V . Развитие ребенка от 9 до 12 месяцев — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

V . Развитие ребенка от 9 до 12 месяцев

2020-11-03 98
V . Развитие ребенка от 9 до 12 месяцев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психическое развитие ребенка в возрасте от 9 до 12 месяцев

На этом возрастном этапе «деловое» общение, сотрудничество со взрослым становится необходимым условием психического развития малыша, создавая основу для его познавательной активности в дальнейшем. Подражая взрослому, карапуз учится новым разнообразным действиям с игрушками, знакомится с новыми свойствами предметов. Он с увлечением начинает снимать крышки с коробок и баночек, кольца с пирамидки, выбрасывать и перекладывать предметы и игрушки из ведерка, корзинки, коробки. Освоив одни действия, он приступает к другим: научится нанизывать кольца с большими отверстиями на стержень пирамидки, открывать различные крышки на баночках и коробках, вкладывать различные предметы в ведерко, коробку, корзинку. Теперь наш исследователь может не только открыть, но и закрыть коробочки, крышки от баночек или дверки шкафа.

Под влиянием развития понимания речи малыш уже может выполнять некоторые действия по просьбе взрослого: ставить кубик на кубик, строя башенку, снимать и надевать кольца на стержень пирамидки, играть в прятки, показывать «Ладушки», «Сорока-сорока», «Шу – полетели», скатывать шарики с игрушечной горки, приносить знакомые игрушки, искать их среди других предметов.

В этот период крохе становятся интересны игровые, сюжетные действия, которые взрослый демонстрирует ему с помощью игрушки. Малыш с большим удовольствием, подражая маме, начинает качать кошку или собачку, катать их в машине, поить из чашки, кормить из миски, причесывать. Сюжетная игрушка в этом возрасте становится для ребенка живым образом человека. В этом возрасте через игры с предметами и сюжетными игрушками взрослый развивает у малыша различные средства общения: мимику, жесты, позы, действия, а также понимание речи и активную речь. Важно называть игрушки и полным именем и простым, сокращенным (кошка - киса; собачка -ав-ав; птичка - пи-пи; курочка -ко-ко; зайка - зая) и разговаривать с крохой от имени куклы, произнося звукоподражания, имитирующие характерные звуки, издаваемые животными и птицами (лошадка - и-го-го; кошка - мяу-мяу; петушок - ку-ка-ре-ку; уточка- кря-кря; гусь - га-га; птичка - пи-пи или чик-чирик).

Малыш научился достаточно хорошо владеть своим телом, он может свободно менять свое положение и активно перемещаться по квартире или дому. Все это способствует становлению его самостоятельностии независимости от взрослых, накоплению индивидуального опыта в освоении окружающего мира. Он нередко протестует против помощи взрослого, против ограничения активности и свободы перемещения; отстаивает свое право на выбор игрушек и действий с ними.

К концу года ребенок достаточно много понимает и произносит первые слова, знает имена близких людей, названия многих окружающих предметов и действий с ними, названия некоторых игрушек, выполняет простые инструкции взрослого, несложные игровые действия, различает поощрения и порицания взрослых, пытается в соответствии с ними построить свое поведение. Малыш становится активен, и это является его важным личностным достижением.

 

Родителям на заметку    

О проблемах в психическом развитии ребенка говорят нарушения суточного ритма сна и бодрствования, нарушения поведения при засыпании и сне, просыпании и бодрствовании, преобладающий эмоционально отрицательный фон настроения, а также значительное отставание в развитии эмоций и социального поведения, подражания действиям взрослого и объединения внимания на игрушке, движений руки и предпосылок развития понимания и активной речи.

Главным фактором неблагоприятного развития малыша в этом возрасте является снижение интереса к окружающим близким людям, предметам и игрушкам.

В силу нарушения зрительно-моторной координации некоторые дети не могут захватить предмет, совершить с ним простейшие неспецифические действия, их движения неловки, скованы, однообразны. Дети не осваивают весь арсенал действий с предметами и сюжетными игрушками.

Развитие основных движений

  Этот возрастной период характеризуется дальнейшим усложнением движений, направленных на поддержание туловища в вертикальном положении, что способствует высвобождению руки для действий с игрушками.

Потребность познания окружающего мира заставляет ребенка часто менять положение. Мышечный тонус нормальный и не мешает активным движениям. Ползание становится основной формой передвижения. Совершенствуется самостоятельное сидение и умение сесть из любого положения тела (лежа, стоя на четвереньках, стоя у опоры). Вставание развивается и совершенствуется в том случае, если в положении сидя удерживается равновесие. Встает ребенок благодаря активной работе рук: под контролем зрения ребенок хватается за опору, подтягивается и встает. В вертикальном положении он осваивает целую серию новых движений: наклоны, приседания, подъем одной ноги. Когда в вертикальном положении совершенствуются реакции равновесия, ребенок начинает ходить, сначала у опоры приставным шагом.

Осваивается новое движение рук - произвольное отпускание предмета: сначала предмет бросается всей рукой, а затем отпускается из пальцев рук. Дифференцируются движения пальцев: появляется указательный жест, «ковыряние» одним пальцем. Ребенок начинает мять и рвать бумагу. К концу периода может взять предмет двумя пальцами. 

 

Родителям на заметку    

О негативных тенденциях в развитии общих движений малыша свидетельствует наличие патологической, не соответствующей возрасту позы на животе и спине; невозможность самостоятельно изменить положение тела; снижение возрастной двигательной активности.

 

Двигательные нарушения в этом возрасте, как и в предыдущем, являются следствием тех расстройств, которые имели место в более раннем периоде.

Малыш может быть малоподвижен, у него не формируется ползание, он не может удержать позу сидя и пока сам не садится, не встает. Основное его положение в пространстве на спине или животе. Могут значительно запаздывать в своем развитии движения рук, умения брать, удерживать или схватывать предметы.

 

Родителям на заметку    

 

Какое поведение детей 9-12 мес. может послужить поводом для консультации у невролога, педагога и психолога службы ранней помощи:

- не различает звуки, интонацию в речи, не прислушивается к речи, музыке;

- скудный лепет, не повторяет слогов за взрослым, не подражает;

- не различает окружающих людей;

- снижена двигательная активность, самостоятельно не встает, не стоит, не ходит к 12-14 мес.;

- необходимо незамедлительно обратиться к неврологу при подозрении на судорожный синдром, в случае пароксизмов потери сознания, при падениях, сопровождающихся ушибами, травмами головы.

  VI. Развитие ребенка от года до трех лет

Психическое развитие детей в возрасте от года до трех лет

Малышу исполнился год. И это знаменательная дата - начало нового периода в жизни ребенка – раннего возраста, который длится до трех лет. К году в психике ребенка закладывается фундамент всех его последующих приобретений: малыш уже умеет общаться с окружающими взрослыми, у него формируются первые привязанности, с помощью близких он открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними, переживает свое собственное Я, отдельное от Я других людей, начинает понимать речь и делает первые попытки говорить, становится более самостоятельным.

Ранний возраст – это период интенсивного освоения ребенком окружающего мира с помощью действий с предметами. И эти действия существенно отличаются от тех, с помощью которых малыш исследовал различные свойства предметов на предыдущем этапе развития, в младенчестве.

Если внимательно наблюдать за игрой детей раннего возраста, можно заметить, что игры маленьких детей начинаются с тех предметов, которые их окружают и попадают в их поле зрения. Вот машина, малыш ее покатает или погрузит в нее кубики, и будет возить их по всему пространству дома. Ребенок видит реальный предмет или игрушку и начинает действовать с ними так, как этот предмет требует или как показала мама. Малыш видит своего любимого мишку, сажает его вместе с собой за стол, пытаясь накормить игрушку настоящей кашей или овощным пюре. А потом укладывает его спать на свою подушку. И, наконец, украдкой от мамы, с наслаждением моет ему голову под краном, в изобилии поливая игрушку настоящим шампунем. Малыш буквально прикован к окружающим его предметам, а возможность реально действовать вдохновляет его на новые и новые свершения.

Между тем в таких реалистичных играх нет, нет, да и появляются элементы фантазии, игры «понарошку», «как будто». Такая игра с элементами воображаемой ситуации была названа символической игрой. Символическая игра для малышей второго года жизни не является основной. Главной, ведущей эта игра станет к дошкольному возрасту, а на втором и третьем году жизни ребенка мы можем наблюдать только некоторые ее элементы. Следующий шаг в развитии символической игры малыш совершит тогда, когда начнет, подражая маме, кормить мишку из игрушечной ложки, зачерпывая воображаемую кашу или суп из игрушечной тарелки, а потом будет укладывать куклу в коробку – кровать. Теперь ребенок действует в игре и на основе своего личного реального опыта и элементов воображаемой ситуации. При этом фокус его фантазийных игр смещается с него самого на окружающие его предметы и игрушки.

В конце второго года жизни ребенка, когда у него в игре появляется предмет-заместитель, можно говорить о переходе ребенка от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой. Рассмотрим следующую ситуацию: малыш не может найти игрушечную ложку, а куклы уже давно сидят за столом, и тогда первая попавшаяся палочка вдруг становится ложкой. А потом эта палочка будет расческой, а может быть косточкой для собачки или сосиской для кошки. Во всех этих случаях ребенок уже действует не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных воображаемых представлений. Малыш действует с одним предметом, а воображает на его месте другой. Точно также к концу третьего года жизни в его игре появятся воображаемые ситуации и те роли, которые он на себя в игре будет брать.

Кроме игры важным фактором развития ребенка второго – третьего года жизни является его сенсорное развитие. В ходе своей практической деятельности малыш учится сравнивать и сопоставлять предметы. С начала он осваивает умение ориентироваться в двух величинах предметов, учится различать большие и маленькие игрушки и предметы, потом осваивает умение различать объемные геометрические фигуры, а затем знакомится с цветом. Учится подбирать предметы одинаковые по цвету и только потом называть основные их цвета. В ходе практической предметной деятельности и знакомства с формой предметов, у малыша развивается умение конструировать, создавать простые постройки из кубиков и обыгрывать их с помощью игрушек. Если вы уделяете достаточное время развитию ребенка, то к третьему году жизни малыш, взяв в руки карандаш или фломастер, начнет осваивать пространство белого листа, оставляя на нем свои каракули.

Рассмотрим некоторые общие условия, способствующие процессу развития ребенка.

Первое условие связано, с одной стороны, с обогащением опыта ребенка новыми впечатлениями, сведениями и знаниями об окружающем мире, а, с другой, - с возможностью осознания и переработки этих впечатлений.

 Чем активнее взрослые организуют наблюдения за явлениями природы; жизнью птиц, животных; занимательными ситуациями, связанными с домашними питомцами, чем насыщеннее впечатлениями будет прогулка и небольшая экскурсия малыша к озеру, на реку, в зоомагазин и зоосад, чем интереснее будет поездка на машине, трамвае, поезде, речном пароходе, тем разнообразнее будут его эмоциональные переживания и впечатления, и тем шире возможности для возникновения познавательной и творческой активности. С другой стороны, впечатления, которые переживает ребенок, прочно закрепляются в его эмоциональной памяти и становятся важной основой понимания смысла происходящего, если взрослый помогает малышу организовать эти впечатления в определенную систему. Одним из способов переработки впечатлений, принятых в обществе, является короткий рассказ взрослого о событиях недавнего прошлого, где главным героем был малыш, или совместное рассматривание фотографии с этим событием в семейном альбоме. Другим способом, может стать рисунок, аппликация. Второе условие связано с расширением и углублением познавательной активности и познавательных интересов внутри предметной деятельности и игры, что, в свою очередь, поможет ребенку ярче проявить свою индивидуальность в различных видах деятельности. Необходимо в условиях дома организовывать целенаправленные игры с использованием разнообразных предметов, игрушек, знакомить ребенка со способами действий и игры. Формировать первые представления о величине, форме, цвете, фактуре, температуре, звуках, запахах и вкусовых ощущениях. Обогащать игры малыша элементами экспериментирования.

Не маловажной становится мамина «работа» по расширению сюжетов детской игры. Важно каждый раз, играя с ребенком, привносить элементы нового в сюжет знакомой игры с укладыванием игрушек на сон, кормлением кукол, их поездкой на машине, автобусе или пароходе, организацией чаепития, купания и многих других сюжетов. Ведь часто так бывает, что малыш усваивает один из игровых способов или сюжетов и дальше в самостоятельной игре применяет только его. Задача взрослого вовремя предложить малышу для игры новый персонаж, новый предмет или атрибут, чуть изменить и расширить сюжет за счет новых игровых действий или новых сюжетных событий.

Другой линией, обогащающей игру ребенка, становятся ситуации с вариантами разнообразных способов использования одних и тех же предметов. Взрослый может показать ребенку, что одна и та же подарочная коробка в одной игре станет кроватью для куклы-малышки, в другой - послужит столом или стулом для зайчика, в третьей – табуретом или ночным горшком для мишки, в четвертой- гаражом для машин или домиком-норкой для мышек. Кольца от пирамидки пригодятся в качестве печенья, баранок или кусочков сыра для организации угощения кукол, а кубик может быть и стулом и столом, и машиной, и котлетой для игрушечной собачки. Такие волшебные превращения простой коробки, кубика, колец от пирамидки, камешков, палочек и многих других предметов, несущих в себе элемент неопределенности, разнообразят игру малыша, сделают ее живой и свободной. Вместе с такой игрой богатятся представления ребенка, произойдет «запуск» фантазии и воображения – главных составляющих любой детской деятельности.

Третье условие связано с развитием речи малыша. Своевременное развитие понимания и активной речи малыша создаст благоприятную основу для развития и совершенствования психической деятельности ребенка в дальнейшем.

Развитие общих движений

Умение детей двигаться формируется в зависимости от условий, в которых растет малыш, поэтому одни дети не умеют ползать, а сразу учатся ходить, а другие умеют сидеть и совсем не ползают.

Годовалый ребенок, чаще всего, умеет уже ходить и стоять без опоры, затем появляются новые движения – умение приседать и сидеть на корточках.

На протяжении второго года жизни происходит дальнейшее развитие координации движений туловища, рук, пальцев. Правильные движения ребенка – показатель нормального и своевременного его развития.

Годовалый ребенок еще теряет равновесие, ходит, часто перебирая ножками, почти бегом, чтобы не упасть, причем полноценные самостоятельные шаги у ребенка появляются после развития координации в движениях рук. К полтора годам он уже может ходить длительно, не присаживаясь, меняет положение: приседает, наклоняется, поворачивается.

Потом учится перешагивать через препятствия приставным шагом и ходить по ограниченной поверхности, приподнятой над полом. И только ближе к двум годам может перешагивать через препятствия чередующимся шагом. Понаблюдайте за малышом второго и третьего года жизни, посмотрите, м ожет ли он свободно бегать, может ли ударить по мячу ногой без вашей поддержки за руки, может ли перепрыгнуть препятствие, хорошо ли он ходит по лестнице.

 

Родителям на заметку    

О неблагополучии в развитии движений можно говорить тогда, когда малыш сильно запаздывает с их освоением на втором или третьем году жизни.

На скрытые проблемы в развитии движений могут указывать нарушения координации движений у ребенка второго и третьего года жизни.

Если малышу уже два или три года, а у него большие трудности с удержанием головы, освоением ползания, сидения, вставания на четвереньки и ходьбой, то такое большое отставание в развитии говорит о серьезных нарушениях.

Однако у детей в этот возрастной период могут быть проблемы, связанные с нарушением координации движений. И тогда малыш будет испытывать значительные трудности при смене положения в пространстве, он не сможет освоить перешагивание, для него будет большой проблемой игра в мяч, и он не сможет научиться прыгать или этот процесс будет для него сложен.

 

Родителям на заметку    

 

Какое поведение ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет может говорить о необходимости консультации у невролога, педагога или психолога службы ранней помощи:

· О неблагополучии в развитии психической деятельности ребенка может говорить отсутствие интереса малыша к игрушкам или избирательность интереса, когда малыш играет только с одной конкретной машинкой, куклой, зайцем.

· Запаздывание малыша в освоении основных этапов игры, сенсорной деятельности, конструировании и рисовании, а также задержка в развитии речи должна вас насторожить. Запаздывание более чем на два возрастных срока, по сравнению с нормативными показателями развития, говорит о задержке психического развития у ребенка.

· Помните, что наиболее важными и информативными показателями второго и третьего года жизни ребенка являются развитие игры и речи.

· В игровой деятельности малыша обратите внимание на то, как ребенок действует с предметами. Вас должны насторожить нелепые, странные действия малыша с предметами, те действия, которые в самой игрушке не заложены.

· Обратите внимание на характер действий малыша с игрушками. Если ребенок со всеми или многими игрушками действует одинаково: берет, перекладывает из руки в руку, тянет в рот, сосет, грызет, бросает, вновь находит, ощупывает, трясет, стучит о любую поверхность и другое – это один из тревожных признаков. Если у малыша третьего года жизни в игре присутствуют только предметные действия: малыш любит все открывать-закрывать, снимать-надевать, перебирать предметы, перекладывать, доставать – убирать и многое другое, однако совсем нет сюжетных действий с игрушками: не качает, не кормит, не поит, не возит, не причесывает, не строит и т.д. – то подобное поведение тоже вас должно насторожить.

Какое речевое поведение ребенка требует консультации логопеда:

· отсутствие потребности в речевом общении, «ускользание» от телесного, визуального и речевого контакта с близким взрослым,

· длительное «застревание» на доречевой стадии, на стадии лепета

· позднее появление первых слов и длительное пребывание на этой стадии, (ребенок длительное время, более 6 месяцев, ничего не прибавляет в своем словарном запасе, не учит новые слова и общается с родителями только при помощи нескольких (5-10 слов) первых слов)

· неумение понять фразу из 2-3 слов, хорошо знакомых ребенку по отдельности, вне ситуации общения или без использования подсказывающих жестов или действий со стороны взрослого,

· позднее появление глаголов и других «опорных слов», с которыми связано, в дальнейшем речевом развитии, формирование первых двухсловных высказываний ребенка (типа «дай сый»- дай сыр или «исе сыя» - еще сыра и т.п.), и очень незначительным приростом этих слов в словаре ребенка,

· длительное эхолалическое (ребенок как эхо повторяет слово за взрослым, в самостоятельной речи данное слово он может употреблять) повторение за взрослым нового слова или фрагмента фразы, без умения самостоятельно использовать их в коммуникации,

· копирование вопросительной интонации взрослого вместо ответа на вопрос.

·

Родителям на заметку    

 

Многие отклонения в развитии вашего малыша могут быть успешно устранены в короткие сроки при условии квалифицированной помощи, и не только врачей, а педагогов, логопедов и психологов.

Не откладывайте решение проблем на долгое время! Своевременно получив помощь и поддержку специалистов, вы сможете снять необоснованную тревогу и многому научиться, а также незамедлительно начать помогать своему малышу, определив вместе с психологами и педагогами индивидуальную программу коррекции и развития малыша.

Более подробную информацию можно получить, если обратиться к следующей литературе:

1. Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Как общаться с младенцем: Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2008.

2. Басилова Т.А, Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития. – М.: Просвещение, 2008.

3. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.

4. Мама+Папа=Я: Ребенок от рождения до года. Книга для родителей / Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Школьная пресса, 2007.

5. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1991.

6. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией: Методическое пособие. – С.-Петербург, КАРО, 2006.

7. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.: Школьная пресса, 2017.

8. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Браткова М.В. и др. Игры и занятия для детей раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие /Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Экзамен, 2004

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.