Зиганшин Зайнулла Муратшинович — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Зиганшин Зайнулла Муратшинович

2020-11-03 168
Зиганшин Зайнулла Муратшинович 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

З.Зиганшин.

 

Комментарий к этой статье: Эту статью я прочитала Даужан апа – дочери Габдуллы. Она ответила, что Муратша не работал на заводе. Но почему Зайнулла написал, что его отец был рабочим - не понятно. Возможно, это было его сочинением. А м.б. все-таки его отец в молодости и работал на заводе.

Согласно Сборнику статистических сведений по Уфимской губернии. Том IV. Белебеевский уезд. Оценочно-статистические материалы по данным местных исследований 1896 года./ Издание Уфимской Губернской Земской Управы подъ редакцией С. Н. Велецкаго заведующаго статистнческимъ отделением управы./ УФА, паровая лито-типография А. П. Занкова, Александровская ул., соб. домъ, 1898 г., стр. 65. Написано: д. Анясева Промыслы: до 50 человекъ уходятъ на сторону въ Оренбургскую и Самарскую губернии.

Поэтому, возможно жители нашего села уходили на работу в заводы этих губерний, а в то время, в 1898 году как раз Муратше было 25 лет.

Мы классовые друзья (Без сыйнфи дуслар)

В то время я был очень маленьким, озорным мальчиком. Все же запомнил, как к нам тогда из соседней деревни приходил русский Иван. Он сам хорошо знал по-татарски. Они часто с папой говаривали о земле, лесах и помещиках.

В один деь, после обеда собирались пойти собирать сено. Папа только закрыл ворота и хотел присесть на телегу, подходит мазим Габдрахман и говорит:

- Ахматша агай, тебя хазрат зовет.

Отец остался. На поле мы уехали одни. Отец подъехал к нам только вечером. Сам рассержан:

- На спине народа, вы сильно обжирели конечно. Не выдерживая от жира, лежат переводят пустое в порожнее. Загубили, мое время, расчитанное для сбора одного кибән сена, сказал он.

Дело оказывается было так: Боогачи и муллы села собрались вместе и говорят:

Ну, Ахматша, почему ты в нашу деревню «врага религии», русского приучаешь? Кушаешь с ним с одной чаши. Покайся сейчас! Если нет, умрешь без имана, мы не станем тебе читать җиназа.

Отец не растерялся:

- Глупцы, почему Иван должен быть моим врагом? И у него и у меня одна лошадь и одна корова. И он, и я едим только ржаной хлеб и картофель с солью, сказав так, резко хлопнул дверью и ушел.

Наш район сейчас полностью в коллективизирован. Там работают колхозники все вместе – и русские, и татары, и чуваши, и башкиры, строят новую жизнь. Мы с Ванькой – сыном Ивана вместе учимся в школе крестьянской молодежи.

З.Зиганшин.

 

БАЙРАК КАДЫЙБЫЗ «Зәйни, тукта әле Ят хәбәр бар, Ишеттеңме әле, Беләмсең!? Зур мәчетне ӨБК тәстиг иткән Сөенчегә нәрсә бирәсең?!... « (Колхозница сүзе) Шулай мени! Күптән көткән идек. Яңа шатлык салдың йөрәккә. Сөенчегә... Сөенчегә - буш бер спектакль, Утырырсың алгы рәткә.           I Бәйрәм көнне, Хәер өчен диеп Атап алган биш тиен бакырга Ямси сатучыдан, Чи комбагыш алып Бара идек «гәет укырга» Бала вакыт кызык Һәр нәрсәне Исең китеп карап йөрисең Кеше күрмәгәндә Һәр кызыкны Эшләп карамыйча түзмисең. Мәзин азан әйтеп, Кереп киткәч, Манарага менеп китә идек. Аннан... Бөтен авыл күренеп тора Үзебез комбагышны чиртә идек. Бала чактук. Мәчет манарасын Кызык итеп байтак тапалдык. Тик мулланың Елак вәгазеннән Җаныбызга азык тапмадык.                  II Рельстан чапкан вагоннардай Бер-бер артлы чапты еллар да. Алабута, тигәнәкләр үсте «гаеткә» дип йоргән юлларга. Ялган диннәр, череп ауган чакта. Яшьлегемнең алсу таңында Шушы манарада, Көлә-көлә Менә алдым мин бер кат тагын да. Ләкин, уйнап түгел, Кулга байрак тотып, Апрель җилләренә уйнатып Авылдагы кулак калдыкларын, Мәчет козгыннарын җылатып. Без шатланып, Апүшь белән икәү Манарага байрак кадыйбыз Ике батрак малай, Бисмилласыз, нисез Манарадан көлеп карыйбыз. Ә кулаклар, Мәчет козгыннары, Җылый-җылый безне каргыйлар: - «Эй, раббым, Чәчерәт шушыларны, Синең кодърәт, кочең бар» диләр. Төкерәбез, Сезнең каргышларга Без изелгән сыйныф уллары. Туздырабыз. Козгын ояларын. Бездә маяк – фәннең юллары.                III Шулай, Апушь!.. Кулак эте – Батырай Базар уртасында күрүен. Син сөйләдең миңа Кимсенгәндәй «Ә чалыш аяк» дип сүгүен. Без һәр эшне Кискен сыйнфи көрәш Аша гына үти алабыз. Без диннәрдә, Алла, муллаларга Атакага туган балабыз. Манарага кызыл байрак кадап Телгәлибез кулак йөрәген Шунда ук дустым Без үтибез Меңләп колхозчылар теләген 1934 ел. Апрель. Әнәч. ВОДРУЖАЕМ ЗНАМЯ «Зайни, остановись-ка Есть известие со стороны, Слышил ли, Знаешь!? Большую мечеть ВБК переделал Что ты отдашь за радостную весть?!... « (Слова колхозницы) Неужели! Давно мы ждали. Новую радость вложила в сердце. За радостную весть... За радостную – один спектакль без оплаты, Сядишь на первый ряд.                        I В праздничный день, именованную ради хаер пяти копеечную медную монету у продавца Ямси, Купили сырые семечки Шли «читать гает» В детстве все интересно Все в округе Изумленно ходишь, смотришь Пока другие не видят Каждую забаву Пока не сделаешь - не выдержишь. После того как Мазин завершил азан, И зашел обратно, Мы поднимались на минарет мечети. Отттуда... Была видна вся деревня Сами щелкали семечки. С детства. Минареты мечети Как забабва довольно часто топтали. Но от муллы От его слезливых проповедей Для наших душ не находили пищи.                     II Как вагоны скачущие по рельсам ускакали и годы друг за другом. Лебеда, репей заросли На тропах, по которым ходили на  «гает». Ложные религии, когда сгивая пали На заре моей молодости На эти минареты, Смеясь Смог подяться еще раз. Однако, не играя, как в детстве, А держа в руках знамя, В апрельскими ветрами колыхая   в деревне остатки кулаков, ворон мечети довели до слез. Мы радуясь, С Апушем вдвоем В минарет мечети знамя вонзаем Два мальчика-батрака, Без бисмилла, без ничего Из минарета смотрим улыбаясь А кулаки, Вороны мечети, плачут, нас проклинают: - Эй, Раббым, Разбрызгай этих, У тебя есть сила и мощь» - просят Плюем, Перед вами Мы сыны из класса раздавленных Раскидываем. Гнезда ворон. У нас маяк – путь науки.               III Так, Апуш!.. Пса кулака - Батырай То, что видел в центре рынка. Ты рассказал мне оскорбившись на брань «А, кривоногий». Мы каждое дело Сможем выполнить только Через жесткую классовую борьбу. Мы в религии, Алла и муллалам Для атаки рожденный наш ребенок. На минарет вонзая Красное знамя Разрезаем сердце кулака Там же мой друг Мы выполняем Пожелания тысячи колхозников 1934 год. Апрель. Аняс.

1929-1930 годы братья работали в своем хозяйстве.Зайнулла окончил начальную школу в деревне Аняс, в ШКМ (школа крестьянской молодежи).

В деревне Аняс жили крупные кулаки. Бедный народ ходил на работу и проводил большое количество времени у бояр Яковлева и Королева. Так же в деревне были люди и среднего достатка. В 1929 году, пишет Зиганшин Габдулла «На собрании батраков мы обсуждали о раскулчаивании купца - Султанова Саита и муллу Аминева Шарафетдина, которые торговали мясом. В ходе обсуждения, из-за того, что было очень много заступившихся за них и защищавших их, борьба была не легкая, но все же, их выслали из деревни. Из-за отсутствия деревенских купцов - Ямалетдинова Лутфутдина и Гайсина Сабира дома в это время, мы не стали трогать их семьи».

В школе, построенном возле деревни Миякибаш в 1930 году открываются  1, 2, 3, 4-ые классы. И вводится всеобщее единое обязательное обучение. Султанов Биктимир начинает руководить в этой школе. В этот день все дети приходят в школу.

В январе 1930 деревни: Мяки-баш, Аняс, Байтимир объединяются в один колхоз. Около 10 деревен, расположенные вдоль берегов реки Демы объеденившись, строят колхоз «Гигант». «Мы в самом начале и мы построем комунну!» - так мечтали в некоторые из активистов на местах. В итоге, среди народа начинаются недовольства, кулаки, воспользовавшись этой ситуацией, начинают привлекать в свою сторону некоторых крестьян среднего достатка, и даже некоторых бедных крестьян, ищут разные пути распуска колхоза. Так из деревни Аняс – Зиннуров Миннигуль, мельник - Зиязетдин, Аминев Гыйльмерахман, Муллабаев Рабсатар, Зиннатуллин Низам, Зиганшин Газизулла и Фарукша, Халиуллин Файзулла поддаются влиянию кулаков.

В феврале 1930 года в здании школы из «түбән оч» начинается собрание. Руководителем собрания был Султанов Б. требуюя включить на повестку сбрания вопрос о ликвидации колхоза Зиннуров Иман, Гиззатуллин Фатхулла, Фасхутдинов Гыйлметдин, Даянов Батыргарай, Латыпов Бадри, Гафиятуллин Хуснулла, стащив Султанова со сцены, схватившись за его горло начинают избивать. В этот момент, собирается и актив и не далют им возможности его избить. Тогда они кидаются на Зиганшина Габдуллу и Ш. Хажми. Актив и их не дает на избивание, вытащив всех троих со второго входа, приводит в квартиру Биктимир агай в Талхалу. Они остаются ночевать в этом доме, а активив охраняет их даже ночью. Чувствительность бдительность и готовность актива в защите друг друга, не дают возможности противникам колхоза зазнаваться. Однако, те, кто вошел в колхоз, не желая, начинают выходить из него, колхоз почти распадается. От колхоза Мияки-баш  остается лишь имя, и до осени работают отдельным хозяйством.

1930-й год – Зайнулла приезжает на Урал и 6 месяцев работает грузчиком в пермской железной дороге. Позже поступает учиться в Свердловский татаро-башкирский педагогический техникум.Позже в этот же педтехникум с ним приезжает Сайфулла, затем Зоя.

Түбәннән. Алсуланып җәйнең кочагында Көн кояштан таңлар яралгач Матур таңны котлап сандугачлар Гөлләр башын сыгып сайрагач Йокыдан торып, ашап, киенгәч тә Кулыма чыбыркымны алам да, Кояш чыга, шунда мин дә чыгам Көтү малын алып яланга. Таң музыкасы итеп тыңный идем Кошчыкларның сайрау, моңнарын Ялгыз кырда ямь тапмаган чакта Мин дә аларга кушылып җырладым Авыр иде миңа – яшь балага Сакчы булу халык малына Нишлисең соң тормыш шулай кушкач Йөри идем тамак ялына. Аңнамый идем әле ул хакта Үз хокугым бәхет юлларын, Укый алмый идем китапларны Язу белми иде кулларым. Астын өскә бәрде тормыш агымын, Бөек Октябрьның еллары. Еллар үтте, Белем, төзү эшенә Оештык бер ярлы уллары. Җил үтмәслек безнең сафыбыз. Алгылардан үрнәк алабыз Җавап итеп сыйнфи дошманнарга Колхоз булып алга барабыз. Авырлыкта да чайкалмыбыз Уңыштан да башлар әйләнде Партиянең үзәк юлы белән Без төзибез – социализмның җиңү бәйрәме.                                          III – IV /1930 ел, Свердловск «Социализм» гәзитеннән С низов. Когда заалел в обьятиях лета День от солнца, утреняя заря зародилась Когда красивую зарю приветствуя, соловьи Спели сгибая головки цветов, Проснувшись от сна, поев, и одевшись Беру я в руки кнут и, С восходом солнца, и я выхожу собрав скот со стадом в открытое поле. Как музыку утренней зари слущал пение и мелодии птичек, Когда в одиноком поле не находил радости И я присоединившись к ним, запевал Мне было тяжело-маленькому ребенку Быть охраником людского скота. Что уж сделать, раз жизнь так повелела Ходил так, чтоб горло было сыто. Не понимал я еще тогда об этом О праве своем на счастливую дорогу, Не умел читать я книги Письмо не знали руки мои. Снизу вверх ударили жизнь своим теченим, Великие Октябрьские годы. Прошли годы, Для образования, строительных работ Объединились одни бедные сыновья. Ветром непроходимы наши ряды. Из передовиков берем пример В ответ классовым врагам Единым колхозом движемся вперед. И в трудностях не качаемся И из-за успехов закружилась голова По центральному пути партии Мы строим - праздник Победы социализма. III-IV/1930 год, Свердловская газета «Социализм»

На фото 1930-е годы из фонда сельской библиотетки села Анясево. Первая в районе сельхозартель Урняк Миякинского района.  Сход граждан по поводу прибытия в артель первого трактора. 1-й слева – Зиганшин Габдулла? Его дочь Даужан Габдулловна подтвердила, что это он, хотелось бы еще найти подтверждения)

В начале 1931 годов  снова 51 хозяйств объединяются в колхоз «Байкал». В кредит, взятый у правительства, получают плуг, сеялку, машины для уборки урожая. Но колхоз «Байкал» не смог восползоваться этими машинами, из-за пожара они и всего 26 дворов сгорели. Были избраны:  председателем колхоза - А.Иблисирин, счетоводом - Валиев Муллаахмат, серетарь-кассиром - Зиганшин Габдулла. В 1931 году влияние кулаков на колхозный поток было уже безвредным. Поэтому, крестьяне среднего достатка начинают вступать в колхоз. Но частенько встречаются такие факты, когда из-за различных опасений, очень многие люди свой скот, овец и коз, даже своих кур и гусей режут и съедают, а зерно прячут под солому, в погреб, закапывают под навозом.

Осенью 1932 года жители колхозов Мияки-баш, Байтимерово и поселок «Урняк» объединяются в один колхоз, ему дают название - «Урняк».   1932 г. Школе присваивается название ШКМ (школа крестьянской молодежи), школа становится семилетней, с начала нового учебного года, приходят новые учителя. Все школьные учителя и ученики вместе стараются активно принимать участие в правильном разъяснении народу новые советские законы и новости. Ученики очень активно выступают перед народом: поют сольные песни и хором, исполняют танцы, читают стихи, показывают спектакли, т.к. в те времена в 3-4 классах учидись 14-16 летние подростки.

По воспоминаниям Даужан Габдулловны, Зайни в 1932 году ездил учиться в среднюю Азию, в  Туркестан - старинный город Казахстана. 1933 год. В школе образуется пионерская организация. Образованию ее помогал Зиганшин Зайнулла, Аралбаева Жиhaн, Зарипова и другие члены ВЛКСМ. Пионеры делают ученические билеты и выставляют туда четвертные оценки. Организуют агиткультбригаду и выступают с концертами на колхозных станах. Читают газету среди колхозников, помогают в организации колхоза, ведут борьбу с кулаками. Борясь против неграмотности в стране, учат колхозников читать и писать.

В 1933 году пионеры впервые выходят на Октябрьскую демонстрацию, там выступает Хуснуллин Нурулла. В это время Зайнулла продолжал писать стихи, рассказы, сценарии для школьного театра.

В 1933 году Зайнулла окончил Свердловский татаро-башкирский педтехникум. После окончания педтехникума, они, вместе с Назаровой Зоя начинают работать в Карамалах, учителями. Зоя учителем начальных классов, он учителем географии.

II

Несколько лет тому назад наш Апуш (Әпүш или Габдюшь –ласкательная форма имени Габдулла):

- «У меня родится девочка, такая красивая, радостная, светло-ликая, милая девочка, имя которой будет Фания» никогда и не думал наверно так. Когда он видел детей богатых радостных и веселых, в красивых платьях:

- Наверное, родившийся от меня ребенок не будет таким красивым, как они, а будет таким ңе как и я - невежественным». Так он наверно и думал, ходил. Да-да, наверно так он и думал.

Ведь его отец Муратша тоже был бедным пастухом. После смерти маленькому Апушу с «черной спиной» (кара җилкәле), он оставил длинный кнут.

Конечно, Эпуш тоже:

- «Наверное, я тоже, так же, как и отец состарюсь, появятся дети и этот мой длинный кнут от меня останется им в наследство» наверное, думая так, он ходил. Да наверно так он и думал. Отткуда еще появятся другие хорошие мысли у голодного, молодого пастуха с сердцем, заполненным страхом от смерти?

Откуда появится время думать такие красивые мысли, летом – жарко, солнце, осенью - под грязным дождем пасет стадо. В холодную зиму, когда даже слюна не падает, он переходя от одного кулака другому, ходит в батрачестве. Сытые, невежественные Муллабаевы, маленького Апуша, с «черной спиной» не балуют. Заставляют упорно работать. Что только он не делает и какие только грубые слова от них не слышит. Если хоть немного будет не по-ихнему «Если бы ты не был похож на Муратшу, то разве твой рот был бы кривым?», так говорили, унижали и - «Ты тоже иблис, не умрешь нормальной смертью, так же как и твой отец, лежа в постели умрешь, опухая от голода» так говорят, смеются.

А сейчас, сейчас уже нет и дома из досок с соломенной крышей, оставшийся от Муратша-бабай, нет и кулаков, мулл, заставивших их жить в такой глубокой тьме.

А сейчас, сейчас уже наш Апушь, уже не малыш Апушь с «черной спиной». Он опытный председатель колхоза «Урняк».

Если бы до Октября кто-нибудь и мог сказать, что можно выбиться от пастуха до путевого человека, нашлось бы много насмехающихся. Ведь тогда, если возникала речь о каком-то бедном человеке: - «Эй, брось, что может делать руками, он не может даже разделить стог сена двум телятам. Можно было встретить таких людей, которые сидели и рассказывали выдуманные сплетни, говоря: - «дух вшивого пастуха у него», желая совсем вышвернуть пастуха от человеческого общества и точь-в-точь изображая поверившего в эти слова.

Эти слова людей, с косыми тюбетейкамимулл–мазинов с олуховой головой (кибәк башлы), приводя доводы из книг зеленого цвета, издавая хриплый звук в горле, оправдывали: - Да, конечно, мулла это кто? Если нет разума, то его уж нет, да…». Мнение Шиhан-муллы из Миякибашево об Апушь тоже вот именно такое:

- «Сын Муратши - он и есть Муратша, что может поделать аллах мой», так ходил он, рассуждая. Возможно, Шиhан-мулла сегодня и не постеснялся бы вернуть свои слова обратно, но у Апушь нет времени торговаться с ним. У него большая работа. Получив большой урожай из полей, в которых пас когда-то стада, он думает над тем, чтобы колхозники жили в достатке, а колхозы стали большевистскими. Это большое изменение!

В те времена, когда он лежал, завязав на свои ноги, беглых коров Низман-кулака и кормил их, а сам жил, питаясь яйцами лесных птиц, каких только сплетен не рассказывали, про Апушь?

- Коровы подоил.

- Овца заколол.

- Спустился на мой погреб и выпил сметану…

Зиганшин и сам, взъерошив гневные линии во лбу, говорит: – «Старые дубы в невысоких холмах и лесах - мои свидетели, на этих полях я был много раз очень унижен».

В 1929 году он вступил в комсомол. Вот с этого момента он и начал безжалостно борьбу в борозде с классовыми врагами своими «кленовыми» (өрәңге) руками.

Колхозники колхоза «Урняк» не без борьбы достигли обеспеченного уровня жизни. На первых порах, Зиганшина Габдуллу и других активистов в ночной тьме сторожили вилы кулаков. «Вытянулись хищные руки, прожужжали кулаки». Прозвенели дрожащие голоса: - «Прогни спину сначала, потом нас будешь учить! Твой род хлеба не видал, и нас хочешь голодными оставить?», - говорили кулаки.

Фания все еще возится с карточками.

- «Это, папа!» говорит.

Я смотрю с еще большим вниманием. Передо мной стоит, одетый в форму ГПУ, с большими, глубокими голубыми глазами, сын Муратши - Габдулла Зиганшин.

- «И в армии еще успел побывать?» - спрашиваю.

- Да, служил в армии, на железной дороге ГПУ.

Фания, кувыркаясь, играет. Она радостная сегодня, по ее лицу я вижу развитие колхоза «Урняк». Она не похожа ни на отца, с гневными морщинками во лбу и ни на пожелтевшую мать. На ее розовых щечках совсем нет следов гневных линий. Да, их и не будет. Ведь Фания – это цветы вечного неувядающего безклассового социалистического общества.

Они, как мы, до двенадцати лет не росли без штанов. Они уже в 5-6 лет одевают польто, галоши.  А мы, глядя на них, улыбаемся, смеемся. Фания кувыркаясь и играя растет.

По ее лицу я вижу развитие колхоза «Урняк» …

Киргиз Мияки.

Смотр молодых писателей.

Благодарственое письмо.

Миякинский райком КПСС, исполком районного Совета народных депутатов, райком ВЛКСМ Выражают Вам, наставнику молодежи, сердечную благодарность за неоценимый вклад в воспитании подрастающего поколения.

Вы щедро передаете молодежи свой революционный боевой и трудовой опыт, учите ее мужеству, отваге, трудолюбию. Большое Вам спасибо!

От всей души желаем Вам и вашим близким доброго здоровья, личного счастья и успехов в труде на благо нашего социалистического Отечества. Мы твердо уверены в том, что Вы и впредь не пожалеете своих знаний, богатого опыта для воспитания молодежи, будете в строю активных борцов за претворение в жизнь высоких коммунистических идеалов.

К-Мияки, октябрь 1983 года

Зоя Нигматклловна является первым учителем героя советского союза - Минигали Губайдуллина, который своей грудью закрыл амбразуру во время Великой Отечественной войны. И поэтому нашу бабушку пригласили в составе делегации в Уфу на открытие памятника Александру Мотросову и Минигали Губайдуллину. Она была  уважаема в селе и в районе, ее постоянно приглашали на разные встречи в школу - на собрания и праздники, где она всегда выступала перед учениками, давала им свои наставления.

Вот одно из ее набросков перед встречей с детьми Мякибашевской средней школы на 1 сентября:

Дорогие дети!

Вот вы снова пришли учиться в школу, старательно учитесь, только на пятерки!

Дети, вы учитесь в светлой, теплой школе, у вас есть все - на вас красивая одежда, обучают вас учителя с культурой и высшим образованием.

Я вот 40 лет проработала в школе. И до войны, и после.

Во время войны не было ни тетрадей, ни чернил, мы сами из ягод дуба делали чернила, писали в газеты, книги. Мы плохо одевались - обвязывались разной одеждой, шалью, на ногах - лапти. Осенью, с детьми были заняты работой на колхозе, собирали лен, перебирали и собирали колосья, собирали желуди. Летом – окучивали подсолнечник, пшеницу.

Несмотря на это, дети хорошо учились, были дисциплинрованны.

Дорогие ученики и учителя, поздравляю вас с началом нового учебного года! Мои пожелания вам – ученики, такие: благодаря стараниям Коммунистической партии, вы учитесь в светлой, теплой школе, поэтому каждое слово учителя, знания которые они передают, старайтесь понимать сердцем и учитесь только на хорошо! Будьте дисциплинированными, честными, уважайте своих учителей. Помните ихнее каждое слово. В будущем растите опорой для нашей отчизны, живете в труде, помогаете колхозу!

Дедушка Зайни умер после войны, молодым, в возрасте 43 лет, в 1953 году. После смерти мужа Зое пришлось поднимать одной шестерых детей. Помогала ей и по хозяйству и в воспитании - ее родная сестра Минсылу. Не смотря, на эти горести, Зоя выжила, сформировала в себе сильный характер, конечно ее характер иногда, был через-чур горячим, всегда можно было услыщать настоящую критику, если что-то происходило не так. Бабушка Зоя много работала. Была очень хорошей хозяйкой, очень вкусно пекла хлеб, до сих пор помню этот вкус настоящего хлеба, испеченного в печи, сейчас уже и не осталось наверно таких пекарей. Она пекла вкусные пироги, бялеш, пирошки, кыстыбый, төче күмәч, баурсак… Ее дочь Альфа апа - переняла у нее этот опыт, много лет проработала в пекарне. Бабушку постоянно приглашали соседи, родственники и ее подруги помочь приготовить баурсак и другие изделия из теста на свадьбу.

Зоя Нигматовна всегда была очень ответственной и трудолюбивой. До самой старости была энергичной и подвижной - летом все время проводила или в саду или в огороде, полола сорняки, очень много сил приложила и по хозяйству, смотрела за цыплятами, гусятами, утятами. Бабушка много читала, и художественную литературу - романы татарских и башкирских писателей, и периодическую литературу - выписывала различные журналы и газеты на татарском языке.

Обращение Зиганшиной Зои

на открытии памятника в г.Уфе:

Дорогие товарищи!

Я приехала из Миякинского района, где родился и вырос легендарный герой Минигали Губайдуллин. Я учительница Миннегали Губайдуллина. 3 года была классным руководителем класса, где учился, Минегали на моих глазах. Он был способным, остроумным, быстро запоминал уроки, любил литературу. Минегали любили одноклассники, он был правдивым, честным, общительным, аккуратным и скромным, а если надо строгим.

Особенно любил читать художественную литературу. И сам писал стихи, их мы обсуждали на литературном кружке. Он являлся и редактором стенной газеты. Весною обычно я проводила экскурсии на природу. Минегали, затаив дыхание, слушал пение птиц. Нередко и сам изображал их пение. Это очень хорошо у него получалось.  А главное, он любил с детства трудиться, охотно работал на пришкольном участке и в колхозе.

Когда началась Великая отечественная война, Минигали добровольно ушел на фронт защищать Родину. Дальнейшую судьбу вы все хорошо знаете. А сегодня Минигали Губайдуллин вместе с Александром Мотросовым вернулся в город Уфу. Это очень радостное событие. Отважные сыны двух народов поднялись символом дружбы народов, символом братства. Наша страна 35 лет в мирном труде строит коммунизм. Нашей прекрасной жизнью мы обязаны им, нашим храбрым сыновьям, таким как Минигали и Александр, которых воспитали родная Коммунистическая партия, советская действительность. И хочется сказать от души спасибо ленинской Коммунистической партии, дорогому Леониду Ильичу Брежневу за активную борьбу за мир и дружбу народов (Константину Сутиновичу Чернику).

 

Учительнице

                 посвященный

Стих..

              как его писать?!

Не от себя, от нас, от всех

Кто Там сейчас - с Минегали

Кто превозмог здесь груз «помех»

В Карамалы писать смогли…

 

От пулеметчиков, которым

Минигали был – командир, -

Вел в бой, в дудчанские просторы,

Врагов геройски победил.

 

От командиров пульрасчетов,

Взводов и пулеметных рот,

Кто к Минигали, к ТЕМ высотам

В ПОЛ-ВЕКА ПОДВИГА придет

 

От командиров- пехотинцев

И от пехоты рядовых

Наш стих –

             МИНИГАЛИ УЧИТЕЛЬНИЦЕ

От нас поклон ей, - земных!

От всех людей, живущих, множащихся,

Хранящих мир планеты всей

Благодарить вас вечно хочется

Учителя БОГАТЫРЕЙ!

 

ИХ подвигам, нет, не забыться!...

В серцах и памяти людей:

МИНИГАЛИ, ЕГО УЧИТЕЛЬНИЦА –

Бессмертны добротой своей.

 

Живите долго-долго-долго

За НИХ, по-майски молодых!

Величественнней нету долга

Жить за себя, вдвойне за НИХ!

 

За каждый день прожитой жизни

Рапортовать Минегали:

ГЕРОИ, ВАС (в делах и мыслях)

Мы ЗДЕСЬ ни в чем не подвели

Ю.Н.Б.

Чтв  Полтава

 

Письмо от следопытов

Здравствуйте, уважаемая Зоя Нигматулловна!

Пишут Вам следопыты 10Б класса Голопристанской средней школы №1 из Украины

Мы следопыты 10Б класса, получили от школьного штаба «Моя Родина СССР» задание больше узнать и разыскать близких или родных людей, ктороые повторили подвиг Александра Мотросова. Мы узнали, что ваш бывший ученик Минигали Губайдуллин повторил такой подвиг в свои 19 лет в нашей области. Мы хотим поблагодарить Вас за то, что вы смогли воспитать и выпустить настоящего человека в свет. И мы для того, чтобы лучше узнать человека, который отдал свою жзнь за нашу родину, просим Вас написать нам письмо в котором расскажите пожалуйста, что вы помните о Минигали Губайдуллине, о его детстве, жизни и если может быть Вы знаете адрес родных или близких, напишите их нам, пожалуйста.

Мы Вам заранее благодарны. Если сможете, напишите пожалуйста, без задержки ответ, ведь через два месяца мы тоже будем выпускниками и мы постараемся быть похожими на Вашего учащегося Минигали Губайдуллина, быть такими же смелыми и мужественными и так же любить свою многонациональную Родину. С комсомольским приветом, учщиеся 10Б класса.

Письмо от Яныбай Хамматова

Уважаемая Зоя-апа!

Вам я обращаюсь по важному вопросу. Я недавно побывал в селе Уршакбаш-Карамалы и собрал материалы о Миннегали Губэйдуллина. К сожалению, я узнал поздно, что вы – классный  руководитель и учитель Минегали. Поэтому не смог заехать в деревню, где вы проживаете. Сейчас было бы очень хорошо, если хотя бы через письмо, вы написали бы мне подробно обо всех событиях с Миннегали, которые вы знаете.  Может, у вас сохранились письма и стихи, написанные Минегали. Вы не смогли бы переписать их копию? Как ваше настоящее имя, отчество? В деревне, оказыается вас называли просто «Зоя апа». В те годы, когда вы обучали Минегали, какие были у вас связи с колхозным производством? Кто был в то время председателем и бригадиром колхоза? Какими они были людьми?

Эти данные меня очень интересуют. Если смогу найти полные материалы, думаю написать художественное произведение о Миннегали Губайдуллине. Если будет возможность, ответ пишите пожалуйста по адресу: 450077, г.Уфа, Ул Цюрупы, 85, кв.32, Хамматовой Я.Х. Досвидание! С пожеланиями вам здоровья, писатель, Яныбай Хамматов. 13.09.1973 г.

Отрывки из книги Яныбай Хамматова «День рождения» («Туган көн»)

VII

На другой день после базара Миннигали явился в школу с опозданием. Постояв минуту в нерешительности у класса, он все-таки осмелился приоткрыть дверь и просунуть голову внутрь:

— Можно, Зоя-апай?

Классная руководительница Зоя Нигматулловна, прервав объяснение, строго посмотрела на Миннигали:

— Почему опоздал?

Миннигали несмело вошел в класс и низко опустил голову:

— Мать стирала…

— Какое отношение имеет стирка к уроку?

— Одежда моя не успела просохнуть.

— У тебя разве нет смены?

— Нет. — Миннигали густо покраснел.

— Ладно, иди садись на место и больше не опаздывай, — сказала учительница.

А мальчишки в это время беспокойно ерзали на скамейках, пересмеивались, шептались о чем-то, глядя на Миинигали.

— Это после вчерашнего у него не просохли штаны.

— Кусканов во всем виноват.

— Почему Кусканов? Они оба виноваты…

Зоя Нигматулловна Зиганшина, не понимая причины оживления в классе, рассердилась:

— Ну чего расшумелись? Не знали, что матери ваши стирают? — Что тут особенно интересного?

— Зоя-апай, мы не из-за этого… Вчера, когда был базар… — начал Гибади Хаталов, но сидевший рядом с ним Кусканов, нагнувшись, ткнул его в бок.

— Заткнись, все ребра пересчитаю, — сказал он угрожающим шепотом.

Гибади сразу потерял дар речи и, косясь на Кусканова, сидевшего с невинным видом, махнул рукой:

— Да ладно уж!

Тишина в классе была нарушена. Ребята захихикали.

Учительница, все еще ничего не понимая, во второй раз обратилась к Миннигали, до. сих пор не севшему на свое место:

— Губайдуллин, сядешь ты наконец?

Миннигали сел за парту. Дети утихомирились. Лишь Кусканов вел себя неспокойно. Он не слушал стихов Некрасова, которые нараспев и с выражением читала Зоя Нигматулловна, вертелся на месте, пытаясь привлечь внимание Миннигали.

— Эй, «поперечная голова»! «Лоб»! — отчаянно шептал он.

Поскольку Миннигали не смотрел в его сторону, он подтолкнул Ахтияра Хакимьянова, сидевшего рядом с ним:

— Позови «двухлобого», пусть повернется сюда!

Но Ахтияр отодвинулся от него.

Прозвенел звонок. В перемену Кусканов первым подошел к Миннигали:

— Что, до сих пор на меня дуешься?

— Нет, — ответил Миннигали сухо.

— Мир? — улыбнулся Кусканов, показывая ровные белые зубы.

— После уроков будем в Чапая играть?

— Будем!

— Тогда давай руку! — улыбнулся Миннигали.

VIII

Глядя в помутневшее старое зеркало, Зоя Нигматулловна расчесывала на ночь распущенную косу. Потом она ловко скрутила и заколола волосы, привычно пригладила незатейливую прическу и стала поспешно одеваться.

— Ты пока ложись, — сказала она мужу, молча наблюдавшему за лей, — Я скоро вернусь.

— Ты бы хоть сказала, куда идешь на ночь глядя, Зоя, — удивился тот.

— Схожу к Губайдуллину. Его родители в Миякибаш уехали.

— Ну так что же? Ты бы лучше о своих детях позаботилась. А с учениками ты и на работе достаточно нянчишься.

— Не сердись, Зайни.

— Губайдуллин натворил что-нибудь?

— Нет, не натворил, но за ним надо смотреть в оба.

— Давай вместе пойдем, — предложил Зайни.

— Нет, не надо. Детей одних нельзя оставлять, — ответила учительница и вышла в сени.

Над деревней плыл ясный полный месяц, заливая и дома, и лес, и горы холодным зеленоватым светом. Ночь была морозная.

Зоя Нигматулловна перевела дыхание лишь у дома Губайдуллиных. Прислушалась: так и есть, не спят. Окна плотно занавешены, но в доме шум и гам.

— Миннигали! — позвала Зоя, постучавшись в дверь. Она подождала и снова постучала.

— Кто там? — близко спросил испуганный голос.

— Открой, Миннигали! Это я, Зоя Нигматулловна!

За зверью стали перешептываться. Кто-то в темноте торопливо нащупывал защелку. Наконец открыли.

— Зоя-апай? — растерянно спросил Миннигали.

— Ну, принимай, пришла к тебе в гости, — спокойно ответила учительница. — О, да у вас праздник, оказывается. По какому же случаю здесь столько гостей собралось? — спросила она, приветливо улыбаясь опешившим ребятам — они жались в темном углу, не смея поднять глаз. Зоя-апай кивнула на печку, откуда наплывал аппетитный аромат: — Э, да ваш гусь, кажется, уже сварился. Что же вы не садитесь кушать?

— Вы вовремя пришли, Зоя-апай, садитесь с нами, — нашелся Миннигали.

— Спасибо, ребята, только есть на ночь вредно. Я ведь просто так, к матери твоей пришла, а ее, оказывается, дома нет, — схитрила Зоя Нигматулловна и собралась идти домой. — Кто меня проводит?

Все стали дружно собираться.

На улице тотчас же разбрелись кто куда. Трое ребят вызвались проводить учительницу до дому. Когда шли узкой тропой по берегу, Миннигали, поотстав немного от учительницы, шепнул Гибади:

— Узнать бы, у кого язык такой длинный. Если бы Зоя-апай не знала, что мы собираемся, ни за что бы не пришла.

— Ты что, думаешь, что я привел ее?

— Кто-то наболтал! Собирались же раньше, никто не видал и не слыхал. А как у меня — так сразу и попались в капкан. Ну ладно, если родителям скажет. Они простят. А если директору? Тогда наши дела плохи, — горячился Миннигали.

— Зоя-апай не такая, — сказал Гибади тоненьким, как у девчонки, голоском.

— О чем секретничаете? — спросила учительница, обернувшись назад.,

— Не секретничаем, Зоя-апай. — Миннигали взбежал на пригорок и поднял руки вверх: — Посмотрите, как красиво! Эх, если бы я мог летать, как птица!

— Ну и что было бы? — поинтересовался Гибади.

— Полетел бы на Марс! На одно крыло посадил бы вас, па другое — Зою-апай и — на Марс! — воскликнул Минигали и раскинул руки.

Учительница засмеялась:

— А что? Может быть, при вашей жизни человек полетит на Марс, — сказала она задумчиво.

— Скорей бы это время наступило, Зоя-апай!

Ребячьи мечты вызвали чувство гордости в душе молодой учительницы. Хорошая смена растет. У каждого из них свой характер, свои мечты и желания. «Надо почаще встречаться с ними в такой обстановке, быть поближе к ним. Ведь каждая такая встреча помогает воспитывать их», — думала она с радостью.

— Зоя-апай, мы, наверно, пойдем? — спросил Миннигали, когда ребята подошли к дому учительницы и остановились.

— Идите, идите, — ответила Зоя Нпгматулловна.

Распрощавшись с ребятами, учительница продолжала стоять у дома, зачарованная красотой тихой морозной лунной ночи.

Вспомнился ей последний разговор с директором школы


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.237 с.