Особенности качества голоса у детей с нарушением слуха — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности качества голоса у детей с нарушением слуха

2020-11-03 140
Особенности качества голоса у детей с нарушением слуха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В современном мире изучение нарушений речи является важным и актуальным вопросом, которым занимаются как врачи–специалисты, так и психологи.

О.С. Орлова утверждает, что число детей, страдающих выраженными нарушениями тембра, не уменьшается [26]. Это, несомненно, оказывает существенное влияние на общее развитие и речевое развитие ребенка. Развитие фонетической, фонематической, лексической и грамматической составляющих речи является неполным. Голосовые нарушения влияют на формирование личности ребенка, могут снизить мотивацию к речевой деятельности, а в случае тяжелых нарушений голосовой функции возможны сложности с социальной адаптацией. Дети испытывают трудности в освоении правильного воспроизведения звуков, у них плохой словарный запас, что сказывается на успеваемости в школе. Ребенок может чувствовать себя неадекватным, суетливым, замкнутым и испытывать трудности в общении с другими людьми из–за нарушения голосовых функций. Например, у детей может быть наличие назального оттенка голоса, различные нарушения тембра, силы и интонационной выразительности.

Снижение слуха значительно отражается на качестве голоса. Педагог, работающий над голосом, постоянно сталкивается с тем или иным его нарушением.

Так, необходимо изучить особенности развития голоса слабослышащих детей, выявить причины и лечить основные голосовые нарушения, встречающиеся у глухих и слабослышащих людей.

Анализ литературы показывает, что данный вопрос недостаточно освещен в литературе. Голос глухих и слабослышащих изучали Вильсон Д., Митринович­Моджеевска А., Рау Ф. Ф. Краткие замечания по этому вопросу можно найти в работах Е. С. Алмазовой, Л. В. Неймана, О. В. Правдиной [27].

Все исследователи, изучающие голоса слабослышащих детей, смотрят на различные расстройства и нарушения, которые, по нашему мнению, следует назвать «особенностями голоса глухих и слабослышащих».

Существующие в логопедии и фониатрии классификации описывают нарушения голоса с двух точек зрения:

1. причин расстройств голоса, то есть выделяются формы заболеваний, вызывающие указанные нарушения;

2. симптомов нарушения голоса, то есть описания тех качественных изменений, которым подвергся голос.

Мы рассмотрим характеристики голосов слабослышащих детей в тех же позициях. В работах Е.С. Алмазовой, Д. Вильсона, А. Митринович­ Моджеевска нарушение слуха выделено как одна из причин, вызывающих нарушения голоса [2].

А. Митринович­Моджеевска расстройства голоса у глухих относит к функциональным нарушениям голоса и описывая их природу замечает, что анатомическое строение и функциональные возможности голосового аппарата глухого ребенка в течение первых 2­3 лет являются совершенно нормальными. Позже начинают развиваться функциональные расстройства, которые со временем могут стать постоянными [2, с. 28].

Д. Вильсон считает, что голосовые нарушения у слабослышащих детей являются органическими. И связывает их с несовершенным и искаженным восприятием речи других людей и их собственной. Автор фокусирует внимание на связи между нарушениями речи и потерей слуха [5].

Е.С. Алмазова также приписывает особенности голоса глухих органическим расстройствам, однако, как и А. Митринович–Моджеевска, указывает на некоторые функциональные изменения в голосовой системе [2].

Можно сделать вывод, что причиной голосовых нарушений у ребенка с потерей слуха является несовершенное восприятие речи других людей и своей собственной; а также неспособность голосовой, дыхательной и суставной систем глухого ребенка функционировать точно и активно.

Нарушение функции дыхания во время голосообразования характеризуется укорочением фазы выдоха; частыми, слишком короткими вдохами; неравномерностью ритма дыхательных движений, отсутствием «опоры дыхания».

«Асимметрия между правой и левой стороной диафрагмы во время ее сокращения выявляется у глухих людей», – утверждает А. Митринович­Моджеевска.

Мягкий голос – это признак того, что моторная система гортани работает правильно. У глухих все исследователи отмечают часто встречающиеся твердую и придыхательную атаку звука. Это связано с несколькими причинами: неправильное дыхание; отсутствие координации между выдохом и моментом закрытия голосового отверстия; поступление слишком большого количества воздуха в легкие во время дыхания; слишком сильное закрытие голосовых складок или слишком малое [3, c. 96].

Часть выдыхаемого голоса глухих может проходить между голосовыми складками, создавая шум, который портит голос. Чередующиеся складки перестают колебаться, что также влияет на качество голоса. Д. Вильсон и А. Митринович–Моджеевска указывает, что из–за функциональной неполноценности голосового аппарата могут появиться узелки певцов.

Как правило, резонаторная функция нарушается, что объясняется отсутствием упругости и эластичности резонаторных полостей. Направление голоса в резонаторные полости является проблемой для детей с потерей слуха. Мышцы, участвующие в формировании кольца закрытия горла, слишком слабы, чтобы отделить центральную часть горла от верхней части и носовой полости. Этим можно объяснить часто встречающуюся у глухих носовую окраску голоса.

«Возникающие нервные импульсы также отклоняются от нормы, что приводит к нарушению функционирования нервных центров. Причиной этого является также функциональная неполнота голосовой системы.», – указывает А. Митринович­Моджеевска.

Рассмотрим изменения тембра, силы, тональности и резонанса, типичные для детей с потерей слуха [7, с. 343­365].

К нарушениям тембра относят следующие изменения голоса:

1. Голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному, с большой утечкой воздуха; такой голос определяют еще как «глухой». «Данное звучание голоса обусловлено неполным смыканием голосовой щели, задний отдел которой остается открытым. Воздух проходит между голосовыми складками, в результате чего появляется шум. Обычно такой голос встречается у глухих детей, с очень малыми остатками слуха. Слабо выраженное придыхание, по мнению Вильсона может встречаться и у слабослышащих», – пишет в своих исследованиях Д. Вильсон.

2. Хриплый голос. Д. Вильсон описывает его как сочетание огрубелости голоса и придыхания. Педагогу, обнаружившему такое изменение голоса рекомендуется направить ученика к отоларингологу, чтобы исследовать состояние гортани.

3. Голос сдавленный, скрипучий, резкий. Такое изменение голоса возникает в результате сильного напряжения мышц. «Такой голос часто встречается у позднооглохших, которые, переключаясь на вибрационный контроль, стремятся усилить получаемые при фонации ощущения, а также у детей с очень малыми остатками слуха», – утверждает Ф.Ф. Рау.

4. Гнусавый голос – достаточно распространенное нарушение голоса. Ф.Ф. Рау видит его причину в опущении мягкого неба. Д. Вильсон не относит это изменение к нарушениям тембра [28, c. 91].

К нарушениям силы относятся следующие определения голоса:

1. Голос очень тихий, слабый. Та Такой голос характерен для маленьких детей в начале учебы в школе. Это чаще встречается у глухих детей, которые не могут использовать свой голос.

2. Крикливый голос. Характеризуется главным образом нарушением слуха, со значительным остаточным слухом. Кроме того, громкость голоса также зависит от индивидуальных психологических особенностей и темперамента ребенка.

С нарушением нормальной высоты связаны следующие особенности голоса:

- слишком высокий или слишком низкий голос; несоответствующий возрасту ребенка.

- фальцетный голос – высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора.

- голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках.

По словам Д. Вильсона, у детей с потерей слуха могут возникнуть следующие нарушения резонанса:

1. Гиперназальность. При которой в качестве резонатора избыточно используется полость носа. Часто это возникает из­за небно­глоточной недостаточности. Особенно страдает качество гласных звуков.

2. Гипоназальность. Возникает при недостаточном использовании носового резонанса. Гипоназальность проявляется при произнесении носовых согласных: м и н. Они звучат как б и д.

3. Глоточный резонанс. Возникает вследствие локализации звука в глотке и задних отделах полости рта.

4. Тупиковый резонанс. Представляет собой глухой звук “как из бочки», появляющийся в тех случаях, когда центр фокуса находится в полости носа.

Согласно исследованиям Д.Вильсона, у детей с потерей слуха иногда возникает сочетание нескольких расстройств резонанса.

Следует отметить, что качественные изменения качества голоса, которые были выявлены у детей с потерей слуха, сильно варьируются в зависимости от степени потери слуха.

«У ребенка с легкой потерей слуха могут быть только незначительные изменения тона и резонанса, в то время как у ребенка со значительной потерей слуха могут быть проблемы с тоном, силой, высотой тона, резонансом, монотонность интонаций, нарушения темпа и ритма речи», – отмечает Д. Вильсон.

Лучшее качество голоса у ребенка с легкой потерей слуха по сравнению с глухим ребенком, по нашему мнению, можно объяснить следующими обстоятельствами:

- во–первых, его голос развивается в естественных условиях, путем подражания речи взрослых;

- во–вторых, слабослышащий значительно чаще пользуется своим голосом, используя в качестве средства общения устную речь;

- в–третьих, он может контролировать голос с помощью слуха [15; 16].

В результате голос слабослышащих детей окрашен в более естественный цвет, чем «искусственный» голос глухого ребенка. Для слабослышащих намного легче, чем для глухих, модулировать свой голос по силе, высоте тона и продолжительности, что благотворно влияет на общее качество речи.

Однако, по нашему мнению, даже голос ребенка с легкой потерей слуха может быть близок к нормальному; но он никогда не будет восприниматься другими как нормальный и приятный голос. И даже при отсутствии упомянутых выше изменений в тоне, силе, высоте тона, резонансе, голос слышащих детей в разной степени отличается от голоса слышащих детей, часто влияя на качество речи.

Авторы Е. С. Алмазова, Д. Уилсон, О. В. Правдина, А. Митринович–Моджеевска, Ф.Ф. Рау единодушно признают, что характерные для детей с нарушением слуха особенности голоса определяют следующие изменения в их устной речи: нарушения артикуляции звуков речи, монотонность интонаций, сложность различения словесных и логических акцентов, нарушения скорости и ритма. Выражение этих изменений у каждого ребенка зависит не только от состояния его слуха, но и от качества специально организованной работы над голосом и разговорным языком.

Таким образом, очень важно активно работать над голосом с глухими и слабослышащими детьми. Ведь насколько близким будет их голос к нормальному голосу, напрямую зависит от специальной работы, выполняемой в учреждении образования по голосу. Таким образом, определяется важность тщательной и системной голосовой работы с глухими и слабослышащими детьми.

Выводы по первой главе

 

Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Все части голосовой системы должны функционировать нормально и четко взаимодействовать друг с другом. Нормальный голос немыслим без полного дыхания и хорошей артикуляции. Регуляция со стороны мозга и слуховой контроль играют огромную роль. Кроме того, развитие полноценного голоса возможно только через полноценное речевое общение. Наличие нормального голоса практически невозможно при потере слуха.

Первые звуки ребенка – это крики. В начале третьего месяца у ребенка начинается лепет. Основой лепетания является врожденная моторная координация, связанная с процессами сосания и глотания. Далее появляется тенденция к самоподражанию. К самоподражанию вскоре присоединяется подражание речи окружающих. В конце первого года жизни у ребенка появляются значительные звуковые комбинации. Речь маленьких детей (2–5 лет) полна дефектов произношения. Дети лучше всего умеют воспроизводить ударные и начальные слоги, потому что они легче всех воспринимаются на слух.

Снижение слуха значительно отражается на качестве голоса. Педагог, работающий над голосом, постоянно сталкивается с тем или иным его нарушением. Существующие в логопедии и фониатрии классификации описывают нарушения голоса с двух точек зрения: причин расстройств голоса, то есть выделяются формы заболеваний, вызывающие указанные нарушения; симптомов нарушения голоса, то есть описания тех качественных изменений, которым подвергся голос. К нарушениям тембра относят следующие изменения голоса: голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному, с большой утечкой воздуха; хриплый голос; голос сдавленный, скрипучий, резкий; гнусавый голос. К нарушениям силы относятся следующие определения голоса: голос очень тихий, слабый; крикливый голос. С нарушением нормальной высоты связаны следующие особенности голоса: слишком высокий или слишком низкий голос; фальцетный голос; голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках. С нарушением резонанса связаны следующие особенности голоса: гиперназальность; гипоназальность; глоточный резонанс; тупиковый резонанс. Очень важно активно работать над голосом с глухими и слабослышащими детьми. Ведь насколько близким будет их голос к нормальному голосу, напрямую зависит от специальной работы, выполняемой в учреждении образования по голосу.

 



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.