Современное определение голоса — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Современное определение голоса

2020-11-03 209
Современное определение голоса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Голос важен для полноценного общения между людьми. В процессе общения человек использует вербальные и невербальные средства. Но без голоса, используя только мимику, зрительный контакт, жесты, общение становится редким и неинформативным. Кроме того, нарушение речи человека может значительно затруднить и исказить восприятие речи другими людьми [13, c. 45].

Понятие «голос» подразумевает набор разнообразных звуков, которые издает речевой аппарат человека. Человек именно голосом издает много разных звуков, иногда довольно сложных, а также выражает свое эмоциональное состояние.

Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Высота звука – субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем больше периодических колебаний в воздухе, тем выше звук, который мы воспринимаем. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голоса, который изгибается за 1 секунду. Количество смыканий и размыканий, которые они вызывают во время своих колебаний, и количество порций сгущенного подскладочного воздуха, которые проходят через него, является частотой звука, который рождается, т.е. высотой тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может варьироваться в нормальной речи от 85 до 200 Гц у мужчин, от 160 до 340 Гц у женщин. Экспрессивность речи зависит от вариаций тональности основного тона [14, c. 96].

Сила голоса, его энергия, его мощность определяются амплитудой голосовых связок и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее голос. Сила голоса напрямую связана с основным давлением воздуха, выдыхаемого легкими. При нарушении определенных координационных связей между напряжением голосовой складки и давлением воздуха голос может потерять свою силу, тембр и тон.

Тембр, или окраска звука, является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все речевые звуки сложны. Они состоят из основного тона, который определяет высоту, и многих обертонов, которые выше основного тона, частоты. Частота обертонов обычно в 2, 3, 4 и т.д. превышает частоту основного тона голоса. Появление обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только по длине, воспроизводя основной тон, но и по отдельным частям. Эти частичные звуки дают общую форму колебаний, которая определяет тембр.

Резонанс – резкое увеличение амплитуды колебаний, которое происходит, когда частота колебаний внешних сил совпадает с частотой собственных колебаний системы. В основном, резонанс усиливает различные звуковые обертоны, которые возникают в гортани и вызывают совпадение колебаний воздуха в грудной клетке и надставкой трубки.

Есть два основных резонатора, один в голове, а другой в грудной клетке. Под головным понимаются полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. Р.Юссон доказал, что вибрационные явления в головном резонаторе стимулируют голосовые функции. С резонансом грудной клетки отчетливо чувствуются вибрации груди. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости – трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и, в свою очередь, влияет на источник, колебаний – работу голосовых складок. Оптимальные условия для функционирования голосового аппарата появляются в надскладочных полостях определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называется импедансом, а голосовые складки при создании работают с низким потреблением энергии и хорошим акустическим эффектом. Феномен импеданса является одним из важнейших механизмов акустической защиты голосовой системы.

«Нормальный голос, обеспечивающий эффективное речевое общение, должен быть приятным на слух, обладать соответствующим балансом ротового и носового резонанса, быть достаточно громким, высота основного тональности голоса должна соответствовать возрасту, размеру и полу; голос должен иметь соответствующую модуляцию, включая высоту тона и громкость», – отмечает в своих исследованиях Д. Вильсон [5, с. 11].

Таким образом, все части голосовой системы должны функционировать нормально и четко взаимодействовать друг с другом. Нормальный голос немыслим без полного дыхания и хорошей артикуляции. Регуляция со стороны мозга и слуховой контроль играют огромную роль. Кроме того, развитие полноценного голоса возможно только через полноценное речевое общение. Наличие нормального голоса практически невозможно при потере слуха.

 

1.2 Формирование голосообразования в онтогенезе

 

Психологи, лингвисты, психолингвисты занимаются изучением онтогенеза детской речи, но методология все еще слабо развита. Задачи, формирующиеся при изучении речи у детей, можно разделить на две основные группы:

- непосредственное описание собственной речи ребенка с лингвистической интерпретацией описанных случаев;

- изучение психических процессов, лежащих в основе формирования речи.

В качестве примеров таких исследований, условно отнесенных к первой группе, резонно рассматривать работу Клары и Вильгельма Штерна, основанную на дневниковых записях речи детей самих авторов [4]. Подробные записи выступлений их детей были сделаны также известным русско–польским лингвистом И.А. Бодуэн де Куртенэ. Он одним из первых оценил важность этого материала для теоретической лингвистики.

С первых месяцев жизни у ребенка могут возникнуть проблемы, которые грозят перерасти в серьезные проблемы с речью. Одной из причин этого является развитие проблем в коммуникативном поведении. Коммуникативное поведение обычно понимается как сложный процесс взаимодействия индивида и общества, который происходит не только через речь, но и через совокупность естественных невербальных компонентов коммуникации [1].

Невербальное коммуникативное поведение часто рассматривается в двух основных аспектах: социальное и коммуникативное поведение ребенка до формирования речевого общения и невербальная составляющая самого речевого общения. При прочих равных условиях человек уже рождается с предпосылками для вербального общения [2]. В частности, прочную основу для развития речи составляет врожденный слух и развитие способности фиксировать взгляд на лице взрослого человека.

Голосообразование – это характеристика человека, который с помощью речевого аппарата издает разнообразные звуки по высоте, тембру и силе. За пределами фонации голосовые связки расслаблены и образуют большой треугольник. Когда звук произносится, голосовые складки акцентируются, сдвигаются и образуют узкое пространство. Выдыхаемый из легких поток воздуха проходит через закрытые голосовые связки, заставляя их вибрировать. В результате получается слабый звук, который усиливается в полостях носа, горла и рта, которые в данном случае являются резонаторами. В артикуляторе движения губ, языка, щек и челюстей издают звуки, формирующие когерентную речь.

В целом, существует три типа формирования голоса:

- придыхательный тип. Сначала происходит небольшой выдох, затем голосовые складки закрываются и колеблются, и голос начинает резонировать после небольшого шума.

- твердая атака сначала закрывает голосовые связки, затем выдыхает, заставляя их колебаться.

- при мягкой атаке складки голосовых связок закрываются, и выдох начинает совпадать.

Мягкая голосовая атака считается физиологически правильной для человека, обеспечивает хороший тон голоса, хорошую выразительность интонации и хорошую точность.

Основными свойствами голоса являются: тоновый диапазон, сила, тембральная окраска, высота. Тональный диапазон – это последовательность тонов, лежащая на границе между самыми низкими и самыми высокими звуками, которые могут быть воспроизведены человеческим голосом. Частота основного тона голоса у детей до одного года составляет 350–800 Гц (в среднем 400 Гц). И от 8 до 10 лет – 320–512 Гц [19, c. 63].

Кроме основного тона голоса во время колебаний голосовых складок образуются обертона, резонаторами которых являются околоносовые пазухи, из–за которых голос имеет индивидуальную окраску – тембр.

Интенсивность амплитуды голосовых складок, измеренная в децибелах, определяет силу голоса. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее будет голос. Сила голоса напрямую связана с давлением воздуха, выдыхаемого легкими. Если нарушается координационная связь между напряжением в сгибах голоса и давлением воздуха, голос может потерять свою силу, тон и звук. При разговоре сила голоса лежит между «фортепиано» и «форте» интервалами.

Высота звука измеряется в герцах и зависит от количества колебаний складок голоса в секунду. Частота колебаний одного и того же голоса отличается: около 80 – 10 000 колебаний в секунду и более.

Первая фонация у новорожденного – это крики, которые являются безусловной рефлекторной реакцией на сильные раздражители (внешние и внутренние), обычно негативного характера (холод, боль, голод и т.д.). Эти крики, которые ребенок начинает издавать сразу после рождения, являются основой для последующего развития здоровой речи. С первых возгласов малыша можно отличить сходство некоторых гласных и согласных звуков, таких как аа, уа, нээ и т.п. Исследователи И.М. Кононова, Е.М. Мастюкова приписывают важную и прогностическую роль в формировании детского голоса – это крик при рождении [23].

Л.С. Волкова выделяет несколько периодов в развитии голоса детей: дошкольный – 6–7 лет, домутационный – 6–7–13 лет, мутационный – 13–15 лет и постмутационный – 15–17 лет [6].

О.В. Правдина [27] отмечает, что детские голоса характеризуются следующими качествами: голос звонкий, в нем мало обертонов, диапазон его невелик, сила голоса небольшая.

В начале третьего месяца у ребенка начинается лепет, первая стадия которого, в отличие от крика, является реакцией на положительные раздражители. Чаще всего, ребенок лепечет после еды. Во время лепета можно различить различные звуковые комплексы: агу, убу, экхе и т.п. Эта ранняя стадия лепетания не зависит от окружающего голосового окружения. Дети разных народов лепечут одинаково в первые месяцы жизни; глухие от рождения тоже лепечут.

Основой лепетания является врожденная моторная координация, связанная с процессами сосания и глотания. У ребенка устанавливается связь между кинестетическими раздражениями от движений речевых органов и соответственными слуховыми раздражениями во время лепета. Появляется тенденция к самоподражанию. Звуковой состав лепета постепенно обогащается. В лепете встречаются уже многочисленные согласные, преимущественно двугубные, типа п, б, м, переднеязычные типа т, д, н, а также заднеязычные типа к, г, х.

К самоподражанию вскоре присоединяется подражание речи окружающих. Слух играет важную роль в дальнейшем развитии у ребенка навыков произношения, благодаря чему ребенок воспринимает речь других людей и контролирует ее произношение.

У глухих от рождения детей не развивается самоподражание или подражание речи других людей. Раннее лепетание, которое они переживают, не подкрепленное слуховым восприятием, постепенно прекращается.

В конце первого года жизни у ребенка появляются значительные звуковые комбинации. На основе подражания и благодаря активному влиянию других людей устанавливается связь между объектами и явлениями во внешнем мире и звуком слов, обозначающих их, а также кинетическими ощущениями, возникающими при произнесении этих слов [25, c. 69].

Одновременно с лепетанием таких простых слов, как му–у (корова), но–но (лошадь), мяу (кошка), бах (упал), ребенок начинает правильно произносить такие простые слова в фонетических терминах, как баба, мама, папа, дядя и т.д.. Однако, постепенно расширяя свой словарный запас, ребенок долгое время (до 4–5 лет) произносит большинство выученных им слов достаточно несовершенно. Ребенок по–прежнему не произносит много звуков или произносит их неправильно. Дети учат разные звуки в разное время. Гласные обычно появляются в речи раньше согласных. Взрывные согласные появляются в речи перед согласными. Взрывные согласные изучаются перед согласными на трение, глухие согласные перед звонкими согласными, мягкие согласные перед твёрдыми согласными. Позже все остальные появляются шипящие согласные и вибранты в речи ребенка.

Речь маленьких детей (2–5 лет) полна дефектов произношения. Типичными дефектами являются:

1. пропуски звуков и слогов;

2. замена одного звука другим;

3. перестановки звуков и слогов;

4. уподобление звуков (ассимиляция).

Дети лучше всего умеют воспроизводить ударные и начальные слоги, потому что они легче всех воспринимаются на слух. Помимо расширения словарного запаса, изучения грамматических норм и улучшения понимания на слух, постепенно улучшается и произношение. Работа речевой системы становится все более тонкой и дифференцированной.

К пяти–семи годам дефекты произношения, перечисленные выше, в большинстве случаев исчезнут, и дети смогут правильно произносить все звуки речи [.

Следует отметить, что у детей до 7 лет преобладает формирование фальцетное голосообразование за счет перстнещитовидных мышц. У детей дошкольного возраста осуществление фонации происходит посредством краевого натяжения коротких тонких голосовых связок, состоящих из соединительной ткани и желез. Отдельные пучки голосовых мышц начинают формироваться в возрасте пяти лет. Голос имеет высокочастотный звук, а его диапазон составляет 5–6 нот. По словам Л.В. Неймана, в детстве вокальные весы мальчиков и девочек не сильно отличались друг от друга. Голос ребенка на протяжении всей жизни меняется в зависимости от нескольких его основных свойств: силы, размера, тембра и т.д.

Формирование голоса ребенка происходит до 7 лет и зависит не только от индивидуальных анатомических и физиологических данных, но и от подражания тому, как его используют другие: воспитатели, семьи, сверстники [22].

По словам Орловой О.С., дети дошкольного возраста легко осваивают интонации других людей через подражание, имея хороший музыкальный слух, напевают и передают голосом музыкальные мотивы [26].

Следует отметить, что развитие речевой функции – это процесс афферентно–эфферентный, который происходит при активном участии вербального общения ребенка, в частности, общения с «говорящей» матерью. Известны примеры, когда детей–маугли воспитывали животные. Из–за депривации речевой среды в ранние критические периоды формирования речи после возвращения в человеческое общество, у них не развивалась адекватная речь. Этот факт свидетельствует о важности языковой среды в развитии речи и мышления. Разговор с ребенком при любом бодрствующем контакте играет решающую роль в развитии речи. Объяснение должно сопровождать любую деятельность по уходу за ребенком, даже если ребенок еще не говорит, но в раннем онтогенезе и не понимает, о чем идет речь [12].

Как только ребенок научится говорить и произносить отдельные слова, искажая их, взрослые не должны подражать этому произношению, чтобы предотвратить развитие так называемого «птичьего языка», который тормозит как речь, так и мышление. Следует помнить, что чем раньше ребенок начнет говорить и будет поощряться к тому, чтобы говорить, тем быстрее и лучше он научится говорить и тем быстрее будет развиваться его мышление [13].

Таким образом, следует отметить, что необходимо начинать процесс обучения говорению с рождения, с самого начала процесса онтогенеза, потому что без этого навыка страдает не только социальный аспект человека, но и восприятие им мира в целом.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.