Глава 4. Борьба курдов за суверенную государственность на современном этапе: сравнительный анализ по отдельным странам и определение перспектив развития «курдской проблемы» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 4. Борьба курдов за суверенную государственность на современном этапе: сравнительный анализ по отдельным странам и определение перспектив развития «курдской проблемы»

2020-11-02 113
Глава 4. Борьба курдов за суверенную государственность на современном этапе: сравнительный анализ по отдельным странам и определение перспектив развития «курдской проблемы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

§ В этой главе перед нами стоит задача сравнить достижения четырёх групп курдов, выявить каких именно свобод достигла каждая из них и оценить перспективы создания независимого Курдистана.

§ Для начала затронем языковой аспект. Начнём анализ с курдов Турции. Обратимся к конституции. Официальный язык: турецкий. О курдском даже не упоминается. Интересная деталь[262], в разделе VII (свобода мыслей и убеждений) статье 26 отмечается: «Никакой язык, запрещенный законом, не должен использоваться при выражении и распространении мыслей». Значит тотальный запрет на любой другой язык и гонение. В статье 42 указано: «Никакой другой язык, кроме турецкого, не должен преподаваться в качестве родного языка гражданам в любых образовательных учреждениях.» Значит продолжение всё той же политики, как и при Ататюрке, хотя на данный момент, появились некоторые уступки, являющиеся большим достижением. В августе 2002 г. этот пакет реформ подтвердил турецкий междлис, это были большие уступки со стороны правительства, которое надеялось поскорее вступить в ЕС.

§ Снятие запрета с курдского языка.

§ Разрешение преподавания национального языка (пока только ограничено, в частных школах).

§ Разрешение теле- и радиовещания на курдском языке.

§ Смягчение законов об общественных демонстрациях. По сути, язык разрешили, но тем не менее возникают конфликты.[263]

 Обратимся к иракской группе курдов. Согласно статье 7 конституции Ирака[264], курдский язык наравне с арабским признаётся официальным, в отличие от Турции, здесь это отражено в главном документе страны и никак не может ограничиться. В сирийской конституции[265] не прописан вопрос о курдском языке. Официальным признан арабский. Обратимся к последней, иранской группе. В конституции Ирана[266] курдам не выделяется отдельное место. Официальный язык: персидский. И только он, однако, другие языки не запрещены: «однако местные национальные языки могут свободно использоваться наряду с персидским языком в прессе и иных средствах массовой информации, а также для преподавания национальных литератур в школах». Стоит заметить, что по этим данным ситуация с языком лучше обстоит в Ираке и Иране.

Другой, сравниваемый аспект – это политическое участие в жизни страны. Курды Турции стали активными участниками политического процесса, что является огромным достижением. Отмечается один интересный факт: В 2008 г. Эрдоган, на тот момент еще премьер – министр, посетил Курдистан в Диярбакыре, представил проект, который предусматривает многомиллиардные (14 млрд.долларов) вложения в развитие экономики региона. Казалось бы, удивительный поступок[267]. Автор отмечает, что это были во многом предвыборные обещания, чтобы привлечь курдов на свою сторону. Да, они стали иметь право голоса. Достаточно было Эрдогану в 2007 г. съездить в Диярбакыр и во всеуслышание заявить, что курдский вопрос существует и что его надо решать – и курды проголосовали за него, даже в ущерб прокурдской ДТП.[268] Это значит, что народ, несмотря на многолетние разногласия надеется на правительство, верит любому обещанию, исходящему от вышестоящих лиц. Отдав голоса за Эрдогана, курды не получили практически ничего – все обещанные реформы были заморожены, и вместо предполагаемого дарования национальных прав, Эрдоган, пойдя на поводу у военных, развязал военные действия в Иракском Курдистане.[269] В Иракском Курдистане ситуация обстоит лучше. По форме политического устройства он представляет собой парламентско-президентскую республику с атрибутами суверенной демократии. По сути, это государство в государстве. Иракский Курдистан осуществляет независимую внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность, пограничный и таможенный контроль за участками границ с Сирией, Турцией, Ираном и халифатом, здесь аккредитованы свыше 30 представительств разных стран.[270] В Сирии курды признаны гражданами страны, а значит, имеют равные права[271].

Обратимся к иранской группе. Курды тут политически пассивны, ни очень разобщены, не имеют единой партии, которая их объединяет, турецкие курды сплочены вокруг РПК, а в Иране такого нет[272]. 26 июля 2015 г. президент Ирана Хасан Рухани посетил Иранский Курдистан и заявил: «Мы намерены защитить всех курдов Ближнего Востока от ИГИЛ и «Аль-Каиды». Рухани пообещал иранским курдам образование на курдском языке.[273] Стоит отметить, что ранее курды на этой территории не признавались совершенно, как и на турецкой. Важной уступкой правительства является легитимизация языка.

Конечно, образцом для всех курдов является Иракский Курдистан – это идеальная мечта, у этой группы наилучшее положение. На втором месте находится сирийская часть курдов. Они стали союзниками САР и многие из них, гражданами этой страны, что немаловажно. Третье место делят Турция и Иран. Они добились пока малых свобод. Но важно то, что проблема на этой территории перестала замалчиваться. В Турции курды стали активными участниками политического процесса, во многом под давлением ЕС.

Развитие отношений между сирийскими и турецкими властями будут скорее всего развиваться в соответствии с Аданскими соглашениями[274], заключенными в 1998 г. Оно подразумевает сотрудничество двух стран по борьбе с РПК. Аданское соглашение обязывает Сирию «бороться с террористами, которые представляют угрозу для Турции», при этом «оно также дает право Турции вмешиваться в случае, если Сирия не примет эти меры».[275]Партнерское соглашение,должно быть выгодно обеим сторонам, оно подразумевало не только политическое, но и экономическое сотрудничество. Однако это было до Арабской весны. Москва как важный игрок в данном регионе может сыграть значительную роль в урегулировании вопроса. Возможно, что именно при посредничестве России будут внесены изменения в Аданское соглашение 1998 г., а может быть, и подписано новое соглашение между Турцией и Сирией. Наиболее подходящими условиями для обеих сторон будет отказ Турции от идеи военных действий или создания безопасного района в северной части Сирии. В обмен на это Сирия должна будет обеспечить прекращение существования сепаратистского образования на границе с Турцией. Устранение всех проблем между этими государствами и совместная борьба против терроризма может заново «придать политическую силу» документу, но при условии, что Анкара и Дамаск пойдут на взаимные уступки.213 В контексте курдского вопроса взаимоотношения между этими странами, скорее всего, будут развиваться именно по сценарию Аданских соглашений.

Возможно ли создание независимого Курдистана сейчас? На данном этапе скорее всего нет. Курды Сирии стали активно сотрудничать с режимом Асада, им не на кого опираться в данном регионе. Кроме того, в связи с сложившейся ситуации в Идлибе, правительственному режиму нужна помощь курдов, и это несомненно будет использовано курдами в ходе работы Конституционного Собрания Сирии, готовящего новый текст основного закона страны. Семен Багдасаров пишет: ««Сирийская армия очень слабая. Было бы правильно, если бы [президент Сирии Башар] Асад договорился с курдами. Курды готовы из 75-тысячных войск выставить 30 тыс. — целый корпус для совместной борьбы против турок».[276]

Возникла уникальная ситуация, когда силы, некогда боровшиеся против режима готовы сражаться на его стороне. Поскольку у курдов нет «за спиной» влиятельной державы, которая бы активна поддерживала их притязания, они стремятся существовать в рамках «реальной политики» и извлекать максимальную выгоду из сложившейся ситуации. Официально силы США выведены, об этом заявлял Дональд Трамп. Россия, ставшая мощным игроком в регионе, является союзником официального правительства Сирии и не станет поддерживать курдский сепаратизм, т.к. ее главная задача – сохранение суверенитета и территориальной целостности государства, а создание независимого Курдистана подразумевает под собой отделение части территорий.

Проблема создания независимого Курдистана является животрепещущей темой научных и околонаучных дискуссий. Многие из западных экспертов считают, что у курдов за пределами их региона больше врагов, чем друзей, поэтому созданное государство не сможет долго просуществовать. Другая группа экспертов делает более утешительные прогнозы.[277] Они предлагают поддержать курдов в создании автономии. Светские прозападные курдские ареалы, утверждают они, могут стать сдерживающим фактором распространения радикального ислама на Ближнем и Среднем Востоке. Во многом благодаря курдам было остановлено и разгромлено Исламское Государство. Курды охраняли многие тюрьмы с террористами, которые после «Источника мира» были в спешке оставлены.


 

Заключение

 

Уровень политического развития курдов на первых этапах освободительного движения, в начале XX в., был крайне низкий. Так организации, созданные ими, приводили к еще большей разобщённости народа и, соответственно, к ухудшению ситуации. Курдские сообщества преследовали разные цели, опирались на разных стратегических партнёров. Единого мнения по вопросу независимости у них не было: одни считали, что Курдистан должен быть полностью независим, а другие видели будущее в автономии. Многие из лидеров заботились лишь о повышении собственного авторитета, общая цель уходила на второй план. Организации, призванные сплотить, не приводили к желаемому, поэтому многие освободительные движения были жестоко разгромлены властями. Таким образом, уровень политического развития курдов на начальном этапе освободительного движения не мог привести к результату.

После Первой мировой войны арабское национальное меньшинство Османской империи получило независимость в составе различных государств. Если бы Севрский мирный договор был реализован, то на карте могло бы появиться новое государство Курдистан. Он фиксировал фактическую ликвидацию Османской империи и предполагал раздел собственно турецкой территории. Согласно этому договору Турция должна была взять на себя обязательство отказаться от своих прав на области, населенные преимущественно курдами. Возникла проблема с ратификацией договора Анкарой: турки не могли пойти на то, чтобы отдать столь значительные территории, и его в полном объеме не признали. Курды стали восприниматься как важная угроза территориальной целостности, район сепаратистов и, соответственно, в отношении мятежников применялись жестокие репрессии. Казалось бы, ситуацию нельзя было сделать еще более тяжелой, чем была раннее, но после Первой мировой войны курды находились в крайне бедственном положении.

Россия активно сотрудничала с курдами, чтобы обезопасить свои владения в Закавказье, на которые претендовала Великобритания. Взаимовыгодное сотрудничество заключалось в том, что курды защищали границы, а империя, поддерживала их в борьбе против общих врагов. В.А. Гордлевский, основываясь на своих наблюдениях, писал: «Курды как будто чувствовали, что решение их судьбы лежит на севере, и охотно шли на сближение с Россией, враг Турции был для них другом»[278]. В период СССР курды более тесно стали сотрудничать с нашим государством. СССР считал своим священным долгом оказывать всестороннюю поддержку и помощь народам, борющимся за свое национальное освобождение. Большевики надеялись с помощью курдов распространить идеи мировой революции. Тем не менее, основную ставку Москва сделала на сохранение турецкой государственности, поскольку Турция также воспринималась большевистским правительством как жертва колониальной агрессии стран Антанты и потенциальный союзник Советской республики.

Политика Турции, Ирака, Ирана, Сирии в отношении курдов в XXI в. изменилась в лучшую сторону. Курды Турции получили право использовать свой язык, хоть и не на официальном уровне. Они стали активными участниками политической жизни, появилась возможность избираться в парламент. Курды Ирака стали фактически независимыми от правительства. На их территории есть посольства разных стран, положение народа закреплено в конституции, курдский язык используется наравне с официальным. Иранские курды страдают от собственной разобщённости, что умело используется официальным Тегераном. Уровень их политического участия низкий, и, соответственно, они не добились существенного расширения своих прав. Их районы самые бедные в стране.

Многие курды Сирии имеют гражданство, а так же активно сотрудничают с режимом Б. Асада, по той причине, что после заявленной эвакуации американского контингента им не на кого опираться в данном регионе. В борьбе против Исламского государства курды показали себя силой, способной противостоять терроризму. Особую роль сыграли отряды народной самообороны (SDF), созданные на межплеменной основе, но с ключевой ролью курдских формирований. Была одержана важная стратегическая победа в схватке за Кобани в 2014 г., когда под угрозу было поставлено само существование курдов на территории Сирии. Затем в 2017 г. в результате многомесячных боев именно курды освободили город Ракка, являвшийся столицей террористического Исламского государства.

Отношения курдов с Россией и США. Наша страна проводит экономическое и культурное сотрудничество с Иракским Курдистаном. Но помимо этого цель России направить борьбу курдов за свою независимость в мирное русло. Подписанное соглашение в декабре 2014 г. между Эрбилем и Багдадом регламентирует экспорт курдской нефти, и открывает новые перспективы российско-курдского энергетического партнёрства. Сотрудничество осуществляется не в ущерб отношениям с Иракским правительством, т.к. Багдад признаёт право Курдистана на экспорт нефти. С США у курдов в основном военное сотрудничество по борьбе с ИГ. Однако их хорошие взаимоотношения были недолговечными. Президент Д. Трамп решил частично отказаться от сотрудничества с курдами и его войска покидают Сирию. За это его осуждали не только курды, но и политические противники в самих США.

Операция «Источник мира» была проведена с целью уничтожения курдов. Эрдоган оправдывал вторжение на Сирийскую территорию Аданскими соглашениями, которые позволяют преследовать террористов на территории соседнего государства. Операция проводилась под благовидным предлогом, но на деле, направлена на преимущественно на ослабление политических притязаний курдов и заселение их территорий протурецко настроенными беженцами.

Президент Турции стремился обезопасить границу созданием буферной зоной, чувствуя нарастающую силу курдского национального движения. Перспективы Сирийского Курдистана после серии турецких операций неутешительны. Им не на кого опираться: важный стратегический партнер – США – отвернулись от своих союзников по борьбе с ИГ, Россия же поддерживает идею целостности государств и не будет поддерживать сепаратизм национальных меньшинств. Курды перешли на сторону сотрудничества с существующим режимом Сирии, поскольку на данный момент это наилучший выход.

Перспективы курдов неутешительны. Многие из западных экспертов считают, что у курдов за пределами их региона больше врагов, чем друзей, поэтому созданное государство не сможет долго просуществовать. Есть и позитивное видение ситуации. Курдские надежды подкрепляются тем, что великие державы и мировая общественность все больше уделяет внимание научной, правовой и политической разработке проблемы национального самоопределения. Для курдов Ирака наиболее оптимальной формой реализации их прав может быть развитие в этом государстве федеративных отношений на территориальной основе и при сохранении целостности государства. Курды в Турции стоят перед решением проблемы реализации своих гражданских прав, прежде всего, права на культурное самовыражение и получения политических и правовых гарантий для этого. В связи с этим необходимо добиваться прекращения военно-полицейских репрессий против курдского населения.

Оценивая ситуацию, сложившуюся на данный момент, стоит сказать, что независимый Курдистан вряд ли будет создан в ближайшее десятилетие. Курды слишком слабы, чтобы забрать территории у четырёх держав. Несмотря на то, что вооруженная борьба ведётся на протяжении столетия: с начала XX до начала XXI вв., она не привела к коренному перелому и изменению положения.

Иракский Курдистан добился автономии, благодаря тому, что у США были свои ситуативные интересы в данном регионе. Курды просто воспользовались ситуацией, а Вашингтон использовал их в собственных целях. Сейчас это практически самостоятельный регион. В 2017 г. был проведён референдум, целью которого заявлялось создание независимого государства, но это событие вызвало шок в мировой общественности. Руководство Ирака обвинило Эрбиль в попытках подрыва безопасности и территориальной целостности.[279]

Масуд Барзани оказался в сложной ситуации, но референдум был проведен, большинство курдов, несомненно, проголосовали за независимость. В результате они оказались в полной изоляции, ни одна держава не признала итоги плебисцита. Стоит сделать вывод, если у Иракского Курдистана, который имеет автономию и наибольшие свободы, не получилось добиться признания, то даже попытки других групп курдов будут задушены. Иранский Курдистан не имеет совсем шансов, по той причине, что курды здесь разобщены и у них просто не хватит политического сознания, экономических ресурсов и военной силы, чтобы совершить результативную попытку обретения суверенитета.

У турецких курдов ситуация обстоит не лучшим образом. Несмотря на то, что население курдов составляет 15-20% (15 млн.)[280] от населения самой Турции ситуация там крайне взрывоопасная, что отталкивает любые другие державы от поддержки национально-освободительного движения. Если усиливаются сепаратные настроения, то власти организуют карательные операции, достаточно вспомнить «Коготь» и «Источник мира», они приводят к тяжким последствиям. Эта территория находится под неусыпным контролем сильной турецкой национальной армии.

Совершенно уникальная ситуация в Сирии: власть и курды сотрудничают. В ситуации, когда курдам грозило полное уничтожение, именно Б. Асад пришел на помощь. Защита фактически самого существования сирийских курдов как самостоятельного народа была во многом связана с поддержкой Дамаска, если на территории Ирака получилось бы создать независимое государство, то, несомненно, спустя время к нему бы присоединились и другие группы. Крупные мировые державы не готовы вмешаться в ситуацию, по той причине, что в данном регионе слишком напряженная обстановка. Многие опасаются, что вследствие создания независимого Курдистана может измениться вообще карта, т.к. и другие национальные меньшинства захотят своё государства, а это приведёт к войне. Таким образом, в среднесрочной перспективе развитие событий ни в Сирии, ни в Ираке, ни, тем более в Турции и в Иране не предполагает создания независимого курдского государства.

Тем не менее, курдский фактор остается одним из ключевых в решении ближневосточных проблем, и 40-миллионный народ продолжает отстаивать свои права, несмотря на неблагоприятно складывающиеся обстоятельства.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.