Мы классовые друзья (Без сыйнфи дуслар) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Мы классовые друзья (Без сыйнфи дуслар)

2020-11-03 133
Мы классовые друзья (Без сыйнфи дуслар) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В то время я был очень маленьким, озорным мальчиком. Все же запомнил, как к нам тогда из соседней деревни приходил русский Иван. Он сам хорошо знал по-татарски. Они часто с папой говаривали о земле, лесах и помещиках.

В один деь, после обеда собирались пойти собирать сено. Папа только закрыл ворота и хотел присесть на телегу, подходит мазим Габдрахман и говорит:

- Ахматша агай, тебя хазрат зовет.

Отец остался. На поле мы уехали одни. Отец подъехал к нам только вечером. Сам рассержан:

- На спине народа, вы сильно обжирели конечно. Не выдерживая от жира, лежат переводят пустое в порожнее. Загубили, мое время, расчитанное для сбора одного кибән сена, сказал он.

Дело оказывается было так: Боогачи и муллы села собрались вместе и говорят:

Ну, Ахматша, почему ты в нашу деревню «врага религии», русского приучаешь? Кушаешь с ним с одной чаши. Покайся сейчас! Если нет, умрешь без имана, мы не станем тебе читать җиназа.

Отец не растерялся:

- Глупцы, почему Иван должен быть моим врагом? И у него и у меня одна лошадь и одна корова. И он, и я едим только ржаной хлеб и картофель с солью, сказав так, резко хлопнул дверью и ушел.

Наш район сейчас полностью в коллективизирован. Там работают колхозники все вместе – и русские, и татары, и чуваши, и башкиры, строят новую жизнь. Мы с Ванькой – сыном Ивана вместе учимся в школе крестьянской молодежи.

З.Зиганшин.

 

БАЙРАК КАДЫЙБЫЗ «Зәйни, тукта әле Ят хәбәр бар, Ишеттеңме әле, Беләмсең!? Зур мәчетне ӨБК тәстиг иткән Сөенчегә нәрсә бирәсең?!... « (Колхозница сүзе) Шулай мени! Күптән көткән идек. Яңа шатлык салдың йөрәккә. Сөенчегә... Сөенчегә - буш бер спектакль, Утырырсың алгы рәткә.           I Бәйрәм көнне, Хәер өчен диеп Атап алган биш тиен бакырга Ямси сатучыдан, Чи комбагыш алып Бара идек «гәет укырга» Бала вакыт кызык Һәр нәрсәне Исең китеп карап йөрисең Кеше күрмәгәндә Һәр кызыкны Эшләп карамыйча түзмисең. Мәзин азан әйтеп, Кереп киткәч, Манарага менеп китә идек. Аннан... Бөтен авыл күренеп тора Үзебез комбагышны чиртә идек. Бала чактук. Мәчет манарасын Кызык итеп байтак тапалдык. Тик мулланың Елак вәгазеннән Җаныбызга азык тапмадык.                  II Рельстан чапкан вагоннардай Бер-бер артлы чапты еллар да. Алабута, тигәнәкләр үсте «гаеткә» дип йоргән юлларга. Ялган диннәр, череп ауган чакта. Яшьлегемнең алсу таңында Шушы манарада, Көлә-көлә Менә алдым мин бер кат тагын да. Ләкин, уйнап түгел, Кулга байрак тотып, Апрель җилләренә уйнатып Авылдагы кулак калдыкларын, Мәчет козгыннарын җылатып. Без шатланып, Апүшь белән икәү Манарага байрак кадыйбыз Ике батрак малай, Бисмилласыз, нисез Манарадан көлеп карыйбыз. Ә кулаклар, Мәчет козгыннары, Җылый-җылый безне каргыйлар: - «Эй, раббым, Чәчерәт шушыларны, Синең кодърәт, кочең бар» диләр. Төкерәбез, Сезнең каргышларга Без изелгән сыйныф уллары. Туздырабыз. Козгын ояларын. Бездә маяк – фәннең юллары.                III Шулай, Апушь!.. Кулак эте – Батырай Базар уртасында күрүен. Син сөйләдең миңа Кимсенгәндәй «Ә чалыш аяк» дип сүгүен. Без һәр эшне Кискен сыйнфи көрәш Аша гына үти алабыз. Без диннәрдә, Алла, муллаларга Атакага туган балабыз. Манарага кызыл байрак кадап Телгәлибез кулак йөрәген Шунда ук дустым Без үтибез Меңләп колхозчылар теләген 1934 ел. Апрель. Әнәч. ВОДРУЖАЕМ ЗНАМЯ «Зайни, остановись-ка Есть известие со стороны, Слышил ли, Знаешь!? Большую мечеть ВБК переделал Что ты отдашь за радостную весть?!... « (Слова колхозницы) Неужели! Давно мы ждали. Новую радость вложила в сердце. За радостную весть... За радостную – один спектакль без оплаты, Сядишь на первый ряд.                        I В праздничный день, именованную ради хаер пяти копеечную медную монету у продавца Ямси, Купили сырые семечки Шли «читать гает» В детстве все интересно Все в округе Изумленно ходишь, смотришь Пока другие не видят Каждую забаву Пока не сделаешь - не выдержишь. После того как Мазин завершил азан, И зашел обратно, Мы поднимались на минарет мечети. Отттуда... Была видна вся деревня Сами щелкали семечки. С детства. Минареты мечети Как забабва довольно часто топтали. Но от муллы От его слезливых проповедей Для наших душ не находили пищи.                     II Как вагоны скачущие по рельсам ускакали и годы друг за другом. Лебеда, репей заросли На тропах, по которым ходили на  «гает». Ложные религии, когда сгивая пали На заре моей молодости На эти минареты, Смеясь Смог подяться еще раз. Однако, не играя, как в детстве, А держа в руках знамя, В апрельскими ветрами колыхая   в деревне остатки кулаков, ворон мечети довели до слез. Мы радуясь, С Апушем вдвоем В минарет мечети знамя вонзаем Два мальчика-батрака, Без бисмилла, без ничего Из минарета смотрим улыбаясь А кулаки, Вороны мечети, плачут, нас проклинают: - Эй, Раббым, Разбрызгай этих, У тебя есть сила и мощь» - просят Плюем, Перед вами Мы сыны из класса раздавленных Раскидываем. Гнезда ворон. У нас маяк – путь науки.               III Так, Апуш!.. Пса кулака - Батырай То, что видел в центре рынка. Ты рассказал мне оскорбившись на брань «А, кривоногий». Мы каждое дело Сможем выполнить только Через жесткую классовую борьбу. Мы в религии, Алла и муллалам Для атаки рожденный наш ребенок. На минарет вонзая Красное знамя Разрезаем сердце кулака Там же мой друг Мы выполняем Пожелания тысячи колхозников 1934 год. Апрель. Аняс.

1929-1930 годы братья работали в своем хозяйстве.Зайнулла окончил начальную школу в деревне Аняс, в ШКМ (школа крестьянской молодежи).

В деревне Аняс жили крупные кулаки. Бедный народ ходил на работу и проводил большое количество времени у бояр Яковлева и Королева. Так же в деревне были люди и среднего достатка. В 1929 году, пишет Зиганшин Габдулла «На собрании батраков мы обсуждали о раскулчаивании купца - Султанова Саита и муллу Аминева Шарафетдина, которые торговали мясом. В ходе обсуждения, из-за того, что было очень много заступившихся за них и защищавших их, борьба была не легкая, но все же, их выслали из деревни. Из-за отсутствия деревенских купцов - Ямалетдинова Лутфутдина и Гайсина Сабира дома в это время, мы не стали трогать их семьи».

В школе, построенном возле деревни Миякибаш в 1930 году открываются  1, 2, 3, 4-ые классы. И вводится всеобщее единое обязательное обучение. Султанов Биктимир начинает руководить в этой школе. В этот день все дети приходят в школу.

В январе 1930 деревни: Мяки-баш, Аняс, Байтимир объединяются в один колхоз. Около 10 деревен, расположенные вдоль берегов реки Демы объеденившись, строят колхоз «Гигант». «Мы в самом начале и мы построем комунну!» - так мечтали в некоторые из активистов на местах. В итоге, среди народа начинаются недовольства, кулаки, воспользовавшись этой ситуацией, начинают привлекать в свою сторону некоторых крестьян среднего достатка, и даже некоторых бедных крестьян, ищут разные пути распуска колхоза. Так из деревни Аняс – Зиннуров Миннигуль, мельник - Зиязетдин, Аминев Гыйльмерахман, Муллабаев Рабсатар, Зиннатуллин Низам, Зиганшин Газизулла и Фарукша, Халиуллин Файзулла поддаются влиянию кулаков.

В феврале 1930 года в здании школы из «түбән оч» начинается собрание. Руководителем собрания был Султанов Б. требуюя включить на повестку сбрания вопрос о ликвидации колхоза Зиннуров Иман, Гиззатуллин Фатхулла, Фасхутдинов Гыйлметдин, Даянов Батыргарай, Латыпов Бадри, Гафиятуллин Хуснулла, стащив Султанова со сцены, схватившись за его горло начинают избивать. В этот момент, собирается и актив и не далют им возможности его избить. Тогда они кидаются на Зиганшина Габдуллу и Ш. Хажми. Актив и их не дает на избивание, вытащив всех троих со второго входа, приводит в квартиру Биктимир агай в Талхалу. Они остаются ночевать в этом доме, а активив охраняет их даже ночью. Чувствительность бдительность и готовность актива в защите друг друга, не дают возможности противникам колхоза зазнаваться. Однако, те, кто вошел в колхоз, не желая, начинают выходить из него, колхоз почти распадается. От колхоза Мияки-баш  остается лишь имя, и до осени работают отдельным хозяйством.

1930-й год – Зайнулла приезжает на Урал и 6 месяцев работает грузчиком в пермской железной дороге. Позже поступает учиться в Свердловский татаро-башкирский педагогический техникум.Позже в этот же педтехникум с ним приезжает Сайфулла, затем Зоя.

Түбәннән. Алсуланып җәйнең кочагында Көн кояштан таңлар яралгач Матур таңны котлап сандугачлар Гөлләр башын сыгып сайрагач Йокыдан торып, ашап, киенгәч тә Кулыма чыбыркымны алам да, Кояш чыга, шунда мин дә чыгам Көтү малын алып яланга. Таң музыкасы итеп тыңный идем Кошчыкларның сайрау, моңнарын Ялгыз кырда ямь тапмаган чакта Мин дә аларга кушылып җырладым Авыр иде миңа – яшь балага Сакчы булу халык малына Нишлисең соң тормыш шулай кушкач Йөри идем тамак ялына. Аңнамый идем әле ул хакта Үз хокугым бәхет юлларын, Укый алмый идем китапларны Язу белми иде кулларым. Астын өскә бәрде тормыш агымын, Бөек Октябрьның еллары. Еллар үтте, Белем, төзү эшенә Оештык бер ярлы уллары. Җил үтмәслек безнең сафыбыз. Алгылардан үрнәк алабыз Җавап итеп сыйнфи дошманнарга Колхоз булып алга барабыз. Авырлыкта да чайкалмыбыз Уңыштан да башлар әйләнде Партиянең үзәк юлы белән Без төзибез – социализмның җиңү бәйрәме.                                          III – IV /1930 ел, Свердловск «Социализм» гәзитеннән С низов. Когда заалел в обьятиях лета День от солнца, утреняя заря зародилась Когда красивую зарю приветствуя, соловьи Спели сгибая головки цветов, Проснувшись от сна, поев, и одевшись Беру я в руки кнут и, С восходом солнца, и я выхожу собрав скот со стадом в открытое поле. Как музыку утренней зари слущал пение и мелодии птичек, Когда в одиноком поле не находил радости И я присоединившись к ним, запевал Мне было тяжело-маленькому ребенку Быть охраником людского скота. Что уж сделать, раз жизнь так повелела Ходил так, чтоб горло было сыто. Не понимал я еще тогда об этом О праве своем на счастливую дорогу, Не умел читать я книги Письмо не знали руки мои. Снизу вверх ударили жизнь своим теченим, Великие Октябрьские годы. Прошли годы, Для образования, строительных работ Объединились одни бедные сыновья. Ветром непроходимы наши ряды. Из передовиков берем пример В ответ классовым врагам Единым колхозом движемся вперед. И в трудностях не качаемся И из-за успехов закружилась голова По центральному пути партии Мы строим - праздник Победы социализма. III-IV/1930 год, Свердловская газета «Социализм»

На фото 1930-е годы из фонда сельской библиотетки села Анясево. Первая в районе сельхозартель Урняк Миякинского района.  Сход граждан по поводу прибытия в артель первого трактора. 1-й слева – Зиганшин Габдулла? Его дочь Даужан Габдулловна подтвердила, что это он, хотелось бы еще найти подтверждения)

В начале 1931 годов  снова 51 хозяйств объединяются в колхоз «Байкал». В кредит, взятый у правительства, получают плуг, сеялку, машины для уборки урожая. Но колхоз «Байкал» не смог восползоваться этими машинами, из-за пожара они и всего 26 дворов сгорели. Были избраны:  председателем колхоза - А.Иблисирин, счетоводом - Валиев Муллаахмат, серетарь-кассиром - Зиганшин Габдулла. В 1931 году влияние кулаков на колхозный поток было уже безвредным. Поэтому, крестьяне среднего достатка начинают вступать в колхоз. Но частенько встречаются такие факты, когда из-за различных опасений, очень многие люди свой скот, овец и коз, даже своих кур и гусей режут и съедают, а зерно прячут под солому, в погреб, закапывают под навозом.

Осенью 1932 года жители колхозов Мияки-баш, Байтимерово и поселок «Урняк» объединяются в один колхоз, ему дают название - «Урняк».   1932 г. Школе присваивается название ШКМ (школа крестьянской молодежи), школа становится семилетней, с начала нового учебного года, приходят новые учителя. Все школьные учителя и ученики вместе стараются активно принимать участие в правильном разъяснении народу новые советские законы и новости. Ученики очень активно выступают перед народом: поют сольные песни и хором, исполняют танцы, читают стихи, показывают спектакли, т.к. в те времена в 3-4 классах учидись 14-16 летние подростки.

По воспоминаниям Даужан Габдулловны, Зайни в 1932 году ездил учиться в среднюю Азию, в  Туркестан - старинный город Казахстана. 1933 год. В школе образуется пионерская организация. Образованию ее помогал Зиганшин Зайнулла, Аралбаева Жиhaн, Зарипова и другие члены ВЛКСМ. Пионеры делают ученические билеты и выставляют туда четвертные оценки. Организуют агиткультбригаду и выступают с концертами на колхозных станах. Читают газету среди колхозников, помогают в организации колхоза, ведут борьбу с кулаками. Борясь против неграмотности в стране, учат колхозников читать и писать.

В 1933 году пионеры впервые выходят на Октябрьскую демонстрацию, там выступает Хуснуллин Нурулла. В это время Зайнулла продолжал писать стихи, рассказы, сценарии для школьного театра.

В 1933 году Зайнулла окончил Свердловский татаро-башкирский педтехникум. После окончания педтехникума, они, вместе с Назаровой Зоя начинают работать в Карамалах, учителями. Зоя учителем начальных классов, он учителем географии.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.