С углубленным изучением отдельных предметов» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

С углубленным изучением отдельных предметов»

2020-07-07 74
С углубленным изучением отдельных предметов» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОББЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

 

«СЕМЕЙНОЕ СОДРУЖЕСТВО»

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 16 – 17 лет

 

Программа разработана

учителем истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Гурьяновой Светланой Анатольевной

 

 

Нижнекамск

2017 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….............3

Пояснительная записка………………………………………………………….4

Модуль «Семья и школа»……………………………………………………….6

Модуль «Семьеведение» (в работе классного руководителя)…………..........7

Модуль «Ответственное родительство»……………………………………...14

Темы самообразования классного руководителя:…………………………....18

Описание материально – технического обеспечения воспитательного процесса…………………………………………………………………………18

Список литературы. Медиа ресурсы………………………………………….19

Приложение 1.Проект игры брейн – ринг: «Мой взгляд на современную семью»…………………………………………………………………………..20

Приложение 2. Разработка занятия на тему «Моя будущая семья»……………………………………………………………………………25

Приложение 3…………………………………………….....................................28

 

Введение.

"Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя

могут дать детям

большое человеческое счастье".

В.А. Сухомлинский.

 

Одной из приоритетных задач сегодня является формирование у молодого поколения отношения к традиционной семье как к социально значимой ценности, понимание личностного смысла категории «семья». Школьники должны осознать семейные традиции, которые выступают средством преемственности поколений, воспринять культуру своего народа.

Семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Об этом говорится и в Законе РФ «Об образовании», и в Концепции модернизации российского образования. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества.

 Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

 Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

С этой целью в начале 2013-2014 учебного года в школах Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в рамках реализации муниципальной воспитательной программы «Школа ответственного родительства» был введён инновационный курс «Семьеведение» для учащихся 10-х классов.

Программа «Семейное содружество» в работе классного руководителя апробирована в практике воспитательной работы в течение трех лет. В ее основе разработанная ранее программа образовательного и воспитательного курса «Семьеведение», которая по итогам анализа рецензента - профессора, доктора социологических наук, профессора КазГИК, руководителя ТРО НОК «Российская семья» Карцевой Л.В. программа «Семьеведение» зарекомендовала себя как весьма содержательная и актуальная. 

Семья является основой любого государства, главным условием сохранения духовной истории народа, традиций, национальной безопасности. В связи с этим одной из приоритетных задач сегодня является формирование у молодого поколения отношения к семье как к социально значимой ценности, характеризующегося осознанием семейных традиций как средства преемственности поколений, умением проектировать модель своей будущей семьи и принятие личностного смысла «семья».

Главные результаты нашей работы станут видны нескоро, когда наши выпускники начнут вступать в брак, рожать детей, создавать семьи. Однако мы твёрдо верим в то, что их усилия будут успешны, а семьи счастливы. Ради этого мы и работаем сейчас.

I. Пояснительная записка.

Воспитательная программа «Семейное содружество» для учащихся 10 - 11 классов составлена на основе следующих документов:

1. Программа воспитания МБОУ «СОШ №27»;

2. УМК «Семьеведение» Карцевой Л.В. – Казань, 2013.

 

Законодательная база для разработки Программы:

3. Конвенция о правах ребенка

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

5. Законы РФ и РТ «Об образовании»

 

Актуальность программы. Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Педагогов и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Тем самым актуальность данной темы определяется необходимостью осознания воспитанниками всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Перед ними стоит задача совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.

Новизна воспитательной программы состоит в использовании знаний по курсу «Семьеведение», а также в инновационной совместной работе Управления образования НМР РТ и Управления ЗАГС НМР РТ в проведении занятий и мероприятий по семейному воспитанию для школьников в Нижнекамском муниципальном районе.

Цель и задачи программы.

Цель программы: Воспитание интеллектуальной, всесторонне-культурной личности с важными семейными и брачными ценностями, способной к решению сложных жизненных проблем, черезпартнерство школы и семьи.

Задачи программы:

1) воспитание у детей ответственности, чувства гордости за свою семью в рамках модуля «Семьеведение»;

2) организация совместной деятельности, досуга родителей и обучающихся;

3) организация родительского всеобуча; повышение их культурно-образовательного уровня в рамках модуля «Школа ответственного родительства»;

4) оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания в преодолении проблем взаимоотношения с ребёнком;

5) укрепление школьных традиций в работе с семьями учащихся;

Формы совместной деятельности классного руководителя, родителей и воспитанников:

· творческие проекты, выставки, конкурсы;

· трудовая деятельность: эко-патруль, субботники и средники по благоустройству и озеленение территории школы, акции «Скворечник», благотворительные ярмарки семейных поделок;

· досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, игровые программы.)

Методы взаимодействия:

· Тренинг

· Анкетирование

· Встречи

· Дискуссия

· Беседа

· Круглый – стол

· Дебаты

· Внеклассные мероприятия

· Родительские всеобучи

Участники Программы: учащиеся 10 -11 класса и их родители, классный руководитель, администрация школы, психолог, медицинский работник, Управление ЗАГС.

Ожидаемый результат:

1.Возрождение традиций семейного воспитания, улучшение микроклимата в семьях учащихся, повышение педагогической культуры родителей во взаимоотношении с ребенком.

2. Воспитание личности с традиционными семейными ценностями.             

3.Устойчивость в поведении детей, уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям, сокращение числа неблагополучных семей.

4. Привлечение к активному участию родителей в общешкольных мероприятиях, социальное партнерство школы и семьи.

5. Соблюдение единства требований классного руководителя. педагогов и родителей в воспитании детей.

II. Модуль «Семья и школа».

План образовательно – воспитательной работы.

Месяц Мероприятия Классный час  
Сентябрь День города. Акция «Осенний субботник». Конкурс на лучшее семейное фото «Наш любимый Нижнекамск».  «Брак как основа семьи»  
Октябрь День пожилого человека. Встреча с членами семей учащихся, тружениками тыла, ветеранами труда, первопроходцами итп. Конкурс эссе «Мои родные».

 «Нравственные основы семьи»

Ноябрь День матери. Встреча с мамами – героинями, многодетными матерями.

 «Семья в современном обществе: тенденции развития»

Декабрь Новогодний бал. Открытое занятие  в ЗАГС г. Нижнекамска «Семейное право в современной России»  

 «Семейные традиции и их актуальность»

Январь Поход на каток с родителями. Поездка д/о лагерь «Чайка».  

 «Проблема отцов и детей: в современном мире»

Февраль День Защитника Отечества. Встреча с отцами, прошедшими службу в рядах Вооруженных сил СССР и РФ. Конкурс «Смотр строи и песни» Конкурс эссе «Быть отцом, что это значит?»

 «Ответственное родительство»

Март Международный женский день. Праздничное чаепитие. Конкурс семейных видеопрезентаций «Лучшее поздравление с 8 марта».

 «Сила материнской любви»

Апрель Навруз. Масленица. Субботник «Эко-патруль»  Благотворительная ярмарка в помощь Детскому дому г. Нижнекамска.

 «Воспитательный потенциал современной семьи»

Май Акция «Бессмертный полк» День Победы. Внеклассное мероприятие «Спасибо деду за Победу!» Международный день семьи. Спортивное мероприятие «Здоровая семья - крепкая семья!» Брейн - ринг по «Семьеведению» в ЗАГС НМР РТ

«Мы вместе за счастливую семью!»

 

Деятельность в каникулы

Каникулы   Мероприятия
ноябрь Экскурсия в ЗАГС г. Нижнекамска
январь Встреча с сотрудниками Перинатального центра г. Нижнекамска
март Встреча с семейным психологом.

 

III. Модуль «Семьеведение».

План образовательно – воспитательной работы.

Тема собрания Сроки Ответственный
1 Занятия для старшеклассников «Семьеведение». Октябрь - март Классный руководитель Психолог школы Учитель семьеведения
2 Защита проектов по темам: - Один день из жизни молодой семьи - Мой взгляд на современную семью - Это важное слово – семья - сила материнской любви - Быть отцом – что это значит? - Моя будущая семья -Семейный фотоальбом рассказывает… - Размышления о ценности семьи - Моя семья – моя опора - Семья – главная ценность в моей жизни - Семейные традиции – их актуальность в современном мире - Мое родословное древо - Проблемы современной семьи - Родительская любовь и ее значение в формировании личности - Мать героиня ХХI века - Многодетная семья - Орден «Материнская слава» - Счастливые семьи – счастливы одинаково - Брак – официальный или «гражданский»? - Здоровая семья – здоровые дети - Эмоциональный мир семьи  Формы проекта: -эссе - презентация - видеоролик -социальная реклама - семейный сайт -сценка -исследовательская работа - плакат - стихотворение - рассказ - свой вариант Май Классный руководитель Учитель семьеведения

П/п

Тема

Количество часов

Всего теория практика 1-2 Введение в курс «Семьеведение». Проекты по «Семьеведению». 2 2   3-6 Брак как основа семьи. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодёжи. 4 4   7-8 Практическое занятие. 2   2 9-12 Семья в современном обществе: тенденции развития. 4 4   13-14 Практическое занятие. 2   2 15-18 Семейное право в России: ХХI век 4 4   19-20 Практическое занятие. 2   2 21-24 Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе 4 4   25-26 Практическое занятие. 2   2 27-30 Проблемы родительства в депопулирующей России 4 4   31-32 Практическое занятие. 2   2 33-36 Воспитательный потенциал современной семьи 4 4   37-38 Практическое занятие. 2   2 39-43 Внебрачная семья. Модели внебрачных союзов.  Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений 4 4   44-45 Практическое занятие. 2   2 46-50 Ответственное родительство 4 4   51-52 Практическое занятие 2   2 53-54 Брак и семья с позиций иудаизма 2 2   55-56 Практическое занятие. 2   2 57-58 Православие о браке и семье 2 2   59-60 Практическое занятие. 2   2 61-62 Традиции брака и семьи в буддизме 2 2   63-64 Практическое занятие. 2   2 65-66 Мусульманский брак: традиционное и современное 2 2   67-68 Практическое занятие. 2   2 69-70 Защита проектов. 2   2

Итого

70 46 24

Содержание курса «Семьеведение»

Тема 14. Защита проектов.

План мероприятий в рамках реализации проекта

«Школа ответственного родительства».

Тема собрания Сроки Ответственный
1 ФГОС и Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России о семье как базовой ценности. Содержание семейного воспитания в ФГОС Сентябрь Классный руководитель
2 Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей. Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних и их родителей Октябрь Классный руководитель
3 Встречи – беседы со специалистами (психолог, детский гинеколог, нарколог, сексопатолог, юрист и т.д.) В течение года Классный руководитель Психолог школы, Медицинский работни школы
4 Реализация программы дистанционного просвещения родителей «Растем и взрослеем вместе» через сайт школы В течение года Психолог школы, Классный руководитель
5 Проведение ежемесячных встреч с родителями по определенным направлениям Сентябрь – май Классный руководитель
6 Организационно – массовые мероприятия: - соревнования  «Мама, папа, я – здоровая семья»  «Моя семья – мое богатство» -«История семьи в истории моего города»   В течение года Классный руководитель
7 Участие представителей Совета отцов по спортивным направлениям: легкая атлетика, армреслинг, плавание, стрельба, лыжные гонки По графику Классный руководитель Ассоциация отцов
8 Конкурс среди родительских комитетов на лучшую организацию каникулярного времени учащихся Ноябрь, январь, март, июнь-август Классный руководитель Родительский комитете
9 Организация работы клубов семейного досуга: - шахматный клуб - клуб семейного выходного дня - театральный клуб - клуб «Очумелые ручки» - “Мой папа – самый лучший» - «Мама, папа, я – спортивная семья» В течение года Классный руководитель Совет учреждения  
10 Организация работы Штабов семейного досуга В течение года Совет учреждения, родительский комитет Классный руководитель

Основные направления, содержание и формы работы

Тренинги с родителями

Прогнозируемый результат:

1. Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания подростков и построение взаимоотношений с ними.

2. Приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с подростками.

3. Формирование адекватной самооценки в родительской роли.

4. Оптимизация детско – родительских отношений.

5. Эффективное и равноправное взаимодействие подростков и родителей, основанное на взаимном уважении.

Тема занятия Месяц
1 Каким я вижу моего ребенка? сентябрь
2 Способы эффективного взаимодействия с ребенком ноябрь
3 Тропинка родительской любви январь
4 Когда в семье «тяжелые» родители март
5 Я глазами ребенка май

V. Темы самообразования классного руководителя:

1. Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей

2. Ориентация старших школьников на нравственные ценности

3. Культура общения подростков в семье

4. Личностно-ориентированный подход в системе воспитания

5. Взаимосотрудничество: семья – родители - школа

Воспитательного  процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во

VIII. Список литературы

1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – Спб.Питер, 2003 (Серия эффективный тренинг).

2. Карцева Л.В. Семьеведение: Учеб.- метод. пособие. – Казань: КГМУ, 2015. – 51 с.

3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2011. – 560 с..

4. Моисеев Д.А., Крыгина Н.Н. Нравственные основы семейной жизни. Методические рекомендации. 2 часть - Ташкенская епахия., 2015.

5. Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря

6. Моисеев Д.А., Крыгина Н.Н. Нравственные основы семейной жизни. Хрестоматия. 1 часть - Ташкенская епахия., 2015.

7. Журавлева И.В. Семья, дети – жизненные ценности и установки: итоги социологического опроса: М.,2015.

8. Сборник «Моя родословная»: Москава,2015.

9. Здоровье семьи//Москва №1

10. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. – Волгоград: Учитель, 2007.

11. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240с.: ил. (Серия «Практическая психология»).

12. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд – во Института Психотерапии, 2003. – 319.

13. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого – педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы / Авт. – сост. Т.А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. – 192с. – (Классному руководителю).   

Медиаресурсы:

1.Официальний сайт Управления ЗАГС Нижнекамского муниципального района РТ https://vk.com/club50929051

2.Официальный сайт Росстат демография. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat

Приложение 1

Проект игры брейн – ринг

«Мой взгляд на современную семью».

Семья - мой дом родной.

Там я живу, там мой покой,

Мое пристанище и кров,

Мои мечты, моя любовь.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

 

Цель проекта: закрепить знания по дополнительному курсу «Семьеведение», выявить особенности и тенденций функционирования семьи в современном российском обществе в целом и в Республике Татарстан.

Задачи:

1. Изучения брачно-семейных реалий и их отражения в сознании современной молодёжи на примере курса «Семьеведение» в Республике Татарстана.

2. Овладение учащимися основными категориями изучаемой дисциплины.

3. Воспитание интеллектуальной, всесторонне-культурной личности с важными семейными и брачными ценностями, способной к решению сложных жизненных проблем.

Форма проведения: брейн-ринг

Место проведения: актовый зал школы

Оборудование:

- мультимедийный проектор

- столы для участников

- стол жюри                             

- бумага, фломастеры

- вырезки из журналов, газет.

Участники: 6 команд по 4 участника

Опережающее задание: конкурс «Визитка», название и девиз команды

Ход игры:

Ученик

Понятие о счастье у людей разные. И всё-таки у многих оно связано с семьёй.

 

Ученик

В семье мы приобретаем представление о жизни, нравственности, о морали, приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.

Ученик

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром.

Ученик

Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.

Звук гонга.

Ведущий:  Мы собрались сегодня в этом зале в день празднования Дня семьи. Не раз ученые ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. Ничто и никто не может заменить человеку семьи.

В нашей стране уделяется большое внимание семье. “Семья находится под защитой государства”, которое старается помочь подрастающему поколению в получении знаний и развитии личностных качеств, которые могут им пригодиться в их дальнейшей семейной жизни. Семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые нужно формировать начиная ещё с раннего детства. В течение года вы посещали лекции по вопросам семьеведения, которые, мы надеемся, были очень полезными для вас. И сегодня ваша задача показать свои хорошие знания и сразиться за звание знатока семьеведения.

Ведущий:

Наши соревнования пройдут по следующей схеме: капитаны команд пройдут жеребьёвку, в которой определится, какая команда с кем играет. По результатам каждой игры будет определяться победитель, и уже две победившие команды играют за 1-е место. А сейчас, капитаны, прошу вас подойти к столу для жеребьёвки.

 Послушайте, пожалуйста, правила игры. Они таковы: команда не имеет права отвечать, пока вопрос до конца не задан. После того, как вопрос будет задан, команда, у которой готов ответ, дает звуковой сигнал звук гонга и получает право на ответ. Время обдумывания ответа – 1 минута. Если команда отвечает правильно, ей засчитывается очко. Если нет, право ответа переходит ко второй команде, которая в течение одной минуты должна дать. Если ответ правильный, она получает очко, если неправильный или не успевает ответить за минуту, то очко не получает никакая команда. Счет идёт до 6-ти очков.

У нас на игре присутствуют эксперты. Разрешите их представить:

1. Заместитель директора по ВР

2. Психолог школы

3.. Председатель родительского комитета школы

Они будут вести счет и разрешать спорные ситуации, если такие возникнут.

 Позвольте представить вам наблюдателей.

Это наши родители (или учителя). У них в руках красные карточки. Если они услышат подсказку зала, они подадут сигнал с помощью этих карточек. Итак, начинаем!

В брейн - ринге участвуют 6 команд учащихся 10 классов. А для начала давайте познакомимся.

Задание 10. Конкурс проекта рекламы курса «Семьеведение».

Приложение 2

Задачи:

1.Способствовать развитию интереса учащихся по вопросу: “Что такое семья?”, определению ими своего отношения к семье как общественной и общечеловеческой ценности;

2. Помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях семьи;

3. В ходе проведения занятия участники смогут:

• Получить опыт работы в группе, организации устного выступления;

• Формулировать критерии оценивания устного выступления, принять участие в процедуре оценивания семейного быта, семейных взаимоотношений.

• Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей.

• Помочь ребенку оценить свое место в семье.

Оборудование:

• Презентация.

• Большие листы бумаги,

• Фломастеры.

• Карточки с описанием заданий.

• Технические средства обучения.

Ход урока.

Учитель: Сегодня мы проведем наш урок по «Семьеведению» в непривычном для вас месте, но очень значимом для каждой семьи – это можно сказать «колыбель» нижнекамских семей - ЗАГС г. НМР РТ.

Синквейн «Семья»

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия).

3 строчка – три слова (глаголы).

4 строчка – четыре слова – предложение.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы, существительное.

 В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листке было начертано сто раз одно и тоже слово????? - «понимание»!

Понимание. Способность к взаимопониманию, взаимоуважение. Именно на этих качествах держится семья. Недаром лучшее пожелание молодоженам - «Совет да любовь!». От этих неуловимых качеств зависит и благополучие, и моральный климат в семье. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, а кто-то учится этому всю жизнь.

Учитель:

Давайте встанем в круг. Представьте себе, что у меня в руках маленькое солнце, комочек счастья, в которое я вложила все свое тепло, радость, и я готова поделиться с вами“ Комочек счастья ” отправлять буду я. Итак, начинаем. (Каждый участник передает воображаемое счастье.)

Звучит гимн «Гимн семье».

Приложение 3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОББЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.