, психолог, медицинский работник, Управление ЗАГС.
Ожидаемый результат:
1.Возрождение традиций семейного воспитания, улучшение микроклимата в семьях учащихся, повышение педагогической культуры родителей во взаимоотношении с ребенком.
2. Воспитание личности с традиционными семейными ценностями.
3.Устойчивость в поведении детей, уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям, сокращение числа неблагополучных семей.
|
4. Привлечение к активному участию родителей в общешкольных мероприятиях, социальное партнерство школы и семьи.
5. Соблюдение единства требований классного руководителя. педагогов и родителей в воспитании детей.
II. Модуль «Семья и школа».
План образовательно – воспитательной работы.
Месяц | Мероприятия | Классный час | |
Сентябрь | День города. Акция «Осенний субботник». Конкурс на лучшее семейное фото «Наш любимый Нижнекамск». | «Брак как основа семьи» | |
Октябрь | День пожилого человека. Встреча с членами семей учащихся, тружениками тыла, ветеранами труда, первопроходцами итп. Конкурс эссе «Мои родные». | «Нравственные основы семьи» | |
Ноябрь | День матери. Встреча с мамами – героинями, многодетными матерями. | «Семья в современном обществе: тенденции развития» | |
Декабрь | Новогодний бал. Открытое занятие в ЗАГС г. Нижнекамска «Семейное право в современной России» | «Семейные традиции и их актуальность» | |
Январь | Поход на каток с родителями. Поездка д/о лагерь «Чайка». | «Проблема отцов и детей: в современном мире» | |
Февраль | День Защитника Отечества. Встреча с отцами, прошедшими службу в рядах Вооруженных сил СССР и РФ. Конкурс «Смотр строи и песни» Конкурс эссе «Быть отцом, что это значит?» | «Ответственное родительство» | |
Март | Международный женский день. Праздничное чаепитие. Конкурс семейных видеопрезентаций «Лучшее поздравление с 8 марта». | «Сила материнской любви» | |
Апрель | Навруз. Масленица. Субботник «Эко-патруль» Благотворительная ярмарка в помощь Детскому дому г. Нижнекамска. | «Воспитательный потенциал современной семьи» | |
Май | Акция «Бессмертный полк» День Победы. Внеклассное мероприятие «Спасибо деду за Победу!» Международный день семьи. Спортивное мероприятие «Здоровая семья - крепкая семья!» Брейн - ринг по «Семьеведению» в ЗАГС НМР РТ | «Мы вместе за счастливую семью!» |
Деятельность в каникулы
Каникулы | Мероприятия |
ноябрь | Экскурсия в ЗАГС г. Нижнекамска |
январь | Встреча с сотрудниками Перинатального центра г. Нижнекамска |
март | Встреча с семейным психологом. |
III. Модуль «Семьеведение».
План образовательно – воспитательной работы.
№ | Тема собрания | Сроки | Ответственный |
1 | Занятия для старшеклассников «Семьеведение». | Октябрь - март | Классный руководитель Психолог школы Учитель семьеведения |
2 | Защита проектов по темам: - Один день из жизни молодой семьи - Мой взгляд на современную семью - Это важное слово – семья - сила материнской любви - Быть отцом – что это значит? - Моя будущая семья -Семейный фотоальбом рассказывает… - Размышления о ценности семьи - Моя семья – моя опора - Семья – главная ценность в моей жизни - Семейные традиции – их актуальность в современном мире - Мое родословное древо - Проблемы современной семьи - Родительская любовь и ее значение в формировании личности - Мать героиня ХХI века - Многодетная семья - Орден «Материнская слава» - Счастливые семьи – счастливы одинаково - Брак – официальный или «гражданский»? - Здоровая семья – здоровые дети - Эмоциональный мир семьи Формы проекта: -эссе - презентация - видеоролик -социальная реклама - семейный сайт -сценка -исследовательская работа - плакат - стихотворение - рассказ - свой вариант | Май | Классный руководитель Учитель семьеведения |
П/п
|
Тема
Количество часов
Итого
Содержание курса «Семьеведение»
Тема 14. Защита проектов.
План мероприятий в рамках реализации проекта
«Школа ответственного родительства».
№ | Тема собрания | Сроки | Ответственный |
1 | ФГОС и Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России о семье как базовой ценности. Содержание семейного воспитания в ФГОС | Сентябрь | Классный руководитель |
2 | Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей. Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних и их родителей | Октябрь | Классный руководитель |
3 | Встречи – беседы со специалистами (психолог, детский гинеколог, нарколог, сексопатолог, юрист и т.д.) | В течение года | Классный руководитель Психолог школы, Медицинский работни школы |
4 | Реализация программы дистанционного просвещения родителей «Растем и взрослеем вместе» через сайт школы | В течение года | Психолог школы, Классный руководитель |
5 | Проведение ежемесячных встреч с родителями по определенным направлениям | Сентябрь – май | Классный руководитель |
6 | Организационно – массовые мероприятия: - соревнования «Мама, папа, я – здоровая семья» «Моя семья – мое богатство» -«История семьи в истории моего города» | В течение года | Классный руководитель |
7 | Участие представителей Совета отцов по спортивным направлениям: легкая атлетика, армреслинг, плавание, стрельба, лыжные гонки | По графику | Классный руководитель Ассоциация отцов |
8 | Конкурс среди родительских комитетов на лучшую организацию каникулярного времени учащихся | Ноябрь, январь, март, июнь-август | Классный руководитель Родительский комитете |
9 | Организация работы клубов семейного досуга: - шахматный клуб - клуб семейного выходного дня - театральный клуб - клуб «Очумелые ручки» - “Мой папа – самый лучший» - «Мама, папа, я – спортивная семья» | В течение года | Классный руководитель Совет учреждения |
10 | Организация работы Штабов семейного досуга | В течение года | Совет учреждения, родительский комитет Классный руководитель |
Основные направления, содержание и формы работы
Тренинги с родителями
Прогнозируемый результат:
1. Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания подростков и построение взаимоотношений с ними.
2. Приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с подростками.
3. Формирование адекватной самооценки в родительской роли.
4. Оптимизация детско – родительских отношений.
5. Эффективное и равноправное взаимодействие подростков и родителей, основанное на взаимном уважении.
№ | Тема занятия | Месяц |
1 | Каким я вижу моего ребенка? | сентябрь |
2 | Способы эффективного взаимодействия с ребенком | ноябрь |
3 | Тропинка родительской любви | январь |
4 | Когда в семье «тяжелые» родители | март |
5 | Я глазами ребенка | май |
V. Темы самообразования классного руководителя:
1. Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей
2. Ориентация старших школьников на нравственные ценности
3. Культура общения подростков в семье
4. Личностно-ориентированный подход в системе воспитания
5. Взаимосотрудничество: семья – родители - школа
Воспитательного процесса.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
VIII. Список литературы
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – Спб.Питер, 2003 (Серия эффективный тренинг).
2. Карцева Л.В. Семьеведение: Учеб.- метод. пособие. – Казань: КГМУ, 2015. – 51 с.
3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2011. – 560 с..
4. Моисеев Д.А., Крыгина Н.Н. Нравственные основы семейной жизни. Методические рекомендации. 2 часть - Ташкенская епахия., 2015.
5. Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря
6. Моисеев Д.А., Крыгина Н.Н. Нравственные основы семейной жизни. Хрестоматия. 1 часть - Ташкенская епахия., 2015.
7. Журавлева И.В. Семья, дети – жизненные ценности и установки: итоги социологического опроса: М.,2015.
8. Сборник «Моя родословная»: Москава,2015.
9. Здоровье семьи//Москва №1
10. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. – Волгоград: Учитель, 2007.
11. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240с.: ил. (Серия «Практическая психология»).
12. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд – во Института Психотерапии, 2003. – 319.
13. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого – педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы / Авт. – сост. Т.А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. – 192с. – (Классному руководителю).
Медиаресурсы:
1.Официальний сайт Управления ЗАГС Нижнекамского муниципального района РТ https://vk.com/club50929051
2.Официальный сайт Росстат демография. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat
Приложение 1
Проект игры брейн – ринг
«Мой взгляд на современную семью».
Семья - мой дом родной.
Там я живу, там мой покой,
Мое пристанище и кров,
Мои мечты, моя любовь.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Цель проекта: закрепить знания по дополнительному курсу «Семьеведение», выявить особенности и тенденций функционирования семьи в современном российском обществе в целом и в Республике Татарстан.
Задачи:
1. Изучения брачно-семейных реалий и их отражения в сознании современной молодёжи на примере курса «Семьеведение» в Республике Татарстана.
2. Овладение учащимися основными категориями изучаемой дисциплины.
3. Воспитание интеллектуальной, всесторонне-культурной личности с важными семейными и брачными ценностями, способной к решению сложных жизненных проблем.
Форма проведения: брейн-ринг
Место проведения: актовый зал школы
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- столы для участников
- стол жюри
- бумага, фломастеры
- вырезки из журналов, газет.
Участники: 6 команд по 4 участника
Опережающее задание: конкурс «Визитка», название и девиз команды
Ход игры:
Ученик
Понятие о счастье у людей разные. И всё-таки у многих оно связано с семьёй.
Ученик
В семье мы приобретаем представление о жизни, нравственности, о морали, приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.
Ученик
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром.
Ученик
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.
Звук гонга.
Ведущий: Мы собрались сегодня в этом зале в день празднования Дня семьи. Не раз ученые ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. Ничто и никто не может заменить человеку семьи.
В нашей стране уделяется большое внимание семье. “Семья находится под защитой государства”, которое старается помочь подрастающему поколению в получении знаний и развитии личностных качеств, которые могут им пригодиться в их дальнейшей семейной жизни. Семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые нужно формировать начиная ещё с раннего детства. В течение года вы посещали лекции по вопросам семьеведения, которые, мы надеемся, были очень полезными для вас. И сегодня ваша задача показать свои хорошие знания и сразиться за звание знатока семьеведения.
Ведущий:
Наши соревнования пройдут по следующей схеме: капитаны команд пройдут жеребьёвку, в которой определится, какая команда с кем играет. По результатам каждой игры будет определяться победитель, и уже две победившие команды играют за 1-е место. А сейчас, капитаны, прошу вас подойти к столу для жеребьёвки.
Послушайте, пожалуйста, правила игры. Они таковы: команда не имеет права отвечать, пока вопрос до конца не задан. После того, как вопрос будет задан, команда, у которой готов ответ, дает звуковой сигнал звук гонга и получает право на ответ. Время обдумывания ответа – 1 минута. Если команда отвечает правильно, ей засчитывается очко. Если нет, право ответа переходит ко второй команде, которая в течение одной минуты должна дать. Если ответ правильный, она получает очко, если неправильный или не успевает ответить за минуту, то очко не получает никакая команда. Счет идёт до 6-ти очков.
У нас на игре присутствуют эксперты. Разрешите их представить:
1. Заместитель директора по ВР
2. Психолог школы
3.. Председатель родительского комитета школы
Они будут вести счет и разрешать спорные ситуации, если такие возникнут.
Позвольте представить вам наблюдателей.
Это наши родители (или учителя). У них в руках красные карточки. Если они услышат подсказку зала, они подадут сигнал с помощью этих карточек. Итак, начинаем!
В брейн - ринге участвуют 6 команд учащихся 10 классов. А для начала давайте познакомимся.
Задание 10. Конкурс проекта рекламы курса «Семьеведение».
Приложение 2
Задачи:
1.Способствовать развитию интереса учащихся по вопросу: “Что такое семья?”, определению ими своего отношения к семье как общественной и общечеловеческой ценности;
2. Помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях семьи;
3. В ходе проведения занятия участники смогут:
• Получить опыт работы в группе, организации устного выступления;
• Формулировать критерии оценивания устного выступления, принять участие в процедуре оценивания семейного быта, семейных взаимоотношений.
• Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей.
• Помочь ребенку оценить свое место в семье.
Оборудование:
• Презентация.
• Большие листы бумаги,
• Фломастеры.
• Карточки с описанием заданий.
• Технические средства обучения.
Ход урока.
Учитель: Сегодня мы проведем наш урок по «Семьеведению» в непривычном для вас месте, но очень значимом для каждой семьи – это можно сказать «колыбель» нижнекамских семей - ЗАГС г. НМР РТ.
Синквейн «Семья»
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия).
3 строчка – три слова (глаголы).
4 строчка – четыре слова – предложение.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы, существительное.
В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листке было начертано сто раз одно и тоже слово????? - «понимание»!
Понимание. Способность к взаимопониманию, взаимоуважение. Именно на этих качествах держится семья. Недаром лучшее пожелание молодоженам - «Совет да любовь!». От этих неуловимых качеств зависит и благополучие, и моральный климат в семье. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, а кто-то учится этому всю жизнь.
Учитель:
Давайте встанем в круг. Представьте себе, что у меня в руках маленькое солнце, комочек счастья, в которое я вложила все свое тепло, радость, и я готова поделиться с вами“ Комочек счастья ” отправлять буду я. Итак, начинаем. (Каждый участник передает воображаемое счастье.)
Звучит гимн «Гимн семье».
Приложение 3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОББЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!