Серебряный век в русской поэзии — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Серебряный век в русской поэзии

2020-11-03 148
Серебряный век в русской поэзии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Серебряный век – это целая поэтическая эпоха, которая находится между классической литературой XIX века и литературой века XX. Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. «Серебряный век» условно датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «Серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России. Наконец, существует точка зрения, что концом «Серебряного века» можно считать рубеж 1920-1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой. Таким образом, временные рамки этого периода составляют около тридцати лет.

Поэтику (поэтическую манеру) Серебряного века решительно невозможно свести к творчеству даже нескольких выдающихся мастеров слова. Особенность данного периода в том, что в нем жили и творили поэты, представляющие многие литературные течения, исповедующие разные поэтические принципы. Впоследствии в литературоведении термин «серебряный век» закрепился за новыми, модернистскими течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом и «неокрестьянской» литературой, а также за творчеством поэтов, не входивших ни в одно из течений. К поэзии Серебряного века относится творчество И. Анненского, А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока, В. Брюсова, И. Бунина, М. Волошина, З. Гиппиус, Н. Гумилева, Вяч. Иванова, О. Мандельштама, В. Маяковского, Д. Мережковского, Б. Пастернака, И. Северянина, М. Цветаевой.

Каждый из них отличался необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее. В каждом литературном течении было ядро мастеров и «рядовые» участники, во многом определявшие силу и глубину направления. Главным, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую мир силу творчества, а поэтов, художников отождествляли с пророками. В русской поэзии Серебряного века главенствующей была идея абсолютной веры в могущество искусства. Оно может изменить обстоятельства, перенести человека в другой мир, где нет зла, несправедливости или смерти. Модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками».

Рассмотрим основные литературные течения русской поэзии Серебряного века.

Символизм (от греч. Symbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве 1870-1910 годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX-XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении интуитивно постигаемых идей, смутных чувств и видений посредством символа.

Само слово «символ» в традиционной поэтике означает «многозначное иносказание», в поэзии символизма он передает индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.

Для поэтики символизма характерны:

· передача тончайших движений души;

· максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии;

· изысканная образность, музыкальность и легкость слога;

· поэтика намека и иносказания;

· знаковое наполнение обыденных слов;

· отношение к слову как к шифру некой духовной тайнописи;

· недосказанность, утаённость смысла;

· стремление создать картину идеального мира;

· эстетизация смерти как бытийного начала;

· элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца

 

«Старшие символисты»

«Младосимволисты»

Петербургская группа Московская группа
Д. Мережковский З. Гиппиус Ф. Сологуб И. Анненский В. Брюсов К. Бальмонт А. Блок А. Белый В.Иванов Эллис В.Соловьев

«Старшие символисты» не ставили целью создание системы символов; они в большей степени эпатажные декаденты, импрессионисты, которые стремились передать тончайшие оттенки настроений, движения души. Постепенно слово как носитель смысла для символистов утратило цену. Оно приобрело ценность только как звук, музыкальная нота, как звено в общем мелодическом построении стихотворения.

«Младосимволисты» опирались на учение философа-идеалиста и поэта Вл. Соловьева, углубившего идею Платона о «двоемирии». Соловьев пророчил конец мира, когда погрязшее в грехах человечество будет спасено и возрождено к новой жизни неким божественным началом – «Мировой Душой» (она же «Вечная Женственность»), что приведет к созданию «Царства Божьего на земле».

 

Одним из зачинателей русского символизма был Дмитрий Сергеевич Мережковский  

Д.С. Мережковский был одним из зачинателей русского символизма. Вышедший в 1892 году в Петербурге его поэтический сборник «Символы» дал имя нарождающемуся направлению русской поэзии. Но, развивая основные для символистов мотивы безысходного одиночества человека в мире, роковой раздвоенности личности и проповедуя красоту, «спасающую мир», Мережковский не сумел преодолеть в стихах рассудочности и декларативности. Революции он не принял, с 1920 года жил в эмиграции.

Наиболее ярким стихотворением, отражающим мироощущение поэта, считают стихотворение «Да не будет».

Одним из представителей московской группы старших символистов был Константин Дмитриевич Бальмонт  

В конце XIX – начале XX веков К.Д. Бальмонт был едва ли не самым известным среди русских поэтов. В его ранних стихах слышны мотивы гражданской скорби и самоотречения, возникшие под влиянием народной поэзии. Вслед за этим он выступил как один из ранних представителей символизма. Кроме того Бальмонт известен как видный переводчик и страстный путешественник: он побывал на всех континентах.

В 1920 году, преследуемый голодом и болезнями, поэт уехал во Францию. Всеми забытый и полубезумный, он умер в предместье Парижа.    («Колокольный звон»)

И, конечно же, разговор о символизме был бы неполным без Александра Александровича Блока.

Александр Александрович Блок – единственный из символистов признанный ещё при жизни поэтом общенационального значения. В русской поэзии он занял своё место как яркий представитель символизма, но в дальнейшем значительно перешагнул рамки и каноны этого литературного направления.

Романтизм зрелого Блока не имеет уже ничего общего с субъективизмом его юношеской лирики, ярко обозначенном как в «Стихах о Прекрасной Даме», так и в более позднем демоническом образе Незнакомки.

Вклад Блока в русскую поэзию необычайно велик. В его творчестве завершились все важнейшие течения русской лирики дооктябрьского периода. («Предчувствую тебя…»)

Акмеизм (от греч. Acme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, острие) – одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Основные принципы акмеизма:                                                       

· освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

· отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

· стремление придать слову определенное, точное значение;

· предметность и четкость образов, отточенность деталей;

· обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

· перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Одним из основателей акмеизма был Николай Степанович Гумилев

Н.С. Гумилев – поэт, прозаик, драматург, критик, один из основателей акмеизма, руководитель «Цеха поэтов». Для его поэзии характерна тяга к экзотике, поэтизация истории, пристрастие к ярким краскам, стремление к композиционной четкости.

  В юности Гумилев много путешествовал. Муж Анны Ахматовой, в 1914 году добровольцем ушел на фронт; награжден двумя Георгиевскими крестами. В 1921 году арестован по ложному обвинению и расстрелян как участник контрреволюционного заговора. (Стихотворение «В пути»)


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.