Понятие музыкальной формы в Европе, США и России — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Понятие музыкальной формы в Европе, США и России

2020-11-03 95
Понятие музыкальной формы в Европе, США и России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определения музыкальной формы в европейских и американских учебниках формы чаще всего совпадают с первым (композиционно-техническим) значением, принятым в российском музыкознании. Британский «Oxford Companion to Music» (2002) определяет музыкальную форму как «внешний облик или структуру музыкального сочинения»[12]. Гарвардский музыкальный словарь различает «form in music» и «forms of music» (синоним — «musical forms»); первое словосочетание близко русской трактовке формы как всеобъемлющего целого, второе — композиционно-технической её трактовке[13]. Музыкальный словарь Гроува (2001) в статье «Form» описывает музыкальную форму предельно широко, определяя её как «конструктивное или организующее начало в музыке» (англ. constructive or organizing element in music)[14], при этом композиционно-техническая трактовка музыкальной формы вовсе не рассматривается.

Ученик Шёнберга, австриец Эрвин Рац (1951)[15] и американец Уильям Каплин (1998)[16] создали учение о «формальной функции» (англ. formal function), то есть, функции того или иного элемента целостной формальной структуры. Собственное учение о функциях частей музыкальной формы развивали в России И.В. Способин (1947) и Ю.Н. Холопов. Функциональный подход позволил Холопову вернуть в отечественную теорию важнейший компонент тональной формы, издавна известный под названием «ход», и отказаться от классификации форм на основе «наименьшей структурной единицы — периода», которая долгое время была единственной принятой в советском музыкознании[17].

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Примечания

· Холопов Ю. Н. Музыкальная форма // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 581. — 150 000 экз. — ISBN 5-85270-033-9.

· · In this sense, there can be no distinction between musical form and specifically musical content. Цит. по: Form // Harvard Dictionary of Music. 4th ed. Cambridge, Mass., 2003, p.329.

· · См. например, его статьи «Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука. Проблема анализа музыки» и «Что же делать с музыкальными формами Чайковского?».

· · Kühn C. Formenlehre der Musik. Kassel, 1987; 10-е издание там же в 2015 г.

· · Und wenn "Formenlehre" verschiedentlich zu "Werkanalyse" umgetauft wurde, kann zwar dem sprachlich und historisch Besonderen des Einzelwerkes Genüge getan werden, aber Formen-"Lehre" als Disziplin hebt sich weitestgehend auf. Цит. по: Kühn C. Form: Theorie, Analyse, Lehre (2005).

· · Например, см. в статье «Музыкальная форма» в «Муэыкальной энциклопедии», т.5 (М., 1981), стлб. 876-879.

· · Stein L. Structure and style. The study and analysis of musical forms. Evanston, Ill., 1962.

· · Пилхофер М., Дей Х. Теория музыки для «чайников» / Майкл Пилхофер и Холли Дей. — М.: Вильямс, 2014. — 272 с. — (Для «чайников»). — 1500 экз. — ISBN 978-5-8459-1898-7.

· · Булучевский Ю., Фомин В. Музыкальная форма // Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2010. — ISBN 978-5-7140-1191-7.

· · Булучевский Ю., Фомин В. Двухчастная форма // Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2010. — ISBN 978-5-7140-1191-7.

· · В книге: Шульгин Д. И. Современные черты композиции Виктора Екимовского. — М.: Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2003. — 571 с. — ISBN 5-93994-002-1..

· · The shape or structure of a musical work // Oxford Companion to Music». Oxford, 2002, p.473.

· · The Harvard Dictionary of Music, ed. by W.Apel. 2nd ed. Cambridge (Mass.), 1974, p.326-327.

· · Whittall A. Form // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.

· · Ratz E. Einführung in die musikalische Formenlehre. Wien, 1951.

· · Caplin W. Classical form... New York, 1998, p.3 et passim.

17. · Кюрегян Т.С. Путь в науке // Музыкальные миры Ю.Н.Холопова. Москва: МГК, 2016, с.18-19.

Литература

  • Marx A.B. Die Lehre von der musikalischen Komposition. 4 Bde. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1837-1847 (1837; 1842; 1845; 1847); многие репринты
  • Ficker R. Formprobleme der mittelalterlichen Musik // Zeitschrift für Musikwissenschaft 7 (1924–5), S.195–213.
  • Mersmann H. Zur Geschichte des Formbegriffs // Jahrbuch der Musikbibliothek Peters 37 (1930), S.32-47.
  • Stöhr R. Formenlehre der Musik, hrsg. v. H. Gál u. A. Orel. Leipzig, 1933.
  • Bukofzer M. Form in Baroque music // Bukofzer M. Music in the Baroque era. New York, 1947, p.351 ss.
  • Способин И.В. Музыкальная форма. М.-Л.: Музгиз, 1947; 7-е изд. М.: Музыка, 1984.
  • Leichtentritt H. Musikalische Formenlehre. 3te Ausgabe. Leipzig, 1927; англ. перевод: Cambridge, Harvard University Press, 1951.
  • Westphal K. Der Begriff der musikalischen Form in der Wiener Klassik. Versuch einer Grundlegung der Theorie der musikalischen Formung. Leipzig, 1935
  • Ratz E. Einführung in die musikalische Formenlehre. Wien, 1951.
  • Stein L. Structure and style. The study and analysis of musical forms. Evanston, Ill., 1962.
  • Stein L. Anthology of musical forms. Evanston, Ill., 1962.
  • Berry W. Form in music. Englewood Cliffs, NJ, 1966.
  • Музыкальная форма. 2-е изд. Общая редакция Ю.Н.Тюлина. М.: Музыка, 1974.
  • Kohs E.B. Musical form: studies in analysis and synthesis. Boston, 1976.
  • Холопов Ю.Н. Метрическая структура периода и песенных форм // Проблемы музыкального ритма. М., 1978, с.105-163; репринт в кн.: Музыкальные формы классической традиции. Статьи, материалы // Редактор-составитель Т. С. Кюрегян. М.: Московская консерватория, 2012, с.266-334.
  • Green D.M. Form in tonal music. 2nd ed. New York, 1979.
  • Budday W. Grundlagen musikalischer Formen der Wiener Klassik. Kassel: Bärenreiter, 1983.
  • Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII—XX веков. М., 1998.
  • Caplin W. Classical form: A theory of formal functions for the music of Haydn, Mozart, and Beethoven. New York: Oxford University Press, 1998. ISBN 9781602561212.
  • Form and analysis theory: A bibliography. Compiled by James E. Perone. Westport, Conn.; London, 1998 (библиографический справочник; описания сопровождаются краткими реферативными аннотациями и ссылками на рецензии)
  • Motte, D. de la. Musik Formen. Phantasie, Einfall, Originalität (нем.). — Augsburg: Wißner, 1999. — ISBN 3-89639-160-7.
  • Холопова В. Н. Форма музыкальных произведений: Учебник. — СПб.: Лань, 2001. — 496 с. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
  • Холопов Ю.Н. Введение в музыкальную форму. Москва: МГК, 2006. 432 c. ISBN 5-89598-170-4.
  • Kühn C. Formenlehre der Musik. 10te Aufl. Kassel: Bärenreiter, 2015. ISBN 9783761813928.

Ссылки

  • Form and analysis theory: A bibliography. Compiled by James E. Perone. Westport, Conn.; London, 1998 (предварительный просмотр)
  • Kühn C. Form: Theorie, Analyse, Lehre // Zeitschrift der Gesellschaft für Musiktheorie 2–3 (2005) – ISSN 1862-6742.
  • Caplin W. Classical form... New York, 1998 (предварительный просмотр)
  • Музыкальная форма // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество (рус.). — 2000. // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.
  • Lerdahl F. Cognitive Constraints on Compositional Systems (1992).
Словари и энциклопедии

Большая каталанская · Большая российская · Брокгауза и Ефрона · Музыкальный Римана · Britannica (онлайн) · Universalis

Нормативный контроль

GND: 4170802-7 · Microsoft: 196017715 · NDL: 00568826

[ скрыть ]

Музыкальная форма

  • Вступление
  • Экспозиция
  • Разработка
  • Предыкт
  • Реприза
  • Каденция
  • Кода
  • Гармония
  • Мелодия
  • Тема
  • Мотив
  • Фигура
  • Тональность
  • Атональность
  • Ритм (Размер
  • Доля
  • Метр
  • Темп)
  • Музыка
  • Теория музыки
  • Музыкальная форма
  • Текстомузыкальная форма
       

 

[ скрыть ]

Музыкальные формы

Вокальные формы

  • Куплетная форма
  • Запевно-припевная форма

Простые формы

  • Период
  • Простая двухчастная форма
  • Простая трёхчастная форма

Сложные формы

  • Составные песенные формы
  • Сложная трёхчастная форма
  • Рондо
  • Вариационная форма
  • Сонатная форма
  • Рондо-соната

Циклические формы

  • Сюита
  • Сонатно-симфонический цикл
  • Кантата
  • Оратория

Полифонические формы

  • Канон
  • Фуга

Специфические формы европейского
Средневековья и Возрождения

  • Бар
  • Виреле
  • Баллата
  • Эстампи
  • Лэ
  • Мадригал

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.