Система работы при коррекции нарушений голоса у детей с нарушением слуха — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Система работы при коррекции нарушений голоса у детей с нарушением слуха

2020-11-03 900
Система работы при коррекции нарушений голоса у детей с нарушением слуха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Курс логопедической терапии состоит из двух этапов – подготовительного и восстановительного – и включает в себя психотерапию, артикуляцию, дыхательные и голосовые упражнения.

Данные артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения характеризуются изолированно. Однако упражнения должны выполняться одновременно, так как упражнения на артикуляцию, дыхание и голос являются едиными, взаимозависимыми и взаимосвязанными физиологическими процессами.

Согласованная работа этих трех систем таким образом обеспечивает нормальное функционирование голосовой подготовки [9].

Подготовительный этап логопедических занятий

Перед началом занятий с детьми по восстановлению голоса необходимо получить анамнестическую информацию о ребенке, а также систематизировать и обобщить данные клинических, психологических, педагогических и логопедических исследований (момент организации). Голос и речь ребенка записываются на магнитофон, а дыхание – на кимограф или электроэнцефалограф. Как уже отмечалось, у детей с заболеваниями гортани выявляются астеническое состояние организма, изменения в функциональном строении нервно–мышечного аппарата гортани, эмоционально–волевые расстройства, задержка речевого развития и длительное нарушение речевой функции. Все эти данные позволяют выявить особенности развития ребенка и разработать средства оздоровительной работы, начальным звеном которой является психотерапия. Целью психотерапии является сознательное, активное и добровольное включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию личности ребенка в целом, стимуляции и активизации ребенка для преодоления трудностей и борьбы за скорейшее выздоровление.

Психотерапия состоит из индивидуального подхода к больному ребенку с учетом его возраста, эволюции заболевания, особенностей личности ребенка, характера его речевого и голосового расстройства. Психотерапия проходит в форме беседы, во время которой выявляются жалобы ребенка, устанавливается представление о круге интересов, привязанности, склонностях и отношении ребенка к дефекту, устанавливается личный и профессиональный контакт. Всем детям с тяжелыми и длительными заболеваниями гортани требуется активная и целенаправленная психотерапия в виде одноразовых или более частых бесед. Психотерапия является важным видом деятельности, способствующим восстановлению личности ребенка и успеху реабилитационной подготовки. Параллельно с психотерапией практикуется артикуляционная гимнастика. Как было отмечено, объединение имеет важное значение в процессе обкатки. Именно здесь формируется тембр голоса и звуки гласных и согласных. Кроме того, чем точнее и лучше артикуляция, тем более адекватно и точно выполняется функция голосовых складок. Целью

 артикуляционной гимнастики является развитие ясности, ловкости, правильности движений всех частей артикуляционного аппарата и его согласованная работа с органами дыхания и вокала. С одной стороны, мышцы суставов должны быть освобождены от напряжения, скованности или, с другой стороны, от вялости, слабости. Гигиенический массаж используется для снятия напряжения в артикуляционном аппарате и повышения ее тонуса. Производится поглаживание кончиками пальцев [12]:

1. от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,

2. от переносицы к околоушной впадине,

3. от кончика носа по его спинке вверх и обратно,

4. винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж состоит в легком «поколачивании» пальцем крыльев носа с одновременным звуком «м». Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. После массажа ребенок учится морщить лоб и нос, хмуриться, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, потому что, в зависимости от физиологии, работа миметических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц. Одновременно с массажем выполняется артикуляционная гимнастика, дифференцированная для разных частей артикуляционного аппарата.

Каждое артикуляционное движение проводится четко и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).

Примерные артикуляционные упражнения:

1. Движения языка: высовывание языка, повороты его вправо–влево, облизывание кончиком языка верхней и нижней губы, укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу, «щелкание» языком, укрепление кончика и корня языка при произнесении звуков т – к.

2. Движения губ: вытягивание губ вперед «трубочкой», складывание губ «кружочком», растягивание губ в стороны (улыбка), укрепление губ при произнесении звука п–п–п–п (беззвучно).

3. Движение челюстей: открывание и закрывание рта, опускание нижней челюсти, имитация жевания. В процессе жевания происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки, неба, языка, губ.

4. Расслабление мышц шеи: опускание головы вниз, запрокидывание назад, повороты головы вправо–влево; в дальнейшем эти движения сочетаются с произнесением звуков и–э – о – у –а ы.

5. Движение гортани и голосовых складок: а) поглаживающий и вибрационный массаж гортани; б) кашлевые движения, подражание голубиному воркованию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем гортани.

6. Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания.

Таким образом, специфика артикуляционной гимнастики заключается не только в том, что уделяется особое внимание силе, четкости и даже определенному преувеличению суставных движений, но и в умении совмещать движения с шепотом, а позже и с громким звуком. Важно увеличить подвижность мягкого нёба, развитие движений нижней челюсти и голосовых складок. Одновременно с артикуляционными упражнениями как правило проводится (со 2–3–го занятия) дыхательные упражнения – статические и динамические. Во время дыхательных упражнений необходимо соблюдать ряд правил [8, c. 75]:

1. не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и ритм упражнений,

2. убеждаться, что грудь ребенка не переполняется воздухом,

3. ребенок не должен напрягать плечи, шею, он должен чувствовать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.

Статические упражнения выполняются либо при полной неподвижности тела, либо легкими движениями.

Целью статических дыхательных упражнений является развитие дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение голосовых навыков нижнереберно–диафрагмального или грудобрюшного типа дыхания с преимущественной подготовкой расширенного выдоха.

Упражнения включают дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игра на детской дудке, свирели, губной гармоники, при этом секундомер регистрирует продолжительность выдоха. Далее длительно произносятся:

1. гласные (шепотом и громко);

2. щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и громко);

3. звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными;

4. глухие взрывные согласные только в сочетании с гласными прямых слогах (шепотом и громко);

5. звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах.

Таким образом, сочетание артикуляции и простых дыхательных упражнений формирует навыки речевого дыхания. Для развития условного дыхания также выбираются упражнения, которые приводят к дифференцированному дыханию и выдоху через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают почувствовать работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы. 

Например:

1. Упражнение «Насос»– тренировка продолжительного, сильного выдоха при длительном произнесении звука;

2. Упражнение «Погашу свечу» – тренировка интенсивного, прерывистого выдоха с произнесением: «фу! фу! фу! фу!»;

3. Упражнение «Свеча» – тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи;

4. Упражнение «Упрямая свеча» – тренировка интенсивного, сильного выдоха. Ребенок ощущает движение мышц живота;

5. Упражнение «Цветочный магазин» – тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного запаса цветов).

Вслед за статической дыхательной гимнастикой включаются упражнения динамической дыхательной гимнастики. Динамические упражнения связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища и включают элементы лечебной физкультуры

Цель этих упражнений – тренировка нижнереберно–диафрагмального дыхания, а также общее укрепление организма ребенка.

Восстановительный (основной) этап логопедических занятий.

Трудности в логопедической работе по восстановлению голоса детей с

1. органическими повреждениями гортани обусловлены рядом факторов:

2. нарушением анатомической целостности гортани,

3. физической слабостью ребенка,

4. снижением активности высших психических процессов,

5. задержкой речевого развития.

Поэтому методы восстановления органического речевого расстройства у детей существенно отличаются от методов, применяемых при восстановлении речи и восстановлении голоса при функциональных расстройствах у взрослых.

При органических нарушениях голосообразования особое значение приобретает знание анатомических и физиологических механизмов речи и голоса в норме и патологии. При этом учитываются повышенные трудности произношения ребенка из–за различной степени напряжения в голосовых связках, суставных органах, повышенного импеданса и железистого давления. Кроме того, формирование гласных и согласных зависит от усиления или затухания гармоник по мере их вхождения в определенную частотную область, а также от того, как, где они формируются, от вовлечения голоса и шума, от глотки и громкости глоточных и оральных резонаторов.

Все эти данные позволяют представить весь процесс восстановления голоса в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы:

1. Вызывание звука голоса.

2. Закрепление полученного голоса.

3. Автоматизация процесса голосообразования.

Вызывание звука голоса – наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения.

Звук голоса целесообразно вызывать на стоне или мычании. Полученный звук голоса у, о, а, я в прямых и обратных слогах.

«Мычание» практикуется пациентом с закрытым ртом, выдохом, коротким, медленным, сначала спокойным, со спокойным положением языка. Звук должен выходить без напряжения, на низких нотах. Атака звука мягкая, т.е. голосовые связки не должны закрываться до прохождения через голосовую щель выдыхаемой струи воздуха, а должны закрываться либо одновременно с выдыхаемой струей воздуха, либо чуть позже.

Согласные звуки – артикуляторно сильные, так как усиливаются путем прорыва затвора струей воздуха, идущего из полостей бронхов и легких, а м – согласный звук.

При произнесении согласных звуков объем глоточного резонатора сужен, что увеличивает громкость звука.

При произнесении звука м объем глоточного резонатора сужен, поэтому м – звук громкий.

Звук м – наиболее простой звук с анатомо–физиологической точки зрения – по участию языка, губ, нёбной занавески. Незначительное сопротивление снижает напряжение голосовых связок, создавая мягчайший режим их работы, что особенно важно в условиях деформированной гортани. При произнесении звука большую роль играют тактильно–воспитательные ощущения. Эти ощущения являются признаком хорошего использования верхних резонаторов. Этот вид регулирования, основанный на оценке результатов проведенных в физиологии действий, получил название «обратной афферентации», «обратной связи». Вибрационные раздражения посылают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации раздражают нервные окончания и тем самым повышают тонус нервных центров, что оказывает рефлекторное воздействие на дыхание, кровоснабжение, моторную функцию и, конечно же, голос. Процесс восстановления голоса занимает в среднем три месяца. Вызывание голоса занимает от 1 до 1,5 месяцев.

Таким образом, курс логопедической терапии состоит из двух этапов – подготовительного и восстановительного – и включает в себя психотерапию, артикуляцию, дыхательные и голосовые упражнения. Психотерапия состоит из индивидуального подхода к больному ребенку с учетом его возраста, эволюции заболевания, особенностей личности ребенка, характера его речевого и голосового расстройства. Параллельно с психотерапией практикуется артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является развитие ясности, ловкости, правильности движений всех частей артикуляционного аппарата и его согласованная работа с органами дыхания и голоса. Одновременно с артикуляционными упражнениями как правило проводится дыхательные упражнения. Сочетание артикуляции и простых дыхательных упражнений формирует навыки речевого дыхания. Процесс восстановления голоса можно представить в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы: вызывание звука голоса; закрепление полученного голоса; автоматизация процесса голосообразования. Вызывание звука голоса – наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения. Вызывание голоса занимает от 1 до 1,5 месяцев. Процесс восстановления голоса занимает в среднем три месяца.

 

2.2 Методические рекомендации по развитию голоса учащихся с нарушением слуха

 

Изучение теоретических основ работы над голосом позволяет сделать следующий вывод:

1. Для организации полноценной работы необходимо учитывать знания: общую информацию о голосе, его акустических характеристиках; о физиологии формирования голоса; о развитии голоса у слабослышащих детей и особенностях развития голоса у слабослышащих детей; а также о голосовых расстройствах, характерных для глухих и слабослышащих людей.

2. Учитывая знания о развитии голоса ребенка в норме, необходимо как можно раньше начать голосовую работу с глухими школьниками.

3. Требования программы, методы и темп работы должны варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его слухового статуса. Основной формой организации должны быть индивидуальные занятия.

4. Учитывая физиологические основы формирования голоса, работа над голосом должна строиться в единстве с работой над дыханием и артикуляцией. Только такой подход позволит координировать работу голосовой системы.

5. При работе с голосом ребенка необходимо максимально использовать остаточный слух ребенка, так как контроль слуха положительно скажется на качестве голоса. В дополнение к контролю слуха следует использовать тактильно–вибраториальный контроль.

6. Существует комплексное влияние на развитие голоса ребенка с потерей слуха: педагоги, родители, побуждающие ребенка использовать свой голос в общении с другими людьми, должны помогать контролировать звук голоса.

7. В соответствии с требованиями аналитического и синтетического метода, голосовые упражнения должны выполняться на материале слогов, слов и предложений. Ребенок должен уметь произносить весь предложенный материал.

8. Материал, который будет предложен для работы над голосом, должен быть эмоционально насыщенным и разнообразным.

9. В процессе работы с голосом необходимо развивать голосовые способности ребенка, тренировать правильные навыки использования голоса и устранения нарушений.

10. Только хорошо организованная и системная работа позволит достичь главной цели: формирования способности ребенка использовать голос нормальной силы и высота, без грубого нарушения тембра.

Выделим следующие основные положения системы работы над голосом с глухими и слабослышащими детьми:

1. Необходимо как можно раньше начинать работу над голосом, чтобы не допустить угасания голосовых реакций (лепета) у глухих детей и не допустить формирования стойких нарушений голоса у слабослышащих.

2. Максимально использовать слуховые возможности ребенка.

3. Работу над голосом нужно проводить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией.

4. Необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка.


Выводы по второй главе

 

Курс логопедической терапии состоит из двух этапов – подготовительного и восстановительного – и включает в себя психотерапию, артикуляцию, дыхательные и голосовые упражнения. Психотерапия состоит из индивидуального подхода к больному ребенку с учетом его возраста, эволюции заболевания, особенностей личности ребенка, характера его речевого и голосового расстройства. Параллельно с психотерапией практикуется артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является развитие ясности, ловкости, правильности движений всех частей артикуляционного аппарата и его согласованная работа с органами дыхания и голоса. Одновременно с артикуляционными упражнениями как правило проводится дыхательные упражнения. Сочетание артикуляции и простых дыхательных упражнений формирует навыки речевого дыхания. Процесс восстановления голоса можно представить в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы: вызывание звука голоса; закрепление полученного голоса; автоматизация процесса голосообразования. Вызывание звука голоса – наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения. Вызывание голоса занимает от 1 до 1,5 месяцев. Процесс восстановления голоса занимает в среднем три месяца.

Необходимо выделить следующие основные положения системы работы над голосом с глухими и слабослышащими детьми.

1. Необходимо как можно раньше начинать работу над голосом, чтобы не допустить угасания голосовых реакций (лепета) у глухих детей и не допустить формирования стойких нарушений голоса у слабослышащих.

2. Максимально использовать слуховые возможности ребенка.

3. Работу над голосом нужно проводить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией.

4. Необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Все части голосовой системы должны функционировать нормально и четко взаимодействовать друг с другом. Нормальный голос немыслим без полного дыхания и хорошей артикуляции. Регуляция со стороны мозга и слуховой контроль играют огромную роль. Кроме того, развитие полноценного голоса возможно только через полноценное речевое общение. Наличие нормального голоса практически невозможно при потере слуха.

Первые звуки ребенка – это крики, которые являются безусловной рефлекторной реакцией на сильные раздражители, обычно негативного характера. Уже в начале третьего месяца у ребенка начинается лепет, первая стадия которого, в отличие от крика, является реакцией на положительные раздражители. Основой лепетания является врожденная моторная координация, связанная с процессами сосания и глотания. Далее появляется тенденция к самоподражанию. К самоподражанию вскоре присоединяется подражание речи окружающих. В конце первого года жизни у ребенка появляются значительные звуковые комбинации. Речь маленьких детей (2–5 лет) полна дефектов произношения. Дети лучше всего умеют воспроизводить ударные и начальные слоги, потому что они легче всех воспринимаются на слух. Так, необходимо начинать процесс обучения говорению с рождения, с самого начала процесса онтогенеза, потому что без этого навыка страдает не только социальный аспект человека, но и восприятие им мира в целом. Слух играет важную роль в дальнейшем развитии у ребенка навыков произношения, благодаря чему ребенок воспринимает речь других людей и контролирует ее произношение.

Снижение слуха значительно отражается на качестве голоса. Педагог, работающий над голосом, постоянно сталкивается с тем или иным его нарушением. Существующие в логопедии и фониатрии классификации описывают нарушения голоса с двух точек зрения: причин расстройств голоса, то есть выделяются формы заболеваний, вызывающие указанные нарушения; симптомов нарушения голоса, то есть описания тех качественных изменений, которым подвергся голос. К нарушениям тембра относят следующие изменения голоса: голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному, с большой утечкой воздуха; хриплый голос; голос сдавленный, скрипучий, резкий; гнусавый голос. К нарушениям силы относятся следующие определения голоса: голос очень тихий, слабый; крикливый голос. С нарушением нормальной высоты связаны следующие особенности голоса: слишком высокий или слишком низкий голос; фальцетный голос; голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках. С нарушением резонанса связаны следующие особенности голоса: гиперназальность; гипоназальность; глоточный резонанс; тупиковый резонанс. Очень важно активно работать над голосом с глухими и слабослышащими детьми. Ведь насколько близким будет их голос к нормальному голосу, напрямую зависит от специальной работы, выполняемой в учреждении образования по голосу.

Курс логопедической терапии состоит из двух этапов – подготовительного и восстановительного – и включает в себя психотерапию, артикуляцию, дыхательные и голосовые упражнения. Психотерапия состоит из индивидуального подхода к больному ребенку с учетом его возраста, эволюции заболевания, особенностей личности ребенка, характера его речевого и голосового расстройства. Параллельно с психотерапией практикуется артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является развитие ясности, ловкости, правильности движений всех частей артикуляционного аппарата и его согласованная работа с органами дыхания и голоса. Одновременно с артикуляционными упражнениями как правило проводится дыхательные упражнения. Сочетание артикуляции и простых дыхательных упражнений формирует навыки речевого дыхания. Процесс восстановления голоса можно представить в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы: вызывание звука голоса; закрепление полученного голоса; автоматизация процесса голосообразования. Вызывание звука голоса – наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения. Вызывание голоса занимает от 1 до 1,5 месяцев. Процесс восстановления голоса занимает в среднем три месяца.

Необходимо выделить следующие основные положения системы работы над голосом с глухими и слабослышащими детьми.

1. Необходимо как можно раньше начинать работу над голосом, чтобы не допустить угасания голосовых реакций (лепета) у глухих детей и не допустить формирования стойких нарушений голоса у слабослышащих.

2. Максимально использовать слуховые возможности ребенка.

3. Работу над голосом нужно проводить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией.

4. Необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.