Типичные ошибки при внедрении контроллинга — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типичные ошибки при внедрении контроллинга

2020-07-07 184
Типичные ошибки при внедрении контроллинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Отдельно стоит остановиться на том, в каких случаях нецелесообразно внедрять контроллинг на предприятии:

1. Контроллинг имеет смысл, если руководство предприятия действительно делает выводы из отчетов и реализует соответствующие мероприятия. Это можно установить исходя из прошлого опыта управления на фирме. Если этого нет, то внедрение системы контроллинга не имеет смысла.

2. Если предприятием руководит авторитарист, который убежден, что он и сам все знает и для принятия решений ему не нужна аналитическая информация. Для такого типа руководителей контроллинг может служить лишь для того, чтобы снять с себя ответственность в случае принятия неверных решений, возложив ее на подразделения контроллинга.

3. Если среднее звено управления осознает, что контроллинг выявит неэффективность работы подразделений и личную некомпетентность, то внедрять контроллинг преждевременно. Очень высока вероятность сопротивления со стороны среднего звена управления мероприятиям по внедрению контроллинга. Возможна также дискредитация контроллинга как концепции управления в глазах рядовых сотрудников. В связи с этим было бы ошибочным начать активную работу по внедрению контроллинга, не проведя работу по анализу, оценке, обучению и воспитанию персонала предприятия.

Изучение опыта и ошибок предшественников, конечно же, не застраховывает от появления новых ошибочных решений. Тем не менее было бы неразумно повторять негативный опыт других предприятий. Мы остановимся лишь на самых распространенных ошибках, возникающих на стадии внедрения и становления контроллинга.

Ошибки в понимании сущности и задач контроллинга. К числу очень грубых ошибок, которые могут полностью дискредитировать идею и концепцию контроллинга, следует отнести простое переименование классического бухгалтера в контроллера. Руководитель предприятия должен сначала понять, что такое контроллинг, затем осознать его необходимость для фирмы и лишь потом шаг за шагом начать закладывать кирпичики в фундамент системы контроллинга. Если персонал не поймет собственной выгоды от внедрения контроллинга, то даже самые высококвалифицированные консультанты по контроллингу не смогут ничего сделать. Сотрудники должны быть убеждены в том, что контроллинг дает больше шансов иметь работу в долгосрочной перспективе, получать устойчивую и достаточную заработную плату, т.е. привносит в жизнь работников чувство уверенности в будущем.

Концептуальная ошибка при построении системы контроллинга возникает и в том случае, если контроллеру ставится задача «указывать руководителям подразделений на их ошибки». Задача контроллинга заключается не в поиске виновных лиц, а в выявлении и устранении причин, которые помешали достижению цели. На предприятии должна быть создана атмосфера терпимого отношения к промахам и ошибкам персонала, желания разобраться в причинах и обстоятельствах неправильных действий. Если специалисты и руководители направлений знают, что за их ошибки они получат суровое наказание, то они либо вообще перестанут проявлять инициативу, либо будут советоваться с начальством по каждой мелочи, либо займутся обманом и приукрашиванием реальной ситуации.

Ошибки в выборе целей. Одно из определений контроллинга звучит так: «Контроллинг представляет собой такую концепцию организации, которая позволяет выявить ответственность за прибыль на предприятии и предложить обоснованные меры по достижению заданного уровня прибыли». Большинство руководителей считают прибыль главной целью деятельности коммерческого предприятия. На практике же многие предприятия ставят соподчиненные цели: высокий уровень ликвидности, доля рынка, рост объемов продаж, сохранение персонала, снижение риска.

Если прибыль выбрана в качестве основной цели, то нужно обязательно уточнить временной аспект: идет ли речь о прибыли в краткосрочном либо долгосрочном периоде. Так, предприятие может заметно улучшить ситуацию с прибылью, если оно откажется от инвестиций в новое оборудование, прекратит профилактические ремонты, снизит издержки на рекламу. Но это означает, что сегодняшнее благополучие достигнуто за счет перекладывания проблем и трудностей на будущие периоды.

Другая существенная ошибка заключается в смешении различных понятий прибыли. Известно несколько видов прибыли:

· планируемая и фактическая «управленческая» прибыль, т.е. полученная в результате сравнения планируемых и фактических издержек и доходов за период;

· бухгалтерская прибыль, определяемая на основе нормативных документов, издаваемых правительственными органами, полученная по данным бухгалтерского учета.

Для контроллинга как контролирующей и управляющей системы в первую очередь важна прибыль «управленческая». Выбирая в качестве контролируемой величины бухгалтерскую прибыль, следует помнить, что ее исчисление строго регламентируют различные положения и инструкции. Например, существует разрешенный норматив отнесения расходов на рекламу в себестоимость продукции. Таким образом, если руководство запланировало проведение рекламной кампании и ее бюджет превышает нормативную величину расходов, то при расчете налогооблагаемой прибыли в расходы будут включены нормативные затраты на рекламу. Получается, что фактическая прибыль будет ниже той, которую покажет отчет бухгалтерии. Из этого примера видно, что бухгалтерская прибыль не отражает реального состояния дел на предприятии. Иначе и быть не может, так как этот показатель предназначен для внешней отчетности предприятия.

Избыточное или недостаточное количество информации. На многих предприятиях становится практикой ежемесячное предоставление отчета отдела контроллинга правлению или директорату. Зачастую эти отчеты носят либо описательный характер (например, «результаты за прошедший период ухудшились, так как снизился объем продаж»), либо напоминают подробный отчет аудитора или ревизора. Этого не должно быть. Отчет контроллинга должен ответить на ряд вопросов:

1. Достигнуты ли поставленные цели? Если нет, то какие причины помешали этому?

2. Какие существуют возможности для устранения установленных отклонений или повышения степени вероятности достижения цели?

Распространенная ошибка заключается в избыточности контролируемых показателей. Желая оперативно и адекватно оценивать экономическую и финансовую ситуацию на предприятии, руководство требует от службы контроллинга создания системы контроля, охватывающей по возможности большее число показателей с еженедельной отчетностью об их состоянии. Либо, напротив, желая продемонстрировать значимость подразделения контроллинга в организации, сотрудники этого отдела перегружают руководителей избыточной текущей информацией.

Ошибки в выборе источников информации. Во многих организациях проблему источников поступления сигнальной информации, на основании которой судят о степени достижения предприятием поставленных целей, решают достаточно просто — сигналы должны поступать из тех подразделений, которые занимаются вопросами учета, калькуляции, бухгалтерской и статистической отчетности. Против такого подхода есть ряд возражений:

1. Система бухучета и внешней отчетности регулируется юридическими нормативными актами государства, поэтому задача подразделений финансового учета заключается вовсе не в том, чтобы отразить реальную прибыль или рентабельность предприятия. Главное — своевременно и в соответствии с их требованиями отчитаться перед налоговой инспекцией, различными фондами и акционерами.

2. Зафиксированные в бухгалтерском учете факты не всегда соответствуют реальным событиям (амортизационные отчисления, переоценка средств, начисленные, но не полученные проценты и т.д.)

3. Главное в финансовом учете — информация о процессах, происшедших на предприятии в прошлом, и ее практически невозможно прямо использовать для перспективного управления.

4. Существует опасность, что всеобъемлющая система бухучета будет сигнализировать о значительных отклонениях плановых и фактических величин по малосущественным показателям. Конечно, увеличение в два раза затрат на телефонные разговоры — факт примечательный, однако если в себестоимости производства эта величина составляет сотые доли процента, то вряд ли стоит сообщать об этом на очередном заседании правления.

Если все же в качестве источников сигнальной информации выбраны только подразделения учета и внешней отчетности, то не следует ждать от контроллера большего, чем он может дать в результате анализа и обработки имеющейся вторичной информации.

Прочие ошибки. Среди прочих ошибок как наиболее распространенные можно отметить:

· фокусирование внимания на затратах и жесткий контроль бюджетов;

· отсутствие анализа доходов и рисков;

· внедрение контроллинга без предварительного анализа достоверности нормативной базы предприятия и организационно-технологических процессов;

· встраивание контроллинга в структуру финансовой или планово-экономической службы предприятия;

· попытка внедрить контроллинг «снизу вверх».

·

Контрольные вопросы

1. Факторы, тормозящие внедрение контроллинга

2 Факторы-основания внедрения контроллинга

3 Фазы внедрения контроллинга

4 Типичные ошибки при внедрении контроллинга

 

 


 

 

Список литературы

1. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг: Учебник. – М.: Омега – Л, 2003.

2. Байдаков С.А. Контроллинг в системе стратегического и оперативного управления мегаполисом. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2010.

3. Дайле А. Практика контроллинга. – М.: Финансы и статистика, 2001.

4. Дедов О.А. Методология контроллинга и практика управления крупным промышленным предприятием: Учеб. Пособие. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

5. Контроллинг: учебник /А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю.Иванова; под.ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. –М.: Финансы и статистика, 2006.

6. Контроллинг: учеб. пособие / Н.Г. Данилочкина Н.В. Чернер.- М.: Доброе слово, 2007.

7. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию/ пер. с анг. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2003.

8. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2008.

9. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование/ Horvath & Partners. – М.: Альпина Бизнес Букс.2006.

10. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. – М.: Финансы и статистика, 2004.

11. Мишин В.М. Исследование систем управления: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.

12. Павленков М.Н., Куликов А.Л. Методы и модели принятия управленческого решения в экономических системах. – Н.Новгород: Изд – во ВВАГС, 2004.

13. Павленков М.Н. Контроллинг промышленного предприятия: Методология, теория, практика. -Нижний Новгород: Изд–во Волго-Вятской академии гос. службы, 2007.

14.  Павленков М.Н. Контроллинг бюджетирования: теория практика: монография/ М.Н. Павленков, Е.В. Лабазова, М.М. Павленков, Н.А. Смирнова: под общ. ред. д.э.н. М.Н. Павленкова. – Нижний Новгород: Изд –во Волго-Вятской академии гос. службы, 2009.

15. Павленков М.Н. Контроллинг ресурсного обеспечения предприятия: теория практика: монография/ М.Н. Павленков, Е.В. Лабазова, А.В. Парамонов: под общ. ред. д.э.н. М.Н. Павленкова. – Нижний Новгород: Изд –во Волго-Вятской академии гос. службы, 2011.

16. Павленков М.Н. Контроллинг инвестиционной привлекательности предприятия: теория практика: монография/ М.Н. Павленков, В.В. Портнов: под общ. ред. д.э.н. М.Н. Павленкова. – Нижний Новгород: Изд –во Волго-Вятской академии гос. службы, 2011.

17. Трифонов Ю.В., Павленков М.Н. Методологические основы текущего контроллинга промышленного предприятия: Монография. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007.

18. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 2005.

19. Экономика предприятия: учеб. для вузов / И.Э. Берзинь, С.А. Пикунова, Н.Н. Савченко, С.Г.Фалько; под ред. С.Г. Фалько. – М.: Дрофа, 2006.

 

 

 


 

 

Михаил Николаевич Павленков

Контроллинг

 

Учебное пособие

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского»

603950,Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23

 

 

Подписано в печать 00.00.2016.Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.

Усл.печ.л.0,0.Уч.-изд.л.0,0.

Заказ № 000. Тираж 000 экз.

 

Отпечатано в типографии Нижегородского университета

им. Н.И. Лобачевского

603600, г. Нижний Новгород, ул.Большая Покровская, 37

Лицензия ПД № 18-0099 от 14.05.01

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.