Реклама как наркотическая субстанция — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Реклама как наркотическая субстанция

2020-11-03 107
Реклама как наркотическая субстанция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Откуда человек узнает о том, какими вещами ему будто бы необходимо «обложиться?» Из рекламы.

А она, как писал профессор Кара-Мурза, создает по «проекту заказчика» «наркотизирующий воображаемый мир». И мышление человека погруженного в этот мир становится аутистическим[2].

Как понять это слово – «аутистическим»? Для аутизма по мысли Ивана Ильина характерна такая установка, при которой человек считает самого себя, свои потребности и вкусы «важнейшим делом жизни, мерилом всяческой ценности»[3].

Аутистическая установка характерна и для человека, который погрузился в наркотическое переживание. «Наркотическое переживание, – по формулировке митрополита Антония Сурожского, – приводит жертву лишь к себе самой»[4].

Зацикленность на собственных переживаниях и ощущениях стремительно развивает в наркопотребителе специфическую сосредоточенность на собственном «я». Вот, что происходит с человеком, употребляющим, например, героин.

«Незаметно для самого себя он превращается в законченного эгоиста. Чувство "собственной правоты" становится тотальным». В любом конфликте, независимо от его исхода, он считает себя «абсолютно правым». Окружающих людей он начинает воспринимать лишь в качестве средства и инструментария для «нахождения денег для покупки очередной дозы героина. Все остальные стороны их жизни перестают его интересовать»[5].

 

Приведенные штрихи наглядно комментируют слова о аутистическом мышлении. И такой тип мышления формируется с помощью рекламы. То есть реклама формирует мировоззрение, которое обладает нарко-эгоистическим привкусом. Еще упомянутый профессор объяснял, что реклама агрессивным образом внедряет в сознание ценности «эгоизма и потребительства»[6].

Реклама отчасти формирует то интеллектуальное пространство, в котором плавают молодежные умы. Молодежь пребывает в некоем жизненном мире, который обладает своими особенностями. Из особенностей этого мира игумен Анатолий (Берестов) отмечает ориентацию «на немедленное удовлетворение сиюминутных потребностей, будь то требование материнского молока, или денег». Деньги открывают дверь к источнику удовольствия. А достижение удовольствия становится целью бытия. Такой образ жизни основан на принципе «Все и сразу». Эта установка – есть «главная установка гедонизма и наркоманического склада личности»[7]. На фоне идеологии гедонизма, на фоне убеждения в том, что удовольствие – это высшее благо и цель жизни, развивается бездуховный образ жизни. А бездуховный образ жизни порождает такие следствия как «наркомания, проституция, алкоголизм, аборты, гомосексуализм, жестокость, убийства, воровство, разбой, терроризм»[8].

И, наверное, неспроста Лариса Ефимова, Советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса, написала, что «благодаря скрытым и явным приемам рекламы возникла грандиозная перманентная эпидемия наркомании среди подростков». Ведь реклама «взялась за формирование нравственных ценностей, образа жизни и даже национальной идеи»[9].

К высказыванию госпожи Ефимовой можно добавить одну мысль. В мире, созданном рекламой, нравственные ценности находятся в перевернутом состоянии. Они, по выражению отца Анатолия, «дублируют потребности»[10]. То есть за ценность выставляется тот предмет, который удовлетворяет потребность.

Контртрадиция

О том, как происходит возведение потребности в ранг ценности, писал в свое время известный московский иконописец Павел Бусалаев. В обществе с пошатнувшейся системой ценностей, разворачивается процесс, который был наименован им как контртрадиция.

Контртрадиция старается подделаться под проявления духовной жизни. Она пытается убедить людей, что она обладает той же силой, что и традиция истинная. Выдавая себя за истинную, контртрадиция стремится создать общезначимые символы общества потребления. Такие символы создаются, когда, поднимая статус какого-либо брэнда, «его соотносят с наиболее значимыми земными ценностями»[11].

Так, например, в рекламе компьютера Pocket PC, рекламируемый продукт становится источником кислорода, который является символом жизни. Контртрадиция пытается также имитировать обладание божественной благодатью, приобщение которой возможно только в Церкви. В роли некоей антицеркви выступают корпорации. Корпоративная религия, а говоря шире, религиозная контртрадиция ставит перед собой задачу внушить человеку «чувство постоянного восторга», ощущение обладания чем-то сверхъестественным. Выполняя эту задачу, контртрадиция уводит человека в воображаемый мир.

Мир же настоящий начинает казаться иллюзорным. И реклама пытается убедить человека, что он может изменить этот мир, стоит ему лишь выбрать «правильный» товар. Вот, например, персонаж одного рекламного ролика выдергивает из окружающей действительности «пробку-затычку», и окружающие героя люди сдуваются. Сдувается и город. Единственное, что оказывается реальным – так это некий господин, который обладает тем же автомобилем, что и герой рекламы. То есть человека убеждают, что мир брэнда – это и есть настоящий мир.

Показывая мир брэнда, как настоящий, контртрадиция идет дальше. Она пытается убедить потребителя, что с помощью брэнда можно разрешить многие актуальные вопросы бытия. Брэнд преподносится в рекламе словно «ответ на самые сложные вопросы бытия, звучащие за кадром»[12].

 

Брэндом сегодня становятся и наркотики. Согласно принципам контртрадиции им приписывается возможность решать сложнейшие вопросы бытия. Они преподносятся как «ответ».

 

Наркотики: источник страдания или ответ на сложные вопросы бытия?

«Это – ответ», – такая мысль невольно рождается во время просмотра фильма «Кокаин» (2001). Фильм рассказывает о жизни Джорджа Джанга – человека, который существовал в действительности. Он сказочно разбогател, работая над созданием в США рынка сбыта кокаина. Денег к нему в руки шло столько, что даже пересчитать их было тяжело. Его компаньон как-то посоветовал ему взвесить коробки с долларами на весах для того, чтобы хоть примерно определить размеры выручки. Но трудности с пересчетом – это еще не все проблемы, с которыми столкнулся Джордж. Коробки с деньгами некуда было ставить. Они заполонили собой весь дом. Стояли друг на друге, если можно так сказать, сверху и донизу.

Во время разговора Джорджа с другим компаньоном, прозвучала фраза насчет того, что процесс пересчета денег занимает больше времени, чем процесс их «зарабатывания». Какими ушами подростку слышать такие речи? Какими глазами смотреть на коробки с деньгами, которыми загромождено жилище чуть ли не до потолка?

Ну да, конечно, зритель ставится потом в известность, что капиталы наркоторговца были конфискованы. А сам он был помещен в тюрьму. И в то время, как он находился в заключении, его ни разу не навестила любимая им дочь – единственная отдушина в его нелегкой жизни.

Но эти кадры меркнут в сравнении с ослепительным блеском картонных коробок, доверху забитых деньгами. Какое значение имеет для подростка факт непосещения дочерью папы, если подросток изначально не собирается заводить детей? Взволнует ли его сообщение о большом тюремном сроке? Да. Ведь он живет в мире, где, словно радиоволна, проносится фраза: «сядь в тюрьму, и у тебя появятся связи и деньги». И испугает ли его показанная в фильме тюрьма, на территории которой по аккуратно подстриженному газону расхаживает вежливый охранник? Заставит ли задуматься проблема конфискации?

Ставя такие вопросы, нельзя забывать, что человек склонен считать себя в каком-то смысле уникальными. Тем более – подросток. Уж он-то уверен, что чужих ошибок избежит.

На эту склонность, бывает, что наслаиваются некоторые особенности, характерные для психики человека, употребляющего кокаин (а Джанг его употреблял). «Человек в состоянии кокаинового опьянения абсолютно уверен в себе. Это обозначает, что он прекращает на период действия наркотика испытывать сомнения в правильности своих действий». Одна женщина, например, после употребления кокаина помыла посуду следующим образом: слегка омыла жирные тарелки холодной водой и поставила их в сушилку. «Она сама считала, что вымыла посуду идеально». Такое состояние один нарколог сравнивал с бредом собственного величия, «в котором человек так же абсолютно не критичен к собственным действиям и высказываниям»[13].

Это отсутствие критичности бесстрастно зафиксировала камера в документальной кинокартине Discovery «Вопросы мироздания – как действуют наркотики». В фильме показывается, как люди, принимающие различные наркотики ведут себя в тех или иных условиях. С согласия этих людей, медиками было поставлено несколько научных экспериментов.

В одном из эпизодов испытуемых попросили смонтировать полку. От человека требовалось, следуя инструкции, собрать панели и укрепить конструкцию шурупами. Полка потребителем кокаина была смонтирована так, что некоторые детали остались неиспользованными, и изъяны сборки наблюдались невооруженным глазом. Но Роба (так звали молодого человека) это не смущало. Он бодро выполнил задание, сказав вначале, что «это – монотонная ерунда». А после дела он отметил, что эту работу ему помог выполнить кокаин. «Может, я не доглядел в деталях, но они меня мало интересуют. Важна целая картина».

Характер высказываний Роба, его манеру поведения может загрузить в свой внутренний аналитический центр каждый человек. Для чего? Для того, чтобы сгенерировать образ его потенциальной реакции на следующую ситуацию. Робу задается вопрос: «Роб, в фильме «Кокаин» главный герой – Джордж Джанг потерял свое сказочное богатство, потому что не сумел правильно распорядиться капиталом (вложил деньги в банк одного государства, которое в скором времени конфисковало активы вкладчиков). А после, оставшись ни с чем, он попытался заработать на продаже кокаина. Во время получения партии наркотика из Колумбии он был арестован, и после – сел в тюрьму. Ты смог бы составить надежную, «грамотную» схему управления капиталом? Ты смог бы разработать для Джанга такой план действий, следуя которому, Джанг остался бы на свободе? А попадание в тюрьму стало бы для него абсолютной невозможностью?»

Вы чувствуете, к чему мысль клонится? Да, да. Именно к тому. У самоуверенного или употребляющего наркотики человека могут остаться в голове лишь образы коробок с деньгами. А неудачу Джанга человек может списать на то, что Джанг был первопроходцем: «"Схемы отмывки" денег были тогда не разработаны, – вот и попался, голубчик, на ровном месте».

Когда Джанг работал над созданием рынка сбыта кокаина в США, схемы отмывки денег еще не были детально проработаны. Зато теперь эра настала другая. Она предоставляет подростку накопленный несколькими поколениями опыт и отшлифованные схемы финансовых манипуляций. Наркоторговля превратилась в наркобизнес.

 

«Есть проблемы с финансами – вливайся в наркобизнес!» – с помощью такой формулировки кто-то перескажет краткое содержание сериала «Во все тяжкие». Какими глазами этот сериал смотрит современный подросток? И какая мысль потенциально может осесть в его сознании?

Вопрос не праздный. Ведь сериал просмотрен до чрезвычайности многими людьми. Рейтинг этой киноэпопеи был настолько сногсшибателен, что ее удостоили упоминания в книге рекордов Гиннеса за 2014 год. Исходя из рейтинга, вопрос корректируется следующим образом: что потенциально может осесть в умах у миллионов зрителей, отметивших сериал своим вниманием? В виду чрезвычайной популярности сериала вопрос о том, что может осесть в умах у зрителей, не является праздным.

 

Постановка вопроса навеяна тем фактом, что «предметом крупных культурологических исследований», как сообщает профессор Кара-Мурза, стали «некоторые современные американские сериалы о полиции». Исследования начались в связи с тем, что сериалы оказывают большое влияние «на мышление и эстетические установки городской молодежи из среднего класса». Жанр сериала внешне прост, но на деле этот пласт киноиндустрии с точки зрения профессора «глубоко разработан и воздействует на многие блоки сознания – гораздо шире, чем вроде бы предполагает полицейская тема»[14].

 

В сериале «Во все тяжкие» тема тоже не узка. Есть все: и дружба, и любовь, и бизнес, и предательство. Все завязалось в какой-то тугой узел. И началось завязываться тогда, когда главный герой сериала, школьный учитель химии Уолтер Уайт, поставил перед собой задачу заработка денег. И ответом на финансовый вопрос стал для него метамфетамин. Производство именно этого наркотика открыл Уолтер вместе со своими наркозависимым компаньоном Джесси Пинкманом.

Эта двоица прибрела автомобильный фургон и устроила в нем передвижную лабораторию по «варке» метамфетамина. Дела их пошли настолько неплохо, что довольно скоро они начали «рубить» по 6 тысяч долларов в день (2 сезон, 5 серия). Однажды за небольшой промежуток временем они изготовили метамфетамина на сумму в 1 миллион 344 тысячи долларов. То есть доля каждого при условии удачного сбыта ровнялась 672 тысячам долларам (2 сезон, 9 серия). Реально они получили гораздо меньше – всего по 400 тысяч. Но для Уолтера эта недостача не стала проблемой. Ведь вскоре его пригласили на «работу» в ультрасовременную лабораторию со ставкой в 1 миллион долларов в месяц. Джесси был принят на «работу» вслед за ним.

Да, конечно, в конце фильма Уолтер умирает, а Джесси, которого бандиты сделали своим рабом, еле вырывается из лютой беды. На первый взгляд все как будто бы и чисто. Как будто бы зло наказывается, как и подобает тому быть. Но если вдуматься в повороты сюжетных линий, то мысль в сознании рождается другая.

К трагичной развязке сериала зритель идет через просмотр 62 серий. И за это время у него в сознании оседают конкретные схемы, в соответствии с которыми он запросто отвечает на вопросы такого плана: Как наладить розничную торговлю наркотиками? Как при нужде избавиться от трупа? Практических рекомендаций – масса. Вобрав их в себя, о чем будет думать подросток, уже употребляющий наркотики и включившийся в наркобизнес? Об опасности?

 

В качестве потенциального ответа на этот вопрос можно рассмотреть свидетельство одного человека, которое долгое время употреблял «винт» (если не вникать в наркологические нюансы – «винт» – это нечто похожее на метамфетамин). «Есть "винт" деловой: – рассказывал он, – сразу начинаешь планы строить, как банк взять, как сорвать кассу, как следы замести, как развернуть капитал, короче, умнее тебя нет никого на свете. Все дураки, а менты – особенно»[15].

Мыслительный процесс, и так-то неуемный, у «винтового» (то есть у потребителя «винта») закрутится еще быстрей при виде кадров с сумками набитыми деньгами. Да, помимо финансовых успехов в жизни Уолтера и Джессии были и неудачи. Но каковы были их причины? Если причины рассмотреть, то станет понятно, что неудач могло бы и не быть.

 

Главная причина всех проблем Уолтера и Джессии, как следует из фильма, состоит в том, что в них осталось еще что-то человеческое. Если внимательно проследить все повороты сюжета, то можно прийти к парадоксальному выводу. В этом фильме наказывает не зло, а добро.

Конечно, Уолтер и Джесси на протяжении нескольких десятков серий не раз рисковали жизнью. Но в связи с чем?

Несколько вводных для анализа:

2 сезон, 11 серия – насильственной смертью умирает друг Джесси по имени Комбо. Комбо работал на самого Джесси рядовым распростанителем метамфетамина и был убит за то, что стал торговать не на своей территории. Контролировавшие эту территорию бандиты поручили совершить убийство одиннадцатилетнему Томасу.

О исполнителе убийства Джесси узнает в 3 сезоне, 11 серии. Томас оказывается младшим братом девушки, в которую влюбился Джесси.

Он решает через посредство своей знакомой Сэнди отравить бандитов. Но не только в связи с тем, чтобы отомстить за смерть Комбо. Джесси считает, что вовлекая малолетнего подростка в преступность, бандиты совершают нечто неприемлемое. Но, узнав о намерении Джесси, Босс, на которого он работал, принуждает его смириться. Ведь, как оказалось, бандиты были «сотрудниками» Босса.

Босс в 3 сезоне, 12 серии устраивает встречу Джесси с бандитами. Перед тем как им зайти в помещение, он говорит Джесси: «Мои люди зайдут, ты пожмешь им руки и смиришься». Но Джесси отказывается послушать Босса, мотивируя свой поступок следующим соображением: недопустимо вовлекать в преступную деятельность малолетних детей. «Никаких детей», – приказывает Босс бандитам, и Джесси успокаивается. Но не надолго. «Никаких детей», – эта фраза привела Томаса не к освобождению от цепей преступного мира, а к смерти. Томас был найден вскоре мертвым.

И хотя с момента заключенного перемирия прошло несколько часов, Джесси берет пистолет и направляется к бандитам с самыми серьезными намерениями. Но перестрелка так и не состоялась. Когда бандиты достали свое оружие, они были сбиты машиной Уолтера. Профессор притаился и напал внезапно. Добив одного из противников Джесси выстрелом в голову, он говорит своему партнеру: «Беги!»

 

Естественно, что Джесси за свой поступок попал в немилость к Боссу. Что должен был думать Босс, узнав, что через несколько часов после состоявшегося перемирия его двоих верных сотрудников убили? Авторитет Босса оказался пренебреженным. Прощают ли нарко-Боссы такие вещи?

Босс отдает команду искать Джесси. Уолтера же он решает пока не устранять, ведь с его смертью работа в лаборатории остановилась бы. Босс думал о замене Уолтера другим специалистом, но в итоге ему все-таки пришлось оставить его в живых. 

Босс оставил Уолтера в живых только потому, что Джесси застрелил Гейла Ботикера – химика, который должен был принять на себя управление лабораторией вместо Уолтера. Уолтера Босс решил не убивать до тех пор, пока Ботикер не освоит принципы синтезирования матамфитамина по методике профессора. Она была уникальной. По этой технологии изготавливался наркотик, пользовавшийся огромным спросом. Производство было поставлено на широкую ногу. Еженедельная норма выработки для лаборатории составляла 90 килограмм, что при условии удачного сбыта приносило Боссу многие и многие миллионы долларов. Он не мог допустить остановки производства. Поэтому и ждал. Как только технология производства чистейшего метамфетамина перенимается Ботикером, Босс отдает приказ по устранению Уолтера. Но Уолтеру удается позвонить Джесси и дать ему понять, что Ботикера нужно убивать немедленно. План Уолтера и Джесси был очень прост: Лишившись Ботикера, Босс оставит их в живых, ведь иначе некому будет «варить» метамфетамин в лаборатории. 

Но почему Уолтеру не работалось в лаборатории спокойно? Если бы он не вмешался в противостояние Джесси и бандитов, то был свободен от опалы Босса. А Джесси? Если бы он не задумал отомстить бандитам за смерть своего товарища и Томаса, то и работал бы себе дальше.

 

Да, и как, вообще, Джесси оказался в лаборатории? Джесси употреблял наркотики, а Боссу не хотелось иметь дело с наркозависимым человеком. Но Босса сумел склонить к иному решению Уолтер. Он уговорил взять в лабораторию Джесси в качестве ассистента. И уговорил в связи со следующей причиной.

Джесси был зверски избит родственником Уолтера – Хэнком Шрэйдером – агентом Управления по борьбе с наркотиками. Вот как было дело: Хэнк «вышел» на фургон, в котором Уолтер в свое «долабораторное» время варил с Джесси метамфетамин.

Уолтера же сильно беспокоил тот факт, что на оборудовании по производству наркотика, желающий мог бы найти его, Уолтера, отпечатки пальцев. Поэтому профессор и решил уничтожить фургон после того, как почувствовал реальную опасность быть разоблаченным. Реальную опасность он почувствовал во время разговора с родственником Хэнком.

Хэнк по-родственному сообщил ему, что вышел на след производителя наркотиков. Хэнк, рассказывая Уолтеру о своей оперативной работе даже не подозревал, что говорил с тем самым производителем.

 

Уолтер решается уничтожить фургон. Он приезжает на автомобильную свалку, где под мощным прессом все улики превратились бы в безликую металлическую массу. На свалку приехал и Джесси, которому сообщили о намерениях Уолтера. Джесси пришел в ярость, узнав, что профессор хочет уничтожить «лабораторию на колесах» без согласования с ним.

Пока компаньоны находились внутри автомобиля и ссорились, подъехал Хэнк. Он специально следил за Джесси, надеясь что Джесси выведет его на след фургона. И Хэнк не ошибся.

Но фургон он не мог взломать без соответствующего ордера. Выписка ордера не была проблемой существенной. Вот-вот направились бы по приказу Хэнка его сотрудники на место происшествия. И тогда компаньоны были бы арестованы, причем, в руках у следствия оказались бы неопровержимые улики.

И Уолтер решился на отчаянный шаг. Он, зная телефон, Хэнка попросил своего адвоката устроить подставной звонок. Сотрудница адвоката позвонила Хэнку якобы из больницы, в которую якобы попала его жена. Любящий супруг бросил свою добычу и помчался к своей половинке. Как только он уехал, все улики были тут же уничтожены, так что к Джесси агент предъявить уже ничего не мог. Попав в больницу, он понял, что его обманули. Его насторожил тот факт, что подозреваемый знал имя его жены и знал номер его телефона. Придя в результате такого поворота дел в ярость, он, не контролируя себя, избил Джесси (3 сезон, 6 серия).

В результате превышения служебных полномочий, Хэнку грозили серьезные неприятности по службе. Неприятности усугублялись тем, что Джесси решил подать на агента в суд. Спасая от суда своего родственника, Уолтер предложил Джесси обмен: Уолтер приглашает Джесси на работу в лабораторию, в результате чего Джесси становится миллионером. А Джесси в свою очередь отказывается от преследования Хэнка в судебном порядке (3 сезон, 7 серия).

То есть, если отмотать сюжет назад, становится понятно следующее. Если Уолтер не позаботился бы о родственнике, то Джесси бы не попал в лабораторию. А, если Джесси не попал бы в лабораторию, то и Уолтеру не пришлось бы спасать его от бандитов. А, если Уолтер не спасал бы Джесси от бандитов, то и Босс не отдал бы приказа ликвидировать Уолтера. То есть, махни Уолтер изначально рукой на проблемы Хэнка, он в итоге не попал бы в немилость к Боссу.

 

Впрочем, выжив на первый раз, Уолтер снова навлекает на себя опалу. И опять по той же причине: Он не махнул рукой на Хэнка.

Когда описанные неприятности Хэнка миновали, Хэнк снова взялся за осуществление своей мечты. Он мечтал поймать наркобарона, который варит метамфетамин умопомрачительной чистоты. Как было сказано, он в течение долгого времени не подозревал, что этим наркобароном являлся его родственник Уолтер.

Уолтер стал возить Хэнка по просьбе последнего по разным местам. Ездить самостоятельно Хэнк не мог в связи с ранением. Будучи на больничном, он не останавливался в своей деятельности по поиску наркобарона. Он искал место, в котором, как он предполагал, должна была функционировать ультрасовременная лаборатория. Хэнк, пропуская факты через призму своего внушительного опыта, крепко задумался насчет одной промышленной прачечной. Он приходит к выводу, что в ней та самая лаборатория и находится.

Лаборатория же, действительно, там и находилась. И Уолтер по просьбе Хэнка повез его туда. Можно представить внутреннее состояние Босса, когда он узнал, что агента подвез к самой лаборатории ни кто иной, как Уолтер.

Уолтера отстранили от работы, и бразды правления лабораторией перешли к Джесси. Джесси к тому время уже успел реабилитировать себя перед Боссом.

 

В адрес Босса от Джесси прозвучало одно требование: не убивать Уолтера. И Босс соглашается. Уолтеру было объяснено, что он выходит из игры и живет, но не вмешивается в судьбу Хэнка, с которым мафия решила расправиться. Но Уолтер вмешался, и у него опять начались проблемы.

 

Итак, что мы имеем? Если бы Уолтер изначально плюнул бы на судьбу Хэнка, то в лабораторию бы не пришел работать Джесси. И, следовательно, Джесси не стал бы «официальным» подчиненным Босса. Поэтому и Уолтер не знал бы о трениях Джесси с бандитами. А, не узнав о трениях, не стал бы от бандитов защищать Джесси. А, не защитив, не попал бы в немилость к Боссу. Если бы даже он и узнал о трениях, то отдай он Джесси на растерзание, остался бы в стороне. В этом случае он не выписал бы себе смертный приговор. Не выписал бы он его и во второй раз, если бы решил не спасать Хэнка от уничтожения.

 

За то страдает Уолтер, что хочет оставаться человеком. Он и погибает в связи с тем, что хочет спасти Джесси от рабства (5 сезон, 16 серия). Рабом Джесси сделала уголовная банда, которая создала лабораторию по производству метамфетамина. Этот вид наркотика умел готовить Джесси. Как он попал в такую беду?

Он захотел помочь Хэнку Шрэйдеру, агенту Управления по борьбе, с наркотиками поймать Уолтера. Да, такая уж вышла перипетия между бывшими партерами.

Помогая агенту Шрэйдеру, Джесси все равно, что помогал государству. И результат какой? Изуродованное лицо. Лицо Джесси изуродовали уголовники. Они, явившись на место ареста Уолтера, убили Хэнка и еще одного агента, схватили Джесси. Затем они стали «выбивать» из Джесси всю информацию о его сотрудничестве с Управлением. Какай вывод стучится в голову подростка, сидящего у экрана? Государство не в силах защитить. Подростку это говорит израненная физиономии Джесси в 5 сезоне 14 серии.

И, пытаясь спасти Джесси, Уолтер добавляет скепсиса в ум зрителя. Смерть, – вот, мол, чем может закончиться стремление помочь собрату. Если бы Уолтер и здесь плюнул бы на свою совесть, то остался бы жить. Совесть, видимо, жгла его за то, что он открыл бандитам место, где прятался Джесси. Убив во время перестрелки агентов, они искали Джесси. Он же лежал под автомобилем. И на него бандитам указал именно Уолтер. Уезжая с места перестрелки он знал, что его бывшего компаньона будут пытать.

И что мы имеем опять? Уолтер берется спасти Джесси от рабства и погибает.

 

Наказывается в этом фильме, впрочем, не только добро, но и стремление пролезть наверх по лестнице наркобизнеса. Проблемы у Уолтера и Джесси в те времена, когда они еще не работали на Босса, начались именно с желанием расширить дело.

В первое время они работали так: Уолтер отвечал за производство метамфетамина, а Джесси – за его распространение. Компаньоны добывали в те времена по 6 тысяч долларов в день. Успех вскружил им голову, и они захотели развернуть продажу наркотика по всему городу.

Кардинальный пересмотр политики сбыта состоялся во 2 сезоне, 7 серии. Было решено продавать наркотики на «чужой» территории, удвоив, утроив количество рядовых распространителей. «Теперь это наш город», – говорит Джесси своим друзьям. Но одного из них скоро убивают. И уже во 2 сезоне, 11 серии Тощий Пит (друг Джессии) говорит: «Мы сунулись в тему, которая нам не по масти». Какую мысль мы имеем в итоге? Не стоит лезть наверх, и все будет у тебя хорошо.

 

Эта мысль в фильме не оспаривается. Мало того, что в деталях показана схема уличного распространения (2 сезон, 5 серия). Эта схема остается ничем и никем не наказанной. В период уличной торговли на «своей» территории ребята проблем не испытывали.

Если бы они не захотели продвигаться по рынку дальше, они жили бы без забот. Они спокойно продолжали бы получать столь заманчиво мелькающие в кадрах пачки долларов.

Продвижение на рынок, как уже было сказано, остановилось со смертью Комбо. Но мысли о возобновлении уличной торговли в скором времени снова стали осаждать юные головы. В 3 сезоне, 6 серии Джесси говорит своим товарищам, что «такого, как тогда» не повторится. «Будем осторожными, будем «барыжыть» по уму. Не будем жадничать, как раньше». Но сомневается Тощий Пит, вспоминая про смерть Комбо. «Но бабки-то нужны», – парирует Барсук (другой товарищ Джесси) и высказывает свое мнение: «Если, как базарит Джесси, – в два горла жрать не будем, тогда можно и “замутить делюгу”». Здесь Тощий Пит сдается и делает резюме: «Пока мы “борзеть” не начали, все было “зашибись”». И ребята вновь решаются начать работать распространителями метамфетамина.

 

Поработать у них, впрочем, не получилось. Почему? На след фургона, который стал мет-лабораторией на колесах, вышел агент Хэнк Шрэйдер. Почему он не арестовал Джесси – уже обсуждалось. Джесси, конечно, был побит, но в тюрьму не попал. Более того, подав в суд на Хэнка, Джесси мог положить конец его профессиональной карьере. То есть эта сюжетная линия закончилась в пользу Джесси.

После эпизода с фургоном он, как было сказано, Уолтером был приглашен «на работу» в крупную мет-лабораторию. Работая в ультрасовременной лаборатории на Босса, он со временем стал красть приготовленный там «мет». Почему? Потому что ему было скучно жить без приключений. Зачем «быть жиганом, если с тебя спрашивают?», – говорил он. Свои думы он в 3 сезоне, 9 серии открыл своим товарищам: Питу и Барсуку. И те загорелись идеей снова начать «барыжить». «Жизнь коротка – бери за рога!», – восклицает Пит.

Но ребята так и не начали «двигать [торговать] на улицах», «хотя на районе был ”голяк”» (то есть не было товара). И все потому, что Джесси пошел на какой-то странный шаг. Он заявил, что нашел «новый рынок сбыта». «Новый рынок» представлял из себя собрание психотерапевтической группы, которая работала по 12-шаговой программе. В свое время Джесси ходил на собрания группы, но по некоторым причинам перестал посещать их. Теперь же он решил вновь влиться в коллектив, чтобы начать продавать его членам метамфетамин.

 

В связи с чем прозвучало такое предложение? Оно было в высшей степени необычно. Более того, оно было совершенно нелогично. Сколько наркотика удастся продать во время собрания группы, которое посещает около десятка человек? С точки зрения оптовой торговли – практически нисколько.

Почему же ребята не смотря на очевидную провальность это затеи пытались ее реализовать? Почему они не заполнили пустующий рынок улиц? Загадка.

И благодаря этой загадке мысль об организации мелкооптовой уличной торговли осталась неоспоренной. Она осталась ненаказанной. Она запала в ум.

Эту мысль почва подсознания примет в себя словно семечко. И в глубинах «серого вещества» начнется работа по конструированию потенциального развития ситуации. То есть иными словами, человек начнет мечтать на тему: «Что бы было, если бы ребята занялись мелкооптовой торговлей?» И, нужно заметить, эти мечты не омрачатся никакими противопоставлениями. Ведь когда ребята торговали в прошлом, то у них не было проблем, пока они не «полезли наверх».

Человек, возможно, и не даст своему мозгу команду произвести расчеты. Но мозг за дело принимается иногда и сам. Человек в этом случае лишь фиксирует плоды работы в момент появления, казалось бы, непроизвольных фантазий. В этих фантазиях он – действующее лицо. Вот он уже вместе с Питом и Барсуком выходит на улицы, вот он уже под вечер сдает Джесси выручку.

Неомраченные ничем мечты, соединяясь с ранее изложенными идеями, складываются в следующий стратегический принцип. «Не лезь наверх, не жадничай, и главное – будь безжалостней», – такая линия согласно логике сюжета является беспроигрышной.

 

Мысль о безжалостности овеяна ореолом следующего эпизода. Еще в то время когда Уолтер и Джессии работали сами на себя и сбывали наркотик на уличный рынок, произошло ЧП (чрезвычайное происшествие). У Тощего Пита отобрал пакетик с метамфетамином тип по прозвищу Вафля. С Вафлей по мнению Уолтера необходимо было «разобраться», иначе подобные инциденты начнут повторяться. «Разобраться» Джесси решил во 2 сезоне, 6 серии. Взяв револьвер, он направился в дом Вафли. Но, оказавшись в доме, сам чуть не стал жертвой этого типа и его сожительницы. Джесси остался невредим лишь потому, что указанная двоица поругалась. В результате словесной перепалки сожительница убила Вафлю, опрокинув ему на голову украденный тяжелый банкомат.

И с тех пор по городу пополз слух, что так жестко с Вафлей «решил вопросы» Джесси. Джесси стал восприниматься как человек, который может досадителю и голову раздавить. Кто захочет идти такому человеку поперек дороги? Как только этой вопрос был поставлен на улицах, дела у ребят пошли в гору. «Раньше, – как рассказал Уолтеру Пит, – приходилось бегать, чтобы бабки забрать, но теперь все башляют сразу» (2 сезон, 7 серия). Необходимо отметить, что когда дела у ребят пошли плохо (был убит Комбо и пр.) в качестве объяснения причины неудач прозвучала следующая. На улице стало известно, что к убийству Вафли Джесси руки не прилагал. Джесси перестали бояться.

 

И что в итоге может осесть в голове у подростка? Не лезь наверх, не жадничай, будь безжалостней, плюс ко всему не сотрудничай с правоохранительными органами, не помогай другим, – и будешь получать деньги пачками. Получать деньги пачками и при этом не работать – разве это не вожделенно для подростков типа Комбо, Барсука и Пита? Жить можно, оказывается, не работая и не учась.

Когда Пита упрекнули в безграмотности, то он дал понять, что вопрос о правописании его не волнует. Вот как он объяснил причину своего пренебрежения правилами правописания: «Я дурь банчу вагонами и деньги рублю пачками» (2 сезон, 6 серия). Вот как, с точки зрения Пита, можно жить. А взрослые все твердят о необходимости получить высшее образование, о том, что без него не найти достойную работу.

 

Насколько изложенная концепция трактовки сериала справедлива? Для ответов на подобные вопросы у человечества в запасе есть логика.

С помощью логики ведь небезуспешно анализируются запутанные ситуации. Если какая-либо ситуация является непонятной, то создается гипотеза, в рамках которой дается трактовка ситуации. Если гипотеза не противоречит самой себе, если она не противоречит научным данным, если она встраивается в контекст действительности, то она имеет право на существование.

Опровергнуть ее можно двумя путями. Она опровергается, если кто-то покажет ее несостоятельность. И она опровергается, если кто-то предложит иную более адекватную картину действительности. Можно ли эти два подхода применить к трактовке?

 

В каких частях вышеприведенного текста есть логическая ошибка? Встраивается ли гипотеза в контекст реальной жизни? Решайте сами.

Для стимулирования мыслительного процесса дается еще одна вводная. Она представляет собой ответ, который был получен шестнадцатилетним подростком, употребляющим метамфетамин. По причине нарко-употребления он переживал «за свой организм» и беспокоился о своей будущей судьбе. И вот он спрашивает у интернет-пользователей: что ему делать? И среди рекомендаций получает такую директиву: «Что делать спрашиваешь? Ну, раз ты уже в теме, начинай варить сам, барыжить, посмотри сериал "Во все тяжкие"»[16].

Сопоставьте этот ответ с тем фактом, что сериал занесен в книгу рекордов Гиннеса за 2014 год. Сериал с рекордным рейтингом и такой ответ – не чувствуете чем пахнет?

 

Да, конечно, в сериале есть множество эпизодов, отсылающих нас к области высоких человеческих порывов: к жертвенности и взаимопомощи. Но, как уже было сказано, эти порывы в сериале жестоко наказываются, чем аннулируется их педагогическое воздействие. К тому же, эти порывы исходят от людей, включенных в наркобизнес, от тех, для кого убийство стало обыденным делом. И этот факт ставит под сомнение педагогическое воздействие порывов.

И некоторые нацисты были примерными семьянинами. Как примерный семьянин германцами воспринимался отец шестерых детей Йозеф Геббельс. А Гиммлер, будучи, по выражению отца Серафима (Роуза) «высококвалифицированным палачом миллионов», был в то же время «и трогательным исполнителем Баха»[17].

 

Некоторые из нацистских палачей, в свободное от пыток время, любили слушать классическую музыку. Но стали ли они от этого святыми?

Сейчас классическая музыка не моде у подростков. Поймут ли они муки совести Уолтера? Поймут ли они его стремление спасти Джесси? Поймут ли они стремление <


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.