Теоретическое обоснование и практические приемы — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Теоретическое обоснование и практические приемы

2020-07-03 73
Теоретическое обоснование и практические приемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Новизна опыта. 3

Актуализация. 3

Цели и задачи. 3

Теоретическое обоснование и практические приемы.. 4

Выбор технологии. 5

Здоровьесберегающая технология. 6

Дидактическая многомерная технология В. Штейнберга. 9

Интеллект-карта. 9

Логико-смысловая модель. 10

Проектная деятельность. 12

Вывод. 12

Список источников. 13

Приложение №1. 14

Приложение № 2. 18

Приложение № 3. 28

Приложение № 4. 29

Приложение № 5. 35

Приложение № 6. 36

Приложение № 7. 38

Приложение № 8. 40

Приложение № 9. 41

Приложение № 10. 42

Приложение № 11. 45

Приложение № 12. 47

Приложение № 13. 49

Приложение № 14. 51

Приложение № 15. 57

 


Новизна опыта

Человеку тяжело воспринимать абстрактное, оторванное от жизни и система работы «не из серии как должно быть правильно в идеальном мире» адаптирована к реальности: «я околдован», «создает волшебную атмосферу», «эмоционально поднимала на новый уровень», «я заглянула не только в мир олимпиады, но и в саму себя», «всегда подпитываете меня», «каждый урок проходит на своей волне», «объяснила как пишется слово «цирк» рэпом».[1]

Мои ученики не стесняются проблем, наоборот, раскрываются и таким образом всегда чувствуют «плечо родителя»: «между учителем и учеником должен пропасть барьер, чтобы они были на одной волне».1

Если урок обеспечен системой дидактических принципов с правильно подобранными технологиями, то он становится «живым»: «чтобы усвоить материал, в него нужно включить философию жизни», «каждую тему, как и статичный текст, нужно разбавлять цветными картинками, то есть историями из жизни».1 Приложение № 1

Актуализация

Мы все любим получать качественные услуги, приобретать качественные вещи и, конечно, образовываться тоже качественно. А что понимается под качественным образованием в 21 веке? Загрузить многочисленными именами и фактами, понятиями? Но ребенок – это «не сосуд, который надо наполнить», тем более в век информационных технологий «любой интернетный ученик найдет информацию быстрее, чем Марья Ивановна из методички по преподаванию литературы в 5 классе», -так считает М.С. Казиник.[2]

В свете новых знаний под качеством образования современный мир понимает уровень надпредметных умений, когда знания приобретаются «не впрок», а как «наученье жить здесь и сейчас».

Ж. Делор сказал: «Четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть».

Учиться знать – конструировать свое собственное знание.

Учиться делать – сосредотачиваться и практиковать изученное.

Учиться жить вместе – принимать всех и осознавать, что все имеют равные возможности.

Учиться быть – умение развивать свой потенциал.

Таким образом, мы видим масштабные компетентности, необходимые человеку, чтобы состояться в современном мире.

Цели и задачи

Цель моей работы – формирование нравственных качеств современной личности, способной к саморазвитию, самообразованию, самореализации, мобильной адаптации через творческую составляющую к любому виду деятельности, смотря на мир созидательно.

Мои задачи:

- открыть и развить творческие способности учащихся;

- актуализировать способности учащихся;

- поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности;

- мотивировать и стимулировать к деятельности;

- подготовить к сложностям.

В результате творческих поисков, практической работы я нашла свой путь.

Осуществляя литературное развитие, создаю атмосферу креативности, считаю, что такой подход позволяет развивать творческие способности, потому что результатом этой деятельности становится создание «своего». «Ознакомившись с дневником поэтессы, мы нашли интересный факт о точке, которую она поставила в своем дневнике. Эта точка стала основой нашей карты», – так пишет о работе над проектом Т. Винниченко, ученица 11 класса.

Обучаясь русскому языку и литературе, школьники овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями.

Дидактические исследования показали:

 - уровень знаний и умений являются нужными в развитии ребенка;

 - к высшему уровню достижений относится личностное отношение к предмету и опыту творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что самая важная задача учителя – раскрыть и развить творческие способности. Для этого необходимо создавать условия.

Я учитываю:

- уровень развития ученического коллектива;

- личностные особенности;

- особенности учебного предмета.

Создаю условия:

- положительные микроклимат;

- сильные эмоции;

- предоставляют свободу выбора действий;

- вариативность работы.

Выбор технологии

Поскольку обучение зависит от направленности, внутренней активности обучаемых, от характера деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества должны служить важным критерием выбора технологии.

Выбор средства освоения содержания образования зависит от образовательных задач.


 

Выбор способа и средства освоения содержания образования

 

Образовательная задача Технология Средство Результат
Снижение мотивации Здоровье-сбережение, ДМТ[3], Циклограмма, «Барашек-антистресс» Участие в конкурсах, в проектах, фокусирование на позитиве
Конфликт, напряжение, сопротивление Здоровье-сбережение, ДМТ Флешмоб «Умей радоваться», «Барашек-антистресс», «Урна негатива», «Трон хвастовства», Циклограмма Позитивная динамика,  
Снижение интеллектуальной деятельности Проектная деятельность, ДМТ Проект, интеллект-карта, ЛСМ[4] Победители и призеры ВсОШ муниципального этапа, призеры регионального этапа в течение трех лет.
Слабые навыки самостоятельной деятельности ДМТ, здоровье-сбережение, ИКТ Интеллект-карты. Инфоуроки, «Дюймовочка, «Коса» Положительная динамика качества обучения, победители и призеры конкурсов
Слабые коммуникативные навыки ДМТ, ИКТ Индивидуальный подход. Соцсети, интеллект- карты, «Дюймовочка», ЛСМ Положительная динамика
Отсутствие навыков работы в разных формах Проект, ДМТ Проект, флешмоб Защита проекта, отстаивание своей точки зрения, опыт

Таким образом, образовательные задачи решаются применением компетентностно-ориентированных технологий: здоровьесберегающей, ДМТ, проектно-исследовательской. При реализации данной системы работы у учащихся возрастает мотивация, развивается самостоятельность, открывается креативность, появляется жизненный опыт.

Результат:

- формирование чуткости;

- поддержка;

- снятия напряжения;

- развитие личностных УУД;

- ребенок осознает свою ценность, «ведь кто хочет барашка, тот, безусловно, существует».

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга:

- для левополушарных людей характерна склонность к абстрагированию и обобщению;

- для правополушарных людей характерно образное мышление и воображение;

- для равнополушарных людей характерно отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий.

На основе предпочтительного канала восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

Интеллект-карта

Интеллект-карта – это образ. При ее построении «ветви» должны обязательно быть цветными и подписаны 1 – 2 ключевыми словами. Интеллект-карта иллюстрируется рисунками, схемами, символами. «Строгих правил нет, как нет и неправильных карт», – так пишет автор технологии. Очень важно, что при использовании интеллект-карт или карт памяти функционирует не только логическая часть мозга, но и та, что связана с воображением. В итоге образ и цвет способствуют легкому запоминанию.

Интеллект-карта «Три разноцветных коня» [9]

Применение:

Изучение темы: «Синтаксический разбор предложения».

Технология:

Этапы выполнения синтаксического разбора предлагается ассоциировать с тройкой лошадей:

- центральный конь-характеристика предложения;

- конь слева – подчеркивание членов предложения;

- конь справа – определение частей речи.

-план синтаксического разбора предлагается ассоциировать с дорожной картой. Приложение № 8

Результат:

- формирование УУД;

- повышение качества обучения.

Интеллект-карта «Дюймовочка» [10]

Применение:

- запоминание структуры текста;

- оценивание;

- при формировании первичных навыков экспертирования;

- «подпитывание» детского слоя личности;

- развитие речи.

Технология:

- предлагается запомнить трехкомпонентную структуру текста, ассоциируя части текста с образом Дюймовочки. Акцентируется внимание на соразмерности частей текста и фигуры Дюймовочки;

- при оценивании учитель рисует схематично Дюймовочку и если структура работы не нарушена, то Дюймовочка будет гармоничная, если нарушена, то дети в рисунке сразу увидят несоответствие, например, голова персонажа больше туловища;

- при необходимости дети усовершенствуют Дюймовочку. Приложение № 9

Результат:

- формирование УУД;

- запоминание структуры сочинения и соответствия частей сочинения;

- способствует развитию творческой личности;

- способствует формированию духовных ценностей;

-способствует формированию привычки выполнять работу над ошибками;

- повышение мотивации;

Логико-смысловая модель

Логико-смысловая модель – это бинарное, то есть двухкомпонентное моделирование знаний, основанное на выявлении узловых (ключевых) элементов содержания и выявления связей между ними. В итоге происходит свертывание обозначений первого и второго компонентов.

Преимущество ЛСМ:

- наглядны;

- компактны;

- способствуют запоминанию;

- дают алгоритм изучения;

- развивают творческое воображение;

- отражают межпредметные и внутри предметные связи.

Результат: ученики учатся мыслить логически.

В своей работе я применяю построение кластера при подготовке по направлениям к итоговому сочинению. Приложение № 10

Также примером построения ЛСМ могут быть продукты проектной деятельности. Приложение № 11

Классическую ЛСМ из 8 координат мы применяем на протяжении полугода. Автор методики утверждает, что понадобится минимум год, чтобы научиться строить классическую ЛСМ.

Планирую применять 8 координатную модель на уроках-лекциях: дети выполняют ЛСМ вместе с учителем, рисунки не используются.

Преимущество этой технологии:

- учитель и ученик находятся в совместной деятельности;

- рациональное использование времени (соблюдение закона Парето 20% усилий к 80% результата);

- наглядно представлена структура;

- оперативная рефлексия результатов своей деятельности.

- можно использовать при ответе у доски.

Логико-смысловая модель «Циклограмма» [11]

Применение: структурирование учебных задач.

Технология:

- деление уроков: понедельник – среда – русский язык (3 урока); литература (3 урока);

- каждый урок включает элементы подготовки к ЕГЭ;

- комбинации циклов (сочинение – тест) в зависимости от подготовленности учащихся;

- каждый вторник учителю высылается скриншот решения теста на платформе «Решу ЕГЭ»;

- каждый вторник, начиная со второго полугодия, к скриншоту решения теста на платформе «Решу ЕГЭ» добавляется саморефлексия;

- учитель индивидуально дает рекомендации и вносит корректировки.

Цикл:

Понедельник – теория к заданию и первичное закрепление; вторник – практика; среда – контроль; четверг – мастер- класс по выполнению заданий из предыдущих циклов. Приложение № 12

Результат:

- формирование регулятивных УУД;

-индивидуальный подход;

- повышение качества обучения.

Таким образом, дидактические многомерные инструменты – модели наглядны, компакты, содержит основную информацию по теме или проблеме, способствуют процессу запоминания, развивают творческое воображение, способствуют нестандартному мышлению.

Проектная деятельность

В своей работе я использую и проектную деятельность. Данная технология дает возможность раскрыть одаренность и проявить личностные качества: «Помимо нашей воли приходилось сталкиваться с обстоятельствами, которые мешали нам выполнять работу совместно, но никто не хотел сделать меньше, чем другой. Эта особенность нашей совместной работы вдохновляла на новые идеи и делала наши ресурсы неисчерпаемыми», - так пишет одна из участниц проекта.

Итак, проектная деятельность способствует умению видеть и формулировать проблему, ставить цели и задачи, планировать свою деятельность (регулятивная компетенция).

Используя проектный метод, провожу мониторинг эффективности.

Результаты мониторинга:

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

- развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли, способность выслушивать собеседника, принимать его точку зрения;

- формируется умение работать в группе.

Вызывают чувство гордости за своих учеников проекты: «Литературное карта Дальнего Востока», «Карта жизни А. Ахматовой» Приложение № 11 «Фильм – проект о М. Цветаевой», Приложение № 13 «Маяк» (В. Маяковский).

Вывод

Как сказал Уильям Уорд: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Великий учитель вдохновляет».

Инновационная цели дают возможность развиваться самой и получать, как эффект вторичной терапии, результаты учащихся. Вследствие вдохновляться самой и брать ресурсы для дальнейшего желания вдохновлять.

Результаты мониторинга подтверждают, что такая система включения в учебную деятельность повышает творческую и познавательную активность, качество образования, что соответствует поставленным целям и задачам. Приложение № 15

Подготовить детей к карьере в технологическом секторе и помочь сформировать гармоничную личность-непростая задача. Для ее решения нужна энергия, время, сосредоточенность. Чтобы они появились, требуется стимул. Чтобы создать стимул, нужно показать пользу.

Ребенок не будет слушать нас, а будет видеть, что мы делаем. Плутарх сказал: «Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». А «зажечь может только тот, кто горит сам».


 

Список источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 16 с.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - 2-е изд. / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

3. Орлова В.А. Рекомендации по повышению читательской компетенции в рамках национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений. - М., 2008. - 53 с.

4. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности [Текст] / Н.Н. Сметанникова. - М.: Шк. б-ка, 2005. - 512 с.

5. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования / Рос. акад. наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 60.

 

Интернет-источники:

7. https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/5/6/4/7830465.jpg

8. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2748545/05727a89-a31c-4751-880d-d3144199dc74/s1200

9. https://hiterbober.ru/wp-content/uploads/2018/09/shkolniki-za-partami-v-ochkah-virtualnoy-realnosti.jpg

10. http://sevcspsd.ru/wp-content/uploads/2018/04/effects-of-living-in-the-technological-world.jpg

11. https://cdn.stirimondene.fanatik.ro/wp-content/uploads/2019/02/copil.jpg

 

 


 

Приложение №1

 

Мониторинг эффективности системы работы по отзывам обучающихся

 

 

 


 

Приложение № 2

Интеллект-карты

 

Разработка, графика и компьютерный дизайн В. Гавриловой, 11 класс

 

 

Разработка, графика и компьютерный дизайн В. Гавриловой, 11 класс

 

 

Разработка, графика и компьютерный дизайн В. Гавриловой, 11 класс

 

Разработка, графика и компьютерный дизайн В. Гавриловой, 11 класс

 

Разработка, графика и компьютерный дизайн В. Гавриловой, 11 класс

 

Разработка, графика и компьютерный дизайн В. Гавриловой, 11 класс

 


 


Интеллект-карта «Части речи» В. Полуяновой, 7 класс

 

 


 

Интеллект-карта «Маленький принц» И Геращенко, 8 класс

 

 


 

Мониторинг эффективности системы работы по отзывам обучающихся


Мониторинг эффективности системы работы по отзывам обучающихся


Приложение № 3

Прием «Урна негатива»

Мониторинг эффективности системы работы по отзывам обучающихся, А. Галеева, 11 класс.


 


Приложение № 4

 

Результат:

- формирование УУД.

Прием «Правило Маленького принца» [15]

Применение:

- решение проблемы дисциплины в средних классах;

- актуализация работы над тезисом сочинения.

Технология:

- актуализируется цитата: «Слова только мешают понимать друг друга».

- на одном из этапов урока запрещается разговаривать;

- информацию разрешается передавать любым другим способом.

Результат:

- установление дисциплины;

- навыки исследовательской работы;

- развитие творческих способностей;

- формирование УУД.

Прием «Гадание по словарям» [16]

Применение:

- при изучении темы: «Лексика» в 5 классе.

Технология:

- учащемуся предлагается задать актуальный для него вопрос (можно не озвучивать классу);

- назвать номер страницы и строчки;

- учителем зачитывается фразеологизм, синоним или антоним (в зависимости от выбора словаря);

Результат:

- осознание актуальности тема;

- понимание практического применения;

- повышение мотивации;

- расширение словарного запаса;

-развитие речи;

- психологический комфорт;

- активизация учебной деятельности.

Интеллект-карта «Связь поколений» [17]

Применение:

- перед экзаменационной работой для снятия тревожности;

- для формирования основ, обеспечивающих личностный моральный выбор;

- создание мотивации учения;

- опережающее развитие;

 

 

Технология:

- Перед экзаменационной работой учащиеся средних классов знакомятся с одним из направлений итогового сочинения (толкование направления, синонимы, сочетаемость, «включенность» понятия в произведения МХК);

- составляют интеллект- карту по направлению;

- пишут вдохновляющее письмо, включая приобретенные на уроке знания и полученный опыт;

- старшеклассники вдохновляются письмами и актуализируют знания по направлению.;

- через некоторое время после окончания экзаменационной работы старшеклассники пишут ответные письма с советами подрастающему поколению;

 


Результат:

- опережающее развитие;

- актуализация знаний;

- формирование нравственных ценностей: сплоченность, единство, благодарность;

- наставничество;

- моральная подготовка;

- умение создавать сильный текст.

 


 

Приложение № 5

 

Мониторинг эффективности системы работы по отзывам обучающихся. Ю. Кислова, 11 класс.


Приложение № 6

Мониторинг эффективности системы работы по отзывам обучающихся. К. Митяй, 11 класс.

Мониторинг эффективности системы работы по отзывам обучающихся. К. Смирнова, 11 класс.

Приложение № 7

Мониторинг эффективности системы работы по отзывам обучающихся. А. Колосовская, 11 класс.

Мониторинг эффективности системы работы по отзывам обучающихся.  А. Савинцева, 8 класс.

 


 

Приложение № 8

 

Мониторинг эффективности системы работы по отзывам обучающихся. Л. Султанова, 5 класс.

Приложение № 9

Структура сочинения: соответствие частей сочинения. Оценка «Дюймовочка»

Графика и компьютерный дизайн В. Гавриловой, 11 класс


Приложение № 10

Интеллект-карты по направлениям при подготовке к итоговому сочинению 5-8 классы

 


 

Мониторинг эффективности системы работы по отзывам обучающихся. В. Гаврилова, 11 класс.


 


Мониторинг эффективности системы работы по отзывам обучающихся. С. Осипенко, 11 класс.

 


 

Приложение № 11

 


Мониторинг эффективности системы работы по отзывам обучающихся. Т. Винниченко, 11 класс.

 

Мы хотим рассказать о нашем проекте «Карта жизни А.А. Ахматовой». Начнем с того, что благодаря ему мы не только узнали о жизни и творчестве Анны Андреевны, но и проявили себя во время создания проекта. В начале работы у нас была одна цель: рассказать о жизни и творчестве поэтессы. Но в процессе сбора информации начали появляться идеи, как это можно представить. В результате дискуссии мы выбрали один из вариантов и решили создать карту жизни писательницы. Но то, что звучит легко, не всегда так же легко выполнить. Помимо нашей воли приходилось сталкиваться с обстоятельствами, которые мешали нам делать работу совместно, но никто не хотел сделать меньше, чем другой. Эта особенность нашей совместной работы вдохновляла на новые идеи и делала наши ресурсы неисчерпаемыми. Ознакомившись с биографией поэтессы, мы нашли интересный факт о точке в ее дневнике, которую она поставила в своем дневнике. Эта точка стала основой нашей карты. Каждое событие ее жизни было точкой на карте, которое в итоге привели всех слушателей к одной единственной точке, той, которую поставила сама Анна Ахматова.

В итоге мы получили достаточно эффектный иллюстрационный материал, сделанный нами, и дополнили его кадрами из документального фильма, который мы нашли для подтверждения некоторых фактов из жизни. Нам понравилось работать в команде и благодаря этому проекту, мы смогли приобрести опыт совместной работы и проявить себя со своей лучшей стороны


Приложение № 12

Мониторинг эффективности системы работы.

Циклограмма по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Д. Пьянова,
11 класс.

 

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Теория. Разбор заданий ЕГЭ. Практика варианта ЕГЭ. Углубление в пройденный материал. Анализ ошибок. Обобщение полученных знаний. Самостоятельная работа. Выходной. Самостоятельное изучение материала.
Подготовка к написанию сочинения ЕГЭ. Повторение структуры сочинения. Разбор каждой части сочинения. (Проблема, Комментарий и т.д.) Самостоятельное написание сочинения. Разбор ошибок. Выходной. Самостоятельное изучение материала.
Теория. Разбор заданий ЕГЭ. Практика варианта ЕГЭ. Углубление в пройденный материал. Анализ ошибок. Обобщение полученных знаний. Самостоятельная работа. Выходной. Самостоятельное изучение материала.
Подготовка к написанию сочинения ЕГЭ. Повторение структуры сочинения. Разбор каждой части сочинения. (Проблема, Комментарий и т.д.) Самостоятельное написание сочинения. Разбор ошибок. Выходной. Самостоятельное изучение материала.

 

 

Из графика видно, что в течение недели у ученика есть время для отдыха.

Данная структура позволяет проработать все 25 заданий ЕГЭ без особой нагрузки на ученика. Из 36 учебных недель на сочинение приходится 11 недель и 25 недель на тестовые задания.

 

 

 

.

Приложение № 13

 

 

 

 

 

 

 

Стоп-кадры из фильма – проекта о М. Цветаевой

 


 

Приложение № 14

 

 

Мониторинг эффективности системы работы по отзывам обучающихся. А. Рожицына, 11 класс.

 


 


 

Мониторинг эффективности системы работы по отзывам обучающихся. А. Рожицыной, 11 класс.



 

Мониторинг эффективности системы работы по отзывам обучающихся. Э. Кузнецов, 11 класс.


 

Приложение № 15

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Из материалов мониторинга.

[2] Русский лектор-музыковед, популяризатор классической музыки.

[3] ДМТ – дидактическая многомерная технология В. Штейнберга.

[4] ЛСМ – логико- смысловая модель

[5] Авторская разработка Жижимонтовой Е.В., учителя русского языка и литературы.

[6] Авторская разработка Жижимонтовой Е.В., учителя русского языка и литературы.

[7] Авторская разработка Жижимонтовой Е.В., учителя русского языка и литературы.

[8] Авторская разработка Жижимонтовой Е.В., учителя русского языка и литературы.

[9] Авторская разработка Жижимонтовой Е.В., учителя русского языка и литературы.

[10] Авторская разработка Жижимонтовой Е.В., учителя русского языка и литературы.

[11] Авторская разработка Жижимонтовой Е.В., учителя русского языка и литературы.

[12] Авторская разработка Жижимонтовой Е.В., учителя русского языка и литературы.

[13] Авторская разработка Жижимонтовой Е.В., учителя русского языка и литературы.

[14] Авторская разработка Жижимонтовой Е.В., учителя русского языка и литературы.

[15] Авторская разработка Жижимонтовой Е.В., учителя русского языка и литературы.

[16] Авторская разработка Жижимонтовой Е.В., учителя русского языка и литературы.

[17] Авторская разработка Жижимонтовой Е.В., учителя русского языка и литературы.

Оглавление

Новизна опыта. 3

Актуализация. 3

Цели и задачи. 3

Теоретическое обоснование и практические приемы.. 4

Выбор технологии. 5

Здоровьесберегающая технология. 6

Дидактическая многомерная технология В. Штейнберга. 9

Интеллект-карта. 9

Логико-смысловая модель. 10

Проектная деятельность. 12

Вывод. 12

Список источников. 13

Приложение №1. 14

Приложение № 2. 18

Приложение № 3. 28

Приложение № 4. 29

Приложение № 5. 35

Приложение № 6. 36

Приложение № 7. 38

Приложение № 8. 40

Приложение № 9. 41

Приложение № 10. 42

Приложение № 11. 45

Приложение № 12. 47

Приложение № 13. 49

Приложение № 14. 51

Приложение № 15. 57

 


Новизна опыта

Человеку тяжело воспринимать абстрактное, оторванное от жизни и система работы «не из серии как должно быть правильно в идеальном мире» адаптирована к реальности: «я околдован», «создает волшебную атмосферу», «эмоционально поднимала на новый уровень», «я заглянула не только в мир олимпиады, но и в саму себя», «всегда подпитываете меня», «каждый урок проходит на своей волне», «объяснила как пишется слово «цирк» рэпом».[1]

Мои ученики не стесняются проблем, наоборот, раскрываются и таким образом всегда чувствуют «плечо родителя»: «между учителем и учеником должен пропасть барьер, чтобы они были на одной волне».1

Если урок обеспечен системой дидактических принципов с правильно подобранными технологиями, то он становится «живым»: «чтобы усвоить материал, в него нужно включить философию жизни», «каждую тему, как и статичный текст, нужно разбавлять цветными картинками, то есть историями из жизни».1 Приложение № 1

Актуализация

Мы все любим получать качественные услуги, приобретать качественные вещи и, конечно, образовываться тоже качественно. А что понимается под качественным образованием в 21 веке? Загрузить многочисленными именами и фактами, понятиями? Но ребенок – это «не сосуд, который надо наполнить», тем более в век информационных технологий «любой интернетный ученик найдет информацию быстрее, чем Марья Ивановна из методички по преподаванию литературы в 5 классе», -так считает М.С. Казиник.[2]

В свете новых знаний под качеством образования современный мир понимает уровень надпредметных умений, когда знания приобретаются «не впрок», а как «наученье жить здесь и сейчас».

Ж. Делор сказал: «Четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть».

Учиться знать – конструировать свое собственное знание.

Учиться делать – сосредотачиваться и практиковать изученное.

Учиться жить вместе – принимать всех и осознавать, что все имеют равные возможности.

Учиться быть – умение развивать свой потенциал.

Таким образом, мы видим масштабные компетентности, необходимые человеку, чтобы состояться в современном мире.

Цели и задачи

Цель моей работы – формирование нравственных качеств современной личности, способной к саморазвитию, самообразованию, самореализации, мобильной адаптации через творческую составляющую к любому виду деятельности, смотря на мир созидательно.

Мои задачи:

- открыть и развить творческие способности учащихся;

- актуализировать способности учащихся;

- поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности;

- мотивировать и стимулировать к деятельности;

- подготовить к сложностям.

В результате творческих поисков, практической работы я нашла свой путь.

Осуществляя литературное развитие, создаю атмосферу креативности, считаю, что такой подход позволяет развивать творческие способности, потому что результатом этой деятельности становится создание «своего». «Ознакомившись с дневником поэтессы, мы нашли интересный факт о точке, которую она поставила в своем дневнике. Эта точка стала основой нашей карты», – так пишет о работе над проектом Т. Винниченко, ученица 11 класса.

Обучаясь русскому языку и литературе, школьники овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями.

Дидактические исследования показали:

 - уровень знаний и умений являются нужными в развитии ребенка;

 - к высшему уровню достижений относится личностное отношение к предмету и опыту творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что самая важная задача учителя – раскрыть и развить творческие способности. Для этого необходимо создавать условия.

Я учитываю:

- уровень развития ученического коллектива;

- личностные особенности;

- особенности учебного предмета.

Создаю условия:

- положительные микроклимат;

- сильные эмоции;

- предоставляют свободу выбора действий;

- вариативность работы.

Теоретическое обоснование и практические приемы

Только системное использование современных технологий и методов обучения может способствовать всестороннему развитию личности и дать высокий результат.

Ведущим подходом в моей работе является системно-деятельностный. В организации учебного процесса происходит постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия: активно внедряются творческие практикумы, различные формы самостоятельной работы с учебником, критическими статьями, дополнительными источниками. Создаются интеллект – карты, логико-смысловые модели. Осуществляется проектная деятельность индивидуально, в паре, в группе. Приложение № 2

Реализации указанных подходов к изучению русского языка и литературы способствует Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, концептуально базирующийся на обеспечении учебной деятельности обучающихся адекватно их возрасту или индивидуальным особенностям.

Реализацию деятельного подхода обеспечиваю системой дидактических принципов:

- принцип деятельности: ученик «добывает» знания сам, осознает свою учебную деятельность, понимает и принимает систему норм своей деятельности, активно участвуют в ее совершенствовании. В результате формируются общекультурные и деятельностные способности, учебные умения;

- принцип непрерывности: преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания, и методик;

- принцип целостности: предполагает формирование у учащихся целостного представления о мире;

- принцип минимакса: возможность освоения содержания образования на максим


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.341 с.