Методика и технологии развития представлений о величине у детей — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методика и технологии развития представлений о величине у детей

2020-11-03 617
Методика и технологии развития представлений о величине у детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика и технологии развития представлений о величине у детей

Обучение детей сравнению предметов по величине в младшей группе

Программные задачи:

- учить детей сравнивать предметы (контрастные и одинаковые по размеру), обозначая результаты сравнения словами: длиннее, короче, одинаковые (равные) по длине, выше, ниже, одинаковые (равные) по высоте, шире, уже, одинаковые (равные) по ширине, толще, тоньше, одинаковые (равные) по толщине, больше, меньше, одинаковые (равные) по величине;

- учить детей при сравнении предметов пользоваться приемами наложения и приложения.

 Методика 1

1. В младшей группе учат детей сравнивать между собой два предмета.

2. Сначала учат детей сравнивать предметы по таким параметрам величины, как длина, ширина, высота, толщина, а потом – по величине в целом, так как понятия «большой», «маленький» являются обобщающими.

3. При первоначальном знакомстве с изучаемым признаком величины берутся предметы, у которых все признаки одинаковые, а изучаемый признак контрастно выделяется. (Разница в размерах: Д – не менее 10-15 см; Р – не менее 5 см.)

4. Воспитатель должен четко поставить перед детьми цель, по какому признаку дети будут учиться сравнивать предметы. Интонацией голоса, движением руки выделяет нужный признак (при показе длины проводит рукой вдоль предмета слева направо, ширины – поперек предмета, высоты – от основания вверх, при показе толщины обхватывает округлые предметы пальцами обеих рук или одной руки, величины в целом – обводит предмет круговым движением рук). Затем воспитатель вызывает к себе отдельных детей и просит их выделить соответствующий признак.

 5. При сравнении предметы располагаются так, чтобы сравниваемый признак был хорошо виден (например, при сравнении округлых предметов по толщине их располагают основанием к детям).

6. Обращаясь к детям, педагог точно формулирует вопросы и пользуется словами «размер», «длина», «ширина» и т.д.

7. На первом занятии для сравнения даются предметы контрастных размеров, а на втором – одинаковых размеров.

8. Большое значение придается обучению детей способам сравнения предметов по величине: приложению и наложению. Сначала используется прием приложения, так как при наложении одноцветные предметы сливаются друг с другом. Воспитатель показывает, как правильно пользоваться данными способами: сравнивая длину, предметы кладут рядом и подравнивают их концы с одной стороны (лучше – с левой), пользуясь наложением, совмещают также верхние и нижние края. Если конец предмета выступает, то можно сказать, что этот предмет длиннее. Если ни один конец не выступает – предметы равные (одинаковые) по длине. При сравнении предметов по ширине совмещают верхние или нижние края. Сравнивая высоту, предметы ставят рядом на одну плоскость.

 9. Отношения «длинный-короткий», «широкий-узкий» и т.д. всегда рассматривают в связи друг с другом («Синий шарф длиннее красного, а красный шарф короче синего»).                               

Приемы закрепления

1) Игровые ситуации: «Завяжем куклам бантики».

2) Использование народных игрушек типа вкладышей (матрешки, пирамидки).

3) Наблюдения в окружающем.

4) Дидактические игры: «Подбери по величине».

5) Игры со строительным материалом (выложить длинную (короткую) дорожку, построить высокие (низкие) домики и т.п.).

6) Группировка предметов по величине.     

7) Использование палочек Кюизенера.          

8) Использование логических блоков Дьенеша.

Ознакомление детей с метром

Эта работа носит ознакомительный характер (т.е. она желательна, но не обязательна, может осуществляться в повседневной жизни). 

Программное содержание:

- дать детям представления о метре как единице измерения;

- упражнять детей в измерении предметов с помощью метра. 

Последовательность работы

1. Экскурсия в промтоварный магазин: - наблюдение за действиями продавца по отмериванию покупателям нужного числа метров

ткани;

- рассматривание линейки длиной 1 м (метром называется не сама линейка, а ее длина, которая служит единицей измерения);

- специальная демонстрация продавцом способа измерения ткани метром («Смотрите, какой длины кусок ткани я отмерила. В нем 6 м.»);

- сравнение детьми ширины разных тканей на глаз и проверка результатов сравнения метровой линейкой (ширина шелка меньше метра, а ширина шерсти больше метра);

 - покупка ткани (2м), ленты (3 м), тесьмы (4 м) на платья куклам. 

2. Беседа после экскурсии: попросить детей припомнить, что и когда покупали их родители, где еще применяется измерение с помощью метра.

3. Непосредственное знакомство с метром:

 - активизировать представления детей об измерении одного и того же объекта разными мерками; сделать вывод, что результаты измерения в таком случае будут разные;

- на этой основе подвести детей к мысли о необходимости постоянной меры (неудобно, когда при измерении получается разное количество мерок, поэтому люди придумали одну постоянную мерку и назвали ее метром);

- продемонстрировать метровую линейку (вопросы детям: «Как называется эта мерка? Почему она так называется? Где вы ее видели? Людям каких профессий она постоянно нужна?»);

- организовать обследовательскую деятельность (провести рукой от начала до конца метровой линейки, взять ее в обе руки, показать ее длину разведенными руками);

- сравнить разные по виду метры (складной, деревянный, металлический...);

 - поупражнять детей в измерении (длина дорожки, ширина грядки на огороде и т.д.).

Ознакомление детей с весами

В средней группе весы используются для проверки результатов сравнения 2-х предметов, взвешенных «на руке». На весах чаша с предметом большей массы опустится ниже.

В старшей группе весы используются непосредственно для определения массы предметов, поэтому необходимо иметь набор гирь массой 1, 2, 5 кг и сыпучие вещества.                 

 Приемы работы в средней и старшей группах

1) Практические задания: определить, какой предмет тяжелее, легче.

2) Упражнения в группировке предметов по массе: положить слева все тяжелые предметы, справа – все легкие.

3) Упражнения по составлению сериационного ряда с целью нахождения места предмета с определенной массой в упорядоченном по данному признаку ряду; подбор каждому элементу ряда парного (старшая группа).

4) Упражнения на преобразование предметов (вылепить два одинаковых шарика, определить на весах их тяжесть, преобразовать один шарик в морковку, определить ее тяжесть; сделать вывод: преобразования, которые изменяют внешний вид объекта, оставляют неизменной его массу);

5) Упражнения на сравнение предметов по массе (старшая группа):

- предметов одинаковой формы и размера с разной массой (мешочек с ватой и песком);

- предметов разной величины (большой воздушный шар и маленький металлический);

 - разных предметов с одинаковой массой (вывод: масса не зависит от объема предмета).

6) Дидактическая игра «Гномы с мешочками».

7) Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Семья».

8) Экскурсия в магазин (наблюдение за действиями продавца, рассматривание гирь).

Развитие глазомера

Задача по развитию у детей глазомера решается в старшей группе.

Последовательность работы

1. Нахождение самого большого (широкого, длинного и т.д.) и   самого маленького (узкого, короткого и т.д.) элемента из трех путем прикладывания, а затем на глаз.

2. Сравнение предметов по величине на глаз. Сначала предметы находятся на расстоянии трех сантиметров, а затем расстояние увеличивается до десяти сантиметров.

3. Сопоставление объекта с образцом: «Моя палочка длиннее или короче твоей?» Расстояние между предметами увеличивается.

4. При сравнении предметы находятся сначала на одной плоскости, затем на разных плоскостях.

Приемы работы

1) Практические задания: найди елочку, равную высоте этой матрешки.

2) Конструирование: воспитатель показывает 3-4 матрешки разного размера и предлагает построить для них ворота соответствующей высоты.

3) Игры: например, «Кто первый?» (Вывешивается панно с предметами разной величины. Дети должны подобрать предметы, равные высоте (ширине, длине и т.д.) образца, длиннее (шире, выше и т.д.) образца.          

4) Подвижные игры: «Кто дальше бросит» (Дети бросают мешочки и на глаз определяют, сколько шагов до заброшенного мешочка, затем проверяют).

5) Использование палочек Кюизенера: подобрать палочку, равную высоте забора.

6) Наблюдение в окружающем: сравнить высоту домов, назвать самый высокий (низкий) дом.

Вопросы и задания

1. Опишите особенности дифференцировки трех измерений в предмете детьми дошкольного возраста.

2. Раскройте особенности овладения дошкольниками сериационными отношениями величин предметов.

 3. Приведите примеры проявления особенностей восприятия величины предметов в речи дошкольников.

4. Раскройте своеобразие представлений дошкольников о способах и средствах измерения протяженности, объема и массы объектов.

5. Подчеркните правильный ответ.

Результаты исследований Н.Г. Белоус по выявлению представлений об измерении величин у детей дошкольного возраста показывают, что наиболее полные представления дети имеют об измерении:

а) объема жидких и сыпучих веществ;

б) протяженности предметов;

в) массы веществ.

6. Опишите приемы формирования представлений о величине предметов у детей четвертого и пятого года жизни.

7. Подчеркните правильный ответ.

Обучение дошкольников умению определять величину предметов первоначально предлагается следующим способом:

а) путем сравнения;

б) с помощью условной меры;

в) путем измерения.

8. Опишите усложнения в обучении детей разного возраста упорядочиванию предметов по величине.

9. Опишите приемы обучения детей сравнению и измерению величины различных предметов и веществ с помощью условной меры.

10. Раскройте методику обучения детей измерению различных величин с помощью общепринятых единиц измерения.

11. Назовите типичные ошибки детей при измерении величины предметов и веществ.

12. Приведите примеры 3-4-х дидактических игр и упражнений по закреплению умений различать, сравнивать и упорядочивать предметы по величине.

13. Приведите примеры 3-4-х дидактических игр и упражнений с использованим палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша по развитию представлений о величине в младшей группе.

14. Раскройте методику обучения дошкольников пониманию отношений между целым и частью на основе деления предметов на равные части.

15. Подчеркните правильный ответ.

Первоначальное обучение делению целого предмета на части целесообразно начинать:

а) с деления реальных предметов (например, яблока) на части;

б) с разрезания плоских геометрических фигур;

в) со сгибания плоских геометрических фигур.

Методика и технологии развития представлений о величине у детей


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.