Появление и развитие идеи «Москва – Третий Рим» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Появление и развитие идеи «Москва – Третий Рим»

2020-11-02 181
Появление и развитие идеи «Москва – Третий Рим» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Появление и развитие идеи «Москва – Третий Рим»

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА


Студента 4 курса

направления 48.03.01 «Теология» (профиль «Православная теология»)

 

Самодурова Андрея Игоревича

Научный руководитель старший преподаватель

 

____________________________

подпись, дата

 

протоиерей Сергий Ксенофонтов

Допущена к защите

 

__________________________    

                                      дата

   

Проректор

по учебной работе

 

 

___________________________ подпись, дата

  игумен Варфоломей (Денисов)  
Защищена с оценкой  

 _______________________

 

Проректор по учебной работе  

 

____________________________

подпись, дата

 

г. Саратов

2019

 

игумен Варфоломей (Денисов)

           

Содержание

  

Введение. 3

Глава 1. Исторические свидетельства идеи «Трех Римов». 8

Глава 2. Внутриполитическая обстановка во время появления концепций «Москва-Третий Рим» – укрепление великокняжеской власти как самодержавной. 10

2.1 Международная обстановка во время появления концепции. 14

2.2 Попытки влияния Западной Церкви на Московскую Русь. 20

Глава 3. Монах Филофей – основоположник идеи «Москва-Третий Рим». 27

3.1 Письмо монаха Филофея к царю Василию III 27

3.2 Эсхатологическая тема в послании. 30

Глава 4. Теория «Москва – Третий Рим» как идеология Российского государства в XVII-XVIII в. 32

4.1 Отражение теории «Москва – Третий Рим» в политики государстваXIX в. – начале XX в. 39

4.2 Отражение в советском мировоззрении идеи лидерства страны.. 44

Глава 5. Современная Россия – наследница традиций теории «Москва – Третий Рим» 48

Заключение. 51

Список использованных источников и литературы.. 53

                                                                                                  


Введение

 

Предлагаемое исследование освещает проблему возникновения и развития религиозно-идеологической доктрины «Москва – Третий Рим», на протяжении нескольких веков эта теория активно обсуждалась. В последнее время проводятся Международные семинары и конференции с таким названием, в них затрагиваются религиозные, юридические, филологические и историографические аспекты данной идеи.

  «и внимай, благочестивый, тому, что все христианские сошлись в одно, что два Рима, а третий стоит, же не бывать». [1]Эта идея старца Филофея из Псковского Спасо-Елеазарова монастыря, появилась на рубеже XV-XVI веков. Приняв христианские традиции вместе с крещением, так или иначе уже в Киевской Руси была принята конструкция Византии о взаимоотношении Церкви и государства – симфония, частью этой конструкции было греческое осмысление исторического процесса смена государств. Воля Божия, выраженная в словах пророка Даниила, виделась византийцами в смене одного государства другим, в зависимости от благочестия правителей и граждан. Сами греки довольно долго были уверены в христианской исключительности своей империи, но ослабление и ее падение поколебали не только их уверенность в этом, но и уверенность их союзников. Христианские соседи византийцев стали прилагать теорию смену государств по отношению к себе, так еще не оформившись и появляется идея смены Византии другим благочестивым христианским государством, как сама Византия в свое время заменила ветхий Рим.

Интерес к такой исторической конструкции, то угасал, то возрождался как в восточно-славянских, так и в западных молодых варварских государствах. Поэтому можно утверждать, что идея исторической трансформации смены государств с точки зрения Даниилова пророчества унаследована Киевской Русью. Впоследствии ее восприняла Московия, как часть христианского наследия и имела развитие в императорский период, в советское время, хотя и в измененном виде и настоящее время тоже обсуждается. Эта концепция привлекала многих как идеологическое обоснование исключительности того или иного государства. В Московской Руси эта идея одновременно стала государственной идеологией и религиозной концепцией.

Не удивительно, что при своей трансформации в разные эпохи, даже тогда, когда переставали существовать царства и империя мысль о своей особой миссии Руси оставалась и остается. Более того, на первое место начинает выходить духовно-составляющие ценности, определяющие особенности исторического пути России. Ведь каждый народ и каждая страна обладает своей самобытностью, которая определяется их духовным развитием во всей его полноте и сложности. Так об этой концепции пишет историк Русской Православной Церкви А.В. Карташов: «Само собой взяла над всеми верх и даже расцвела, засветилась бенгальским огнем и затрубила победной музыкой увенчавшая иосифлянскую историософию песнь о Москве – Третьем Риме. Раз народ, нация, церковь – вся подсознательно сложившаяся, созревшая Русь, как организм одушевленный некоей единой душой, сознанием себя в ореоле Православного Царства».[2]

В наше время можно определить актуальность темы идеи «Москва – Третий Рим» тем, что историческое влияние этой концепции на российскую духовную культуру и государственное строительство столь велико, которая оставила такое богатое историческое наследие, что до сих пор определяет место и роль России в современном мире. Так как всегда актуален поиск национальной идеи Российской цивилизации и попытка определения роли русского мира в человеческой истории, то изучение религиозного фактора Москвы как центра православия, помогает увидеть причины многих исторических и социальных процессов в современной России, осмыслить и спланировать их развитие. Большое значение имеет изучение данной темы, также и для анализа нашей недавней истории, потому что идеи лидерства в славянском и православном мире, так или иначе нашли отражение в идеологии советского государства и современной России.

Историография темы для изучения темы использованы научные труды, церковно-историческая литература, следующих специалистов: Н.Н Воейков, А.Н. Зайцев, митрополит Иларион (Алфеев), А.В. Карташев, А.П. Лебедев, Г.А. Острогорский,Р.Г. Скрынников, архимандрит Тихон (Шевкунов),Л. А. Тихомиров,И. А Тихонюк,А.П. Лебедев. Научные исследования авторов исследованию основных, связанных с сутью «Москва – Третий», ее идеологией и.

Цель работы: сущность «Москва – Третий» как философско – теологическую и мессианскую идею и осмыслить ее с точки зрения исторической трансформации.

Задачи работы:

· Провести анализ источников и основных исследований концепции;

· Поэтапно проследить становление идеи «Москва – Третий Рим» в России до последнего времени;

· Раскрыть особенности концепции «Москва – Третий Рим»;

· Выявить движущие силы процесса развития концепции;

Характеристика источников и литературы: главным источником для предлагаемого исследования послужило послание старца Филофея [3] к великому князю Василию, написанное им как полагают, между 1514 – 1521 годами. В послании к русскому князю Василию монах Филофей впервые излагает свои мысли, касающиеся нового предназначения – Русского царства в православном мире. Важно послание тем, что принадлежит к весьма редкому в русской литературе жанру увещания, обращенного к монарху. По всей видимости, сам Филофей не предполагал какой резонанс будет иметь его послание впоследствии. Большинство исследователей сходятся в мнении, что Филофей имел свои цели успокоения общественного мнения по поводу прекращения пасхалии, исторические примеры смены государств должны были ослабить эсхатологическое напряжение. Не редко бывает в истории, что идея, высказанная по проблеме текущего дня, становится впоследствии доминирующей в течение долгого времени и основанием идеологий и концепций. Для этого необходимы определенные исторические условия, что и произошло с посланием старца Филофея.

Именно для понимания таких исторических условий необходимо обратить внимание на другие источники этого периода, в частности на «Пасхалию» митр. Зосимы, которая была составлена в 1492 г. В ней он сформулировал основы идеи «Москва – Третий Рим». В вводной части предстоятель рассуждает на ту же тему, что и Филофей, окончание пасхалии – не окончание мира, а предыдущие смены государств одно другим тому доказательство.

Другим важным источником, показывающим, как быстро трансформировалась послание Филофея в религиозно – государственную концепцию, является летопись «О взятии Казани».[4] Сохранившиеся исторические сведения повествуют, что автором был русским человеком, который попал в плен к казанским ханам, возможно и написан был им же будучи в плену. Здесь впервые мы видим, что падение Казани и возвышение Москвы над своим извечным врагом есть воля Божия, подобно той, как один Рим сменил другой.

Также необходимо отметить ряд литературных трудов, используемых в исследовательской работе. В исследовательской работе использовалась книга «История Византии»,[5] которая была написана историком и профессором Московской Духовной Академии и Московского Университета Алексеем Петровичем Лебедевым. Его труд разделен на две части, которые были изданы в разное время: История разделения Церквей в IX, X и XI веках, с 1841 – 1900 г., Исторические очерки состояния Византийско – Восточной Церкви от конца XI до половины XV века в 1902 г. Данный документ является важным для моей работы, так как освещает падения Византийской империи.

Следующим исследовательским трудом, который считается немало важным в данной работе, является книга «Нравственный образ истории»[6], написанная православным писателем, историком, психологом Ю. П. Михайловым. Автор родился в 1947 году и проживает в Санкт – Петербурге, является членом Петровской академии наук и искусств. Его труды посвящены не только истории, но и психологии «Психология мужества», «Дающая жизнь» и т.д. Труд Михайлова Ю.П «Нравственный образ истории» важен тем, что повествует о славе и тысячелетии Византийской империй, о зарождении и развитии в Великой Российской Державе теории «Москва –  Третий Рим».

 

 


 

Заключение

 

История нашей страны свидетельствует о том, что наша цивилизация неразрывно связано с мировой. Этих связей много: культурные, экономические, политические, религиозные, это осознается не только нами, но и мировым сообществом. Поэтому любые процессы мировой истории так или иначе отражались на нашей отечественной.

 Можно утверждать, что одним из таких процессов, породивших крепкую связь России с Европой и мировым сообществом, является активное участие в течение нескольких веков в процессе христианизации. Следствием этого становятся появление различных социально-религиозных идеологических теорий, одна из которых предложена в данном исследовании.

Появившееся в начале христианской истории в Европе идея переходящего Третьего Рима настолько овладела умами общественных деятелей того времени, что неудивительно, что вместе со всем сокровищем христианской мысли она была принесена и в России. Трудно утверждать, как эта идея проявилась в домонгольской Руси. Это было связано с тем, что все силы наших предков шли на строительство молодого государства под духовным руководством Константинополя. Ощущение радости от приобщения к плодам мировой христианской культуры, пришедших из Византии, вполне было достаточно для самоидентификации себя в мировом историческом процессе того периода. Хотя мы видим попытки освобождения от власти Константинополя и в киевский период эти попытки были не настойчивы, но для политической и духовной власти положение Второго Рима как удаленного руководящего центра было удовлетворительно.

Все изменилось после трагедии татаро-монгольского нашествия. Можно считать настоящим историческим чудом продолжение существования российского народа в условиях монгольского ига, внутренних нестроений и западной агрессии в лице крестовых походов. Двухсотлетнее противостояние золотой орде, борьба и победа над ней стала возможна лишь при поддержке Православной Церкви.

В трудных испытаниях Церковь осталась со своим народом и создала духовные условия для его будущего возрождения. Знаком такого возрождения стало появление в XVI веке изложенной монахом Филофеем теории «Москва – Третий Рим». Сама по себе она не была новой ни для Европы, ни для России. Новой захватывающей перспективой оказалось мысль о Москве как духовном центре чистого православия. На фоне государственной централизации падения Византии, враждебности западного католического мира Россия находит свою константу цивилизационного развития. Московское царство сменило Империю, ее в свою очередь – Советский Союз, но различные исторические формации так или иначе наследовали мессианскую идею Третьего Рима. Иногда за политическими и идеологическими фонами развития эта идея не была видна, но это не означает что ее не было.

Современная Россия продолжает искать свой цивилизационный путь. Но в любом поиске невозможно будет уйти от тысячелетнего наследия собственной цивилизации, а это означает только одно, что теория «Москва – Третий Рим» на пороге возрождения.

 


 

Появление и развитие идеи «Москва – Третий Рим»

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.