Наследственное и семейное право по Соборному Уложению. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наследственное и семейное право по Соборному Уложению.

2020-11-03 180
Наследственное и семейное право по Соборному Уложению. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наследственное и семейное право по Соборному Уложению.

В семейном праве продолжали действовать принципы домостроя - главенство мужа над женой и детьми, фактическая общность имущества и т.д. Они раскрывались и в законодательных положениях. Юр.значимым признавался лишь церковный брак. Закон допускал заключение одним лицом не более 3-х брачных союзов в течение жизни. Брачный возраст: 15- муж, жен - 12. На заключение брака требовалось согласие родителей, а для крепостных крестьян - согласие господина. Юр. статус мужа определял юр.статус жены. Закон обязывал жену следовать за мужем - на поселение, в изгнании, при переезде. Развод допускался в ограниченном числе случаев: при уходе одного из супругов в монастырь, при обвинении супруга в “лихом деле”, при неспособности жены к деторождению.

В отнош. детей отец сохранял права главы.. Отец мог наказывать детей, но не чрезмерно. За убийство ребенка грозило тюремное. Закон знает понятие незаконнорожденный, лица этой категории не могли усыновляться и принимать участие в наследовании недвижимого имущества.

Степень свободы в распоряжении имуществом была различной в слу-чае наследования по закону или по завещанию. Воля завещателя ограничи-валась сословными принципами: завещательные распоряжения касались лишь купленных вотчин, родовые и выслуженные переходили к наследникам по закону. Родовые вотчины наследовали сыновья, при их отсутствии - доче-ри. Вдова могла наследовать лишь часть выслуженной вотчины - “на про-житок”,(т.е. в пожизненное пользование). Родовые и жалованные вотчины могли наследоваться лишь членами рода, к которому принадлежал завеща-тель. Купленные вотчины могла наследовать вдова завещателя, которая получала и четверть движимого имущества и собственное приданое.

 

 

20. Соборное Уложение 1649 г.: разработка, источники, структура.

Изменения, произошедшие в общественно-политиче­ских отношениях, должны были получить отражение в праве. В 1648 г. был созван Земский собор, который продолжал свои заседания до 1649 г. Для составления проекта кодекса была учреждена специальная комиссия, обсуждение проекта пред­ставителями Земского собора проходило посословно. Одной из причин, ускорившей кодификационные работы, явилось обострение классовой борьбы — в 1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве.

Соборное уложение было принято в 1649 г. в Москве Зем­ским собором и царем Алексеем Михайловичем. Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разос­лан в приказы и на места.

Источниками Соборного уложения являлись Судебники 1497 и 1550 гг., Стоглав 1551 г., указные книги приказов (Раз­бойного, Земского и др.), царские указы, приговоры Боярской думы, решения земских соборов, литовское и византийское законодательство. Позднее Уложение было дополнено Ново­указными статьями.

Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей. В нем систематизировано и обновлено все российское зако­нодательство, наметилось разделение правовых норм по от­раслям и институтам. В изложении норм права сохранилась казуальность. Уложение открыто закрепляло привилегии гос­подствовавшего сословия и устанавливало неравное положе­ние зависимых сословий.

В Соборном уложении закреплялся статус главы госу­дарства — царя как самодержавного и наследного монарха.

С принятием Уложения завершился процесс закрепощения крестьян, устанавливалось право их бессрочного сыска и воз­вращения прежнему владельцу.

Главное внимание уделялось судопроизводству и уголовному праву. Более детальной регламентации были подвергнуты формы судебного процесса: обвинительно-состязательная и розыскная. Выделялись новые виды преступлений. Целями наказания.стали устрашение, возмездие и изоляция преступ­ника от общества.

Соборное уложение 1649 г. было основным источником российского права до принятия Свода законов Российской Империи в 1832 г

 

Военная реформа Петра I.

Петр I хотел завоевать для России выход к незамерзающим морям. Для достижения такой цели России нужна была сильная армия. При Петре I в России появляться регулярная армия. Юридически, начало её построения было закреплено в 1699 году. В 1699 г. – начало формирования рекрутской системы набора в армию, сущность которой состояла в том, что каждые 20 крестьянских или мещанских дворов в великорусских губерниях должны были в определенный срок поставить в армию одного рекрута. Служба рекрута длилась 25 лет, офицеры служили пожизненно.

Рекруты получали казенное обмундирование и вооружение, проходили серьезную воинскую подготовку, автоматически освобождались от крепостной зависимости и их дети, появившиеся во время отцовской военной службы, тоже считались свободными. Рекрутов клеймили специальными наколками на левой руке.

Благодаря военной реформе Петра I сложилась регулярная русская армия. Подготовка армии к боевым действиям требовала от солдат и офицеров знаний, инициативы и дисциплины. Это было обязательным условием существования любой армии. Офицеров для русской армии готовили в спец. школах. Военные реформы Петра I сделали русскую армию одной из сильнейших в Европе. Это покажет Северная война.

Одновременно с создание регулярной армии, продолжается строительство русского флота. Было построено множество кораблей.

В 1719 г. был введен в действие Устав воинский, регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов. В 1720 г. был принят Морской устав.

Военные реформы Петра I были очень своевременны и продуктивны. Именно благодаря военным реформам Петра I Россия очень успешно завершит Северную войну и получит выход к морю. Русская армия станет одной из самых сильных и многочисленных в Европе.

 

 

Полицейские органы.

Первые полицейские органы России появились в период преобразований Петра I. В 1715 г. в Санкт-Петербурге была образована Главная полицмейстерская канцелярия - орган руководства ведомством, которое еще только предстояло создать.

Полиция уже тогда стала пониматься и восприниматься не только как учреждение правоохранительной направленности, но и как система отношений, как проявление образа жизни, в рамках которого общество развивается под доброжелательной, но обязательной и пристальной опекой государства.

Полиция не только следит за порядком, градостроительством, санитарией, социальным призрением, но также и «воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках; вкратце же над всеми сими полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобства».

 

 

Городская реформа 1870 г.

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением соц.структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались на представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы, в зависимости от численности избирателей в городе — от 30-72 чел. На заседании думы избирался исполнит.орган общественного управления — управа и городской голова, кот. явл. председателем одновременно исполнит.и распорядительного органов.

Избирательное право базировалось на буржуазном имущ. цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности. Принимать личное участие в голосовании могли только мужчины, достиг. 25 лет. Женщины, обладавшие необходимым избир.цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Лишенными избир. права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве невладевшие недвижимойсобственностью, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели и тд.

На новые общ. учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопр. городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий, принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования.

 

 

Судебная реформа 1864 г.

Новые суд. уставы 1864г. вводили единую систему суд.учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех соц. групп населения. Были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства.. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Вводилось два вида судов — мировой и коронный. Мировой суд имел упрощенное судопроизводство и рассматривал-гражданские иски до 500 рублей и мелкие уголовные преступления. Коронный суд состоял из Окружных судов (первая инстанция) и Судебных палат (вторая инстанция). Окружные суды рассматривали все уг.деда, исключая государственные (политические) и должностные преступления. Суд. палаты (как первая инстанция) рассматривали государственные и должностные преступления. Кассационные департаменты Правительствующего сената рассматривали дела о преступлениях чиновников выше V класса. Для рассмотрения преступлений, совершенных членами Гос. совета, министрами и равными им лицами, был учрежден Верховный уголовный суд.

Кроме местных и общих судов в России существовали духовные, коммерческие и военные суды со специальной подсудностью.

 Суд. реформа 1864 г. по-новому определила систему и права прокуратуры. Прокуратура, возглавляемая генерал-прокурором, состояла при общих судебных органах и Сенате. На нее возлагались обязанности осуществления надзора за судом, следствием и местами заключения, участия в качестве стороны в процессе. Прокурорские должности замещались из лиц, отвечавших требованиям особой политической благонадежности.

Суд. реформой учреждались адвокатура для защиты обвиняемых в суде по уг. делам и представительства интересов сторон в гражд. процессе и нотариат - для оформления сделок, удостоверения деловых бумаг и т.д.

71. Аграрная реформа П.А.Столыпина.

Реформа ставила целью преобразовать аграрные отношения в деревне в буржуазные. Столыпин наметил три направления действия реформы:1)разрушение крестьянской общины насаждение индивидуальной собственности;2)скупка Крестьянским поземельным банком помещичьей земли и продажи ее крестьянам;3)организация переселения крестьян из перенаселенных районов в Сибирь и др. окраины.

5 апреля 1906 г. был издан Указ «О даровании населению облегчений по уплате долгов». Галвн. задачами этого указа были освобождение населения от взысканных недоимок по продовольственному сбору и аннулирование долгов по ссудам на продовольствие. В мае был принят Указ по кот. был учрежден комитет, кот. должен заниматься руководством земельными делами и кредитом. В ноябре того же года были приняты: Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения, снизивший на половину крестьянский долг, указ «Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян».Отменялись подушная подать, круговая порука, принудит. передача и направление неплательщиков на заработки. Указ 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» провозглашал свободный порядок выхода из общины и закреплял наделы в собственность в любое время.

 

 

Государственная дума.

В результате революции 1905—1907 гг. Рос. сделала еще один шаг на пути превращения из феодальной монархии в буржуазную. Основным событием явилось создание представительного органа – Гос. думы.

6 августа 1905 г. был подписан Манифест об учреждении ГД. В законе указывалось, что она форм. для предварительной разработки и обсуждения законопроектов, кот. в дальнейшем должны поступать в Гос. совет. Избрание в ГД предусматривались по трем куриям – от землевладельцев, городских жителей и крестьян, рабочие лишались избир. прав. Выборы в эту Думу не состоялись.

17 октября 1905 г. появился манифест, уст. созыв законод. Думы, 11 декабря 1905 г. в избират. закон были внесены существенные изменения: предусматривались четыре избирательные курии (от землевладельцев, гор. населения, крестьян и рабочих. Женщины избир.прав не имели.

При выборах в 1 ГД большинство мест получила оппозиция самодержавия. В результате оппозиционная I Дума через 72 дня была досрочно распущена. Но после проведения выборов во II Думу обнаружилось, что она еще более оппозиционна самодержавию, чем предыдущая. В 1907 г. ее распустили. Только выборы в III думу после изменения избир. зак-ва, дали желательный для царизма результат, поскольку большее число мест получили наиболее реакционные партии.

Законопроект из ГД поступал в Гос. совет, кот. мог при желании отклонить его. Если обе палаты были согласны с законопроектом, то окончательное решение принадлежало царю.

В целом создание ГД было уступкой самодержавия под влиянием революции. Некоторые внешние признаки парламента у Думы имелись, однако никакими реальными полномочиями Дума не обладала: у правительства не было никакой ответственности перед ГД, министры даже не обязаны были отвечать на запросы Думы. Император обладал правом издания «чрезвычайных» законов в обход Думы, которым нередко пользовался.

Декрет «О мире».

Декрет о мире — один из первых декретов Советской власти. Написан В.И.Лениным, принят 2-м Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года.

Основные положения Дикрета

Советское рабоче-крестьянское правит-во предлагает «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократ. мире, без захватов чужих территорий и без насильственного взыскания с побеждённых материальных или денежных возмещений. Продолжение войны рассматривается как «величайшее преступление против человечества».

Советское правит-во отменяет тайную дипломатию, «выражая твёрдое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтверждённых или заключ. правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 г», и «объявляет безусловно и немедленно отменённым» всё содержание этих тайных договоров.

Советское правит-во предлагает «всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие» для проведения переговоров о мире и окончательного утверждения условий мира.

Значение. Декрет о мире явился важнейшим программным внешнеполитическими документом Советской власти. Впервые в истории были провозглашены новые принципы международной политики мира и мирного сотрудничества, пролетарского интернационализма, признания полного равноправия всех народов, уважения их национальной и государственной независимости, невмешательства во внутренние дела других стран. Впервые в истории верховный орган власти признал законность и справедливость освободительной борьбы угнетённых народов, осудил позорную колониальную систему.

 

 

Конституция РСФСР 1918 г.

Была принята постановлением V Всерос. съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года. Провозглашала Всерос.съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом гос. власти.

Всерос. Централ. Исполнит. Комитет явл. высшим законодат., распорядительным и контролирующим органом, формировал Совет народных комиссаров (СНК) – Правительство РСФСР.

По гос. устройству К объявила РСФСР Федерацией, субъектами которой явл. национальные республики.

 На местах власть осущ.областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов через создаваемые ими исполнительные комитеты.

Разделения властей по К не было: законодательные полномочия имели все высшие органы.

Конституция РСФСР устанавливала диктатуру рабочего класса и беднейшего крестьянства. Эксплуататоров предполагалось ликвидировать как класс. Отменив эксплуатацию человека человеком, К. фактически вводила эксплуатацию человека гос-вом.

Конституционные права и свободы граждан носили ярко выраженный классовый характер - предоставлялись только трудящимся.

Правам граждан сопутствовали обязанности (трудиться, воинская обязанность).

Провозглашалось отделение церкви от государства. Избирательным правом наделялись трудящиеся, достигшие 18 лет, и независимо от вероисповедания, национальности, пола, однако сохранилась многоступенчатость выборов. Голосование могло быть как тайным, так и открытым.

Первые декреты о суде.

 Декреты о суде - принятые в 1917—1918 законы Советского государства, заложившие основы советской судебной системы и социалистического правосудия.

Д. о с. № 1 принят СНК 22 ноября (7 декабря) 1917. Упразднил все ранее существовавшие судебные учреждения (кроме мировых судов, деятельность которых приостанавливалась), царскую прокуратуру, адвокатуру и следственный аппарат. Законодательно закрепил демократические основы организации и деятельности советских судов: выборность; участие в отправлении правосудия народных заседателей; открытое рассмотрение дел в судах; право обвиняемого на защиту.

 Д. о с. №2 принят ВЦИК 18 февраля. Предусматривал: создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного суда (здесь местные суды впервые официально были названы местными народными судами); учреждение областных народных судов в качестве кассационной инстанции для окружных судов и Верховного судебного контроля в Москве. Декрет №2 впервые закрепил демократические основы советского судопроизводства: рассмотрение дел на языке большинства населения той местности, где слушается дело, досрочный отзыв судей и т. п. Для поддержания обвинения и защиты, а также оказания юридической помощи населению предусматривалось создание при местных Советах коллегий правозаступников.

 Д. о с. №3 принят СНК 20 июня 1918. Существенно расширил подсудность местных народных судов, отменил право руководствоваться старыми законами и вместо областных народных судов и Верховного судебного контроля в Москве временно создал единый кассационный суд с двумя отделениями (по уголовным и по гражданским делам).

 

Конституция СССР 1936 года

Основной закон СССР, принятый VIII чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране.

В Конституции закреплялась федеративная форма гос. устройства и провозглашалось единое гражданство.

Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодат. властью и состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по территор. округам. Совет Национальностей — по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам. Обе палаты признавались равноправными, обе работали в сессионном порядке.

Правительство (Совет народных комиссаров СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верх. Совета. СНК издавал постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верх. Советом.

Глава 9 была посвящена изменениям в избират. системе. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избират. право при тайном голосовании, предоставляемое с 18-летнего возраста.

В перечне основных прав и связанных с ними обязанностей граждан упоминалось о правах на труд, отдых, материальное обеспечение (в старости, по болезни, при потере трудоспособности), образование (бесплатное). Провозглашалось равенство полов, национальностей, свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций, отделение церкви от гос-ва и школы от церкви.

К. СССР 1936 г. или, как ее еще называли, «Сталинская К.», являлась во многом декларативным документом, прикрывавшим многочисленные нарушения законности в условиях тоталитарного режима.

 

Конститцуия СССР 1924 года.

В дек. 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образ. СССР. В Договоре провозглашалось, что 4 независимые советские социалистические республики: РСФСР (Рос.), УССР (Укр.), БССР (Белорус.) и ЗСФСР (Закавказье) — в целях укрепления Советской власти на образуют единое союзное гос-о. Договор предусматривал организацию общесоюзных органов гос. власти и в общих чертах определял их компетенцию.

31 янв. 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил первую Конституцию СССР и завершил конституционное оформление единого Советского гос-ва.

К.1924 г. была всецело посвящена принципам построения первого в мире социалистического союзного многонац. гос-ва на базе диктатуры пролетариата. Она законодательно закрепила полное правовое равенство всех народов СССР и их суверенитет. Были утверждены Гос. Флаг, Герб и столица СССР. Закреплялось право свободного выхода из Союза.

Для всех республик СССР Конституцией 1924 года устанавливалось единое гражданство.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР. В период между съездами высшим органом власти являлся Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).

Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров. ЦИК союзной республики не мог приостанавливать решений СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК.

Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного суда.

 

 

Наследственное и семейное право по Соборному Уложению.

В семейном праве продолжали действовать принципы домостроя - главенство мужа над женой и детьми, фактическая общность имущества и т.д. Они раскрывались и в законодательных положениях. Юр.значимым признавался лишь церковный брак. Закон допускал заключение одним лицом не более 3-х брачных союзов в течение жизни. Брачный возраст: 15- муж, жен - 12. На заключение брака требовалось согласие родителей, а для крепостных крестьян - согласие господина. Юр. статус мужа определял юр.статус жены. Закон обязывал жену следовать за мужем - на поселение, в изгнании, при переезде. Развод допускался в ограниченном числе случаев: при уходе одного из супругов в монастырь, при обвинении супруга в “лихом деле”, при неспособности жены к деторождению.

В отнош. детей отец сохранял права главы.. Отец мог наказывать детей, но не чрезмерно. За убийство ребенка грозило тюремное. Закон знает понятие незаконнорожденный, лица этой категории не могли усыновляться и принимать участие в наследовании недвижимого имущества.

Степень свободы в распоряжении имуществом была различной в слу-чае наследования по закону или по завещанию. Воля завещателя ограничи-валась сословными принципами: завещательные распоряжения касались лишь купленных вотчин, родовые и выслуженные переходили к наследникам по закону. Родовые вотчины наследовали сыновья, при их отсутствии - доче-ри. Вдова могла наследовать лишь часть выслуженной вотчины - “на про-житок”,(т.е. в пожизненное пользование). Родовые и жалованные вотчины могли наследоваться лишь членами рода, к которому принадлежал завеща-тель. Купленные вотчины могла наследовать вдова завещателя, которая получала и четверть движимого имущества и собственное приданое.

 

 

20. Соборное Уложение 1649 г.: разработка, источники, структура.

Изменения, произошедшие в общественно-политиче­ских отношениях, должны были получить отражение в праве. В 1648 г. был созван Земский собор, который продолжал свои заседания до 1649 г. Для составления проекта кодекса была учреждена специальная комиссия, обсуждение проекта пред­ставителями Земского собора проходило посословно. Одной из причин, ускорившей кодификационные работы, явилось обострение классовой борьбы — в 1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве.

Соборное уложение было принято в 1649 г. в Москве Зем­ским собором и царем Алексеем Михайловичем. Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разос­лан в приказы и на места.

Источниками Соборного уложения являлись Судебники 1497 и 1550 гг., Стоглав 1551 г., указные книги приказов (Раз­бойного, Земского и др.), царские указы, приговоры Боярской думы, решения земских соборов, литовское и византийское законодательство. Позднее Уложение было дополнено Ново­указными статьями.

Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей. В нем систематизировано и обновлено все российское зако­нодательство, наметилось разделение правовых норм по от­раслям и институтам. В изложении норм права сохранилась казуальность. Уложение открыто закрепляло привилегии гос­подствовавшего сословия и устанавливало неравное положе­ние зависимых сословий.

В Соборном уложении закреплялся статус главы госу­дарства — царя как самодержавного и наследного монарха.

С принятием Уложения завершился процесс закрепощения крестьян, устанавливалось право их бессрочного сыска и воз­вращения прежнему владельцу.

Главное внимание уделялось судопроизводству и уголовному праву. Более детальной регламентации были подвергнуты формы судебного процесса: обвинительно-состязательная и розыскная. Выделялись новые виды преступлений. Целями наказания.стали устрашение, возмездие и изоляция преступ­ника от общества.

Соборное уложение 1649 г. было основным источником российского права до принятия Свода законов Российской Империи в 1832 г

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.